Какая польза от молитвы за усопших

— Геронда, могут ли молиться осуждённые усопшие?

— Они приходят в чувство и просят помощи, однако помочь себе уже не могут. Те, кто находится в аду, хотели бы от Христа только одного: чтобы Он дал им пять минут земной жизни, чтобы покаяться. Мы, живущие на земле, имеем запас времени на покаяние, тогда как несчастные усопшие уже не могут сами улучшить своё положение, но ждут помощи от нас. Поэтому мы обязаны помогать им своей молитвой.

Помысл говорит мне, что только десять процентов осуждённых усопших находятся в состоянии демоническом и, будучи в аду, хулят Бога, подобно тому как это делают демоны. Эти души не только не просят помощи, но и не приемлют её. Да и зачем им помощь? Что может сделать для них Бог? Представьте, что ребёнок уходит из дома своего отца, растрачивает всё его имущество и вдобавок ко всему ещё и поносит отца последними словами. Э-э, чем тогда может помочь ему отец? Однако другие осуждённые в аду — те, у кого есть немного любочестия, ощущают свою вину, каются и страдают за свои грехи. Они взывают о помощи и получают существенную помощь от молитв верующих. То есть сейчас Бог даёт этим осуждённым людям благоприятную возможность получать помощь до тех пор, пока не наступит Второе Пришествие. В жизни земной друг царя может походатайствовать перед ним, чтобы помочь какому-то осуждённому. Подобно этому, если человек «друг» Бога, то он может походатайствовать своей молитвой перед Богом и исходатайствовать осуждённым усопшим перевод из одной «темницы» в другую — в лучшую, из одной «камеры» в другую, более удобную. Он даже может исходатайствовать им перевод из «камеры» в какую-нибудь «комнату» или «квартиру».

Подобно тому как, навещая заключённых, мы приносим им прохладительные напитки и тому подобное и облегчаем тем самым их страдания, так же мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ. Молитвы живых об усопших и совершаемые об их упокоении службы — это последняя возможность получить помощь, которую даёт усопшим Бог — до Второго Пришествия. После конечного Суда возможности получить помощь у них уже не будет.

Бог хочет помочь усопшим, потому что Ему больно за них, однако Он не делает этого, потому что у Него есть благородство. Он не хочет дать диаволу права сказать: «Как же Ты спасаешь этого грешника, ведь он совсем не трудился?». Однако, молясь за усопших, мы даём Богу «право» на вмешательство. Надо сказать и о том, что в большее «умиление» Бога приводят наши молитвы об усопших, чем о живых.

Поэтому наша Церковь и установила освящение заупокойного колива, заупокойные службы, панихиды. Заупокойные службы — это самый лучший адвокат о душах усопших. Заупокойные службы обладают такой силой, что могут даже вывести душу из ада. И вы после каждой Божественной Литургии освящайте коливо за усопших. В пшенице есть смысл: «сеется в тлении, восстает в нетлении», — говорит Священное Писание. В миру некоторые люди ленятся сварить немного пшеницы и несут в церковь изюм, печенье, бисквиты, чтобы священники прочитали над всем этим молитву об упокоении усопших. А на Святой Горе старенькие монахи за каждой Божественной Литургией освящают коливо и за усопших, и за празднуемого Святого, для того чтобы иметь его благословение.

— Геронда, а люди, умершие недавно, имеют большую нужду в молитве?

— Ну а как же! Когда человек только попадает в тюрьму, разве вначале ему не особенно тяжело? Будем молиться об усопших, которые не благоугодили Богу, чтобы Бог как-то помог и им. Особенно если мы знаем, что человек был жёстким или жестоким — точнее, если он казался жестоким, потому что иногда мы считаем человека жестоким, а в действительности он не таков. А если такой человек еще и жил греховно, то нам надо за него много молиться, подавать его имя на поминовение за Божественными литургиями, записывать его на сорокоусты и давать беднякам милостыню о спасении его души, для того чтобы, услышав молитву бедняков: «Да будет благословен его прах», Бог приклонился на милость и помиловал этого человека. Таким образом, то, что не сделал сам человек, сделаем за него мы. А вот если у человека была доброта, пусть он и не жил хорошо, — то от малой молитвы он получает большую пользу. Это происходит потому, что он имел доброе расположение.

