Как жить чтобы приносить пользу
Полтора года назад, когда я начал вести свой блог, я не задумываясь назвал его «О свободе и смысле жизни. Как найти себя и своё призвание» — это название родилось само. Оно просто пришло.
Но за полтора года я ничего не писал о смысле жизни, предназначении напрямую. Всё ходил вокруг да около. Теперь же я чувствую, что время пришло, потому что я вплотную подобрался к ответу. Это произошло благодаря тем сотням людей, с которыми я поработал в коуч-сессиях на протяжении этих полутора лет. Благодаря их ответам я пришел к важному открытию.
Поиск дела своей жизни и своего пути
Так или иначе любой запрос, даже запрос про то, как найти дело жизни, развитие бизнеса или увеличение личного дохода, приводит к поиску смысла в тех действиях, которые люди совершают. И когда доходишь до самого конца и спрашиваешь людей:
— А что ты будешь делать, когда у тебя будет много, очень много денег и времени?
Обычно ответ такой:
— Я буду жить в красивом доме на море. И я буду много путешествовать!
— А потом? Что случится через 5 лет, когда ты объедешь весь мир и год пролежишь на пляже у моря?
— Нуу… Я начну помогать людям. Сделаю что-нибудь полезное.
90% процентов людей говорят, что будут помогать другим и сделают что-нибудь полезное. 10% скажут это чуть позже ????
Таким образом, я пришёл к выводу, что смысл жизни в пользе, которую ты приносишь для других. Эта идея используется часто в коучинге, предназначение в котором помогает найти профессионал, а также на тренингах и семинарах, посвященных тому, как найти свое дело, цель в жизни.
Польза как смысл жизни и предназначение каждого
Смысл жизни именно в том, чтобы приносить пользу миру и людям. Поэтому ощущение вашей полезности, что вы делаете что-то для других — это как раз то, что придает смысл вашей жизни.
Очень часто в нашей работе нам не хватает смысла, потому что у нас нет ощущения пользы для других. Это большая беда офисной работы: цепочка до конечного потребителя пользы слишком длинная — мы просто не чувствуем, что приносим пользу. Например, у меня как у корпоративного юриста вообще отсутствовало ощущение, что моя работа приносит хоть какую-нибудь пользу хотя бы для одного реального живого человека.
И поэтому люди всю жизнь мучительно ищут смысл жизни. Многим помогают тренинги “Цель в жизни” и им подобные. Нередко приносит пользу и посещение психолога или работа с коучем. Но свой путь не нужно искать. Стоит остановится и подумать. Тогда легко понять, что смысл жизни можно создать для себя в любой момент, начав приносить пользу.
Вы можете сделать shortcut, срезать путь, и тогда вам не нужно будет ждать 20 или 30 лет, пока вы накопите денег и ляжете в шезлонге у своего дома у моря и подумаете: «Ага, ну теперь-то я могу, наконец, подумать, какую пользу я могу начать приносить?»
Если вы начнете приносить людям пользу прямо сейчас, даже не бросая вашу нынешнюю работу, вы найдёте тот самый смысл, вам станет проще жить, вам станет легче дышать. Поэтому ищите ту самую пользу, ищите, где вы можете её принести наилучшим способом. Всё равно вы к этому придете.
Благотворительность: полезна или нет
Вовсе не обязательно заниматься благотворительностью или финансовой помощью нуждающимся. Вы можете обучать кого-то чему-то, можете помогать тем, у кого положение хуже вашего, можете помогать планете, миру, вы можете петь, танцевать, печь пироги — делать что-то, что будет приносить радость и пользу другим людям. И тогда вы обретете тот самый смысл жизни, который ищут на тренингах про то, как найти свое предназначение, цель в жизни и именно свое дело. Этот смысл нужно придумать для себя.
Таким образом, ваша работа состоит в том, чтобы определить то, что приносит радость вам и пользу другим и потом просто делать это. Согласитесь, это звучит не очень сложно и заумно!
Сложности в поиске направления, в котором бы хотелось расти могут помочь преодолеть на тренингах на тему “Мое предназначение”
Это намного легче, чем биться головой об стену и бесконечно спрашивать себя, «А в чём смысл жизни?» «А в чём смысл жизни?» и бесконечно отвечать «Не знаю» «Не знаю!!» «НЕ ЗНАЮ!!!!!!»
Поэтому ищите именно то, где вы можете принести пользу
Как понять, в чем можно быть полезным
На тренингах про смысл жизни и смежные темы, часто используют мозговые штурмы, на которых участникам приходится отвечать на вопросы, о которых они раньше не думали, не хотели думать или даже боялись себе задавать.
Например:
Кому я могу быть полезен?
Кому я хочу быть полезен?
Как я могу быть полезен людям и миру?
Какие навыки мне для этого могут понадобиться?
Если бы я задал себе эти вопросы лет десять назад, я бы пришёл к своему нынешнему занятию намного раньше и не терял бы драгоценное время и нервы.
Сейчас я очень четко вижу, что польза для других — это финиш, это конец поисков, это та самая награда, которую все так ждут.
И вы можете прийти к этой награде очень быстро.
Поэтому ваш собственный смысл жизни нужно создать для себя, его не нужно искать, его нужно сформулировать.
В этом ваша работа.
