Как с пользой проводить свое свободное время школьникам
Свободное время школьников и его проведение.
Говоря о свободном времени ребёнка и его проведении, следует в первую очередь учитывать возраст ребёнка. Если младшие школьники предпочитают большее время проводить дома, то подростки стремятся как можно больше времени проводить с друзьями, им необходимо общение.
Занятость каждого ребёнка можно характеризовать тремя критериями:
- Посещение школьных занятий
- Посещение дополнительных занятий (кружки, секции)
- Подготовка домашнего задания
Согласно социологическому опросу, проведённому среди родителей учащихся 5 и 10 классов, в среднем, на каждого ребёнка приходится от 4- до 5 часов свободного времени.
Причём, 50 % опрошенных предпочитают провести это время за компьютером;
48 % – тратят время на прогулки с друзьями;
лишь 1 % – читают книги и 1 % – предпочитают использовать это время на занятия по интересам (рисование, бисероплетение и т.п.), помощь родителям.
Остановимся на наиболее распространённых видах времяпрепровождения: компьютер и прогулки с друзьями.
Итак, компьютер. Как уже говорилось, 50% т.е. половина опрошенных предпочитают проводить своё свободное время за компьютером.
Основными видами деятельности в данном случае выступают:
- Общение в социальных сетях ( одноклассники, mail – ru, в контакте)
- Компьютерные игры.
Самое важное, на что следует акцентировать своё внимание родителям – это «дозировка» времени. Средняя продолжительность непрерывного нахождения за ПК не должна превышать 20 минут. По истечении времени отвлеките ребёнка на некоторое время, попросите полить цветы, вымыть посуду. При этом не следует использовать так называемый принцип «подкупа» «Если ты сделаешь – то ….». Помните, смена деятельности необходима не только для того, чтобы снять физическое напряжение, но и для проведения эмоциональной разгрузки. В первую очередь это необходимо, если ваш ребёнок увлечён прохождением какой- либо игры. Как известно, большинство школьников предпочитают стратегические игры, имеющие более насильственный характер, нежели развивающий. Установлено, что многие компьютерные игры вызывают психологическую зависимость, подобно никотину.
Таким образом, следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Следите за временем, которое ребёнок проводит за компьютером. Средняя продолжительность непрерывного нахождения за ПК не должна превышать 20 минут.
- Уделяйте особое внимание выбору компьютерных игр. Отдайте предпочтение играм развивающего характера.
Перейдём к рассмотрению второй ведущей деятельности подростка в свободное время – прогулки с друзьями. Рассматривая улицу как неотъемлемую часть жизни ребёнка, можно рассуждать в двух направлениях. Первое из них можно характеризовать фразой «Мой Коленька был таким хорошим мальчиком, стоило ему только начать общаться с друзьями, как совсем испортился, материться стал, мать не слушает». С другой стороны: разве можно представить детство без улицы? Подросткам необходимо общение со сверстниками, им важно знать как к ним относятся одноклассники, сверстники. Улица для них выступает средством самопознания, именно здесь они как говорится «мир смотрят и себя показывают». Напрашивается вопрос: «Так что есть улица: друг она или враг?»
Здесь следует уяснить, что улица становится опасной, когда её влияние становится единственным, не корректируемым ничем другим. И если вам ребёнок вдруг перестал «подчинятся» вам, то причину, прежде всего следует искать в себе самом, а не ребёнке. Поэтому каждый из Вас должен следовать следующим правилам:
- Родители должны знать чем занимается ребёнок, находясь на улице и с кем он общается.
- Не следует поощрять случайные знакомства. Однако, нельзя грубо, бестактно, под угрозой наказания запрещать дружбу с кем-либо. От этого, те, от которых вы так оберегаете своего ребёнка, могут стать для него ещё дороже.
- Очень важно тонко и тактично выяснить: на сколько сильным может быть влияние друзей; не теряет ли в общении с ними ваш сын или дочь своего собственного «Я».
- Каждый раз, по приходу ребёнка интересуйтесь его настроением. Родители должны чётко уловить момент, когда из повелителей, легко и привычно управляющих поведением маленького ребёнка, надо превратиться в советчика.
Классный час
Свободное время. Как его использовать с пользой?
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 8 г. Петровска
Саратовской области»
Борисова Елена Александровна
Цель: узнать об увлечениях детей, расширить их знания о том, как использовать свободное время с пользой.
Оборудование: ватман с нарисованным деревом, вырезанные из зеленой бумаги листья, фломастеры, клей.
