Как с пользой проводить переменки
Использование элементов технологии развивающего обучения
при разработке внеклассного мероприятия
Актуальность
Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания, выработать необходимые навыки и умения, сформировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Но она должна также выполнить еще и другую задачу- оздоровительную, так как обществу не безразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания, ведь здоровье – это главная человеческая ценность.
Перемены являются обязательным элементом режима дня школы. После любого урока, где дети сидели без движений, возрастает необходимость в движении. И когда начинается перемена в нашей школе многие ребята выходят в коридор и начинают бегать. Дежурные пытаются их остановить, делают им замечания, но ненадолго. А отдохнуть, активно подвигаться на перемене просто необходимо для успешной учебы на следующем уроке, и положительно влияет на сохранение и укрепление здоровья.
Проведение внеклассного мероприятия решит много проблем, а главное – научит младших школьников с пользой организовать их свободное время.
Классный час «Как провести перемкну с пользой»
Класс -1-4
Направление внеурочной деятельности – духовно – нравственное +
спортивно – оздоровительное
Форма внеурочного занятия – деловая игра
Цель:
Организовать деятельность детей по выработке правил поведения на переменах
с пользой для здоровья.
Задачи:
- Формировать установку на здоровый образ жизни и мотивационную сферу правильного поведения и безопасности.
- Воспитывать дисциплинированную личность, думающую о последствиях своих действий и уважительного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
- Развивать умение мыслить, логически рассуждать, работать в группе.
- Расширять кругозор и способствовать развитию познавательного интереса.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
формировать
- умение определять общие правила поведения на занятии, перемене;
- оценивать ситуации и поступки как свои, так и чужие.
Познавательные УУД:
формировать
- умение понимать и воспринимать информацию в виде текста, фотографий, рисунков;
- умение отвечать на простые и сложные вопросы, анализировать, сравнивать, представлять дополнительную информацию;
- умение самостоятельно, под руководством учителя делать выводы.
Регулятивные УУД:
формировать
- умение планировать свою деятельность;
- умение определять цель и план выполнения заданий под руководством учителя, самостоятельно выполнять и оценивать задания ( самоконтроль).
Коммуникативные УУД:
формировать
- умение работать в группах, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении поставленной проблемы;
- умение вступать в диалог и отстаивать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении.
Методы:
- словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельности;
- частично – поисковый – работа в группах;
- наглядно – образный – литературное произведение,
презентация;
- игровой
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация,
произведение Бориса Заходера
Технологии: в основе разработки классного часа лежат элементы технологии
развивающего обучения: проблемно – ценностное общение, также
использованы информационно – коммуникационные технологии.
Технология развивающего обучения позволяет наиболее полно
раскрыться потенциалу учащихся и дает возможность для само-
реализации. Использование ИКТ значительно ускоряет темп
мероприятия, расширяет кругозор учащихся.
Классный час составлен с учетом требований ФГОС и
одновременно направлен на решение образовательных и воспита-
тельных задач.
Форма проведения : открытое внеклассное мероприятие
Данное мероприятие является логическим продолжением классных часов,
объединенных общей темой: «Культура поведения».
Ход мероприятия
- Организационный момент.
Здравствуйте, дети!
Послушайте отрывок шутливого стихотворения.
Что всего милее для тебя, малышка?
В хлебе – горбушка,
В кровати – подушка,
В книжке – картинка…
– А в школе?
– А в школе – …(переменка!)
На самом деле, в школе у ребят есть интересное и очень нужное время в течение школьного трудового дня. 1 слайд
II. Актуализация опорных знаний.
Перемена! Перемена!
Лезет 1- ый «А» на стену.
Ну, а 2- ой «А» и «Б»
Все стоят на голове. 2 слайд
– Ребята, это стихотворение не о нас с вами?
III. Целеполагание и мотивация
– Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня? ( ответы детей)
– Для того, чтобы раскрыть секреты правильного поведения на переменах, я
предлагаю сегодня поговорить об этом.
– Какая задача стоит перед нами? (ответы детей)
( узнать, почему важно правильно проводить перемену и как?)
- Работа над темой.
