Как назвали сельских жителей которые несли повинности в пользу князя

Смердами на Руси в IX—XIV веках называли обычных крестьян-землепашцев. Слово «смерд» индоевропейского происхождения. Оно является несколько видоизмененным вариантом лексемы «смурд» (или «сморд»), которая означала «простой человек» или «зависимый человек».
Права смердов
Смерды – изначально свободные жители деревень. Позднее они были закрепощены и стали принадлежать князьям. Смерды относились к низшим слоям русского общества, но не были такими же бесправными и зависимыми, как холопы. Они могли иметь свой собственный земельный надел, но были обязаны также обрабатывать и землю помещика. При этом цена жизни и смерда, и холопа была одинакова. Официальный штраф за убийство любого из этих людей – 5 рублей.
После принятия Русью христианства появилось и другое наименование смерда – «крестьянин», что означает буквально «христианин». Смерд – более языческое понятие. При этом оно очень долго использовалось на Руси и постепенно стало приобретать негативный характер. Так стали презрительно называть простолюдинов.
Смерды несли воинскую повинность. Они могли либо лично участвовать в боевом походе в качестве пеших воинов или всадников, либо «откупиться» поставкой лошадей для конницы.
Смерды владели имуществом, поэтому самые зажиточные могли себе это позволить. Также они входили в состав сельской общины. Если одного такого землепашца убивали, все, чем он владел, делили между собой члены общины (согласно «Русской правде»).
Смерды могли передавать свое имущество по наследству сыновьям. За неимением последних земельный надел после смерти смерда переходил князю. В Новгородской республике смерды были государственными, поэтому обрабатывали государственную землю. Князь при этом мог их подарить церкви или монастырю, тогда крестьяне должны были работать уже на церковников.
Холопы и их права
Холопами называли самое бесправное население не только деревень, но и городов (весей). Холоп, таким образом, мог жить не только в сельской (как смерд), но и в городской местности. В отличие от смерда холоп был абсолютно бесправен. Он практически являлся рабом. Рабское положение холопов было отменено только Петром I в 1723 году.
Холопы были рабами из местного населения. Другую категорию рабов – челядинов – князья приобретали во время завоевательных походов на соседние или удаленные земли. Челядин – это раб-иноземец. Он был еще более бесправен, нежели холоп. Практически приравнивался к вещи.
Рабское положение холопа отражалось во многих юридических моментах. Такой человек целиком и полностью принадлежал помещику. Последний имел полное право убить своего холопа за какой-то проступок. За это его никто не смел осудить. Если же феодал убивал чужого холопа, он платил штраф, как за порчу чужого имущества. Также холопы не имели земельных наделов или какой-либо другой ценной собственности.
Холопами становились за проступки, преступления, долги, по праву рождения или в результате венчания (замужества). Если князь серьезно за что-то разгневался на крестьянина, он мог отнять все его имущество и вместе с семьей перевести в ранг холопов («Русская права»). Торговец-растратчик, не способный сполна выплатить свой долг, «продавал себя в холопы». И конечно, дети холопа с первого дня жизни являлись холопами. Свободная женщина, выйдя замуж за такого человека, становилась холопкой.
Эти люди выполняли всю работу в домах господ и обрабатывали их землю наряду со смердами. Им отводилась вся самая грязная, «черная» работа в доме. Но иногда холопы обучались и ремеслам, что не происходило со смердами (они были сугубо землепашцами). Холопами вовсю торговали. Чем умелее был такой работник, тем выше была на него и цена. Если холоп был полезен господину и хорошо исполнял свою службу, владелец по желанию мог отвести своему рабу отдельное жилье или даже подарить вольную (отпустить на свободу).
Разряды холопов
Господские холопы подразделялись на классы согласно умениям и способностями, которыми они обладали. Так называемые «большие холопы» были в некотором смысле привилегированными рабами. Они выполняли более ответственную работу (ключники, управляющие) и могли руководить «меньшими» холопами. Последние исполняли всю черновую работу: были пекарями, тонкопрядильцами, конюхами, пастухами, плотниками и пр. Они же являлись домашней прислугой. «Малых» холопов, обладающих какой-то полезной профессией, называли «деловыми людьми».
Отдельную категорию составляли так называемые «боевые холопы». Они сопровождали господина в военном походе и отбирались из числа «больших» холопов. Эта категория населения составляла основную часть войска и вооруженной охраны князя. По сравнению с другими классами холопов она была достаточно привилегированной, чем-то средним между крестьянами и дворянами.