Ваша задача придумать этот смысл для себя. Возможно, вам в этом поможет тренинг, дело жизни можно найти случайно, в той сфере, с которой вы раньше никогда даже не соприкасались не то, что на практике, но даже в теории.
Как приносить пользу в удовольствие себе и другим
Есть одна маленькая хитрость, один нюанс. Нюанс заключается в том, что вам обязательно должно нравиться то, каким способом вы будете приносить пользу другим.
Если вы будете приносить пользу способом, приятным для себя — всё в вашей жизни будет замечательно!
Поэтому смотрите по сторонам, исследуйте этот мир, ищите жадно, что вам нравится, что вас привлекает, что вас манит, у кого и чему бы вы могли поучиться, что бы вы могли позаимствовать. Листайте журналы, смотрите фильмы, анализируйте, прислушивайтесь к себе — в какие моменты ваше сердце начинает биться чаще, когда у вас захватывает дух? А потом задумайтесь — это будет полезно для людей?
Там, на стыке этих двух вещей лежит ваш смысл жизни
Появились вопросы? Хотите узнать как найти свое предназначение — тренинги и семинары под руководством коуча могут помочь в этом. Свяжитесь с автором блога, используя информацию из раздела Контакты.
Nikita Fin · 29 июня 2017
17,8 K
Для начала, никто никому ничего не обязан и не должен. Вы сам хозяин своей жизни.
Поэтому, каждый сам для себя решает, хочет ли он приносить пользу обществу( некоторым людям это приносит удовольствие, а для кого то в этом заключается целый смысл жизни ) или жить для себя.
а теперь представьте мир где все так думают. вы этому миру будете нужны только здоровый и платящий налоги.
Юрист, предприниматель, режиссер, психолог. Найди лишнее слово!
С точки зрения самовлюбленного и недалекого эгоиста никто никому ничего не обязан. Ты не обязан быть человеком разумным. Ты не обязан делиться с людьми знаниями. Ты не обязан любить людей. Ты не обязан уважать людей. Но только надо не забывать, что цивилизацию строили не такие му*аки, а нормальные ребята и девчата, которые хотели привнести что-то в наш непонятный и… Читать далее
Индивидуальный предприниматель, инвестор
Вы в вашем вопросе сразу подразумеваете что якобы кто-то кому-то что-то должен. Человек вправе для себя сам определять, должен он кому-то что-то или нет. Каждый индивид сам определяет жизненные ценности, установки, приоритеты в своей голове.
Если вы хотели услышать ответы от других людей – пожалуйста. Я отношусь к тем людям, которые живут для себя и мне безразлично, как… Читать далее
ну и отлично вы просто правильный человек с правильными ценностями
Москва, промышленный альпинист, сказочник
Если смотреть на картину в целом, то “жить для себя” подразумевает принесение пользы обществу. Так или иначе. Потому, что если общество в целом живёт хреново, то и тебе будет затруднительней жить в нём “для себя”.
я загораюсь и сгораю, чтобы снова загореть.
Если ты ничего не делаешь для общества, то и оно ничего не будет делать для тебя. Никто никому ничего не должен, но если хочешь жить со всеми благами современного мира (интернет, электричество, общ транспорт и другое), то, разумеется, плати.
Заинтересованный собеседник.
С точки зрения общества – обязан. На данный момент в любом обществе есть люди, приносящие ему пользу добровольно, добровольно-принудительно или же просто принудительно.
Не будь таких людей, не было бы и общества. Одним из признаков общества является “социальная структура”, а это – непосредственное взаимодействие и взаимосвязь социальных общностей (большая или малая… Читать далее
“С точки зрения общества – обязан.”
А кто выражает точку зрения общества? %)
Изучаю медицину и нутрициологию. Люблю танцы и музыку
Что есть общество? Давайте сформулируем вопрос так: “Обязан ли человек приносить пользу другим людям?”. Ответ: нет, не обязан, но вынужден, так как это обеспечивает его ресурсами к существованию. Это принцип обмена. Именно так работает рыночная экономика.
А вот если речь идет о безвозмездной помощи, то тут я согласен с Айн Ренд, что никто не обязан эту безвозмездную… Читать далее
Программист-разработчик, опыт 15 лет, менеджер проектов, владелец небольшого…
Тот, кто бесполезен для общества – может жить для себя, но либо очень плохо, либо на необитаемом острове. Если вы не сын миллионера, и не нашли клад – общество платит только за пользу, причём чем больше пользы – тем выше это оплачивается.
Если бы это было так, мы жили бы в идеальном мире)) К сожалению, по факту корреляция совсем нелинейная, поэтому… Читать дальше
Не обязан. Но, на наше счастье, в мире достаточно много людей, которым этого хочется – приносить пользу другим, и они делают какие-то очень хорошие вещи. Поэтому, в принципе, можно быть спокойным на этот счёт и решать за себя, как хочется, потому что альтруисты никогда никуда не денутся.
Вот это самый грустный ответ, потому что ни один эгоист никогда не задумается о том, что он не просто абстрагировал… Читать дальше
Дважды лауреат премии Президента РФ, вечный студент-юрист, эксперт TheQuestion…
Об абстрактной “пользе обществу” обычно голосят те, кто под прикрытием этого лозунга пытается удовлетворить свои персональные и вполне себе земные интересы. Именно такая ситуация наблюдалась в советской России: миллионы трудились “ради общего блага”; в итоге “общее благо” было доступно элитам, в то время как рабочие, крестьяне и прочие трудящиеся пребывали в бесправии… Читать далее
Должен ли человек помогать другим?
