Как принести пользу обществу способствует его стабильности и интеграции
ПОИСК:
У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!
“Обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию”. (А. Кравченко) – социология
Проблема, которую затрагивает известный российский социолог А. Кравченко, является актуальной в наше время. Ее суть заключается в том, что меры, за счет которых обеспечивается устойчивость общества, всегда ценятся людьми.
Позиция Кравченко мне близка, и я тоже считаю, что люди положительно относятся к тому, что благоприятствует развитию общества.
Для более глубокого раскрытия данной проблемы обратимся к её теоретическому смыслу.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
Общество – это совокупность людей, объединенных различными формами взаимодействия между собой. Социальная стабильность – устойчивость общества, которая позволяет ему при различных изменениях функционировать и развиваться. Стабильное общество – это не всегда общество демократическое. Да, зачастую авторитаризм и тоталитаризм становятся средоточием социальных конфликтов, так как люди не могут выразить свое мнение, но корректная деятельность властей может свести такие проявления к минимуму. К внешним факторам стабильности общества в целом относятся дружественная международная обстановка, включенность в глобальную социальную систему, открытость общества. Среди внутренних можно выделить наличие в обществе обширного среднего класса, так как именно он достаточно обеспечен, чтобы иметь возможность саморазвиваться, потреблять товары и услуги, произведенные государством. Из этого следует, что средний класс не склонен к протестам, стабилен.
В истории мы можем найти примеры стабильного общества. В социальной философии издавна считалось стабильным то общество, которое подчинялось традиции. Эта устойчивость сочетается с развитием общества, которое по-своему циклично, ведь идет бесконечная смена поколений, каждое из которых заново осваивает традиции и ценности, оживляет их. Мы можем обнаружить традиции во всех культурах и народах. Например, китайское отношение к обычаям и ценностям уникально. Да и в остальных восточных странах к традициям относятся с огромным почтением, что обеспечивает их мирное и постепенное развитие без резких переломных моментов.
Конечно, в современном мире можно столкнуться с проблемой устойчивого процветания социума. Эта тема часто затрагивается в российских СМИ. Россияне часто вкладывают в понятие стабильности экономическую и социальную составляющую, например, высокие зарплаты и пенсии, высокий уровень жизни и отсутствие инфляции, возможность получения бесплатного образования и т. д. Большинство граждан РФ констатируют отсутствие перечисленных условий, что затрудняет сохранение стабильности нашего общества. Однако даже крупные и влиятельные личности нашего государства высказываются против радикальных реформ, ценят факторы, стабилизирующие общество. Так, власти пытаются сделать все возможное, чтобы прийти к этому. Люди доверяют правительству, опирающемуся на партию “Единая Россия”, которая старается действовать в интересах граждан.
На основании приведенных выше аргументов можно заключить, что внутри общества очень ценятся меры по его совершенствованию и стабилизации.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id31183
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
. Полезный материал по теме
- Обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию (А. Кравченко)
- По высказыванию У. Симона « Мы находимся в отношениях любви-ненависти. Мы ненавидим инфляцию, но любим всё, что ей способствует»
- Если бедных слишком много, то расходы государства сильно возрастают, что незамедлительно скажется на благосостоянии других слоев населения (А. Кравченко)
- Если бедных слишком много, то расходы государства сильно возрастают, что незамедлительно скажется на благосостоянии других слоев населения. (А.Кравченко)
- Если бедных будет слишком много, то расходы государства сильно возрастают, что незамедлительно скажется на благосостоянии других слоёв населения А.Кравченко
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
ПОИСК:
У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!
В своём высказывании автор повествует о ценностях и нравственных ориентирах людей, понимающих важность стабильности и саморазвития.
Поднимая данную проблему, известный социолог Кравченко предлагает читателю поразмыслить над важным аспектом социологии – социальной стабильности и методах её осуществления.
Для начала разберемся в понятиях. Общество – это совокупность людей, объединенных определенными отношениями, ценностями и интересами на определенной ступени развития. То есть группа людей, понимающая важность тех или иных действий или вещей для своего процветания. Тогда что же такое социальная стабильность? Это устойчивость социальных структур, процессов и отношений, которая при всех изменениях сохраняет их качество и целостность.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
Со стороны кажется, что стабильность и развитие – понятия отнюдь не тождественны, но на самом деле это не так. Ведь без закономерности развития и сохранения достигаемого результата не будет становления общества. Люди всегда радеют за то, чего желают в большей мере: за сохранение и расширение своих прав, стабилизацию заработка и понимание главы государства особых проблем общества, и желание его прислушаться к ним.
