Как соотносятся красота и польза урок искусства 8 класс
Инфоурок
›
ИЗО, МХК
›Презентации›Презентация по искусству на тему “Как соотносится красота и польза” (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Как соотносится красота и польза? Подготовила ученица 8 «В» класса МБОУ Гимназии г.Зернограда Степовая Елизавета
2 слайд
Описание слайда:
Есть ли в красоте какая-то польза? Радует взгляд Поднимает настроение Раскрывает ценность природы, жизненных явлений
3 слайд
Описание слайда:
Если вспомнить самые истоки искусства, то поймем, что рисунок, танец, пение первобытного охотника появились ради конкретного дела: не бояться зверя, прийти с добычей и прокормить свое племя.
4 слайд
Описание слайда:
Мифы, которые в древности, складывала каждая цивилизация, были нужны как источники и хранители информации, были своеобразной картой памяти своего народа. В мифах были зашифрованы знания о звездах и планетах, природных явлениях, географии, истории.
5 слайд
Описание слайда:
Самый известный архитектор Древнего Рима, Витрувий, вывел известную формулу «Прочность-Польза-Красота», ставшую золотым правилом архитектуры. Но по этой формуле может оказаться, что египетские пирамиды были самыми бесполезными сооружениями, если не были чем – то большим, чем усыпальницы фараонов или хранилищами для запасов зерна.
6 слайд
Описание слайда:
Удивительно красивы формы древнегреческих амфор и ваз. Они напоминают о красоте пропорций женской фигуры. Но в каждом виде этих керамических сосудов была определенная функция. В одних носили воду девушки из горных источников, в других хранили вино или зерно. Для удобства применения в быту форма вазы или амфоры предусматривала наличие ручки, форму горлышка, размеры. Рисунки на краснофигурных или чернофигурных изделиях иллюстрировали мифы, рассказывали о событиях современности, то есть выполняли информативную функцию.
7 слайд
Описание слайда:
В другие времена, как будто вырывалось наружу желание окружить себя красивыми предметами, жить в роскошных жилищах. Иногда, как в Древнем Риме или в эпоху Барокко все было немного чересчур, но именно тогда людям приходило в голову подумать об отоплении, водопроводе, банях. А уж насколько они были удобны и красивы, мы знаем из учебников истории.
8 слайд
Описание слайда:
Конечно, были периоды, когда людям было не до красоты, народы стремились к одному – выжить. Но независимо от трудностей, идеологии аскетизма простой крестьянин даже в средние века стремился сделать уютной свой дом, свою кухню, красиво одеть жену. Оружие средневекового рыцаря представляло самое важное в его жизни и поэтому красота отделки меча, щита и прочих доспехов составляла имидж его среди прочих. Ну а церковь должна была быть самой высокой, самой нарядной!
9 слайд
Описание слайда:
Стремление к поэтизации простого быта, поисков красоты в любом ее проявлении можно увидеть в работах художников XVIII века Хогарта и Шардена, у которого женщины красиво стирают белье, готовят пищу. Медный бак, темная бутылка оливкового масла и старый ковшик как – то удивительно сочетаются друг с другом, находятся в такой же гармонии, как мольберт, книги, кисти в его «Атрибутах искусства». Шарден «Медный бак»
10 слайд
Описание слайда:
Фламандские художники 17 в восхищались великолепием огромного количества снеди: фруктов, овощей, даров моря…
11 слайд
Описание слайда:
Голландские художники (17 век) радовались тихому домашнему уюту
12 слайд
Описание слайда:
Промежуток мирной жизни Европы на рубеже XIX и XX веков привел к появлению того, что мы сейчас называем дизайном. В России группа художников создала творческий проект под названием «Мир искусства». Они создали журнала, устраивали выставки, свои взгляды наглядно демонстрировали в художественных произведениях. По мысли «мирискусников» окружающая человека бытовая среда должна быть организована по законам большого искусства и все ее элементы должны быть в одном стиле, сочетаться по форме, цвету, декору. От штор, обоев до мебели вазы и женской шляпки представляло собой законченное художественное целое. В.Серов «Портрет Орловой»
13 слайд
Описание слайда:
В довоенной Германии теорию и практику функционализма воплотили в архитектурной школе Ба́ухауз. Утверждая, что утилитарно, удобно, то и красиво молодые архитекторы и художники искали новые зримые формы зданий, интерьеров, предметов. В выпущенном школой «Манифесте» 1919 года архитектура была названа ведущим направлением в дизайне, провозглашались принципы равенства между прикладными и изящными искусствами, декларировались идеи повышения качества промышленной продукции. Основатели движения стремились сделать промышленные товары красивыми, доступными и максимально удобными. Те изделия, что создавались в Баухаузе, были настолько особенны, настолько отличались от всех предшествующих разработок в сфере предметного дизайна своей эстетической смелостью и одновременно практичностью, что сразу становились знаковыми и узнаваемыми. Их тиражировали, им подражали.
