Этого знать родителю о пользе
Большинство родителей уверены, что воспитывают своих детей очень хорошо. Они думают, что у них очень хорошие педагогические навыки. Однако это не всегда так. Отцы и матери часто совершают одни и те же ошибки снова и снова, что приводит к тому, что дети из поколения в поколение испытывают страхи и не могут общаться с людьми. В этой статье мы расскажем вам, как разорвать этот порочный круг.
Сегодня мы собрали рекомендации от психологов со всего мира, которые помогут родителям избежать попадания в ловушку негативных педагогических стереотипов.
1. Жаловаться плохо.
Родители часто говорят своим детям: “Не жалуйся”, и они действительно верят, что это хорошее правило, которому нужно следовать.Тем не менее, психологи обеспокоены тенденцией, что дети не должны говорить о своих проблемах в школе. Психологи считают, что большинство детей не говорят о жестоком обращении, потому что они боятся, что их назовут “стукачом” или “слабаком”.
Взрослые должны слушать своих детей, когда они говорят о несправедливых ситуациях, которые с ними происходят и поддерживать их.
2. Выражать негативные эмоции плохо.
Родители не любят, когда их дети раздражаются, плачут, злятся или разбрасывают игрушки. Вот почему иногда проще крикнуть “Не плачь!”, а не выяснять, в чём проблема.
Этот тип реакции на плохое поведение является худшим, потому что негативные эмоции должны найти выход. Способность выражать негативные эмоции – это то, что вашему ребёнку определенно понадобится в будущем, поэтому они должны начать развивать этот навык сейчас.
3. Ты должен ладить со всеми (учителями, другими детьми, соседями)
Все родители мечтают о том, чтобы дети жили в мире с другими. Они не хотят, чтобы их отпрыски конфликтовали со своими сверстниками. Пытаясь достичь этого, они иногда выбирают тактику “быть добрым для всех”.
Конечно, очень важно уметь плыть по течению и уважительно общаться с другими. Но не заходите слишком далеко, пытаясь угодить всем. Потому что для того, чтобы быть как другие, приходится жертвовать своими интересами.
4. Если ты плохо учишься в школе, то не получишь хорошую работу, когда вырастешь.
Многие родители считают, что успех их ребёнка в школе напрямую связан с их успехом во взрослой жизни. Конечно, образование играет большую роль, но это не единственный фактор успеха.
Говард Гарднер из Гарварда выделил 7 различных типов интеллекта и считает, что большинство IQ-тестов оценивают только один уровень логики, игнорируя при этом другие типы интеллекта. Ряд исследований доказывает, что эмоциональный интеллект играет огромную роль в успехе человека во взрослой жизни.
5. Дети должны иметь много самых дорогих и продвинутых игрушек.
Социологи утверждают, что сумма денег, которую родители тратят на своих детей, растёт с каждым годом. Это приводит к тому, что многие семьи вообще не хотят иметь детей, или останавливаются на рождении одного.
Родители тратят гораздо больше, чем необходимо, когда дело доходит до их детей. Задумайтесь по-настоящему о том, что вы покупаете для своего ребёнка, действительно ли это необходимо.
Экономия денег на ваших детях не делает вас плохим родителем. Напротив, бережливые родители могут стать отличным примером для подражания для своих детей и научит их не тратить деньги на ненужные вещи.
6. В наказание, ребёнка нужно чего-то лишить.
Психологи уверены, что лишение ребёнка чего-либо не является эффективной формой наказания. Это одна из самых опасных черт родителя – играть в бога, наказывать детей и только потом прощать их. И правила этой игры не всегда ясны, так как наказание часто зависит от настроения родителей.
Лишение ребёнка того, что он любит, не научит их чему-то хорошему. Наоборот, ребёнок поймёт, что тот, кто обладает властью, может делать всё, что хочет.
7. Родители должны постоянно развлекать детей.
“Я не хочу, чтобы моему ребёнку было скучно”, – так говорят многие родители, отправляя их на дополнительные занятия или покупая новые развивающие игрушки. Они стараются сделать так, чтобы у ребёнка не было ни минуты скуки.
Однако психологи утверждают, что дети никогда не научатся жить самостоятельно, если родители не дадут им времени для себя.
8. Дети должны делиться своими игрушками.
Многие родители считают, что нужно учить детей делиться. Это ошибка.
