Как учить стихи с пользой

Как учить стихи с пользой thumbnail

В детстве мы все заучивали стихи наизусть, чтобы получить пятерку по литературе или подарок от Деда Мороза. А на самом деле получали гораздо больше — мы тренировали память, развивали речь. А если рассказывали с выражением, то еще раскрывали актерский талант. Насколько полезно учить стихи взрослым, чем это может помочь мозгу?

Наша память не бесконечна. Чем больше у нас интеллектуальная нагрузка, тем сложнее все удерживать в голове. Вспомните студенческие сессии: в экстремальном режиме мы способны заучить огромное количество материала, воспроизвести его на экзамене. Но стоит переступить порог аудитории с отметкой в зачетке — как будто не читали ничего вовсе. Память обладает различными свойствами, которые необходимы в тех или иных ситуациях. Постоянная тренировка способна улучшить эти свойства, а стихи — самый простой и быстрый способ.

Почему стихи выучить проще?

Для заучивания материала очень важно понимать его смысл. Банальное зазубривание приведет лишь к механическому запоминанию, которое не несет практической пользы. Стихи же являются полноценным литературным произведением с сюжетом, развитием событий, яркими образами. Визуализация материала способствует его запоминанию — при прочтении мы рисуем в голове определенную картину, которая потом помогает нам воспроизвести стихотворение. Соответственно, происходит тренировка визуальной памяти.

Кроме того, нам проще запомнить что-то ритмичное. Помните такие хитрые словечки, как ямб, хорей, амфибрахий? Это размеры стиха, которые демонстрируют закономерности ударения в них. Чем ритмичнее, звучнее преподносится материал, тем проще мозгу его запомнить. Здесь играет роль слуховая память — воспроизводя ритм, мы вспоминаем слова, рифмы. Это объясняет, почему некоторые песенки из телерекламы так въедаются в память. Ритмичный стих, да еще наложенный на мелодию — просто радость для памяти. Поэтому для заучивания алфавита или, например, числа Пи, тоже используется своеобразный мотив.

Что происходит в мозгу

В процессе изучения нового материала в головном мозге формируются новые нейронные связи. Если мы повторяем уже известный материал, то эти связи укрепляются. От их количества и качества зависит то, как работает наш мозг — как быстро мы соображаем, насколько мы внимательны, сколько мы можем вспомнить информации при необходимости. При заучивании стихов происходит своеобразная тренировка мозга: словно мышца, мозг укрепляется, становится сильнее. Для взрослых крайне полезно делать такие тренировки, несмотря на то, что заучивать стихи с возрастом может быть все сложнее. Это как раз обусловлено ослаблением функции памяти.

Почему бы тогда не заучивать песни, тем более любимые — раз мы и так их слушаем с удовольствием? С песнями дело обстоит немного иначе. Именно за счет того, что мозг не активизируется при запоминании песен, делает это на автомате — он не тренируется. Для роста всегда необходим выход из зоны комфорта. При регулярной практике заучивания стихов тоже может возникнуть некоторый «потолок». Мы научимся делать это быстро и легко, тренировка не будет приносить уже столько пользы, сколько поначалу.

Комплексный подход

Для поддержания высокого тонуса памяти и всего мозга в целом, нагрузку надо постоянно повышать. А также развивать одни функции при помощи других. Для этого подойдут специально разработанные онлайн-тренажеры Викиум. Они выстраиваются в тренировке таким образом, чтобы ваши сильные стороны становились опорой для развития более слабых. Адаптивный алгоритм отслеживает ваш ежедневный прогресс, постепенно увеличивает нагрузку, чтобы не происходило деградации. Особенность такой тренировки заключается в том, что она задействует три основные функции мозга — внимание, память и мышление. От них зависит общая продуктивность, работа остальных функций, а также наша способность к обучению. Таким образом, тренируя мозг всего по 15 минут в день, вы можете многократно повысить его работоспособность. Это позволит овладеть новыми навыками, быстрее усваивать информацию, становиться продуктивнее и повышать качество собственной жизни.

