Какая категория крестьян отправляла повинности только в пользу государства
Госуда́рственные крестья́не, Казённые крестья́не — особое сословие крестьянства в России XVIII—XIX века, численность которого в отдельные периоды истории доходила до половины земледельческого населения государства.
В отличие от помещичьих крестьян они считались лично свободными, хотя (до отмены крепостного права) и прикреплёнными к земле.
История государственных крестьянПравить
Государственные крестьяне были оформлены указами Петра I из остатков незакрепощённого земледельческого населения:
- черносошных крестьян;
- сибирских пашенных крестьян;
- однодворцев (служилых людей на чернозёмном пограничье с Дикой степью), 24 ноября 1866 года был издан закон «О поземельном устройстве государственных крестьян», в соответствии с которым сословие было упразднено;
- служилых татар;
- нерусских народностей Поволжья и Приуралья.
Число государственных крестьян увеличивалось за счёт конфискации церковных владений (огромные владения Русской православной церкви были конфискованы Екатериной), возвращённых, присоединённых и завоеванных территориях (Прибалтики, Правобережной Украины, Белоруссии, Крыма, Закавказья), бывших крепостных конфискованных имений шляхтичей Речи Посполитой и других. Кроме того, число государственных крестьян пополняли беглые крепостные (частновладельческие) крестьяне, оседавшие на осваиваемых землях (Башкирии, Новороссии, Северном Кавказе и так далее). Этот процесс (перехода беглых крепостных крестьян в разряд государственных) негласно поощрялся императорской властью[1].
Также увеличению числа государственных крестьян способствовали селившиеся в России иностранные колонисты (немцы, греки, болгары и другие).
Во 2-й половине XVIII века правительство раздало дворянству сотни тысяч душ государственных крестьян; в 1-й половине XIX века практиковались массовая распродажа государственных имений и передача их в удельное ведомство, а также перевод государственных крестьян на положение военных поселян, в западных губерниях — сдача в аренду помещикам. Со стороны дворянства поступали предложения ликвидировать сословие государственных крестьян, передав казённые земли в частные руки.
Тем не менее относительная численность государственных крестьян росла. На момент первой переписи 1724 года государственные крестьяне составляли 19 % населения, а к последней переписи в 1858 года государственные крестьяне составляли уже 45 % населения на территории, охваченной первой ревизией (одновременно относительная численность крепостных уменьшилась с 63 % в 1724 году до 35 % в 1858 году)[2].
Положение государственных крестьянПравить
Государственные (казённые) крестьяне жили на государственных землях и платили подати в казну. По данным 1-й ревизии (1719), их насчитывалось в европейской России и Сибири 1,049 млн душ мужского пола (то есть 19 % всего земледельческого населения страны), по 10-й ревизии (1858) — 9,345 млн. (45,2 % земледельческого населения) [источник не указан 3516 дней].
Предположительно, образцом для юридического определения положения государственных крестьян в государстве послужили коронные крестьяне в Швеции. По закону государственные крестьяне рассматривались как «свободные сельские обыватели». Государственные крестьяне, в отличие от владельческих, рассматривались как лица, обладающие юридическими правами — они могли выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью. Государственным крестьянам было разрешено вести розничную и оптовую торговлю, открывать фабрики и заводы. Земля, на которой работали такие крестьяне, считалась государственным владением, но за крестьянами признавалось право пользования — на практике крестьяне совершали сделки как владельцы земли[2]. Однако помимо того с 1801 года гос. крестьяне могли покупать и владеть на правах частной собственности «ненаселёнными» землями (то есть без крепостных крестьян)[3].
Государственные крестьяне имели право пользоваться наделом в размере 8 десятин на душу в малоземельных губерниях и 15 десятин — в многоземельных. Фактические наделы были значительно меньше: к концу 1830-х годов — до 5 десятин в 30 губерниях и 1—3 десятин в 13 губерниях; в начале 1840-х годов 325 тыс. душ не имели надела.
Основная масса государственных крестьян вносила в казну денежный оброк; на территории Прибалтики и Царства Польского казённые имения сдавались в аренду частным владельцам и государственные крестьяне отбывали преимущественно барщину; сибирские пашенные крестьяне сначала обрабатывали казённую пашню, затем вносили продуктовый оброк (позже денежный). В 1-й половине XIX века оброк колебался от 7 руб. 50 коп. до 10 руб. с души в год. По мере увеличения повинностей удельных и помещичьих крестьян денежная рента государственных крестьян становилась относительно меньше, чем повинности других категорий крестьян.
