Какая польза от изучения экономики
Экономика должна быть экономной. Люди старшего поколения хорошо помнят этот лозунг советского времени, раздражавший своей тавтологией. Хотя, если вдуматься, не такой уж этот тезис глупый, каким кажется на первый взгляд.
Экономика (понятие впервые введенное еще древнегреческим философом Ксенофонтом: «эйкос» — домашнее хозяйство и «номос» — закон) – это наука о хозяйственных отношениях, о ведении процессов производства, использовании и распределении ресурсов, сбыте и потреблении товаров и благ на уровне государства, города, области, отдельного предприятия.
Говоря попросту, экономика – это наука о правильном ведении хозяйства. А экономная экономика – это наука об экономном ведении хозяйства, то есть об эффективном.
Еще экономикой называют систему отношений, которые связаны с управлением и ведением хозяйства и само хозяйство страны, мира, региона. Существует понятие мировая экономика, рыночная, плановая, производственная, смешанная и пр.
Мировая занимается изучением ведения международной торговли, в ее основе лежат отношения между национальными экономиками.
В основе рыночной экономики – частная собственность и свободное предпринимательство.
При плановой – все ресурсы в общегосударственной собственности распределяются государством. Но какой бы экономика не была, в ее задачи входит улучшать хозяйственную деятельность, регулировать процессы производства, потребления, обмена и распределения благ.
Изучение экономики позволяет прийти к более рациональному ведению хозяйства. Если у власти находятся грамотные экономисты, которые заботятся о благе государства, это позволяет вывести страну на более высокий экономический уровень. Если на предприятии хороший экономист, то предприятие развивается, заключает выгодные контракты и процветает.
Зачем нужно изучать экономику людям, избравшим для себя эту деятельность в качестве основного занятия – понятно. Знаний много не бывает, пусть продолжают изучать. А вот нужно ли изучать экономику обычным людям, чья жизнь и деятельность совершенно не связаны ни с управлением государством, ни с управлением предприятием?
Найдется очень много людей, которые твердо уверены: знания экономики им абсолютно не нужны. Особенно, если учесть, что в экономике все «прекрасно разбираются» даже без знаний. Ведь не взирая на образование, сферу деятельности, мы всегда даем советы, как лечить, как воспитывать детей и как управлять страной, чтобы поднять государственную экономику.
Получается, куда ни глянь, везде одни медики, педагоги и экономисты. В общем, все в экономике разбираются лучше, чем правительство и дипломированные специалисты. Причем, такое отношение наблюдается в любой стране. Но, увы, такие «знания» в экономике не приносят пользу ни стране, ни отдельно взятым гражданам.
Все-таки в экономических законах стоит разбираться по-настоящему. Эти знания полезны для любого человека: от владельца даже самого маленького бизнеса и обычной домохозяйки до директора крупного завода.
Ведь ежедневные проблемы, которые возникают в жизни простого обывателя, тесно связаны с экономикой. Брать ли кредит, как выгоднее сделать ремонт, как отложить деньги на море, как распределить зарплату, как отложить на учебу детям и еще 1000 таких «как», на которые трудно найти правильный ответ.
Законы экономики для простых обывателей
Можно выделить 9 основных законов экономики, обдумав которые как следует, простые обыватели смогут даже без повышения зарплаты улучшить свою жизнь:
1. Закон дефицита – чем товар более редкий, тем он дороже. (Не стоит гоняться за дефицитом и переплачивать, ведь обходились же вы как-то без него раньше).
2. Закон спроса и предложения. Чем выше спрос, тем выше цена на товар. (Не ищите тот же дефицит. Если все перестанут им интересоваться – цена на него упадет).
3. Закон замены. (Замените дорогие жареные биточки на салат из капусты – и деньги сэкономите и для здоровья полезнее).
4. Закон связанности. (Поднимается цена на один товар, значит скоро поднимется и на другой. Запасайтесь!)
5. Закон убывающей доходности. (Затраты на производство со временем увеличиваются, а стоимость уменьшается, соответственно и доходы тоже. Для производителей – плохо. А вот потребители могут подождать, пока цены снизятся, но, правда, и товары смогут исчезнуть, как нерентабельные).
6. Закон возрастающей доходности. (Если производство больше, чем у конкурентов, предприятие – более известное, цены на его товары растут. Покупайте товары менее известных фирм – они дешевле).