Ход классного часа:
-Сегодня у нас с вами час общения. А общение начинается с рукопожатия. Давайте все встанем, возьмемся за руки, посмотрим друг на друга. Мы все вместе – одна команда. А сообща можно решить любые вопросы и проблемы. Вы со мной согласны?
-А теперь садитесь.
- Определение темы классного часа. Беседа.
– Что такое свободное время?
– Чем вы занимаетесь в свободное время?
– Какая польза от ваших занятий?
– Такое время, проведённое без пользы, называется пустым, бесполезным.
– Наверное, каждый из вас чем-то увлекается?
В жизни каждого человека есть увлечение. Люди рисуют, поют, собирают марки, часами просиживают за компьютером, разводят рыбок или слушают музыку, читают или выращивают кактусы. Кто-то занимается спортом, кто-то рисует…
На это вы тоже тратите свободное время. Есть ли польза от такого времени?
- Коллективная работа.
Ребята, предлагаю вам создать «Дерево ваших увлечений»
Возьмите теперь листочки и напишите на них только те увлечения, которые приносят пользу. Теперь, озвучивая ваше увлечение, прикрепите листочек к нашему дереву.
Как вы думаете, а может ли это увлечение перерасти в вашу будущую профессию?
3. В жизни каждого человека есть увлечение, которое помогает скрасить трудные минуты жизни, сближает с миром науки, искусства, природы, с миром людей, помогает найти смысл жизни. Увлечение не приносит ни денег, ни славы. Это занятие для души. Сейчас я вам расскажу, чем же увлекались великие люди. Их увлечения переросли в профессию, и помогли им стать знаменитыми.
Известный композитор Вольфганг Моцарт с трёхлетнего возраста увлекался музыкой на клавесине. В 4 года Моцарт уже сочиняет свои пьесы и даёт небольшие музыкальные концерты.
В доме, где жила Софья Ковалевская, известная женщина-математик, одна стена была оклеена листами лекций профессора Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении. Листы с формулами привлекли внимание любопытной девочки. Она подолгу стояла и пыталась разобрать хотя бы отдельные фразы. Вид многих формул крепко врезался в память маленького ребёнка, хотя их смысл пока ещё не был понятен 8-летней девочке. Однако чуть позднее у Софьи появился целенаправленный интерес к математике.
Прекрасный врач Владимир Иванович Даль любил собирать русские слова, пословицы, сказки. И прославился он своим толковым словарем, который всем известен сейчас как Словарь Даля.
Арнольд Шварценеггер собирает машинки марки Hammer.
4. Игра «Угадай-ка»
Я загадываю слово, которое обозначает какое-нибудь увлечение.
- Командная игра, в которой игроки клюшкой забивают шайбу в ворота соперника. (Хоккей)
- Вид спорта – групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма. (Туризм)
- Поиски, выслеживание зверей, птиц с ружьём или фотоаппаратом. (Охота)
- Рыбная ловля. (Рыбалка)
- Командная игра, в которой игроки ударами ног забивают мяч в ворота соперника. (Футбол)
- Человек, который коллекционирует марки (филателист)
- Коллекционирование монет (Нумизматика)
- Стеклянное помещение для содержания ящериц и змей. (Террариум)
- Что коллекционируют филокартисты? (Открытки)
- Певческое искусство. (Вокал)
5. Итог.
На этом наш классный час подошёл к концу. Я надеюсь, что для каждого из вас он не прошёл даром. Как вы считаете, как найти своё увлечение, если его ещё нет?
Для того, чтобы найти своё увлечение, нужно поглубже заглянуть в себя и не бояться сделать первый шаг:
приобрести первую марку,
сочинить первую строчку,
набросить первую петельку на спицах.
Старайтесь понять, чем бы вам хотелось заниматься, терпеливо прислушивайтесь к себе.
Ведь жизнь увлечённого человека гораздо богаче, интереснее, красочнее.
Я надеюсь, что ваши увлечения в свободное время помогут вам развить себя и
пригодятся вам в дальнейшей жизни. Желаю вам стать великими и знаменитыми людьми! Спасибо за работу!
Муниципальное образовательное учреждение «Касторенская средняя общеобразовательная школа №1»
Название проекта
«Свободное время школьников»
Исполнители проекта: учащиеся 7 класса.
Руководитель проекта: Вторникова Т.Н.
п. Касторное 2017г.
Содержание:
Введение
Цель и задачи программы
Ожидаемые результаты, их социальная и экономическая эффективность
Особенности организации свободного времени и досуга подростков
Анализ результатов тестирования
Заключение
Литература
Мы знаем – время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его …
Н. Заболоцкий
Введение
Свободное время … как часто мы слышим это словосочетание. Мы мечтаем о том,что бы у нас было его побольше, считаем, что нам всем его катастрофически не хватает для отдыха, для развития. Принято так же считать, что современные подростки настолько перегружены, что фактически не имеют свободного времени. Однако анализ данных анкетирования не подтвердил этого утверждения.
