Как называли сельских жителей которые несли повинности в пользу князя

Анонимный вопрос

13 ноября 2018  · 13,6 K

Какими правами в обществе они обладали?

Смерды – крестьяне которые несли повинности в пользу князя. При этом были лично свободными и экономически самостоятельными, могли передавать свое хозяйство по наследству, могли выступать в суде свидетелями.

Рядовичи – крестьяне, которые по каким то причинам (чаще всего из-за бедности) заключали с феодалом договор (ряд) и по этому договору работали.

Закупы – должники, которые должны были отработать долг, ссуду. Находились во временнойзависимости от феодала, в случае побега записывались в холопы, то есть полные рабы.

Холопы(другое название – челядь) – люди, попавшие в полную зависимость от феодала.

Изгои – это люди лишенные прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые. Чаще всего это были выкупившие себя холопы.

Педагог, музыкант, начинающий путешественник и немножко психолог

Существовали оброчные, барщинные и государственные крестьяне.
Оброчные – платили оброк, то есть дань, продуктами или деньгами.
Барщинные – принудительно и бесплатно работали на барина.
Государственные – по аналогии, работали на государство.

Только вот какой именно период истории Вас интересует?

Чем занимались средневековые крестьяне зимой?

Добрый день!

Замечательный вопрос! Попытаюсь ответить, ибо вопрос очень сложный, т.к. нужно определить категорию, о которой пойдет речь.

О «высших мира сего» и монахах, достаточно много информации, но я попытаюсь представить распорядок дня среднестатистического крестьянина (еще в полной мере не крепостного) в середине 13 века (ели нужно смогу пояснить, почему именно это время). Локация – северо-запад современной России или страны Балтии (несмотря на различия, «генеральная линия» просматривается). Многое завесило от времен года, но все же… Максим, возьмем крестьянку средних лет (а в то время это 22- 25 лет), замужнюю, с детьми (а без них-то как). Расписание летнее.

Подъем – с первыми лучами солнца. Подготовка к завтраку, а это было то, что осталось от условного «ужина». Очередное кормление грудью ребенка (детей). В руках веретено.

Пробуждение мужа, о собирание его на работу. Обыкновенно давали туесок, который, как это ни странно, отдаленно напоминал суши – в бересту заворачивали кашу с различными наполнителями. В руках веретено.

Уход за скотом. Дойка. Пусть это кажется странным, но молоко пили очень мало, в основном перерабатывали. Не забываем о том, что надой от коровы был до 6 – 9 литров в день (сейчас – до 60). Веретено ненадолго оставлено.

Как то так.

Отличный вопрос! Спасибо!

Прочитать ещё 4 ответа

Какая система управления государством существовала на Руси в ХI веке?

ИЗНАЧАЛЬНО – ОЧЕНЬ ГЛУПЫЙ ВОПРОС – тянет на жирный кол

В 11 веке никакой руси не было в принципе … до 1698 года на финоугорских землях с 1550 года командовала административным парадом голландская Ост-Индская компания – со столицей в городе Вологда ….. то есть – 150 лет на территории фино-угорских племён была фактически колониальная администрация …

В 1698 году в результате многочисленных медно-денежных бунтов – она покинула официально территорию фино-угорских земель …

А в 1700 году шведский король Карл-12 на территории шведско-финской Ингремландии объявил о появлении некоей Московской Тартарии и назвал цезаря этой Тартарии – хэра Питэра – голландского пирата Исакия ….

В 1770 году при правлении Аугусты Цербской Московская Тартария была переименована в Российскую Империю …

ЧТО было на фино-угорских землях до 1550 годов – трудно сказать – так как все артефакты того периода в эпоху псевдо-Романовых были старательно уничтожены …. впрочем и другие документы до 1700 года тоже старательно уничтожались ……!

Прочитать ещё 3 ответа

К чему привело крещение Руси?

