Как обратить вред в пользу
В Австралию в 17 веке были завезены 12 пар кроликов. Для новых поселенцев кролики должны были стать источником мяса. Ранее кролики не водились в Австралии, потому естественных врагов у них не было. Вскоре кролики расплодились до такой степени, что наносили существенный вред пастбищам, садам и лесам. Охотники не могли справиться с этой напастью. Привлечение хищников также не решало проблему — кролики плодились быстрее, чем хищники успевали хотя бы чуть-чуть сократить их поголовье. Тогда было решено использовать для борьбы с кроликами вирус миксоматоза. Этот вирус передается исключительно через кровь, для человека он безопасен. Осталось лишь решить одну проблему: как заразить кроликов вирусом? Данным вирусом заразили комаров, которые были также невосприимчивы к этому вирусу, но они являлись отличными переносчиками. Потому через некоторое время проблема была решена — поголовье кроликов сократилось до такой степени, что они уже не могли нанести существенного вреда.
Данное решение реализовано по принципу «обрати вред в пользу». С помощью этого принципа вредное воздействие объекта или процесса, которое не удается устранить, превращается в полезное. В приведенном примере к одному вредному воздействию (кролики) присовокупилось еще одно вредное воздействие (вирус), а результат — два вредных воздействия нейтрализовали друг друга.
Этот принцип может быть реализован несколькими способами: во-первых, можно для получения положительного эффекта использовать вредное воздействие среды или других вредных факторов; во-вторых, можно присовокупить вредное воздействие к другим вредным факторам, чтобы получить желаемый результат; в-третьих, можно усилить вредное воздействие до такой степени, чтобы оно перестало быть вредным.
Принцип Динамичности
В крупных аэропортах Америки самолеты улетают в другие города примерно раз в полчаса. При этом, сначала улетает, допустим, самолет вашей компании, через полчаса — самолет компании конкурента… Конечно же, при регистрации и покупке билетов возникают очереди, решать проблемы с очередями руководству не нужно, ведь клиент, если не попадет на этот рейс, попадет на следующий, потеряв всего полчаса. Но вот для конкурирующих компаний это достаточно серьезная проблема. Приплюсуйте еще человеческий фактор — люди, экономя свое время, прибывают в аэропорт впритык, часто не успевают на самолет вашей компании, и, соответственно, улетают на самолете компании конкурента. Как быть вашей компании?
Решение с использованием принципа динамичности: необходимо пересмотреть всю процедуру посадки в самолет. Клиент мог бы приобретать билет не в кассах аэропорта, а на борту самолета непосредственно. При этом пассажиры ничуть не обделены: им также предлагается на выбор расплатиться кредитной картой, наличными или снять деньги с банковского счета. Здесь изменено всего лишь условие, но в результате решилась вся проблема.
Когда сложно произвести какое-либо действие с объектом из-за его статичности, нужно привести объект в движение и произвести нужное действие с уже движущимся объектом.
При этом можно выполнять следующие действия: 1) изменить характеристики объекта, характеристики внешней среды, чтобы они соответствовали изменяющимся условиям; 2) разделить объект на части, если это позволит обеспечить подвижность отдельных частей объекта относительно друг друга; 3) привести в движение статичный объект. В примере с самолетами было выполнено первое действие — то есть изменены характеристики среды (разрешили пассажирам покупать билеты не в кассах, а в салоне самолета) так, что она стала соответствовать задаче (не допустить уход потенциальных пассажиров в компанию конкурента).
Приёмы, или “связка ключей” для любых замков
Приём “Обрати вред в пользу”
Ранее мы убедились в том, что в хорошем всегда есть что-то плохое, а в
плохом – хорошее. Этот приём (см. также здесь) рекомендует найти во вредной ситуации полезное.
Это очень трудный приём, потому, что мудрый. Он требует хорошо знать
систему, знать, что в ней плохо, требует найти нетривиальный ресурс, чтобы
попытаться обратить вред в пользу. Но пытаться применить этот приём надо
всегда, потому что эффект обычно хороший.