7. Закон выбора. (Выбирайте товары, соответствующие вашим предпочтениям).
8. Закон отдельной цены. (Цена зависит от вашей готовности платить за товар).
9. Закон максимума. (Каждый стремится получить как можно больше выгоды: кто-то – при производстве, кто-то – при продаже, а простые обыватели – при покупке товаров. Покупайте товары по выгодным ценам!)
Однажды Бернард Шоу в шутку сказал, что зная законы экономики, от жизни можно получать удовольствия гораздо больше, чем без экономических знаний. Шуточное высказывание, но абсолютно верное.
Õîðîøèé âîïðîñ, íå ïðàâäà ëè? Çà÷åì èçó÷àòü òî, ÷òî ìíå íå íóæíî è òî, ÷òî ÿ íèêîãäà íå áóäó èñïîëüçîâàòü? Çà÷åì òðàòèòü íà ýòî ñâîå âðåìÿ? Çà÷åì çàíèìàòü ñåáÿ òåì, ÷òî íå èìååò íèêàêîãî îòíîøåíèÿ ê ìîåé æèçíè? Òàê äóìàåò áîëüøèíñòâî îá ýêîíîìèêå! Ýòî áîëüøèíñòâî äóìàåò, ÷òî ýêîíîìèêà êàê ôèçèêà è àëãåáðà èçó÷àþòñÿ òîëüêî â øêîëå èëè â èíñòèòóòàõ, òîëüêî äëÿ òîãî ÷òîáû ïîëó÷èòü îöåíêó, à ïîòîì äèïëîì. Ïîëó÷èâ äèïëîì îíè çàáûâàþò î òîì, ÷òî èçó÷àëè êàê òîëüêî òðóäîóñòðîÿòñÿ. È îíè íà ñàìîì äåëå óäîñòîâåðÿòüñÿ, ÷òî 80% èç òîãî, ÷òî îíè ïðîõîäèëè â øêîëå è èíñòèòóòå èì àáñîëþòíî íå ïðèãîäèòñÿ. È ýòî çíàíèå ïåðåíîñèòñÿ íà äðóãèå íàóêè è äèñöèïëèíû.
È ÝÊÎÍÎÌÈÊÀ íå ñòàëà èñêëþ÷åíèåì. Íåò, äàæå õóæå. Åå âîîáùå ìíîãèå ñ÷èòàþò àáñòðàêòíîé íàóêîé, è ÷òî åùå õóæå ëæåíàóêîé. À ïî÷åìó òàê ñ÷èòàþò? Âñå ïðîñòî. ×åëîâåê, ò.å. Ãîìî Ñàïèåíñ, èìååò ïðèâû÷êó èìåòü ñâîå ìíåíèå îáî âñåì, ÷òî åãî îêðóæàåò, íî ñàìîå óäèâèòåëüíîå, ÷òî Ãîìî Ñàïèåíñ óìóäðÿåòñÿ èìåòü ñâîå ìíåíèå î òîì, ÷òî îí äàæå íå ïðîáîâàë, íå âíèêàë â ýòî, è òåì áîëåå íå èçó÷àë, à óæ î ïðîâåðêå íà ïðàêòèêå è ðå÷è íå èäåò. Âîò òàê è æèâåì.
À ìåæäó òåì ýêîíîìèêà ýòî îäíà èç íåìíîãèõ äèñöèïëèí, êîòîðàÿ äàåò ÷åëîâåêó äîïîëíèòåëüíûå ðû÷àãè äëÿ óëó÷øåíèÿ ñâîåé æèçíè, çà ñ÷åò çíàíèé ïî÷åðïíóòûõ èç íåå. Íî ñàìîå èíòåðåñíîå, ÷òî äàåò ÝÊÎÍÎÌÈÊÀ ïðè åå ãëóáîêîì èçó÷åíèè ýòî èñ÷åçíîâåíèå èëëþçèé òîãî, ÷òî ñêîðî â ñòðàíå, ãîðîäå, ñåëå âñå áóäåò õîðîøî, ÷òî âñå íàëàäèòñÿ, ÷òî ïîÿâÿòñÿ íîâûå ðàáî÷èå ìåñòà, íîâûå çàâîäû, íîâûå èñòî÷íèêè äîõîäà. ×òî âñå âäðóã ïðîèçîéäåò ñàìî ñîáîé, ïðîñòî òàì íàâåðõó ïëîõî ðàáîòàëè, ñåé÷àñ óæå áóäóò ðàáîòàòü õîðîøî è æèçíü ìîÿ áåç ìîåãî âìåøàòåëüñòâà íàëàäèòñÿ è óëó÷øèòñÿ ïî âñåì ýêîíîìè÷åñêèì ïàðàìåòðàì: ðàáîòà, ôèíàíñû, ñáåðåæåíèÿ, ïåíñèÿ, ñóáñèäèè, íàëîãè, ëüãîòû, äåøåâûå êðåäèòû, ïðîöåíòíûå ñòàâêè è ò.ä.