Человек никому ничего не должен. Если не хочется помогать, но приходится, получаешь тот же стресс, что и при отказе в помощи. Поэтому нужно для себя решить точно и придерживаться выбранной линии поведения.
На мой взгляд, помогать нужно только в том случае, если видишь, что человек физически не сможет справиться сам, примеряя на себе подобную ситуацию. Помогая в мелочах, мы лишаем нуждающегося проявить себя полностью, избрать иной, приемлемый путь решения. Лишаем его возможности быть сильным (не обязательно в физическом смысле). По моему в этом и есть смысл жизни – преодолевать самому.
Почему в обществе осуждают суицид, ведь каждый человек имеет право распоряжаться своей жизни так, как он хочет?
Суицид в большинстве случаев осуждается обществом. На это есть несколько причин.
Религиозность многих людей. Часто самоубийство считается большим “грехом”, ведь жизнь – типа дар, которым может распоряжаться только бог. На самом деле человек сам волен решать, жить ему или нет. Просто многим легче переложить ответственность на “высшие силы”. Весь этот бред про “горение в аду” самоубийц, наверное, сдерживает многих, кто хотел бы покончить с собой, но и порождает осуждение уже совершивших суицид.
Побег от проблем. Самоубийца предпочитаетне решать проблемы, а избавиться от них радикальным способом: нет человека – нет проблемы. Это воспринимается обществом как слабость. Но не всякая ситуация имеет выход. Иногда у человека нет других вариантов, кроме как покончить с собой (неизлечимая болезнь, огромные долги, большое разочарование, что разрушает жизнь). И не каждый способен бороться до конца – некоторые предпочитают уйти. Это даже в чем-то естественный отбор.
Страх. Инстинкт самосохранения является одним из самых важных для выживания человека. Самоубийцы поступают вопреки нему. Наше подсознание воспринимает это как что-то неправильное, ненормальное, противоестественное. Но на самом деле все не так просто. Например, аутоиммунные заболевания, когда защитные силы организма атакуют свои же клетки, воспринимая их как чужеродные. Чем не “самоубийство”?
Депопуляция. Особенно актуально в странах, где имеется тенденция сокращения населения. Большое количество суицидов, особенно среди трудоспособного населения, снижает количество рабочей силы, то есть негативно влияет на экономику страны. Поэтому в СМИ самоубийство порицается, как и аборт, например.
Я считаю, что осуждать людей, совершивших суицид (или попытку суицида) нельзя (если только это не демонстрация, но даже и в этом случае нужно понять её причины). Никто не знает, как повернется наша жизнь, и как мы поступили бы на месте этих людей. Да, говорят “нельзя сдаваться”, “нужно бороться”. Это правильно. Но у каждого есть выбор, продолжать эту борьбу или нет. И только ему принимать это решение.
Прочитать ещё 11 ответов
Как использовать свои навыки и способности и чему учиться после университета, чтобы не только зарабатывать деньги и реализовать себя, но и приносить пользу другим? Благотворительность и социальная работа — далеко не единственный способ сделать мир вокруг себя лучше. Можно гораздо эффективнее помогать людям, если правильно выбрать профессию и построить свою карьеру.
Об этом — онлайн-проект «80,000 hours» от исследователей из Оксфордского университета. Рекомендации и тесты, выложенные на сайте проекта, помогут людям от 20 до 30 лет найти ту область занятий, в которой личные способности найдут самое эффективное общественное применение.
Публикуем резюме основных принципов, которые нужно иметь в виду при выборе профессии (чтение займет всего 2 минуты), и рекомендуем пройти короткий карьерный тест из 6 вопросов — в конце вы получите список из тех профессиональных областей, в которых ваша склонность к альтруизму будет реализована по-максимуму.
1. Пробуй разные возможности
Разговор о «предназначении» часто сбивает с толку, потому что очень сложно предвидеть заранее, какое занятие тебе подходит. На ранних этапах карьеры лучше пробовать себя в самых разных областях.
Стив Джобс собирался стать буддийским монахом, прежде чем занялся компьютерными технологиями.
Источник: 80000hours.org
2. Твои карьерные активы должны быть разнообразными
Люди, которые хотят приносить пользу, часто склоняются к некоммерческой деятельности, которая плохо способствует развитию их навыков и открытию новых возможностей.
На самом раннем этапе очень важно получить навыки, связи и достижения, которые пригодятся в других областях, — в будущем они принесут гораздо больше пользы, чем одни лишь благие намерения.
Рейчел Гленистер долгие годы занималась экономикой, прежде чем использовать свои экспериментальные подходы в проектах по общественному развитию. Фото — Blu Nordgren.
Источник: 80000hours.org
3. Занимайся тем, что даёт наибольший эффект
При выборе профессии не мешает помнить, что публичная активность и пожертвования зачастую так же важны, как и непосредственная работа над какой-то общественной проблемой.
Попробуй оценить, в каком месте ты сможешь принести больше пользы в целом: это вполне может быть бизнес или политика, а не преподавание и социальная работа.