Источник

«Из всех искусств первое место удерживает за собой поэзия», — писал Кант в «Критике способности суждения». А учёные давно доказали, что заучивать стихи наизусть полезно для мозга и общего развития личности. Вот несколько причин:

1. Когда человек учит стихи, то он синхронизирует свой мозг с образом мыслей гениев. Человек запоминает обороты. Речь такого человека становится более афористичной и развитой.
2. Увеличивается способность к запоминанию информации – становится легче учить иностранные языки! Это объясняется тем, что наша память поддается тренировке – как и мышцы.
3. Мышление становится ярким и образным, развивается способность к созданию ассоциаций, что помогает в творчестве и в повседневных задачах.
4. Тренируется чувство ритма.
5. Иосиф Бродский, заставляя своих студентов учить стихи наизусть, говорил, что каждое выученное стихотворение можно считать своим. Когда вы знаете стихотворение наизусть, вы можете использовать его в подходящих ситуациях, а также оно становится частью вас.
6. Когда вам скучно, вы можете вместо бессмысленного чтения новостей или интернет-серфинга вспоминать заученные стихи, которые, несомненно, придадут вашей повседневности очарование и помогут держать в тонусе память.
7. Расширяется кругозор и словарный запас!

Читайте также:  Пюре картофельное сухое вред и польза

В действующем каталоге Книжного Клуба вы можете приобрести в превосходных подарочных изданиях 7 сборников стихотворений известнейших и любимых поэтов: Омара Хайяма, Александра Блока, Анны Ахматовой, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского и многих других. Членам Клуба – скидка!

Увлекательного чтения!

Ваш Книжный Клуб

1. «Рубаи», Омар Хайям

Мудрые четверостишия Омара Хайяма, выдающегося персидского поэта и мыслителя XII века, занимают особое место в сокровищнице мировой культуры. Его рубаи цитируют все, кто любит меткое слово от тамады на пышную свадьбу в умудренного жизнью отшельника-писателя. На протяжении многих веков они привлекают ценителей изящного своим дорогим словесным огранке. В филигранном четверостишии Хайяма умещается весь жизненный опыт человека, отражены соображения любого мыслящего души: веселый спор с Судьбой и печальный диалог с Вечностью. Хайям сделал жанр рубаи широко известным, довел эту поэтическую форму до совершенства и оставил потомкам вечное послание, наполненное редкой свободой духа.

Эта книга — драгоценный трофей истинного библиофила. Каждую его страницу можно рассматривать не спеша, со вкусом. На фарфоровой поверхности бумаги рождаются тончайшие арабески персидского шелка — словно воспоминание упоминание о тех золотых временах, когда искусством именовались только шедевры, а мудрость жизни умещалась в четыре поэтические строки.

2. Сборник «Русь моя, жизнь моя…», Александр Блок

В этот том вошли многие стихотворения Александра Блока из составленного им «романа в стихах», пронзительные стихотворения о России, поэмы «Возмездие» и «Двенадцать», пьесы, проза разных жанров. Личность Александра Блока, его судьба в неразрывности жизни и литературы — вот объединяющая идея книги. Представлены также фрагменты его дневников и записных книжек, избранные письма, воспоминания современников о Блоке. Печатаются все произведения поэта, включенные в основные российские школьные программы по литературе.

3. Сборник «Серебряный век. Стихотворения»

Лирический дневник эпохи! Серебряный век – удивительный период в истории русской культуры. Это было время интеллектуальных прозрений и социальных потрясений, получившее широкое воплощение в искусстве и литературе. В книге вы найдете шедевры мастеров той эпохи.

4. «Стихотворения. Поэмы», Анна Ахматова

Анна Ахматова — признанный поэт еще в 20-е годы ХХ века, человек с драматичной судьбой, подвергалась замалчиванию, травле, цензурированию. Однако еще при жизни ее поэзия была любима миллионами читателей, а имя уже тогда окружала слава среди почитателей поэзии, как в СССР, так и за рубежом. Тонкое понимание психологии чувства и осмысление общенародных трагедий ХХ века и сейчас привлекают читательский интерес к творчеству А. Ахматовой.

5. Сборник «Избранное», Андрей Вознесенский

«Андрей Вознесенский ворожит-завораживает, иронизируя, играя, перетекая через ритм от звука, намека и недомолвок к всепоглощающему смыслу в пространстве собственных слов и строф,» – писал Эрнст Неизвестный. Поэтические озарения большого поэта возникают в обыденной жизни, но этим они еще более ценны. При всех открытиях в области звуковых метафор, видеом, кругометров А. Вознесенский не теряет главное свойство своей поэзии – нежный трагический лиризм. Автор либретто к знаменитой рок-опере «Юнона и Авось», объехавшей весь мир, всенародно любимых романсов «Сага», «Белый шиповник», песен, среди которых «Миллион роз», «Вальс при свечах», «На бис», «Часы»… Все эти песни и другие, любимые читателями стихотворения, собраны в этой книге.