Думается, вам будет интересно узнать по подробнее узнать об этом исследовании. В интервале от часа до четырех подростки, как правило, свободны. Посмотрим, на что же они тратят это свободное время.
25% ребят гуляют на улице с друзьями;
18% слушают музыку или смотрят телевизор;
15% читают и трудятся по дому;
14% посещают кружки и секции.
При проведении анкетирования учащихся седьмых классов по теме «Свободное время» были получены следующие результаты:
1. Свободное время – это … (время, не загруженное делами и проблемами; время, которое я могу потратить на отдых от повседневных дел и т.д.)
2. Мое любимое занятие. (Гулять, общаться с друзьями, смотреть телевизор, заниматься спортом, слушать музыку, играть в компьютер и т.д.)
3. Как проводите свободное время с родителями? (смотрим телевизор, разговариваем, ходим в гости, ездим на дачу т. д.)
4. Устраивает вас это или нет? (большинство да, несколько человек – нет, почему – больше уделять время нам, а не работе; мало куда уезжаем отдыхать – на природу).
Что говорить проблема досуга подростков стоит остро. Им действительно часто нечем заняться. И все-таки причина, которую приводят ребята, скорее следствие. Следствие ограниченности, духовной неразвитости, бедности культурных запросов. И наивно было бы думать, что, построив достаточное количество дискотек, кафе, клубов, мы решим подростковые проблемы. Конечная задача – не столько занять ребят, сколько воспитать людей гармонически развитых, с высокими культурными интересами.
Чем же занят досуг молодежи? Попробуем ответить на этот вопрос с помощью данных, полученных в результате социологического исследования семиклассников.
– В свободное время я делаю то, что хочу, – часто можно услышать ответ на вопрос: «Что ты делаешь в свободное время?» Здесь мы имеем широко распространенное, но совершенно неверное понимание категории «личное время».
В свободное время личность действительно свободна от ответственности перед обществом. Но это только до тех пор, пока ее поступки согласуются с требованиями и моральными нормами общества.
Сегодняшним школьникам выпало взрослеть в условиях кризиса, нестабильности; подчас им трудно адаптироваться в современной обстановке. Преодолеть хотя бы часть проблем ученикам в силах помочь внеурочная деятельность, которая активно развивается в нашей школе.
Мы все хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, честными, духовно и душевно богатыми, уверенно ориентирующимися в нашем непростом мире. Поэтому необходимо как можно больше внимания уделять их развитию и расширению кругозора.
Обновлённый подход к организации досуговой деятельности обучающихся – объективное требование времени. Что же предстоит нам всем конкретно делать, в каких направлениях работать.
Цель и задачи программы
Цель программы :
создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.
Задачи программы:
Организация интересного, полноценного отдыха ребёнка. Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого. Организация совместной деятельности детей и взрослых. Оказание методической и практической помощи в организации и проведении мероприятий. Формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность. Совершенствование системы организации внеурочной деятельности детей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ИХ СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Ожидаемый результат
Социальная эффективность
Показатели
привитие детям и подросткам необходимых поведенческих
навыков посредством
игровой деятельности.
создание условий для личностного роста участников проекта.
– результаты диагностики сформированности поведенческих навыков (социализации, толерантности, коммуникации, ценностного отношения к здоровью и пр.) – рост показателей; – вовлечение детского актива в деятельность проекта.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ И ДОСУГА ПОДРОСТКОВ
Проведенный обширный анализ научно – педагогической литературы и массовой практики содержательного наполнения досуга подростков, позволяет выделить виды деятельности, обеспечивающие эффективность работы с детьми в сфере свободного времени, поскольку большинство отечественных и зарубежных ученых напрямую связывают свободное время с деятельностью, определяя его, как время досуга и творческих знаний вне производства (в нашем случае вне учёбы в школе), используемого для самодеятельного удовлетворения потребностей и развития способностей человека .
Опираясь на широкий спектр взглядов отечественных и зарубежных исследователей на содержание досуга и структуру деятельности в нём, на глубокий и длительный анализ существующих в структуре содержания свободного времени видов деятельности, которые имеют своё специфическое и конкретное наполнение, целесообразно выделить следующие виды деятельности:
Образовательная;
Культурно – досуговая;
Трудовая;
Спортивно – рекреативная;
Научно – исследовательская;
Коммуникативная;
Игровая
Следует отметить, что большинство зарубежных и отечественных учёных в структуре деятельности каждого индивида выделяют 4 основных вида: учёба, труд, игра, общение .