Операционная система Windows, возможно, и не лучшая в мире, но в филантропических начинаниях с Биллом Гейтсом мало кто может сравниться.
Источник: 80000hours.org
4. Сосредоточься на самых значительных проблемах
Многие социальные программы на выходе не дают никакого эффекта. Вместо того, чтобы решать те задачи, которые тебя просто чем-то заинтересовали, попробуй обратиться к крупным проблемам, которые поддаются решению, но не привлекают к себе большого внимания.
К примеру, мировая бедность — намного значительнее, чем бедность в США (она затрагивает больше людей куда в большей степени), лучше поддается исправлению (есть примеры программ помощи бедным в развивающихся странах, которые доказали свою эффективность) и на её решение направлено меньше усилий (только малая часть американской благотворительности затрагивает другие страны и континенты).
Программа «Scared Straight» показала жизнь юных правонарушителей в тюрьмах, чтобы убедить других не совершать преступлений. Но возникла одна проблема — преступлений после этого стало только больше.
Источник: 80000hours.org
5. Занимайся тем, что у тебя лучше всего получается
Выбери из списка своих возможных занятий то, в котором у тебя больше шансов преуспеть. Думай не только о том, что у тебя получается хорошо сейчас, но и о том, в чём ты сможешь добиться успеха спустя какое-то время.
Эйнштейн с юности занимался физикой, а позднее использовал свой авторитет в кампании по борьбе против ядерных вооружений. Навыки и статус, полученный в какой-то одной области, можно использовать и в других.
Источник: 80000hours.org
6. Тестируй свои планы и не бойся их менять
Попробуй расстаться с мыслью, что можешь найти своё идеальное призвание и даже заранее его себе представить. Думай о себе как об учёном, который проверяет различные гипотезы: пересматривай свои планы и намерения, ведь мир вокруг и твои знания о нём тоже не стоят на месте.
Мы часто представляем себе выбор карьеры как поиск «идеального совпадения». Это не так — у большинства людей нет определённого призвания, которое можно просто найти и успокоиться.
Источник: 80000hours.org
Если вы уже прошли короткий тест, воспользуйтесь инструментом, который даст необходимые подсказки, прояснит ваши мысли и поможет принять верное решение.
Сайт «80,000 hours» создаётся учёными, и его большой плюс в том, что все утверждения и выводы не висят в воздухе — они подкреплены либо ссылками на чужие исследования, либо описанием их собственной методологии.
Проект был основан в 2013 году и запущен благодаря частным пожертвованиям. Он уже помог сотням людей скорректировать свои планы и найти новое занятие — многие из таких реальных историй можно увидеть на сайте. В 2015 году также вышла книга «Doing good better» — справочник по эффективному альтруизму, написанный одним из основателей проекта.
В ближайшее время мы переведём ещё несколько полезных материалов с этого сайта — о планировании карьеры, типичных ошибках и лучших стратегиях, которые позволят вам изменить мир к лучшему, просто занимаясь своим делом. А также несколько примеров из жизни людей, которым эти рекомендации уже помогли сделать правильный выбор.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
«Ìû äåëàåì ïðîæèòü¸ èç òîãî, ÷òî ïîëó÷àåì; ìû äåëàåì æèçíü èç òîãî, ÷òî îòäà¸ì». Óèíñòîí ×åð÷èëëü
Æèçíü íå èìååò íèêàêîãî ñìûñëà.
Ïðè÷èíà, ïî êîòîðîé áîëüøèíñòâî ëþäåé íå ìîãóò íàéòè öåëü â ñâîåé æèçíè, çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî îíè ðàññìàòðèâàþò å¸ êàê âåùü, à íå îïûò. Öåëü ýòî íå òî, ÷òî ìû ìîæåì èìåòü; ìû ïðèâíîñèì ñìûñë â æèçíü.
 ýòîì ñîñòîèò ïàðàäîêñ ñ÷àñòüÿ ÷åì áîëüøå ìû çà íèì ãîíÿåìñÿ, òåì ìåíåå ñ÷àñòëèâûìè ìû ñåáÿ ÷óâñòâóåì. Ñ÷àñòüå ýòî ñêîðåå ñîñòîÿíèå äóøè, íåæåëè ýìîöèÿ.
Ïëîõî îïðåäåë¸ííàÿ èäåÿ ñ÷àñòüÿ «ò¸ìíàÿ ñòîðîíà ñ÷àñòüÿ», êàê å¸ íàçûâàþò ïñèõîëîãè îòâëåêàåò íàñ îò áîëåå çíà÷èìûõ àñïåêòîâ æèçíè. ×åì áîëüøå ìû îäåðæèìû ñ÷àñòüåì, òåì ìåíüøå ìû öåíèì òî, ÷òî óæå èìååì.
Ïóòü âàæíåå êîíå÷íîãî ïóíêòà íàçíà÷åíèÿ ìû íàõîäèì öåëü, ïóòåøåñòâóÿ.
Ñïîñîáíîñòü ïðèíîñèòü ïîëüçó ýòî òî, ÷òî ïðèäà¸ò ñìûñë æèçíè
«Ìû âîçâûøàåìñÿ, ïîäíèìàÿ äðóãèõ». Ðîáåðò Èíãåðñîëë
Îáðåòåíèå ñìûñëà ýòî öåëü æèçíè.
