Как извлекать пользу из тренинга
Любые курсы и тренинги — это грамотное сочетание:
- Твоих ресурсов на обучение;
- Потенциала приобретаемых знаний;
- Приобретаемых связей.
Выбирай курсы в зависимости от аудитории. Кто ходит на эти курсы (что это за люди, какие у них задачи и похожи ли эти задачи на твою?). Почитай отзывы учащихся, посмотри состав групп в социальных сетях.
Помни про знакомства с сокурсниками и преподавателями. Иногда такие знакомства кардинальным образом меняют карьеру человека в лучшую сторону.
Как побороть негатив от больших чисел (стоимость и сроки)? Всегда разделяй расходы и приумножай доходы. 5 месяцев обучения — долго! Но 3 часа в день, 6 часов в неделю — звучит иначе, правда? Разве у тебя нет 5-6 часов в неделю? То же самое со стоимостью обучения.
А потенциальные доходы, которые будут долгосрочными, умножай на 12, чтобы получилась сумма за год. Можно прикинуть размер дополнительного заработка, который ты получишь по итогам обучения (возьмешь проекты на фрилансе или дополнительные обязанности на текущем месте работы). Допустим, зарплата после обучения увеличится на 10 000 рублей в месяц. Умножаем на 12 месяцев и получаем +120 000 рублей в год.
Оптимизируй расходы. Может быть, руководитель оплатит твое обучение хотя бы частично или будет отпускать пораньше с работы в дни занятий. Попробуй что-то выиграть еще до начала учебного процесса.
Поговори с руководителем о том, как может измениться твоя работа после обучения. Мало кто готов повысить зарплату за факт получения нового диплома или сертификата. Но за новый объем работ, который ты сможешь выполнять, или повышенное качество прежней работы — это возможно.
Может выясниться, что руководство в твоем обучении и развитии не заинтересовано. Как в таких случаях поступать — каждый решает сам, но это очевидный конфликт, в котором надо выбирать сторону профессионального развития.
Оцени, насколько новые знания нужны тебе здесь и сейчас, в текущей рабочей ситуации. Иногда создается иллюзия, что новые, крутые знания выведут на новый уровень понимания — но вся теория без практики моментально выветривается из головы. Популярный пример — это курсы английского языка, без практики общения или чтения.
Не стесняйся спрашивать, уточнять. Первым поднимай руку после фразы: «Кто хочет попробовать сделать самостоятельно?». Деньги и время потрачены — тебе нужна максимальная польза. Часто на профессиональных курсах взрослые люди сидят и стесняются ответить или сказать что-то неправильно, как будто они в школе и их потом мама за двойку отругает.
Курсы с «домашней работой» лучше, чем без нее. Выбери такой вариант, где «домашкой» будет твоя сегодняшняя работа. Это идеально.
Знакомься с сокурсниками, подойди к преподавателю после занятий. Вспомни студенческие годы и организуй небольшие посиделки в кафе. Выгода от общения очевидна, но дело не только в ней. Ты гораздо меньше будешь пропускать занятия, если будешь учиться в дружеской атмосфере.
Бывают курсы, где организаторы специально проводят занятие по созданию дружеской атмосферы в коллективе, и делают это профессиональные тимбилдеры. Но такую практику я пока встречал только в Unibrains.
Учись хорошо. Это в современных школах и институтах люди дружат по схожести характеров. В профессиональном образовании ты становишься интересен, только если показываешь свои знания или способность их быстро получать. Тебя отметят и преподаватели и сокурсники.
Задавай преподавателям вопросы, которые помогут улучшить твою сегодняшнюю работу. Завтра, после урока, будет чем удивить коллег на совещании. Не забудь записать эти консультации в финансовый профит от обучения. Как ты думаешь, сколько стоит консультация преподавателя-практика, который является одним из лидеров рынка? А три месяца консультаций?
Не пропускай занятия. Даже если стало скучно, время, отведенное на обучение, трать на обучение. Сколько полезных статей у тебя еще не прочитано, когда еще успеешь? А преподаватели отметят тебя как стабильного и вовлеченного ученика.
Пости в Instagram, как ты с умным видом сидишь на уроках или жмешь руку своему преподавателю — звезде рынка, признанному практику. Запости еще и на Facebook, но не переборщи
Если все сделал правильно, то выгода пришла сама собой: у тебя улучшились дела на работе, появились интересные и полезные знакомые, а обучение еще даже не закончилось. Лучшие курсы — это те, что окупили себя в процессе.