В число боевых холопов часто попадали дети обедневших бояр, поэтому эта категория «служивых» имела больше прав, чем холопы-чернорабочие и управляющие. Из имущества воины могли иметь лошадь (иногда двух) и полное боевое снаряжение.
Переход в другое сословие
После отмены крепостного права (начиная с 1861 года) начал формироваться новый класс – мещанство. Этим словом называлось городское население самого низшего ранга. Мещанами становились вольноотпущенные благодаря крестьянской реформе смерды и боевые холопы, освобожденные по какой-то причине от своих воинских обязанностей (например, за долгую самоотверженную службу).
Мещане были не только свободными, но еще и налогооблагаемыми гражданами. Они могли иметь лавку, заниматься ремеслами, продавать плоды своего труда на рынке, но обязаны были при этом платить налог. Екатерина II официально закрепила статус мещанства в «Жалованной грамоте городам» от 1785 года. Мещане стояли на ступеньку ниже купцов, но также считались «правильными» городскими обывателями. Они владели большей частью городского недвижимого имущества.
Класс мещан также постоянно претерпевал изменения. Одни мещане не хотели или не могли платить налоги, поэтому становились крестьянами. Другие получали образование и поднимались на ступеньку выше – переходили в категорию разночинцев. Так русское общество постепенно все сильнее расслаивалось, и многие представители низших слоев населения страны получали новые возможности.
https://russian7.ru/post/smerdy-i-kholopy-kak-zhili-nizshie-…
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Анонимный вопрос
13 ноября 2018 · 13,5 K
Какими правами в обществе они обладали?
Смерды – крестьяне которые несли повинности в пользу князя. При этом были лично свободными и экономически самостоятельными, могли передавать свое хозяйство по наследству, могли выступать в суде свидетелями.
Рядовичи – крестьяне, которые по каким то причинам (чаще всего из-за бедности) заключали с феодалом договор (ряд) и по этому договору работали.
Закупы – должники, которые должны были отработать долг, ссуду. Находились во временнойзависимости от феодала, в случае побега записывались в холопы, то есть полные рабы.
Холопы(другое название – челядь) – люди, попавшие в полную зависимость от феодала.
Изгои – это люди лишенные прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые. Чаще всего это были выкупившие себя холопы.
Педагог, музыкант, начинающий путешественник и немножко психолог
Существовали оброчные, барщинные и государственные крестьяне.
Оброчные – платили оброк, то есть дань, продуктами или деньгами.
Барщинные – принудительно и бесплатно работали на барина.
Государственные – по аналогии, работали на государство.
Только вот какой именно период истории Вас интересует?
К чему привело крещение Руси?
Родился в Ленинграде. История, Живопись, Краеведение, Спорт, Кино.
В Византии император олицетворял собой Верховного Защитника всех православных народов. Приняв крещение от византийцев ,князь Владимир включил Русь в “орбиту византийской государственности”.
Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство Древнерусского государства.
Прочитать ещё 16 ответов
Каким был быт российских крестьян в XVIII веке?
Аналитический центр «Мечта Свободы» – dreamfreedom.ru —
политология, общественно…
Большинство крестьян продолжало жить в курных избах. Топили в доме они печь по-чёрному, это было из-за экономических соображений, ведь для отопления «по-белому» необходимо было больше дров. Пил у крестьян не было, приходилось рубить дрова топором, что отнимало много сил. Интерьер избы был таков: киот – шкафчик с иконами в красном углу, полати – помост для сна на уровне печи, вдоль стены были расположены лавки, на которых не только сидели, но и спали. Над лавками были полки, на которых хранилась вся утварь избы.
Ели крестьяне по два-три раза в день. Хлеб – был основой пищей, который пекли раз в неделю. В голодные времена крестьяне ели ржаную муку, замешанную с различными добавками. Были популярны блины и оладьи из овсяной или гречневой муки, также различные лепёшки из теста. На столе, кроме хлеба, был суп – щи из квашеной капусты, сало (во время поста его заменяли грибами или рыбой). Также можно было встретить различные каши, в основном гречневая и овсяная (например, овсянку в Англии любили аристократы). Питьё состояло из классического кваса, киселя или взварами из фруктов, которые имели лечебный эффект. Мясо в употреблении было редким, считалось праздничным блюдом. В праздники крестьяне пекли пироги, кулебяки, а также пили пиво или «хлебное вино».
Одежда у мужчин состояла из кафтана, балахона, рубашки, портов (в зимнее время ещё подштанники), онучи (обмотка для ног под лапти), сами лапти, шапка-треух. Зимой сверху они носили шубу или тулуп. У женщин – сарафан, рубаха, душегрейка, понёва (юбка), зипун (полукафтан), лапти и шуба. Крестьяне побогаче носили сапоги.
