Как называется польза в старину

Зелье и зелейники
Первые русские врачи — это «лечьцы» из монахов. В Московском государстве XVI века уже существовало разделение медицинских профессий. Их было более десяти: лекари, дохтуры, костоправы, повивальные бабки… В том числе зелейники.
Зелейники в зелейных лавках отпускали зелье (лекарство). Не просто продавали, они готовили настойки, порошки, мази и были сведущими в этом деле людьми. В рукописных лечебниках того времени встречается описание разнообразных лекарственных форм: «питие», «порохи», «мазуни», «пластыри» — и указывается количество применяемых лекарств в зависимости от возраста больного. Этими рукописями пользовались зелейники. Они изучали действие и качество лекарств. (Ещё в Древней Руси широко известны были солодковый корень, цветы шиповника, можжевеловые ягоды, валериана. Лиственничная губка — противотуберкулёзное средство — даже вывозилась из Новгорода за границу, как и кора ясеня — противомалярийное. Багульник использовался как противопаразитарное средство, чтобы уснуть — принимали «мак снотворный», от простуды — чеснок и лук. Чесночная вода применялась для обмывания при эпидемиях и дизентерии.)
В писцовых книгах (в них велась перепись домовладений для установления оброка) в Пскове в 1585 году значатся три зелейника. Зелейные лавки и ряды были в Москве, Серпухове, Коломне и других городах.
И вот приехал Джеймс Френчем
Известно, что в Кремле в 1581 году в правление Ивана Грозного появилась аптека для царской семьи, устроенная с царской роскошью: аптечная посуда была из шлифованного хрусталя, «витрины из серебра»… Появилась она в связи с приездом на госслужбу лейб-медика английской королевы Роберта Якоби с группой фармацевтов (так стали называть врачей, которые совершенствовались в аптечном искусстве и избрали местом деятельности аптеку). История сохранила только имя Джеймса Френчема, хотя, возможно, и до него имелись иностранные аптекари и аптеки. В показаниях по делу Лжедмитрия, например, свидетелем проходил старый голландский аптекарь Арент Классен, служивший до этого «сорок лет в великокняжеской аптеке».
Аптека для населения была открыта в Москве в 1672 году. Лекарства там продавались по установленной цене, которая обозначена была в «указной книге» — первой аптекарской таксе. «…Указал великий государь построить аптеку для продажи всяких лекарств всяких чинов людям по указной книге». Имелась «палата для составления лекарств», «палата для сосудов и лекарств», поварня, «перепускная» (лаборатория), сушильня для трав. В штате были аптекари, врачи, алхимисты, дистилляторы, лекарские и аптекарские ученики. Такой штат объяснялся тем, что готовили не только сложные лекарства (до 20 ингредиентов), но и сырьё для них. При аптеке организована была продажа спирта и вина: «без вина и пива лекарства хотя и давати и в том мало пользы бывает, лекарству только трата».
Алхимисты Шилов и Ананьин
В конце XVI — начале XVII века появился Аптекарский приказ (точной даты его создания нет). В задачи приказа входило наблюдение за лечением царя и его семьи, за лекарствами в царской аптеке и за деятельностью приглашаемых врачей иностранцев. Позднее он стал государственным административным учреждением, ведавшим всем медицинским и аптекарским делом в России.
Аптекарским приказом была открыта школа, куда набрали из стрельцов и стрелецких детей 30 учеников. В числе прочих дисциплин они изучали медицинскую ботанику, фармакологию и фармацию «практическую». С приёмами приготовления лекарств ученики знакомились в аптеках и аптекарских огородах. (Аптечные огороды создавались для удовлетворения аптек в сырье). В это время широко применялись водки из растений (настойки), вода из цветов и трав (настои), эликсиры, сборы, масла, бальзамы, пилюли, отвары, порохи (порошки), сиропы, пластыри, соки, растирания, свечи… Для приготовления лекарства использовались обычно перегонка, выпаривание, процеживание, измельчение, смешивание. Вот рецепт изготовления пластыря: «Взять чистого белого ладана, воску, чистого масла деревянного — поровну. Ладан истолкши мелко, а воск исстрогать. Над огнём сварить и как то всё соединитца, застудить и оное намащать на чистую ветошку. Прикладывать к ранам».
