Как с пользой проводить переменки

Как с пользой проводить переменки thumbnail

                      Использование  элементов  технологии  развивающего обучения

                            при разработке  внеклассного мероприятия

                                                                     Актуальность

  Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания, выработать необходимые навыки и умения, сформировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Но она должна также выполнить еще и другую задачу-  оздоровительную, так как обществу не безразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания, ведь здоровье – это главная человеческая ценность.

   Перемены являются обязательным элементом режима дня школы. После любого урока, где дети сидели без движений, возрастает необходимость в движении. И когда начинается перемена в нашей школе многие ребята выходят в коридор и начинают бегать. Дежурные пытаются их остановить, делают им замечания, но ненадолго. А отдохнуть, активно подвигаться на перемене просто необходимо для успешной учебы на следующем уроке, и положительно влияет на сохранение и укрепление здоровья.

    Проведение внеклассного мероприятия решит много проблем, а главное – научит младших школьников с пользой организовать их свободное время.

                                  Классный час «Как провести перемкну с пользой»

Класс -1-4

Направление  внеурочной  деятельности – духовно – нравственное +

                                                                              спортивно – оздоровительное

  Форма  внеурочного  занятия – деловая игра

Цель: 

        Организовать деятельность детей по выработке правил поведения на переменах

        с пользой для здоровья.

Задачи:

  1. Формировать установку на здоровый образ жизни и мотивационную сферу правильного поведения и безопасности.
  2. Воспитывать дисциплинированную личность, думающую о последствиях своих действий и уважительного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
  3. Развивать умение мыслить, логически рассуждать, работать в  группе.
  4. Расширять кругозор и способствовать развитию познавательного интереса.

     Планируемые  результаты

          Личностные  УУД:

     формировать  

  • умение  определять  общие  правила  поведения  на  занятии, перемене;
  • оценивать  ситуации и поступки  как  свои, так и чужие.

          Познавательные УУД:

      формировать

  • умение  понимать  и  воспринимать информацию  в  виде  текста, фотографий, рисунков;
  • умение  отвечать на простые  и  сложные  вопросы, анализировать, сравнивать, представлять  дополнительную  информацию;
  • умение  самостоятельно, под руководством  учителя  делать  выводы.

         Регулятивные УУД:

                         формировать

  • умение планировать  свою  деятельность;
  • умение определять  цель  и план  выполнения  заданий под руководством  учителя, самостоятельно выполнять  и  оценивать  задания ( самоконтроль).

           Коммуникативные  УУД:

                          формировать

  • умение  работать  в  группах, выполняя  различные  роли  в  группе, сотрудничать  в  совместном  решении  поставленной  проблемы;
  • умение  вступать  в  диалог и отстаивать  свою  точку  зрения, участвовать в  коллективном  обсуждении.

           Методы:

  • словесно – эвристическая  беседа  с  элементами  самостоятельности;
  • частично – поисковый  – работа  в  группах;
  • наглядно – образный     – литературное  произведение,

презентация;

  • игровой    

           Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация,    

                                       произведение Бориса Заходера 

           Технологии:     в основе разработки классного часа лежат элементы технологии

                                       развивающего обучения: проблемно – ценностное общение, также

                                       использованы информационно – коммуникационные технологии.

                                       Технология развивающего обучения позволяет наиболее полно

                                       раскрыться потенциалу учащихся и дает возможность для само-

                                       реализации. Использование ИКТ  значительно ускоряет темп

                                       мероприятия, расширяет кругозор учащихся.

                                              Классный час составлен с учетом требований ФГОС и

                                       одновременно направлен  на решение образовательных и воспита-

                                       тельных задач.

             Форма проведения : открытое внеклассное мероприятие

            Данное мероприятие является логическим продолжением классных часов,

            объединенных  общей темой: «Культура поведения».

                                                                 Ход мероприятия

  1. Организационный  момент.

         Здравствуйте, дети!

Послушайте отрывок шутливого стихотворения.

Что всего милее для тебя, малышка?

В хлебе – горбушка,

В кровати – подушка,

В книжке – картинка…

– А в школе?

– А в школе – …(переменка!)

На самом деле, в школе у ребят  есть  интересное и очень нужное время в течение школьного трудового дня.                                                  1 слайд

II.              Актуализация  опорных  знаний.

Перемена! Перемена!