14 слайд
Описание слайда:
Возьмем, к примеру, такой привычный для офиса предмет как стул. Вы знаете, сколько стульев спроектировали в Баухаузе? Огромное количество! Был среди них и созданный студентами разборной табурет, который отличался закругленным сидением и подпоркой для отдыха ног, и «кубически-парящий» стул из дерева и текстиля и экземпляр с опорой из металлических трубок, подлокотниками и сетчатым сидением.
15 слайд
Описание слайда:
Никто из нас не согласится с мнением, что одежда для человека появилась для того, чтобы он мог крыться от непогоды холода, жары, дождя. Через эстетику костюма каждый человек и каждый народ, эпоха рассказывают о себе. Польза, красота, осмысленность составляют основу любого периода моды. XX век показал, как высота прически, длина женской юбки, косметика зависели от развития техники, транспорта, политической жизни. Так распространение автомобиля заставило женщин забыть об изысканной моде модерна.
16 слайд
Описание слайда:
В современном мире автомобиль уже не только средство передвижения. Дизайн его служит удобству и безопасности в эксплуатации, а такая модная деталь, как аэрография не только украшают, но и выражают характер владельца. Кроме того, такие автомобили редко угоняют.
17 слайд
Описание слайда:
Покупая телефон, ipad, ifone или планшет мы, конечно, оцениваем и его функции и дизайн. Такую же оценку дают и веб – сайтам, цена которых зависит от сочетания логики, функциональности и красоты. Оформление сайтов становится очень престижным и высокооплачиваемым направлением на стыке компьютерных технологий и высокого искусства.
18 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
К учебнику:
«Искусство», Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.
К уроку:
Красота в искусстве и в жизни
Номер материала:
ДБ-1622230
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Задания для проверки знаний к уроку Искусства в 8 классе на
тему Как соотносятся красота и польза
по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е.Д. Критской
1. В чем польза красоты? (красота радует взгляд, поднимает настроение,
раскрывает ценность природы, жизненных явлений и т.д.)
2. Какие качества присущи красоте? (гармоничность, чувство меры)
3. Красота – это привилегия чего? (привилегия искусства)
4. Польза – это привилегия чего? (привилегия обычной жизни)
5. Существует ли такое четкое разграничение красоты и пользы? И почему?