На выпускников школы, открытой Аптекарским приказом, первых русских «алхимистов» Тихона Ананьина и Василия Шилова возложили приготовление лекарств и заведование запасами лекарственных средств. Они не только работали в аптеке, но и выезжали на закупку и заготовку сырья, обучали других аптечному искусству. Ананьин обучил своих сыновей.
Указ о восьми аптеках
С постановкой аптекарского дела Пётр I ознакомился во время своего пребывания в Голландии, а также в Англии, в Германии и Франции. И в 1700 году им были учреждены первые военные аптеки.
В 1701 году для расширения аптечного дела Пётр издал указ: «…быть на Москве вновь осьми аптекам и построить те аптеки на больших просторных и многолюдных улицах.., а в зелейному ряду, что в Китай-городе, а также и по всем улицам и перекрёсткам, лавкам, в которых продавались непотребные к употреблению травы и зелье, будто бы вместо лекарств, не быть, и те по улицам и перекрёсткам сломать…».
С изданием этого указа (об открытии 8 частных аптек и запрете продажи лекарств в зелейных лавках), по сути, была введена аптечная монополия, устраняющая конкурентную борьбу между аптеками и лавками и между самими аптеками. В каждом районе разрешалось открыть только одну аптеку.
«Всякий русский или иностранец, который пожелает вести вольную аптеку, с разрешения правительства получит безденежно необходимое для сего место и жалованную грамоту на наследственную передачу сего заведения». (Наряду с частными предполагались и казённые, принадлежащие государству.)
Первая грамота на открытие вольной аптеки в 1701 году выдана была Иоганну Грегориусу, аптекарю Аптекарского приказа. Он открыл её в Ново‑Немецкой слободе (Аптекарский переулок, где именно неизвестно). Вторая грамота, месяц спустя после Грегориуса, была пожалована доктору медицины Даниилу Алексеевичу Гурчину, который служил в «царской» аптеке и по поручению Петра написал две работы — «Аптека обозная или служивая», «Аптека домовая». Он открыл свою аптеку на Мясницкой.