Осталось только закрепить полученные знания на практике. Измени качество или количество нагрузки на работе. Или попробуй найти новое место. Не бойся, твои новые знакомые обязательно помогут.
Автор: Степан Зайцев — выпускник Unibrains, руководитель проектов в области интернет-маркетинга.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.
Тренинги придуманы для того, чтобы люди получали пользу. Конечно, профит рассчитывают получить и компании, которые тренинги заказывают. Но это уже вторичный эффект, так как если пользу не получат сами участники, то и компания не получит ничего. Поэтому давайте поговорим о том, как участнику тренинга выжать из него максимальную пользу.
Перед тренингом
Подготовьтесь — поставьте цели
Во-первых, как только вы решили пойти на тренинг, вам нужно поставить перед собой цель. Это не так просто, как может показаться. Ведь настоящая цель должна быть конкретной и измеримой. Измерить результат тренинга можно двумя способами: эмоциональным и рациональным.
Рациональные цели
Рациональное измерение цели заключается в том, что вы говорите себе: «После тренинга я хочу уметь делать…» и перечисляете два-три умения, которыми хотите овладеть. Нельзя ставить себе слишком много целей. Это помешает вам сосредоточиться.
Подходить к целям нужно внимательно, так как расплывчатое «умение», это все равно что отсутствие цели. Например, если вы говорите себе: «После тренинга я хочу уметь продавать», то можете считать, что не поставили себе цель вовсе. Понятие «продажа» слишком расплывчатое и всеобъемлющее. А чтобы действительно научиться, нужно выделить то поведение, которое вы хотите изменить или улучшить. Например: «хочу научиться использовать технику СПИН», «хочу научиться понимать мотивацию других людей». Еще лучше направить прохождение тренинга на решение конкретной задачи: «на тренинге получить инструменты, которые позволят договориться с клиентом Х», «после тренинга решить конфликт с сотрудником».
Следующий шаг рационального целеполагания заключается в том, чтобы определить поведение, которое вы хотите изменить или приобрести. Причем такую цель вы можете себе поставить как изначально, так и скорректировать уже поставленную прямо во время тренинга. Например, в данный момент вы ведете переговоры с партнерами или беседы с сотрудниками интуитивно, спонтанно переключая темы и подбирая аргументы. Поставьте себе поведенческую задачу — вести структурированный диалог. Тогда на тренинге вы сумеете подобрать себе инструмент, с помощью которого сможете вести себя по-новому. Главное, что нужно запомнить для достижения результата: тренинг — это инструмент изменения поведения. Поэтому после обучения вы сможете четко понять, получили вы желаемое или нет.
Эмоциональные цели
Есть и другой вид целей. Эмоциональные. Эти цели не поддаются «оцифровке». Их можно конкретизировать только по имеющемуся опыту эмоциональных переживаний и ощущениям. Наиболее показательный пример такой цели бывает на тренингах по ораторскому мастерству, куда люди приходят для того, чтобы «чувствовать себя спокойно перед аудиторией». В случае если вы поставили себе эмоциональную цель, отследить результат иногда даже легче, чем при цели рациональной. Попав после тренинга в целевую ситуацию, вы сразу поймете, как вы себя чувствуете.
Еще один важный момент заключается в том, что цель нужно ставить только в отношении себя любимого. Если вы сформулируете цель так: «хочу, чтобы начальник изменил свое отношение ко мне», то будете ждать результатов не от себя, а от начальника. А он, скорее всего, об этом даже не подозревает. Правильной формулировкой будет: «хочу научиться изменять отношение начальника ко мне». В этом случае вы ставите цель в отношении себя и берете на себя ответственность за ее достижение.
Формулировка цели
И естественно, формулировка цели влияет на вашу собственную мотивацию. Просто сравните две формулировки: «хочу научиться разговаривать по-английски, чтобы иметь возможность объясняться» и «хочу выучить английский, чтобы расспросить моего знакомого Джона о его семье». Какая из этих целей будет действовать лучше?
Первый вариант расфокусирован, и его практическая польза не воспринимается сознанием. Во второй формулировке есть конкретное действие, которое нужно выполнить в результате.
Так что перед посещением тренинга и в самом его начале постарайтесь сформулировать цели максимально конкретно. Польза будет ощутимой.
На тренинге
Теперь поговорим о том, как получить максимум пользы на самом тренинге.