Родился в Ленинграде. История, Живопись, Краеведение, Спорт, Кино.

В Византии император олицетворял собой Верховного Защитника всех православных народов. Приняв крещение от византийцев ,князь Владимир включил Русь в “орбиту византийской государственности”.

Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство Древнерусского государства.

Прочитать ещё 16 ответов

Почему Россию называют Русь? Какое отношение имеет Россия к Киевской Руси?

Во-первых, но в одном историческом документе не зафиксировано названия “Киевская Русь”. Это исключительно выдуманное советское кабинетное название. Да и сам Киев был потом, а сначала был Новгород. И почти все киевские князья были из Новгорода, Ростово-Суздальской земли, они просто военным путём захватывали Киев, начиная с Олега. А во-вторых, прямых наследников древней Руси нет. Но Россия, а точнее Великое княжество Московское в большей степени можно было назвать наследником, т.к. в тогдашней Москве сохранилась древняя династия Рюриковичей, которая предъявляла претензии на своё наследство. Ну и почему-то именно в России были найдены сказания и былины древней Руси, пословицы и поговорки, связанные с именем ” Русь”. Всё это сохранилось только в народной памяти великороссов. Народная же память сознательных украинцев сохранила только более поздние казацкие думы. А вот народные сказания, пословицы, сказки, связанные с древностью, с Русью – нет. Такое ощущение, что после Батыева нашествия земли нынешней Украины заселили каким-то другим, чужим народом с чужим менталитетом. Вобщем, в полной степени ни одна из стран не является наследником Древней Руси. И самая далёкая от Руси это Украина. Украина дальше всех ушла от Руси.

Прочитать ещё 7 ответов

Источник

Смердами на Руси в IX—XIV веках называли обычных крестьян-землепашцев. Слово «смерд» индоевропейского происхождения. Оно является несколько видоизмененным вариантом лексемы «смурд» (или «сморд»), которая означала «простой человек» или «зависимый человек».

Права смердов

Смерды – изначально свободные жители деревень. Позднее они были закрепощены и стали принадлежать князьям. Смерды относились к низшим слоям русского общества, но не были такими же бесправными и зависимыми, как холопы. Они могли иметь свой собственный земельный надел, но были обязаны также обрабатывать и землю помещика. При этом цена жизни и смерда, и холопа была одинакова. Официальный штраф за убийство любого из этих людей – 5 рублей.

После принятия Русью христианства появилось и другое наименование смерда – «крестьянин», что означает буквально «христианин». Смерд – более языческое понятие. При этом оно очень долго использовалось на Руси и постепенно стало приобретать негативный характер. Так стали презрительно называть простолюдинов.

Смерды несли воинскую повинность. Они могли либо лично участвовать в боевом походе в качестве пеших воинов или всадников, либо «откупиться» поставкой лошадей для конницы.

Смерды владели имуществом, поэтому самые зажиточные могли себе это позволить. Также они входили в состав сельской общины. Если одного такого землепашца убивали, все, чем он владел, делили между собой члены общины (согласно «Русской правде»).

Смерды могли передавать свое имущество по наследству сыновьям. За неимением последних земельный надел после смерти смерда переходил князю. В Новгородской республике смерды были государственными, поэтому обрабатывали государственную землю. Князь при этом мог их подарить церкви или монастырю, тогда крестьяне должны были работать уже на церковников.

Холопы и их права

Холопами называли самое бесправное население не только деревень, но и городов (весей). Холоп, таким образом, мог жить не только в сельской (как смерд), но и в городской местности. В отличие от смерда холоп был абсолютно бесправен. Он практически являлся рабом. Рабское положение холопов было отменено только Петром I в 1723 году.

Читайте также:  Порядок удержания в пользу государства

Холопы были рабами из местного населения. Другую категорию рабов – челядинов – князья приобретали во время завоевательных походов на соседние или удаленные земли. Челядин – это раб-иноземец. Он был еще более бесправен, нежели холоп. Практически приравнивался к вещи.

