Как провести отпуск с пользой для ребенка

Как провести отпуск с пользой для ребенка thumbnail

Детский психолог Катерина Мурашова рассказывает, как сделать семейную поездку насыщенной, образовательной и тем не менее нескучной для детей

На лекциях, которые я иногда читаю, родители часто спрашивают, как сильно за четверть века изменились проблемы, с которыми ко мне приходят семьи?

Ответ: многое осталось прежним, но кое-что изменилось.

Скоро майские праздники, лето. Многие поедут отдыхать и возьмут с собой детей. 25 лет назад мне никто не жаловался: мы его везем туда и сюда, показываем то и это, а ему как будто ничего не интересно. Сегодня жалуются. Не то чтобы каждый день, но регулярно.

Вот об этом и поговорим. Дети и путешествия.

Для начала надо определиться: вы хотите, чтобы в этой поездке было интересно вам или ребенку? Скорее всего, всем.

Если речь идет не о пляжном, а о познавательном отдыхе, то это, как правило, невозможно. Просто потому что вы разные по возрасту и у вас с ребенком разные познавательные задачи. Можно попытаться — и у некоторых родителей получается — увидеть мир глазами ребенка и обрадоваться, восхититься его новизной. Обратное не срабатывает: увидеть мир (краеведческий музей, архитектуру Рима и т. д.) вашими глазами маленький ребенок не в состоянии. Это можно попытаться сделать с подростком, но тоже получается далеко не всегда, а исключительно в том случае, если он «настроен на вашу волну».

Зато ребенка в путешествии почти всегда можно обучать — и многим родителям это нравится.

Несколько путешествий — и ребенок делает удивительное открытие: почти под каждым лежащим на земле камнем — богатая и разнообразная жизнь шустрых и не очень понятных живых существ

Давайте смотреть и рассуждать конкретно. Ребенок от полутора до двух с половиной лет. Что такое для него познавательное путешествие?

Он еще очень маленький и близко от земли. Вдаль — ему не интересно. Там нельзя ни рассмотреть толком, ни потрогать. Наглядно-действенное мышление. Здесь и сейчас.

Пример: путешествие «жизнь под камнями». Открытие: под камнями (кирпичами, обрезками старых досок и т. д.) есть жизнь. Она странная и удивительная. Ее можно открыть, посмотреть, а потом опять закрыть. Это тайна, и она, как ни странно, может запомниться на всю жизнь.

Находите камень, объясняете ребенку, куда смотреть, и переворачиваете его. Всякие червячки прячутся в землю, жучки и многоножки разбегаются. Смотрите вместе с ребенком, если можете, кого-то называете, что-то про них рассказываете. Потом обязательно осторожно ставите камень на место. Окно в другой мир приоткрылось и снова закрылось. Несколько таких путешествий — и ребенок делает удивительное открытие: почти под каждым лежащим на земле камнем — богатая и разнообразная жизнь шустрых и не очень понятных живых существ. Есть скрытый от нас, от нашего взгляда мир. Как интересно будет увидеть и узнать его.

В три или четыре года ребенку становится понятна сама суть перемещения в пространстве как поездки, путешествия из точки А в точку Б

Кроме маленького, бесшумного, близкого к земле мира таинственных подкаменных букашек есть еще шумный мир больших преображений, и он тоже интересный и завораживающий для маленького ребенка. Поэтому путешествие второе — на ближайшую стройку, где работают большие машины. Экскаватор роет котлован. Копёр забивает сваи. Бетономешалка заливает бетон. Некоторые дети могут смотреть на все это часами. Расскажите о том, что собственно происходит (разные этапы строительства дома). Потом хорошо бы научить ребенка воспроизводить все это дома в игре — и вот он, полный цикл «развивания». От захватывающего познавательного путешествия к усвоению алгоритма.

В три или четыре года ребенку становится понятна сама суть перемещения в пространстве как поездки, путешествия из точки А в точку Б. Он сажает зверей в грузовик и говорит: они поехали к бабушке на дачу.

Тут у вас, как родителя, открывается огромный простор для импровизаций. Во-первых, «инвентаризация» средств передвижения, то есть поездки в аэропорт, на вокзал, в троллейбусный парк, в порт, на стоянку уборочных машин или отстойник дальнобойщиков. Если весной вам удастся показать ребенку работающий в поле комбайн и идущих и летящих за ним грачей и чаек — замечательно, тут вы и сами, поверьте, получите удовольствие. Портовый кран, загружающий контейнерами большой пароход, или дальнобойщик, согласившийся подсадить малыша в высоченную кабину и разрешивший потрогать большой руль и подергать огромные рычаги, — это опять же может запомниться на всю жизнь, в отличие, допустим, от поездки в Лувр и продемонстрированной Джоконды.

