Какая польза от домашних птиц

Юлия Веревкина
Конспект занятия «Домашние птицы»
Педагог-психолог приветствует детей: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю всех вас на «Птичий двор» (перед детьми устанавливается макет).
Педагог-психолог предлагает детям рассмотреть картинки,затем ребятам задаются следующие вопросы:
Кто живет на птичьем дворе? Как можно назвать этих птиц? (Домашние птицы.)
Почему их называют домашними? (Потому, что они живут рядом с человеком, и человек заботится о них.)
Как человек заботится о домашних птицах? (Человек дает птицам корм, воду, строит для них домики-курятники, птичник.)
Какую пользу человеку приносят домашние птицы? (Птицы дают человеку яйца, мясо, пух и перья.)
Педагог-психолог: А знаете ли вы, какие птицы живут во дворе? Чтобы это узнать, надо загадки отгадать.
Игра «Загадки-рифмовки».
1. Целый день она гуляет,
Травку, листья разгребает.
Выйди лишь на улицу,
Там увидишь (курицу).
2. Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук,
И зовут его? (Индюк.)
3. Я раньше солнышка встаю
И рано голос подаю.
И у меня прекрасный слух,
Я яркий, озорной (петух) .
4. Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки (гусь) .
5. Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
«Кря» кричит. Всё это шутка. Ну, конечно, это (утка) .
Педагог-психолог: Молодцы! Вижу, умные вы дети. Про кого мы отгадали загадки? (Ответы детей). А теперь давайте поплаваем, как уточка.
Пальчиковая гимнастика «Уточка».
На волнах качаясь, уточка плывёт,
То нырнёт, то вынырнет – лапками гребёт.
Педагог-психолог: Замечательно! Знаете, ребята, мои домашние птицы любят добрых, ласковых людей. Сумеете ли вы позвать их ласково?
Игра «Назови ласково» (стоя с мячом).
• Утка – уточка
• Петух – петушок
• Курица – курочка
• Индюшка – индюшечка
• Цыплёнок- цыплёночек
• Утёнок – утёночек
• Гусёнок – гусёночек
• Индюшонок – индюшоночек.
Педагог-психолог: Ой, ребята, я же забыла калитку закрыть в моём птичнике. Давайте посмотрим. Сюда прилетели дикие птицы и все они перемешались. Ребята, что же мне теперь делать? Да вы же у меня помощники хорошие, помогите расселить диких птиц на дерево, а домашних птиц во двор (на плетень) .
Игра «Рассели птиц».
•Педагог-психолог: А сейчас возьмите по птице и расселите. Домашних птиц вы куда расселите?
•Дети: Во двор.
•Педагог-психолог: А диких?
•Дети: На дерево.
Дети выполняют. (Диких птиц сажают на макет дерева, а домашних – на плетень около домика) .
•Педагог-психолог: Давайте посмотрим, правильно ли вы сделали? Во дворе у нас какие птицы?
• Дети перечисляют, кого поселили во двор.
•Педагог-психолог: А на дерево каких вы птиц поселили?
Дети называют птиц на дереве.
•Педагог-психолог: Ой, спасибо, вы настоящие помощники. Интересно, а почему же одних птиц называют дикими, а других домашними?
•Дети: Домашние птицы не умеют летать, добывать корм, живут с человеком. Он за ними ухаживает, кормит, защищает, строит теплое жилье – сарай, ферму, птичник.
•Педагог-психолог: А какие птицы сами о себе заботятся, добывают корм, защищаются от врагов, строят гнёзда, и умеют летать?
•Дети: Дикие птицы.
Игра «Один – много» (стоя с мячом)
Педагог-психолог бросает мяч ребенку и называет птицу в единственном числе, ребенок, бросая мяч обратно, называет эту же птицу во множественном числе.Например: селезень – селезни, петух – петухи и т. д.
Педагог-психолог рассказывает детям, что птицы, как и люди, живут семьями. Знакомство с птичьими семьями.
Помогите малышам,
Потеряли дети мам,
Без родителей, одни
Попадут в беду они.
Я рассказ начну, а вы кончайте,
Хором,дружно отвечайте:
Кого они ищут?
Стихи-подсказки:
1. Шею вытянул гусенок,
Озирается спросонок.
Еле-еле соню сына
Под крыльцом нашла … (гусыня).
А кто папа у гусят? (гусак) (вывешивается картина «Гуси»)
2. Что стряслось у индюшонка?
Почему же он спешит?
У сарая за кадушкой.
Червяка нашла … (индюшка).
