Как занять подростка без компьютера с пользой для него

Как занять подростка без компьютера с пользой для него thumbnail
  • Главная
  • Дети
  • Психология и развитие
  • Как помочь подростку найти интересное занятие, обрести любимое хобби

Как любящие родители вы, конечно, всячески пытаетесь помочь вашему чаду пережить этот трудный период в жизни: с пониманием относитесь к его перепадам настроения, страданиям и страхам, странным мыслям и высказываниям, стараетесь дать дельный совет, даже если он не хочет слушать. А чем ещё вы можете помочь своему ребенку? Помогите найти любимое занятие.

Способ самовыражения

Далеко не все дети в этом возрасте увлечены спортом, имеют хобби, следуют примеру отца-рыбака (охотника, столяра, строителя…). В возрасте 13-17 лет подростки уже, как правило, «переболели» компьютерными играми и социальными сетями и «ушли в себя» (отгородились от сверстников, друзей и знакомых).

А вместе с тем любимое занятие – дело, которое удается «на ура» – необходимо подростку. Увлечение подарит чувство успешности, которое в подростковом возрасте крайне важно. Хобби помогает обрести смысл в жизни, а, как известно, многие душевные переживания в подростковом возрасте связаны с поиском смысла своего существования. Обретя серьезное увлечение, подросток не просто займет свое свободное время, он будет проводить его с пользой, найдет способ самовыражения, будет получать удовольствие, убедится в своих способностях и возможностях, обретёт уверенность в себе и своих силах, обретет индивидуальность, положит начало своему профессиональному становлению и дальнейшему развитию.

Увлечение творчеством

Предлагаем варианты для хобби

Вы уже пытались, но ничего не вышло? Подростка ничего не интересует? Не сдавайтесь! Достучаться даже до трудного подростка можно. А мы подскажем, как это сделать.

Прежде всего, предложите несколько вариантов. Наиболее популярными считаются следующие хобби для подростков:

  • связанные с необходимостью проявлять выносливость и силу воли, с достижением физических результатов (каратэ, футбол, езда на велосипеде, девочка может понравиться верховая езда);

Спорт как хобби для подростков

  • коллекционирование (монет, марок, фишек и т.д.) – удовольствие приносит не только радость от заполучения необычной находки, но и поток информации, которую ребенок познает во время поисков желаемого объекта;
  • связанные с активным общением (в соцсетях, на тренинга личностного роста);
  • занятия в группе (всевозможные игры, например, квест, мафия, а также занятия в клубах по интересам);
  • ручная деятельность, результатом которой является новый продукт, собранный из разных «ингредиентов» (кулинария, например, карвинг – вырезание фигур из продуктов, различные направления hand made, реконструкция исторических событий и участие в импровизированных боях, сочинение рассказов, романов, фэнтези, создание презентаций на компьютере, конструктор и т.д.).

Спросите себя: к какому из этих видов увлечений больше склонен ваш ребенок? Ответ подскажет, что можно предложить в первую очередь, что во вторую.

Ничего не заинтересовало?

Если чадо так ничем и не заинтересовался? Пробуем увлечь.

  1. Уговорите сходить на пробное занятие в какую-нибудь секцию, кружок, посетить клуб или праздничную ярмарку, записаться на пробное занятие какого-нибудь обучающего курса (парикмахерское искусство, фотография, курсы для будущих визажистов, веб-дизайнеров, занятия игры на гитаре и т.д.).
  2. Покажите пример. Продемонстрируйте результат своей работы в том виде увлечений, который как вам кажется понравиться вашему ребенку.
  3. Узнайте, чем интересуются его друзья. Предложите подростку попробовать заняться хобби его друзей (если, конечно, увлечение никак не связано с криминалом и азартом).
  4. Покажите ему свои любимые книги, многие подростки увлекаются чтением, если начинают читать.
  5. Увлеките модным гаджетом для хобби. Например, электронной книгой для любителей почитать. Планшетом с ручкой, для любителя сочинять рассказы. Спортивным браслетом для начинающих атлетов. Креативному подростку купите набор для творчества, любознательному – познавательный журнал по интересам.
  6. Просите, как бы невзначай, помочь. Предложите сделать под благовидным предлогом какую-то вещь своими руками, объясните, что это для вас важно и зачем это вам нужно. Иногда приходится идти и на небольшой обман. Если у ребенка все получится, не забудьте похвалить и напомнить ему, какое ВАЖНОЕ дело он сделал. Ничто так не стимулируется к освоению новой деятельности, как чувство успеха, радость от достижений (даже небольших).