Îäíà èç ïîâòîðÿþùèõñÿ ïðîáëåì, ñ êîòîðûìè ÿ ñòàëêèâàþñü êàê êîíñóëüòàíò ïî ïåðåìåíàì â æèçíè, çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ëþäè ñìîòðÿò íà öåëü ÷åðåç èíäèâèäóàëèñòè÷åñêóþ ïðèçìó îíè äóìàþò, ÷òî ñìûñë âðàùàåòñÿ âîêðóã íèõ. Çàäà÷à ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû «ïåðåïðîøèòü» óìû ëþäåé ñìûñë âðàùàåòñÿ íå âîêðóã íàñ, à âîêðóã íàøèõ îòíîøåíèé.
Àìåðèêàíñêèé ôèëîñîô è ïîýò Ðàëüô Óîëäî Ýìåðñîí áûë ïðàâ, êîãäà ñêàçàë: «Öåëü æèçíè áûòü íå ñ÷àñòëèâûì, à ïîëåçíûì, áëàãîðîäíûì è ñîñòðàäàòåëüíûì, è äåëàòü òî, ÷òî èìååò çíà÷åíèå, ÷òîáû æèòü õîðîøî».
Àðèñòîòåëü ïèñàë, ÷òî ñ÷àñòüå è óäîâëåòâîðåíèå äîñòèãàþòñÿ, êîãäà âû îòäà¸òå ëþáîâü, à íå òîëüêî ïðèíèìàåòå. Îòíîøåíèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè ÿâëÿþòñÿ «ãëàâíîé îñîáåííîñòüþ ïîçèòèâíîé, ïîëíîöåííîé æèçíè» ýòî âàæíîå îòêðûòèå áûëî ñäåëàíî ïñèõîëîãîì Êýðîë Ðèôô, êîòîðàÿ èçó÷èëà ìíîæåñòâî òðóäîâ ðàçëè÷íûõ ôèëîñîôîâ.
Àíàëîãè÷íûì îáðàçîì, èññëåäîâàíèå Äýðèëà Âàí Òîíãåðåíà è åãî êîëëåã ïîêàçàëî, ÷òî ïðîñîöèàëüíîñòü ïðèäà¸ò íàøåé æèçíè ñìûñë. Ó÷àñòíèêè, êîòîðûå áûëè áîëåå àëüòðóèñòè÷íûìè, êàê ñîîáùàëîñü, âèäåëè áîëüøèé ñìûñë â æèçíè.
Ñóùåñòâóåò äâà òèïà áëàãîïîëó÷èÿ: ãåäîíè÷åñêîå (îùóùåíèå ñ÷àñòüÿ) è ýâäåìîíè÷åñêèé (îùóùåíèå ñìûñëà è öåëè).
Îñìûñëåííàÿ æèçíü è ñ÷àñòëèâàÿ æèçíü ÷àñòî èäóò ðóêà îá ðóêó, íî íå âñåãäà.
Ýòî ãëàâíàÿ èäåÿ ðàáîòû, îïóáëèêîâàííîé Ðîåì Áàóìåéñòåð â æóðíàëå Journal of Positive Psychology. Ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû ïîêàçûâàþò, ÷òî ñìûñë (îòäåëüíî îò ñ÷àñòüÿ) íå ñâÿçàí ñ òåì, çäîðîâ ëè ÷åëîâåê, äîñòàòî÷íî ëè äåíåã îí èìååò, ÷óâñòâóåò ëè ñåáÿ êîìôîðòíî â æèçíè, â òî âðåìÿ êàê ñ÷àñòüå (îòäåëüíî îò ñìûñëà) äà.
Óäîâëåòâîðåíèå æåëàíèé è ïîòðåáíîñòåé ìîæåò ïðèíåñòè âàì ñ÷àñòüå, íî íå äîáàâëÿåò ñìûñëà. Ñ÷àñòüå ñâÿçàíî ñ íàñòîÿùèì; îñìûñëåííîñòü áîëåå öåëîñòíà îíà îáúåäèíÿåò ïðîøëîå, íàñòîÿùåå è áóäóùåå. Èññëåäîâàíèå óêàçûâàåò íà îäèí ôàêòîð, íåîáõîäèìûé äëÿ ïîèñêà ñìûñëà: ðàçâèòèå êà÷åñòâåííûõ îòíîøåíèé.
Ñ÷àñòüå ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òîáû áðàòü, à íå äàâàòü; îñìûñëåííîñòü ñ òåì, ÷òîáû äàâàòü, à íå òîëüêî áðàòü.
Æèòü çíà÷èò è áðàòü, è äàâàòü
«Áûëî äâà êëàññà ëþäåé, çàíèìàâøèõñÿ áëàãîòâîðèòåëüíîñòüþ: îäíè äåëàëè ìàëî, íî ïîäíèìàëè âîêðóã ýòîãî ìíîãî øóìà, â òî âðåìÿ êàê äðóãèå äåëàëè ìíîãî, íî âñåãäà ìîë÷àëè îá ýòîì». ×àðëüç Äèêêåíñ
Ñîãëàñíî êíèãå Àäàìà Ãðàíòà «Äàâàé è áåðè», âàø ïðèíöèï âçàèìîäåéñòâèÿ, îñíîâàííûé íà âçàèìíîé âûãîäå, îïðåäåëÿåò òî, ãäå âû îêàæåòåñü â êîíå÷íîì èòîãå: íà âåðøèíå èëè â ñàìîì íèçó ëåñòíèöû óñïåõà.