Рабское положение холопа отражалось во многих юридических моментах. Такой человек целиком и полностью принадлежал помещику. Последний имел полное право убить своего холопа за какой-то проступок. За это его никто не смел осудить. Если же феодал убивал чужого холопа, он платил штраф, как за порчу чужого имущества. Также холопы не имели земельных наделов или какой-либо другой ценной собственности.

Холопами становились за проступки, преступления, долги, по праву рождения или в результате венчания (замужества). Если князь серьезно за что-то разгневался на крестьянина, он мог отнять все его имущество и вместе с семьей перевести в ранг холопов («Русская права»). Торговец-растратчик, не способный сполна выплатить свой долг, «продавал себя в холопы». И конечно, дети холопа с первого дня жизни являлись холопами. Свободная женщина, выйдя замуж за такого человека, становилась холопкой.

Эти люди выполняли всю работу в домах господ и обрабатывали их землю наряду со смердами. Им отводилась вся самая грязная, «черная» работа в доме. Но иногда холопы обучались и ремеслам, что не происходило со смердами (они были сугубо землепашцами). Холопами вовсю торговали. Чем умелее был такой работник, тем выше была на него и цена. Если холоп был полезен господину и хорошо исполнял свою службу, владелец по желанию мог отвести своему рабу отдельное жилье или даже подарить вольную (отпустить на свободу).

Разряды холопов

Господские холопы подразделялись на классы согласно умениям и способностями, которыми они обладали. Так называемые «большие холопы» были в некотором смысле привилегированными рабами. Они выполняли более ответственную работу (ключники, управляющие) и могли руководить «меньшими» холопами. Последние исполняли всю черновую работу: были пекарями, тонкопрядильцами, конюхами, пастухами, плотниками и пр. Они же являлись домашней прислугой. «Малых» холопов, обладающих какой-то полезной профессией, называли «деловыми людьми».

Отдельную категорию составляли так называемые «боевые холопы». Они сопровождали господина в военном походе и отбирались из числа «больших» холопов. Эта категория населения составляла основную часть войска и вооруженной охраны князя. По сравнению с другими классами холопов она была достаточно привилегированной, чем-то средним между крестьянами и дворянами.

В число боевых холопов часто попадали дети обедневших бояр, поэтому эта категория «служивых» имела больше прав, чем холопы-чернорабочие и управляющие. Из имущества воины могли иметь лошадь (иногда двух) и полное боевое снаряжение.

Переход в другое сословие

После отмены крепостного права (начиная с 1861 года) начал формироваться новый класс – мещанство. Этим словом называлось городское население самого низшего ранга. Мещанами становились вольноотпущенные благодаря крестьянской реформе смерды и боевые холопы, освобожденные по какой-то причине от своих воинских обязанностей (например, за долгую самоотверженную службу).

Мещане были не только свободными, но еще и налогооблагаемыми гражданами. Они могли иметь лавку, заниматься ремеслами, продавать плоды своего труда на рынке, но обязаны были при этом платить налог. Екатерина II официально закрепила статус мещанства в «Жалованной грамоте городам» от 1785 года. Мещане стояли на ступеньку ниже купцов, но также считались «правильными» городскими обывателями. Они владели большей частью городского недвижимого имущества.

Класс мещан также постоянно претерпевал изменения. Одни мещане не хотели или не могли платить налоги, поэтому становились крестьянами. Другие получали образование и поднимались на ступеньку выше – переходили в категорию разночинцев. Так русское общество постепенно все сильнее расслаивалось, и многие представители низших слоев населения страны получали новые возможности.

https://russian7.ru/post/smerdy-i-kholopy-kak-zhili-nizshie-…

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

Источник

Разбираемся ниже.

Вы только что успешно прошли этот тест. Вы большие молодцы, если захотели пойти дальше и узнать развернутые ответы на вопросы теста.