Кто папа у индюшат? (индюк). (вывешивается картина «Индюки»)
3. Эй, утенок, ты, куда?
Здесь собачья будка!
Ждет тебя около пруда
Твоя мама … (утка).
Кто папа у утят? (селезень) (вывешивается картина «Утки»)
4. Ну-ка марш, назад, цыпленок!
Залезать нельзя на грядки.
Ищет тебя, волнуется
Твоя мама … (курица).
Кто папа у цыплят? (петух). (вывешивается картина «Куры»)
Молодцы, помогли малышам найти своих родителей. И теперь они вместе гуляют по двору. Скажите, кто с кем гуляет?
Курица и петух гуляют с цыплятами. Индюшка и индюк гуляют с индюшатами. Утка и селезень гуляют с утятами. Гусак и гусыня гуляют с гусятами.
Педагог-психолог: А теперь ещё раз повторим. Приготовьте ваши пальчики.
Пальчиковая игра «Домашние птицы»
• Есть у курицы цыплёнок,
• У гусыни есть гусёнок,
• У индюшки – индюшонок,
• А у утки есть утёнок, (Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.)
• У каждой мамы малыши все красивы, хороши! (Показывают пальчики.)
Игра «У кого кто?» (ед. и мн. число)
У курицы – цыпленок, цыплята и т. д.
Педагог-психолог: Молодцы. А сейчас мы посмотрим, знаете ли вы, как нужно относиться к птицам.
Игра «Что хорошо, что плохо».
Дети слушают четверостишия; если считают, что услышанное – это хорошо, то хлопают в ладоши, а если плохо – топают ногами.
1. Если маленький малыш
Сыплет птицам крошки,
Поступает плохо он, Или он хороший?
2. Злой мальчишка палку взял,
И гусей ею гонял,
Был доволен он собой.
Хороший мальчик или плохой?
3. Смастерила девочка вовсе не игрушку –
Смастерила с папой для кур кормушку.
Зерна насыпала в неё,
Плохо это или хорошо?
4. Из рогатки мальчуган
В стадо индюков стрелял
И подранил одного
Плохо это или хорошо?
5.А теперь ответить вы должны:
Как будете себя вести?
Должно решенье быть одно –
С птицами поступать только…
Все: Хорошо!
Подведение итогов занятия
Педагог-психолог: Дети, так какие птицы живут на птичьем дворе (Ответы детей.)
Педагог-психолог: Мы сегодня с вами много играли. Вам понравилось? А что вам понравилось больше всего. (Ответы детей) .
Занимаемся по теме:
Знает ли Ваш ребенок о том, что:
Птица – это живое существо, тело которого покрыто оперением;
Бывают дикие и домашние птицы?
Все птицы раньше были дикие, а человек их приручил из – за пользы, приносимой ими;
Домашними называют птиц потому, что они живут рядом с человеком, он заботится о них (строит жилище, кормит, ухаживает за птенцами), а птицы приносят человеку за это пользу: дают яйца, мясо и перо;
Птицы передвигаются с помощью ног (ходят и плавают) и крыльев;
Домашние птицы не умеют летать так, как дикие птицы, потому, что человек специально выращивает крупных птиц, для больших яиц и мяса. Птицам трудно летать, да им и не хочется – они привыкли к человеку и его заботе.
Размножаются птицы путем откладывания яиц (лишь через 30-40 дней из них вылупятся птенцы)
Расскажите ребенку о том, что:
Домашние птицы питаются по – разному: куры и индюки любят сухой корм (зерно, семена), а водоплавающие гуси и утки предпочитают рыбку, водных обитателей, водоросли.
Люди вывели много пород домашних птиц.
Есть птицы для красоты, для пера, для крупных
яиц, для мяса.
Закрепляем полученные знания в игре:
«Назови лишнее»
Предлагаем ребенку выделить лишнее понятие и объяснить его:
Курица, индюк, ворона, утка;
Петух, селезень, индюк, гусыня;
Цыпленок, гусь, утенок, индюшонок…
![]() |
«Собери семью»
Предлагаем малышу назвать всех членов семьи:
Куриная семья: петух – курица – цыпленок;
Гусиная: гусь, гусыня, гусенок;
Индюшачья: индюк, индюшка, индюшонок;
Утиная: селезень, утка, утенок.
![]() |
«Скажи ласково»
Петух – петушок, курица – курочка, яйцо -…, крыло…, гнездо – …
![]() |
«Исправь ошибку»
Просим ребенка найти и исправить ошибку:
Петух несет яйца; у курицы и утки клювы одинаковые; белый утка…
![]() |
«Кто где живет?»
