Какая от велика польза от учения книжного

Какая от велика польза от учения книжного thumbnail

«Велика польза от учения книжного. Это источник мудрости», — писал, обращаясь к соотечественникам, Владимир Мономах. Предполагал ли великий летописец, чьё имя прочно вошло в учебники журналистского литературного мастерства Древней Руси, что мы даже спустя тысячу лет с волнением будем читать его «Поучения»?

Хранить и приумножать прекрасные традиции прошлого средствами современного настоящего — одна из серьёзных задач, которые ставит перед собой MVK, создающая такие непохожие по своему замыслу и оригинальные проекты, как передвижной Полярный музей, «Всё выше, и выше, и выше», проект, посвящённый 70-летию перелёта Валерия Чкалова.

15 февраля выставка представила вниманию гостей ещё один необычный проект — «Международную выставку каллиграфии». Он должен стать практически основополагающим звеном будущих перспективных выставочных проектов, потому что искусство каллиграфии связывает незримой нитью не только многие виды искусств — живопись, архитектуру, скульптуру, танец, фотографию и кино, дизайн, — это ещё и риторика, и искусство общения, которые становятся особенно важными для развития современного бизнеса. Предпринимательство в наше время немыслимо без высокой культуры общения, умения быть красноречивым собеседником, убедительным деловым партнёром, которому симпатизируют коллеги по бизнесу и сотрудники. В Китае говорят: «Покажи мне свой почерк, и я скажу, кто ты». Почерк — своего рода кардиограмма души человека. В нём отражаются и характер, и интеллигентность, и отношение к делу. Недаром ценили люди во все времена тех, кто умел красиво и грамотно писать, обладая при этом литературным мастерством публициста. Смотреть на мир неравнодушными глазами и записывать день за днём его историю люди начали давно. Первые письменные памятники появились в Китае еще в I веке н.э. Умение рисовать иероглифы считалось в те времена высоким искусством. Человек, овладевший им, приравнивался к художнику. В эпоху Средневековья каллиграфические надписи украшали произведения архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Считалось, что образованный человек непременно должен владеть искусством каллиграфии. Детей поэтому учили не только основам наук, но и стихосложению, музыке, живописи, каллиграфии.

Спустя века искусство каллиграфии пришло в Россию. Первыми русскими каллиграфами были монахи, создававшие исторические хроники, переписывавшие важные исторические документы. Это благодаря им мы сегодня знаем о таких прекрасных древних памятниках литературы, как «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Поучения Владимира Мономаха» и др. Рукописная книга была на Руси источником всех художеств. Книги писали на пергаменте отдельным уставом — каждая буква рисовалась отдельно от другой. Слитное письмо родилось лишь в XV веке. В это же время появились первые книгопечатные станки. Но искусство чёткого и красивого, изящного письма, которое было изобретено ещё в Китае, продолжало жить из века в век. Каждой исторической эпохе соответствовали свой стиль письма и своё оформление. И те, кто владел этим высоким искусством, был особенно уважаем.

Проект MVK, как и многие другие проекты компании, ещё раз обращает внимание на необходимость развития в России всех аспектов языкознания, грамотности, уважения к культуре прошлого. Каллиграфия — искусство красивого оформления, изящного почерка и практически искусство риторики на бумаге — должна связать не только эпохи, национальные культуры и искусства, но и современность. Хотелось бы, чтобы в мире высоких технологий и современных отраслей промышленности по-новому зазвучала тема каллиграфии. Чтобы юное поколение россиян стремилось учиться прекрасному, начиная с самых первых уроков чистописания в школе, реально осознавая, какую огромную роль имеет грамотный почерк в его личной судьбе и в судьбе его страны.

«Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь», — советовал Владимир Мономах и нам, ныне живущим.

Источник: Ирина Александровна Горская

Источник

Я молодой № 38-39 26/09/2001

Думаю, что если я начну сейчас убеждать кого-либо в необходимости изучения иностранного языка, на меня, в лучшем случае, посмотрят, как на… ну, косо, в общем, посмотрят. Потому что сегодня любому первоклашке известно: знание языка (и хорошо, если не одного) современному человеку нужно не меньше, чем умение отличить Escape от BackspacХa. Однако, если вы думаете, что именно в наши дни человечество переживает первый лингвистический бум, вы, смею вас уверить, ошибаетесь. В качестве доказательства приведу несколько исторических фактов.