Последующие владельцы перенесли аптеку Гурчина в Китай-город на Никольскую улицу. В 1832 году её купил выходец из Пруссии Карл Феррейн. В 1896 году для неё было построено новое роскошное здание (архитектор А. Э. Эрихсон), в котором в советское время находилась всем известная аптека № 1. И город так к ней привык, что и теперь нет москвича, который, проходя мимо этого здания по нынешней красивой и уютной Никольской, не вздохнул бы: «А всё-таки жаль, что теперь здесь не аптека, а какие-то платья…»
ÀèÔ 39
Ïî ãîðèçîíàëè:
1. «Óçäà è øïîðû íàøåé ëåíè»
èç 10 áóêâ
Òðóäà òóãàÿ äèñöèïëèíà, óçäà è øïîðû íàøåé ëåíè, ëåêàðñòâî ëó÷øåå îò ñïëèíà è îò èçëèøíèõ ðàçìûøëåíèé òàêàÿ ìåðçîñòü! / Ãàðèêè íà âñå âðåìåíà. Èãîðü Ãóáåðìàí5. «Ñìåñèòåëü» êîêòåéëåé
èç 6 áóêâ
9. ×üÿ áèîãðàôèÿ ëåãëà â îñíîâó ôèëüìà Ðýéôà Ôàéíñà ñ ó÷àñòèåì Ðàâøàíû Êóðêîâîé
èç 6 áóêâ
10. Ïèñàòåëü ñ êðèìèíàëüíûì ïðîøëûì, ñíÿâøèéñÿ â «Áåøåíûõ ïñàõ» ó Êâåíòèíà Òàðàíòèíî
èç 6 áóêâ
11. Àíòàãîíèñò òðèóìôà
èç 6 áóêâ
12. Çàùèòíèê â âîëåéáîëå
èç 6 áóêâ
13. «Òàíãî » èç ðåïåðòóàðà Àëåêñàíäðà Âåðòèíñêîãî
èç 8 áóêâ
16. Ïîèñêîâèê óëèê
èç 11 áóêâ
18. «Çåë¸íàÿ ìóçà» Âèíñåíòà Âàí Ãîãà
èç 6 áóêâ
19. Êàíäàëû èç ïðîøëîé æèçíè
èç 5 áóêâ
20. Îáùèé, íî íå âàãîí
èç 4 áóêâ
26. Íàø ôðåãàò, ó÷àñòâîâàâøèé â ïåðâîì â èñòîðèè áîå ïàðîâûõ ñóäîâ
èç 8 áóêâ
29. Êàêîå ñóäíî «íåáî êîïòèò»
èç 7 áóêâ
30. Íà êàêîì âóëêàíå Òèìóð Ðîäðèãåç ñäåëàë ïðåäëîæåíèå áóäóùåé æåíå
èç 4 áóêâ
31. Áàðàáàí äëÿ ìîëèòâû ó êàëìûêîâ
èç 5 áóêâ
Ïîõîæå, ÷òî ñëîâî âçÿòî èç ñòàðîãî ñëîâàðÿ, ãäå îíî íàïå÷àòàíî ñ îøèáêîé: ÊÓÐÄÓ, ÊÞÄÐÅ – Êàëìûöêèé ëàìàéñêèé ñíàðÿä äëÿ ìîëèòâû, â ðîäå áàðàáàíà ñ ëåáåäêîþ, êîòîðûé âåñü èñïèñàí ìîëèòâîé, âåð÷åíèå – çàìåíÿåò ìîëèòâó. Ëîãè÷íåå áóäåò: êþðäý èëè êþÐÄå, à íå êþÄÐå. Wiki: Ìîëèòâåííûé áàðàáàí (ìîíã. õóðäý, áóð. õóðäý, êàëì. êþðäý) öèëèíäð èëè âàëèê íà îñè, ñîäåðæàùèé ìàíòðû.32. Èíâåíòàðü ïåéíòáîëèñòà
èç 6 áóêâ
36. Êàêàÿ ãåðîèíÿ Áðèæèò Áàðäî «èä¸ò íà âîéíó»
èç 7 áóêâ
39. Êàêàÿ ïðÿíîñòü ïîìîãàåò æèòåëÿì ìåãàïîëèñîâ áîðîòüñÿ ñî ñòðåññîì è äíåâíîé ñîíëèâîñòüþ
èç 8 áóêâ
Ðîçìàðèí íåçàìåíèì â óñëîâèÿõ áîëüøèõ è øóìíûõ ãîðîäîâ, òàê êàê ïðåêðàñíî ñíèìàåò ñòðåññû, áîðåòñÿ ñ äåïðåññèåé, äíåâíîé ñîíëèâîñòüþ, ñëàáîñòüþ, ðàññòðîéñòâîì âíèìàíèÿ, ïëîõîé ïàìÿòüþ, óëó÷øàåò ïèùåâàðåíèå, êðîâåòâîðåíèå, îáëàäàåò æåë÷åãîííûì è òîíèçèðóþùèì äåéñòâèåì.40. Ñàìàÿ áîëüøàÿ ãîðà â Þæíîì è Çàïàäíîì ïîëóøàðèÿõ