Помните сказку о кладе и о болтливой жене. Мужик нашел клад
и, зная наперед, что жена эту новость разболтает всей деревне, обратил
её болтливость в пользу. Нашел ресурс в самой болтливой жене.
В настоящее время резко уменьшилось число работающих промышленных предприятий
и сельских хозяйств. Это плохо. А что хорошего? Экологическая обстановка
многих районов стала заметно лучше. Верно говорят: “Нет худа без добра,
а добра без худа”.
Чарльз Дарвин в детстве много болел, но это закалило его
волю и он дал человечеству новую научную концепцию жизни на Земле.
Жак Ив Кусто рассказал (и показал) о таком случае. В месте, где нерестится
рыба, затонуло рыболовецкое судно. Это плохо, но оно стало мешать ловить
в этом районе рыбу, так как появилась опасность потерять очень дорогие
капроновые сети.
После выступления, под ноги артисту вместе с цветами упала охапка
сена. Позор. Но не тут-то было. Находчивый артист (видимо знакомый с приемом
Вред в пользу) сказал: “Я благодарю того почитателя, который бросил мне
охапку сена. Надо думать, что он действительно любит искусство, так как
отдал артисту то, что мог бы съесть сам”.
Одна дама получила от своего шефа внеочередное задание. Сидит, плачет
– текущей работы много, времени на диссертацию нет, здоровья нет, желания
заниматься этой работой нет… всё плохо! Подходит сотрудник, знакомится
с новым заданием и говорит: “Подумайте, как Вам повезло! Шеф подарил Вам
идею для целой главы Вашей диссертации”. Дама подумала, заулыбалась, слезы
высохли, мир стал прекрасным.
В технике многие вредные явления используют на пользу. Потери на
токи Фуко и потери в диэлектриках для нагрева и плавки. Кавитацию -для
очистки, приливы – для получения электроэнергии, разливы рек – для орошения,
из дыма – кислоту, из пыли – удобрение, из опилок – доски. “Отходы в доходы”.
Прекрасно, если думают!
Может быть, именно фантастическая мощь современного оружия сдерживает большую
войну?
У Вас плохое настроение, неудача, хочется “рвать и метать”…займитесь
полезным делом: стиркой, уборкой, уйдите за покупками…
Сыновья Иакова продали своего брата Иосифа в рабство в Египет.
Иосиф в Египте возвысился и получил возможность спасти от голода свою семью,
из которой должен был произойти Мессия. Через много лет Иосиф сказал братьям:
“Вы замыслили зло против меня, но Бог обратил его к добру”.
Иудеи преследовали христиан в Палестине, и те вынуждены были бежать
из страны. Но повсюду, куда бы они ни шли, они распространяли христианство”.
Этот приём, по своей сущности, очень близок игре “Хорошо плохо”. Если в
игре надо отыскать в плохом хорошее, то здесь надо попробовать активно
обратить вред (плохое) в пользу.
Предложите детям назвать вредные, неприятные ситуации и подумать, как
их обратить в пользу. Например.
- В ТРАНСПОРТЕ – читать.
Принять потерю времени на стояние в очереди спокойно – можно почитать,
поучить английские слова, поговорить с соседом о его и о своих проблемах,
ответить на вопрос: “А хорошо ли будет, если я сейчас уйду?” - ЗАБОЛЕЛ.
Можно почитать, пошить, послушать хорошую музыку,
просушить одежду и обувь, подумать о своих проблемах и о возможных проблемах….
В уроке 11 подробно разобрал, что такое парадоксы и как они помогают раздвинуть границы нашего мышления. Теперь покажу схему как, используя один из приёмов ТРИЗ, быстро генерировать большое количество парадоксов.