Ïî ñëîâàì Àäàìà Ãðàíòà, ïðîôåññîðà Áèçíåñ-øêîëû Óîðòîíà, ñóùåñòâóåò òðè ðàçëè÷íûõ ïðèíöèïà âçàèìîäåéñòâèÿ, îñíîâàííîãî íà âçàèìíîé âûãîäå. Ñîãëàñíî ýòèì ïðèíöèïàì, ëþäè äåëÿòñÿ íà áåðóùèõ, äàþùèõ è òåõ, êòî îòäà¸ò è áåð¸ò ïîðîâíó.
1. «Áåðóùèå» çàöèêëåíû íà òîì, ÷òîáû âñåãäà ïîëó÷àòü áîëüøå, ÷åì îòäàâàòü.
Îíè ñ÷èòàþò, ÷òî ìèð æèâ¸ò ïî ïðèíöèïó «×åëîâåê ÷åëîâåêó âîëê», è ñòðåìÿòñÿ äîáèòüñÿ óñïåõà ëþáîé öåíîé. Êîãäà îíè îòäàþò, îíè ñòàíîâÿòñÿ ñëàáûìè. Áåðóùèå ÷óâñòâóþò íåîáõîäèìîñòü â ñàìîïðîäâèæåíèè, ïîñêîëüêó îíè íàõîäÿòñÿ â ïîñòîÿííîì ñîïåðíè÷åñòâå ñ äðóãèìè.
«Êàêàÿ ìíå îò ýòîãî ïîëüçà?» «×òî ÿ ïîëó÷ó âçàìåí?» «Ïî÷åìó ìåíÿ ýòî äîëæíî âîëíîâàòü?» Èõ ïîñòóïêè ïðîäèêòîâàíû êîðûñòüþ îíè çàáîòÿòñÿ òîëüêî î ñåáå.
Òàêîå ïîâåäåíèå äåëàåò áåðóùèõ ðàñ÷¸òëèâûìè, îñòîðîæíûìè è ñàìîçàùèòíûìè.
2. Òå, êòî îòäà¸ò è áåð¸ò ïîðîâíó, âåðÿò â quid pro quo «òî çà ýòî».
Îíè ïîäõîäÿò ê îòíîøåíèÿì ñ ÷óâñòâîì ñïðàâåäëèâîñòè è ðàâåíñòâà. Åñëè îíè äåëàþò êîìó-òî îäîëæåíèå, îíè îæèäàþò ÷åãî-òî âçàìåí. Òî÷íî òàê æå, îíè ÷óâñòâóþò ñåáÿ â äîëãó ïåðåä âàìè, åñëè âû îêàçàëè èì óñëóãó.
«Åñëè òû âîçüì¸øü ó ìåíÿ, ÿ âîçüìó ó òåáÿ. Åñëè òû îòäàøü ìíå, ÿ îòäàì òåáå».
Òàêèå ëþäè îäåðæèìû áàëàíñîì îíè âñåãäà ñëåäÿò çà òåì, ñêîëüêî îíè îòäàþò è ïîëó÷àþò.
3. Äàþùèå ñîñðåäîòî÷åíû íà äðóãèõ
Èõ ïîñòóïêàìè ðóêîâîäèò ùåäðîñòü. Îíè íå âçâåøèâàþò ïëþñû è ìèíóñû è íå ïûòàþòñÿ óñòàíîâèòü áàëàíñ. Îíè ñòðåìÿòñÿ îáîãàòèòü æèçíü ëþäåé, ñ êîòîðûìè âçàèìîäåéñòâóþò.
«×òî õîðîøåãî è öåííîãî ÿ ìîãó ïðèâíåñòè â æèçíü ýòîãî ÷åëîâåêà?» «×òî ÿ ìîãó ñäåëàòü äëÿ íåãî?»
Äàþùèå äâèæèìû ñìûñëîì. Îíè ñòðåìÿòñÿ áûòü ùåäðûìè, äåëÿñü ñâîèì âðåìåíåì, çíàíèÿìè, èäåÿìè è ñâÿçÿìè ñ äðóãèìè ëþäüìè.
Ïîíèìàíèå ýòîé ìîäåëè ïðîñòîå: áóäüòå äîáðû è ïîëåçíû äðóãèì. Îäíàêî åñòü íåêîòîðûå ñóùåñòâåííûå ðèñêè. Â òî âðåìÿ êàê áîëüøèíñòâî äàþùèõ íàõîäÿòñÿ íà âåðøèíå êîðïîðàòèâíîé ëåñòíèöû, ìíîãèå èç íèõ òàêæå ìîãóò îêàçàòüñÿ âíèçó ëåñòíèöû.
Åñëè âû îòäà¸òå ñëèøêîì ìíîãî (èëè íå òåì ëþäÿì), ýòî ìîæåò íàâðåäèòü âàì.