Государственные крестьяне были также обязаны вносить деньги на земские нужды; они платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (дорожную, подводную, постойную и др.). За исправное несение повинностей государственные крестьяне отвечали круговой порукой.
Реформа КиселёваПравить
В результате роста малоземелья и увеличения повинностей в начале XIX века обнаружилось прогрессирующее обеднение государственных крестьян. Чаще стали происходить волнения государственных крестьян против сокращения наделов, тяжести оброков и др. (например, «Холерные бунты», «Картофельные бунты» 1834 и 1840—41). Вопрос об изменении управления государственными крестьянами вызвал многочисленные проекты.
В 1830-х годах правительство приступило к реформе управления государственной деревни. В 1837—1841 годах была проведена реформа, разработанная П. Д. Киселёвым: учреждено Министерство государственных имуществ и его местные органы, на которые было возложено «попечительство» над госкрестьянами через посредство сельской общины. Были ликвидированы барщинные повинности госкрестьян в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, прекращена сдача госимений в аренду, душевой оброк заменён более равномерным земельно-промысловым сбором.
Убежденный противник крепостного права, Киселёв полагал, что свободу следует вводить постепенно, «чтобы рабство уничтожилось само собою и без потрясений государства».
Государственные крестьяне получили самоуправление и возможность решать свои дела в рамках сельской общины. Однако крестьяне остались прикреплены к земле. Радикальное реформирование государственной деревни стало возможным только после отмены крепостного права. Несмотря на постепенность преобразований, они наталкивались на сопротивление, поскольку помещики опасались, что чрезмерное освобождение государственных крестьян даст опасный пример владельческим крестьянам.
Киселёв намеревался регламентировать наделы и повинности помещичьих крестьян и частично подчинить их Министерству государственных имуществ, но это вызвало возмущение помещиков и не было реализовано.
Тем не менее, при подготовке крестьянской реформы 1861 составители законодательства использовали опыт реформы Киселёва, особенно в вопросах организации крестьянского самоуправления и определения правового положения крестьян.
Освобождение государственных крестьянПравить
24 ноября 1866 года принят закон «О поземельном устройстве государственных крестьян», по которому за сельскими обществами сохранялись земли, находившиеся в их пользовании на правах «владения» (прямого пользования). Выкуп наделов в собственность был регламентирован законом от 12 июня 1886 года. При осуществлении этих реформ наделы государственных крестьян сократились на 10 % в центральных губерниях, на 44 % — в северных. Выкупные платежи возросли по сравнению с оброчной податью на 45 %. Платежи были рассчитаны на 49½ лет и в некоторых случаях должны были вноситься до 1931 года, но были прекращены с 1 января 1907 года в рамках столыпинской аграрной реформы под влиянием революции 1905 года.
См. такжеПравить
- Адмиралтейские поселения
- Войсковые обыватели
- Дворцовые крестьяне
- Крепостное право
- Монастырские крестьяне
- Приписные крестьяне
- Удельные крестьяне
- Экономические крестьяне
ПримечанияПравить
- ↑ Любавский М. К. Обзор истории русской колонизации. — М., 1996.
- ↑ 1 2 Баггер, Ханс. Реформы Петра Великого. — М., 1985.
- ↑ Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в). В 2-х т. — М.: Дмитрий Буланин, 2000. — ISBN 5-86007-247-3
ЛитератураПравить
- Л. В. Беловинский. Государственные крестьяне // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 139—140. — 784 с.: — ил. с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.
- Кавелин С. П. Исторический очерк поземельного устройства государственных крестьян. — М., 1912. — 72 с.
- Дружинин H. М. Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева. Т. 1—2. — М.;Л., 1946—1958. (АН СССР. Ин-тистории)
- Захарова Л. Г., Дружинин Н. М., статья «Государственные крестьяне» в энциклопедии «Отечественная история»
- Мучник А. Б., Социальные и экономические аспекты картофельных бунтов 1834 и 1841-43 годов в России, в сборнике: Народные восстания в России. От Смутного Времени до «Зелёной Революции» против Советской Власти, изд. Х.-Д. Лёве, Висбаден, 2006, стр. 427—452 (на немецком языке). (A. Moutchnik: Soziale und wirtschaftliche Grundzüge der Kartoffelaufstände von 1834 und von 1841—1843 in Russland, in: Volksaufstände in Russland. Von der Zeit der Wirren bis zur «Grünen Revolution» gegen die Sowjetherrschaft, hrsg. von Heinz-Dietrich Löwe (= Forschungen zur osteuropäischen Geschichte, Bd. 65), Harrassowitz Verlag, Wiesbaden, 2006, S. 427—452)
Какими правами в обществе они обладали?