èç 9 áóêâ
44. «Äåðæàâíûé òèðñ â åãî ðóêàõ» ó Àëåêñàíäðà Ïóøêèíà
èç 4 áóêâ
47. Ïðèãëàøåíèå ñëóæèòü â àðìèè
èç 8 áóêâ
48. Âèêòîðèíà íà ÅÃÝ
èç 4 áóêâ
51. Ïîêðîâ íî÷è
èç 4 áóêâ
52. Ëþáèìûå ñàíäàëèè Æàêëèí Êåííåäè
èç 8 áóêâ
53. Îçàðÿåò Çåìëþ
èç 6 áóêâ
54. Ëàïøà äëÿ ÿïîíñêèõ ñóïîâ
èç 4 áóêâ
55. «Áðàêîâû÷èòàíèå»
èç 6 áóêâ
56. Ïëàâíûé ïåðåõîä îò îäíîé òî÷êè çðåíèÿ ê ïðîòèâîïîëîæíîé
èç 8 áóêâ
57. Çâåðè íà ôåðìå
èç 4 áóêâ
Ïî âåðòèêàëè:
Êîò [6 äíåé íàçàä]
Îòâåòû íà êðîññâîðä ÀèÔ 40 2020:
ÊÀÄÐÛ – Ðåøàþò âñ¸ – ñëîâî èç 5 áóêâ
ÒÀËÈß – Ïîòåðÿ ïðè îæèðåíèè – ñëîâî èç 5 áóêâ
ËÎÑÊ – Ñèÿíèå ñòîëè÷íîñòè – ñëîâî èç 4 áóêâ
ËÛÆÈ – Ñíàðÿä áèàòëîíèñòà – ñëîâî èç 4 áóêâ
ÊÀÏÈÒÀË – Ñêîëà÷èâàþò – ñëîâî èç 7 áóêâ
ÄÈÎÍÈÑÈÈ – Ïðàçäíèê ýëëèíîâ – ñëîâî èç 8 áóêâ
ÍÅÎ – Êòî óñòðîèë ìèðîâîé ïåðåïîëîõ â «Ìàòðèöå» – ñëîâî èç 3 áóêâ
ÑÍÅà – Èç ÷åãî ñîñòîÿò ñóãðîáû – ñëîâî èç 4 áóêâ
×ÀÑÎÂÙÈÊ – Ìåõàíèê âðåìåíè – ñëîâî èç 8 áóêâ
ÏÀÍ – Ëåñíîé áîã – ñëîâî èç 3 áóêâ
ÁÓËËÈÒ – Øòðàô â õîêêåå – ñëîâî èç 6 áóêâ
ÄÎÑÒÀÒÎÊ – Ñèíîíèì èçîáèëèÿ – ñëîâî èç 8 áóêâ
ÏÎÁÅÄÀ – ×òî ðîññèÿíå îòìå÷àþò 9 ìàÿ – ñëîâî èç 6 áóêâ
ÓÃÎË – ×òî îáðàçóþò êàòåòû – ñëîâî èç 4 áóêâ
ÑÀÆÀ – Ñàìàÿ ýêîíîìè÷íàÿ çàìåíà òóøè – ñëîâî èç 4 áóêâ
ÆÀÐÀ – Êàêèå ãðàäóñû çàãîíÿþò â òåíü – ñëîâî èç 4 áóêâ
ÑÈÍÃË – Øòó÷íûé õèò – ñëîâî èç 5 áóêâ
ÐÅÍÎ – Þáåð Ôèîðåíòèíè èç «Âàñàáè» – ñëîâî èç 4 áóêâ
ÂÅÐÍÈÑÀÆ – Ñòàðò äëÿ âûñòàâêè – ñëîâî èç 8 áóêâ
ÒÀÒÀ – Ìîíîïîëèÿ â Èíäèè – ñëîâî èç 4 áóêâ
ÆÎÐ – Ñ÷àñòüå ðûáàêà – ñëîâî èç 3 áóêâ
ÈÅÍÀ – Âàëþòà ó ÿïîíöåâ – ñëîâî èç 4 áóêâ
ÐÀÊÀ – Ëàðåö ñ ìîùàìè – ñëîâî èç 4 áóêâ
Уникальную рукопись, написанную в 1534 году врачом Василия III, отца Ивана Грозного, расшифровала и перевела на современный русский язык сотрудница Государственной Российской библиотеки, кандидат филологических наук Татьяна Александровна ИСАЧЕНКО. Она рассказывает читательницам о том, как лечились в старину на Руси.
Какой была медицина на Руси?
— Татьяна Александровна, в наше время люди страдают в основном от болезней сердца, от стрессов и снижения иммунитета. А какие недуги были самыми “актуальными” в ХVI веке?