ПОНТИЙСКИЙ царь Митридат VI Евпатор владел 22 языками. Некий кардинал Меццофанти – 58. Эразма Роттердамского коллеги-гуманисты дразнили “чудовищем трехголовым” только за то, что он в совершенстве овладел тремя древними языками: латынью, древнегреческим и санскритом. Карл Маркс и Фридрих Энгельс тоже, между прочим, не лыком шиты были, по преданию, оба знали по два десятка языков и на нескольких из них вели переписку. О женщинах-полиглотах история оставила меньше свидетельств, однако известно, что знаменитая королева Марго знала несколько языков, в том числе древнегреческий и латынь.

Владимир Мономах в своем “Поучении” приводил резонные причины к изучению иностранных языков и заодно укорял неразумную молодежь в лености: “Чего же умеючи, того не забывайте доброго, а чего же не умеючи, а тому ся учите, яко же бо отец мой, дома седя, изумеяше 5 язык, в том бо честь есть от инех земль. Леность бо всему мати: еже умеет, то забудет, а еже не умеет, а тому ся не учит”.

В Европе в эпоху Возрождения правила хорошего тона предполагали знание минимум пяти языков, при этом официальным международным языком науки была все та же латынь: на языке римлян велись все ученые дебаты и вся переписка, по-латински же писались научные трактаты. В России при Петре Первом, вместе с курением табака и галантным обращением, в моду вошли немецкий и голландский языки, а что касается века девятнадцатого, то всем известно, что пушкинская Татьяна “по-русски плохо знала… и выражалася с трудом на языке своем родном”: аристократические русские младенцы того времени лепетали по-французски уже в колыбели.

Читайте также:  Польза тыквы для организма человек

Известно, что недюжинными способностями к изучению иностранных языков отличался Александр Сергеевич Грибоедов. Будущий автор “Горя от ума” поступил в университет в возрасте тринадцати лет, уже зная в совершенстве французский, немецкий и английский языки и понимая свободно в оригинале всех латинских поэтов. Достоверно известно также, что впоследствии Грибоедов овладел персидским языком и даже писал на нем стихи.

А знаменитый немецкий коммерсант и археолог Генрих Шлиман изучил не менее 15 языков, используя самостоятельно изобретенный в юности “метод Шлимана”: изучая, к примеру, английский язык, молодой человек запоминал наизусть творения О. Голдсмита и В. Скотта в оригинале, после чего писал сочинение на вольную тему. Проверенное учителем сочинение он опять же заучивал наизусть, а потом читал его вслух учителю, который исправлял произношение. Кроме того, Шлиман ежедневно (!) читал наизусть по 20 страниц прозы на английском языке и регулярно посещал проповеди англиканских священников. На изучение языка Шлиман отводил по 5 часов в будние дни и по 17 – в воскресные.

НОУ Учебный центр “КомпЛэнг” (обучение иностранным языкам) по итогам рейтингов 1999 и 2000 годов вошел в перечень ЛУЧШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ г. Москвы.

Смотрите также:

  • Как ректор университета стал священником →
  • Иностранный лучше учить в постели →
  • Профессор-священник →

Также вам может быть интересно

  • Кто Ваш брат, или чей Вы правнук?

  • Английский, немецкий, французский – далее везде

  • Иностранный – легко и с удовольствием (24.10.2005)

  • На чем мы заговорим через пять лет?

  • Ирак. Тысяча и одна ночь, или наш человек в Багдаде

Источник

МКОУ «Приреченская основная общеобразовательная школа

Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»

Тематический классный час:

«Великая польза от

учения книжного»

Подготовили и провели:

библиотекарь СДК

Трунова Е.В;

учитель начальных классов

Козлова Л.В.

2015-16 уч. год

Цель: сообщить о новом празднике в нашей культуре, рассказать о появлении на Руси первой печатной книги и её создателе – Иване Фёдорове, познакомить учащихся с православными писателями, заинтересовать шестиклассников православной книгой, её содержанием.

Оборудование и технические средства:

1) мультимедийная презентация «День православной книги в России»;

2) выставка православных книг и печатных изданий («Русский дом», «Славянка», «Фома», «Виноград»).

3) прослушивание аудиокассеты с рассказом Б.А. Ганаго «Прозрение».