ТРИЗ: парадокс “чем хуже, тем лучше”
Приём называется: “Обратить вред в пользу”. То, что приносит нам вред, начинает приносить пользу. Вспоминаем формулу идеальности, где в числителе польза, а в знаменателе вред (польза/вред). Когда мы вред конвертируем в пользу, мы повышаем идеальности системы, а значит двигаемся в правильном направлении.
Например, когда Генри Форд начал водить на завод экскурсии, то многие рабочие стали жаловаться, что это мешаем им хорошо работать. Возникло противоречие: экскурсии должны быть, чтобы повышать привлекательность машин форд, и не должно быть, чтобы не мешать рабочим. Но Форд пошёл дальше, он обратил вред в пользу, использовав парадокс “чем хуже, тем лучше”. Он стал водить еще больше экскурсий, и через какое-то время рабочие привыкли и перестали обращать на зевак внимание.
Сам парадокс звучит так: экскурсий стало в несколько раз больше, но рабочим это совсем перестало мешать. Стоит его сформулировать, как сразу приходит понимание, как решить задачу.
Приём “Обратить вред в пользу” универсальный, поэтому может быть применён для решения практически любых задач. Есть и другие приёмы в ТРИЗ, о них я постепенно буду рассказывать в следующих уроках.
3 шага для создания парадокса “Чем хуже, тем лучше”:
– Перечисляем негатив: сбои, потери, затраты, простои и т.п.
– Определяем, что ухудшается при усилении негатива
– Соединяем по формуле “чем хуже, тем лучше”.
Можно максимально довести негатив и позитив до предела, тем самым обострив парадокс.
В примере с Фордом были потери от того, что работники отвлекались на зевак, а значит ухудшалась их производительность. А что, если экскурсии идут непрерывно в течение 24 часов (усилили негатив до предела), но рабочие от этого лучше фокусируются на работе и начинают производить больше машин (усилили позитив). Сразу чувствуется, что в разрешении этого парадокса кроется сильная идея.
Или возьмём посещаемость сайта. Все стремятся, чтобы трафик рос, тогда и продажи будут расти. А если сформулировать так: чем меньше посетителей на сайте, тем больше продается товаров с него. Такой парадокс позволяет нам сфокусироваться на совершенно других задачах, а не только на привлечении посетителей.
Главная ошибка
Если сформулировать парадокс иначе: “Чем лучше, тем хуже”, то мы не получаем идей, что делать дальше, какие задачи ставить, как это поможет решить проблему. Психологически легче формулировать так, но не попадайтесь на инерцию мышления. Прокладывайте новые нейронные связи, прочно закрепляя связку “чем хуже, тем лучше”.
Страх перед парадоксами
Наше мышление боится парадоксов, потому что они вводят его в ступор. Мозг вынужден активизироваться, отключать автоматический режим, а значит тратить больше энергии. Эволюция предполагает иной путь – сохранение энергии. Страхи – это прекрасный механизм, который защищает нас от перерасхода. Но без нового не будет и развития, поэтому через несколько тренировок по решению задач, мышление перестраивается и перестаёт бояться парадоксов. Энергетический баланс восстанавливается, а новый метод уже заложен в нашем мышлении с правильной формулой.
Знание, что любая задача имеет решение, убирает страхи и помогает преодолеть психологическую инерцию. Не сразу, конечно, постепенно, через тренировки, но чем больше решается задач через ТРИЗ, тем больше растёт личная уверенность. Задачи, которые разрывают шаблон, больше не кажутся чем-то завиральным.
Как разрешать парадоксы
Если генерировать их можно в одиночку, то решать лучше группой. Для этого отлично подходит мозговой штурм по ИКР, который очень хорошо сочетается с методом парадоксов.
Например, мы сформулировало парадокс: чем больше экскурсий, тем больше машин рабочие производят.
Ресурс: посетители
Как сам посетители делают так, что рабочие начинают выпускать больше машин? И сразу несколько вариантов: помогают в простых операциях, вносят предоплату за авто, которое еще на конвейере, а может среди них внимательный и талантливый инженер, который заметит недостатки в системе, предложив улучшения прямо во время экскурсии, за что получит вознаграждение и т.п.