— В первой медицинской энциклопедии на русском языке большое место отведено:
- болезни главной, то есть головной боли
- трясавице — лихорадке, появляющейся при простуде
- кашлю
- и очной болезни — заболеваниям глаз.
Много внимания уделил придворный лекарь Николай Любчанин, написавший эту книгу, “безсильству и сердечному биению”.
Так что неполадки с сердцем беспокоили и наших далеких предков. А вот о снижении иммунитета, которое в первую очередь связывают с плохой экологией, вообще никто не помышлял.
Да и понятие “иммунитет” появилось через несколько веков. Стрессов в то время, конечно, было меньше, хотя царский врач дает советы о том, как преодолеть черную немощь, уныние, меланхолию, которые, наверное, появлялись не от хорошей жизни.
Читайте также: Старый добрый чеснок: рецепты элексиров здоровья
Лечение дарами вертограда
— И что же было в арсенале медицины того времени, чтобы побороть столь непростые недуги?
— На этот вопрос отчасти отвечает уже само название древней рукописи: “Книга, глаголемая прохладный вертоград, избранная от многих мудрецов, о различных врачевских вещах, ко здравию человеческому пристоящих”. Вертоградом в старину называли сад. Что растет в саду? Это в первую очередь:
- ягоды
- фрукты
- травы
Поэтому лечебник содержит:
- описания лекарственных растений
- продуктов питания
- минералов
- советы по сохранению здоровья и гигиене.
— Многие считают, что в старину знания о лекарственных травах были более глубокими и целостными, что многие секреты нами утеряны?
— Отчасти это верно. Например, современные врачи советуют принимать полынную настойку, чтобы улучшить аппетит и активизировать пищеварение.
Николай Любчанин советует принимать полынный сок с медом или сахаром тем, кого “держит трясавица”, то есть лихорадка. А чтобы улучшить состав крови, нужно сварить полынь в вине и принимать утром натощак.
Полынь годится и для того, чтобы устранить дурной запах изо рта — необходимо сварить ее в уксусе и использовать для полоскания.
Настойка из полыни помогает активизировать пищеварение
Другой рецепт — для больных глаз и век:
сок полынный смешать с медом, “чтобы ни густо, ни жидко было, и тем помазуем веки, тогда светлость очам наводит”. Если принимать это же лекарство внутрь, то, по мнению Николая Любчанина, оно способствует зачатию.
Читайте также: Народные средства для восстановления гормонального баланса
— Древнерусская медицина использовала те же травы, которые считаются целебными и сегодня?
— Не только. Не пренебрегали и обычными огородными растениями. Например, петрушку величали “петросильевой травой” и советовали употреблять ее свежей и сушеной при:
- мочекаменной болезни
- расстройствах менструального цикла
- для очистки печени и желудка.
Петрушку величали петросильевой травой
Толченое семя петрушки прикладывали к “нечистоте телесной”, чтобы кожа стала гладкой и красивой.
Есть и рецепт для любителей спиртного, желающих сохранить свою репутацию: “капуста варена с семенем капустным и в питии прията — никакой человек в тот день не напьется пьяным”. Такой отвар также “сладостен сон наводит”.
— Сегодня все в основном озабочены тем, чтобы снизить калорийность продуктов и не набрать лишнего веса. А что думали об этом в шестнадцатом веке?
— У наших предков этих проблем не было.
Полнота считалась достоинством, а не недостатком. Полный — значит, сытый, благополучный, богатый, а худой — синоним слова “бедный, малоимущий”.
Поэтому те продукты, которые калорийны, питательны, были в особом почете. Николай Любчанин в главе о целебных свойствах сыра замечает, что этот продукт “тукость (тучность) наводит телу человеческому”.
— Каждый продукт питания рассматривали не как часть рациона, а как средство, оказывающее определенное влияние на организм?
— Да, в каком-то смысле это и руководство по диетологии, содержащее немало полезных сведений. Вот, например, обычное молоко.