Я знаю случаи, свидетельствующие о пользе, которую усопшие получают от молитвы духовных людей. Один человек пришёл ко мне в каливу и с плачем сказал: «Геронда, я перестал молиться за одного усопшего знакомого, и он явился мне во сне. «Ты, — сказал он, — не помогал мне уже двадцать дней. Ты забыл меня, и я страдаю». И действительно, я забыл о нем как раз двадцать дней назад от множества забот, и в эти дни не молился даже о себе».

— Геронда, когда кто-то умирает и нас просят помолиться о нём, то правильно ли будет совершать о его упокоении одну чётку первые сорок дней после кончины?

— Если ты молишься об усопшем по чёткам, то вместе с ним молись и о других усопших. Зачем поезду ехать в такую даль только с одним пассажиром? Ведь он может взять и других. Знаете, сколько усопших нуждаются в молитве? Несчастные просят помощи, и у них нет никого, кто бы за них помолился! Некоторые люди очень часто совершают панихиду о ком-то из своих усопших сродников. Но от этого не получает помощи даже тот человек, о котором совершается молитва, потому что такая молитва не очень-то угодна Богу. Раз они совершили об этом усопшем столько заупокойных богослужений, то пусть одновременно молятся и за других усопших.

Читайте также:  Польза топленого масла для кожи

— Геронда, иногда я начинаю беспокоиться о спасении своего отца, потому что он не имел с Церковью ни какой связи.

— Ты до последнего момента не можешь знать того, каким будет Суд Божий. Когда тебя это беспокоит? Каждую субботу?

— Я не следила. А почему каждую субботу?

— Потому что суббота — это день усопших, усопшие имеют на него право.

— Геронда, а те усопшие, за кого некому помолиться? Получают ли они помощь от молитв людей, которые молятся об усопших вообще — не называя конкретных имен?

— Конечно, получают. Я, молясь обо всех усопших, вижу во сне и своих родителей, потому что они радуются молитве, которую я совершаю. Каждый раз, когда у меня в Келье служится Божественная литургия, я совершаю и общую заупокойную литию обо всех усопших, молюсь об усопших королях, архиереях и так далее. А в конце говорю «и о их же имен не помянухом». А если иногда я опускаю молитву об усопших, то мои знакомые умершие являются мне. Один мой родственник был убит на войне, и я не записал его имя для поминовения на заупокойной литии, потому что оно было записано для поминовения на проскомидии вместе с другими, павшими смертью храбрых. И вот я увидел этого человека во весь рост стоящим передо мной во время заупокойной литии. И вы подавайте для поминовения на проскомидии не только имена больных, но и имена усопших, потому что усопшие имеют в молитвах большую нужду.

 Самое лучшее поминовение усопших

Полезнее, чем все поминовения и заупокойные службы, которые мы можем совершить за усопших, будет наша внимательная жизнь, та борьба, которую мы совершаем ради того, чтобы отсечь свои недостатки и очистить душу. Ведь результатом нашей свободы от вещей материальных и от душевных страстей будет не только то, что сами мы почувствуем облегчение. Облегчение получат и усопшие праотцы всего нашего рода. Усопшие испытывают радость, если их потомок живёт с Богом. Если мы не находимся в добром духовном состоянии, то наши усопшие родители, дед и прадед, все наши предки страдают. «Посмотри-ка, как живёт наш потомок!» — говорят они и расстраиваются. Однако, если мы находимся в добром духовном устроении, они радуются, потому что были сотрудниками Бога в нашем рождении и Бог некоторым образом обязан им помочь. То есть усопшим доставит радость, если мы предпримем подвиг и постараемся благоугодить Богу своей жизнью. Поступая так, мы встретимся с нашими усопшими в Раю, и все вместе будем жить в жизни вечной.

Из этого следует, что стоит трудиться и вести брань с нашим ветхим человеком, чтобы став новым, он уже не вредил ни себе, ни другим людям, но помогал и себе, и другим — будь они живые или усопшие.