Психологи рекомендуют поставить себя в такое положение. Хотите поделиться своими личными вещами с человеком, которого вы едва знаете? Вы бы сняли свою любимую рубашку только потому, что она понравилась вашему соседу?
Вы думаете, что вы хороший родитель? Поделитесь своим опытом в комментариях!
10 жизненно важных навыков, которым нужно обучать детей
Родители и дети
Ответственность за детей несут их родители. Всему тому, что жизненно важно и необходимо знать и уметь для того, чтобы быть успешным и счастливым, должны учить детей их родители. Эта статья раскроет вам 10 жизненно важных навыков, которым нужно обучать детей.
Чему не учат в школе
Знания, которые необходимы для того, чтобы быть счастливым, успешным и здоровым не даются от рождения. Инстинкт самосохранения и прочие врожденные особенности человеческого организма не гарантируют психологического благополучия постольку, поскольку человек – не только биологическое, но и социальное существо. Всему тому, что действительно необходимо для выживания в социуме приходится учиться.
Человек учится с самого своего рождения. Знания приходят с опытом или привносится в сознание в результате передачи их детям от взрослых людей. Процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и есть обучение как основное средство подготовки человека к жизни и труду.
Особая роль в деле обучения подрастающего поколения отводится школе. Хотя это, как правило, не единственное образовательное учреждение в жизни человека, именно тут он усваивает наибольшее количество знаний.
О том, чему учат детей в школе и насколько эти знания полезны, можно спорить долго. Однозначно то, что большинство из них носят чисто теоретический характер. Дети в школе изучают науку, но не практику и не жизнь. Жизненно важным и практически полезным навыкам должны учить детей их родители.
Родители ответственны за своих несовершеннолетних детей, и эта ответственность носит не только юридический, но и психологический характер. За довольно короткий срок детства отцу и матери нужно научиться ребенка многому.
Чтобы понимать чему следуют учить малыша, нужно осознавать цель, а именно знать ответ на вопрос «Каким человеком хочется чтобы вырос ребенок?». Большинство любящих родителей желают своим детям только лучшего, поэтому отвечают: «Здоровым, успешным, счастливым».
Жизненно важные навыки
Первое что нужно понимать, занимаясь воспитанием ребенка: невозможно требовать и ждать от него того, чему его не учат и чего он не наблюдает в поведении и характере родителей.
Глупо требовать от малыша решимости, смелости, самостоятельности, если единственное, что ему внушают это обязанности слушаться старших, сидеть смирно, быстро засыпать, не лезть с вопросами и прочее, то есть быть покорным и безынициативным.
Нерезультативно отучать ребенка от вредной привычки, если она есть и у родителей.
Конечно, немаловажную роль в жизни человека играет и самовоспитание, но все же и оно основано на родительском воспитании.
Помочь малышу вырасти здоровым, успешным и счастливым можно, если прививать ему такие умения и навыки:
1 Любознательность
Чем старше ребенок, тем больше живого, активного интереса к окружающему миру он проявляет: сначала безмолвно ощупывая ручками и пробуя «на зуб», а потом превращаясь в «почемучку» – почему трава зеленая; почему небо голубое; откуда берутся дети? Малыш хочет знать все! И это стремление в нем очень важно не заглушить банальными или ложными ответами или вовсе молчанием в ответ.
Задавать вопросы – умение, необходимое человеку на протяжении всей его жизни. Это основа любознательности. Благодаря этому умению человек познает не только окружающий мир, развивая тем самым интеллект, но и самого себя.
Все великие ученые, изобретатели, первооткрыватели, бизнесмены отличались умением задавать вопросы.
Не «проглатывать» всю поступающую извне информацию, не верить на слово, не доверять непроверенным источникам, а анализировать, сопоставлять, сравнивать, проверять, находить нужную информацию среди гор ненужной, иметь собственное мнение, можно только научившись задавать вопросы.
Кроме умения задавать вопросы, составляющими любознательности являются:
умение учиться;
любовь к знаниям;
наличие увлечений, хобби.
2 Самостоятельность и уверенность в себе
Эти бесспорно необходимые человеку качества также формируются в раннем детстве. Уже в возрасте трех лет ребенок стремится и должен иметь возможность делать то, что он хочет самостоятельно. Как бы ни было страшно родителям за малыша и как бы ни хотелось его оградить от любой опасности, нужно давать ему свободу (естественно предприняв необходимые меры безопасности).
Заглушая инициативность, активность и стремление все делать самостоятельно, можно вырастить инфантильного, боязливого, пассивного, неуверенного в себе ребенка.