Начнем!????

Ярослав Мудрый — один из самых успешных князей на киевском престоле. Хоть и взошел на него кровавым путем (об этом я писала здесь).

Что он успел сделать для внешней и внутренней политики Древней Руси. На главных тезисах остановлюсь кратко.

1) Время правления князя — расцвет Древнерусского государства. Стремясь укрепить порядок и законность в государстве, Ярослав положил начало созданию письменного свода законов, который получил название «Правда Ярослава» или «Русская Правда»

Правильный ответ на 1 вопрос теста — 1016 г. Именно этой датой ознаменовывается начало подготовки законов на Руси.

2) Годы правления Ярослава Мудрого — 1019 — 1054 гг

Поэтому на 2 вопрос теста о том, какое из событий произошло раньше всех, необходимо было ответить — призвание варягов.

По датам это: Призвание варягов — 862 г., начало правления Ярослава Мудрого — 1019 г., начало правления княгини Ольги — 945 г., а создание «Русской правды» — 1016 г.

3) При Ярославе Мудром сложились более четкие правила управления государством. Он больше не был «первым среди равных» князей, а полноправным правителем государства — великим киевским князем.

При нем сложилась и закрепилась официально следующая статусная модель общества:

Во главе государства — князь

Ниже статусом — дружина, которая делилась на старшую и младшую. В старшую входили бояре, а в младшую — купцы, верхушка духовенства и члены местного самоуправления.

Средний слой населения состоял из:

Люди — свободные землевладельцы, объединенные в общину

Смерды — сельские жители, которые несли повинности в пользу князя

Закупы — разорившиеся общинники. Как только выплачивали долг. становились свободными.

Рядовичи — люди, которые заключили договор — ряд с господином и соглашались работать и жить у него на определенных условиях.

В низший слой населения входили холопы (челядь) — бесправный слой. Работали на князя и владельцев вотчин. Холопство передавалось по наследству.

На 5 вопрос теста необходимо было ответить «вотчина», поскольку поместьем владеть начали намного позже и не бояре, а помещики. Барщина — это специальный налог, который будет взиматься с людей уже в царское время. А «вотчина» — это земельный удел, который мог передаваться по наследству, а также часто выступал в качестве подарка князя своей дружине.

На 6 вопрос необходимо было ответить «рядовичи», поскольку казаки, дьяки и вотчинники — термины более поздних периодов становления российской государственности.

4) «Правда Ярослава» предусматривала строгие наказания за драки, убийства, телесные повреждения, оскорбления, обман и т.д. Однако сохранила пережитки родового строя, в частности, право кровной мести родственников за убитого человека.

Главной особенностью документа стало закрепление равного положения всех слоев государства перед законом. Это правильный ответ на 7 вопрос теста.

5) Как развивалась внешняя политика при Ярославе Мудром?

Укреплялись южные рубежи, строились первые города-крепости; в 1036 году — были полностью разгромлены печенеги. Их набеги прекратились; мирные договоры были заключены с поляками и византийцами. Сын Ярослава женился на дочери византийского императора Константина Мономаха.

Именно при Ярославе формируется древнерусская народность, складывается русский язык. Народ перестал отождествлять себя с определенным племенем и стал звать себя «русским»

Главная причина расцвета Древней Руси — это окончательная победа над печенегами. Русь переживала свои «тучные» времена. Это ответ на 8 вопрос теста.

Напишите в комментариях, нравятся ли вам подобные разборы или лучше делать отдельные статьи без привязки к тесту.

Мне правда важно ваше мнение. Спасибо!

Источник

Какими правами в обществе они обладали?

Читайте также:  Шоколад в пакетиках польза и вред

Анонимный вопрос  ·  13 ноября 2018

12,7 K

Смерды — крестьяне которые несли повинности в пользу князя. При этом были лично свободными и экономически самостоятельными, могли передавать свое хозяйство по наследству, могли выступать в суде свидетелями.