 Дерзновения праведников к Богу

— Геронда, в письме к новоначальным монахам Вы пишете: «Хотя истинные монахи понимают, что то, что они получают в этой жизни, есть лишь часть райской радости и что в Раю она будет больше, но при этом из-за большой любви к своему ближнему хотят ещё пожить на земле, чтобы помочь людям молитвой, для того чтобы в дела мира вмешался Бог и мир получил помощь».

— Читай: «Монахи хотят пожить на земле, для того чтобы страдать вместе с людьми и помогать им молитвой».

— Геронда, а в жизни иной настоящий монах тоже своей молитвой будет помогать людям?

— Он будет помогать им своей молитвой и в жизни иной, но тогда он не будет страдать, тогда как сейчас он им сострадает. Он не живёт на земле припеваючи, «со счастливыми глазами и сияющим лицом»! Однако, чем большее страдание монах испытывает за своего ближнего, тем большим божественным утешением ему воздаётся, и это воздаяние некоторым образом извещает монаха, что его ближний получил пользу. Эта райская радость есть божественное воздаяние за боль, которую он испытывает за своего брата.

— Геронда, то есть святые, которых мы просим о помощи, не сострадают вместе с нами?

— Да, брат ты мой, — ведь там же нет боли! Где им страдать? В Раю? «…идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание». Разве не так говорится о Рае? Кроме того, святые [опытно] знают о том божественном воздаянии, которое восприимут люди, мучающиеся в этой жизни, и это знание доставляет им радость. Ведь иначе и Сам Бог, имея столько любви, столько сострадания, как бы мог переносить эту великую человеческую боль? Он может её переносить, потому что знает о том божественном воздаянии, которое ждёт страдающих людей. То есть, чем больше мучаются люди здесь, тем большую небесную мзду Бог откладывает им на Небе. А вот мы всего этого не видим и поэтому сострадаем тем, кому больно. Но если человек хотя бы немного видит, что ждёт страдающих в жизни иной, и знает о том божественном воздаянии, которое они получат, то его страдание не столь велико.

Читайте также:  Запеченный творог польза и вред

— Геронда, а если мы просим Бога помочь усопшему, который не нуждается в этой помощи? Тогда наша молитва совершается впустую?

— Как же она может совершаться впустую? Когда мы говорим: «Упокой раба твоего (имярек)», а этот человек в жизни иной находится близ Бога, то он на нас не обижается. Наоборот: наша молитва приводит его в умиление. «Погляди-ка, — говорит он, — я в Раю, близ Бога, а они переживают». Так наша молитва действует на любочестие этого человека, и, молясь о нас Богу, он помогает нам ещё больше. Но, кроме того, откуда ты знаешь, в каком состоянии находится тот или иной усопший? Конечно, прежде всего надо молиться о тех, о ком ты знаешь, что своей земной жизнью они огорчили Бога. Потом надо молиться о других подобных ему усопших, а после этого — молиться о всех усопших вообще.

Источник

О пользе молитв за усопших

«Кто молится за умерших, тот наперед себе ходатайствует жизнь и спасение», – говорит святой Иоанн Златоуст. Чтение Псалтири, заупокойных канонов и панихид наряду с милостыней и добрыми делами, творимыми в память наших дорогих усопших, могут совершенно изменить не только их участь: грешные души будут изведены из тьмы мучений в страну покоя и радости, но и мы, молящиеся за них, удостоимся милости Божией. Подтверждение этому мы находим в словах Златоустого Святителя: «Не напрасны бывают моления, не напрасна милостыня: все это установил Дух Святый, желая, чтобы мы получили пользу друг от друга, ибо благотворение живых в память усопших спасает тех и других. Если усопший грешен, то мы своей любовной заботой много можем ему помочь, и из места мрака и скорби перенести его в светлый мир безграничного счастья, а если усопший праведен, то сам он, находясь перед Престолом Божиим, ответит на нашу любовь горячей молитвой о нашей душе, находящейся еще в земной жизни».