Уверенность в себе формируется, когда родители поддерживают, хвалят, поощряют малыша в его начинаниях и дают ему возможность бывать в одиночестве.
Личное пространство и время формирует у малыша умение не бояться одиночества, не считать его чем-то страшным, а воспринимать как возможность разобраться в себе или заняться тем, что интересно.
3 Альтруизм
Осознав свое «Я» примерно в три года, дети понимают что есть «мое», «чужое», «общее» (и не только вещи, но и чувства). Умение делиться, отдавать, бескорыстно помогать, сочувствовать, сопереживать, сострадать, считаться с теми, кто рядом создают противовес природному эгоизму и помогают человеку социализироваться в обществе, где без добра и взаимовыручки не бывает порядка и мира.
Эгоистом быть легче, чем альтруистом. Но, будучи альтруистом, важно также не вдаваться в крайности и не забывать о разумном эгоизме ради своего же блага.
4 Трудолюбие и умение распоряжаться деньгами
В какой-то момент ребенок начинает осознавать ценность денег. Он устанавливает связь между возможностью удовлетворить потребность, наличием денег и трудом. Родителям платят зарплату потому, что они трудятся. Но различный труд оплачивается по-разному, есть и такой, за который человек получает не деньги, а духовные ценности.
Как поощрять ребенка за труд, материально или нематериально – личное дело семьи. Но чтобы ребенок не вырос алчным и не считал, что все можно купить за деньги, он в любом случае должен знать, что такое труд «за спасибо».
Домашняя работа не оплачивается, но любовь к труду чаще всего начинается с выполнения именно этой работы. Малыш помогает маме по хозяйству, а награда за его помощь – ее восхищение, благодарность, забота и любовь, вызывающие массу положительных эмоций. Именно счастье как «оплата» за труд порождают в ребенке желание с радостью трудиться снова и снова.
С другой стороны, дети должны учиться распоряжаться деньгами, ведь во взрослой жизни им без этого не обойтись, а значит, родителям нужно радовать детей деньгами на карманные расходы.
Самая большая проблема – психология бедности, которая чаще всего передается «по наследству» от родителей. Не только детям, но и их родителям нужно учиться психологии богатства. Подробнее о психологии богатства и бедности, читайте в статье https://ourmind.ru/psixologiya-bogatstva-i-bednosti.
5 Умение договариваться
Терпимость к различиям между людьми и понимание того, что все люди разные нужно доносить ребенку, начиная примерно с возраста трех лет. Умение уважать другого, его особенности и интересы пригодится уже в детском саду, когда ребенок только вступит в стадию социализации.
Если эти навыки подкрепляются у дошкольника, то позже превратятся в умение договариваться, находить компромиссы, разрешать конфликты. Формируются такие качества как дипломатичность и бесконфликтность, которые во взрослой жизни помогут выстраивать гармоничные отношения и дома и на работе.
6 Управление временем
Важные составляющие управления временем:
соблюдение распорядка дня,
построение планов на ближайшее будущее,
определение целей и целеполагание.
Если к распорядку дня детей приучают с раннего детства, то остальные навыки вырабатываются позже, примерно в 12-18 лет, когда ребенок уже достаточно развит интеллектуально.
Самое главное, что должен усвоить ребенок от родителей – умение ценить время, не тратить его в пустую, понимать что оно – важный жизненный ресурс.
7 Лабильность и креативность
Несомненно, нужно иметь ценности, принципы и жизненные ориентиры, но важно и не «закостеневать» в них. Мир меняется стремительно и иногда шокирует своими новшествами, но если не приспосабливаться к ним, трудно быть успешным и счастливым.
То, что помогает быть лабильным – креативность в широком смысле этого слова:
умение смотреть на вещи с другой стороны,
нестандартно подходить к решению проблем,
мыслить не только логически, но и творчески,
выходить за рамки привычного и традиционного,
быть творцом своей жизни,
развиваться как личность.
Необходимость меняться вместе с миром, подстраиваться, учиться новому и не останавливаться в развитии должен взять за правило ребенок еще в детве. А если быть точнее – он должен не забыть как это делается, ведь все дошкольники мыслят образно, фантазируют, видят мир не так, как взрослые.
Маленькие дети смотрят на мир в первый раз, поэтому интересуются не только формой, но и содержанием, оттого порой мудрее взрослых.
