Какая польза от ночной молитвы

Святые отцы православной церкви придавали ночной молитве особый смысл, считая её одним из самых мощных и полезных методов очищения и озарения души.
Святой Иоанн Златоуст заключал: «Господь особенно приклоняется на милость ночными молитвами», а прп. Исаак Сириянин говорил: «Всякая ночная молитва полезнее тебе всех дневных подвигов».
Однако церковнослужители сходятся во мнении, что мирянам, в отличие от иноков, не стоит молиться ночью, поскольку это действо сопряжено с опасными искушениями, с которыми человеку неподготовленному весьма непросто справится. Но, а если всё-таки у человека есть неиссякаемое желание молиться именно ночью, делать это можно только по благословению его личного духовника.
Отличие между монахом и мирянином
Путь мирянина и монаха – это две разных стези человеческой жизнедеятельности, с отличиями в образе жизни, попечениях и молитвенных совершенствованиях. Не связанные тесными родственными и супружескими узами монахи, не знают хлопот, сопряженных с заботой о близких людях, их умы не заняты многочисленными мирскими проблемами, они не ощущают дефицита времени, категорически не хватающего работающему человеку.
У каждого монаха есть личный духовник, следящий за его духовным развитием и наставляющий в молитвенных практиках.
Иноки живут в собственном мире, зависимом от определённой дисциплины, с чёткой иерархией подчинения и распорядком дня, позволяющим молиться в разное время суток.
Именно поэтому большинство трудов святых отцов, повествующих о правилах молитв, были адресованы инокам, исходя из их особого ритма бытия в монастырях.
Св. Игнатий Брянчанинов пишет: «Монахи суть те христиане, которые оставляют все по возможности земные занятия для занятия молитвою — добродетелию, высшею всех добродетелей, чтоб посредством нее соединиться воедино с Богом…»
Традиция ночных молитв
Традиция ночных молитв восходит к временам становления христианства, когда прятавшиеся от преследования подвижники Христа, только в темное время суток могли безбоязненно возносить свои ежедневные молитвы. Делать им это было не трудно, во-первых, в силу невероятного духовного порыва, и, во-вторых, из-за особенности жизненного уклада – в жарких южных странах, с территории которых начала распространяться эта религия, люди привыкли отдыхать днем, чтобы прохладными ночами заниматься делами. Впоследствии эта практика была усвоена монастырями и постоянные ночные моленья стали частью жизни иноков.
Мощь ночной молитвы
Необычная мощь ночной молитвы состоит, в том, что при её совершении ум человека однозначно сосредоточен на общении с Богом, а в душе воцаряется покой, навеянный как глубинным пониманием слов мольбы, так и зарождающимися в душе благодарностью, покорностью, умилением и любовью.
Св. Златоуст видел её мощь в следующем: «Ночью и ум свободнее можно вознести к Богу, и ночные молитвы к покаянию обратят вас, и их паче дневных послушает Бог. Если ты ночью выйдешь из дома, то заметишь вообще молчание; и твоя душа становится в это время чище, и ум твой легче на молитву».
Мирянам не рекомендуется
Для того чтобы человек мог совершать ночную молитву его воля должна быть обращена к Богу, тело энергичным и собранным, совесть освобождена покаянием, сердце очищено от страстей, а ум отстранен от суеты, но этих обстоятельств очень трудно добиться мирянину, вовлечённому в суматоху современной жизни.
Неподготовленный к ночной молитве обыватель может стать легкой добычей бесов, которые, по мнению Н. Пестова, по непонятным пока причинам «имеют наибольшую власть над миром и иногда мешают в молитве различными «страхованиями» (наведение чувства боязни, страха, ужаса, непонятными звуками, стуками и, наконец, различными явлениями и видениями)».