Чего ждет от путешествий младший школьник? Тайны, неожиданности, даже дозированной опасности (безопасное путешествие в его сознании и не путешествие вовсе)

Далее понятие начала и конца путешествия. Мы отправляемся из дома на озеро, реку или море. «Вот, приехали!» — кричит ребенок, увидев упомянутый водоем. Мы выходим сразу после завтрака и идем по двум улицам в дальний парк. Что нам нужно взять в наше путешествие? Правильно, лопатку, мешочек для желудей, кусок сахара для тамошней лошади и кусок булки для уток в пруду. Мы едем на поезде к бабушке в Тамбов. Выезжаем из дома на такси, будем ехать на поезде, и в путешествии нам понадобятся… (помните вечный запах жареной курицы и соленых огурцов в плацкартном вагоне?)

Ребенку постарше становятся доступны понятия сезонности. Он уже знает, что раз в год у него день рождения. В детском саду он и его одногруппники проходят признаки осени (кстати, даже шестилетние дети у меня на тестировании часто затрудняются их назвать). Помните князя Андрея и его дуб из романа Толстого? Вполне можно найти соответствующий вашим эстетическим представлениям пейзаж и запланировать сезонные путешествия с ребенком к «вашему дубу». Приехали весной. Потом летом. Потом осенью. Потом зимой. Что изменилось? Поверьте, после этих четырех путешествий ваш ребенок с «признаками осени» никогда не затруднится.

Читайте также:  В чем польза человека в этом мире

Чего ждет от путешествий младший школьник? Тайны, неожиданности, даже дозированной опасности (безопасное путешествие в его сознании и не путешествие вовсе). Вы можете изойти на интереснейшие экскурсии по Испании, но он все равно потом будет помнить не кто, что, когда и по какому поводу построил, а как вы однажды заблудились в маленьком городке и чуть не опоздали на автобус.

Ребенку уже надо, чтобы рядом был сверстник, с которым можно вместе «убежать», «залезть», «посмотреть и попробовать», а потом обсудить пережитое.

Ребенок вполне может полюбить плавать в отельных бассейнах, пробовать незнакомую еду, ездить на фуникулерах, ходить с вами по рынкам и т. д

Средства передвижения теряют свою самоценность. Зато становится важным, «где мы в путешествии живем» (совсем маленький ребенок этого практически не замечает). Жизнь в палатке, ночевка в шалаше, в хижине на воде, в ледяном доме, на крыше, на дереве и т. д. — это классно, здорово, это важный и интересный опыт. Что намертво убивает интерес к путешествиям в этом возрасте? Регулярные семейные поездки типа: автобусная экскурсия, аттракцион, еда в кафе, ночевка в стандартном отеле. Зато немного авантюрное путешествие с ночевкой на берегу пустынного озера, чтобы встретить закат, восход, посмотреть лунное или солнечное затмение, запомнится опять же на всю жизнь.

Если школьник среднего возраста путешествует мало, то у него, как правило, есть познавательные интересы. Раз в жизни из небольшого городка он приехал на экскурсию в Москву. Конечно, он на все отвлекается, но будет стараться хоть чуть-чуть слушать экскурсовода. Если путешествий много и они регулярно-неопределенные: сейчас мы едем туда, а через три месяца сюда, просто потому что путевки выгодные подвернулись, — то на познавательные аспекты этих путешествий в отношении ребенка можно сразу «забить». Если вы сами получаете удовольствие от рассказов экскурсовода, наслаждайтесь и по возможности не обращайте на ребенка внимания, или даже оставьте его дома с бабушкой. Впрочем, ребенок вполне может полюбить плавать в отельных бассейнах, пробовать незнакомую еду, ездить на фуникулерах, ходить с вами по рынкам и т. д.

Подросткам интересно путешествовать «со своими», потому что в их путешествиях решаются уже не только и столько окружающе-познавательные, сколько социально-групповые задачи

Есть ли возможность сделать эти путешествия познавательными для ребенка? Да. Это происходит в случае, если они нечастые и целевые, то есть либо родители разделяют увлечения ребенка, либо ребенок разделил их увлечения, либо они счастливо совпали. О чем речь?

— У семьи есть цель: пройти на байдарке все маршруты четвертой категории, которые есть в Карелии. Весь год обсуждают, готовятся. Ребенок так же азартен и физически активен, как родители. Его роль в путешествии — фотограф и летописец.