Увлечься чем-то новым и интересным, уйти с головой в полезный вид занятий – это путь к познанию и обретению положительных эмоций. Увлеченный подросток – счастливый подросток.

Увлеченный подросток - счастливый подросток

Ваша задача, как родителя, помочь найти любимое дело, встать на путь самопознания и самовыражения. И одобрить хобби, которое он выберет, даже если оно покажется вам бессмысленным.

Комментарии к статье

Источник

Как провести Международный день без интернета с пользой.

https://d2xzmw6cctk25h.cloudfront.net/post/357/og_cover_image/e72e734724b56c102c745334f41695e9

Последнее воскресенье января посвящено необычному празднику, Международному дню без интернета. Главная цель праздника — помочь людям ненадолго выпутаться из всемирной паутины и вспомнить о важности пребывания в «реальном» мире. Поговорим о том, как провести этот день с максимальной пользой. 

Выбросьте хлам

Речь идёт как о старых вещах в доме, припасенных по принципу «авось пригодится», так и о мусоре в голове. День без интернета — хороший повод подумать о том, насколько рационально проводится время, действительно ли важны активности, на которые оно уходит. Нужно нещадно избавиться от всего, что мешает развитию, вызывает негатив и просто не имеет смысла.

Подумайте о том, чего действительно хотите

От скроллинга нескончаемых лент, в потоке сообщений по делу и без, мы забываем о том, что нас действительно вдохновляет. Вы мечтаете создать собственную компанию, освоить новый язык, научиться горловому пению алтайских шаманов или отправиться на карнавал в Рио? Определите, чего вам не хватает для достижения цели и подумайте, какой самый короткий способ восполнить недостающие до нее звенья. 

Составьте план

Возможно, вы нерационально обустраиваете рабочее время и могли бы больше его уделять обучению, саморазвитию и хобби? С помощью грамотного планирования всегда можно улучишь текущее положение дел. Конечно, необязательно следовать ему без поправок, но его наличие заставит лишний раз задуматься о необходимости открывать вкладку с соцсетью.

Позаботьтесь о своем теле

Хватит гипнотизировать монитор, сходите в тренажерный зал или позанимайтесь дома. Физическая активность помогает держаться в тонусе и насыщает мозг кислородом, заставляя его работать эффективнее, что так важно для хорошего настроения, успешного обучения и продуктивной работы. 

Отправьтесь в путешествие

Уик-энд за границей, поездка в пределах страны или прогулка по неизведанным уголкам родного города. Что вы можете себе позволить на сегодня?

Читайте также:  Есть ли польза от симуляторов

Займитесь творчеством

Займитесь рисованием, напишите стих или освойте игру на африканском барабане — главное, устройте себе встряску.

Отправляйтесь на природу

Покиньте душное жилище, развейтесь и насладитесь зимней сказкой. Погуляйте по лесу или хотя бы по ближайшему парку.

Помедитируйте

Не важно будете ли вы использовать какую-то продвинутую технику или просто расслабитесь в удобном положении под приятную музыку. Главное почувствовать себя вне каждодневной рутины и «вернуться» с ясными мыслями. 

Узнайте что-то новое

Посетите мастер-класс, сходите на выставку или музей.

Почитайте

Во-первых, это неисчерпаемый источник новых идей. Во-вторых, чтение, особенно требующей глубокого осмысления литературы — хороший способ вернуть мозгу способность концентрироваться продолжительное время.

Ведь постоянное пользование интернетом, а именно переключение между окнами браузера, влияет на мышление. Оно становится более гибким, многозадачным, но, человек теряет способность длительно концентрироваться на чем-то одном. Такое «клиповое мышление» — вещь трудно совместимая с задачами, требующими системного подхода.

Вспомните о дорогих людях

Проведите время с родителями, встретьтесь с близкими, позвоните своей одинокой бабушке, которая живет на другом конце страны. Вспомните тех, кому вы благодарны и порадуйте их парой теплых слов.