Прочитать ещё 3 ответа
В Древней Руси были князья и простолюдины. Сельское население, преимущественно, называлось смердами. Термин “смерд” уходит в седую даль времен, к тем временам, когда люди разных племен чаще всего называли себя просто “люди”. Конечно, это слово в разных языках звучало различно: “мар”, “мард”, “мер”, “морд”, “мурд”. Но оно характерно и для индоевропейских языков (иранское murd – муж, человек; французское mari – муж) и для финно-угорских, где мы встречаем его в названиях мордва, меря, мурома, мари, удмурты. Слово “смерд” отложилось и в названиях многих географических пунктов самых различных мест Восточной и Центральной Европы. В качестве примера можно привести такие названия, как “Смерды”, “Смердино”, “Смурд”, “Смердина”,
“Смердовское” и др.
Постепенно термин “смерд” начинает обозначать то же, что и “люди”, “простая чадь” сел и весей. Позднее он вытеснится словом “крестьянин”. В источниках XII-XIII вв. мы уже часто встречаем термин “смерд”, обозначающий сельское население вообще (смерды – данники, поданные; смерды – жители сел; смерды – работники, землепашцы, страдники и т. п.) . Как и позднее термин “крестьянин”, слово “смерд” в древней Руси имело несколько значений. Смердом именовали свободного общинника-земледельца, обязанного лишь платить дань князю и выполнять некоторые повинности. Смердом называли вообще любого поданного, буквально “находящегося под данью”, подчиненного, зависимого. Смердом назывался в недалеком прошлом еще свободный данник, ныне княжеским повелением, т. е. путем внеэкономического принуждения, ставший рабочей силой княжеской или боярской вотчины. Такое разнообразие значения термина “смерд” обусловлено тем, что по мере развития феодальных отношений усложнялось положение тех категорий сельского населения, которые выступали под этим названием.
Позднее термин “смерд” в устах феодальной верхушки приобретает оттенок пренебрежения. Еще позже он заменится словом “мужик”. “Беззаконники из племени смердья”, – говорит Ипатьевская летопись о двух неугодных князю галицких боярах.
Основную массу населения древней Руси составлял сельский люд. Древняя Русь знала рабов. Труд рабов-холопов широко использовался в хозяйстве князей, бояр, дружинников и прочих “лучших мужей”.
В древнейших, дошедших до нас источниках, в договорах князей Олега и Игоря с Византией, заключающих в себе отрывки еще более древнего “Закона Русского”, в “Русской Правде” Ярослава говорится о холопах (рабах) и челяди.
Челядь – древнейший термин, обозначающий всякого рода зависимый люд. “Челядь” – прежде всего рабы, приобретаемые главным образом в результате захвата в плен (“полона”), в процессе войн. Но понятие “челядь” несколько шире, чем собственно раб – “холоп” или “роба”.
Но не челядь составляла основную массу сельского населения.
В глубокой древности для обозначения его существовал один термин – “люди”. Термин “люди” в обозначение сельского населения, несомненно, уходит в первобытную древность и среди славян был широко распространен от Ладожского и Онежского озер до Балкан и Эгейского моря, где болгарское слово “люднэ” обозначало сельское население в целом. Термин “люди” в смысле “сельское население”, “данники”, существовал и на севере, в новгородских землях, где, заимствованный из русского языка, он стал самоназванием вепсов (“людики”), вошедших в состав карельской народности.
free man
Мудрец
(19387)
7 лет назад
СМЕРДЫ – крестьяне-общинники.
Изначально свободные, с развитием феодальных отношений попавшие в зависимость .
СМЕРДЫ, крестьяне общинники в Древней Руси (9 14 вв.) . Изначально свободные, с развитием социально экономических отношений постепенно попадали в зависимость
СМЕРДЫ:
наименование феодально-зависимых крестьян в Древней Руси и в некоторых других славянских странах.
В источниках 11—12 вв. С. отмечены в Киевской Руси (Русская правда и другие источники) , в Польше, у полабских славян.
С. на Руси — крестьяне, постепенно утрачивавшие свободу (полностью или частично) , правовое положение отдельных групп которых было различным.
В отличие от раба, С. в 11—12 вв. имел своё имущество, платил штраф за совершенные проступки.
Юридически он был неполноправен; убийство С. наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопа.
Его выморочное имущество наследовал князь. Русская правда запрещала «пучить» (пытать при судебном разбирательстве) С. «без княжа слова» . С начала 12 в. земли, населённые С. , передаются в собственность отдельным феодалам.