Åñòü øóòêà, ÷òî êàæäûé ÷åëîâåê, íåçàâèñèìî îò ñïåöèàëüíîñòè è îáðàçîâàíèÿ, ñ÷èòàåò, ÷òî îí ðàçáèðàåòñÿ â òð¸õ îáëàñòÿõ: ïåäàãîãèêå, ìåäèöèíå è ýêîíîìèêå. Âñå çíàþò, êàê ïðåïîäàâàòü, âñå çíàþò, êàê ëå÷èòü, è âñå çíàþò êàê ïðàâèëüíî âåñòè ýêîíîìèêó. Íî âîò â äðóãèõ ñôåðàõ, ëþäè òàì íè÷åãî íå ãîâîðÿò, äàæå ìíåíèå ñâîåãî íåò. Âî âñÿêîì ñëó÷àå íå òàêîå ÿðêîå.
Î çàïóñêå àòîìíîãî ðåàêòîðà, õèìè÷åñêîé òåõíîëîãèè èëè äîáû÷å íåôòè ëþäè íåêîìïåòåíòíûå íå ðàññóæäàþò, íî îá ýêîíîìèêå âñå èìåþò ñâîè ñóæäåíèÿ, ëåãêî ðàçäàþò ñîâåòû ïðàâèòåëüñòâó, êîòîðîå, êîíå÷íî, “ïëîõî óïðàâëÿåò ñòðàíîé” , äåëàþò ýêîíîìè÷åñêèå ïðîãíîçû íà ñëåäóþùèé ãîä è ò.
ï. Ïîýòîìó ó÷åíèêè, äà è ïðîñòî ëþäè èíîãäà íå ïîíèìàþò, à çà÷åì èì íóæíî èçó÷àòü ýêîíîìèêó? Âåäü âñ¸ è òàê çäåñü ïîíÿòíî.
Èëè íàîáîðîò, ñ÷èòàþò, ÷òî ýòî òàêàÿ ñëîæíàÿ è ìóäð¸íàÿ íàóêà,÷òî “ïðîñòûì” ýëåêòðèêàì, àâòîñëåñàðÿì èëè õèìèêàì, à òåì áîëåå ôèçèêàì å¸ èçó÷àòü íå íàäî.
Òàê ëè ýòî?
Èãîðü Ëèïñèö, ðîññèéñêèé ýêîíîìèñò, îòâåòèë íà ýòîò âîïðîñ òàê: “Ìîæíî ïðîæèòü æèçíü íåãðàìîòíûì. Íî ñîãëàñèòåñü, ýòî î÷åíü íåóäîáíî. Íàïðèìåð, ìîæíî íå ïðî÷èòàòü òàáëè÷êó “Îñòîðîæíî! Âõîä çàïðåù¸í! Îïàñíî äëÿ æèçíè!” è… Òàê æå è íàóêà ýêîíîìèêà – ïðîæèòü áåç íå¸ ìîæíî, íî óäîáíåå, êîìôîðòíåå æèòü, åñëè çíàåøü, õîòÿ áû å¸ îñíîâû.” Âåëèêîëåïíûé îòâåò!!! Íå ïðàâäà ëè?