Выспитесь

Сбитый график, постоянный недосып — злейшие враги продуктивности. Если вы постоянно находитесь в полусонном состоянии, то самое время набраться сил для новых свершений.

А как проведете этот день вы?

P. S. Чем занять оставшиеся 364 дня? Один из перспективных вариантов – стать «Веб-разработчиком».

Источник

Чем опасна зависимость от компьютеров и как ее можно избежать.

О компьютерной зависимости слышали все родители. Но большинство считает, что их ребенку она не грозит. Ну занимается сын за компьютером, так все дети сегодня без него не мыслят своей жизни. Мол, время такое – чтобы стать успешным, нужно идти в ногу с техническим прогрессом.

О том, насколько безопасным может быть такое увлечение, мы поговорили с врачом-психиатром минского Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации детей Кирой Мезяной.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ НЕ УМЕЕТ, ЗАТО С НОУТБУКОМ НА ТЫ

– Кира Николаевна, когда мы говорим о компьютерной зависимости, имеем в виду в первую очередь игры?

– Не только. Здесь прежде всего нужно учитывать время, проведенное у компьютера. Если сидеть за ним по 10 – 20 часов, хорошим это не кончится. Несколько лет назад в отделение неврозов одной из больниц поступил молодой человек, который из-за компьютерной зависимости уже не мог есть. Парень сам признался: если бы его не положили в клинику, он бы умер.

– Выходит, компьютер – зло?

– Так нельзя сказать – он часть научно-технического прогресса. С ним нужно научиться сосуществовать. Только вот ни дети, ни подростки, ни даже студенты не имеют четкого представления о виртуальном мире. А уж их родители – тем более. Им кажется, что компьютер – это что-то вроде телевизора. В тех же играх тебя могут убить, но затем ты воскресаешь. А кто объяснит ребенку, что в реальной жизни воскрешения нет?

– Как можно предотвратить компьютерную зависимость ребенка?

– Родители должны заниматься своими детьми постоянно. Часто можно слышать: скажите нам, когда наступит час Х, мы сделаем все, что скажете. А до этого момента ни о чем беспокоиться не желают. У каждого человека час Х приходит в разное время.

– Но опасность подстерегает в первую очередь школьников?

– Необязательно. В наш центр приводят трех- и четырехлетних малышей, которые плохо говорят, зато прекрасно владеют компьютером.

На самом деле первый звоночек для родителей – речь. В три года ребенок уже должен говорить как взрослый. В этом возрасте малыш выучивает 12 новых слов в день. Но мы получаем уже поколение, которое во младенчестве садится за клавиатуру. Родителям кажется, что у них растут вундеркинды, а на самом деле – они отстают по развитию.

– Любой ли ребенок может стать зависимым от компьютера?

– В первую очередь в группе риска – дети, у матерей которых были проблемы еще во время беременности: анемии, угрозы выкидышей. В процессе развития и созревания мозг плода страдал от недостатка кислорода. Таким ребятам вообще сложно заниматься в школе, а их еще к компьютеру усаживают. Или они сами усаживаются поиграться. Ведь многие считают, что игры развивают. При этом не учитывают, подходят ли они ему по возрасту. Между тем есть такие, которые не рекомендуются никому – ни детям, ни взрослым. Например, когда игрок в образе экранного героя совершает асоциальные вещи: допустим, расстреливает не монстров, а целую деревню людей.

– Что же делать? Запрещать компьютер?

– Если вы видите, что ребенок ходит со стеклянными глазами, не разговаривает, то убрать компьютер из дома – тоже выход. Иногда – единственный. Но этот вакуум должна заполнить забота родителей. До 15 лет дети в огромной степени зависят от взрослых. Интересами ребят надо жить, чтобы внимание родных не компенсировал компьютер.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЮТ ПРОБЛЕМЫ С ГРАМОТНОСТЬЮ

– Вы согласны, что компьютер убивает грамотность тем, что сам может исправлять ошибки?

– Есть такое определение в философии – «язык слуха уступает место языку взгляда». Не развивается язык слуха – не развивается и письмо. Поэтому с грамотностью у ребят, сидящих много за компьютером, большие проблемы.

– Сегодня старшеклассники получают в школе много материалов на электронных носителях. Это не может привести к зависимости?

– К зависимости – нет. Но материал в таком виде усваивается намного хуже, он не развивает зрительную память. С экрана сложно усвоить информацию. К тому же это способствует развитию сколиоза, ухудшению зрения.