Школьников учат мыслить логически, загоняя тем самым мышление в рамки, устраняя «за ненадобностью» креативность, любознательность, свободу выбора и множественность правильных вариантов.
8 Уметь находить «свое»
Уметь делать правильный жизненный выбор
В жизни важно понимать и знать себя: свои индивидуальные особенности, способности, таланты, направленность, цели, предпочтения и так далее. Зная «свое», легче его находить. Это знание и умение помогает сделать правильный жизненный выбор.
Один из наиважнейших выбор в жизни – выбор профессии. Его приходится делать еще недостаточно зрелому как личность ребенку, подростку. Этот выбор невозможно сделать верно, если не знать особенности своей личности и не понимать, какая профессия придется по душе.
Именно от незнания себя и неумения находить «свое», дети идут учиться куда ни будь, где престижно, куда сказали родители, куда пошли одноклассники и так далее, а потом деньги за пять лет обучения оказываются выброшенными на ветер, потому что диплом пылится на полке, а ребенок работает не по специальности.
Конечно, не всегда неверный выбор становится причиной невозможности устроиться по специальности. На это влияет множество других факторов. Но все же человек, который отучился по своему направлению, имеет намного больше шансов реализоваться в профессии и стать успешным, потому что он любит выбранное им дело.
Второй, не менее важный выбор в жизни каждого человека – выбор спутника жизни. Здесь тоже важно знать «свое»: какой человек подойдет, с кем будет комфортно, какие отношения станут залогом личного счастья, как отличить любовь от корысти, обмана, нелюбви и тому подобного.
Выходить замуж «потому, что все подружки давно вышли» или женится, потому, что возраст, родители хотят внуков и так далее – часто ошибочный путь.
Стадное чувство и поведение «по указанию сверху» – проблемы очень многих людей, существование которых некоторые ученые связывают с идеологией, царившей в нашем обществе в прошлом веке. Как все в мире, коллективизм не плох, если он не гипертрофирован. Слушать советы старших бывает полезно, но принимать решения нужно самостоятельно.
9 Навыки выживания
Современный мир удобен для проживания из-за большого количества благ цивилизации, но по-прежнему очень хрупок. Хорошо, когда ребенок растет окруженный всем необходимым, но плохо, если он вырастет слишком изнеженным и оторванным от природы.
Хотя во многих школах преподаются основы безопасности жизнедеятельности, хорошо бы именно на практике научить своего ребенка в подростковом возрасте выживать в экстремальных и примитивных условиях:
оказывать первую медицинскую помощь,
организовывать быт в походных условиях,
разводить костер,
различать съедобные и несъедобные растения и плоды,
искать источники воды,
ориентироваться на местности.
10 Умение быть счастливым
Умение быть счастливым, пожалуй, самый важный и жизненно необходимый навык для человека. Как и креативность, умение радоваться жизни присуще всем маленьким детям, их не нужно этому учить.
Проблема в том, что с годами этот навык утрачивается и то, что было просто в детве, становится недосягаемой мечтой во взрослой жизни. Поэтому задачей родителей является подкрепление навыка быть счастливым, радоваться любой мелочи и не унывать как у ребенка, так и у себя!
Составляющие умения быть счастливым:
оптимизм,
позитивное мышление,
умение радоваться мелочам,
умение расценивать ошибки как полезный опыт,
забота о своем психологическом благополучии.
Умение ребенка заботится о своем психологическом благополучии, мало кем в обществе принимается во внимание. А между тем это чрезвычайно актуальная проблема!
Почему в школе преподают физкультуру, но нет предмета «психологическая культура»? А ведь об острой необходимости обучения детей психологичной культуре свидетельствует ужасающая статистика.
Многие страны, входившие в состав СССР, сегодня занимают лидирующие позиции в списке детской смертности по причине суицида. Среди двадцати пяти стран с наибольшим количеством самоубийств Литва, Казахстан, Туркменистан, Россия, Белоруссия, Украина. Россия занимает первое место среди стран Европы по количеству самоубийств среди детей и подростков.
Каждый ребенок должен знать, что любая проблема разрешима, что он может быть счастливым, как бы тяжело ему ни было в данный момент времени, что нужно верить в себя и никогда не сдаваться!
Вот чему действительно должны учить детей их родители!
Наверное, у каждого родителя есть свои секреты, которые делают его счастливым отцом или счастливой матерью. У кого-то этот набор больше, у кого-то меньше. Но все-таки есть некие универсалии, которые держат в своей «аптечке счастья» большинство родителей. Нашему автору Насте Морозовой кажется, что она нашла такие.