Необходимо назвать жилище домашних птиц:
Куры живут в курятнике, гуси – в гусятнике, утки – в утятнике,
индюки – в индюшатнике, разные птицы живут на птичьем дворе.
![]() |
«Сосчитай до пяти»
Считаем птиц до пяти:
один индюк, два индюка, три…пять индюков;
одна утка,…..пять уток;
усложняем:
один маленький цыпленок, …пять маленьких цыплят;
один красивый селезень, …пять красивых селезней.
Гуси были одомашнены более четырех тысяч лет назад?
Дикие гуси откладывают одну кладку яиц по 4 – 10 штук, а домашние это делают регулярно 6 – 8 месяцев в году и приносят за это время 30 – 40 штук яиц?
Дикий гусь весит 5 -6 кг, а домашний – 12 и более кг?
Гусей научили пропалывать хлопчатник, они справляются не хуже людей?
Гусей рисовали на гробницах в Фивах, в Древней Греции?
Перо гусей использовали для письма? (даже папирусов в 1400 г до н. э.)
Индеек одомашнили индейцы племени Майя?
Индюшат надо учить есть – они самостоятельно этого не делают?
Индейки ужасные паникеры? При малейшей опасности несутся в страхе куда глаза глядят.
Самая большая индюшка была выведена в Америке и весила она 32 кг?
Индюшка откладывает в год до 100 яиц?
Кур одомашнили 5 тыс. лет назад;
Куры были разменной монетой в Древней Греции и Риме?
Петухи предупреждают людей об опасности?
В Индии куры – священные существа?
Существует около 100 пород кур?
Рекорд откладывания яиц принадлежит курам – 365 шт. в год!
Домашние утки произошли от кряквы?
Одомашнили уток 3 тыс. лет назад?
Утки могут весить до 7 кг?
Даже в нашей стране такие птицы как: перепела, цесарки и страусы очень хорошо привыкают к неволе и отлично ладят с людьми. Эти птицы тоже приносят яйца, мясо. Продукты пользуются большим спросом из – за своих питательных качеств.
свободное время с пользой
” width=”746″ height=”107 src=”/>
У Вас свободная минутка и хочется поиграть с ребенком?
Отлично! Тогда предложенные игры Вам помогут развить малыша и объединить всю семью.
Если мы с Вами даем знания о домашних птица в течение двух недель, то и все наши игры будут связаны с этим событием.
Изготовление птиц из природного материала
Вам потребуется: скорлупа грецких орехов, шишки, перья (можно позаимствовать у старой подушки или насобирать голубиных), пластилин. Из этих материалов можно смастерить красивых птичек – они будут долго радовать Ваш взгляд на полке с другими поделками малыша!
Птички из теста
Вспомните детство: как приятно пахло на кухне, когда родители пекли пироги и очень хотелось тоже что – то полепить из ароматного теста. Не лишайте возможности и своего ребенка творить шедевры, связанные с лепкой птиц. Он будет Вам благодарен. Продлите семейные традиции с Вашими детьми.
Так же птиц можно вылепить из соленого теста, глины, пластилина. Немного краски, натурального пера и – шедевр готов! Можно подарить родственникам или пополнить семейный музей.
Раскрашивание скорлупы яиц
Вовсе и не обязательно дожидаться Пасхи, а взять разные по размеру и цвету яйца и раскрасить их всеми цветами радуги (не забудьте о перепелиных яйцах)
Из скорлупы можно делать плоскостную аппликацию (мозаика), после высыхания кусочков скорлупы, наклеенной на бумагу надо нарисовать на ней картинку и покрыть лаком. Это будет не только красиво, но и долговечно.
Уважаемые родители!
Помните, что время давать ребенку радость повседневного общения с Вами уже настало! Не экономьте на силах, времени и заботе. Вам это воздастся.
Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер, материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”
* * *
ДЕКАБРЬ
1-я и 2-я неделя
Домашние птицы
Для детей 4-5 лет
1. Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей:
Петух – курица – цыпленок.
Гусь – гусыня – гусенок.
Селезень – утка – утенок.
Индюк – индюшка – индюшонок.
2. Объяснить малышу, что этих птиц называют домашними, почему они так называются. Помочь запомнить информацию.
3. Рассмотреть строение тела птиц: голова, хвост, туловище, лапы, клюв, шпоры, гребешок, бородка. Обратить внимание, чем покрыто тело птиц.