– Если все же родители видят, что запустили ситуацию, куда им идти?

– Обращаться можно в коррекционные центры. Первая, вторая степень компьютерной зависимости – психологическая проблема. Третья степень приводит к невротическим истощениям, к сожалению, они требуют лечения лекарствами.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Все нормальные родители делают это вместе

Один очень опытный радио- и тележурналист с фамилией на букву Д. у себя в доме запрещает жене и сыну-подростку смотреть телевизор, не говоря уже об Интернете. И его можно как-то понять: хорошо зная, «из какого сора» лепятся информационные потоки, он, наверное, пытается уберечь близких. Теперь его семья часто ходит в гости, чтобы посмотреть телевизор и нырнуть на несколько минут в Сеть.

Читайте также:  Напиток из лимона и базилика польза и вред

Вот так же в XIX веке барышням пытались запрещать по ночам читать произведения Вольтера, Шекспира и прочих возмутителей патриархального уклада жизни. А еще раньше юных неандертальцев старшее поколение человекоподобных наверняка поругивало и покусывало за фривольную наскальную живопись и попытки разводить по ночам огонь. Но, как говорится, вода дырочку всегда найдет…

К счастью, всякое усилие ограничить молодое поколение благополучно заканчивается вымиранием ретроградов и человечество делает еще один шаг в своем развитии. Современным родителям «пора бить тревогу» по другому поводу. Если вы не понимаете, чем занимается ваш ребенок 10 – 12 (а может быть, и все 45) часов в неделю у монитора, то это скорее ваша проблема. Рекомендуется сесть рядышком на табуретку и осторожно поинтересоваться: что же там такого интересного они получают. Они вам не говорят? Вы ничего не понимаете? Очень жаль. Все, чем вы можете себе помочь, – купите хороший монитор для сохранности зрения ребенка и качественные наушники для защиты своей психики.

И сами поучитесь искать в Интернете важное, интересное и нужное для ребенка. Ищите вместе, это нормально! Станьте для своего дитя не лохом, а нормальным другом по виртуальному миру. А главное, поймите, что детки наши живут уже совсем-совсем-совсем в другой вселенной. Ей богу, вам же легче станет.

А вот потом уж откройте томик Шекспира и читайте в свое удовольствие. За ребенка не переживайте. Он уже ознакомился с творчеством классика. В комиксах.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Пора бить тревогу, если…

ребенок проводит за компьютером больше 30 часов в неделю и в основном по ночам;

ведет бурную переписку в Интернете – больше 20 писем в день;

у него нет реальных друзей, он не ходит на улицу, отрешен от окружающего мира;

пропал аппетит;

во время игры появляется тошнота и головные боли, но игру он не бросает;

появилась бессонница.

Как занять подростка без компьютера с пользой для него

ВОПРОС ДНЯ

А вы как детей ограждаете от компьютерной зависимости?

Татьяна БУЛАНОВА, певица:

– У нас со старшим сыном договоренность – учится хорошо, тогда и за компьютером может поиграть. Знаете, было бы неплохо, как в Англии, ввести закон, запрещающий продавать компьютерные игрушки детям до 18 лет.

Константин ЦЗЮ, боксер:

– С этим можно бороться, только увлекая детей чем-нибудь еще более интересным. Например, спортом. Это занятие не менее азартное, чем компьютерные игры.

Людмила ШУСТОВА, мама восьмерых детей:

– Нельзя отгораживать ребенка от компьютера. Запретный плод сладок. Главное тут – следить, чтобы детей не засосало в виртуальный мир. А если это происходит, значит, вы сами нацелили ребенка не на ту, какую нужно, систему ценностей.

Валерий МАГДЬЯШ, актер:

– Мы с внучкой Настенькой «игру в шпионов» на компьютере заменили «игрой в Мимино» – ходим с ней по квартире и танцуем грузинские танцы. Запомните одно: если родители, бабушки-дедушки интересны ребенку, ему не нужен компьютер.

Виктор БОЛОТОВ, вице-президент Российской академии образования:

– Компьютер детям интересен, поэтому помогайте им осваивать «разумный софт», а не глупые стрелялки. И научите вашего ребенка делать гимнастику для глаз и спины.