Для этого нужно выполнять несколько простых правил:
- Задавайте вопросы.
- Ведите себя естественно и не бойтесь сделать ошибку.
- Выполняйте упражнения в удобном для вас темпе.
- Фиксируйте все важные моменты, собственные идеи и инсайты.
- Перекладывайте теорию на собственный опыт.
- Будьте готовы убеждаться.
Теперь подробнее.
Вопросы
Не стесняйтесь задавать вопросы. Даже если они кажутся вам глупыми. Глупых вопросов не бывает. Они бывают не до конца сформулированными, расплывчатыми и т. п. Но никогда не бывают глупыми. А раз так, то любой вопрос имеет право на существование.
Кстати, довольно часто бывает ситуация, когда кто-то из группы решается задать вопрос, который мучает половину аудитории. Это хорошо заметно по благодарным взглядам на него других участников тренинга.
Конечно, старайтесь формулировать вопросы как можно конкретнее. Однако если у вас не получается задать вопрос сразу, то приведите пример и попросите тренера помочь вам сформулировать вопрос. Хороший тренер никогда в этом не откажет.
Если у вас есть вопрос, который вы не хотите выносить на общее обсуждение, подходите к тренеру в перерывах. Перерывы — они для участников, чтобы была возможность немного проветрить мозг. Для тренера же перерыв — это точно такое же рабочее время, в которое он выполняет свое предназначение — нести мудрое и вечное, а значит, и отвечать на вопросы.
Естественное поведение
Часто во время упражнений участники ведут себя как на театральной сцене: используют обороты, которые никогда бы не прозвучали в обычной жизни, говорят с интонациями, которых до сих пор от них никто не слышал и т. п. Как ни грустно, но такое поведение сразу отбирает 50 процентов эффективности тренинга, так как в реальную жизнь вы унесете с собой не естественно изменившееся поведение, а театральную модель, которая пропадет через два-три дня после обучения.
Например, на управленческих тренингах руководители во время упражнения «беседа с сотрудником» иногда закатывают длинную тираду: «Уважаемый Василий Иванович, Вы выполнили очень большую работу, весь коллектив и я лично гордимся Вами в этот ответственный для нашей компании момент…» и так далее. Когда же я спрашиваю, как они общаются сотрудниками на самом деле, то оказывается, что в реальности это звучит так: «Вась, предыдущий отчет сделал отлично, а в текущем поправь третью строку, там что-то не сходится». Разница ощутимая.
И поскольку тренинги нужны для того, чтобы менять реальные поведенческие модели, то и работать на них нужно с настоящим, естественным поведением. И соответственно, приобретать реальные поведенческие модели, которые вы сможете использовать в жизни и работе.
Для каждого упражнения свой темп
Упражнения, которые предлагаются участникам тренинга, условно можно разделить на три категории, в каждой из которых важен темп их выполнения:
- Упражнения, демонстрирующие участникам их недостаточную компетентность или недостаточное использование собственного потенциала. То есть дающие возможность сделать наиболее распространенные ошибки, которые не позволяют добиться результата. На выполнение таких упражнений, как правило, дается строго определенное время. Делать их стоит в том темпе, который задает тренер. Иначе вы лишите себя удовольствия осознать собственные неправильные модели поведения.
- Упражнения, направленные на осознание участниками предложенных теоретических моделей. Эти упражнения помогают понять пользу инструментов, предлагаемых в рамках тренинга. Темп выполнения этих упражнений задается тренером. При этом на вопросы участников должно быть отведено столько времени, сколько требуется на то, чтобы 70% группы получило полное понимание концепций. Если вы не успели получить такое понимание в отведенное время, а это может случиться по разным причинам: от невнимательности до попытки слишком глубоко «вжиться» в материал, то не стесняйтесь подойти к тренеру в перерыве.
- Упражнения для выработки успешных моделей поведения. Эти упражнения создаются специально для того, чтобы вы научились. Научились делать то, что у других получается хорошо и что должно хорошо получиться у вас. Поэтому такие упражнения нужно делать в том темпе, который вам удобен. Одна из ошибок, которую допускают участники тренинга, заключается в том, что они пытаются сделать все и сразу. Конечно, собственную гениальность и адаптивность неплохо продемонстрировать. Но не во время обучения. Тренинг — это специальная среда, в которой положено делать ошибки, чтобы их можно было исправить. И место — где можно и нужно учиться. Поэтому если вы делаете, например, коммуникативное упражнение, то делайте его в том темпе, который позволит подбирать правильные слова. Не спешите. Делайте паузы на обдумывание. Если тренер вас подгоняет, то просто попросите его быть несколько лояльнее и дать вам как следует освоить предложенные модели поведения. Хотя хороший тренер не будет вам мешать.