À Áåðíàðä Øîó äàë òàêîå øóòî÷íîå îïðåäåëåíèå: “Ýêîíîìèêà – ýòî íàóêà î òîì, êàê ïîëó÷àòü áîëüøå óäîâîëüñòâèÿ îò æèçíè ”
Èçáàâèâøèñü îò ýòîé èëëþçèè, ÝÊÎÍÎÌÈÊÀ ïîçâîëÿåò íàì ïðèíèìàòü âñå ðåøåíèÿ íà õîëîäíóþ ãîëîâó, ÷òî óâåëè÷èò íàøè øàíñû íà ëó÷øåå ñóùåñòâîâàíèå, à ìîæåò äàæå ñóùåñòâîâàíèå çàìåíèòü íà ðàäîñòíóþ è óñïåøíóþ æèçíü. Íåïëîõàÿ ïåðñïåêòèâà, íå ïðàâäà ëè? Íî åñëè âû âñå åùå ñîìíåâàåòåñü â ðåàëüíîñòè ÝÊÎÍÎÌÈÊÈ, òî âîò âàì åùå îäèí àðãóìåíò Àðãóìåíòîâ â ïîëüçó ÝÊÎÍÎÌÈÊÈ ìíîãî, íî ïðèâåäó âàì ñàìûé óáåäèòåëüíûé è ÿðêèé.
Ñêàæèòå, âû ÷àñòî, ñëûøèòå ïî íîâîñòÿì îáñóæäåíèå çàêîíîâ ôèçèêè è èõ ïðîÿâëåíèÿ â æèçíè? Èëè õèìè÷åñêîå âçàèìîäåéñòâèå âåùåñòâ è èõ ïðåâðàùåíèÿ? Èëè âëèÿíèå è ïðîÿâëåíèÿ ëèòåðàòóðû â æèçíè ëþäåé? Óâåðåí, ÷òî íåò! Åñëè âçÿòü ïðîöåíòíóþ ÷àñòü íîâîñòåé, òî ìåíüøå 1%. Íî, åñëè ìû îòêðîåì ëþáîé íîâîñòíîé êàíàë, ìû óâèäèì è óñëûøèì ìíîãî íîâîñòåé ñâÿçàííûõ ñ ýêîíîìèêîé è ïîëèòèêîé. Èíîãäà è òî è äðóãîå âìåñòå. ×òî ýòî? Ñ ÷åãî áû ýòî âäðóã æóðíàëèñòàì òðàòèòü ñòîëüêî âðåìåíè íà ñîçäàíèå ýêîíîìè÷åñêèõ íîâîñòåé. Äà åùå è áîëüøóþ ÷àñòü ýôèðà òåëåâèçèîííîãî çàáèâàòü, äà è íå òîëüêî òåëåâèçèîííîãî, íî è ãàçåòíîãî, æóðíàëüíîãî è äàæå ýôèðíîå âðåìÿ ðàäèî. Îòâåò î÷åíü ïðîñò: òî, ÷òî èìååò íàèáîëüøåå çíà÷åíèå è ñàìîå ãëàâíîå íàèáîëüøåå âëèÿíèå íà æèçíü ÷åëîâåêà, òî è îñâåùàåòñÿ!
Èìåííî òî, ÷òî ÝÊÎÍÎÌÈÊÀ è åå çàêîíû èìåþò âàæíîå çíà÷åíèå â æèçíè ÷åëîâåêà îáúÿñíÿåò åå îòðàæåíèå â íîâîñòíûõ ýôèðàõ è ýòî íå ñ÷èòàÿ ìíîãî÷èñëåííûõ òåëåïðîãðàìì, ïîëèòè÷åñêèõ òîê-øîó, èíòåëëåêòóàëüíûõ îáñóæäåíèé ÝÊÎÍÎÌÈÊÈ è åå çàêîíîâ è ïðîÿâëåíèé â æèçíè ÷åëîâåêà. Ïðè÷åì â æèçíè êàæäîãî ÷åëîâåêà! Áåç èñêëþ÷åíèé. Ýòîò ôàêò íàèëó÷øèé ïîêàçàòåëü òîãî, ÷òî ÝÊÎÍÎÌÈÊÀ èãðàåò ñàìîå íåïîñðåäñòâåííîå âëèÿíèå íà æèçíü ÷åëîâåêà, îñîáåííî íà åãî áëàãîñîñòîÿíèå. À ðàç òàê, òî áóäåò ëó÷øå çíàòü åå îñíîâíûå ïðèíöèïû, çàêîíû, ïðîÿâëåíèÿ.