Как парадоксы помогают ставить задачи
Стоит сформулировать несколько парадоксов, а затем применить метод мозгового штурма по ИКР, как уже формируется целый список задач, который можно решать. Учитывая, что все они направлены на одну проблему, то наше мышление гораздо быстрее находит ответ. Можно представить, что за короткий срок возникает большое количество указателей, которые показывают нам путь к сильному решению. Это фокусирует наше мышление и все ресурсы мозга туда, где и надо искать клад. И мы находим его!
Почему важно решать парадокс первым
Если до вас никто не решил этот парадокс, значит у вас будет конкурентное преимущество. Вы первые найдете сильное решение, внедрите его и получите все сливки. Пока остальные поймут, что к чему, пока внедрят у себя, пройдет время. А тот, кто первый сделал, будет продолжать получать дивиденды и удовольствие от решения сложной, ранее казавшейся нерешаемой задачи.
А теперь ваша очередь потренироваться и получить удовольствие
Задача 13:
Придумайте 3 парадокса по формуле: “Чем хуже, тем лучше”.
Лучше, если они будут связаны с вашей текущей деятельностью, тогда пользы будет гораздо больше!
Все вопросы и ответы к задаче по данному уроку пишите в комментариях в клубе: https://vk.com/wall-187623246_2026
С доверием к вам,
Алексей Благих
Оригинал статьи размещен здесь: https://blagih.ru/triz_paradoks_chem_huzhe_tem_luchshe/
Приемы (принципы) устранения системных (технических) противоречий
Различные списки изобретательских приемов
с начала XX-го века публиковались неоднократно. Авторы публикаций произвольно
включали в них те приемы, которые казались им наилучшими, не задумываясь
над природой этих приемов. Поэтому очень часто с приемами, направленными
на улучшение технических систем, соседствовали приемы, психологические,
совершенствующие деятельность человека, решающего задачу. Ни один из подобных
списков не получил сколько-нибудь заметного применения. Ситуация существенно
изменилась лишь в 50—60-х гг. с возникновением ТРИЗ, с появлением понятия
“техническое противоречие”.
Техническим (системным) противоречием
в ТРИЗ называется ситуация, когда попытка улучшить одну характеристику
технической системы вызывает ухудшение другой.
Например, при увеличении прочности конструкции самолета или ракеты
увеличивается ее вес, а повышение точности измерительного прибора приводит
к усложнению его схемы.
Анализ больших массивов патентной информации показал, что для устранения
примерно полутора тысяч наиболее часто встречающихся технических
противоречий имеется 40 наиболее сильных приемов, дающих эффективные
решения.
В творческой мастерской изобретателя приемы
играют роль первичного набора инструментов, и, чтобы пользоваться ими,
нужны определенные навыки. В простейшем случае изобретатель
просто просматривая перечень приемов (перебирая их по одному), ищет подсказку
в решении своей проблемы. Этот способ медленный, но вполне возможный.
Для более эффективной организации использования приемов разработана
специальная таблица, в которой по вертикали
располагаются характеристики технических систем, которые по условиям задачи
необходимо улучшить, а по горизонтали — характеристики, которые при этом
недопустимо ухудшаются. На пересечении граф таблицы указаны номера приемов,
которые с наибольшей вероятностью могут устранить возникшее техническое
противоречие.
Список приемов устранения технических противоречий
1. Принцип дробления:
а) разделить объект на независимые части;
б) выполнить объект разборным;
в) увеличить степень дробления объекта.
2. Принцип вынесения:
отделить от объекта “мешающую” часть (“мешающее” свойство) или, наоборот,
выделить единственно нужную часть (нужное свойство).
3. Принцип местного качества:
а) перейти от однородной структуры объекта (или внешней среды, внешнего
воздействия) к неоднородной;
б) разные части объекта должны иметь (выполнять) различные функции;
в) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее благоприятных
для ее работы.