На протяжении 12—13 вв. упоминания о С. сохранились в источниках, повествующих о событиях в Галицко-Волынской и Новгородской землях. В некоторых случаях термином «С. «в этот период обозначалось, по-видимому, всё сельское население той пли иной местности. С. Новгородской и Псковской земель 14—15 вв. выступают в источниках как крестьяне-собственники, владеющие землёй коллективно (общинами) или индивидуально и обладающие правом свободно отчуждать свои наделы.
Но их личная свобода ограничена: им запрещен переход на чужую территорию или под патронат князя, а князю запрещено принимать от С. жалобы на «господу» .
С. должны были исполнять также определённые повинности («дани» , «работы» ) в пользу города как коллективного феодального сеньора. адали в зависимость от феодалов.
Источник: )))
Мария Сотникова
Ученик
(163)
3 года назад
СМЕРДЫ – крестьяне-общинники.
Изначально свободные, с развитием феодальных отношений попавшие в зависимость .
СМЕРДЫ, крестьяне общинники в Древней Руси (9 14 вв.) . Изначально свободные, с развитием социально экономических отношений постепенно попадали в зависимость
СМЕРДЫ:
наименование феодально-зависимых крестьян в Древней Руси и в некоторых других славянских странах.
В источниках 11—12 вв. С. отмечены в Киевской Руси (Русская правда и другие источники) , в Польше, у полабских славян.
С. на Руси — крестьяне, постепенно утрачивавшие свободу (полностью или частично) , правовое положение отдельных групп которых было различным.
В отличие от раба, С. в 11—12 вв. имел своё имущество, платил штраф за совершенные проступки.
Юридически он был неполноправен; убийство С. наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопа.
Его выморочное имущество наследовал князь. Русская правда запрещала «пучить» (пытать при судебном разбирательстве) С. «без княжа слова» . С начала 12 в. земли, населённые С. , передаются в собственность отдельным феодалам.
На протяжении 12—13 вв. упоминания о С. сохранились в источниках, повествующих о событиях в Галицко-Волынской и Новгородской землях. В некоторых случаях термином «С. «в этот период обозначалось, по-видимому, всё сельское население той пли иной местности. С. Новгородской и Псковской земель 14—15 вв. выступают в источниках как крестьяне-собственники, владеющие землёй коллективно (общинами) или индивидуально и обладающие правом свободно отчуждать свои наделы.
Но их личная свобода ограничена: им запрещен переход на чужую территорию или под патронат князя, а князю запрещено принимать от С. жалобы на «господу» .
С. должны были исполнять также определённые повинности («дани» , «работы» ) в пользу города как коллективного феодального сеньора. адали в зависимость от феодалов.
Воин АНКЛАВА
Знаток
(278)
3 года назад
СМЕРДЫ – крестьяне-общинники.
Изначально свободные, с развитием феодальных отношений попавшие в зависимость .
СМЕРДЫ, крестьяне общинники в Древней Руси (9 14 вв.) . Изначально свободные, с развитием социально экономических отношений постепенно попадали в зависимость
СМЕРДЫ:
наименование феодально-зависимых крестьян в Древней Руси и в некоторых других славянских странах.
В источниках 11—12 вв. С. отмечены в Киевской Руси (Русская правда и другие источники) , в Польше, у полабских славян.
С. на Руси — крестьяне, постепенно утрачивавшие свободу (полностью или частично) , правовое положение отдельных групп которых было различным.
В отличие от раба, С. в 11—12 вв. имел своё имущество, платил штраф за совершенные проступки.
Юридически он был неполноправен; убийство С. наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопа.
Его выморочное имущество наследовал князь. Русская правда запрещала «пучить» (пытать при судебном разбирательстве) С. «без княжа слова» . С начала 12 в. земли, населённые С. , передаются в собственность отдельным феодалам.
На протяжении 12—13 вв. упоминания о С. сохранились в источниках, повествующих о событиях в Галицко-Волынской и Новгородской землях. В некоторых случаях термином «С. «в этот период обозначалось, по-видимому, всё сельское население той пли иной местности. С. Новгородской и Псковской земель 14—15 вв. выступают в источниках как крестьяне-собственники, владеющие землёй коллективно (общинами) или индивидуально и обладающие правом свободно отчуждать свои наделы.
Но их личная свобода ограничена: им запрещен переход на чужую территорию или под патронат князя, а князю запрещено принимать от С. жалобы на «господу» .
С. должны были исполнять также определённые повинности («дани» , «работы» ) в пользу города как коллективного феодального сеньора. адали в зависимость от феодалов.