Ïîâåðüòå, íèêòî è íèêîãäà íå ñòàë áû, ñòîëüêî âðåìåíè óäåëÿòü òîìó, ÷òî íå èìååò âàæíîå çíà÷åíèå äëÿ æèçíè ÷åëîâåêà è åãî áëàãîñîñòîÿíèå, îñîáåííî òîìó, ÷òî ÿâëÿåòñÿ ÿêîáû ñêó÷íîé íàóêîé. Çíà÷èò, âàæíîñòü åå â íàøåé æèçíè ìû ñ âàìè óëîâèëè. È åñëè âàø èíòåðåñ ñòàë èñêðåííèì è íåïîääåëüíûì, òî íà÷íèòå ïîíåìíîãó çíàêîìèòüñÿ ñ ýòîé óäèâèòåëüíîé, ÿðêîé è ïðàêòè÷íîé íàóêîé ÝÊÎÍÎÌÈÊÀ.
Âûâîä: ýêîíîìèêà ýòî ÷àñòü íàøåé æèçíè, à ìû – ÷àñòü ýêîíîìè÷åñêîé ñèñòåìû. Ìû ïîêóïàåì òîâàðû è óñëóãè, ïðîèçâîäèì èõ, ïëàòèì íàëîãè, õðàíèì äåíüãè â áàíêàõ, áåð¸ì êðåäèòû. Òî åñòü ìû ïðèíèìàåì ó÷àñòèå â ýêîíîìè÷åñêîé æèçíè.
Íàì çíàêîìû ñëîâà, óïîòðåáëÿåìûå ýêîíîìèñòàìè: öåíà, íàëîãè, àðåíäà, çàðïëàòà. Ìû çíàåì, ÷òî ýêîíîìèñòû ãîâîðÿò è ïèøóò î äåíüãàõ, î öåíàõ, èíôëÿöèè è áåçðàáîòèöå, óðîâíå çàðàáîòíîé ïëàòû, íàëîãàõ… Êàæäûé äåíü îáñóæäàþò ýêîíîìè÷åñêèå ïðîáëåìû â èíòåðíåòå, ãàçåòàõ, ïî ðàäèî è òåëåâèäåíèþ.
Õîòÿ â ñâîå âðåìÿ «óíûëîé íàóêîé» ýêîíîìèêó íàçâàë áðèòàíñêèé ïèñàòåëü è ôèëîñîô Òîìàñ Êàðëåéëü, ìû èìååì âîçìîæíîñòü îòêðûâàòü åå ñ äðóãîé ñòîðîíû. È ïîâåðüòå, òàì ìàëî ÷åãî óíûëîãî. Íå áîëüøå ÷åì â ïîðöèè ìîðîæåííîãî â ëåòíèé çíîéíûé äåíüJ
Äæàëÿëîâ Ðåìçè, ñïåöèàëüíî äëÿ Êëóáà ìèëëèîíåðîâ Golden MSN Club®
Прочитал, что экономика позволяет людям эффективно распоряжаться ограниченными ресурсами. Можете привести конкретные, понятные примеры, на примере жизни обычных людей, людей работающих на… Читать далее
Лёха Л. · 6 мая 2019
8,0 K
Знание и понимание основ экономики позволяет грамотно составлять бизнес-план намечаемой деятельности, чтобы иметь возможность прикинуть её эффективность в ближайшем будущем. А также позволяет составить бизнес-концепцию и следовать определённой бизнес-стратегии для поддержания этой эффективности в более отдаленном будущем. Как-то так в моём представле… Читать далее
Главный редактор издания «Популярный университет», химик по образованию, продвигаю массы… · popuni.ru
Экономика обычному человеку дает прежде всего понимание того, как получаются деньги и каков их круговорот в мире. Базовое знание этой науки открывает некоторые преимущества: например, вы можете понять, в какой валюте лучше хранить деньги, и как их приумножить. Бывают ситуации, когда процент по кредиту в одном банке ниже ставки по вкладу в другом, что… Читать далее
совершенно верно, экономика это наше все
Экономика в широком смысле – это хозяйство. Экономические процессы окружают нас постоянно всю нашу жизнь. Наука же “экономика” изучает эти процессы и ищет способы их эффективной работы, т.е. как потратить поменьше ресурсов, чтобы получить побольше благ. Знание экономики, как минимум, позволит Вам понимать и адекватно оценивать происходящие в вашей… Читать далее
Есть ли тут люди, которые принципиально не работают? Если да, то объясните свою позицию?
