Как соотноситься красота и польза 8 класс конспект

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Приветствие
Повторение материала, с которым познакомились на пошлом уроке.
О чём мы говорили на прошлых уроках?
Что такое красота?
(2 слайд)
О красоте.
Варианты ответов учащихся : красота – это то, что радует глаз и доставляет эстетическое наслаждение
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному освоению материала
Этап изучения нового материала
Что такое польза? (толковый словарь Ожегова)
(3 слайд)
Если строго разграничить искусство и обыденную жизнь, то можно сказать, что
красота – привилегия искусства,
польза – привилегия обычной жизни, но подобного разграничения не существует, т.к.искусство активно вторгается в нашу жизнь (примеры). А обыденная жизнь становится содержанием художественных произведений. Такое взаимопроникновение обеспечивает гармонию красоты и пользы.
(4 слайд)
Окунёмся в историю!
Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Поэтому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней.
Откуда мы узнаём об образе жизни людей?
Что узнаём об их жизни?
Что для древних народов значила красота?
(5-8 слайды)
В последующие эпохи люди по- разному воспринимали красоту и пользу окружающего мира.
Показать небольшой видеоряд картин художников фламандской школы живописи 17 века.
(9-13 слайды)
Вопрос после просмотра: Что изображено на картинах?
Какое впечатление произвели на вас картины?
Какие эмоции вызвали?
Как называется жанр?
Что такое натюрморт?
Показать небольшой видеоряд картин художников голландской школы живописи 17 века.
(14-19 слайды)
Сравнить картины фламандской и голландской школ живописи. Сравнительная таблица:
– особенности натюрморта
– особенности портрета
– темы сюжетных картин
Сцены заурядных или даже трагических событий, которые в жизни далеки от представлений о прекрасном, в художественном воплощении обретают высокий смысл и красоту.
«Апофеоз войны»
«Четыре всадника»
«Лицо войны»
«Герника»
(20-23 слайды)
Есть ли польза от таких картин? В чём она заключается?
Какую роль играет музыка в нашей жизни?
Музыкальное пристрастие человека– это своеобразное зеркало, но отражается в нём не внешняя форма, а внутреннее содержание. (24 слайд)
(как вы понимаете эти слова?)
В какой сфере ещё используется музыка и живопись?
Эстетические и художественные качества очень часто отодвигаются на второй план. Именно с этим связано их применение как средств магического воздействия (используется в медицинских и воспитательных целях) Арт-терапия
Включить музыку.(Бабаджанян «Ноктюрн»)
(25 слайд)
Как вы понимаете слова:
«Музыка лечит…
Музыка губит…»
Д.Самойлов.
Варианты ответов учащихся: что-то нужное, полезное.
Оформление интерьеров, мебели, одежды, архитектура зданий, дизайн машин и т.д.
Наскальная живопись.
Чем занимались, на кого охотились.
Не была самоцелью. Красивым было то, что в наибольшей степени способствовало выживанию и победе. Красивое – это быстрое, сильное, стремительное.
Верили в магию рисунков.
Огромное количество снеди, фруктов, овощей, даров моря.
Натюрморт
Изображение неживой природы.
Запись сравнительной таблицы в тетрадь.
Их польза в том, что они побуждают нас к размышлениям, переживаниям, состраданию.
Варианты ответов учащихся.
Этап инструктажа по выполнению домашнего задания
Закончить работу, начатую в классе.
Для всех задание.
Предмет: искусство 8 класс
Тема урока: «Искусство рассказывает о красоте Земли»
Подготовил: учитель изо Щукина М.А.
Цели урока: формировать устойчивый интерес к шедеврам музыкального искусства, живописи и литературы; воспитывать интерес и любовь к природе и красотам окружающего мира; развивать навыки сопоставления и анализа произведений музыки и живописи.
Оборудование: компьютер с выходом в интернет, с обязательным подключением акустической системы (колонки). Бланки ответов на каждого учащигося.
Ход урока.
Объявление темы урока
Сегодня на уроке мы с вами знакомимся с прекрасными творениями гениев изобразительного искусства и музыки, в которых они воспевали красоту природы. В течении урока мы будем заносить ответы в бланки которые лежат у вас на столах, а в конце урока сможем сравнить свои впечатления и подвести итоги по пройденному материалу.
2. Вступительное слово учителя
«С давних пор мастера искусства – композиторы, поэты, художники – с охотой воплощают в своих шедеврах образы природы, картины земной красоты, удивительную завораживающую прелесть природных явлений. Воспринимая очарование природы, они испытывают множество переживаний, различных эмоций, которыми и делятся с нами, представляя на наш суд свои произведения.