— Девочка занимается в археологическом кружке, увлекается античностью. Мать и отец пошли «под нее», планируют семейные путешествия в соответствующие страны, прокладывают маршруты под интересные дочери  «развалюшечки».

— Отец-геолог и спелеолог сумел увлечь сына: каждое лето они вместе ездят по России, смотрят самые интересные выходы пород, ходят в пещеры, собирают коллекции.

— Оба ребенка в семье любят животных. Куда бы ни приехала семья, первым делом идут в зоопарк или заранее планируют посещение национального парка. Старший мальчик фотографирует птиц. Младшая девочка собирает экзотический гербарий. Родители помогают обоим. За все это дети безропотно, по договору, посещают местные экскурсии, интересные родителям.

Подростки. У них — реакция группирования. Им обычно интересно путешествовать «со своими», потому что в их путешествиях решаются уже не только и столько окружающе-познавательные, сколько социально-групповые задачи. Родителям это следует помнить. Если везем подростка с собой, думаем о том, где и как он будет «тусоваться». Но зато у подростка, особенно у старшего, уже вполне могут быть и общие с родителем интересы в плане экскурсий, посещения этнических концертов и т. д. Только все это стоит обсуждать заранее.

Есть ли что-то общее для всех «детских» возрастов? Да, уже упомянутые необычность ощущений, возможность увидеть «изнанку», найти нечто скрытое от беглого взгляда, тайна, даже опасность. Именно для этого дети и подростки отправляются в путешествие. Если этого нет, то можно и дома посидеть, телевизор посмотреть и что-нибудь в интернете почитать.

Источник

Летние каникулы в этом году начались раньше обычного. Дети (и, конечно, родители) могут наконец расслабиться, поспать подольше и отдохнуть от дистанционных уроков. Это прекрасное время, которое обожают все школьники. Однако возникает другая проблема: чем занять освободившееся время, как проводить летние дни интересно, насыщенно и полезно? Пока дети увлеченно закачивают на свои гаджеты очередную игру, родители ломают головы в поисках альтернативного отдыха в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки.

Фото из открытых источников.

Читайте также:  Ромашка с иван чаем польза

Самое важное, на что нужно обратить внимание летом — здоровье детей. За учебный год, помимо огромного багажа знаний, ребенок накапливает регулярный недосып и нервные нагрузки. Кроме того, занятия ограничивают его естественную двигательную активность. Поэтому во время каникул первым делом позвольте детям хорошенько отоспаться, побольше двигаться и радоваться.

Как организовать досуг младшего школьника, когда все привычные развлечения остаются недоступными? Предлагаем вам 10 идей, обязательно попробуйте и оцените их вместе с детьми.

Чтение

Книги обязательно должны быть включены в список дел любого ребенка. Чтение стоит первым пунктом по ряду причин:

– читать увлекательную книгу можно часами;

– регулярные тренировки повышают скорость чтения младшего школьника;

– первоклассник научится читать;

– хорошие книги развивают, воспитывают, формируют моральные качества и ценности ребенка;

– можно найти подходящую книгу на любой случай и почерпнуть из нее много полезного;

Читать с близкими любят все дети. Если у вас сохранились приятные воспоминания о том, как бабушка или дедушка читали с вами “Денискины рассказы” или “Дядя Степа” — у вас было счастливое детство.

Вечер правильного фильма

Обязательно организуйте просмотр хорошего семейного фильма хотя бы раз в неделю. Выбирайте что-нибудь тематическое или просто тяните жребий. Это могут быть старые добрые советские фильмы для детей (“Усатый нянь”, “Сказка о потерянном времени”) или современные киношедевры (“Миа и белый лев”, “Там, где живут чудовища”). Важно, чтобы фильм был поучительный. После просмотра уделите несколько минут на обсуждение: чем удивил, чем понравился или не понравился сюжет. Внимательно выслушайте мнение маленького зрителя.

“Умные” игры для всей семьи

Настольные игры — увлекательное занятие, которое развивает ребенка и сплачивает всю семью. Одной из самых признанных стратегических настольных игр являются шахматы. Они учат думать, планировать наперед, принимать решения и искать выход из сложной ситуации. Ваш ребенок еще не умеет играть в шахматы? Каникулы — самое время научить его. А что, если родители тоже никогда не играли в эту игру? Это прекрасная возможность освоить шахматы вместе с ребенком. Благодаря видеоурокам вы сможете понять принцип и базовые правила игры. Останется лишь набраться опыта в ежедневных шахматных турнирах с ребенком.

Фото из открытых источников.