Его словам вторит религиозный писатель С. Нилус, описавший произошедший в Оптиной пустыне печальный случай, когда готовившийся принять монашеский постриг молодой человек вопреки запрету духовника совершал самовольные молитвы в ночное время. В результате после очередного ослушания «послушник» выбежал голый из кельи и забежал в храм, где совершалось богослужение. Забравшись на св. Престол он бесновался и выделывал неподобства, а видевшие это монахи не могли ничего поделать, поскольку были обуяны непонятным сковывающим страхом. Лишь иеромонах после недолгого замешательства сбросил обезумевшего с Престола и передал его в руки врачам, которые констатировали у него психическое расстройство, из-за чего он провел остаток жизни в соответствующей клинике.
В книге «Монастырь в миру» прот. Валентин Свенцицкий пишет: «Не надо молиться поздно. До 12 часов ночи молитва должна быть кончена, и молящийся должен отойти ко сну. Мы не знаем всех тайн невидимого мира. Не всё нам открыто, и не всё ведомо. Неведомо нам и то, почему именно в эти поздние часы, после 12-ти, тёмные силы особенно чувствуют своё могущество и нападают на душу с особенной яростью».
Молитва в ночные часы делает душу человека восприимчивее как для доброго, так и для дурного, именно поэтому бесам легче проникать в неё, искушать человека утончёнными соблазнам, тешить его слух ложнми откровениями, разжигать горделивые помыслы и затягивать в заманчивые споры.
В этом же издании отмечено, что зачастую демоны, чтобы обмануть молящихся обретают облик ангелов света, о которых писал и архиепископ Василий (Кривошеин).
В книге «Ангелы и бесы в духовной жизни» он приводит слова преподобного Антония Великого, рассказывавшего своим ученикам об ухищрениях нечистой силы, желающей согнать христианина с праведного пути.
Именно различение, настоящих ангелов света от прикидывающихся ими бесов есть основная проблема, сопровождающая ночную молитву. Мирянин не знакомый со всеми хитростями дьявола может легко поддаться на его уловки, поскольку распознавание этих двух духов идёт не на инстинктивном, а на интуитивном уровне. Именно поэтому Антоний настаивает: «Должно молиться… чтобы получить дар различения духов, дабы, как написано, мы не веровали бы всякому духу», а в мирской жизни у человека нет столько свободного времени, чтобы посвящая себя постоянным молитвам научиться противостоять влиянию тёмных сил.
Ночь для сна
О том, что мирянам не нужно посвящать ночь молитвам имеются строки в одном из писем преподобного Амвросия Оптинского: «Спрашиваешь, как приучить питомицу твою к серьезным занятиям… Предложи сперва, чтобы из дня сделали день и из ночи — ночь; а когда в этом будешь иметь успех, тогда можно будет думать и о другом».
Уставший за день организм работающего человека нуждается в восстановлении сил, посредством непрерывного сна, а ночные молитвы непременно разбивают его на отрезки мнимого бодрствования и возможной релаксации.
Блаженный Феодорит Кирский отмечал: «Смотрение Божие… дало… сон сладкий и продолжительный, который может успокоить тело после усталости и сделать его более крепким для трудов следующего дня».
При ведении активного образа жизни у человека должен быть правильный режим сна, а постоянные пробуждения на ночные молитвы способны разбалансировать его психику и нанести непоправимый вред.
Присказка
(в принципе, можете сразу опускать и переходить к блоку “Ночная молитва”, если лень читать, т.к. заметка написана именно для него, но как всегда ушел во многие ненужные подробности, которые потом жалко было удалять).
Вчера немного странный был праздник первоверховных апостолов Павла и Петра, скажем так в нравоучительном плане – мне только дай повод, дабы сделать замечание. Грешный… каюсь. Единственное, могу сказать, что пытаюсь делать по доброму, правда, естественно, что не всем это нравится.