(не существует, потому что искусство активно вторгается в нашу жизнь
в виде интерьеров, мебели, одежды, книг, архитектуры зданий, дизайна
машин и бытовой техники, музыкальной среды, песенных и танцевальных
ритмов и т.д. И наоборот – обыденная жизнь становится содержанием
художественных произведений)
6. Какую возможность давало искусство во все времена? (давало
возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни;
благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили
люди глубокой древности до наших дней)
7. Чем являлась красота для древних людей? (не являлась самоцелью;
считали красивым то, что в наибольшей степени способствовало
выживанию и победе; красивое – это, прежде всего, быстрое, сильное,
стремительное)
8. Что считал красивым античный философ Сократ? (то, что наилучшим
образом соответствует своему назначению; «Большие уши лучше
улавливают звук, поэтому они красивы»)
9. Чем восхищались фламандские художники XVII века? (восхищались
великолепием огромного количества снеди, фруктов, овощей, даров моря)
10 Что голландские художники считали красивым? (тихий, домашний уют) 11. Что отражало искусство в эпоху барокко? (отражало напряженную
эмоциональную жизнь человека, его сложный и многообразный внутренний
мир)
12. Какие темы получили широкое воплощение в искусстве в эпоху барокко?
(борьба противоположных сил: света и тьмы, силы и слабости, грубой
власти и нежной покорности; это повлекло за собой замысловатые,
причудливые и противоречивые формы искусства)
13. На чем основана драматургия «Высокой мессы» И.С.Баха? (основана на
раскрытии контрастных образов: скорби, страдания и радости, света,
которые пробуждают величие духа и устремленность к активному
действию)
14. Могут ли обрести высокий смысл и красоту произведения о заурядных или
трагических событиях, которые далеки от представлений о прекрасном? И
почему? (да; они побуждают нас к размышлению, переживанию,
состраданию, помогают, открыть новые грани окружающей
действительности)
12. Что такое «шлягер»? (легкая, развлекательная, потребительская
музыка; модная песенка танцевального характера)
13. Можно ли утверждать, что музыкальные пристрастия человека – это
своеобразное зеркало? (да, но отражается в нем не внешняя форма, а
внутреннее содержание)
14. Какое отношение к искусству формируется в нашей современной жизни?
(происходит преувеличение утилитарности искусства, прикладной ее
функции; при этом эстетические, художественные качества
отодвигаются на второй план)
15. В каких областях современной жизни музыка и живопись применяются в
прикладном, утилитарном значении? (в медицине, в воспитании; они
способны лечить, психически оздоровлять людей)
16. А в каком качестве издавна применялась музыка? (применялась как
средство управления поведением человека, организации его действий)
17. Какие две крайности объединяет в себе музыка? (глубокая задушевность,
проникновенность и строгая рассудочность)
18. Как называются жанры искусства, которые изображают повседневную жизнь? Какие художники работали в этих жанрах? (бытовой жанр
(жанровая живопись) жанр изобразительного искусства, в котором
изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без
прикрас; художники: Репин «Не ждали», Решетников «Опять двойка»,
Брейгель старший «Охотники на снегу», Ватто, Шарден и др.)
19. Вспомните музыкальные сочинения и произведения изобразительного
искусства, которые разрушают представление человека о красоте и гармонии.
Они приносят вред или пользу? В чем это проявляется?
(__________________________________)
20. Поясните смысл выражения поэта Давида Самойлова: «Музыка лечит…
Музыка губит» (___________________________________)
Рефлексия полученных знаний по теме
.
Конспект урока по предмету «Искусство» в 8-9 классах
Тема: «Соотношение красоты и пользы в искусстве и повседневной жизни»
Учитель: Машукова М.А.
Дата: 19.03.17 г.
Тип урока: Изучение нового материала
Цель: Формировать понимание гармонии красоты и пользы в искусстве и в жизни.
Задачи:
Обучающая: Учить принимать осознанное участие в процессе познавательной деятельности, принимать ответственность за собственные действия.
Воспитательная: Воспитывать интерес к творчеству.
Развивающая: Развивать коммуникативные качества личности.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация «Как соотносятся красота и польза»
Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята, я рада вас всех видеть здоровыми и счастливыми на уроке искусства.
Постановка и озвучивание цели и задач урока.
– О чём мы говорили на прошлых уроках?
Дети: О красоте.
– Что такое красота?
Дети: Красота – это то, что радует глаз и доставляет эстетическое наслаждение
– Что такое польза?
Дети: Что-то нужное, полезное.