4. Рассказать, где живут домашние птицы, чем питаются, как человек за ними ухаживает и какую пользу они приносят человеку.
5. Закрепить в словаре ребенка названия птиц и слова, обозначающие и определяющие их внешний вид, повадки.
6. Упражнение “Кто как разговаривает?” на словообразование (образование глаголов от звукоподражательных комплексов).
- Утка – “кря-кря” – крякает.
Гусь – “га-га”- гогочет.
И т. д.
7. Упражнение “Кто у кого?” на образование супплетивной формы существительного в единственном и множественном числе.
- У утки – утенок (утята).
У гусыни – гусенок (гусята).
И т. д.
8. Упражнение “Назови ласково” на образование существительного с помощью суффиксов.
- Петух- петушок.
Утка – уточка.
И т. д.
9. Упражнение “Один – много” на употребление существительного родительного падежа во множественном числе.
- Одна утка – много уток.
Один селезень – много селезней.
Один утенок – много утят.
И т.д.
10. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительным.
- 1 утка, 2 утки, 3…, 4…, 5…
1 утенок, 2…, 3…, 4…, 5…
1 селезень, 2…, 3…, 4…, 5…
11. Упражнение “Кто как передвигается?” на подбор глаголов к существительному.
- Утка (что делает?) – плавает, ходит, летает.
Индюшка (что делает?) – …
Курица (что делает?) – …
Петух (что делает?) – …
12. Развитие логического мышления. Упражнение “Исправь ошибку”.
- У утки – гусята.
У индюшки – цыплята.
У курицы – цыплята.
У гусыни – индюшата.
13. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.
- Первый, второй – шли утята,
Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый испугался,
Громко- громко запищал:
“Пи-пи-пи!”- “Не пищи,
Мы тут рядом, поищи!”
(Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого,
а со слов “пи-пи” ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.)
14. Развитие слухового внимания, памяти.
Выучить стихотворение.
- Курицы на улице
(А. Прокофьев)
– Ку-ка-ре-ку! Курицы,
Хорошо ль на улице?
Ку-ка-ре-ку! Десятый раз,
Беспокоюсь я за вас.
Беспокоюсь, хлопочу,
Громко крыльями стучу.
Я горланю во весь дух,
Потому что я петух.
Брось горланить! Ко-ко-ко…
Все мы здесь… Недалеко…
15. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать малышу русскую народную сказку “Гуси-лебеди” и сказку Г. Х. Андерсена “Гадкий утенок”.
Для детей 5-7 лет
1. Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей:
Петух – курица – цыпленок.
Гусь – гусыня – гусенок.
Селезень – утка – утенок.
Индюк – индюшка – индюшонок.
2. Уточнить у ребенка, как этих птиц называют (домашними), почему они так называются.
3. Расспросить ребенка о строении тела птиц: голова, хвост, туловище, лапы, клюв, шпоры, гребешок, бородка. Уточнить, чем покрыто тело птиц.
4. Уточнить, где живут домашние птицы, чем питаются, как человек за ними ухаживает и какую пользу они приносят человеку.
5. Рассказать о профессии птичницы.
6. Закрепить в словаре ребенка названия птиц и слова, обозначающие и определяющие их внешний вид, повадки.
7. Упражнение “Кто как разговаривает?” на словообразование (образование глаголов от звукоподражательных комплексов).
- Утка – “кря-кря” – крякает.
Гусь – “га-га” – гогочет.
И т.д.
8. Упражнение “Кто у кого?” на образование супплетивной формы существительного в единственном и множественном числе.
- У утки – утенок (утята).
У гусыни – гусенок (гусята).
И т.д.
9. Упражнение “Назови ласково” на образование существительного с помощью суффиксов.
- Петух – петушок.
Утка – уточка.
И т.д.
10. Упражнение “Один – много” на употребление существительного родительного падежа во множественном числе.
- Одна утка – много уток.
Один селезень – много селезней.
Один утенок – много утят.
И т.д.
11. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительным.
- 1 утка, 2 утки, 3…, 4…, 5…
1 утенок, 2…, 3…, 4…, 5…
1 селезень, 2…, 3…, 4…, 5…
И т.д.
12. Упражнение “Кто как передвигается?” на подбор глаголов к существительному.
- Утка (что делает?) – плавает, ходит, летает.
Индюшка (что делает?) – …
Курица (что делает?) – …
Петух (что делает?) – …
13. Упражнение “Чей клюв, чьи лапы?” на образование притяжательных прилагательных.
- Клюв утки – утиный клюв.
Лапы утки – утиные лапы.