- Сразу после литургии сделал замечание одному знакомому о.Даниила, который вошел в алтарь, пока батюшка на амовоне читал над прихожанами молитвы о здравии. Пол-тора месяца назад, он также вошел в алтарь в самый пик литургии, как в какой-то проходной двор, поспешил поделиться с отцом новостью, потом вышел и стал делиться новостью с клиром и это все во время литургии. Он жутко обиделся, что я ему, бывшему алтарнику о.Даниила, сделал замечание. Пожаловался на меня отцу, но я ему еще напомнил, что разговаривать во время литургии нельзя, т.к. люди берут с нас пример.
- Потом бабушке Анастасии, по одному случаю, когда она своим агрессивным рвением могла отпугнуть от церкви первый раз пришедшую женщину (та, не знала, где брать святую воду, и попыталась взять из цистерны, из которой никому не позволяется – так сказать годовой запас Великой Агиазмы).
- Потом сапожнику, у которого взял так и неотремонтированные летние плетенки, которые валялись у него почти год, а уж и лето проходит.
- Потом перцу, который остановил машину прямо на зебре. Странные люди – плюют на всех, и когда им просто показываешь, что это ненормально и людям негде проходить, начинают хамить и прямо, как бы давая понять, что желают, чтобы их вытащили за шкирку.
- Потом послал участкового во двор к сапожнику, т.к. там мужики с утра сели распивать пятилитровую канистру вина без всякой закуски и прямо на детской площадке. Участковый сказал, что там уже был. Я удивился такой оперативности. Люди подсказали, что в этом районе живет новый наш президент.
- А вечером, прямо таки взбесился мой приятель атеист-агностик (которого часто упоминаю). Мда… взбесился это от слова “бесы”, и было чему. Просто у меня традиция уже сложилась – отмечать все православные праздники с ним, и хочешь-не-хочешь, а разговор всегда затрагивается на религиозные темы.Тем паче, в этот раз я параллельно досматривал лекцию Кента Хованда о сотворении мира.
Понятно, что человеку тяжело, когда его мировоззрение просто рушится и он не имеет даже зацепиться за что-то, чтобы восстановиться свой шаткий мирок, поэтому, наверное, и взбесился, особенно когда разговор пошел о том, на чем основываются ценности у неверующих.
Но это была присказка.
Вечернее правило.
В общем, то ли вот от всех этих событий и моих грехов “учительства” и скандала с приятелем (он просто стал орать у меня в доме, чуть ли не благим матом, за что пришлось его выпроводить домой, чтобы остыл немного), может вишневки, или того, что устал (лег в час ночи и проснулся в 6 утра, чтобы пойти на литургию), или всего вместе, что скорее всего, у меня разболелась голова.
Это для меня вообще-то нонсенс. Чтобы понять – скажу, я даже и забыл когда у меня последний раз что-то так серьезно болело (Слава Богу!) и тем более голова. Обычно мажусь святым маслом и все сразу проходит и повторюсь, это вообще у меня очень редко. Но тут понимал, что достоин наказания, как стал причиной душевного осадка у многих и поэтому готовился потерпеть наказание. Помазавшись освященным маслом, боль сразу, как всегда прошла, но потом постепенно опять вернулась.
Почувствовав, что дело вообще-то намного хуже, т.к. кроме мигрени, меня стало подташнивать и меня просто бросало в холодный пот, меня одолели подозрения, что я вообще мог и типа отравиться и были опасения, что ночь предстояла веселенькая. Но я был готов перетерпеть за свои грехи 🙂 Съев пару крох пасхального Артоса, мне стало вроде бы легче, но это только вначале.
И я приступил к вечернему молитвенному правилу, хотя подмывало лечь сразу, но я настроился, что если Бог захочет, вылечит меня через молитву. Скажу, что, в таком больном или покаянном состоянии молитва получается глубже, осмысливается каждое слово.
Пока читал, меня постоянно подташнивало и то и дело бросало в холодный пот, но я упорно совершал вечернее правило. И когда я закончил молитву Пречестному Кресту против нечисти “Да воскреснет Бог…” у меня в животе вдруг что-то два раза йокнуло из глубины, меня последний раз бросило в холодный пот (подумалось, что у меня была повышенная температура, которая резко спала) и сразу все как бы отпустило и я почувствовал себя вполне здоровым и даже немного бодрым.