Анонимный вопрос · 13 ноября 2018
12,5 K
Смерды – крестьяне которые несли повинности в пользу князя. При этом были лично свободными и экономически самостоятельными, могли передавать свое хозяйство по наследству, могли выступать в суде свидетелями.
Рядовичи – крестьяне, которые по каким то причинам (чаще всего из-за бедности) заключали с феодалом договор (ряд) и по этому договору работали.
Закупы – должники, которые должны были отработать долг, ссуду. Находились во временнойзависимости от феодала, в случае побега записывались в холопы, то есть полные рабы.
Холопы(другое название – челядь) – люди, попавшие в полную зависимость от феодала.
Изгои – это люди лишенные прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые. Чаще всего это были выкупившие себя холопы.
Педагог, музыкант, начинающий путешественник и немножко психолог
Существовали оброчные, барщинные и государственные крестьяне.
Оброчные – платили оброк, то есть дань, продуктами или деньгами.
Барщинные – принудительно и бесплатно работали на барина.
Государственные – по аналогии, работали на государство.
Только вот какой именно период истории Вас интересует?
Считаете ли вы, что против русского народа развязана война на полное уничтожение и, в первую очередь, пенсионеров и детей?
dreamfreedom.ru t.me/politdela
Да, считаю, что это именно так.
Нам пообещали отправить нас всех на тот свет, хоть и в рай. Только что преподнесли “подарок” – нет, не повышение пенсий и зарплат, – новую ядерную ракету.
Нам все больше и больше говорят про войну.
Подняли порог выхода на пенсию, приблизив его к возрасту смерти при средней продолжительности жизни.
Реальные доходы сокращаются, экономить приходится на всем. При этом налоги повышают.
Нам говорят, денег ни на что нет, советуют держаться.
Как жить дальше, не знаем.
Так что молитесь за нас, в Фонде Святого Николая Чудотворца.
Прочитать ещё 129 ответов
Общие положения о крестьянах вышедших из крепостной зависимости 1861 кратко?
Всего в Положении 207 пунктов.
Вот самые основные:
Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда.
Крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу.
Крестьяне, за отведенный на основании предыдущей статьи надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные <…> повинности: работою или деньгами. <…>
Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведование общественными делами предоставляется миру и его избранны
Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право наравне с другими свободными сельскими обывателями:
Как и по каким критериям во времена рекрутской повинности происходил выбор крестьянина-новобранца, которого отправляли от общины на службу?
Рекруты выбирались общиной, то есть не происходило выбора рекрута со стороны армейских офицеров, но они были обязаны принимать “кого отдатчики в отдачу объявят и поставят”. А крестьяне-общинники часто старались сдать в рекруты буйных и вообще бесполезных для общины людей. Это значит, что старались также не отдавать в рекруты, например, единственного мужчину в семье, а учитывать и такие факторы. Однако зачастую рекрутов просто выбирал помещик, редко считавшийся с интересами своих крестьян. Кажется, подобные моменты — попытки возвращения из рекрутчины несправедливо затянутых в неё, освещались, в частности, Некрасовым.
Прочитать ещё 1 ответ
Насколько подходит для российской истории деление на Древность, Средневековье и Новое время? Почему период Древней Руси не называют Средневековьем?
историк, филолог, специалист в области истории российской культуры и интеллектуа…
Существующее словоупотребеление имеет понятную логику. Термин “Средние века” исторически отражает эпоху, отделяющую античность от Возрождения, поскольку в России не было ни того, ни другого, то о каком Средневековье можно говорить. К тому же средние века традиционно связывали с европейским феодализмом – совершенно определенной и исторически конкретной формой отношений между сословиями и организации собственности, власти и копоративных прав. А как говорил Пушкин, “Феодализма у нас не было и тем хуже”. Поэтому устоявшийся термин Древняя Русь выглядит более уместным, хотя у меня есть ряд претензий и к нему, поскольку он ставит акцент на континуальности между совершенно разными госудаственными образованиями, которой в реальной русской истории, на мой взгляд, не было. Я предпочитаю говорить о Киевской Руси, Ордынском периоде, Московском царстве и Российской империи. Мне представляется, что это совершенно разные исторические явления.
Прочитать ещё 1 ответ
Что было выгоднее крестьянам: барщина или оброк?
Здесь не все так просто. Все зависит от положения крепостного крестьянина. Если у него хорошее хозяйство и хорошее состояние, то ему выгоднее платить оброк и не тратить время на работу на помещика (барщина).