4. Принцип асимметрии:
а) перейти от симметричной формы объекта к асимметричной;
б) если объект асимметричен, увеличить степень асимметрии.
5. Принцип объединения:
а) соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты;
б) объединить во времени однородные или смежные операции.
6. Принцип универсальности:
объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает
необходимость в других объектах.
7. Принцип “матрешки”:
а) один объект размещен внутри другого, который, в свою очередь, находится
внутри третьего и т. д.;
б) один объект проходит сквозь полости в другом объекте.
8. Принцип антивеса:
а) компенсировать вес объекта соединением с другим, обладающим подъемной
силой;
б) компенсировать вес объекта взаимодействием со средой (за счет аэро-
и гидродинамических сил).
9. Принцип предварительного антидействия:
а) заранее придать объекту напряжения, противоположные недопустимым
или нежелательным рабочим напряжениям;
б) если по условиям задачи необходимо совершить какое-то действие,
надо заранее совершить антидействие.
10. Принцип предварительного действия:
а) заранее выполнить требуемое действие (полностью или хотя бы частично);
б) заранее расставить объекты так, чтобы они могли вступить в действие
без затраты времени на доставку и с наиболее удобного места.
11. Принцип “заранее подложенной подушки”:
компенсировать относительно невысокую надежность объекта заранее подготовленными
аварийными средствами.
12. Принцип эквипотенциальности:
изменить условия работы так, чтобы не приходилось поднимать или опускать
объект.
13. Принцип “наоборот”:
а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное
действие;
б) сделать движущуюся часть объекта или внешней среды неподвижной,
а неподвижную — движущейся;
в) перевернуть объект “вверх ногами”, вывернуть его.
14. Принцип сфероидальности:
а) перейти от прямолинейных частей к криволинейным, от плоских поверхностей
к сферическим, от частей, выполненных в виде куба и параллелепипеда, к
шаровым конструкциям;
б) использовать ролики, шарики, спирали;
в) перейти от прямолинейного движения к вращательному, использовать
центробежную силу.
15. Принцип динамичности:
а) характеристики объекта (или внешней среды) должны меняться так,
чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы;
б) разделить объект на части, способные перемещаться относительно друг
друга;
в) если объект в целом неподвижен, сделать его подвижным, перемещающимся.
16. Принцип частичного или избыточного действия:
если трудно получить 100% требуемого эффекта, надо получить “чуть меньше”
или “чуть больше” — задача при этом существенно упростится.
17. Принцип перехода в другое измерение:
а) трудности, связанные с движением (или размещением) объекта по линии,
устраняются, если объект приобретает возможность перемещаться в двух измерениях
(т. е. на плоскости). Соответственно задачи, связанные с движением (или
размещением) объектов в одной плоскости, устраняются при переходе к пространству
в трех измерениях;
б) использовать многоэтажную компоновку объектов вместо одноэтажной;
в) наклонить объект или положить его “на бок”;
г) использовать обратную сторону данной площади;
д) использовать оптические потоки, падающие на соседнюю площадь или
обратную сторону имеющейся площади.
18. Принцип использования механических колебаний:
а) привести объект в колебательное движение;
б) если такое движение уже совершается, увеличить его частоту (вплоть
до ультразвуковой);
в) использовать резонансную частоту;
г) применить вместо механических вибраторов пьезовибраторы;
д) использовать ультразвуковые колебания в сочетании с электромагнитными
полями.
19. Принцип периодического действия:
а) перейти от непрерывного действия к периодическому (импульсному)
;
б) если действие уже осуществляется периодически, изменить периодичность;
в) использовать паузы между импульсами для другого действия.
20. Принцип непрерывности полезного действия:
а) вести работу непрерывно (все части объекта должны все время работать
с полной нагрузкой);
б) устранить холостые и промежуточные ходы.