Одним из основных видов содержательного наполнения досуга детей является культурно – досуговая дятельность – сфера самовыражения и самореализации личности, её потенциальных желаний и возможностей, что позволяет включать этот вид деятельности в рамки времени, свободного от общественного или иного принуждения .
В культурно – досуговой деятельности подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Как известно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации. И её коррекция возможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение .
Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных процессов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Одна из таких форм – художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия.
К данной форме можно отнести – массовые представления, вечера отдыха, шоу – представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.
Просветительские формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, дискуссии. Подросток познаёт не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.
Так, например, в подростковом возрасте очень волнуют ребёнка проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту тему вызовут большой интерес .
В практике досуговой деятельности встречается такая форма, как познавательно – развлекательная. Она имеет большое значение для подросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровой деятельности, можно сказать, игра теряет свою “сказочность”, “таинственность”. На первый план выступает познавательная значимость игры.
Большой эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана, например, познавательно – развлекательные игры “Брей – ринг”, “Что? Где? Когда”.
Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации досуга, как дискотека – клуб. Существуют два вида дискотеки – просветительно – образовательные (дискотека – клуб) и танцевально – развлекательные (дискотека – танцплощадка). Если в первом случае преследуется чёткая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию музыкального вкуса .
Одним из чрезвычайно важных видов занятости свободного времени детей в современных условиях становится спортивно – оздоровительная деятельность в связи с тем, что состояние их здоровья в России вызывает особую тревогу.
Формирование здорового образа жизни, включающего рационально построенный режим учёбы, отдыха, физические упражнения, объединённые в оптимальном режиме, правильное питание, закаливание,
проведение гигиенических и психофизических мероприятий должны стать составным элементом деятельности каждого из социальных институтов.
В структуре свободного времени подростков достаточно специфическим видом деятельности является игровая деятельность, которая в содержательном плане рассматривается в части эмоционально – нравственной выраженности отношения личности происходящим событиям, в том числе и к самой себе. Игровой вид деятельности в содержательном отношении предполагает овладение опытом поведения социально активной личности.
Именно поэтому, роль игровой деятельности в сфере свободного времени и досуга подростков чрезвычайно велика, так как она органично входит в общую систему деятельностного воспитания в сфере свободного времени. Она хорошо сочетается с другими видами деятельности, часто компенсируя то, что не обеспечивается ими. Обучение, культурный досуг, спорт, труд, игра, общение взаимно проникают друг в друга и составляют содержательную сторону образа жизни детей и подростков и их творческое развитие в сфере свободного времени и досуга .
аНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Выводы по опросной анкете для подростков.
Нами был проведён опрос на тему “Досуг подростков”.
В опросе приняли участие подростки Касторенской СОШ №1 количестве 29 человек, из них 12 мальчиков (47,8%) и 17 девочек (52,2%). Подростки в возрасте от 13 до 14 лет, а именно учащиеся 7 класса. Мы ставили цель определить наиболее популярные виды проведения досуга, выявить предпочтения в проведении досуга.
Диаграма №1. Насколько Вы удовлетворены проведением досуга в Вашей школе?
Исходя из результатов данной диаграммы, мы можем сделать вывод, что большинство подростков довольны, но не совсем.
Диаграма №2. Каким видом деятельности Вы предпочитаете заниматься в свободное время?
Большинство подростков в возрасте 13-14 лет, участвовавших в опросе, достаточно не однообразно проводят свое свободное время. Самым предпочитаемым время провождением для подростков является просмотр ТV (20%), занятие спортом и физкультурой (16%) и общение с близкими, соседями, друзьями (16%). Меньшее распространение получили ответы – (0%) рукоделие (вязание, вышивание, резьба по дереву), (1%) помощь родителям.
Диаграма №3. Являетесь ли Вы членом какого-либо кружка или досугового объединения в своем посёлке?
Большая часть из опрошенных (65%) являются членом какого-либо кружка или досугового объединения в посёлке.
Диаграмма №4. Если да, то какой мотив Вашего участия в нем является преобладающим?
Преобладающим мотивом участия является желание получить новый для себя объём информации, знания, умения и навыки.
Диаграмма №5. В чем выражается Ваше личное участие в культурно – массовой работе?
Из данной диаграммы следует, что личное участие в культурно-массовой работе выражается тем, что подростки участвуют в концертах, проводимых мероприятий в клубе, библиотеке, музее и т.д.
Диаграмма №6. Какие кружки, секции или общественные объединения Вы бы хотели видеть в своем поселке?