Лезет 1- ый «А»  на  стену.

Ну, а  2- ой «А»  и  «Б»

Все  стоят  на  голове.                                                            2  слайд

            –  Ребята, это  стихотворение  не  о  нас  с  вами?  

III.           Целеполагание и мотивация

        –  Вы  догадались, о  чем  пойдет  речь  сегодня?  ( ответы  детей)

              –  Для того, чтобы раскрыть секреты правильного поведения на переменах, я

                 предлагаю сегодня  поговорить  об этом.

              –  Какая  задача  стоит  перед  нами?  (ответы детей)

                 (  узнать, почему  важно  правильно проводить  перемену  и  как?)

  1. Работа  над  темой.

          1.Создание  ситуации

              – Сейчас  послушаем стихотворение  Бориса  Заходера  «Перемена»

           ( читает  заранее подготовленный  ученик)

               «Перемена,  перемена!» –

                Заливается  звонок.

                Первым  Вова  непременно

                Вылетает  за  порог.

                Вылетает  за  порог –

Читайте также:  Разновидности мяты польза и вред

                Семерых  сбивает  с  ног.

                Неужели  это  Вова,

                Продремавший  весь  урок?

                Неужели  это  Вова

                Пять  минут  назад  ни  слова

                У  доски  сказать  не  смог?

                Если  он, то, несомненно,

                С  ним  бо-о-ольшая  перемена!

                Не  угонишься  за  Вовой!

                Он, гляди, какой  бедовый!

                Он  за  пять  минут  успел

                Переделать  кучу  дел:

                Он  подставил  три  подножки

                (Васе, Кольке  и  Сережке),

                Прокатился  кувырком,

                На  перила  сел  верхом.

                Лихо  шлепнулся  с  перил,

                Подзатыльник  получил.

                С ходу  дал  кому – то сдачи,

                Попросил  списать  задачи –

                Словом, сделал все, что мог!

                Ну, а тут – опять  звонок.

                Вова  в  класс  плетется  снова.

                Бедный! Нет  лица  на  нем

                – Ничего,- вздыхает Вова,-

                На  уроке  отдохнем.

              2. Анализ ситуации.

                – О  чем  это  стихотворение?

                – С  кем  происходит  перемена  на  перемене?

                – Каким  предстает  перед  нами  Вова?

                – Какие  ошибки  в  поведении допустил Вова? Попробуйте  посчитать.  ( 10)

                – Его  поведение  на  перемене – «случайность»?

                ( вариант  ответа:  он  так  ведет  себя  всегда,  первым  «вылетает»  за  порог)

                –  Как  вы  думаете, Вова  себя  ведет  на  перемене  правильно?  ( нет)

                –  А  как?  ( варианты  ответов: некультурно, нехорошо, неправильно…)

                – Представьте  себе, что  сейчас  откроются двери  классов, и  оттуда  появятся        

                вот  такие  ученики…           (проблема!)

3. Сообщения « Я на  перемене»

–  А  как  мы  ведем  себя  во  время  перемены?

– Для  того, чтобы  легче  было  рассказать  о  своем  поведении  на  переменах, предлагаю  вам  список  глаголов (Слова – глаголы на  партах: отдыхаю, кричу, бегаю, дерусь, разговариваю, хожу, дурачусь, общаюсь  с  друзьями, сижу и смотрю в окно, беседую, выполняю  поручение, бешусь, читаю, рисую и т.д.)

–  Послушаем  ( сообщения  детей)

– А  сейчас  вы  увидите небольшие  фрагменты, главными действующими лицами  которых  являетесь  вы. Посмотрите и скажите, какие правила вы нарушили, и можно ли ваше поведение назвать хорошим?

– А как бы следовало повести себя в данной ситуации?            слайды   3 – 5

        4.   Обобщение. Синтез.        ( результаты анкетирования)

                  –  Несколько  ребят  нашего  класса  провели  среди учащихся 1 – 4 классов

                  опрос и  выяснили:                                                                            слайд  6

                  –  Чем  же  занимаются  ребята  на  переменах?