Рядовичи — крестьяне, которые по каким то причинам (чаще всего из-за бедности) заключали с феодалом договор (ряд) и по этому договору работали.

Закупы — должники, которые должны были отработать долг, ссуду. Находились во временнойзависимости от феодала, в случае побега записывались в холопы, то есть полные рабы.

Холопы(другое название — челядь) — люди, попавшие в полную зависимость от феодала.

Изгои — это люди лишенные прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые. Чаще всего это были выкупившие себя холопы.

Педагог, музыкант, начинающий путешественник и немножко психолог

Существовали оброчные, барщинные и государственные крестьяне.
Оброчные — платили оброк, то есть дань, продуктами или деньгами.
Барщинные — принудительно и бесплатно работали на барина.
Государственные — по аналогии, работали на государство.

Только вот какой именно период истории Вас интересует?

Общие положения о крестьянах вышедших из крепостной зависимости 1861 кратко?

Всего в Положении 207 пунктов.

Вот самые основные:

  1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда.

  2. Крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу.

  3. Крестьяне, за отведенный на основании предыдущей статьи надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные <…> повинности: работою или деньгами. <…>

  4. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведование общественными делами предоставляется миру и его избранны

  5. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право наравне с другими свободными сельскими обывателями:

Как и по каким критериям во времена рекрутской повинности происходил выбор крестьянина-новобранца, которого отправляли от общины на службу?

Рекруты выбирались общиной, то есть не происходило выбора рекрута со стороны армейских офицеров, но они были обязаны принимать «кого отдатчики в отдачу объявят и поставят». А крестьяне-общинники часто старались сдать в рекруты буйных и вообще бесполезных для общины людей. Это значит, что старались также не отдавать в рекруты, например, единственного мужчину в семье, а учитывать и такие факторы. Однако зачастую рекрутов просто выбирал помещик, редко считавшийся с интересами своих крестьян. Кажется, подобные моменты — попытки возвращения из рекрутчины несправедливо затянутых в неё, освещались, в частности, Некрасовым.

Прочитать ещё 1 ответ

На каких языках говорили князья Киевской Руси (конкретно по персоналиям)?

Маркетолог, индастриал-музыкант, мамкин угнетатель

Вообще, странный вопрос. Точных данных по этому поводу нет, так что, я дальше буду фантазировать. Не дублируйте это в своих контрольных работах по истории, ленивые школьники!

Рёрик, Хёльги и Ингварр — вероятно, говорили на одном из древнескандинавских диалектов, поскольку со славянами едва ли пересекались настолько плотно, чтобы подхватить язык, а в греческом и латыни, например, не нуждались.

Ольга, вероятно, знала греческий или латынь, в добавок к какому-то скандинавскому, поскольку приняла христианство (=читала либо слушала проповеди) и как-то общалась с византийским императором. Я склоняюсь к греческому. Могла знать славянский, но это не точно.

Святослав и Владимир уже должны были говорить на киевском диалекте восточно-славянского языка, а также должны были знать вышеупомянутый скандинавский язык для общения с дружиной. Могли также знать греческий, поскольку поддерживали контакты с Византией.

Ярослав, судя по обладанию легендарной библиотекой и прозвищу «тесть Европы», был либо полиглотом, либо имел солидный корпус толмачей. Если склоняться к первому варианту, то он должен был знать, как минимум, киевский диалект восточнославянского, ставший в конце его правления койне на Руси, некий скандинавский (вероятно, древненорвежский), греческий и латынь.

Изяслав-Дмитрий, кроме славянского, точно знал латынь, поскольку состоял в переписке с папой римским и использовал в отношении себя титул «Demetrius, rex Ruzenorum«.

Всеволод Ярославович, инфа сотка, знал также греческий, латынь, шведский (и/или норвежский) и немецкий.