Хочу подкрепить свои рассуждения примерами. Множество бунтов, восстаний, мятежей имело место в истории государства Российского. Целью большинства было отстоять свои права и добиться лучшего положения и жизни страны. Достаточно вспомнить восстание декабристов – первый план переворота с целью свержения самодержавия. Как мы знаем, он закончился неудачей членов тайных организаций. Но факт того, что люди в битве за свободу крестьян и лучшую жизнь нежели имелась, пока престол занимал император, готовы были пойти на смерть, остаётся фактом. Они ценили свои идеалы – силу народа, веру в достойное будущие. Декабристы понимали, что народ достоин лучшей участи, чем рабское существование. Ведь именно крепостное право стопарило развитие и процветание государства.
Но в современном обществе, чтобы отстоять свои права и выбрать необходимый план развития, народу нет нужды зачинять разного рода мятежи. Сейчас, с помощью свободных, равных, прямых и тайных выборов, можно выбрать политическую партию, с помощью которой будут учтены волеизъявления граждан, и президент Российской Федерации поступит тем или иным образом, уже будучи осведомленным о желании народа, составляющего гражданское общество, то есть сферу самоуправления свободных граждан. Именно посредством голосования человек может принять участие в содействии государственному процветанию и развитию. Ведь только общество знает свои приоритеты и ценности и может улучшить в соответствии с ними свою жизнь.
Таким образом, хочется отметить, что я полностью согласна с А. Кравченко, ведь люди ценят то, что действительно нужно именно им и никогда не отвергают меры для достижения необходимого.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id50695
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
. Полезный материал по теме
- «Обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию». (А. Кравченко)
- По высказыванию У. Симона « Мы находимся в отношениях любви-ненависти. Мы ненавидим инфляцию, но любим всё, что ей способствует»
- Если бедных слишком много, то расходы государства сильно возрастают, что незамедлительно скажется на благосостоянии других слоев населения (А. Кравченко)
- Если бедных слишком много, то расходы государства сильно возрастают, что незамедлительно скажется на благосостоянии других слоев населения. (А.Кравченко)
- Если бедных будет слишком много, то расходы государства сильно возрастают, что незамедлительно скажется на благосостоянии других слоёв населения А.Кравченко
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
Социальный институт (от лат. — установление, учреждение) — одно из главных понятий в социологии. Существует немало его определений и трактовок. В российском энциклопедическом социологическом словаре социальные институты определяются как относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.
Известный американский социолог Нейл Смелзер (р. 1930), чье учебное пособие по социологии завоевало особую популярность в России, определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Нередко социальный институт трактуется и как устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.
При всех различиях подобные определения объединяет понимание социального института как специфического социального образования, призванного обеспечить воспроизводство общественных отношений, надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества. Благодаря социальным институтам в обществе достигается стабильность, предсказуемость поведения людей, устойчивость их социальных связей.
Социальный институт представляет собой сложную общественную конструкцию, в основе которой лежат нормативные связи, предписывающие определенные стандарты и типы поведения. Поэтому, с одной стороны, социальный институт — это совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретную функцию (семья, религия, политика, образование, наука, государство), а с другой — система норм и ценностей, гарантирующих сходное повеление людей, согласование их интересов. Именно в социальном институте содержатся самые общие и универсальные ценностно-нормативные образцы поведения, ориентированные на реализацию базовых потребностей человека и общества.
Деятельность любого социального института определяется: 1) набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить его деятельность; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение определенных функций.
В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в обществе можно выделить следующие основные социальные институты:
- • институт семьи и брака, выполняющий наиболее важную функцию — биологическое воспроизводство населения;
- • экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения различного типа);
- • политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти, с выполнением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок, безопасность общества и его функционирование как целостной системы (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы, общественно-политические объединения и т.д.);
- • социокультурные и воспитательные институты, ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, духовных и культурных ценностей, на образование и воспитание молодого поколения (образование, наука, искусство, религия и др.).
Существуют и другие классификации социальных институтов. Многие социологи особо выделяют институт религии, подчеркивая уникальность его роли в жизни общества. Отмечают также существенное значение церемониально-символических институтов, регулирующих повседневные контакты, разнообразные формы группового и межгруппового поведения. В качестве важнейшего социального института современного общества рассматриваются средства массовой информации, формирующие общественное мнение и оказывающие идеологическое воздействие на сознание людей. Наконец, классификация социальных институтов часто дополняется институтами здравоохранения и социальной защиты.
Следует отметить известную условность любой типологии социальных институтов. В реальной жизни их функции настолько тесно переплетены, что порой бывает трудно провести грань между ними. Так, государство занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения. А институт семьи фактически является пунктом пересечения функциональных связей всех других социальных институтов (собственности, финансов, образования, права, религии, культуры и т.д.).
Каждый социальный институт предполагает как внешние атрибуты, так и внутреннюю содержательную сторону. Так, если правовой институт внешне — это совокупность учреждений и лиц (адвокаты, судьи, прокуроры), то в содержательном отношении — это комплекс стандартизированных образцов поведения, выражающих социальные роли, присущие правоохранительной системе (роль прокурора, адвоката, судьи).