Музыка, живопись, литература имеют в своем арсенале богатый набор средств выразительности, которые позволяют изображать природу во всем её многообразии: то нежной и хрупкой, то бушующей и неукротимой, то ликующей, то трогательно беззащитной. И порой искусство помогает нам – зрителям, слушателям, читателям – увидеть прекрасное даже в привычных, обыденных картинах.
Давайте познакомимся с некоторыми образцами искусства, воплощающими образы природы, и попробуем найти в них общие, родственные черты»
3. Изучение нового материала урока
Демонстрация репродукций картин двух художников: И. Шишкина и И. Левитана (картины учитель может подобрать по своему усмотрению с соответствующим подбором музыки для урока)
4. Объявление задания на урок
Задание 1
«1. Придумайте свое название для каждой картины.
2. Какие чувства вызвали у вас эти картины?
3. С помощью каких деталей художники создали такое настроение?»
5. Переход к музыкальной части урока
«Музыка, как и живопись, обладает большим количеством средств выразительности для изображения природы во всей её красе и многообразии. С давних пор композиторы любили рисовать музыкальные портреты природы, и некоторые посвящали ей целые инструментальные циклы. Одним из таких композиторов был итальянец Антонио Вивальди»
6. Краткая информация о композиторе (Выступление подготовленного ученика)
Задание 2
Прослушивание произведения в аудиозаписи
«1. Как вы думаете, какое время года изобразил композитор в этом фрагменте?
2. По каким признакам это можно понять?»
Задание 3
«Можно ли одной из увиденных сегодня картин иллюстрировать услышанную музыку? Какая картина подойдет для этого? Почему?»
5. Итог урока,
Задание 4
«Прочтите выводы, которые можно сделать, исходя из нашего урока. Выберите из них наиболее близкие вам. Попробуйте сформулировать свой собственный вывод, который запишите в бланк ответов»
10. Домашнее задание
Подобрать к одной из картин известных русских художников пейзажистов соответствующую по настроению классическую музыку мировых композиторов.
Великий дар творчества: радость и красота созидания
Как соотноситься красота и польза.
Урок искусства 8 класс
Тип урока: изучения новых знаний
Вид занятий: беседа об искусстве
Цели урока: – взгляд на творчество с различных точек зрения,
– знакомство с различными творческими профессиями,
– разговор об отдельных представителях этих профессий и их творениях;
Задачи:
обучающая: приобщать учащихся к искусству, привлекать во время урока личный эмоциональный, визуальный и бытовой опыт учащихся — актуализировать и активизировать этот опыт для осознания темы урока.
– развивающая: развивать память, расширять мировоззрения и креативность мышления,
– воспитательная: воспитывать толерантность и любовь к прекрасному.
Ход урока.
Орг.момент
Определение темы урока.
Творенье может пережить творца: Творец уйдет, природой побежденный, однако образ, им запечатленный, Веками будет согревать сердца. Я тысячами душ живу в сердцах всех любящих, и, значит, я не прах, И смертное меня не тронет тленье. Микеланджело
НА доске репродукции с изображением Писатель с пером, композитор за роялем задумался, скульптор лепит, вытесывает фигуру, ребенок что-то рисует: звучит музыка Моцарта Симфония №40 ).
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке. Что объединяет все эти изображения, музыку и стихи?
На картинах все что-то делают, находятся в поиске, о чем-то думают, а музыка заставляет нас задуматься, уже является готовым продуктом.
Актулизация , постановка проблемного вопроса
Как только первобытный человек оставил свой первый отпечаток ладони на стене пещеры, он сам того не ведая ступил на путь творчества.
Как вы думаете, что такое творчество?
Попытка что-нибудь придумать, процесс создания.
Творчество – это созидание, деятельность, несущая какую-то ценность. – запись в тетрадь.
Чем отличается творчество от изготовления (производства)? (Уникальностью результата)
Человек – творец – не может жить без творчества. Прекрасные творения пробуждают добрые чувства. Общаясь с искусством, человек сопереживает персонажам произведений живописи и литературы, растворяется в музыке, и начинает по- иному воспринимать окружающую его действительность.
Великий немецкий писатель Фридрих Шиллер говорил о том, что настоящее искусство не терпит суеты, воспитание искусством – это «тихая работа».
Сейчас вы по – моему описанию должны понять, о каком виде искусства я говорю.
А) Живое письмо? (живопись).