6. «Стихотворения», Роберт Рождественский

Роберт Рождественский родился поэтом. Его интонацию не спутаешь ни с какой другой. В шестидесятые годы, когда поэзия вырвалась на площади и стадионы, он заявил о себе громко, ершисто, обращаясь к своим сверстникам, «парням с поднятыми воротниками», таким же, как и он сам. А потом был «Реквием», и лирика, и пронзительные последние стихи. И конечно, песни — они звучали по радио, их пела вся страна, они становились лейтмотивом наших любимых картин. Достаточно вспомнить хотя бы это: «Не думай о секундах свысока…».
Роберт Рождественский, поэт и человек, предстает перед нами со страниц этой книги.

7. Сборник «Ночи безумные, ночи бессонные. Эротическая проза и поэзия»

Лицам, не достигшим 18 лет, данный товар выслан не будет.

Каждая строка этих произведений пронизана пылкой чувственностью и неудержимым желанием. Пикантные и где-то неожиданные творения А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, В. Брюсова, К. Бальмонта, И. Северянина, А. Фета, М. Цветаевой, М. Волошина и других поэтов доставят истинное удовольствие ценителям откровенной литературы.

Источник

Учить стихотворения – не всегда самое любимое занятие для школьников. Но, зная некоторые правила, вы сможете даже в рекордно короткое время выучить довольно большое поэтическое произведение.

Как правильно учить стихи

Рассмотрим для начала, как правильно следует учить стихи.

Предлагаемый способ считается классическим и позволяет запоминать стихотворения надолго, что непременно пригодится в дальнейшем, например, при написании сочинения.

1. Учить стихотворение следует начать заранее, когда в запасе есть дня 2-3.

2. Для начала прочитайте все стихотворение вслух и желательно не один раз.

Читайте также:  Сбор желудочно кишечный польза и вред

3. Мысленно нарисуйте себе картину описываемых в произведении событий. В любом стихотворении, даже в описании пейзажа, есть сюжет. Если есть способности к рисованию, можно даже набросать эскиз.

4. Выделите главных героев стихотворения, проникнетесь теми чувствами, которые старается передать поэт.

5. Перепишите стихотворение. Так вы задействуете еще один вид памяти.

6. Прочитайте стихотворение еще раз вслух, но медленно, мысленно представляя себе героев и события и акцентируя внимания на словах, их форме и времени.

7. Теперь переходим непосредственно к заучиванию. Читаете первую строчку несколько раз и запоминаете. Потом к первой добавляете вторую строку. Запоминаете уже две. Так, постепенно, заучиваете все стихотворение, каждый раз добавляя по одной строке.

8. Напишите шпаргалку, в которой будут обозначены первые слова каждой строфы.

Как выучить стих быстро наизусть

Бывает, что требуется срочно выучить стихотворение. Конечно, за 5 минут вы его не осилите, если память не натренирована. Но за относительно короткий промежуток времени запомнить несколько рифмованных строк не сложно.

Советы:

1. Задействуйте сразу все виды памяти. Прочитайте стихотворение несколько раз вслух, перепишите его, запишите на диктофон и слушайте, пока не надоест. Этот прием работает, если нужно заучить и стихотворение на английском, смысл которого вы не улавливаете.

2. Разбейте стих на циклы по две строки и запоминайте их поочередно.

3. Повторяйте запомненные строки через короткие промежутки времени. Не важно, если вы пропустите несколько строк. Восстановите пробелы позже, прочитав стих еще раз. И продолжайте эти действия, пока не выучите все стихотворение.

Как выучить очень большое стихотворение

  • – Любые стихотворения, а тем более объемные, лучше учить перед сном. Прочитайте стихотворение вслух перед сном несколько раз. Чем больше, тем лучше.
  • – Выпишите первые слова каждой строки. Теперь попробуйте рассказать стихотворение. Постепенно убирайте слова-подсказки. Например, сначала оставьте только первые слова каждой второй строки, затем – каждой четвертой и так далее.
  •  Учите вслух! Не шепотом, не про себя, не бормоча, а именно вслух, громко и сразу с выражением.