Фиксация промежуточных результатов
Вполне возможно, что вам легче размышлять, рисуя в тетради чертиков и цветочки. Однако на тренинге такой способ обучения вреден. Так как в процессе тренинга для эффективного освоения инструментов нужно пересмотреть некоторые свои стереотипы, то лучше направить усилия на ведение записей. Причем фиксировать стоит все, что приходит в голову по теме тренинга. Не только информацию, которую вы боитесь забыть, но и собственные выводы.
Зачастую нас меняет не большое количество инструментов, а один единственный вывод, который делает их применение легким и приятным. А если этот вывод не будет зафиксирован, то он может быть забыт из-за обилия разных мыслей и теоретических концепций.
Использование собственного опыта
Иногда бывает так, что информация, предлагаемая тренером, «пролетает» мимо участника тренинга по той причине, что не находит подтверждения в его собственном опыте. Хотя на самом деле мы обладаем опытом, который необходим для освоения почти любых поведенческих инструментов. Важно его правильно определить. Возможно, вы не сталкивались с описываемыми ситуациями на работе. Но вполне могли сталкиваться с ними в семье, в компании друзей или еще где-нибудь. Проанализируйте.
Такой анализ поможет вам найти пользу в применении инструментов. А значит, существенно облегчит их освоение и позволит задать осмысленные вопросы в адрес тренера.
Готовность убеждаться
Еще только собираясь на тренинг, честно признайтесь себе, хотите ли вы освоить новые инструменты или же отстоять свою позицию. Если первое, то будьте готовы убеждаться. В первую очередь в том, что не все люди думают так же, как и вы. В том, что можно найти пользу там, где вы ее раньше не видели.
Но и не стоит принимать исключительно на веру все, что говорит тренер. Требуйте аргументов. Требуйте логики и примеров.
Кстати
Иногда участники корпоративных тренингов в крупных компаниях относятся к ним как к неприятной обязаловке или как к поводу пару дней отдохнуть от рутины. В результате компания не получает нужных результатов, а люди разочаровываются в краткосрочном обучении. Конечно, хороший тренер сможет убедить почти всех в пользе обучения, но на это уйдут дополнительные силы тренера и, что самое главное, время тренинга. То самое время, в течение которого вы можете научиться многим полезным вещам. Поэтому я рекомендую вам перед корпоративным тренингом узнать рейтинг тренера и примерную стоимость его дня. И представить, что эти деньги вы заплатили из собственного кармана. Это поможет вам напрячься в достаточной степени, чтобы извлечь максимальную пользу.
После тренинга
Конечно, тренинг заканчивается тогда, когда он заканчивается. А вот количество пользы, которую вы можете извлечь из него, далеко не ограничивается теми знаниями, которые вы успели приобрести за несколько дней обучения. Чтобы извлечь максимальное ее количество, нужно помнить несколько простых принципов:
- Во-первых, после тренинга вы уносите с собой только то, что вас больше всего зацепило. А это значит, что реально вы освоите два-три важных инструмента.
- Во-вторых, то, что вас больше всего задело эмоционально, совсем не обязательно было самым важным из того, что преподавалось.
- В-третьих, если вы не вернетесь к материалам тренинга в течение одного — полутора месяцев после его прохождения, то, скорее всего, не вернетесь к ним уже никогда.
Поэтому рекомендую в течение следующего месяца назначить себе график ревизии и перепроверки материалов.
Какие-то выводы, сделанные на тренинге, не подтвердятся вашими наблюдениями, какие-то, наоборот, станут очевидностью. А поскольку воспоминания будут еще живы в памяти, то вы сможете переключить свое внимание на те инструменты, которые непосредственно на тренинге не показались вам особо важными, а в реальности могут принести большую практическую пользу.
Эти советы подсказаны многолетним опытом как проведения тренингов, так и участия в них. Так что используйте их, получайте от тренингов максимальные пользу и удовольствие!
Владимир Пронин
Работа с персоналом
Самая сложная работа в мире — это работа с собой, своей психикой и сознанием. Существует целый спектр инструментов, которые можно использовать для укрощения собственного мышления. Например, вам могут пригодиться психологические тренинги — одни давно признаны как метод личностного развития и могут дать вам много инсайтов. В этой заметке разберём, как извлечь из тренинга максимум пользы.