Молитва о спасении душ усопших родных и близких, милостыня и добрые дела, творимые в их память – священная обязанность каждого члена Православной Церкви. Заповеди Божии не ограничивают свое действие земным существованием человека, они обнимают и Горний мир. А это значит, что любовь к Богу и ближнему, которая, по слову апостола Павла, никогда не престает (1 Кор. 13; 8), не может заканчиваться и при переходе наших близких и родственников в жизнь вечную. Поминовением и молитвою за усопших мы не только доказываем свою непреходящую любовь к ним, но и исполняем одну из двух величайших заповедей Христа.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

О пользе мастурбации
Раз уж говорим обо всём откровенно, поведаю ещё об одной проблеме. Особенно страдает молодёжь, когда нет сексуальной разрядки.В некоторых камерах у малолеток, например, существует обычай: четверг — день дракона; кто не дрочит, тот мент. При всей своей

О пользе шаблонов
Наши шаблоны обладают созидательной ценностью: они подталкивают студентов применять в своих работах приемы, об использовании которых они в противном случае даже не задумались бы. Шаблоны особенно полезны тем студентам, которые не знают точно, что хотят

О пользе вина
Не надо употреблять все, что содержит алкоголь, по крайней мере несколько недель после наркоза и операции. Не стоит жечь свечу с двух сторон. Пожалейте свой мозг, печень, почки и поджелудочную железу. Препараты для наркоза — это не родниковая вода.

О пользе оптимизма

Тот, кто смеется, сдается последним
Мери Петтибон Пул

Вы можете представить себе мир без мужчин? Ни одного преступления, и много счастливых толстых женщин.
Николь Холландер
Можно сколько угодно рассуждать о «писаной» красивости, уверенности в себе и

О пользе льда
Не забудьте и о таком простом, но действенном средстве, как кусочек льда. Его можно получить, заморозив в морозильной камере обычную воду, например, в форме для получения кубиков льда. А можно приготовить настой из трав, например, ромашки, его превратить в лед

О пользе бесполезностей
В советское время изобретатели и рационализаторы нашей страны объединились в свое общество. Вместе-то любое дело гораздо веселее делать! А вот японцы (среди которых ничего не изобретает только ленивый) идею веселого изобретательства поняли

О пользе умеренности
Умеренный фаг попадает в бактериальную клетку точно так же, как и вирулентный. Но, проникнув внутрь, ведет себя иначе – не как громила, а скорей как квартирант. По одному из сценариев, нуклеиновая кислота умеренного фага встраивается в бактериальную

Дни особого поминовения всех усопших
Каждый день седмицы (недели) посвящен особому воспоминанию (например, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, бесплотных Сил и т. д.). Суббота же посвящена памяти всех Святых и всех от века усопших христиан. Поэтому поминовения усопших

Читайте также:  Кофе на соевом молоке польза

Литургийное поминовение усопших – самое значимое из всех существующих
Поминовение усопших на проскомидии и после освящения Даров по своей значимости, силе и действенности несравненно выше, чем любые другие молитвы, панихиды или какие-то благочестивые подвиги,

Чин над кутией в память усопших
Для частного поминовения усопших в Служебнике есть особый «Чин над кутие?ю в память усопших». Этот чин может включаться в чинопоследования двух богослужений суточного круга:1) в чинопоследование Литургии;2) в чинопоследование вечерни.На

Домашние молитвы об усопших
Поминовение усопших считается необходимой частью не только храмового богослужения, но и домашнего молитвенного правила. Это наш долг перед усопшими, доказательство нашей любви к ним. Тем более необходима домашняя молитва в дни памяти

Исполнение молитв

Все события на свете — ответы на молитвы, в том смысле, что Господь учитывает все наши истинные нужды. Все молитвы услышаны, хотя и не все исполнены.
Клайв Льюис (1898–1963), английский писатель и критик

Если после молитвы тебе стало лучше, значит, твоя

О пользе чумы
Представьте: XIV век, малый ледниковый период, пандемия чумы, моровой ветер и 25 % европейцев уже в канавах (поскольку негде и уже некому было закапывать такие количества трупов); выжившие в панике, цивилизация под угрозой, антибиотиков не будет, заграница не