Многим помогает, если стихотворения заучивать, читая их как рэп – речитативом. Можно и биксов добавить, чтобы уловить ритм поэтической сроки. Единственная опасность – есть риск перейти на речитатив, когда вы рассказываете стих перед учителем.

Самые распространенные ошибки

  • – Никогда не старайтесь запомнить все стихотворение сразу. Лучше разбивать стих построчно, и повторять, каждый раз добавляя по строке. Метод “снежного кома” – очень действенный. 
  • – А вот читать стихотворение перед заучиванием следует полностью, иначе потеряется связь между строфами. 
  • – Не напрягайтесь и не пытайтесь вспомнить забытое слово или строку самостоятельно. Подобные паузы мешают. Сразу подсмотрите, чтобы не прерывать декламирование.

И самый главный совет – тренируйте память. Чем больше стихов вы знаете, тем легче запоминать новые.

My science

Your science

Let’s study it together!

Источник

Не случайно оно и зовется зазубренным. С 5-го класса помню, что у пчелы
жало зазубренное, а у осы – гладкое. Поэтому пчела подыхает, единожды
всласть ужалив тебя. Но вот ради чего старались наши учителя, убеждая
учить наизусть стихи?

Сколько
раз ни отвечал на этот вопрос, а он волнует и волновал многих. Вот и
сейчас наткнулся на воспоминания англичанина Патрика Л. Фермора,
филолога-классика, который в 1934 году, восемнадцатилетним юношей,
отправился пешком из Оксфорда через всю Европу в Стамбул. В одиночку. В
конце путешествия он составил длинный список стихотворений (да и кусков
прозы), которые декламировал сам себе, пока стирал подошвы своих
башмаков. От Гомера и Алкея до Шекспира и Поля Валери, все то, что
запоминалось с 5 до 18 лет, всплывало в сознании путешественника так,
словно это сам пейзаж, или портал собора, или случайный взгляд
встречного-поперечного снова и снова писали для Фермора то, что тот
однажды выучил наизусть.

Это
– хорошо знакомое чувство. Из людей, которых я знал и любил, особенно
двое заразили меня таким отношением к стихам. Иосиф Львович Гринберг был
литературным критиком. Он обладал так называемой феноменальной памятью:
раз взглянув на текст, запоминал его навсегда. Но этого мало. Он мог
вызвать его в нужном месте и даже прочитать в обратном порядке и целыми
кусками, и отдельными знаками.

Эту его способность однажды обыграл в
юбилейном очерке о Гринберге другой критик – Лев Аннинский. Немного
уколов Гринберга, Аннинский назвал свою статью о собрате по перу
«Яицикафину». Если прочитать наоборот, получается «унификация». И в
самом деле, разве заучивание наизусть стихов, пусть даже и канонических,
лучших, прекраснейших стихов, не унифицирует сознание целых поколений?
Пусть и по самой высокой планке?

Ну
да, мы ведь беспрерывно цитируем, даже когда говорим самые простые
вещи. И без «иицикафину» мы бы попросту не понимали друг друга. Так что
пусть лучше будем цитировать Пушкина, чем кого-нибудь еще.

И все-таки
зараза принудительного цитирования стихов в тот самый миг, когда под них
начинает подлаживаться сама так называемая действительность,
прицепилась крепко, прицепилась навсегда. Не знаю, сколько тысяч раз,
наблюдая, как падают сумерки, я декламировал Николая Заболоцкого «Когда
минует день, и освещение природа выбирает не сама…» А когда попадал под
дождь и ветер ломал зонтик, сколько раз повторял его же стихи «Мой
зонтик рвется, точно птица, и вырывается, треща…»

Читайте также:  Польза коровьего молока в год коровье молоко в год

А
вдова Иосифа Львовича, Лариса Владимировна, когда я говорил молодой
жене, что все ее просьбы едва ли выполнимы, цитировала: «Сколько просьб у
любимой всегда, У разлюбленной просьб не бывает…»