– Толковый словарь Ожегова говорит нам о пользе так – ПОЛЬЗА – Хорошие, положительные последствия, благо; выгода.
Тема: Вы уже догадались какая будет сегодня тема урока?
Дети: Про красоту и пользу.
Тема урока: Как соотносятся красота и польза в искусстве и обыденной жизни.
Слайд с названием темы
Подготовка к усвоению нового материала.
– Если строго разграничить искусство и обыденную жизнь, то можно сказать, что
Красота – привилегия искусства,
Польза – привилегия обычной жизни, но подобного разграничения не существует, т.к. искусство активно вторгается в нашу жизнь.
Приведите примеры. Как искусство вторгается в нашу повседневную, бытовую жизнь? В чем это выражается?
Дети: Оформление интерьеров, мебели, одежды, архитектура зданий, дизайн машин и т.д.
Слайд с машиной, интерьером, зданием.
Усвоение новых знаний и умений.
– Обыденная жизнь становится содержанием художественных произведений. Такое взаимопроникновение обеспечивает гармонию красоты и пользы.
Давайте вместе окунёмся в историю!
Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Поэтому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней.
Откуда мы узнаём об образе жизни людей?
Дети: Наскальная живопись.
Слайд – Наскальная живопись
Что узнаём об их жизни?
Дети: Чем занимались, на кого охотились.
Не была самоцелью. Красивым было то, что в наибольшей степени способствовало выживанию и победе. Красивое – это быстрое, сильное, стремительное.
Что для древних народов значила красота?
Дети: Верили в магию рисунков.
В последующие эпохи люди по- разному воспринимали красоту и пользу окружающего мира.
Самый известный архитектор Древнего Рима, Витрувий, вывел известную формулу «Прочность-Польза-Красота», ставшую золотым правилом архитектуры. Но по этой формуле может оказаться, что египетские пирамиды были самыми бесполезными сооружениями, если не были чем – то большим, чем усыпальницы фараонов или хранилищами для запасов зерна.
Слайд – Пирамида Джоссера
Именно во времена античности уже была найдена формула гармонического соотношения пользы и красоты, которую нашли в симметрии, «золотом сечении». Платон, Пифагор, Аристотель и их современники в теории и на практике обосновали законы эстетики.
Слайд – Рафаэль «Афинская школа»
Удивительно красивы формы древнегреческих амфор и ваз. Они напоминают о красоте пропорций женской фигуры. Но в каждом виде этих керамических сосудов была определенная функция. В одних носили воду девушки из горных источников, в других хранили вино или зерно. Для удобства применения в быту форма вазы или амфоры предусматривала наличие ручки, форму горлышка, размеры. Рисунки на краснофигурных или чернофигурных изделиях иллюстрировали мифы, рассказывали о событиях современности, то есть выполняли информативную функцию.
Слайд – Греческие вазы
Жилища, одежда древних греков проста, удобна, соответствует южному климату и кроме того необычайно красива. Струящиеся складки греческой тоги, ноги обутые в легкие сандалии подчеркивали стройность совершенных форм атлетов и простых жителей Эллады. Близость Олимпийских богов и простых смертных в сознании представителей этой культуры привела к той формуле, которую позднее Чехов определит, как: «В человеке должно быть все прекрасно». Прекрасны статую богов и изображения на барельефах:
Слайд – Фидий – барельефы на фризах Парфенона
В другие времена, как будто вырывалось наружу желание окружить себя красивыми предметами, жить в роскошных жилищах. Иногда, как в Древнем Риме или в эпоху Барокко все было немного чересчур, но именно тогда людям приходило в голову подумать об отоплении, водопроводе, банях. А уж насколько они были удобны и красивы, мы знаем из учебников истории.