              – играют  – 29

                                      – бегают  –  48

                                      – читают  – 8

                                      – готовятся  к  урокам – 15

                 –  Что  можно  сказать  о том, что увидели на слайдах  и  услышали  из

                 анкетирования?  Правильно  ли  проводят  перемены  ребята с нашего первого

                 этажа?   ( ответы  детей)

      5.   Анализ  предложений  учащихся  по  организации  перемен

а)  Работа в группах : – Подумаем, можно ли так проводить перемены?      

                                                    ( ответы детей)

     Вывод:  можно, но не  всегда.

    – Так для чего нужна перемена?   ( выводится  только  название!)      слайд  8

                  (ответы детей)

                    – Организм  должен  отдохнуть;

                    – Важно  настроиться  на  другой  урок;

                    – Решить  свои  проблемы( попить, покушать, сходить в туалет, в библиотеку,

                     пообщаться  с  друзьями.

                 б) Физминутка                                                                                   слайд 9

                     Потрудились – отдохнем,

                     Встанем, глубоко  вздохнем.

                     Руки  в  стороны, вперед,

                     Влево, вправо поворот.

                     Три наклона, прямо  встать,

                     Руки  вниз  и  вверх  поднять.

                     Руки  плавно  опустили,

                     Всем  улыбки  подарили.

               в) –  А  сейчас  продолжим  дальше  на итоги   анкетирования       слайд  10

                    – Чем  бы  они  хотели  заниматься во  время  перемен?

                      –  играть  в  подвижные  игры  – 64

                      –  в  настольные  игры  –  13

Читайте также:  Польза моркови для организма женщины

                      –  ходить в спортзал – 11

                      –  другое  –  12  ( читать  журналы, разгадывать  кроссворды, ребусы, загадки,

                      гулять возле школы, играть в компьютерные игры, смотреть мультфильмы,

                      слушать музыку)

              г)   Как  проводить  перемены  не  навредив  себе и окружающим   

                                  (выводится  только  название)        слайд  10

             – Может,  стоять  в  сторонке  и  скучать?  ( дети  высказывают свои  ответы)

             – Конечно, интересно  поиграть  во  время  перемены. Вспомним виды игр.    

             Тихие, спокойные  игры       (выводится  только  название)   – это отгадывание

              кроссвордов, загадок, игры  в  шахматы, шашки, шахматы, другие настольные

              игры, чтение книг и т.д.                                                                        слайд  11

             – А  что же в этих  играх  есть положительного и отрицательного?

                              +                                                               –

              узнаем  что – то новое                                   мозг  не  отдыхает

              организм  спокойный                                мышцы  не  двигаются

              не  мешаем окружающим

             –  Можно  ли  так  проводить  перемены? ( ответы детей)

             Вывод:  можно, но не  всегда, надо  двигаться  или  сделать физминутку.

           д)  Двигательные  подвижные  игры 

           – Назовите  игры, в которые  можно  поиграть  в  школе: «Ручеек», « Море

           волнуется», попрыгать в  резинки и т.д.

           – А что в этих  играх положительного и отрицательного?

                                 +                                                  –

             Отдыхает  весь организм                       шумно

             Эмоциональная  разрядка                      травмы

          –  Можно  ли  так  проводить  перемены?  ( ответы детей)

             Вывод:  можно,  но  соблюдая  правила.

           –  Какие?  Давайте  над  этим  подумаем вместе.

         е)  Правила поведения  во  время  игр (выводится только  название)      слайд  12

         работа в группах: – придумаем  три  самых  важных  правила  во  время  игр.

                     ( обсуждают  и  называют  правила)

         – Выведем еще  правила  ( правила  фиксируются  на  экране)

  • Зовут играть – иди, не зовут – попроси, это не стыдно.
  • В игре соблюдай все правила, уважай товарищей.
  • Умей уступить, не ссорься.
  • Если кого- то обидел, нечаянно толкнул – извинись.
  • Часто говори: давай дружить, давай играть.

           ж) Физкультминутка. Игра.                                                                     слайд  14

          – Ребята, вы знаете, что речь является показателем воспитанности человека. Сейчас

           мы с вами сыграем в игру «Цепочка».

           Правила игры: все учащиеся встают. Первый ученик говорит любое вежливое слово

           и передает мячик следующему. Другой учащийся говорит следующее слово и берет

           мяч, если он не может назвать слово, то садится на место, право взять мяч

           переходит  к следующему ученику. Игра  на выбывание с контролем времени.

           –  Наш  классный  час  подходит к концу.

