Как студенту провести свободное время с пользой

У большинства абитуриентов довольно смутное представление о студенческой жизни. Им кажется, что в свободное время они будут ходить по вечеринкам, выставкам, театрам, кафе и обсуждать с друзьями вопросы жизни, смерти и вообще. При этом они даже не задумываются о том, есть ли в принципе у студентов свободное время.

Конечно, с помощью нашего телеграм-канала вы сможете без проблем написать или оформить отчет по практике, курсовую или даже диплом. Но это едва ли выкроит так много времени, чтобы не знать, куда его девать.

Ну ладно, обо всем по порядку. Давайте с вами разбираться, много ли свободного времени у студентов и куда его девать в случае избытка.

Сколько свободного времени у студентов и школьников

В институте общественного мнения «Анкетолог» провели большое исследование среди школьников и студентов. В ходе исследования сотрудники выясняли, сколько свободного времени у каждой категории учащихся. 

На что тратят время школьники

33% учащихся школ сказали, что после учебы, кружков и секций у них остается свободных 1-2 часа. Еще 30% отметили наличие 5 свободных часов. Примерно 22% школьников располагает в среднем от 2 до 5 часов.

Следующий вопрос, на который хотела получить ответ команда, звучал так: «На что вы тратите свободное время?». И вот какие результаты получили:

  • 66% школьников сидят в интернете,
  • 44% занимаются спортом,
  • 44% общаются с друзьями,
  • 33% смотрят телевизор,
  • 11% ходят в кино.

На что тратят время учащиеся колледжей и техникумов

От 2 до 5 часов свободного времени у 45% учащихся средних учреждений образования. Тех, кто имеет в распоряжении 1-2 часа и больше 5 часов, примерно одинаковое количество – по 22% и 23%.

И только у 4% учащихся меньше 1 часа свободного времени или нет его вовсе.

На вопрос, чем они занимаются в свободное время, были получены следующие ответы:

  • 74% сидят в интернете,
  • 72% общаются с друзьями,
  • 52% читают учебную литературу,
  • 44% смотрят телевизор,
  • 40% читают художественные книги, журналы, газеты,
  • 38% занимаются спортом,
  • 36% ходят в кино, театр и музеи.

На что тратят время учащиеся вузов

У 47% студентов остается около 2-5 часов свободного времени. У 24% респондентов его не больше 1-2 часов. И только 18% могут похвастаться 5 часами ничегонеделанья. И у 6% бедняжек остается меньше часа свободы. 

Интересно то, как они распоряжаются свободными минутами:

  • 79% сидят в интернете,
  • 58% общаются с друзьями,
  • 39% читают художественные книги, журналы, газеты,
  • 38% смотрят телевизор,
  • 32% занимаются спортом,
  • 32% ходят в кино,
  • 21% читают учебную литературу,
  • 11% ходят в музеи,
  • 3% занимаются другими делами.

Есть ли способ научиться тратить свободное время так, чтобы это было не слишком напряжно, но при этом приносило пользу?

Правила организации свободного времени

Чтобы не тратить и без того малое количество СВ (свободного времени) впустую, рекомендуем соблюдать следующие принципы:

  1. СВ должно работать на студента, а не студент на него.
  2. СВ должно быть ограниченным.
  3. СВ нужно посвящать любимому хобби или делу.
  4. СВ – это отличная возможность научиться чему-то новому, что ранее было недоступно.
  5. СВ помогает отвлечься от учебы, но не всегда.
  6. СВ позволяет посвятить себя родным и близким.
  7. СВ нужно проводить так, чтобы запомнить его.
  8. СВ не должно утомлять.

Способы организации свободного времени

Специалисты рекомендуют тратить свободное время с умом и на благо будущей профессиональной деятельности.

Одни утверждают, что неплохо бы в свободное время поработать. Так делают 12% студентов России, подрабатывая и получая опыт (не обязательно по специальности) и деньги уже на этапе обучения.

Другие уверены, что пока мозг молодой и здоровый нужно пользоваться его силой и тратить свободное время на обучение. Около 9% студентов посещают в свободное время разные курсы, семинары, тренинги и прочие виды дополнительного обучения.