Сценарий праздника.

● Вступительное слово учителя.

● Поздравляю всех вас с праздником православной книги.

Уже пятый год в день 14 марта Православная Церковь празднует День Православной книги.

Первый раз этот праздник отмечали 14 марта 2010 года. Он был учреждён Священным Синодом Русской православной Церкви по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приурочен к дате выпуска книги Ивана Федорова « Апостол», которая считается первой печатной православной книгой на Руси – её выход в свет датируется 1 марта (по ст. стилю)1564 года. Это очень важный праздник для каждого культурного и образованного человека.

Вот что сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в приветственном слове организаторам и участникам праздника Дня православной книги: «Очень важно, чтобы наши современники научились узнавать православные книги, любить их и прибегать к их мудрости, особенно в сложных жизненных ситуациях. Учреждённый праздник призван помочь как можно большему числу людей осмыслить значение православной книги и через это осознание стать более взыскательными и разборчивыми читателями, заботящимися о том, чтобы истинные знания наполняли ум и сердца».

А сейчас мы отправимся в путешествие в далекую древнюю РУСЬ.

Библиотекарь: (звучит тихая музыка)

1.Расскажу я вам сегодня о святой Руси, о далеких временах, нам неведомых. Жили – были тогда на русской земле добры молодцы да красны девицы. А у них были добрые матушки да мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома – терема рубить, умели и холсты ткать, узорами вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали: не умели книги читать и письма писать.

2.И явились тогда по просьбе князей Ростислава, Святополка и Коцела на славянские земли два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Прибыли они из Византии, государства тогда великого, чтобы помочь славянам с Божьей помощью обрести свой язык письменный. Младший брат Константин после принятия монашеской схимы Кириллом назван был, потому азбуку, им созданную, стали звать кириллицей.

3.Славянская азбука была составлена на основе греческой, но изменена, чтобы передать систему звуковую языка славянского. Много работал Кирилл, чтобы перевести с греческого языка на славянский книги духовные и обучить чтению славян по буквам, тогда им неведомым. Это было очень трудным делом. Помогал ему просвещать предков наших старший брат Мефодий. Так два брата, Кирилл и Мефодий, выполнили великое дело! И было это в 863 году.

1-й ребенок:

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, в Македонии, и в России,

В Польше и Чехии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

2-й ребенок:

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей

3-й ребенок:

Первые книги, переведенные на славянский язык – «Евангелие» и «Деяния апостолов». Затем братья перевели «Псалтирь», «Октоих» и другие церковные книги.

Педагог (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Живет книга уже несколько тысячелетий, но не всегда она была такой, какой мы видим её сейчас. Первые славянские книги были рукописными. Создавали их в тиши святых обителей монахи. Книги переплетали в кожу и богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Да, было время, когда книги переписывали от руки. Не один месяц трудились, выводя гусиным пером одну букву за другой, переходя от строчки к строчке. Прежде чем начать новую страницу, надо было ее разлиновать свинцовой палочкой, ведь карандашей еще не было. Заглавную букву рисовали красными чернилами. С тех пор мы называем первую строку каждого отрывка «красной», хотя все буквы в книгах одного цвета. Работа писца была долго и кропотливой. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью.

Дело пошло иначе, когда изобрели печатный станок. На нем каждую страницу можно было отпечатать в нескольких экземплярах. Первая типография появилась в России более четырех столетий назад. Ее основал печатник Иван Федоров. 19 апреля 1563 года Федоров открыл в Москве первую на Руси “печатню”, то есть типографию. Открыл он ее по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел.

А правил тогда Иван Грозный. Значение книги царь понимал и, решив не отставать от Европы, повелел построить Печатный двор. Стоял он в Москве, в Китай-городе (кстати, здание корректорской, или, как ее тогда называли, “правильни” стоит там до сих пор). Его руководителем и стал церковный дьякон Иван Федоров, будущий первопечатник.

ФИЛЬМ «ПЕРВОПЕЧАТНИК ИВАН ФЕДОРОВ» (отрывок)

Итак, первая точно датированная печатная книга на русском языке увидела свет в марте 1564 года. Она называлась “Деяния и Послания Апостолов”, хотя чаще говорят просто “Апостол”. Федоров и его помощник Петр Мстиславец работали над этой книгой почти год! Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги. Шрифт ее воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, на котором переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками. Через полтора года Федоров и Мстиславец издали сборник молитвослов “Часовник”. Долго именно по этой книге детей учили чтению.