1.Создание ситуации
– Сейчас послушаем стихотворение Бориса Заходера «Перемена»
( читает заранее подготовленный ученик)
«Перемена, перемена!» –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не смог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Васе, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому – то сдачи,
Попросил списать задачи –
Словом, сделал все, что мог!
Ну, а тут – опять звонок.
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем
– Ничего,- вздыхает Вова,-
На уроке отдохнем.
2. Анализ ситуации.
– О чем это стихотворение?
– С кем происходит перемена на перемене?
– Каким предстает перед нами Вова?
– Какие ошибки в поведении допустил Вова? Попробуйте посчитать. ( 10)
– Его поведение на перемене – «случайность»?
( вариант ответа: он так ведет себя всегда, первым «вылетает» за порог)
– Как вы думаете, Вова себя ведет на перемене правильно? ( нет)
– А как? ( варианты ответов: некультурно, нехорошо, неправильно…)
– Представьте себе, что сейчас откроются двери классов, и оттуда появятся
вот такие ученики… (проблема!)
3. Сообщения « Я на перемене»
– А как мы ведем себя во время перемены?
– Для того, чтобы легче было рассказать о своем поведении на переменах, предлагаю вам список глаголов (Слова – глаголы на партах: отдыхаю, кричу, бегаю, дерусь, разговариваю, хожу, дурачусь, общаюсь с друзьями, сижу и смотрю в окно, беседую, выполняю поручение, бешусь, читаю, рисую и т.д.)
– Послушаем ( сообщения детей)
– А сейчас вы увидите небольшие фрагменты, главными действующими лицами которых являетесь вы. Посмотрите и скажите, какие правила вы нарушили, и можно ли ваше поведение назвать хорошим?
– А как бы следовало повести себя в данной ситуации? слайды 3 – 5
4. Обобщение. Синтез. ( результаты анкетирования)
– Несколько ребят нашего класса провели среди учащихся 1 – 4 классов
опрос и выяснили: слайд 6
– Чем же занимаются ребята на переменах?
– играют – 29
– бегают – 48
– читают – 8
– готовятся к урокам – 15
– Что можно сказать о том, что увидели на слайдах и услышали из
анкетирования? Правильно ли проводят перемены ребята с нашего первого
этажа? ( ответы детей)
5. Анализ предложений учащихся по организации перемен
а) Работа в группах : – Подумаем, можно ли так проводить перемены?
( ответы детей)
Вывод: можно, но не всегда.
– Так для чего нужна перемена? ( выводится только название!) слайд 8
(ответы детей)
– Организм должен отдохнуть;
– Важно настроиться на другой урок;
– Решить свои проблемы( попить, покушать, сходить в туалет, в библиотеку,
пообщаться с друзьями.
б) Физминутка слайд 9
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
в) – А сейчас продолжим дальше на итоги анкетирования слайд 10
– Чем бы они хотели заниматься во время перемен?
– играть в подвижные игры – 64
– в настольные игры – 13
– ходить в спортзал – 11
– другое – 12 ( читать журналы, разгадывать кроссворды, ребусы, загадки,
гулять возле школы, играть в компьютерные игры, смотреть мультфильмы,
слушать музыку)
г) Как проводить перемены не навредив себе и окружающим
(выводится только название) слайд 10
– Может, стоять в сторонке и скучать? ( дети высказывают свои ответы)
– Конечно, интересно поиграть во время перемены. Вспомним виды игр.
Тихие, спокойные игры (выводится только название) – это отгадывание
кроссвордов, загадок, игры в шахматы, шашки, шахматы, другие настольные
игры, чтение книг и т.д. слайд 11
– А что же в этих играх есть положительного и отрицательного?
+ –
узнаем что – то новое мозг не отдыхает
организм спокойный мышцы не двигаются
не мешаем окружающим
– Можно ли так проводить перемены? ( ответы детей)
Вывод: можно, но не всегда, надо двигаться или сделать физминутку.
д) Двигательные подвижные игры
– Назовите игры, в которые можно поиграть в школе: «Ручеек», « Море
волнуется», попрыгать в резинки и т.д.
– А что в этих играх положительного и отрицательного?
+ –
Отдыхает весь организм шумно
Эмоциональная разрядка травмы
– Можно ли так проводить перемены? ( ответы детей)
Вывод: можно, но соблюдая правила.