Ïðîáëåìà ñ òåì, ÷òîáû äàâàòü
«Åñëè ìîæåòå, ïîìîãàéòå äðóãèì; åñëè íå ìîæåòå, ïî êðàéíåé ìåðå, íå ïðè÷èíÿéòå èì âðåäà». Äàëàé-ëàìà
Äàð îòäàâàòü ìîæåò ñòàòü ñëàáîñòüþ âû ìîæåòå ñòîëêíóòüñÿ ñ âûãîðàíèåì.
Èññëåäîâàíèå Àäàìà Ãðàíòà ïîêàçûâàåò, ÷òî â ëþáîé îðãàíèçàöèè ñóùåñòâóåò áèìîäàëüíîå ðàñïðåäåëåíèå äàþùèõ. Áûëà âûäåëåíà îáùàÿ ÷åðòà, õàðàêòåðíàÿ äëÿ òåõ, êòî îòëè÷àëñÿ íàèõóäøåé ïðîèçâîäèòåëüíîñòüþ. Èíîãäà îíè îòäàþò ñëèøêîì ìíîãî. Èíîãäà îíè îòäàþò íå òåì ëþäÿì (áåðóùèì).
Êîíòåêñò òîæå èìååò çíà÷åíèå. Îòäàâàòü â ðàáî÷åé êóëüòóðå, êîòîðàÿ âîçíàãðàæäàåò áåðóùèõ (ëþäè, êîòîðûå ìíîãî áîëòàþò, íî íè÷åãî íå äåëàþò) çíà÷èò ëèøàòü ñåáÿ óâëå÷¸ííîñòè.
Íåêîòîðûå ëþäè íå ìîãóò ïåðåñòàòü îòäàâàòü, äàæå åñëè ñèòóàöèÿ îñòàâëÿåò èõ ýìîöèîíàëüíî îïóñòîø¸ííûìè. Ìîæåò áûòü, ïîòîìó, ÷òî îíè íå çàáîòÿòñÿ î ñâîèõ ïîòðåáíîñòÿõ èëè áîÿòñÿ ðàçî÷àðîâàòü äðóãèõ. Åñòü ëþäè, êîòîðûå áîÿòñÿ íàêàçàíèÿ â ñëó÷àå, åñëè îí è íå îòäàäóò âñ¸.
Âàæíî óìåòü îòäàâàòü ïðàâèëüíî ýòî çàùùàåò âàñ îò òîãî, ÷òîáû âàìè ïîëüçîâàëèñü.
Êîãäà âû îòäà¸òå, ýòî ïðèâíîñèò ñìûñë â âàøó æèçíü, ðàçâèâàÿ áîëåå êðåïêèå îòíîøåíèÿ. Äàþùèå ñîçäàþò áåñïðîèãðûøíûå ñèòóàöèè è ïîìîãàþò äðóãèì äîáèâàòüñÿ óñïåõà.
Æèçíü ýòî êîíòèíóóì, ãäå âñå âàøè äåéñòâèÿ ïåðåïëåòåíû. Âû ñîçäà¸òå ñâîþ êàðìó âû ïîëó÷àåòå òî, ÷òî îòäà¸òå. Òå, êòî îòäà¸ò è ïîëó÷àåò ïîðîâíó òî åñòü ñòðåìÿòñÿ ê quid pro quo áóäóò òÿíóòüñÿ ê âàì.
Ñåìü ñïîñîáîâ áûòü ïîëåçíûì äðóãèì
«Åñëè âû çàææ¸òå ëàìïó äëÿ äðóãîãî ÷åëîâåêà, îíà áóäåò îñâåùàòü è âàø ïóòü». Áóääà
Ëþäè, êîòîðûå ùåäðû, îòäàþò áîëüøå, ÷åì ïîëó÷àþò, èñêðåííå ïûòàþòñÿ ïîìî÷ü äðóãèì, ñ áîëüøåé âåðîÿòíîñòüþ äîáüþòñÿ óñïåõà. Âîò íåñêîëüêî ñïîñîáîâ, êàê ìîæíî ïîìîãàòü îêðóæàþùèì:
1. Ñòðîéòå, íå îãðàíè÷èâàéòå äðóãèõ:
Ñàìûé ïðîñòîé ñïîñîá ïîìî÷ü äðóãèì îïèðàòüñÿ íà èõ èäåè.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ìû ðåàãèðóåì îòâåòàìè «äà» èëè «íåò», îäíàêî ìûñëåííî ìû ñïèñûâàåì èäåè äðóãèõ ñî ñ÷åòîâ. Ëèáî ïîòîìó, ÷òî ìû çàíÿòû, ëèáî ïîòîìó, ÷òî íàì âñ¸ ðàâíî. Ìûøëåíèå «Äà, è…» ñäåëàåò âàñ áîëåå ïîëåçíûì. Óñèëèâàéòå èäåè è ìûñëè äðóãèõ ëþäåé. Êðåàòèâíîñòüþ äâèæåò ùåäðîñòü.
2. Ïðàêòèêóéòå ïÿòèìèíóòíóþ ïîìîùü:
Èçâåñòíûé ïðåäïðèíèìàòåëü Àäàì Ðèôêèí ïðèäóìàë ìåòîä «ïÿòèìèíóòíîé ïîìîùè». Ýòî íåáîëüøèå, íî äåéñòâåííûå óñëóãè, êîòîðûå çàíèìàþò ìàëî âðåìåíè. Ðàññìàòðèâàéòå âñå ñïîñîáû, êîòîðûìè âû ìîæåòå ïîìî÷ü äðóãèì. ß, íàïðèìåð, çíàêîìëþ ëþäåé äðóã ñ äðóãîì, äàþ ðåêîìåíäàöèè/ñîâåòû è îáåñïå÷èâàþ îáðàòíóþ ñâÿçü.