Если же хозяйство у крестьянина плохое и материальное положение тоже, то ему выгоднее нести барщину, ведь платить оброк ему нечем 🙁
Прочитать ещё 2 ответа
Картина «Косцы (Страдная пора)». Художник Г. Г. Мясоедов. 1887 г.
В Московском государстве (напомню, что речь идет о XIV-XVI вв.) основной массой населения вообще и зависимого населения в частности были крестьяне.
Зависимость выражалась в экономическом принуждении крестьянина к труду на феодала (князя, боярина, дворянина, церкви), который захватил основное в те времена средство производство — землю.
Правовой статус крестьян
Крестьяне делились на две категории: черносошных (или чернотяглых) и владельческих. Отличия были не только в названии, но и в правовом статусе.
Чернотяглые крестьяне жили на землях, не отданных какому-либо феодалу. Эта категория земель принадлежала непосредственно князю. Иными словами, чернотяглые крестьяне жили во владениях великих и удельных князей.
Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам.
На протяжении всего XV века шел процесс прикрепления к земле чернотяглых крестьян и усиленное закрепощение владельческих.
Черносошные крестьяне прикреплялись к земле через заключение договоров между князьями о непринятии на свои земли чужих тяглых людей.
Закрепощение владельческих крестьян осуществлялось через прикрепление их к определенной вотчине или поместью, постепенное ограничение возможности выбора господина и перехода от одного хозяина к другому.
Читайте также:«Хроники крепостного права: от установления до отмены».
Особенно на окончательном закрепощении крестьян настаивали мелкие феодалы.
Крестьяне, имея возможность переходить от одного владельца к другому, старались найти место, где жить было бы полегче. Такими местами обычно оказывались крупные вотчины. Соответственно мелкие феодалы страдали от оттока крестьян со своих земель.
Организованное закрепощение началось с того, что князья особыми грамотами закрепляли за определенными владельцами определенные группы крестьян.
Одними из первых были прикреплены старожильцы — крестьяне, долгие годы жившие на земле одного феодала, платившие в его пользу стандартные феодальные повинности и тягло государству. Старожильцы пользовались уважением и почетом, осуществляли суд по мелким делам.
В спокойные и тихие времена уходить с насиженного место у них не было повода.
Противоположность старожильцам — новопорядчики (новоприходцы). Чаще всего это были крестьяне, бежавшие от других феодалов. Поскольку феодалы нуждались в притоке рабочей силы, таких крестьян они охотно принимали в свои вотчины и поместья.
Новопорядчики были освобождены от государственного тягла, а иногда даже от феодальных повинностей. Новоприходцы иногда получали от помещика подмогу или ссуду. Перейти к другому феодалу они могли только расплатившись с прежним. После многолетнего проживания на одном месте новопорядчик становился старожильцем.
Еще была группа крестьян, которых называли серебряниками. Это были люди, которые взяли у феодала ссуду деньгами — «серебром». Расплачиваться с такими долгами часто было трудно из-за высоких процентов. Поскольку серебряник до уплаты долга не мог уйти от хозяина, то выход к другому владельцу был практически невозможен. Если только новый владелец, переманивший крестьянина, не уплатит за него серебро и тем самым «откажет» у предыдущего господина.
Другой группой крестьян были половники. Это были бедняки, которые не имели своей земли и поэтому пахали на своих лошадях господскую землю, отдавая взамен половину урожая (отсюда и название).
Виды крестьянских повинностей
Можно выделить два традиционных вида повинностей — уплата оброка и отработка на барщине.
Оброк — это плата за пользование землей. Могла носить как денежный характер, так и натуральный. В разных землях оброк был разный. Он мог состоять либо из части урожая, либо из определенного количества продуктов с выти (тяглой единицы).
Барщина — это личная работа крестьянина в хозяйстве вотчинника или помещика. Она могла быть либо дополнением к оброку, либо его заменой. В основном барщина имела место на плодородных землях.
Митрополит Киприан в грамоте Константиновскому монастырю 1391 г. писал, что крестьяне, отбывая барщину,
«…церковь наряжали, двор тынили, хоромы ставили, пашню пахали на монастырь взгоном, убирали хлеб и сено, прудили пруды, сады оплетали, на невод ходили, хлебы пекли, пиво варили, лен пряли».
Судебник считал барщину явлением общим и вполне законным, обозначая ее термином «боярское дело».
Жизнь крестьян была тяжелой, но самое трудное их ждало впереди.
———————————-
Понравилась статья?
- Ставьте лайк и подпишитесь на канал «Российская юридическая история», чтобы не пропустить новые материалы.
- Тех, кто интересуется современным правом, я приглашаю в мою группу «ВКонтакте». Там мы ищем правовые смыслы современности.