И самые активные тратят свободное время на саморазвитие: участвуют в секциях, занимаются спортом и т.д.

А вот конкретные виды деятельности, которые можно выбрать с пользой для себя сегодняшнего и будущего.

Участвуйте в вузовских мероприятиях

Если уж вам приходится жить в стенах университета, то и свободное время нужно учиться проводить там же.

Это экономит вам кучу времени и денег, ведь не приходится тратиться на общественный транспорт и курсы вне университета.

Узнайте, какие виды внеучебной деятельности есть в вашем институте. Вы можете принимать участие в благотворительных акциях, местных концертах, студенческих выставках и т.д.

Вы можете подумать, что это крайне скучно и неинтересно. На самом же деле основная цель этих событий – научиться налаживать связи, развивать коммуникативные способности, совершенствовать навыки самостоятельной работы и взаимодействия с окружающими.

Читайте также:  Кефир на голодный желудок польза или вред

Найдите работу по специальности

Только обязательно убедитесь, что это никак не скажется на учебе. И только потом можно искать подходящую работу во время учебы. Это прекрасный способ получить дополнительные деньги, а также подготовиться ко взрослой жизни.

Мы рекомендуем найти что-то по специальности. Тогда у вас будет прекрасная возможность постажироваться и наработать опыт.

Мы настоятельно рекомендуем искать работу недалеко от дома или места учебы. Это сильно сэкономит время на дорогу.

Станьте волонтером

Студенческие годы – самое подходящее время выплеснуть свои альтруистические стремления и начать помогать людям. Поверьте, потом будет не до этого, поэтому вступайте в ряды волонтерских организаций и начинайте спасать мир.

Многие вузы имеют на своей базе такие организации. Например, МГУ, СПбГУ, РПГУ им. Герцена и прочие. Тут можно заниматься охраной окружающей среды, оказывать помощь нуждающимся, выступать в городских мероприятиях и т.д.

Запишитесь в вузовский кружок

Университеты пошли навстречу студентам и создали на собственной базе разные секции и кружки, где студенты могут организовать досуг и таким образом выразить свою индивидуальность.

Спортивные секции, танцевальные кружки, единоборства, литературные вечера, университетский КВН – выбирайте по душе и пробуйте себя.

Займитесь наукой

Если чувствуете в себе талант и силы заняться научной деятельностью, обязательно займитесь. Это плюс в вашу будущую профессиональную карму, а также хороший повод отсутствовать иногда на занятиях по уважительной причине.

Проводите исследования, пишите научные статьи, принимайте участие в конференциях, конкурсах, грантах. И постарайтесь сделать так, чтобы вуз заметил ваши старания. В жизни бывают случаи, когда это помогает. Например, когда студента решают отчислить.

Советы студентам

  1. В эти годы старайтесь делать то, что вам кажется фантастическим и неосуществимым. Ваша цель – выйти из зоны комфорта, и делать это нужно как можно чаще. Будет страшно, но оснований для этого нет, так как это чисто психологический дискомфорт. Если удастся, с вас спадут оковы, а вы сами откроете для себя новые горизонты.
  2. Выбирайте тот вид деятельности, который доставляет вам положительные эмоции: радость, смех, чувство удовлетворенности.
  3. Ни в коем случае не забывайте, что организму нужно отдыхать. Какая бы важная задача перед вами ни стояла, запланируйте достаточно времени на сон. Иначе могут пострадать и хобби, и учеба.
  4. Учитесь налаживать контакты и полезные связи. Ваша задача – научиться налаживать контакты. Этот навык потом еще не раз выручит вас во взрослой жизни.

Предупреждения студентам

Человеку свойственно лениться. Если перед нами стоит крайне непривлекательная задача, мы ищем миллион отговорок, только чтобы ей не заниматься.

Сразу же научитесь справляться с этим чувством. Иначе в будущем эта способность захватит вас настолько, что вы станете тем, кто срывает сроки, откладывает важные дела.

Заставляйте себя сразу делать важное, потом – все остальное.