Время для любимого увлечения

Как же здорово наконец иметь кучу времени для хобби. Ведь за уроками, домашними заданиями и дополнительными занятиями до него никак не доходили руки. Предоставьте ребенку возможность во время каникул вдоволь рисовать, танцевать или собирать из LEGO невероятные конструкции. А если ребенок все еще не нашел себя? У него есть масса времени для поисков! Предлагайте ему каждый день делать что-нибудь новое: готовить, лепить, сочинять стихи, делать фотографии… У детей огромный выбор интересных и полезных занятий: от традиционного ткачества до современного программирования. Разнообразный и увлекательный досуг обеспечен.

Один новый навык в неделю

Нет лучшего времени для самосовершенствования, чем карантин, каникулы и отпуск. Взрослые могут найти много “пробелов” в знаниях, недостающих навыков, которые им хотелось бы приобрести или улучшить. Слепой метод набора текста, иностранные языки, навыки переговоров — список бесконечен. У детей тоже есть немало таких умений, нуждающихся в прокачке. Потратьте одну неделю на то, чтобы приучить ребенка самостоятельно заправлять постель утром (не все дети готовы ежедневно делать это даже в старших классах). Следующую неделю обучайте ребенка аккуратно склеивать детали. Еще одну неделю уделите навыкам гигиены: дети должны чистить зубы по утрам или мыть ноги по вечерам. Можно найти много таких небольших и несложных задач для младшего школьника, хватит на каждую неделю летних каникул.

Повторение школьного материала

За время каникул нужно не только хорошенько отдохнуть, но и не растерять накопленные знания. Летний отдых должен непременно включать в себя и регулярные занятия дома. А чтобы у ребенка не возникало ощущения обязаловки, воспользуйтесь приложениями и развивающими играми. Например, онлайн-игра на сайте “Разумейкин” поможет детям улучшить навыки чтения, потренироваться в решении задач,, вспомнить основы правописания — закрепить пройденный материал и узнать много нового.

Совместные мастер-классы

Вашему ребенку нравится готовить? А может он с удовольствием построил уже пятый скворечник? Из любой затеи можно организовать веселое семейное мероприятие. Устройте соревнования, запишите видео-урок, найдите необычные способы создания привычных вещей. Главное условие — делать все вместе и весело.

Поход прямо дома

Когда хочется разнообразия, можно устроить летний поход или пикник не выходя из дома. Откройте окна, включите фантазию, вооружитесь палаткой, спальными мешками и хорошим настроением. Разумеется костер на полу жечь не нужно, его сымитирует настольная лампа. Что можно делать в таком походе? Петь песни, рассказывать забавные истории, есть вкусную “походную” еду и сладко спать прямо на полу.

Пижамная вечеринка

Еще один способ избавиться от негатива и зарядиться хорошим настроением — пижамная вечеринка. Удобная одежда, веселая музыка и вкусняшки — все, что потребуется для отличного вечера. Задача участников мероприятия — расслабиться, выпустить эмоции в танце, получить удовольствие от общения с родными.

Музей на диване

Если есть потребность получить эстетическое наслаждение, узнать новое или просто интересно провести время — прогуляйтесь с ребенком по самым известным мировым музеям. Это возможно благодаря виртуальным трансляциям. Имея под рукой компьютер и интернет, вы сможете посетить Кунсткамеру, Лувр, Национальный музей естественной истории в Вашингтоне или Музей ВВС США. Современные технологии помогают обеспечивать культурный досуг прямо в вашем доме.

Фото из открытых источников.

Читайте также:  Чеснок и диабет вред и польза и вред

Помните: не стоит планировать каждую минуту летних каникул ребенка. У детей должно оставаться время на скучание и ничегонеделание. Такой отдых порой гораздо эффективнее любого другого. Детям важно научиться развлекать себя самостоятельно, предоставьте им такую возможность. Будьте рядом, помогайте и подсказывайте, поощряйте инициативу ребенка и принимайте участие во всевозможных детских задумках. Не забывайте как можно больше времени проводить со своими детьми. Любое интересное занятие становится вдвойне увлекательным для ребенка, если рядом любящие родители. Общайтесь, смейтесь, учитесь новому вместе. Сохраняйте хорошее настроение и оптимизм. Такие летние каникулы ребенок будет вспоминать с удовольствием очень долго.

А как вы планируете проводить летние каникулы с ребенком?

Источник

Рубрика: Дети и отдых

Опубликовано 20.12.2016   ·  
Комментарии: 0

Как с пользой провести отпуск с ребенком

Наконец-то настал отпуск, и можно уделить малышу больше времени. Те навыки, которые ребенок никак не мог освоить в течение года, теперь есть возможность тренировать хоть весь день.