           –  Так  как  же  сделать перемены полезными и интересными?

           з) Правила  поведения  на  переменах                                                  слайд  15

                              ( правила  на  слайде)

  • Отдыхай разумно: не бегай, не кричи. Помни: рядом с тобой отдыхают другие дети.
  • Не обижай других, ни в шутку, ни всерьез – это может привести к травмам.
  • Узнавай новые игры и учи своих одноклассников. В игре соблюдай все правила, уважай товарищей.
  1. Домашнее  задание:  

              1 группа: разрешающие знаки ( как отдохнуть с пользой)                слайд 16

              2 группа: запрещающие знаки ( что недопустимо делать)                                                                   

  1. Подведение  итогов.

           –  Что  полезного  запомнили  для  себя? 

  1. Рефлексия  ( самоанализ и самооценка)

                –  Закончи  фразу:   я  сейчас  знаю, что …                                          слайд  17

                –  У вас на  столах  смайлики.

                Кто из вас считает, что мы с вами проделали полезную работу, и вы узнали

                много нужного и полезного – тот поднимет смайлик с улыбкой.

                Если вам было скучно, и вы не узнали ничего полезного для себя – поднимите

                грустного смайлика.

                     Спасибо за работу!

Основные  направления   реализации:

  • Работа с классным коллективом;
  • Проведение на переменах подвижных игр, соревнований, флеш – мобов
  • Разучивание и проведение физминуток

                                          Результат

В  результате  проведенного  мероприятия  дети  выполнили домашнее задание: придумали разрешающие и запрещающие знаки.                      

Классный час, направленный на осознание учащимися значимости перемены в организации  учебного  процесса  первоклассников, повысил их ответственность  за поведение во время перемены. В результате организация перемен в классе стала значительно разнообразнее и интереснее. Совместными усилиями родителей в классе появились наборы настольных игр, мини – библиотека, скакалки. Под  руководством

Читайте также:  Польза от гуляния в лесу

учителей, активистов школы часто во время перемен  проводятся подвижные игры, соревнования.

                                 Использованная литература

  1. Коростелев Н.Б. Воспитание  здорового школьника: Пособие для учителя /Под ред. Кардашенко В.Н..- М.: Просвещение, 1986.
  2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1 – 5 классы. – М.: Вако.2007- ( Мастерская учителя).

                    Приложение

  1. Презентация ;
  2. Технологическая карта внеклассного мероприятия;
  3. Стихотворение Бориса Заходера «Перемена».
  4. Игра « Цепочка»

      Перемена                Борис  Заходер

                «Перемена,  перемена!» –

                Заливается  звонок.

                Первым  Вова  непременно

                Вылетает  за  порог.

                Вылетает  за  порог –

                Семерых  сбивает  с  ног.

                Неужели  это  Вова,

                Продремавший  весь  урок?

                Неужели  это  Вова

                Пять  минут  назад  ни  слова

                У  доски  сказать  не  смог?

                Если  он, то, несомненно,

                С  ним  бо-о-льшая  перемена!

                Не  угонишься  за  Вовой!

                Он, гляди, какой  бедовый!

                Он  за  пять  минут  успел

                Переделать  кучу  дел:

                Он  подставил  три  подножки

                (Васе, Кольке  и  Сережке),

                Прокатился  кувырком,

                На  перила  сел  верхом.

                Лихо  шлепнулся  с  перил,

                Подзатыльник  получил.

                С ходу  дал  кому – то сдачи,

                Попросил  списать  задачи –

                Словом, сделал все, что мог!

                Ну, а тут – опять  звонок.

                Вова  в  класс  плетется  снова.

                Бедный! Нет  лица  на  нем

                – Ничего,- вздыхает Вова,-

                На  уроке  отдохнем.

                   Игра  «Цепочка»

           Правила игры: все учащиеся встают. Первый ученик говорит любое вежливое

           слово и передает мячик следующему. Другой учащийся говорит следующее слово и

           берет  мяч, если он не может назвать слово, то садится на место, право взять мяч

           переходит  к следующему ученику. Игра  на выбывание с контролем времени.

Источник

Есть разные способы превратить школьное пространство в обучающее, игровое и познавательное. К этому непременно стоит привлечь детей, чтобы они стали не просто учениками, а активными участниками школьной жизни.