О Федорове мы знаем немного – только то, что он сам о себе рассказал в своих изданиях. Мы знаем, например, что он учился книгопечатанию у некоего датского мастера, которого король Дании прислал в Москву специально по просьбе Ивана Грозного. Кстати, Федоров был, оказывается, на все руки мастер – он сделал не только печатный пресс, но и многоствольную мортиру – дальнюю предшественницу “катюш”. В 1566 году в типографии Федорова произошел пожар, и есть все основания считать, что он не был случайным. В итоге Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось бежать в Литву, а потом и на Украину. “Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе”, – написал Федоров. Но и там компаньоны продолжили заниматься печатным делом – издали “Псалтырь” и “Азбуку”.

Библиотекарь: А теперь, ребята, посмотрите сценку, которая поможет вам совершить увлекательное путешествие во времени и встретиться с удивительным человеком – первопечатником Иваном Фёдоровым. От него мы ещё раз услышим рассказ о создании печатных книг на Руси. А встретиться с ним нам поможет обыкновенный школьник Петя.

(Занавес открывается. У печатного станка стоит Первопечатник. Появляется Петя.)

Первопечатник (замечает Петю):

Ты кто таков? Откуда взялся?

Тебя я прежде не видал.

Петя (вздыхает, вытирает пот со лба):

Ну, наконец-то я добрался,

Меня сюда к вам Даль прислал.

Он мне рассказывал, что вы

В печать дорогу проторили,

И чтобы там не говорили,

Но мне хотелось бы узнать,

Как дело удалось начать.

Первопечатник:

Да как хоть кличут-то тебя?

Петя: Ой, извините, Петя я.

Первопечатник:

Ну, слушай, повесть вот моя.

Я книги с детства почитал:

В них видел мудрости исток.

И с ранних лет уже мечтал,

Чтоб каждый их читать бы мог.

Но вот была в чём незадача:

Не всякий книгу и видал,

А в руки взять – уж редкая удача.

Петя (удивлённо):

А я про это и не знал!

(С любопытством.)

И почему ж так редки книги были?

Первопечатник:

Так долго ведь вручную их писать.

Вот потому мы и решили

Книгопечатанье в Москве начать.

Мне повезло наш царь Иван,

Что средь народа Грозным звался,

Дал разрешенье на печатный стан,

И с Божьей помощью наш труд начался.

Мы буквы, шрифты отливали-

Давалось дело новое непросто,

Ночами тёмными не спали.

(С гордостью.)

И вышла книга первая – «Апостол».

К печатанью второй я приступил.

Но вскоре царь Москву покинул,

И труд мой тут же прерван был.

Бояре-недруги явили злую силу-

Печатню сжечь они пытались.

И мы, хозяйство не ленясь собрать,

В Литву далёкую подались.

Святое дело наше продолжать.

( Задумчиво.)

Так начались мои скитанья…

В Литве недолго я прожил,

Не все там высоко ценили знанья.

И в город Львов оттуда я отбыл.

Пошло там дело у меня-

Книг множество исправно выпускал.

Тогда и побывал в далёких странах я,

Где пользу грамоты народ признал.

Вернувшись, напечатал я «Букварь»,

Чтоб нашу азбуку весь мир услышал.

И первый русский « Календарь»-

Он тоже из моей печатни вышел.

Петя:

Да, это дело стоит похвалить!

А что сейчас вы издаёте?

Первопечатник:

Я Библию Руси задумал подарить-

Она у нас уже в работе.

Педагог:

Книга – очень ценная вещь. Много трудов затрачивается на её изготовление. Поэтому нужно обращаться с ней бережно! Особенно благоговейно нужно относиться к книгам, в которых написано о Боге. Поэтому Библию, Евангелие, Псалтирь и Молитвослов мы читаем стоя, прежде осенив себя крестным знамением.

Выходят дети с православными книгами в руках.

Сегодня на наш праздник пришли самые главные Православные книги. Пусть книги представятся, а еще лучше, если мы загадаем вам загадку, а вы попробуете отгадать, что это за книга! Ну что, попробуем отгадать?