(Анализ произведений живописи, на которых изображены скульптор (В. И. Мухина), пианист (К. Н. Игумнов), поэт (А. С. Пушкин в момент творческого вдохновения, раздумья. Раскрыть на примере этих портретов, как отразился в образах скульптора, пианиста, поэта «великий дар творчества: радость и красота созидания». )
Это портрет Веры Мухиной, великого скульптора. Когда Михаил Нестеров(1862-1942) увидел скульптора за работой, он пришел в восторг: “Так вот ты какая! Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Лицо горит. Не попадайся под руку: зашибет! Такой-то ты мне и нужна”. Какими словами вы бы описали этот портрет?
Как вы думаете, получает она удовольствие от своей работы?
Внешне статична крупная фигура женщины, скупы ее профессиональные жесты, спокойное и строгое лицо. Зато фигура Борея – вся движение, полет, порыв. Портрет строится на контрасте статики и динамики.
Б)Этот вид искусства является посредником между жизнью ума и жизнью чувств (музыка).
Павел Корин(1892-1967) Портрет пианиста Игумнова . В работе над портретом большое внимание уделял художник изображению рук. Корин считал, что руки, как и лицо, отражают душу человека, его внутренний мир. Портрет пианиста К. Игумнова был написан в канун Великой Отечественной войны .
П. И. Чайковский «Баркарола» из цикла «Времена года»
В)Описание жизни языком символов. (литература).
В этом виде искусства человек становится художником и творцом, создающим образец нравственной и эстетической красоты человеческих взаимоотношений, приобретения смысла жизни.
Василий Тропинин(1776-1857). Портрет Александра Пушкина. Тропинин написал поясной портрет Александра Сергеевича, сделав акцент на его лице и выдвинутой руке. Вся его поза говорит о его неуемной энергии, может показаться, что через миг, он встанет и уйдет. Главной задачей художника было изобразить не только портретное сходство, но и показать внутренний мир известного поэта, его подлинную натуру и характер. Так как Пушкин обладал довольно-таки неусидчивым характером, Тропинину приходилось его постоянно отлавливать у общих друзей и знакомых, чтобы сделать наброски. Вероятно, что одежда на портрете была придумана самим художником. Своеобразная «домашняя» атмосфера картины, созданная художником, пытается не столько показать великого поэта как обычного рядового человека, сколько передать его бунтующую против строгости и условности натуру, творческий беспорядок его души. Волевой подбородок и целеустремленный взгляд Александра Сергеевича подтверждают это мнение. Под небрежным внешним видом Тропинин подразумевает пушкинское свободомыслие, которое так умело было передано художником с помощью кисти и красок
Я помню чудное мгновенье. Старинный русский романс (M. Глинка – A. Пушкин).
Как вы думаете, а красивы ли эти люди, эти произведения? НА прошлых уроках мы уже затрагивали тему красоты. Даже выводили ее законы.
Остался ещё один вопрос – а есть ли польза у красоты?
Есть ли в красоте какая-то польза? Конечно, ведь красота радует взгляд, поднимает настроение, раскрывает ценность природы, жизненных явлений и др. Красивое всегда гармонично, ему присуще чувство меры. Не случайно даже математики говорят, что истинная формула всегда лаконична и красива по начертанию.
Если строго разграничить искусство и обыденную жизнь, то можно сказать, что красота — это привилегия искусства, а польза — привилегия обычной жизни. Но подобного разграничения не существует, так как искусство активно вторгается в нашу жизнь в виде оформления интерьеров, мебели, одежды, книг, архитектуры зданий, дизайна машин и бытовой техники, музыкальной среды, песенно-танцевальных ритмов и т. д. А обыденная жизнь становится содержанием художественных произведений. Такое взаимопроникновение обеспечивает гармонию красоты и пользы. Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней. Художники всегда размышляли о предназначении искусства, своего творческого дара. «И чувства добрые я лирой пробуждал.» — писал А. Пушкин. «Надежная опора вдохновенью была дана мне с детства в красоте» — считал Микеланджело. «Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. .Он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы тоже становимся поэтами, как он» — говорил А. Франс.
Искусство обладает огромной действенной силой, незаметной на первый взгляд. Читая книгу, смотря кинофильм или спектакль, посещая художественный музей или выставку, слушая классическую музыку или современные песни, человек как будто только отдыхает, проводит досуг. На самом деле во время общения с искусством, погружаясь в художественное произведение и сочувствуя героям, он словно примеряет на себя другие характеры, разнообразные ситуации, получает новый опыт.
Настоящее искусство спокойно, ненавязчиво, оно «не терпит суеты», «воспитание искусством — это «тихая работа» (Ф. Шиллер). Массовая культура, напротив, оглушительна, назойлива, суматошна, развлекательна, легка для восприятия. Она так прочно вошла в сознание многих людей, что места для высоких духовных ценностей уже почти не осталось. И искусство, и массовая культура воздействуют на взгляды, вкусы и мировосприятие человека исподволь, часто не осознанно для него.