Про Святополка Изяславовича не известно толком ничего. Подозреваю, что он владел славянским, греческим и латынью.

Владимир Мономах точно владел славянским разговорным, старославянским книжным и греческим, из которого тягал модные словечки типа «архонт Русии». Поскольку, в целом, он был человеком крайне образованным и тяготеющим к знаниям, на этих трех языках он не ограничивался и, вероятно, владел латынью и какими-то германскими языками.

Мстислав-Гаральд-Теодор, также владел двумя славянскими языками и, судя по его внешнеполитическим контактам, как минимум, латынью в придачу.

Дальше идет адская чехарда из множества князей, которые правят буквально по 2-3 года, а многие — еще меньше, хаотично меняются и не ведут внешней политики, потому едва ли кого-то интересуют. Скорее всего, кроме устного киевского диалекта, они владели также книжным старославянским, греческим и/или латынью, но это не точно.

Прочитать ещё 7 ответов

Как в середине 19 века происходил переход из сословия в сословие?

Являюсь специалистом по темам — политология, социология, история. Увлекаюсь как…

Насколько я знаю, из дворянского сословия (если речь о наследуемом дворянстве) особого выхода не было, только через лишение состояния (или гражданскую казнь), но тогда человек автоматически оказывался в статусе человека вне сословия (на время наказания), позже же жил либо как мещанин, либо как крестьянин. Дети духовенства могли стать разночинцами, то есть людьми без определенного статуса, если отказывались идти по духовной линии и принимать сан или теми же мещанами. Стать мещанином можно было, проживая в городе и имея там собственность, занимаясь ремеслами или мелкой торговлей и платя подать (предоставляя рекрутов), взнос в купеческую гильдию делал человека членом купеческого сословия. Вообще, кстати, духовенство иликазачество не имела собственно говоря «сословных» прав. Они имели преференции только пока служили (если были священниками или казаками) и если оказывались лишены сана или изгнаны из реестра, то превращались опять-таки в мещан или крестьян. Дети ненаследуемых дворян тоже дворянами не становились, соответственно у них тоже был выбор. Вообще сер. 19 века — это уже время, когда шел по сути распад сословного общества, количество «разрядов» населения увеличивалось, перегородки рушились, их приходилось поддерживать искусственно, законодательным путём.

Прочитать ещё 4 ответа

Источник

Тест по Древней Руси и Феодальной раздробленности на Руси

Новгород был феодальной республикой. В чём это выражалось?

1. власть сохранялась за вече;

2. Новгород выбирал князя на княжество;

3. новгородское население делилось на граждан и не граждан;

2. В период феодальной раздробленности на Руси князья обладали правом:

1. сбора налогов;

2. объявлять войну и заключать мир;

3. вершить суд;

4. верны все ответы.

3. В период феодальной раздробленности Боярская дума представляла совет при князе:

1. со старшими дружинниками и боярами;

2. с окольничими и думными дьяками;

3. с думными дворянами и дьяками;

4. с купцами.

4. Боярская дума в древней Руси — это:

1. городское самоуправление;

2. совещательный орган при князе;

3. законодательный орган;

4. прообраз парламента.

5. Определите причины феодальной раздробленности на Руси:

1. слабость экономических связей при господстве натурального хозяйства;

2. была создана система обороны страны и бояре не нуждались в помощи великого князя;

3. города и бояре начали приглашать к себе князей на княжение;

4. верны все ответы.

6. Каковы были последствия феодальной раздробленности на Руси:

Читайте также:  Напиток с молоком вред или польза

1. Русь потеряла свою независимость;

2. произошёл спад экономического развития;

3. начались междоусобные войны;

4. произошёл расцвет Руси.

7. К единению князей призывал автор:

1. “Моление Даниила Заточника”;

2. “Слова о полку Игореве”;

3. “Сказание о погибели Русской земли”;

4. Былины об Илье Муромце.