Да, периодически случаются такие эпизоды. Честно – лучше сознательной безработицы может быть только очень интересная работа. Сейчас вот выхожу на работу, потому, что в моем городе очень туго с окружением, тупо ради людей. Но выбрала такую, чтобы было новое развитие и оставалось время на хобби.
Вообще считаю это не просто нормальным, а необходимым. Каждому человеку надо периодически уходить в свободное плаванье на полгода-год. Декрет не в счет, ибо дети – само по себе работа. Надо просто с самим собой проводить много времени: гулять, заниматься хобби, путешествовать, спать, еще раз спать, ходить на тренировки и танцы. Безделье невероятно ставит на место мозг.
Вообще, тема регламентированного дня “работа-дом-работа” поднимается многими психологами и психотерапевтами. Это в принципе противоестественный образ жизни. Одно дело – небольшая занятость ради заработка, но при этом сколько угодно времени на личный досуг, общение с детьми и здоровый режим, прежде всего, сон. Другое – неадекватный рабочий день, который минимум 8 часов (9 часов, ведь добрые работодатели еще плюсуют сюда время на обед) и выше, неадекватная занятость, условия труда, когда человек, приходя с работы, просто уже ничего не соображает. Это – ненормально. Такой труд – не украшает, а делает обратно из человека обезьяну.
Прочитать ещё 23 ответа
Сторонники Путина говорят, что РФ долго встаёт с колен из за потрясений в истории страны, большой территории и козней конкурентов на внешн. рынке. Так ли это?
Писатель. Вело путешественник. Философ.
не знаю, что там у России с коленями, но у меня ощущение, что она тонет в болоте.
Позитивный улучшений – никаких, то, что было построенно при СССР – практически развалилось, нового строят минимум…
хотите статистику Китая? за год?
– Каждый год строят 100 аэропортов. Сто аэропортов. Сотня. Сто штук. Посчитайте от одного до ста и вот каждый раз представте себе аэропорт. Бац! Построено.
– Гигантские виадуки, длиной в 150 км. ВИАДУКИ! Я виадуки только в Simcity видел. Или вот, например – туннель длиной 28 км.
– Поезд с Гуанчжоу в Гуйян за час проезжает 510 мостов и 236 туннелей со скоростью 250 км в час.
– За 30 лет китайцы увеличили жилую площадь страны в 8 раз! У меня друг уже месяц не может квартиру найти, а в Китае их бесплатно раздают.
– через 10 лет в Китае 220 городов будут с населением больше 1 млн. человек. Сколько у нас таких городов останется через 10 лет?
– А вся эта статистика из-за одной простой цифры. С 2000 года в Китае казнили 10 тыс. чиновников за коррупцию.
Прочитать ещё 8 ответов
Что изучает экономика как область знаний?
Магистр по специальности “Бизнес-информатика”. Свободно владею английским…
Если коротко, то экономика изучает рыночные взаимоотношения между различными субъектами. Этими субъектами могут быть отдельные частные лица, домохозяйства (семьи), мелкие и крупные предприятия, целые государства и межгосударственные объединения. Экономика описывает закономерности подобных отношений. Самый яркий пример – закон спроса и предложения, котрый показывает зависимость между значениями этиих параметров.
Существует множество подразделов экономики. Например, микроэкономика – изучает процессы в рамках одного предприятия и узкой отрасли в котром оно работает; макроэкономика – изучает процессы на более широком масштабе государства и проблемы его развития; мировая экономика – изучает еще более широкомасштабные процессы мировой торговли и международного регулирования рынков.
Также имеются побочные ветви экономики, которые в некоторых источниках могут называться отдельными науками, такие как эконометрика (отвечает за статистические инструментальные методы экономики), маркетология (отвечает за исследования рынков и поведения его участников), менеджмент (отвечает за структурную организацию предприятий и процесс принятия решений) и многие другие.
Курс должен быть практическим — с финансовыми играми, задачами и тренингами.
Ежегодно в начале учебного года разгораются дискуссии о практичности и уместности школьных образовательных программ. Например, нужно ли в обязательном порядке школьникам изучать экономику? Или ее стоит перенести в категорию факультативных курсов, которые выбирают осознанно лишь те, кто планирует связать свою жизнь с работой в бизнесе и в сфере финансов? В этом вопросе мы решили разобраться подробнее.