– Какие? Давайте над этим подумаем вместе.
е) Правила поведения во время игр (выводится только название) слайд 12
работа в группах: – придумаем три самых важных правила во время игр.
( обсуждают и называют правила)
– Выведем еще правила ( правила фиксируются на экране)
- Зовут играть – иди, не зовут – попроси, это не стыдно.
- В игре соблюдай все правила, уважай товарищей.
- Умей уступить, не ссорься.
- Если кого- то обидел, нечаянно толкнул – извинись.
- Часто говори: давай дружить, давай играть.
ж) Физкультминутка. Игра. слайд 14
– Ребята, вы знаете, что речь является показателем воспитанности человека. Сейчас
мы с вами сыграем в игру «Цепочка».
Правила игры: все учащиеся встают. Первый ученик говорит любое вежливое слово
и передает мячик следующему. Другой учащийся говорит следующее слово и берет
мяч, если он не может назвать слово, то садится на место, право взять мяч
переходит к следующему ученику. Игра на выбывание с контролем времени.
– Наш классный час подходит к концу.
– Так как же сделать перемены полезными и интересными?
з) Правила поведения на переменах слайд 15
( правила на слайде)
- Отдыхай разумно: не бегай, не кричи. Помни: рядом с тобой отдыхают другие дети.
- Не обижай других, ни в шутку, ни всерьез – это может привести к травмам.
- Узнавай новые игры и учи своих одноклассников. В игре соблюдай все правила, уважай товарищей.
- Домашнее задание:
1 группа: разрешающие знаки ( как отдохнуть с пользой) слайд 16
2 группа: запрещающие знаки ( что недопустимо делать)
- Подведение итогов.
– Что полезного запомнили для себя?
- Рефлексия ( самоанализ и самооценка)
– Закончи фразу: я сейчас знаю, что … слайд 17
– У вас на столах смайлики.
Кто из вас считает, что мы с вами проделали полезную работу, и вы узнали
много нужного и полезного – тот поднимет смайлик с улыбкой.
Если вам было скучно, и вы не узнали ничего полезного для себя – поднимите
грустного смайлика.
Спасибо за работу!
Основные направления реализации:
- Работа с классным коллективом;
- Проведение на переменах подвижных игр, соревнований, флеш – мобов
- Разучивание и проведение физминуток
Результат
В результате проведенного мероприятия дети выполнили домашнее задание: придумали разрешающие и запрещающие знаки.
Классный час, направленный на осознание учащимися значимости перемены в организации учебного процесса первоклассников, повысил их ответственность за поведение во время перемены. В результате организация перемен в классе стала значительно разнообразнее и интереснее. Совместными усилиями родителей в классе появились наборы настольных игр, мини – библиотека, скакалки. Под руководством
учителей, активистов школы часто во время перемен проводятся подвижные игры, соревнования.
Использованная литература
- Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя /Под ред. Кардашенко В.Н..- М.: Просвещение, 1986.
- Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1 – 5 классы. – М.: Вако.2007- ( Мастерская учителя).
Приложение
- Презентация ;
- Технологическая карта внеклассного мероприятия;
- Стихотворение Бориса Заходера «Перемена».
- Игра « Цепочка»
Перемена Борис Заходер
«Перемена, перемена!» –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не смог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Васе, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому – то сдачи,
Попросил списать задачи –
Словом, сделал все, что мог!
Ну, а тут – опять звонок.
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем
– Ничего,- вздыхает Вова,-
На уроке отдохнем.
Игра «Цепочка»
Правила игры: все учащиеся встают. Первый ученик говорит любое вежливое
слово и передает мячик следующему. Другой учащийся говорит следующее слово и
берет мяч, если он не может назвать слово, то садится на место, право взять мяч
переходит к следующему ученику. Игра на выбывание с контролем времени.
Есть разные способы превратить школьное пространство в обучающее, игровое и познавательное. К этому непременно стоит привлечь детей, чтобы они стали не просто учениками, а активными участниками школьной жизни.