Вместе с тем существуют определенные черты и признаки, характерные для всех социальных институтов. Социологи выделяют пять групп таких общих признаков:
- – установки и образцы поведения (для института семьи — привязанность, уважение, доверие; для института образования — стремление к знанию);
- – культурные символы (для семьи — обручальные кольца, брачный ритуал; для государства — герб, флаг, гимн; для бизнеса — фирменная марка, патентный знак; для религии — крест, иконы);
- – утилитарные культурные черты (для семьи — дом, квартира, мебель; для бизнеса — магазин, фабрика, оборудование; для образования — классы, библиотека);
устные и письменные кодексы поведения (для государства — конституция, законы; для бизнеса — контракты, лицензии);
– идеология (для семьи — любовь, совместимость; для бизнеса — свобода торговли, расширение дела; для религии — православие, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам).
Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Когда же социальный институт не выполняет своих основных функций, то его деятельность расценивается как дисфункциональная. Дисфункция выражается в падении общественного престижа и авторитета социального института, вырождении его функций в символическую, ритуальную деятельность, лишенную рациональных целей.
Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать стихийное появление видов деятельности, имеющих целью восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной развития “теневой экономики”, выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п. Преодоление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.
Функции и дисфункции социальных институтов могут быть явными, если они очевидны и всеми осознаются, и неявными (латентными), если они носят скрытый характер и не всегда осознаются людьми. Для социолога особый интерес представляют неявные (латентные) функции, последствия которых не сразу можно обнаружить на поверхности социальных процессов.
Социальный опыт современного российского общества показывает, что появление дисфункций, особенно латентных, в деятельности целого ряда социальных институтов ведет не только к росту напряженности в обществе, но и чревато дезорганизацией социальной системы в целом.
Стр.78
Содержание сообщения
1. Из какой потребности возникает?
Социальный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил
Различают ряд сфер жизнедеятельности общества, в каждой из которых формируются специфические общественные институты и социальные отношения:
− Экономическая — отношения в процессе производства (производство, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: частная собственность, материальное производство, рынок и др.
− Социальная — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: воспитание, семья, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг и др.
− Политическая — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями, а также между государствами. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, право, парламент, правительство, судебная система, политические партии, армия и др.
− Духовная — отношения, возникающие в процессе формирования духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления, а также передачи следующим поколениям. Институты, относящиеся к духовной сфере: религия, образование, наука, искусство и др.
− Институт родства (брак и семья) — связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи. Считается, что впервые употребил термин «институт» в социальных науках Джамбаттиста Вико (1668—1744) — итальянский философ и историк, предшественник современной социологии. В 1693 г. он написал несколько работ о гражданских институтах. В социологической литературе понятие «институт» стало использоваться со времени становления социологии как науки, а свою родословную институциональный подход ведет от основоположников социологии — Огюста Конта и Герберта Спенсера. Представляя в социальной статике общество как социальный организм, О. Конт в качестве её важнейших органов называет такие, как семья, кооперация, церковь, право, государство. Свое продолжение институциональный подход к исследованию общественных явлений получил в трудах Г. Спенсера. В своей работе «Основные начала» (1860—1863 гг.) он особо подчеркивает, что «в государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая система… При формировании более прочного сообщества появляются высшие центры регулирования и подчиненные центры.» [2] Хотя в их работах отсутствует определение социального института, они рассматривают жизнь общества сквозь призму особых форм социальной организации, которые в дальнейшем были названы социальными институтами. Все же введение термина «социальный институт» в научный оборот по праву принадлежит К. Марксу. В своем письме к русскому литератору Павлу Васильевичу Анненкову от 28 декабря 1846 года К. Маркс отмечал, что «общественные институты являются продуктами исторического развития.» [3] Но ещё раньше, в свей работе «К критике гегелевской философии права» (1844) он заявлял, что для него такие общественные институты, как семья, государство, гражданское общество не пустые абстракции, а «социальные формы существования человека.» [4] Рассмотрение социальных институтов в функциональном ключе также продолжил Э. Дюркгейм. [5] Одним из первых дал развернутое определение социального института американский социолог и экономист Т. Веблен
2. Краткая история становления.
Отличие от многих других наук демография имеет точную дату рождения. Она ведет свое начало с января 1662 г., когда в Лондоне вышла в свет книга английского купца и капитана, впоследствии майора городской милиции, ученого — самоучки Джона Граунта (1620—1674) имевшая длинное, как тогда было принято, и весьма красноречивое название: «Естественные и политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные на основе бюллетеней о смертности. По отношению к управлению, религии, торговле, росту, воздуху, болезням и другим изменениям названного города. Сочинение Джона Граунта, гражданина Лондона»[1]. Уже из названия книги виден широкий социальный замысел ее автора. В те времена, когда она писалась, в Англии нередко свирепствовала чума и прочие заразные болезни, поэтому бюллетени о смертности имели практическое назначение и публиковались в Лондоне еженедельно. Их читали многие, с тем чтобы при первых же признаках угрозы для своей жизни быстро покинуть город. Граунт первым увидел в скорбных бюллетенях пользу для науки. Изучив ведомости о смертях и рождениях в Лондоне за 80 лет, он обратил внимание на существование в населении целого ряда закономерностей.