21. Принцип проскока:
вести процесс или отдельные его этапы (например, вредные или опасные)
на большой скорости.
22. Принцип “обратить вред в пользу”:
а) использовать вредные факторы (в частности, вредное воздействие среды)
для получения положительного эффекта;
б) устранить вредный фактор за счет сложения с другими вредными факторами;
в) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть
вредным.
23. Принцип обратной связи:
а) ввести обратную связь;
б) если обратная связь есть, изменить ее.
24. Принцип “посредника”:
а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие;
б) на время присоединить к объекту другой (легкоудаляемый) объект.
25. Принцип самообслуживания:
а) объект должен сам себя обслуживать, выполняя вспомогательные и ремонтные
операции;
б) использовать отходы (энергии, вещества).
26. Принцип копирования:
а) вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого
объекта использовать его упрощенные и дешевые копии;
б) заменить объект или систему объектов их оптическими копиями (изображениями).
Использовать при этом изменение масштаба (увеличить или уменьшить копии);
в) если используются видимые оптические копии, перейти к копиям инфракрасным
и ультрафиолетовым.
27. Принцип дешевой недолговечности взамен долговечности:
заменить дорогой объект набором дешевых объектов, поступившись при
этом некоторыми качествами (например, долговечностью).
28. Принцип замены механической схемы:
а) заменить механическую схему оптической, акустической или “запаховой”;
б) использовать электрические, магнитные и электромагнитные поля для
взаимодействия с объектом;
в) перейти от неподвижных полей к движущимся, от фиксированных — к
меняющимся во времени, от неструктурных — к имеющим определенную структуру;
г) использовать поля в сочетании с ферромагнитными частицами.
29. Принцип использования пневмо- и гидроконструкций:
вместо твердых частей объекта использовать газообразные и жидкие: надувные
и гидронаполняемые, воздушную подушку, гидростатические и гидрореактивные.
30. Принцип использования гибких оболочек и тонких пленок:
а) вместо обычных конструкций использовать гибкие оболочки и тонкие
пленки;
б) изолировать объект от внешней среды с помощью гибких оболочек и
тонких пленок.
31. Принцип применения пористых материалов:
а) выполнить объект пористым или использовать дополнительные пористые
элементы (вставки, покрытия и т. д.);
б) если объект уже выполнен пористым, предварительно заполнить поры
каким-то веществом.
32. Принцип изменения окраски:
а) изменить окраску объекта или внешней среды;
б) изменить степень прозрачности объекта или внешний среды.
33. Принцип однородности:
объекты, взаимодействующие с данным объектом, должны быть сделаны из
того же материала (или близкого ему по свойствам).
34. Принцип отброса и регенерации частей:
а) выполнившая свое назначение или ставшая ненужной часть объекта должна
быть отброшена (растворена, испарена и т. д.) или видоизменена непосредственно
в ходе работы;
б) расходуемые части объекта должны быть восстановлены непосредственно
в ходе работы.
35. Принцип изменения физико-химических параметров объекта:
а) изменить агрегатное состояние объекта;
б) изменить концентрацию или консистенцию;
в) изменить степень гибкости;
г) изменить температуру.
36. Принцип применения фазовых переходов:
использовать явления, возникающие при фазовых переходах, например,
изменение объема, выделение или поглощение тепла и т. д.
37. Принцип применения теплового расширения:
а) использовать тепловое расширение (или сжатие) материалов;
б) использовать несколько материалов с разными коэффициентами теплового
расширения.
38. Принцип применения сильных окислителей:
а) заменить обычный воздух обогащенным;
б) заменить обогащенный воздух кислородом;
в) воздействовать на воздух и кислород ионизирующим излучением;
г) использовать озонированный кислород;
д) заменить озонированный кислород (или ионизированный) озоном.
39. Принцип применения инертной среды:
а) заменить обычную среду инертной;
б) вести процесс в вакууме.
40. Принцип применения композиционных материалов:
перейти от однородных материалов к композиционным.