Уроки за стенами школы
Современные дети лучше усваивают информацию не в классе и не за партой. Возможностей нестандартно организовать учебный процесс сегодня немало. Москва максимально открыта для школьников, и этим просто нельзя не воспользоваться. Например, можно провести, как мы и делаем, уроки в музее и зоопарке, в суде и агрокомплексе, в торговом центре и в лесу на экологической тропе; кстати, проект экотропы придумала одиннадцатиклассница школы № 2065, а реализовала его администрация поселения Московский в лесопарке недалеко от школы. На экотропе проходят уроки биологии, дети учатся проводить экскурсии. Стоит отметить, что выездные занятия за школьными стенами расширяют кругозор, учебный процесс проходит с «погружением», такие уроки дают новую информацию для размышлений и прикладные знания.
Городской проект «Урок в музее» позволяет старшеклассникам проводить учебный день в музее, где они занимаются по обычному расписанию. Все как в школе: русский язык, английский, алгебра, биология…
Но даже когда дети занимаются в школе, далеко не всегда уроки проходят статично в классе, сидя за партой. У нас в школе задействовано все пространство, и разные площади используются как место для обучения детей.
В фойе, скажем, стоят мольберты и проходят уроки рисования, в коридорах, используя школьные стены и само пространство здания – уроки геометрии, историей занимаются в школьных музеях, где есть уникальные экспонаты, достойные выставок государственного масштаба.
Так, в музее «Русская изба» хранятся предметы, которым 200 лет. В Музее боевой славы – настоящая военная форма времён Великой Отечественной войны, радиостанция, миноискатель, самодельный ручной щуп, осколки снарядов, саперная лопатка. В музее экспонаты можно и нужно трогать руками!
Перемены без травм и гаджетов
Важно, чтобы интересными были не только уроки, но и перемены. Наше ноу-хау – проект «Активные перемены». Перед педагогами стоял вопрос: как обезопасить младшеклассников на переменах, но при этом чтоб они не чувствовали ограничений? На помощь пришли старшеклассники и предложили на переменах заниматься с малышами. Организованный отдых на переменах развивает творчество, помогает избежать травмоопасных и конфликтных ситуаций, делает перемену полезной, веселой и безопасной. На переменах ребята играют в активные, интеллектуальные игры. На танцевальных переменах старшеклассники устраивают для учеников младших классов танцевальный баттл! Активная перемена проходит даже в виде экскурсий. Старшие отвели младших в столовую, побеседовали с ними о правилах поведения в местах общественного питания, о пользовании столовыми приборами.
Активности ребята придумывают сами и вместе с педагогами составляют план на ближайшие дни: игровые, танцевальные, спортивные, творческие занятия. Так, семиклассники взялись и провели соревнования по настольному теннису, поиграли в «паутинку» и «ручеек». Восьмиклассники, в свою очередь, предложили детям «Твистер», викторины, рисование на стенах, которые покрыты специальной краской, и помощь младшим с уроками. В активностях участвуют все добровольно. Младшие с огромным удовольствием занимаются тем, что предлагают им взрослые школьники. И перемены проходят интересно и без гаджетов!
Для самых увлеченных
В школе № 2065 для учеников предпрофессиональных классов, таких как медицинский, инженерный, кадетский, педагогический, IT, создана максимально разнообразная учебная среда. В лабораторных комплексах ребята на практике применяют полученные навыки. В «IT-полигоне» воплощают свои самые смелые идеи. В планетарии ребята из студии гейм-дизайна показывают свои разработки. Все эти пространства может посетить любой ученик, независимо от того, из какого он класса. Занятия в оборудованных по последнему слову техники классах может провести любой учитель – достаточно закрепить за собой в расписании время. В робоклассе кроме дополнительных занятий проходят и обычные уроки.
А что делать с уроками физической культуры, чтобы дети их полюбили? Просто предоставить ученикам выбор, чтобы каждый занимался тем, что ему по душе. У нас в школе дети выбирают между легкой атлетикой, аэробикой, общей физической подготовкой, волейболом, футболом. А если остаться после уроков, что многие и делают, то разнообразия еще больше: йога, греко-римская борьба, тхэквондо, большой теннис, бадминтон, электронный тир, тренажёрный зал и еще 200 кружков и секций. Уходить из школы и не захочется.