Практическая работа:
Таким образом, подведя итог всему, о чем сегодня говорилось на уроке, можно сказать, что искусство неотрывно связано с человеком, человек пропускает через призму своего понимания всё, что его окружает, и только тогда, новые знания становятся его жизненным опытом. У вас на партах лежат статьи международной конвен7ции о правах ребёнка. Да, неожиданный поворот. Познакомьтесь с этим документом, или освежите в памяти. И попробуйте переработать их при помощи искусства. Или написать стихотворение или изобразить при помощи рисунка одну из статей.
ДЗ – составить синквейн «Красота и польза». Напоминаю вам структуру синквейна:
1слово – кто/что. 2 прилагательных, 3 глагола, 4 – предложение (основной смысл). 5 – вывод (обобщение понятия)
Пример. 1.Творчество.
2. Великое, вечное.
3. Волнует, очаровывает, радует.
4.Дарит радость людям.
5. Созидание.
Приложение:
Краткая редакция Конвенции о правах ребенка
Конвенция о правах ребенка — это международный закон о правах детей всего мира. Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г., вступила в силу для России в 1990 г.
Статья 1
Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2
Все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Принимаются все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания.
Статья 3
Первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Статья 4
Государства принимают все необходимые меры для осуществления прав ребенка (экономических, социальных и культурных), в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.
Статья 5
Государства — участники уважают ответственность, права и обязанности родителей.
Статья 6
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. В максимально возможной степени обеспечивается выживание и здоровое развитие ребенка.
Статья 7
Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и право на их заботу.
Статья 8
Право ребенка на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9
Государства обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию. Уважается право ребенка поддерживать прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.
Статья 10
Право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
Статья 12-15
Право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести, религии, и ассоциации, а также на свободу мирных собраний.
Статья 16
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции и незаконного посягательства на честь и репутацию.
Статья 17
Государства признают важную роль средств массовой информации, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства:
а) поощряют распространение материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях;
б) поощряют выпуск и распространение детской литературы;
в) поощряют СМИ к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка;
г) поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
Статья 18
Признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, государства оказывают родителям и законным опекунам помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.
Статья 19
Право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления.
Статья 20 и 21
Ребенок, лишившийся семьи, имеет право на альтернативное попечение. При усыновлении государства обязаны позаботиться об интересах ребенка в соответствии с действующими законами.
Статья 22
Право обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем, надлежащую защиту и гуманитарную помощь в пользовании применимыми правилами.
Статья 23 Любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества.
Статья 24
Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Все страны обязаны работать над понижением уровня детской смертности, бороться с болезнями и недоеданием, а также над ликвидацией традиционных и опасных для здоровья обычаев.
Беременные женщины и молодые мамы имеют право на медицинское обслуживание.
Статья 26
Право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.
Статья 27
Право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.
Статья 28
Право ребенка на образование: а) бесплатное и обязательное начальное образование; б) развитие различных форм среднего образования, его доступность для всех детей; введение бесплатного образования; в) доступность высшего образования для всех; г) снижение числа учащихся, покинувших школу. Принимаются меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.
Статья 29
Образование ребенка должно быть направлено: а) на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, уважения к родителям ребенка; в) на подготовку ребенка к сознательной жизни; г) на воспитание уважения к окружающей природе.
Статья 31
Право ребенка на отдых и досуг. Право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни.
Статья 32
Право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья.
Статья 33
Государства принимают все необходимые меры, чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ.
Статья 34 Защита ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
Статья 35
Кража, продажа или торговля детьми обязаны пресекаться.
Статья 36
Защита ребенка от всех других форм эксплуатации.
Статья 37
Государства обеспечивают, чтобы: а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам; б) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным образом; в) каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
Статья 38
Лица, не достигшие 15-летнего возраста, не имеют право принимать прямое участие в военных действиях.
Статья 39
Содействие физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления.
Статья 40
Право каждого ребенка, который нарушил уголовное законодательство, на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет уважение к правам человека и основным свободам других.
Статья 41
Ничто из данной Конвенции не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав ребенка.
Статья 42-54
Обязанность широко информировать о принципах и положениях Конвенции, как взрослых, так и детей.
Постановления о деятельности стран, присоединившихся к Конвенции, по ее претворению в жизнь. Наблюдательный комитет ООН контролирует отчеты стран Конвенции. Органы ООН и добровольные организации также имеют право на участие в информировании ООН.Правила, касающиеся присоединения государств к Конвенции и сроков начала их действия. Оговорки, которые противоречат целям и задачам Конвенции, не могут быть допущены.