1. Даты 862 г., 882 г. связаны:

1. с ключевыми событиями образования Древнерусского государства

2. с борьбой Древней Руси с хазарами

3. с княжением Ярослава Мудрого

4. с походами Владимира Мономаха

2. 988 год — это год:

1. призвания на Русь варягов

2. крещения Руси

3. объединения Киева и Новгорода

4. битвы на реке Калке

Какое из событий произошло позже всех других?

1. восстание древлян

2. крещение Руси

3. призвание варягов

4. объединение Киева и Новгорода

Какое из событий произошло позже всех остальных?

1. крещение Руси

2. Невская битва

3. Куликовская битва

4. призвание варягов

5. Княжение Ярослава Мудрого относится:

1. к XI в.

2. к VIII в.

3. к XIII в.

4. к XIX в.

6. Любечский съезд князей, принявший решение: «Каждый да держит отчину свою», — состоялся:

1. в 1097 г.

2. в 988 г.

3. в 1240 г.

4. в 1223 г.

Проверяем знание фактов

Какой князь объединил Киев и Новгород в IX в.?

1. Рюрик

2. Святослав

3. Олег

4. Ярослав Мудрый

2. Слова летописца: «Ты, князь, ищешь чужой земли, а свою покинул» — обращены к князю:

1. Святославу

2. Олегу

3. Владимиру Мономаху

4. Игорю

3. Храм Св. Софии был возведен в Киеве в XI в. в честь разгрома:

1. печенегов

2. монголо-татар

3. шведов

4. немцев

4. Создание первого письменного свода законов Древней Руси — Русской Правды — связано с именем князя:

1. Юрия Долгорукого

2. Александра Невского

3. Ярослава Мудрого

4. Олега Вещего

5. К памятникам зодчества Древней Руси IX— XII вв. относятся:

1. Десятинная церковь в Киеве

2. Троице-Сергиев монастырь

3. храм Василия Блаженного

4. храм Святой Софии в Киеве и Новгороде

6. «…Откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве начал первым княжить» — этими словами начиналась (лось):

1. «Задонщина»

2. «Повесть временных лет»

3. «Поучение детям»

4. «Слово о полку Игореве»

7. Установите соответствие между именами князей и связанными с ними событиями:

Ярослав Мудрый
Владимир Святославич
Олег
Владимир Мономах
объединение Киева и Новгорода
разгром половцев
крещение Руси
составление Русской Правды

Применяем основные понятия и термины

1. Полюдьем в древности называли:

1. походы в Византию

2. походы против кочевников-степняков

3. форму взимания дани с подвластного населения

4. сход общинников

2. Зависимое население Древней Руси, близкое по своему положению к рабам, называлось:

1. холопами

2. смердами

3. рядовичами

4. закупами

3. Община у восточных славян называлась:

1. вервью

2. вирой

3. полюдьем

4. пожилым

4. Свод законов Древней Руси — это:

1. Русская Правда

2. Судебник

3. «Домострой»

4. Стоглав

5. В Древней Руси сельские жители, которые несли повинности в пользу князя, назывались:

1. волхвами

2. посадниками

3. рекрутами

4. смердами

Источник

Картина «Косцы (Страдная пора)». Художник Г. Г. Мясоедов. 1887 г.

В Московском государстве (напомню, что речь идет о XIV-XVI вв.) основной массой населения вообще и зависимого населения в частности были крестьяне.

Зависимость выражалась в экономическом принуждении крестьянина к труду на феодала (князя, боярина, дворянина, церкви), который захватил основное в те времена средство производство — землю.

Правовой статус крестьян

Крестьяне делились на две категории: черносошных (или чернотяглых) и владельческих. Отличия были не только в названии, но и в правовом статусе.

Чернотяглые крестьяне жили на землях, не отданных какому-либо феодалу. Эта категория земель принадлежала непосредственно князю. Иными словами, чернотяглые крестьяне жили во владениях великих и удельных князей.

Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам.

На протяжении всего XV века шел процесс прикрепления к земле чернотяглых крестьян и усиленное закрепощение владельческих.

Черносошные крестьяне прикреплялись к земле через заключение договоров между князьями о непринятии на свои земли чужих тяглых людей.

Закрепощение владельческих крестьян осуществлялось через прикрепление их к определенной вотчине или поместью, постепенное ограничение возможности выбора господина и перехода от одного хозяина к другому.

Читайте также:«Хроники крепостного права: от установления до отмены».

Особенно на окончательном закрепощении крестьян настаивали мелкие феодалы.

Крестьяне, имея возможность переходить от одного владельца к другому, старались найти место, где жить было бы полегче. Такими местами обычно оказывались крупные вотчины. Соответственно мелкие феодалы страдали от оттока крестьян со своих земель.

Организованное закрепощение началось с того, что князья особыми грамотами закрепляли за определенными владельцами определенные группы крестьян.

Одними из первых были прикреплены старожильцы — крестьяне, долгие годы жившие на земле одного феодала, платившие в его пользу стандартные феодальные повинности и тягло государству. Старожильцы пользовались уважением и почетом, осуществляли суд по мелким делам.

В спокойные и тихие времена уходить с насиженного место у них не было повода.

Противоположность старожильцам — новопорядчики (новоприходцы). Чаще всего это были крестьяне, бежавшие от других феодалов. Поскольку феодалы нуждались в притоке рабочей силы, таких крестьян они охотно принимали в свои вотчины и поместья.

Новопорядчики были освобождены от государственного тягла, а иногда даже от феодальных повинностей. Новоприходцы иногда получали от помещика подмогу или ссуду. Перейти к другому феодалу они могли только расплатившись с прежним. После многолетнего проживания на одном месте новопорядчик становился старожильцем.

Еще была группа крестьян, которых называли серебряниками. Это были люди, которые взяли у феодала ссуду деньгами — «серебром». Расплачиваться с такими долгами часто было трудно из-за высоких процентов. Поскольку серебряник до уплаты долга не мог уйти от хозяина, то выход к другому владельцу был практически невозможен. Если только новый владелец, переманивший крестьянина, не уплатит за него серебро и тем самым «откажет» у предыдущего господина.

Другой группой крестьян были половники. Это были бедняки, которые не имели своей земли и поэтому пахали на своих лошадях господскую землю, отдавая взамен половину урожая (отсюда и название).

Виды крестьянских повинностей

Можно выделить два традиционных вида повинностей — уплата оброка и отработка на барщине.

Оброк — это плата за пользование землей. Могла носить как денежный характер, так и натуральный. В разных землях оброк был разный. Он мог состоять либо из части урожая, либо из определенного количества продуктов с выти (тяглой единицы).

Барщина — это личная работа крестьянина в хозяйстве вотчинника или помещика. Она могла быть либо дополнением к оброку, либо его заменой. В основном барщина имела место на плодородных землях.

Митрополит Киприан в грамоте Константиновскому монастырю 1391 г. писал, что крестьяне, отбывая барщину,

«…церковь наряжали, двор тынили, хоромы ставили, пашню пахали на монастырь взгоном, убирали хлеб и сено, прудили пруды, сады оплетали, на невод ходили, хлебы пекли, пиво варили, лен пряли».

Судебник считал барщину явлением общим и вполне законным, обозначая ее термином «боярское дело».

Жизнь крестьян была тяжелой, но самое трудное их ждало впереди.

———————————-

Понравилась статья?

  • Ставьте лайк и подпишитесь на канал «Российская юридическая история», чтобы не пропустить новые материалы.
  • Тех, кто интересуется современным правом, я приглашаю в мою группу «ВКонтакте». Там мы ищем правовые смыслы современности.

Источник

Источник