Студенту нужно проявлять себя. Иначе он потеряет интерес ко всему, в том числе – и к учебе. А этого допустить никак нельзя. Находите свободное время и занимайтесь тем, к чему лежит душа. А с учебой поможет сервис студенческой помощи.

Источник

«Глупо строить планы

на всю жизнь, не будучи даже

господином завтрашнего дня»

Сенека

Двадцать первый век, время компьютерных технологий и
нано разработок, характеризуется глобальными переменами. Вместе с тем
меняется облик студента. Острой и актуальной становится проблема
использования студенческой молодёжью собственного свободного времени,
не занятого учебным процессом, домашними хлопотами или работой.
Время, которое должно способствовать культурному воспитанию,
творческому развитию, но зачастую используется только как средство
релаксации и расслабления или развлечения. Вопрос об использовании
студентами свободного времени является значимым для современного
этапа развития нашего общества. Для построения любого общества
необходимым является формирование гармоничной, всесторонне развитой
личности с высоким уровнем духовной культуры и наличием творческих
устремлений.

Перед нами была поставлена цель, выявить особенности
использования свободного времени студентами Национального
исследовательского университета «Белгородский государственный
университет» института государственного и муниципального
управления (далее НИУ «БелГУ» ИГМУ). Для этого необходимо
было раскрыть факторы использования свободного времени и разработать
его функции. Для этого было проведено пилотажное исследование.
Численность студентов ИГМУ 611 человек, они составили генеральную
совокупность исследования. Для определения выборочной совокупности,
которая составила 55 человек, из них 37 девушек и 18 молодых людей,
был использован метод квотной выборки. Стоит заметить что численность
девушек и парней в процентном соотношении представлена как 70% и 30%
соответственно. Нами была разработана анкета, в которой респондентам
было предложено ответить на 20 вопросов.

Перейдём к анализу полученных данных. Количество свободного времени в
достатке у 27% опрошенных, 40% опрошенных считают, что свободного
времени и достаточно, но хотелось бы больше, 33% посчитали количество
своего свободного времени недостаточным (см. диаграмма 1).

Читайте также:  Картинка о пользе молока детям

Диаграмма 1. Распределение ответов респондентов на
вопрос:

«Достаточно ли Вам свободного
времени?»

Наибольший недостаток в свободном времени испытывают студенты второго
и третьего курсов, соответственно 43% и 55% (см. диаграмма 2).

Диаграмма
2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Достаточно ли
Вам свободного времени?»

Количество свободного времени в пределах 1-2х часов преобладает у 9%
опрошенных, в количестве 2-3х – у 35%, у 23% опрошенных
студентов количество свободного времени составляет от 3х до 5ти
часов, 7% респондентов в своём распоряжении имеют более 5 часов
свободного времени, называя это количество времени недостаточным
(см. диаграмма 3).

Диаграмма 3. Распределение ответов респондентов на
вопрос:

«Сколько в сутки у Вас остаётся свободного
времени?»

Молодые люди, посчитавшие количество своего свободного времени
недостаточным, ответили, что свободного времени в сутки остаётся: 12%
– 1-2 часа, 24% – 2-3 часа, 18% – 3-5 часов, 11% –
более 5 часов. И 35% опрошенных молодых людей посчитали количество
своего свободного времени достаточным. Напротив, ответы девушек
расположились так: 5% – 1-2 часа, 40% – 2-3 часа, 25% –
3-5 часов, 7% – более 5 часов. И, только 23% опрошенных девушек
посчитали количество своего свободного времени достаточным (см.
диаграмма 4).

Диаграмма 4. Распределение ответов респондентов на
вопрос:

«Сколько в сутки у Вас остаётся свободного
времени?»

На вопрос: «Чем Вы любите заниматься в
свободное время?», получили довольно интересные ответы. Так,
просмотру телевизионных передач отдают предпочтение 24% девушек и 18%
парней. На первом месте, среди интересов молодых людей в свободное
время, спорт, который выбирают 30% опрошенных. Девушки, напротив –
только 3%, что ровно в 10 раз меньше, по сравнению с парнями. Первое
место среди занятий в свободное время у девушек занимает проведение
свободного времени в весёлой компании – 42%, тогда как у парней
– 18% (см. диаграмма 5).