Источник

Практика молитвы за усопших, безусловно, основана на Библии, т.е. на Священном Писании, и является неотъемлемой частью православного богослужения. К сожалению, существует множество предрассудков, мифов, суеверий относительно поминовения усопших. Рассмотрим основные из них:

1. Многие из наших соотечественников являются прихожанами протестантских общин и совершенно искренне убеждены в том, что молитва за усопших совершаться не должна, что она есть языческий пережиток. Смею сказать, что это не так. Библия говорит нам о человеке как о существе, состоящем из души и тела. Смерть есть прекращение связи души и тела. Однако нигде в Писании не сказано, что душа после смерти исчезает или спит т.е. бездействует. Напротив, Бог, явившись Моисею при купине сказал о Себе: Я есть Бог Авраама, Исаака и Иакова… Моисей, как известно, жил спустя ок. 500 лет после этих ветхозаветных праведников. Если души Авраама, Исаака и Иакова не имели личного бытия, то зачем Бог назвал Себя их Богом? Можно вспомнить также и эпизод из жизни царя Саула, описанный в Книгах Царств, когда он обратился к Аэндорской волшебнице, что безусловно являлось тяжелым грехом, чтобы она вызвала душу пророка Самуила. Душа Самуила действительно была вызвана, что подтверждает личное ее существование после смерти. Можно вспомнить также Макавеевские книги, в которых описан обряд принесения жертвы за умерших воинов. Что же касается Нового Завета, то здесь также можно найти свидетельства о личном бытии души. Так, Господь Иисус Христос повторяет слова Моисея о Боге Авраама, Исаака и Иакова, апостол Петр в своем Послании говорит о сошествии Христа во ад и проповедание там содержащимся душам. В Откровении Иоанна Богослова сказано о душах праведников, пребывающих в небесном жертвеннике и молящихся Богу. Священному Писанию не может противоречить практика молитв за усопших, потому что молитва это дело любви, а разве можно сказать, что любовь прекращается со смертью?

2. Церковь совершает молитвы только за тех, кто был крещен и умер не во вражде с Богом. Церковь уважает свободный выбор человека и если он выбрал путь жизни без Бога, то молитва будет для такого человека не спасением, а мучением. Поэтому, в церковных записках мы не можем поминать иноверцев, инославных, атеистов и сектантов. Молитва – это не магические манипуляции, а напряженный труд. Молитва за других – это подвиг. Необходимость молитвы за усопших очевидна: нет человека, кто бы не согрешил. Несмотря на то, что верующий человек ходит в храм, исповедуется, степень изживания греха у каждого разная. После смерти человек не может уже ничего сделать, он лишь пожинает плоды своей жизни. Поэтому молитва других помогает ему пройти т.н. мытарства, своеобразную “таможню”, на факт изжития греховных страстей.

3. Стоит также сказать о снах и видениях усопших. Свт. Игнатий (Брянчанинов) в одном из своих творений говорит о том, что падшие духи в его время (а значит и в наше) избрали удобный способ для прельщения людей. Способ этот заключался в том, что бесы являлись людям в виде усопших родственников и тем самым заставляли верить своим ложным откровениям. Некоторые слышат т.н. голоса своих родственников у себя в голове. Это явление того же порядка.

4. Наконец, стоит сказать о ложном и очень древнем учении о т.н. переселении душ. Сторонником этого учения был Платон, оно является основным в индуизме и буддизме. Ложь этого учения заключается в несерьезном отношении к жизни, ведь человек убежден, что после смерти будет еще одно воплощение, затем еще… Священное Писания же напротив говорит о том, что надлежит один раз умереть, а потом суд.

5. Поминальные трапезы – благочестивый обычай православной Церкви. Смысл его заключается все в той же необходимости молитвы за усопшего, о котором мы говорили выше. Человек получает угощение, как правило сладкое, с просьбой помолиться. Тяжелым грехов и выражением нелюбви к усопшему является поминание спиртными напитками.

Источник