3. Áóäüòå àêòèâíûì ñëóøàòåëåì:
Áîëüøèíñòâî ëþäåé íå íóæäàþòñÿ â ñîâåòàõ. Îíè ïðîñòî õîòÿò, ÷òîáû èì óäåëèëè âíèìàíèå. Ðàçãîâîðû ïðèíîñÿò ÿñíîñòü è ïåðñïåêòèâó. Ê ñîæàëåíèþ, áîëüøèíñòâî ëþäåé íå ñëóøàþò äðóãèõ îíè ëèøü ñòðåìÿòñÿ ïîäåëèòüñÿ ñâîåé ìóäðîñòüþ. Âíèìàíèå è ïîíèìàíèå òðåáóþò ùåäðîñòè. Ïðèñóòñòâóéòå â ìîìåíòå è íå ïåðåáèâàéòå.
4. Îêàçûâàéòå ïîëîæèòåëüíîå âëèÿíèå:
Èíîãäà ìû íå çàìå÷àåì, êàê íàøå ïîâåäåíèå âëèÿåò íà äðóãèõ. Âàøè ñëîâà è ìûøëåíèå îêàçûâàþò ìîùíîå âëèÿíèå îíè ïðèäàþò ñìûñë âàøèì îòíîøåíèÿì. Âäîõíîâëÿéòå äðóãèõ, ýòî òàêæå ïðèíîñèò ïîëüçó.
5. Íå æäèòå íè÷åãî âçàìåí:
Âàøå âðåìÿ ÿâëÿåòñÿ öåííûì àêòèâîì îòäàâàéòå, íå îæèäàÿ íè÷åãî âçàìåí. Íåêîììåð÷åñêèå îðãàíèçàöèè, ëþäè èëè êîìïàíèè, êîòîðûå òîëüêî íà÷èíàþò ñâîþ äåÿòåëüíîñòü, íóæäàþòñÿ â âàøèõ óñëóãàõ áîëüøå, ÷åì òå, êòî ìîæåò ñåáå ýòî ïîçâîëèòü. Çíà÷èòåëüíóþ ÷àñòü ñâîåé êîíñàëòèíãîâîé ïðàêòèêè ÿ ïðîâîæó íà îáùåñòâåííûõ íà÷àëàõ ýòî ëó÷øèé ñïîñîá âûðàçèòü áëàãîäàðíîñòü çà óñïåøíûé áèçíåñ.
6. Áóäüòå íàñòàâíèêîì äëÿ äðóãèõ:
Âû ìîæåòå èçìåíèòü ÷üþ-òî æèçíü. Íàñòàâíè÷åñòâî ýòî àêò ñîïåðåæèâàíèÿ: âû ñìîòðèòå íà æèçíü ãëàçàìè äðóãîãî ÷åëîâåêà. Íåâàæíî, êîìó âû ïðèõîäèòåñü íàñòàâíèêîì: òîìó, êòî òîëüêî íà÷èíàåò ñâîé ïóòü, èëè óñïåøíîìó ïðîôåññèîíàëó, êîòîðûé ñòðåìèòñÿ ê ïåðåìåíàì â êàðüåðå, íàñòàâíè÷åñòâî ïðåîáðàçóåò îáå ñòîðîíû. ß óçíàë ýòî íà ñîáñòâåííîì îïûòå. Áûòü íàñòàâíèêîì çíà÷èò áîëüøå, ÷åì ïðîñòî îòäàâàòü; âû îáó÷àåòå ïîäîïå÷íîãî èñêóññòâó áûòü ïîëåçíûì.
7. Ñòàíüòå âîëîíò¸ðîì:
Ñîãëàñíî îò÷¸òó Deloitte, 74% ëþäåé, êîòîðûå çàíèìàþòñÿ âîëîíò¸ðñêîé äåÿòåëüíîñòüþ, îòìå÷àþò óâåëè÷åíèå áëàãîñîñòîÿíèÿ è îáðåòåíèå ÷óâñòâà öåëè. Âû ìîæåòå ñòàòü âîëîíò¸ðîì èëè âûðàáîòàòü ïðèâû÷êó åæåäíåâíî ñîâåðøàòü äîáðûå äåëà.
Ñàìà æèçíü íå èìååò ñìûñëà ìû îáðåòàåì åãî, ïóòåøåñòâóÿ.
 ìèðå ïîëíî äàþùèõ è áåðóùèõ. Îäíè ëþäè ëþáÿò âíîñèòü âêëàä â îáùåñòâî, à äðóãèå ïðîñòî çàáîòÿòñÿ î ñåáå. Òî, ÷òî ìû âûáèðàåì, îïðåäåëÿåò íàøó êàðìó.
Öåëü ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû áûòü ïîëåçíûì íàñëàæäàòüñÿ ñâîèìè äîáðûìè ïîñòóïêàìè, íå îæèäàÿ íè÷åãî âçàìåí. – via