Диаграмма 5. Распределение ответов респондентов на
вопрос:

«Чем Вы любите заниматься в свободное время?»

Своё свободное время респонденты обычно проводят:

1 курс: дома – 60%, гуляют с друзьями или посещают
развлекательные либо зрелищные заведения – по 20%.

2 курс: дома – 40%, гуляют с друзьями – 39 %, посещают
заведения – 15%.

3 курс: дома – 33%, гуляют с друзьями – 67%.

4 курс: дома – 48%, посещают заведения – 52%.

5 курс: дома – 20%, гуляют с друзьями – 20%, посещают
заведения – 60%.

Возможно, ответы о проведении свободного времени дома большинством
респондентов первого курса можно объяснить тем, что студенты только
привыкают к новой обстановке, новому стилю жизни, людям, окружающим
их. Студенты 5 курса посещают развлекательные либо зрелищные
заведения, чаще всего группой, привыкая друг к другу, понимая, что
обучаются на последнем курсе. Как говорилось выше, студенты 5 курса
недостатка в свободном времени не испытывают, скорее, в связи с
разреженностью занятий в университете (см. диаграмма 6).

Диаграмма 6. Распределение ответов респондентов на
вопрос:

«Где Вы обычно проводите свое свободное время?»

Что касается режима дня, здесь можно заметить интересную тенденцию, а
именно, большинство респондентов признают, что не придерживаются
режима дня, причём ни один студент из количества опрошенных не дал
ответ: «Да, я живу строго по распорядку», при этом не
отрицают, что обладают нехваткой свободного времени из-за
неправильного распределения времени. На недостаток свободного времени
в связи с большими учебными нагрузками ссылаются 2 курс – 45%,
1 курс – 30 %; 4 курс ссылается на работу и домашние
хлопоты, а именно 15% и 20% соответственно, 20 % респондентов 1 курса
объясняют недостаток свободного времени длительной продолжительностью
сна, более 8 часов (см. диаграмма 7).

Диаграмма 7. Распределение и соотнесение ответов
респондентов на вопросы:

«В чем Вы видите нехватку свободного времени?»
и « Есть ли у Вас свой режим дня?»

Исходя из полученных в ходе опроса данных, можно
сделать вывод о том, что большинство студентов, а именно 90% девушек
и 65% парней, в своё свободное время не занимаются ничем полезным ни
для здоровья физического или духовного, ни для самообразования или
самосовершенствования. Своё свободное время они проводят за
просмотром телепередач, которые чаще всего направлены на разрушение
психики молодого, не до конца сформированного организма, или того
хуже проводят время в весёлой компании за распитием спиртных
напитков, которые губительны для физического здоровья. Причины такой
«незанятости» свободного времени можно объяснить
несколькими причинами. Первая причина заключается в том, что начинает
своё формирование позиция пассивности, которая была заложена в
школьные годы. Эта проблема связана с тем, что в Университет попадают
студенты с уже заложенной установкой на пассивность и
бездеятельность, люди, которые просто пришли в Университет «провести»
в нём 5 лет.

Читайте также:  Лецитин соевый в шоколаде польза или вред

Второй причиной может послужить недостаток
информации. Не обладая достаточной информацией о формах проведения
свободного времени, которые предоставляет Университет и другие
студенческие организации, студенты выбирают самое простое решение и
не идут никуда. Нет сомнения том, что каждый из опрошенных студентов
знает о существовании учебно-спортивного комплекса БелГУ Светланы
Хоркиной – выдающейся белгородской спортсменки, чемпионки мира
и Олимпийских игр. Комплекс находится вблизи главного корпуса
университета, в нём проводятся занятия физической культуры студентов
ИГМУ. В учебно-спортивном комплексе, подобного которому нет ни в
одном из региональных университетов России, созданы все условия не
только для учебных упражнений и физического совершенствования
студентов, для состязаний университетских спортсменов, но и для
проведения спортивных соревнований самого высокого ранга, включая
всероссийские и международные. Также, на базе университета есть
библиотека. Библиотека Белгородского государственного университета –
это одна из старейших вузовских библиотек России. Единый фонд
библиотеки насчитывает свыше 800 тыс. экз. изданий и других
документов. В его составе печатные и нетрадиционные носители
информации. Библиотека оснащена прекрасными, современными читальными
залами: научной, учебной литературы, периодических изданий,
электронной информации, оборудованными современной библиотечной и
компьютерной техникой.