Прославив Бога за это очередное маленькое чудо (как-нибудь расскажу, как явно был исцелен именно по молитве, когда простудился осенью) лег спокойно спать.
Ночная молитва
У нас в Молдавии говорится “rugaciunea de noapte “de aur“”, дословный перевод – “ночная молитва – золотая молитва”. Первый раз, когда услышал, меня это как-то удивило. Потом с возрастанием познаний подумал, что это все народные примбамбасы, да и слишком образованные священники тоже говорят, что нет никакой разницы, когда молиться – главное качественно молиться. Но святые отцы, на самом деле, тоже говорят, что лучшее время для молитвы, это ночь. К примеру Св.Игнатий Брянчанинов:
“Темнота ночи закрывает предметы от любопытных взоров, тишина безмолвия не развлекает слуха. В безмолвии и ночью можно молиться внимательнее. Господь избирал для молитвы своей преимущественно уединение и ночь, избирал их с тем, чтобы мы не только повиновались Его заповеданию о молитве, но и последовали Его примеру”.
Итак, в два с чем-то ночи я вдруг проснулся. Для меня это тоже нонсенс, это случается даже реже, чем всякие боли и болезни, т.к. с тех пор, как вошел в Церковь, очень легко сплю, быстро засыпаю, и сон очень спокоен (Слава Богу). Нет, конечно исключения случаются, но это, повторюсь, весьма редко. Просыпаться ночью всегда неприятно, т.к. это от бессонницы или дурного сна, но на этот раз я проснулся в очень легком состоянии, хоть сразу на работу, и болезни как будто и не было. Даже очень интересно, сам процесс просыпания – с тебя вдруг, кто-то стягивает одеяло сна, начиная от головы. Т.е.не ты проснулся, а кто-то свыше тебя специально осторожно разбудил. Сон обратно никак не шел, я уже по своему опыту знаю, что это время лучше предоставить молитве (тем более, на самом деле не нужно было идти на работу, и тем более, если Бог тебя будит, то весьма неразумно к этому отнестись легкомысленно). Душа пела (еще бы – перед сном меня конкретно колбасило, а теперь чувствовал себя свежим огурчиком) и не хотелось не читать ничего покаянного, а именно молитвы прославления, к примеру, псалмы 102 (поется на литургии в первом антифоне) и 103. Но подумал, что этого мало, поэтому вначале решил почитать акафист Богородице.
В принципе, могу уже лечь спать, но без чтения вышеупомянутых псалмов, душа просто не позволяла. И… открываю псалтырь и… открываю на… псалме 133! Который предваряется комментариями блаженного Феодорита Кирского:
И сей псалом приличествует возвратившимся из Вавилона, предлагает же всем благочестивым совет, не только днем, но и ночью, песнословить Бога.
Ну, это не может быть просто так случайным совпадением. И сам псалм, в контексте всего вышесказанного просто замечателен:
1 Песнь восхождения. Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во время ночи.
2 Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа.
3 Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю.(Пс.133)
После этого, как осознал это совпадение, меня коснулся глас хлада тонка. Вот, в принципе и все, что хотелось рассказать.
Прославляйте Бога и днем и ночью и тогда Бог благословит вас. Аминь!
1 Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое его:
2 благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний его:(Пс.102:1,2)
13.07.2012
“Заметки мирянина”
www.dralexmd.livejournal.com
P.P.S. Прочие заметки по теме
(тег #Чудесные совпадения, #Чудеса):
Чудное обретение двух икон Церковь пророка Даниила
Чудное обретение двух икон Церковь пророка Даниила part2
Чудо со крестом в церкви пророка Даниила Крест Подсолнух
Чудеса из монастыря детей. Румынское телевидение сняло фильм об о.Михаиле Банчены.