Советы детского психолога Яны Луниной: как с пользой провести отпуск с ребенком и чему можно научить детей в отпуске.

Как провести отпуск с пользой для ребенкаОсвоение горшка, самостоятельного одевания, мытья рук или еды ложкой, требуют не просто многократного повторения, а включения в привычный распорядок дня.

Поэтому сразу настройтесь на то, что все бытовые действия будут выполняться не – немного дольше, а очень долго. И если раньше вы надевали носки ребенку за секунды, то теперь самостоятельное облачение в них превратится в многоступенчатый ритуал.

Не торопите малыша! Подумайте, чем вы можете пожертвовать, чтобы выкроить дополнительное время на то, чтобы сажать малютку на горшок или ковырять вместе с ним кашу.

Средний возраст, когда головной мозг может самостоятельно контролировать выделительные функции – 2,5 года. Чересчур раннее приучение малыша к горшку – это психологическое его травмирование.

Впервые на отдых с детьми!

Чему можно научить детей в отпуске

Не пытайтесь научить ребенка всему сразу. Пусть у вас будет сначала неделя горшка, а затем неделя застегивания пуговиц.

Малейший успех или старания малыша награждайте бурным восторгом и похвалами. За ошибки не критикуйте и не ругайте, чтобы не отбить охоту к самостоятельности.

Вырезание ножницами, аппликация, оригами и рисование могут стать интересным досугом для вас обоих. Но не превращайте эти занятия в обязательные уроки.

Материал для творчества должен соответствовать возрасту ребенка. Например, малышам до 4-х лет бывает трудно рисовать акварелью и цветными карандашами – лучше использовать гуашь или фломастеры.

Можно в отпуске учить с ребенком буквы и цифры. Пытаясь донести до малыша эти полезные знания, главное не переусердствовать. Не стоит уподобляться Шарику, который учит Галчонка говорить «Кто там?» и пытаться удержать внимание ребенка на букваре, если он рвется играть в мяч.

Используйте современные технологии для изучения букв и цифр: пишите вместе СМС, набирайте номера телефонов друзей, читайте надписи. Лепите буквы из пластилина, вырезайте из бумаги. Интересный материал по обучению ребенка буквам в этой статье .

Детские проблемы на отдыхе

Хотите с пользой провести отпуск с ребенком? Занимайтесь спортом. Ели ребенок постарше и в городе имеются детские спортивные клубы, запишите его в тренажерный зал. Это, вообще, прекрасная возможность отвлечь чадо от компьютера и телевизора. Здесь он сможет найти новых друзей и провести отлично время. А вы всегда будете спокойны, зная, где ваш ребенок, и чем занят.

Можно отпуск посвятить освоению самоката, роликов или велосипеда. Правда, нужно помнить, что они требуют не только тренировок, но и определенной смелости.

Кому охота набивать синяки, снова и снова падая? Как бы вы не убеждали ребенка в том, что катание на роликах – это очень весело и интересно, он еще долго не сможет убедиться в правдивости ваших слов. Поэтому следуйте правилу: «Лучше меньше, да чаще», чтобы малыш не слишком уставал.

Не упрекайте ребенка, в том, что вам приходится всю прогулку таскать за ним самокат, если он проехал на нем пять минут. Пусть катание будет для него радостью, а не обязанностью.

Обязательно обеспечьте ребенку ощущение безопасности. Подробно обсудите, как и куда следует поставить ногу или как наклониться, чтобы не упасть.

Детский лагерь

Воспитание трудолюбия. Превратите повседневные домашние дела в обучающий мастер-класс. Дети любят пересыпать крупы, возиться с водой и нажимать кнопки на бытовой технике, нужно просто придать этой хаотичной деятельности прикладную направленность.

Создайте игровой контекст для дела, которое вы хотите поручить ребенку. Пусть он не просто стирает футболку, а топит в тазике пиратский корабль.

Позаботьтесь о том, чтобы малыш увидел результат своего труда – одно дело просто перемешать тесто, и совсем другое съесть самостоятельно слепленный пирожок, и пока вы готовите на кухне, малыша тоже можно привлечь к этому делу и научить его чему-то новому.

Как? Читайте здесь. Деткам нравится, когда у них получается, поэтому не забывайте их хвалить и поощрять малыша.

Вы будете приятно удивлены, когда увидите, что за время отпуска ребенок многому научился, – значит отпуск вы провели с пользой!

Источник