3. К какой сфере общественной жизни относится?
Соотнесите общественные институты и сферы жизни общества.
Институты
а) государство — Политическая
б) семья — Социальная
в) школа — Социальная
г) церковь — Духовная
д) финансовая система — Экономическая
е) средства массовой информации — Духовная (но я бы ко всем отнесла)
4. Как соотносится с другими институтами: подинститутом какого института является, какие подинституты в себя включает, с какими институтами конкурирует?
Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма — “исходный” элемент, “живая” клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность.
Подинститут права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих конкретную разновидность общественных
отношений, находящихся в рамках определенного института права
Институты права призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт — составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они
обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.
Примерами институтов права, которые регулируют обособившиеся отношения, являются: в уголовном праве — институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве — институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли — продажи; в конституционном (государственном) праве — институт гражданства; в административном — институт должностного лица; в семейном праве — институт брака Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом — как внутри данной отрасли, так и вне ее.
5. Структура института: учреждения, нормы, роли, виды деятельности, символы.
элементы социальною института:
• цель и сфера деятельности института;
• функции, необходимые для достижения цели:
• нормативно обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института:
• средства и учреждения достижения цели и реализации функций, включая соответствующие санкции.
Общей и основной для всех социальных институтов функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он создается и существует. Но для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников и другие функции, в том числе: 1) закрепления и воспроизводства общественных отношений; 2) регулятивная; 3) интегративная: 4) транслирующая; 5) коммуникативная.
Деятельность любого социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Если же социальный институт не выполняет своих основных функций, то говорят о его дисфункциональности. Она может выражаться в падении общественного престижа, авторитета социального института и, как следствие, привести к его вырождению.
Функции и дисфункции социальных институтов могут быть явными, если они очевидны и всеми осознаются, и неявными (латентными) в случае, когда они носят скрытый характер. Для социологии важно выявить скрытые функции, поскольку они могут привести не только к росту напряженности в обществе, но и к дезорганизации социальной системы в целом.
6. Функции в обществе (основные и неосновные).
В зависимости от целей и задач, а также выполняемых в обществе функций все многообразие социальных институтов принято делить на основные и неосновные (частные). В числе первых, удовлетворяющих фундаментальные потребности общества, выделяют:
• институты семьи и брака — потребность в воспроизводстве человеческого рода;
• политические институты — в безопасности и социальном порядке;
• экономические институты — в обеспечении средств существования;
• институты науки, образования, культуры — в получении и передаче знаний, социализации;
• институты религии, общественной интеграции — в решении духовных проблем, поиске смысла жизни.
7. Тенденции развития и особенности функционирования в современной России.
Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.
Исходя из этого социальные институты современной России представляют собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. В настоящее время в России происходит институционализация — это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Если раньше в прединституциональной фазе общественного движения в России были характерны спонтанные протесты и выступления, появлялись на короткий срок, а затем смещались лидеры движения. Каждый день была возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше.
Итоговое обсуждение
1. Общие тенденции развития социальных институтов в развитии человечества.
Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы. Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.
2. Число социальных институтов в современном обществе и их взаимосвязь.
Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы. Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности. Социальные институты — ценностно — нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества. Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями — связями, возникающими между социальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.
В процессе развития общества некоторые связи могут отмирать, некоторые — появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество. Социальными институтами называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья, упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе. Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:
• удовлетворение потребностей общества;
• регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).
3. Особенности институциональной системы в современной России.
Важнейшим условием политической стабильности и эффективности политической системы является процесс институционализации. Под институционализацией В.Ачкасов и Б.Грызлов понимают «процесс образования, развития и усвоения индивидами и различными социальными общностями необходимых норм и ролей, ценностей и эталонов политического поведения, способов контроля за их поведением, а также результат процесса, в рамках которого политическое действие начинает регулироваться и приобретать стабильные черты политической структуры».В каждом обществе возникает специфическая конфигурация государственных и негосударственных политических институтов, которая носит название институциональный дизайн. Реймон Арон полагает, что в каждом обществе институты власти должны быть приспособлены к особенностям конкретной исторической обстановки
Характер взаимодействия общественных объединений граждан и государства определяет эффективность политической системы общества, через которую реализуется в полной мере политическая власть. Функциональной характеристикой политической системы выступает политический режим, под которым понимается «система правления, или администрирования».