Алтарничаю при поддержке о.Даниила Сысоева
Крест на пасхальном яйце. Пасхальные яйца пасхальных яиц.
Смерь и воскрешение Никиты. Видение в страстную пятницу.
Пояски Богородицы. История продолжается.
Иоиль и иеговист. Неслучайная случайное знакомство.
Сказ о том, как христианин находит христианина, спеша на помощь.
Вася, Элла и икона Семистрельная из серии Чудеса и чудесные совпадения
Чудо крещенской воды.
Чудесные итоги поездки в Сахарну летом 2011
«Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются»
Пояски Богородицы. Сказ о случайных совпадениях.
Dimitrios Sourlantzis. Пение ангелов на Афоне. Чудо отменяется.
Иконы: Светописанный фотография образ Богоматери на Афоне
Иконы: Афон. Икона Св.Георгия и палец застрявший в ней.
Чудеса: Отче наш на таможне.
История о крестике. 1947г
митр.В.Федченков о чуде связанном с душой девочки-протестантки
В общем, у нас тут большое чудо исцеления
(тег #Библия):
Заметки на полях Библии: Любишь ли ты Меня больше, нежели они?
Заметки на полях Библии: Несовершеннолетние в уме восточные экуменисты.
пророчество Моисей и история Иосифа Флавия: дичайший каннибализм в осадном Иерусалиме.
Заметки на полях Библии: Осквернение храма
Заметки на полях Библии: Хам и рабство.
Заметки на полях Библии: Это Господь посещает вас. 3 Цар. 19:12
Заметки на полях Библии: Исцеление слепорожденного.
Крещение Св.Духом Деян.8:12-20 протестантское понимание даров
Упоминания литургии в НЗ Деян.13:2 опять о протестантах
Протестанты – суперстары Св.Духа О настойчивости в молитве
Протестанты и Церковь.
Удивительные факты из Библии
Экстрасенсы и ясновидящие вообще оборзели
Любовь превосходящая разумение Обожение
#1
Благословите, отец Олег!
Прошу Ваших советов:
1. В какие часы (ночные) лучше начинать молиться?
2. Что читать? Если акафист, то он прочитывается приблизительно за 20 минут. Дальше приниматься за другой Акафист, или его снова повторять несколько раз?
3. Ночную молитву (например в 4 утра) начинать с утренних каждодневных молитв, а уж потом приниматься за “Правило для тех, кто по уважительной причине не может присутствовать на воскресной литургии” или с начало Правило, а потом утренние молитвы?
4. Обязательно ли получать благословение, если не часто практикую такие стояния?
Буду благодарен за любые советы, в том числе, которые по незнанию и не спросил.
#2
1. Вечерние молитвы можно читать начиная с захода солнца, до восхода солнца.
Утренние молитвы, можно читать до 12.00 – дня.
Лучше, всего читать их не перед сном, когда усталость уже подкашивает; а сразу после ужина;
2. Читайте Молитвы перед сном. Акафисты, вещь не традиционная для Православия (привнесенные из католицизма – “литания”, лат. Litania), лучше читать Православные Каноны;
3. Молитвослов всех православных христиан, с древности, это: Часосло́в, Часо́вник, или Часосло́вец (др.-греч. – ῾Ωρολόγιον). – Здесь весь суточный круг!
В древности никаких “Утренних” и “Вечерних” молитв не было ( – это католическое влияние);
4. Перейти с Молитвенника на Часослов, даже очень хорошо (в традиции).
Но если у Вас есть духовник, то посоветуйтесь с ним…
Рекомендую:
Содержание книги “Часослов для мирян с параллельным переводом”:
Предисловие
Утренние последование:
Полунощница
Утреня
Час первый
Дневное последование:
Час третий
Час шестой
Изобразительны (Обедница)
Вечерние последование:
Час девятый
Вечерня
Повечерие
Молитвы трапезы
Завтрак
Обед
Ужин
Иная трапеза
Поминальная трапеза
Праздничная пасхальная трапеза в первый день Воскресения Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа
Праздничная трапеза в первый день Рождества Господа нашего Иисуса Христа
Дополнения
Часы Пасхи
Молитва преподобного Ефрема Сирина
Помянник
Схема еженедельного чтения Псалтири
#3
Как поступать с теми молитвословиями в Часослове, которые возглашают Иерей или Диакон? Их прочитывать?