Алика СМЕХОВА, певица:

– Мой сын вообще сейчас не сидит за компьютером – он у нас сломался.

Анастасия МИРОНОВА, детский психолог:

– Такая зависимость появляется чаще всего от неуверенности в себе и отсутствия возможности самовыражаться. Нельзя ругать ребенка за то, что он целый день за компьютером. Важно разделить его интересы и показать, насколько реальная жизнь интереснее виртуальной.

Михаил БЛИНКИН, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства:

– Пусть ваше чадо обучается музыке. Тогда компьютер перестанет быть на первом месте. Лично мы своего 10-летнего внука так и воспитываем.

Отец Иоанн СМИРНОВ, священник:

– Мы с женой следим за тем, чтобы наш старший сын проводил за компьютером не больше 40 минут в день. Младшему шесть лет, поэтому мы пока не позволяем ему садиться за компьютер. А что взамен? Книги!

Ирина, читательница сайта KP.RU:

– Если ребенок видит, что мама с папой все время сидят за компьютером, ему трудно внушить, что это вредное занятие. Родителям надо начинать с себя…

Источник

Изменить привычный образ жизни и находиться постоянно дома – это стресс не только для взрослых, но и для детей. Как комфортно организовать пространство для ребенка, почему важно соблюдать режим дня и в какие игры играть на карантине – об этом корреспонденту “Социального навигатора” МИА “Россия сегодня” рассказала ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов Московского городского педагогического университета Ирина Воробьева.

– Как организовать жизнь дошкольника в условиях самоизоляции на дому?

– Во-первых, обратите внимание на организацию пространства – доступность: как расставлена мебель, где лежат игрушки, насколько они в реальном доступе для ребенка. Если вдруг полка или какое-то оборудование оказывается для ребенка недоступным, то он к нему не обратится. Он будет ходить за взрослыми по пятам и ныть, чтобы с ним поиграли. В таком случае, он никогда сам себя не займет. Доступность – это один из критериев качества, который мы используем при оценке дошкольных образовательных учреждений, и это действительно очень важно.

Во-вторых, у ребенка должна быть возможность уединиться. Сейчас у нас в квартирах оказались внезапно и папа, и мама, и все родственники, которые раньше ходили на работу. Конечно, не все пространства позволяют каждому уйти в свою комнату. Но важно подумать о том, чтобы у ребенка был свой уголочек, в котором он может уединиться и уйти от суеты и шума. Дошкольник не всегда может чутко реагировать на собственное состояние. Он не придет и не скажет: “Мам, не могли бы вы разговаривать немного потише. Я устал”. Нет, мы скорее увидим его усталость в плохом поведении, в плохом сне, может быть, в повышенной скандальности.

Читайте также:  Польза и вред от планки

Еще ребенку важно, чтобы у него было место и время для игр, где он может спокойно разложиться: построить кукольный домик, замок, шалаш из пледа и диванных подушек. И вот эти три вещи – доступность, возможность уединения и возможность трансформации и преобразования пространства (место и время для игры) – это минимальные условия, чтобы ребенок почувствовал себя дома комфортно и мог хотя бы потенциально занять себя сам.

– Чем можно заняться с ребенком дома?

– Идей масса, но так как у нас в фокусе дошкольники, то для них по возрасту положено – играть. Игра – это лучше, чем всякие развивашки, занимашки, любые онлайн-приложения. Здорово, конечно, если взрослые попробуют погрузиться в детское состояние и поиграть с ребенком. Для дошкольника это и полезно, и приятно.

Я намерено не советую пособий, видеоуроков, приложений. Уверена, что каждый родитель, подумав минутку, придумает кучу идей. Для этого необязательно сразу бежать что-то покупать. В каждом доме, где есть ребенок, есть краски, бумага, соль, мука, фасоль, плед и диванные подушки и есть время, чтобы немножко посвятить его общению, игре, придумыванию, фантазированию.

Чем можно заняться? Всем, что связано с моторикой мелкой и крупной. Например, можно взять коробку, насыпать туда закупленную гречку, фасоль, крупы, кинетический песок и смешать. Дети отлично в это играют в любом возрасте и получают массу удовольствия от того, что просто там ковыряются, делают поделки, строят пещерки…

Не забывайте про тесто из соли. Это надолго займет ребенка, а главное – это развивающее занятие: полепить из теста, запечь в духовке, раскрасить гуашью или какими-то другими подходящими красками. Все, что касается поделок, аппликаций, здесь вполне уместно – дайте волю фантазии и воображению, необязательно делать что-то по шаблону или какому-то видеоуроку из интернета. Позвольте ребенку просто повозиться с фасолью, с тестом, с краской.