Слайд – Римские термы
Конечно, были периоды, когда людям было не до красоты, народы стремились к одному – выжить. Но независимо от трудностей, идеологии аскетизма простой крестьянин даже в средние века стремился сделать уютной свой дом, свою кухню, красиво одеть жену. Оружие средневекового рыцаря представляло самое важное в его жизни и поэтому красота отделки меча, щита и прочих доспехов составляла имидж его среди прочих. Ну а церковь должна была быть самой высокой, самой нарядной!
Слайд – Средневековый вооруженный рыцарь
Стремление к поэтизации простого быта, поисков красоты в любом ее проявлении можно увидеть в работах художников XVIII века Хогарта и Шардена, у которого женщины красиво стирают белье, готовят пищу. Медный бак, темная бутылка оливкового масла и старый ковшик как – то удивительно сочетаются друг с другом, находятся в такой же гармонии, как мольберт, книги, кисти в его «Атрибутах искусства».
Слайд – Шарден «Медный бак»
Промежуток мирной жизни Европы на рубеже XIX и XX веков привел к появлению того. Что мы сейчас называем дизайном. В России группа художников создала творческий проект под названием «Мир искусства». Они создали журнала, устраивали выставки, свои взгляды наглядно демонстрировали в художественных произведениях. По мысли «мирискусников» окружающая человека бытовая среда должна быть организована по законам большого искусства и все ее элементы должны быть в одном стиле, сочетаться по форме, цвету, декору. От штор, обоев до мебели вазы и женской шляпки представляло собой законченное художественное целое.
Слайд – В. Серов – портрет Орловой
В довоенной Германии теорию и практику функционализма воплотили в архитектурной школе Ба́ухауз. Утверждая, что утилитарно, удобно, то и красиво молодые архитекторы и художники искали новые зримые формы зданий, интерьеров, предметов. В выпущенном школой «Манифесте» 1919 года архитектура была названа ведущим направлением в дизайне, провозглашались принципы равенства между прикладными и изящными искусствами, декларировались идеи повышения качества промышленной продукции. Основатели движения стремились сделать промышленные товары красивыми, доступными и максимально удобными. Те изделия, что создавались в Баухаузе, были настолько особенны, настолько отличались от всех предшествующих разработок в сфере предметного дизайна своей эстетической смелостью и одновременно практичностью, что сразу становились знаковыми и узнаваемыми. Их тиражировали, им подражали.
Слайд – Ба́ухауз – фото
Возьмем, к примеру, такой привычный для офиса предмет как стул. Вы знаете, сколько стульев спроектировали в Баухаузе? Огромное количество! Были среди них и созданный студентами разборной табурет, который отличался закругленным сидением и подпоркой для отдыха ног, и «кубически-парящий» стул из дерева и текстиля и экземпляр с опорой из металлических трубок, подлокотниками и сетчатым сидением.
Слайд – Дизайнерский стул
Никто из нас не согласится с мнением, что одежда для человека появилась для того, чтобы он мог крыться от непогоды холода, жары, дождя. Через эстетику костюма каждый человек и каждый народ, эпоха рассказывают о себе. Польза, красота, осмысленность составляют основу любого периода моды. XX век показал, как высота прически, длина женской юбки, косметика зависели от развития техники, транспорта, политической жизни. Так распространение автомобиля заставило женщин забыть об изысканной моде модерна.
Слайд – Айседора Дункан в автомобиле
В современном мире автомобиль уже не только средство передвижения. Дизайн его служит удобству и безопасности в эксплуатации, а такая модная деталь, как аэрография не только украшают, но и выражают характер владельца. Кроме того, такие автомобили редко угоняют.
Слайд – Дизайн автомобиля
Политические волнения в молодежной среде 60 – х годов прошлого столетия не только породили движение хиппи, другие субкультуры, но и привели к изменениям в моде, которые постепенно переодели в современный «прикид» тысячи юношей и девушек во всем мире. Сейчас рокер, рэпер, панк выглядят по – разному, их одежда – это форма внутреннего самовыражения.