#4
В данном молитвословии таких молитв и возгласов нет.
Можно читать все подряд.
#5
Я имею ввиду за весь Часослов, а не только применительно к Полуношнице.
Например, на Утрени:
Диакон: Вонмем.
Священник: Мир всем.
——————————-
В праздники
всегда поем 1 антифон 4 гласа:
Диакон: Будем внимать.
Священник: Мир всем
——————————————
Священник творит отпуст, в неделю:
Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, (и святаго, егоже есть храм, и святаго, егоже есть день), святых и праведных богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.
и т.д.
Как поступать с подобными? Пропускать или читать и за Диакона и Священника? Если читать, то как быть со славословием “Мир всем”?
Я спрашиваю на все случаи, когда можно применить Часослов и как в праздник, и как в посты. Почему спрашиваю, хотелось бы перейти с утренних и вечерних молитв на Часослов. Извините, может не совсем ясно выразился.
#6
Я Вам рекомендую “Часослов для мирян”!
А не просто: “Часослов”.
Картинка обложки выше.
#7
Книга, которую Вы порекомендовали, хорошая, но мне нужно на церковнославянском языке (шрифте).
#8
Долгие Вам лета, отец Олег!
Перейти с Молитвенника на Часослов, даже очень хорошо (в традиции).
Прислушался, заинтересовался. Практикую чтение часов. Часословы, продаваемыев храмах, не приглянулись. Купил старый, пожелтевший Часослов, на церковнославянском, 1980 года. Доволен.
Если Вы не против, буду здесь задавать Вам вопросы, т.к. по началу возникает много вопросов. Духовника нет. Информацию беру с разных православных сайтов, в том числе и с Азбуки. Но не все понятно, т.к. везде, как ни странно, пишут разное.
Когда идет указание, применительно к Часослову:
1. Правильно ли я понял, что “Бог Господь” поется – это во все дни, кроме постов?
2. Аллилуия – во все посты. А среда и пятница к ним относятся?
В каждом Часе, после псалмов, идет указание на то, если “Бог Господь” то читает то-то, а если Аллилуиа – другое. И тут вопрос:
3. Как правильно понимать, сначала читается не постное, а затем добавляется постные чтения во дни постов? Или же не постные пропускаются и читается только постные славословия.
Пример в третьем часе:
после 50 псалма, тексты:
И аще убо Бог Господь поется, глаголи: Слава, дне тропарь.
И ныне: Богородице, ты еси лоза истинная:
—————
Аще же Аллилуиа, глаголи настоящий тропарь 6:
и далее по тексту ….
Спаси Господи!
#9
Купите Часослов который я Вам рекомендовал и все вопросы по чтению отпадут. Здесь весь суточный и седмичный круг чтений (расписанный по часам суток):
Там все оформлено так, что Вам не придется залазить в церковный Устав.
Иначе, Вам придется обзавестись и Типиконом (Τυπικόν):
Или, придется изучать устав по книги “Око церковное”:
Неподъемная задача
#10
Кстати! Самое благоприятное время для молитвы, это Утренняя, предрассветная молитва!
Читаем: “по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя”
(Плач.3:22,23).
#11
Спасибо большое за дополнение!
А как быть, если пропустил (по мирской суете), ну скажем час Третий (09.00), можно ли приступать его читать, например в 10.00? Как поступать в таких случаях?
Книгу не купил, духовника нету.
#12
Если Вы что-то пропустили, то старайтесь более внимательно отнестись к последующему чтению.
Перечитывать не обязательно.
И главное (!), согласуйте Ваши молитвенные чтения с духовником.