1-й чтец (в руках Библия)

Какой поэт, какой художник

К тебе не приходил, любя?

Еврей, христианин, безбожник –

Все, все учились у тебя.

педагог:

Что это за книга, кто узнал? (ответы) Правильно – Библия.

2-й ЧТЕЦ:

Библия – Книга книг, в которой раскрывается тайна происхождения мира, человека, смысл жизни. Знание Библии во всем цивилизованном мире – показатель уровня культуры человека. Это Вечная Книга.

Сейчас мы Библию возьмём – запомни этот миг.

Да будет на столе твоём важнейшая из книг!

3-й ЧТЕЦ:

Я спросила как-то: «Дети,

Есть ли Бог на белом свете?»

И все дети без труда

Дружно крикнули мне: «Да!» (отвечают хором)

Я сказала как-то: «Дети,

Хорошо-то как на свете!..

Кто создать всё это смог?»

И в ответе слышу: «Бог!» (отвечают хором)

Молодцы! Теперь давайте узнаем другую книгу. Слушайте загадку:

4-й чтец (в руках Евангелие)

Эта книга – не раскраска,

Не придуманная сказка,

В ней про мир и про Христа

От рожденья до Креста!

педагог:

Что это за книга, кто узнал? (ответы детей) Правильно – Евангелие.

5-й чтец:

ЕВАНГЕЛИЕ – это Добрая Весть,

Здесь всё для спасения нашего есть!

Читаем с любовью его неспроста –

В нём слово и жизнь Иисуса Христа!

6-й чтец:

Четыре Евангелия свято чтим мы,

Писали их, Духом Святым водимы,

Четыре Христовых ученика:

Марк, Иоанн, Матфей и Лука. (Называют с залом)

7-й чтец (с Евангелием)

Сколько книг: больших и важных,

Добрых, грустных и смешных,

О веселых и отважных,

О хороших и плохих.

Но одна из книжек многих

Людям дарит Вечный свет:

В ней написано о Боге,

Он Воскрес – и смерти нет!

С нами Бог! – слова несутся,

Радость светлая чиста

Поспеши и ты коснуться

Благовестия Христа.

8-й чтец:

Вот уже стоит перед вами ещё одна важная православная книга:

Щит и меч взял богатырь –

Он защитник смелый.

Нам оружие – ПСАЛТИРЬ,

Щедрость наше дело.

9-й чтец (в руках Псалтирь)

Псалмы – это молитвы,

В которых Божий глас.

Как щит во время битвы,

Они спасают нас!

10-й чтец (в руках Жития святых)

Жалею слабых и больных,

Желаю всем помочь.

Мудреть, читая …жития святых

Готов я день и ночь.

Спасибо, заступники наши пред Богом,

За то, что мы просим у вас так о многом,

А вы, без упрёков и слов, каждый раз

Без устали молитесь Богу о нас!

11-й чтец (в руках молитвослов)

Зажигаю я лампадку,

На колени становлюсь

И, раскрыв свою тетрадку,

Потихонечку молюсь…

«Пресвятая Дева Мати», –

Я читаю по тетради.

И всю ночь читать готов

Мой простой… ( хором) – МОЛИТВОСЛОВ!

Собирал я день за днем

Разные молитвы в нём:

Краткие и длинные,

Новые старинные…

Точно воинство для битвы –

Нам молитва каждый миг.

Эти чудные молитвы

Я собрал из взрослых книг.

Как без солнышка денёк,

Как от дерева пенёк,

Как погасший уголёк – День,

что без молитв протёк!

1-й чтец

Пусть эти книги священные,

Спутники вам неизменные

Будут везде и всегда.

Пусть эти книги спасения

Вам подают утешение

В годы борьбы и труда.

2-й чтец

Эти глаголы чудесные,

Как отголоски небесные

В грустной юдоли земной.

Пусть в вашем сердце сливаются

И небеса сочетаются

С чистою вашей душой.

педагог: Вот и подошел к концу наш праздник небольшой.

Чтенья вам духовного желаем всей душой!

Еще раз поздравляем всех вас с праздником православной книги. Давайте запомним, что «Книга – великий дар человеку от Бога. От того, какие книги мы читаем, зависит и то, какими будут наши идеалы, а значит – наше будущее.

(звучит песня «Дорогою добра»)

Источник