Следующее – это воображение. К сожалению, это то, на что не очень много внимания обращают в детском саду. Развивайте у ребенка способности действовать в воображаемой ситуации: постройте вместе домик, порисуйте от пятна, придумайте историю, сделайте коллаж из старых журналов и творческие поделки.

Чтение – это важная сторона детской жизни и это то, что находится сейчас у дошкольников в некотором дефиците. Как правило, мы читаем мало, в саду читают мало. И это отличная возможность для того, чтобы чуть-чуть сблизить ребенка с книгой, если у вас это не происходит дома естественным образом. Для начинающего читать ребенка очень важно видеть, как читают взрослые. Если ваш ребенок еще не читает или неусидчивый, то попробуйте просто рассматривать картинки и сочинять по ним истории. Сейчас таких книжек-картинок очень много издается, они называются виммельбухи.

Очень важно, чтобы у дошкольника были кубики. Я понимаю, что кубиков дома может не оказаться, но на будущее я советую озаботиться тем, чтобы у ребенка в доступе были хорошие кубики для строительства. Конструирование – очень важная активность в дошкольном возрасте. И опять же, с кубиками можно придумать большое количество игр.

– Как быть с физическими активностями, если площадь квартиры не позволяет устраивать марафоны?

– Для дошкольника движение – это принципиально значимое времяпрепровождение. Например, простой способ – это сделать звериную зарядку. Например, вы воображаете, что идете по зоопарку, видите зверей и повторяете их движения. Это может быть более целостный сюжет, например, вы идете в поход: маршируете, перепрыгиваете через реку, ставите палатку… Все это сопровождается крупно моторными движениями.

Подобные активности – это возможность для ребенка подвигаться, сделать крупные размашистые движения, прыжки, имитацию бега, взмахи руками. Вы можете танцевать, вы можете играть в твистер, вы можете сделать у себя в коридоре с помощью скотча классики, построить полосу препятствий из диванных подушек…

Еще одна активность, которая совмещает в себе подвижность – квест. Дети обожают искать клад по картам и по подсказкам. Можете опять же построить полосу препятствий, придумать сюжет и отправиться в поход или в пиратское плавание.

Кроме тех активностей, которые я назвала, можно попробовать реализовать с ребенком целостный проект. Например, не просто лепить из пластилина или соленого теста, а сделать зоопарк. Или построить город из кубиков: придумать из чего сделать дорогу и дорожные знаки, и кто в этом городе может жить.

Можно поставить настоящий спектакль: раздать роли, сделать билеты, соорудить сцену…. А можно пойти в поход: составить список вещей, собрать рюкзак, идти по карте – это может быть сопряжено с элементами квеста (крупномоторные/интеллектуальные задания). Такие проекты больше занимают детей, им это интереснее и полезнее, а главное – это привносит смысл в их действия.

По окончании карантина можно сделать фотоальбом или стенгазету “Как мы провели карантин”. Потом ребенок может это принести с детский сад или начальную школу, чтобы всем рассказать и показать. Сама задача сделать такой альбом может увлечь ребенка.

– Какой должен быть режим дня дома на самоизоляции?

– Режим влияет на эмоциональное и психологическое благополучие ребенка. Если он уставший, перевозбужденный, то он будет все отрицать. Старайтесь придерживаться того режима, который у вас был до карантина. Если вы ходили в садик, то в семь часов подъем. Я понимаю, что это сделать очень трудно, особенно когда некоторые элементы режима оказываются нарушены. Например, вы не можете выйти на прогулку в привычное время, но все-таки максимальное усилие к соблюдению режима стоит приложить.

Также старайтесь, чтобы экраны у ребенка были в минимальной доступности. Регулярно работающий телевизор в фоновом режиме ребенка перевозбуждает. Конечно, можно смотреть мультфильмы, фильмы, но не больше одного часа в день. Это разрушает психику ребенка – растормаживает, ему сложнее будет сосредоточиться.

Источник