Был задан вопрос, “Какие кружки, секции или общественные объединения Вы бы хотели видеть в своем поселке?”. 16 % опрошенных просят организовать секции по катанию на коньках и футболу в зимний период, 8% — организовать бесплатные клубы по интересам, 4% — обучению бальным танцам, театр и т.д.
Заключение
Изучение свободного времени позволило нам увидеть все многообразие видов деятельности учащихся 7 класса. Свободное время школьника может быть организованным и неорганизованным, пассивным и активным. Сюда относятся и занятия познавательного характера, культурно эстетические и зрелищные мероприятия, занятия физкультурой и спортом. Таким образом, в свободное время человек не только отдыхает, восстанавливает свои силы, но и повышает образование, развивает себя физически. Такое использование свободного времени начинается уже в школьные годы. В эти же годы складывается и привычка времяпрепровождения. Поэтому так важно именно в школьном возрасте, когда происходит формирование мировоззрения, убеждений, направленности личности, включение ее в самовоспитание и самообразование научится рационально планировать свое свободное время.
Рассмотрев содержание свободного времени учащихся 7 класса, мы пришли к выводу о том, что наиболее распространенными видами деятельности школьников в свободное время является просмотр телепередач, компьютерные игры, не связанных с активной деятельностью школьников, с физической нагрузкой. И, следовательно, одной из наиболее важных проблем является проблема организации свободного времени школьника, сочетающего различные виды деятельности для развития его личности. Необходимо, чтобы структура свободного времени подростков сочетала как занятия “пассивные”, так и занятия связанные с определенной физической нагрузкой. Также, изучение бюджета времени подростков показало, что современные подростки хотя и занимаются организованными видами деятельности в свободное время, но тем не менее этого недостаточно. Значительным структурным компонентом свободного времени является пребывание школьников на воздухе, что необходимо для снятия утомления, для отдыха, необходимо для формирующейся личности.
Литература:
С.Н.Литвинова «Организация досуга детей и подростков» (Методическое пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей).
Преснякова Л. “Брошенные дети” (о проблеме организации досуга детей и подростков) [Электронный ресурс]. Режим доступа https://bd.fom.ru/report/cat/societas/sport/d022534
Махов Ф.С. Подросток и современное время. Л., 1982г.
«Здоровье детей» №6, 2004г.
https://www.bibliotekar.ru/domovodstvo/12.htm
https://festival.Iseptember.ru/articles/313147/
https://festival.Iseptember.ru/articles/574002/
https://worldofteacher.com/talk/showtopic-44/
https://powerpoint4you.ru/shablony-diagramm-dlya-vstavki-v-prezentacii/
https://go.mail.ru/search_images?fr=mailru&fm=1.
Паспорт
Авторы проекта
Учащиеся 7 класса.
Тема проекта
Свободное время школьников.
Дидактические цели учебного проекта
Формирование информационной культуры учащихся, уважительного отношения к авторским правам на информационные ресурсы.
Воспитание культуры проектной деятельности, умение планировать свою деятельность, умение работать в коллективе.
Воспитание чувства ответственности за результаты своего труда.
Компетентности, формируемые учебным проектом
В сфере самостоятельной деятельности.
Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
В сфере гражданско-общественной деятельности.
В сфере социально-трудовой деятельности.
В бытовой сфере.
В сфере культурно-досуговой деятельности.
Основополагающие и проблемные вопросы учебного проекта
Основополагающий вопрос: Как свободное время сделать не только приятным, но и полезным?
Проблемные вопросы:
Влияет ли занятость в кружках и секциях на успеваемость и здоровье детей?
Самостоятельные исследования учащихся в рамках учебного проекта
Определение уровня занятости учащихся МКОУ Касторенской СОШ №1.
Каковы интересы учащихся школы?
В чем причина бессмысленного время провождения подростков?
Свобода принимать решения.
Возраст учащихся
13-14 лет
Краткая аннотация проекта
Выполнение проекта направлено на изучение и осмысление проблемы рационального использования свободного от учебы времени. В результате самостоятельных исследований: определение уровня занятости учащихся, уровня здоровья учащихся, сбора информации о кружках и секциях функционирующих в МКОУ Касторенская СОШ №1, учащиеся ответят на вопросы, позволяющие увидеть их занятость внешкольное (внеурочное время) ?
Продолжительность работы над проектом
5 недель
Ссылки на ресурсы Интернет по теме учебного проекта
Преснякова Л. “Брошенные дети” (о проблеме организации досуга детей и подростков) [Электронный ресурс]. Режим доступа https://bd.fom.ru/report/cat/societas/sport/d022534 .