Уроки за стенами школы

Современные дети лучше усваивают информацию не в классе и не за партой. Возможностей нестандартно организовать учебный процесс сегодня немало. Москва максимально открыта для школьников, и этим просто нельзя не воспользоваться. Например, можно провести, как мы и делаем, уроки в музее и зоопарке, в суде и агрокомплексе, в торговом центре и в лесу на экологической тропе; кстати, проект экотропы придумала одиннадцатиклассница школы № 2065, а реализовала его администрация поселения Московский в лесопарке недалеко от школы. На экотропе проходят уроки биологии, дети учатся проводить экскурсии. Стоит отметить, что выездные занятия за школьными стенами расширяют кругозор, учебный процесс проходит с «погружением», такие уроки дают новую информацию для размышлений и прикладные знания.

Городской проект «Урок в музее» позволяет старшеклассникам проводить учебный день в музее, где они занимаются по обычному расписанию. Все как в школе: русский язык, английский, алгебра, биология…

Но даже когда дети занимаются в школе, далеко не всегда уроки проходят статично в классе, сидя за партой. У нас в школе задействовано все пространство, и разные площади используются как место для обучения детей.

В фойе, скажем, стоят мольберты и проходят уроки рисования, в коридорах, используя школьные стены и само пространство здания – уроки геометрии, историей занимаются в школьных музеях, где есть уникальные экспонаты, достойные выставок государственного масштаба.

Так, в музее «Русская изба» хранятся предметы, которым 200 лет. В Музее боевой славы – настоящая военная форма времён Великой Отечественной войны, радиостанция, миноискатель, самодельный ручной щуп, осколки снарядов, саперная лопатка. В музее экспонаты можно и нужно трогать руками!

Перемены без травм и гаджетов

Важно, чтобы интересными были не только уроки, но и перемены. Наше ноу-хау – проект «Активные перемены». Перед педагогами стоял вопрос: как обезопасить младшеклассников на переменах, но при этом чтоб они не чувствовали ограничений? На помощь пришли старшеклассники и предложили на переменах заниматься с малышами. Организованный отдых на переменах развивает творчество, помогает избежать травмоопасных и конфликтных ситуаций, делает перемену полезной, веселой и безопасной. На переменах ребята играют в активные, интеллектуальные игры. На танцевальных переменах старшеклассники устраивают для учеников младших классов танцевальный баттл! Активная перемена проходит даже в виде экскурсий. Старшие отвели младших в столовую, побеседовали с ними о правилах поведения в местах общественного питания, о пользовании столовыми приборами.

Активности ребята придумывают сами и вместе с педагогами составляют план на ближайшие дни: игровые, танцевальные, спортивные, творческие занятия. Так, семиклассники взялись и провели соревнования по настольному теннису, поиграли в «паутинку» и «ручеек». Восьмиклассники, в свою очередь, предложили детям «Твистер», викторины, рисование на стенах, которые покрыты специальной краской, и помощь младшим с уроками. В активностях участвуют все добровольно. Младшие с огромным удовольствием занимаются тем, что предлагают им взрослые школьники. И перемены проходят интересно и без гаджетов!

Для самых увлеченных

В школе № 2065 для учеников предпрофессиональных классов, таких как медицинский, инженерный, кадетский, педагогический, IT, создана максимально разнообразная учебная среда. В лабораторных комплексах ребята на практике применяют полученные навыки. В «IT-полигоне» воплощают свои самые смелые идеи. В планетарии ребята из студии гейм-дизайна показывают свои разработки. Все эти пространства может посетить любой ученик, независимо от того, из какого он класса. Занятия в оборудованных по последнему слову техники классах может провести любой учитель – достаточно закрепить за собой в расписании время. В робоклассе кроме дополнительных занятий проходят и обычные уроки.

А что делать с уроками физической культуры, чтобы дети их полюбили? Просто предоставить ученикам выбор, чтобы каждый занимался тем, что ему по душе. У нас в школе дети выбирают между легкой атлетикой, аэробикой, общей физической подготовкой, волейболом, футболом. А если остаться после уроков, что многие и делают, то разнообразия еще больше: йога, греко-римская борьба, тхэквондо, большой теннис, бадминтон, электронный тир, тренажёрный зал и еще 200 кружков и секций. Уходить из школы и не захочется.

Источник