И т. д.
14. Упражнение “Скажи наоборот” на подбор антонимов.
- Утка большая, а утенок – маленький.
Цыпленок молодой, а петух – …
У гуся шея длинная, а у курицы – …
У курицы лапы без перепонок, а у утки – …
15. Продолжать знакомить ребенка с крылатыми выражениями
(начало см. в теме “Домашние животные”).
Познакомить ребенка с крылатыми фразами, помочь их запомнить и активизировать в словаре:
– Как с гуся вода. (Все ему нипочем.)
– Курам на смех. (Ничего не может быть смешнее.)
16. Упражнение “Отгадай загадку” на развитие логического мышления.
- Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку
(Утка)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь)
Он в мундире ярком,
Шпоры для красы.
Днем он – забияка,
Поутру – часы
(Петух)
17. Развитие слухового внимания.
Взрослый говорит ребенку: “Прочту рассказ только один раз, а затем тебе нужно будет ответить на вопросы. Будь внимателен.”
- “Тебе нужно войти во двор дома №16, обойти дом слева, зайти в сарай, отсчитать 4-ю клетку справа. В ней будет сидеть черный петух по кличку Роджер. Ты должен передать ему привет от его троюродного брата белого петуха Рекса.”
Вопросы:
– Назови номер дома.
– С какой стороны нужно обойти дом?
– С левой или с правой стороны ты будешь отсчитывать клетки?
– Третья или пятая клетка тебе нужна?
– Какого цвета Роджер?
– Как зовут троюродного брата Роджера?
18. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.
- Шла уточка бережочком,
Шла серая по крутому.
(“идут” двумя пальчиками по столу, переваливаясь)
Вела детей за собой
И малого и большого
(загибают безымянный палец, большой палец)
И среднего, и меньшего
(загибают средний палец, мизинец)
И самого любимого
(загибают указательный палец)
19. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать малышу сказки:
– “Гуси-лебеди”
– “Гадкий утенок” (Г. Х. Андерсен)
– “Серая шейка” (Мамин-Сибиряк)
Если Ваш ребенок знаком с этими произведениями, предложите ему маленькую викторину:
“Я читаю тебе отрывок, а ты отгадай, из какого произведения!”
– До сих пор не могу поверить своему счастью: я превратился в прекрасного лебедя…
(Лебедь из сказки Г. Х. Андерсена “Гадкий утенок”)
– Отправила нас Баба Яга в погоню за девочкой и ее братцем. Покружились мы над речкой, яблонькой, да печкой, но никого не нашли.
(Гуси-лебеди из одноименной сказки)
Хорошим подспорьем для занятий по этой теме будет Альбом №3 “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”. Автор Н. Э. Теремкова. Стр.9-12.
Комментарии к статьям
Развитие речи. Декабрь
08.12.2007, 18:41
вера
Оксана, большое вам спасибо. волей судьбы поменяла работу. знаний вагон, а опыта работы с дошкольниками – ноль. ваши домашние задания – настоящая находка. есть на что опереться и творить дальше. успехов.
09.12.2007, 15:50
Валерия
Спасибо большое за все логопедические занятия. У меня была небольшая проблема: когда я выходила со своей дочкой гулять абсолютно не знала, что делать (детская площадка, какие знаки по форме, какие машины по цвету-это всё уже “устарело”). Теперь же я каждое Ваше занятие переписываю в небольшой блокнотик, коротко, только пункты, и занимаюсь прямо на улице. Учёба происходит незаметно для ребенка в игровой форме и знания закрепляются на практике (темы о временах года, о птицах, деревьях…).Может, кому-то пригодится и моя форма Ваших занятий.
09.12.2007, 16:27
Оксана Сергеевна
Спасибо,Валерия за отзыв и идею занятий.Это интересно,действенно в работе.
03.06.2010, 16:48
таня
просто здорово! только сталкнулась с тем, что нет картинок с птицами, а дочке на пальцах показать не вдохновило,если есть, Оксаночка, что – нибудь поделитесь, пожалуйста,в электроном виде
30.11.2011, 15:29
Наталья
Спасибо большое.Материал использую на занятиях с дошкольниками.Мне есть от чего оттолкнуться и детям интересно.
10.10.2016, 09:45
Ирина
Оксана Сергеевна, спасибо за подборку домашних заданий, за работу с детьми с Ринолалией. В этом году к нам в детский сад поступила девочка с Ринолалией, послеоперационный период, никогда с такими детьми раньше не работала. Ваша статья очень интересна и пригодится в работе.