В старину употребляли для лечения молоко не только коровье, но и овечье, и козье, считая последнее особенно полезным оттого, что “молоко коровье и овечье естеством густо, а козье средне, ни густо, ни тонко”.
Кроме того, козы едят горькие травы, поэтому козье молоко хорошо влияет на желудок. Согласитесь, совсем другой подход: более всеобъемлющий, более экологический, хотя слова “экология” в ту эпоху и не знали.
Нашлось место в лечебнике и коровьему маслу. Им нужно мазать больную поясницу, суставы, грудь при простуде и кашле — ” тогда мокрость из груди выведет”.
Детям, у которых режутся зубы, хорошо мазать топленым маслом десны.
Несколько глав книги посвящены мясу, ведь в старину не ограничивались говядиной — шло в ход:
- и козье мясо
- и баранина
- и оленина
- и медвежатина.
Не забывали и о “птицах, к лекарству угодных”.
Любчанин советует есть мясо молодых кур, еще не несших яиц — это улучшает голос. Он считал, что куриные яйца полезнее есть слегка сваренные, поскольку “белок яичный холодит, а желток согревает”.
Яйца — хорошее средство для преодоления импотенции
Яйца — хорошее средство для преодоления импотенции, особенно если их есть с луком и репой. Современные диетологи могут с этим согласиться: в самом деле, яйца и лук относят к продуктам, повышающим сексуальность как мужчин, так и женщин.
Читайте также: Яйца: стоит ли их включать в рацион
Камни лечат
— В рукописи есть главы, посвященные лечебному действию драгоценных камней и металлов. Это только легенды или и в них есть рациональное зерно?
— Древние врачеватели неплохо разбирались в свойствах металлов и драгоценных камней, то есть им были известны и основы химии.
Например, Николай Любчанин совершенно справедливо пишет, что камень алмаз “в огне не сгорит и иными никакими вещми не может вредитися”, а магнит “железо влечет к себе”.
Но конечно, мы не можем читать без улыбки строки, где лекарь пишет, что магнит поможет мужу узнать, как к нему на самом деле относится его жена: нужно положить магнит ей под подушку, и если она верная, то тотчас во сне обнимет мужа, а если изменяет ему — мигом слетит с кровати, ” как бы ее кто спихнул”.
Николай Любчанин советовал принимать тертый жемчуг для:
- очистки крови
- укрепления сил
- от болезней зубов
Не этого ли пытаются добиться и сегодня, когда применяют с косметическими целями древнейшее китайское средство — жемчужины?
Не обходит вниманием современная медицина и золото, например, для лечения опухолей. И в старину прибегали к этому драгоценному металлу: “золото мелко терто и внутрь приято, прокажение из всего тела изгонит”, писал лекарь Василия III.
— А чему мы могли бы поучиться у древнерусских врачевателей?
— Несмотря на глубокое знание медицины того времени, они никогда не забывали о том, что главный залог здоровья — душевная гармония человека.
В основе ее — внутренняя работа над собой, которая невозможна без помощи Божьей и примирения с людьми.
Читайте также:
Лекарственные растения, которые можно вырастить на даче
Многие правила поведения в быту и навыки жизни наших
предков, к сожалению, утрачены современниками. А жаль, потому что было в старинных обычаях много полезного здоровья, облегчающего нашу нелегкую
жизнь.
Взглянем на обыденные привычки, к которым приучали наших
прабабушек их мамы. Вроде бы проста и не содержит особых секретов процедура
умывания. Известно, что она очищает и освежает кожу. Но это не все. Вспомните,
как в детстве мама спрашивала вас: «Уши вымыл? А за ушами?» Так наши мамы
отодвигали наши болезни и старость. Лев Толстой в дневниках не раз писал, как
благотворно обмывать холодной водой уши и за ушами: это возвращает энергию,
бодрость, силу. Согласно восточной медицине на ушной раковине, по форме
напоминающей ребенка, лежащего в утробе матери головкой вниз, множество активных
точек, влияющих на энергетику почти всех органов тела. А кроме того, под ушами
вдоль шеи проходят сонные артерии. Поэтому-то утром полезно не только мыть уши и шею, но и растирать их махровым полотенцем, массировать. Кстати, массаж ушных
раковин входит в комплекс тибетского и корейского целительства как
общеукрепляющий.