Главной функцией деятельности
человека в свободное время должно быть развитие творческих
способностей и задатков, повышение культурного уровня, на
эстетическое, нравственное, физическое совершенствование человека, на
непосредственное формирование индивидуальности человека, т.е. на то,
что делает его личностью.

Учебная деятельность опрошенных
студентов насыщена, о чем говорят ответы на вопрос: «В чём Вы
видите причину недостатка свободного времени?» (см. диаграмма
7), а потому требует больших затрат физических, психических и
интеллектуальных сил. На этом фоне свободное время помогает снять
создавшееся напряжение. Именно в его рамках происходит восстановление
и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная
функция.

Не менее
важной функцией свободного времени является достижение удовольствия,
чувства, стремление к которому заложено природой. Респонденты
указали, что недостаток свободного времени лишает их удовольствия от
посещения кино, театров, выставок и других подобных заведений (42%);
от чтения книг, журналов и газет (42%); при этом 16% респондентов
утверждают, что недостаток свободного времени никаким образом не
сказывается на их духовной жизни (см. диаграмма 8).

Диаграмма 8. Распределение ответов респондентов на
вопрос:

«Как недостаток времени сказывается на Вашей
духовной жизни?»

Ранее говорилось о том, что одной из основных причин недостатка
времени, как показали результаты опроса, является неправильное
распределение собственного времени (см. диаграмма 7). Отсюда следует,
что молодые люди, вступая в студенческую жизнь из школы, не имеют
опыта формирования режима дня. Справиться с этим может помочь
литература по тайм менеджменту.

На основе полученных в результате опроса данных, были разработаны
некоторые рекомендации:

  1. Считаем необходимым ввести в учебную программу курс, под названием,
    например, «Организация времени» с использованием методик
    по организации свободного времени или возложить обязанности на
    кураторов групп младших курсов ИГМУ по помощи студентам в обучении
    организации своего времени. Большинство респондентов, а именно от 45
    % до 85%, в зависимости от курса обучения, ссылались на неправильное
    распределение времени, вследствие чего, образовывается недостаток
    свободного времени.

  2. Студентам нужно научиться формировать
    распорядок дня и по возможности его придерживаться. Режим дня может
    способствовать не только правильной организации свободного времени,
    но и улучшению духовного и физического здоровья.

  3. Информационную
    недостаточность можно ликвидировать путем улучшения системы
    информационных связей.

  4. Чтобы
    правильно использовать свое студенческое время нужно придерживаться
    нескольких простых правил:

    • Ставить перед собой цель. Цель
      нужно ставить настоящую и на длительный период, но обязательно
      назначать ее конечную дату.

    • Определять приоритеты поставленных
      задач.

    • Не откладывать дела на завтра.

    • К отдыху подходить
      вдумчиво.

В своей книге Н. А Сидорова приводит сказку,
заставляющую задуматься: «Перед миром встал вопрос: «Каждому
жителю мира была предоставлена возможность иметь по 24 часа и
самостоятельно распоряжаться каждым мгновением своего времени. За
причиненные неудобства в том, что теперь каждому приходилось
самостоятельно решать, каким образом истратить свое собственное
время, всем жителям был сделан подарок – воспоминания о прошлом
и надежды на будущее. Теперь любой мог черпать из своего прошлого
времени уроки и накапливать опыт потраченного времени. Но только
никому не был открыт секрет о том, что происходит, когда ты теряешь
время[1, с.2]».

Литература:

  1. Сидорова Н. А. Тайм-менеджмент. M., 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): свободное время, распределение ответов респондентов, диаграмма, режим дня, курс, час, студент, Белгородский государственный университет, веселая компания, собственное время.

Источник