Слайд – Хиппи – фото
Покупая телефон,ipad, ifone или планшет мы, конечно, оцениваем и его функции и дизайн. Такую же оценку дают и веб – сайтам, цена которых зависит от сочетания логики, функциональности и красоты. Оформление сайтов становится очень престижным и высокооплачиваемым направлением на стыке компьютерных технологий и высокого искусства.
Слайд – Красивый и продвинутый гаджет
Интересно видеть, как в кино и на телевидении художники выстраивают «картинку» с учетом заднего и переднего плана, цветового решения интерьера, одежды участников передачи или героев фильма. Подобрано все вплоть до цвета галстука.
Слайд – Кадр шоу КВН, модный приговор или «Голос»
Для чего многие в современном мире приобретают предметы искусства? Книги, чтобы читать или чтобы они красиво смотрелись на полках. Есть даже вид услуги – подобрать клиенту собрания литературы по цвету и размеру книжных переплетов. Картина, которую вешают, чтобы «прикрыть дырку на обоях» выполняет ли свою функцию?
Слайд – «Простоквашино» – мама вешает картину
Ребята, ответьте на вопросы. Для кого и для чего творит художник? Есть ли в красоте какая-то польза?
Ответы детей.
Слайд с текстом:
«Музыкальное пристрастие человека – это своеобразное зеркало, но отражается в нём не внешняя форма, а внутреннее содержание».
Как вы понимаете эти слова?
Ответы детей.
А для чего нужна музыка вам?
Ответы детей.
В какой сфере ещё используется музыка и живопись?
Дети: Арт-терапия, лечение психически больных людей.
5. Подведение итогов.
Радуют сердце, душу и глаз
Жизнь, красота и прохлада.
Бог сотворил этот мир ведь для нас.
Что же еще нам для счастья всем надо!
У каждого, зависимо от стати, положения, профессии, возраста, свое представление о красоте. Ее идеалы менялись вместе с эпохами, и у каждой национальности они свои. Естественная красота дарована человеку от рождения. И его задача – хранить этот дар, поддерживать, развивать. Внешность бывает обманчива. Ее можно подкорректировать с помощью косметики, одежды, украшений. Человек рождается, расцветает, набирается сил, плодоносит, наслаждается своими плодами и потихоньку увязает, чтобы перейти в иной мир. Приходит время, когда человек задумывается о своей жизни и вечных ценностях, о том, как соотносится красота и польза в его жизни. Душу человека невозможно замаскировать. Ее можно развить или загубить. Внутренний мир проявляется через поступки и действия, отношение к людям и жизни. Больше всего ценятся доброта, отзывчивость, надежность, оптимизм и позитив. Невозможно быть абсолютно счастливым, если жизнь не приносит пользы. След от добрых дел останется даже после смерти.
Во все времена люди стремились украсить свое жилище, сделав его уютным и комфортным. Менялись века, стили, мода, но ценности оставались прежними.
Жизнь человека невозможна без огня и воды, на которые можно смотреть часами. Значит, это безупречная красота.
В каждом человеке природой заложена красота. Если не научиться ею управлять во благо, она теряет свой смысл.
Сегодня мы поняли, что разные стили и направления по-своему изображали то, как соотносится красота и польза. Достоевский называл красоту страшной и таинственной силой, которая под воздействием обстоятельств может быть разрушающей. Его фраза «Красота спасет мир» оправдана только тогда, когда красота приносит пользу, существует во благо. Человек – главное творение Господа. Творчество человека – это зеркало, которое отражает его внутренний мир. Писатели, художники, музыканты, архитекторы разных времен пытались отобразить свое видение красоты в произведениях. Их жизнь прошла с пользой для общества, они оставили свои отпечатки красоты в истории для многих поколений.
Ребята, задумайтесь, а что останется после нас?
Домашнее задание: Написать небольшое эссе, стихотворение или нарисовать рисунок на тему: «Что я отставлю своим потомкам после себя».
Рефлексия «Букет цветов»
– Ребята, спасибо за урок.
Выставление оценок.