Четко сформулируйте свои цели.
Начать работу следует еще самостоятельно до тренинга. В первую очередь необходимо осознать и четко сформулировать личные цели и задачи на тренинг. Чему вы хотите научиться и для чего? Зачем вы идете на тренинг? Как и в каком направлении вы хотите изменить свою жизнь? Учиться без понимания, для чего это вам, в большинстве случаев — потеря времени и денег. Четко сформулированный запрос позволит вам сохранять мотивацию во время прохождения тренинга и во многом предопределит тот результат, который вы от тренинга получите.
Снимите корону с головы.
Даже если вы уже многое знаете и умеете, именно она помешает вам научиться большему. Всегда помните, что вы пришли учиться, а не мериться навыками и достижениями с тренером и другими участниками тренинга. Ищите не то, что уже знаете, а то новое, с чем ещё не знакомы и чему вы можете научиться. Откройте глаза, уши и впитывайте знания. Будьте чем-то похожи на ребёнка, который только открывает для себя новое и не мешает своему сознанию постигать новое ложным убеждением о том, что он всё уже знает, понял и постиг. Только так вы сможете вырасти.
Слушая теорию, думайте о практике.
Адаптируйте теорию, которую вам излагают, под себя, под свои задачи и цели. Теория сама по себе не даст вам желаемых изменений в вашей жизни. Постоянно думайте над тем, как вы сможете использовать то, что вам рассказывают, на практике в вашей жизни. Где, как и для чего вы сможете применить полученные знания? Соотносите это со своими целями на тренинг и с целями в жизни вообще.
Записывайте то, что может понадобиться вам в дальнейшей работе.
Не пытайтесь создать подробные конспекты того, что вам излагают. Но и не следует полностью отказываться от письменной фиксации новой информации. Постарайтесь найти свою золотую середину в конспектировании, чтобы, с одной стороны, не упустить и не забыть нужные вещи, но, с другой стороны, не увязнуть в механическом и излишне подробном записывании информации, которое будет отвлекать вас от прохождения тренинга.
Делите свои записи на смысловые блоки.
Конспектируя информацию тренинга, делите её на отдельные блоки: что из нового надо сделать, над чем подумать, что ещё изучить. Выделяйте цитаты, свои мысли, рассуждения и ключевые слова ручками другого цвета.
Общайтесь с другими участниками.
Используйте тренинг как возможность познакомиться и пообщаться с новыми людьми. Не замыкайтесь на себе, будьте открытыми и используйте тренинг как возможность наработать полезные контакты и развить свои коммуникативные навыки.
Улыбайтесь.
Совет очень простой, но крайне полезный. Улыбка влияет как на ваше настроение, так и на качество ваших контактов с окружающими. Результат прохождения тренинга очень сильно зависит от вашего настроения и внутреннего состояния. А самый простой способ их повысить и держать на нужном уровне — улыбаться.
Не только «брать», но и «отдавать».
Во время прохождения тренинга вы будете интенсивно взаимодействовать с другими участниками тренинга. Во время общения или совместной работы думайте не только о том, что вы можете «взять» у вашего партнера, но и о том, что вы можете ему «дать». Чем вы можете быть полезны для него? Помогайте другим участникам в прохождении тренинга, и они помогут вам.
Сразу используйте полученные знания.
Сразу после тренинга начинайте внедрение полученных знаний и умений на практике. Внедрите самые важные вещи в течение 48 часов, а еще лучше — в течение суток. Тренинг это практическое занятие и результаты его прохождения должны сразу внедряться на практике. Помните о своих целях, с которыми вы пришли на тренинг. Во время прохождения тренинга размышляйте, где, как и для чего вы можете использовать получаемые знания и навыки.
Соберите свою команду.
Это совет для продвинутых участников. Во время прохождения тренинга соберите свою команду из 4-8 инициативных человек, с которыми вам комфортно общаться и работать. Такая группа поддержки даст вам возможность эффективнее проходить тренинг и отрабатывать умения даже после его окончания. Что позволит вам быть в динамике обучения ещё некоторое дополнительное время и повысит эффективность получения знаний и навыков.
Вместо заключения
Теперь у вас есть весь арсенал советов и инструментов, чтобы извлечь максимальную пользу из тренинга и изменить с его помощью его жизнь.
Автор статьи
Татьяна Маринова