Что такое экономика?
Экономика — это наука в первую очередь про взаимоотношения между людьми, которым необходимо принимать решения в условиях ограниченных ресурсов. В понятие «ресурсы» входят не только деньги, это еще и время, потраченное на выполнение определенных задач, интеллектуальный капитал (знания человека и их ценность). С экономическими отношениями каждый российский школьник сталкивается каждый день: покупка сока в школьной столовой уже является экономической сделкой, и на нее распространяется действие базовых экономических законов.
Как изучают экономику школьники России?
В России экономика не является обязательным общеобразовательным предметом, и в состав ЕГЭ она не входит. По своему усмотрению ее включают в программу отдельных колледжей, лицеев и даже обычных школ в профильных классах, в которых учеников готовят к поступлению на финансово-экономические специальности в вузах. Как правило, в школах не открывают отдельные вакансии для преподавателей экономики, и этот предмет читают педагоги смежных курсов.
Курс экономических знаний, который читают в общеобразовательной школы, максимально упрощен, он дает представление о базовых понятиях и практически не касается глубоких математических расчетов. В то же время он понятный и простой, позволяют школьнику заинтересоваться этой наукой, получить представление о том, как работают экономические законы в реальной жизни.
Зачем изучать экономику?
Экономика позволяет получить четкое представление о том, как устроен окружающий мир. Почему подорожали продукты? Как скачок национальной валюты скажется на семейном бюджете? Почему Катя и Маша получали в школе одинаковые оценки, но Катиной зарплаты едва хватает на жизнь, а Маша отдыхает за границей три раза в год? Люди, не имеющие представления о рынке, скажут: «Повезло». А на самом деле это — элементарный экономический закон: Маша как специалист продала себя и свои знания дороже. Кто-то с завистью смотрит на вакансии Юникредит и думает, что никогда не сможет получать такие деньги. Но ведь причина в том, что человек сам отказался вкладывать деньги в свое образование. Ведь получение знаний — это тоже инвестиции в себя, то есть экономические отношения.
К сожалению, приходится констатировать, что население России в большинстве своем экономически безграмотное. А это приводит к большим проблемам: люди просто не знают, как планировать свой бюджет, берут кредиты в банках, не могут с ними расплатиться и становятся банкротами.
Практическое применение экономических знаний
Научиться осознанно использовать экономические знания очень важно. Тем более, что на практике понять теоретический материал проще. Например, понятие «пассивного дохода» дается школьникам не так легко. Но если предложить ребенку откладывать карманные деньги не в копилку, а на депозит (можно договориться с родителями о выплате «процентов», то есть и их втянуть в увлекательную экономическую игру), он увидит, что пассивный доход — это выгодно, и деньги работают сами по себе, а ребенок получает финансовую выгоду. В будущем это мотивирует уже взрослого человека искать возможности пассивного дохода и инвестирования — а от этого выиграет и он сам, и экономика страны.
Или завести финансовый дневник и записывать все расходы, а потом вычеркнуть статьи, от которых можно отказаться и вместо этого купить что-то действительно нужное и полезное. Например, если неделю отказываться от газировки, то можно купить футболку с модным принтом, которую так хотелось, но родители отказали. Подростки, да и большинство взрослых, попросту не понимают, сколько «сжирают» разные бесполезные покупки товаров, которые стоят, казалось бы, немного, но при ежедневном их потреблении выходит огромная сумма. Таких примеров можно привести множество.
Через год после окончания школы вчерашние школьники по законодательству становятся полностью взрослыми — они получают полную дееспособность и уже самостоятельно управляют своими финансами. Они будут зарабатывать деньги и тратить их — поэтому очень важно научить их делать это правильно.
И вместо заключения
Изучать экономику в школе нужно. Но это должен быть курс для старшеклассников, которые уже достаточно взрослые и логично мыслящие. А сам курс должен быть не скучным изложением теоретического материала, а практическим — с финансовыми играми, задачами и тренингами. Тогда школьники не просто полюбят экономику, а еще и поймут ее и будут применять знания в реальной жизни.
Знаете о произошедшем больше или есть что рассказать?
Напишите нам или позвоните по телефону 8-902-603-60-40