Наших дедушек и бабушек родители учили и руки вытирать
тщательно, массируя каждый палец по отдельности. У ногтей пальцев рук начинаются
и кончаются энергетические каналы, регулирующие работу сердца, легких,
кровообращения, теплообразования, толстого и тонкого кишечника. Гармонизация их работы очень важна. Кроме того, целители на Востоке по гибкости пальцев рук
определяли степень «захламленности» всего организма и в качестве одного из способов очищения предлагали массаж пальцев рук.
Если не станете лениться и выработаете привычку при
любом мытье рук тщательно вытирать каждый палец, вам не понадобится делать
специальные очистительные упражнения. Заодно избавитесь от заусенцев и цыпок.
Наши бабушки даже в голодные годы не выпускали детей
утром из дома на пустой желудок, а заставляли их съесть кусочек хлеба, ложку
пшенной, без масла и сахара каши и выпить воды. Зачем? Чтобы запустить в работу
желудочно-кишечный тракт и выделительную систему.
Теперь коснемся забытых вечерних ритуалов. Перед сном не только в России, но и на Востоке принято было мыть ноги. Считается, что вода
смывает не только грязь, усталость, но и обрывки чужих, не всегда добрых
биополей, а также выравнивает течение энергии в семи кончающихся и начинающихся
на стопах энергетических каналах — мочевого пузыря, почек, селезенки,
поджелудочной железы, печени, желчного пузыря и желудка.
В давние времена на Руси крепостные чесали пятки своим
господам перед сном. Крестьянам чесали пятки их дети. У нас нет крепостных, а дети далеки от евангельских заповедей. Поэтому каждый из нас перед сном может
сам помассировать свои ступни. Еще полезнее втирать при этом в кожу стоп
растительное масло: витамин Е, который в нем содержится, — витамин омоложения.
Кстати, в давние времена сельские красавицы, не знавшие о витамине Е, мазали
конопляным, льняным или подсолнечным маслом не только стопы, руки, но лицо и шею.
Проверьте рецепт на себе. Если регулярно станете перед
сном мыть ноги, массировать и смазывать их растительным маслом или раствором
витамина Е, то через 3−4 дня почувствуете прилив сил, а мозоли на ногах —
сигналы неблагополучия — начнут смягчаться.
Еще совет: перед сном сядьте напротив зеркала и 10 минут
расчесывайте волосы неметаллической щеткой или гребенкой, причем отбросив все
мысли или думая о чем-то приятном. Так готовились ко сну не только в России, но
и в Англии, и в Америке. В Америке это называли массажем головы, способствующим
росту волос. А в Англии так делали женщины и мужчины, чтобы снять дневные
заботы.
Теперь об интерьере жилых комнат. Наши предки старались
округлить помещение. Иконы висели в красном углу, а не плоско на стене. И шкафы
ставили так, чтобы срезать углы. Подмечено, что четкие, прямые углы мебели,
квадратные и прямоугольные помещения угнетающе действуют на психику.
Наши предки всегда были неравнодушны к лесу. Даже
поговорка была: «В сосновом лесу молиться, в березовом веселиться, в еловом
удавиться». Ученые считают, что сосна и береза гармонично подпитывают человека
энергией (без переизбытка, как дуб), а ель, осина, тополь отбирают ее. Радиус
биополя у здорового дерева 2−3 метра, больного — гораздо меньше. Аллеи сажали по определенному плану, так что наши предки, гуляя по ним, получали энергию от здоровых деревьев. Причем для здоровья полезнее гулять по просекам или
редколесью.
В то же время не стоит опасаться ели, осины или тополя —
они не вампиры. Напротив, они тоже лечат! Эти деревья хорошо снимают боль при
воспалительных процессах, так как удаляют избыток энергии, скопившейся в больном
органе.