Если
бы жив был мой другой старший друг – Виктор Моисеевич Смирин,
замечательный историк, переводчик, знаток поэзии, он обязательно
вспомнил бы вот какую историю. Дело было под Прагой, мы страшно
продрогли в замке Карлштайн и спускались с крутой горки. Не знаю, что на
меня нашло, но я вдруг прочитал начало стихотворения Ходасевича «Что ж,
от озноба и простуды Горячий грог или коньяк. Здесь музыка и звон
посуды И лиловатый полумрак…» Смирин шел чуть впереди и вдруг
остановился как вкопанный. Поравнявшись с ним, я понял, в чем дело: за
поворотом было питейное заведение, и на грифельной доске мелом были
написаны два слова и две цифры: Грог – 6, кажется, крон; коньяк – 9,
кажется, крон. Смирин в ответ часто цитировал свою любимую поэтессу –
Ольгу Седакову, особенно нравились ему стихи про «светлочерного кота». А
от меня требовал медленного чтения Фета. Светлочерный кот Седаковой
рифмовался с тем хрестоматийным котом, который «поет, глаза прищуря». И
оба мы, уже далеко не дети, были в эти минуты тем самым мальчиком,
который «дремлет на ковре» у Фета.

К
чему я все это говорю? А вот к чему. Все эти воспоминания и раздумья о
смысле заучивания стихов наизусть разом, одним ударом вернулись в
память, когда я прочитал в книге Фермора эпизод его фронтовой молодости.
Высадившись во главе британского разведотряда на Крите, молодой майор
Фермор оказывается в греческом партизанском отряде, взявшем в плен
генерала вермахта. Как-то под вечер, пишет Фермор, генерал пробормотал
себе под нос полтора латинских стиха Горация…

«А я знал продолжение и тут же ответил генералу полным текстом “Оды к Талиарху”. Вот они в переводе Афанасия Фета:

Ты видишь, как Соракт от снега побелел:
Леса под инеем с повисшими ветвями
Едва не ломятся, и ток оцепенел
От злого холода меж сонными брегами.

На очаге огонь широкий разведя,
Ты стужу прогони веселою пирушкой,
И пей, о Талиарх, подвалов не щадя,
Четырехлетнее вино сабинской кружкой.

А впрочем, на богов бессмертных положись:
В тот час, когда они ветрам повелевают
Не бороздить морей, не дрогнет кипарис,
И старых ясеней вершины замолкают.

Что завтра принесет — не спрашивай!
Лови Минуты счастия душою благородной:
Не бегай, юноша, веселия любви,
Для сердца сладостной, и пляски хороводной.

Пока от седины угрюмой ты далек,
Теперь еще твое, по прихоти желанья,
Все: поле Марсово и площадь, в вечерок
Любовь при шепоте условного свиданья,

И в темном уголке красотки молодой
Предатель звонкий смех, и вовремя проворно
Похищенный у ней с руки залог немой
Иль с тонкого перста, упрямого притворно.

“Ах вот как, господин майор!” – сказал генерал, дослушав до конца».
На чей-то вкус, признаемся, все это как-то и пафосно, и банально, и даже
почти вульгарно – заставлять Горация работать коллективной совестью
европейцев. И все-таки что-то кроме ненависти и вражды возникло в этот
самый момент, решивший, что людям, стоявшим рядом возле Иды – места, где
когда-то появился на свет Зевс, – жить дальше, а не убивать друг друга.

Бывают,
конечно, и ужасные моменты, когда стихи цитируются до того неуместно,
до того не вовремя, как это случилось некоторое время назад со мной,
когда, по неосторожности, отмечая с бывшей ученицей, взрослой дамой и
даже матерью малолетних детей, ее академические успехи, я возьми и
процитируй все того же любимого Ходасевича: «Что верно, то верно: нельзя
же силком Девчонку тащить на кровать! Ей надо сначала стихи почитать,
Потом угостить вином!» О ужас, думал я, еще механически дочитывая
опасные строки. Что она должна подумать обо мне?! Да ладно тебе,
дурачина! – отвечал мне внутренний голос. – Вино-то вы пить начали до
чтения стихов, поэтому никакой опасности неверного истолкования как
самого стихотворения, так и твоей, так сказать, педагогической
стратегии, нет и быть не может. Потрясенный, я даже и не вспомню теперь,
чем дело кончилось.

Потому что главное все-таки, чтобы не кончались стихи.

Источник