1|| Не сравнивайте своих детей и свою семью с другими
Сравнение с другими неблагодарное дело. Как правило, для сравнения мы выбираем людей, которые, по нашему мнению, лучше нас в чем-то. Родители, особо не задумываясь, транслируют детям, что Маша у тети Светы умнее, а Петя у дяди Васи послушнее и дома все помогает. Кто в собственном детстве не слышал от родителей «У всех дети как дети, а ты!..», «Вечно с тобой одни неприятности, на других детей посмотришь и позавидуешь!..» и так далее. Такие сравнения обижают детей, а вас делают несчастнее, ведь сравнения не в пользу ребенка заставляет вас сожалеть об ошибках воспитания, не дают вам принять ребенка таким, какой он есть, и создают неудовлетворенность собственной семьей. Да, у кого-то выше достаток, кто-то получает больше помощи по дому от других взрослых членов семьи, у кого-то жизнь «полная чаша», они успевают больше… Остановитесь. Вы тоже молодец, вы делаете для своих детей и своей семьи все, что вам по силам. И у вас тоже чудесная семья.
2|| Присутствуйте здесь и сейчас
Кто как не дети заставляют нас ежеминутно думать о том, как быстро летит жизнь! Каждый момент их детства бесценен, нужно только научиться замирать в быстроте жизни и присутствовать именно в этом момент, запоминая его, наслаждаясь им, понимая, что он единственный, на следующей неделе и уж тем более в следующем году такого уже не будет. В своих мыслях и планах мы часто живем в будущем, ставим какие-то рубежи: вот будет отпуск – тогда и отдохнем, вот завтра будет поменьше дел – тогда и порисуем вместе… К сожалению, дел поменьше не будет, дела всегда находятся, а ждать, когда вы будете готовы рисовать вместе ребенок не станет. Он просто вырастет.
3|| Имейте видение того, каким именно родителем вы хотите быть
Очень важно понимать для себя, каким именно родителем вы хотите быть. В какой атмосфере хотите растить детей и какие ценности им прививать. Вы хотите вырастить доброго отзывчивого человека? Тогда вам нужно самим что-то делать для этого, знать, как воспитывать в детях доброту, заботу и внимание к другим. Если думать, что родительство складывается само собой, как получится, куда, как говорится, ветер подует, то можно сильно ошибиться в своих силах и поступках. Родительство это не лодка без весел, попавшая в бурный поток непредсказуемой реки. Родительство это лайнер с работающим штурвалом, который плывет так, как ему прикажет капитан. А капитан это вы. Когда у вас есть видение себя как родителя, вы уже заранее знаете, как поступите в той или иной ситуации, даже если она будет неожиданной. Вы знаете, какие реакции допустимы в присутствии детей, а какие – нет. Исходя из своих родительских принципов вы строите ежеминутное общение с ребенком. Как помочь себе в этом? Больше размышлять о себе как о родителе, оценивать свои поступки, сравнивать ваши реакции на поступки родителей, когда вы сами были ребенком. Читать книги, которые помогают вам расти хорошими мамой и папой.
4|| Не стесняйтесь просить прощения
Многие родители (не все, но многие!) считают, что родитель не должен извиняться перед ребенком, признавать свои ошибки, просить у него прощения. Мол, это чревато потерей родительского авторитета в глазах ребенка. Ведь родитель никогда не ошибается. На самом деле это нормально, когда ребенок знает, что родитель может ошибаться, но при этом умеет признавать свои ошибки и старается их исправлять. Хотите научить ребенка извиняться? Научитесь извиняться перед ним сами. Чувство вины, нежелание просить прощения в ситуации, когда ты понимаешь, что был неправ, не делает нас счастливыми. Не стоит учить этому и детей.
5|| Радуйтесь каждому новому дню
Каждый новый день – причина, чтобы радоваться жизни. Даже если вчерашний день был грустным, учитесь радоваться новому. Верить, что сегодня будет отличный день. Рассматривайте каждый день как маленькую жизнь и старайтесь прожить ее с хорошим настроением, не обижать близких, не допускать ошибок предыдущих дней, делать какое-то маленькое, но доброе дело. Старайтесь каждый день становиться лучше. Это важно – дети верят в лучшее, когда рядом оптимистично настроенные взрослые. И когда вы говорите, что сегодняшний день будет лучше, чем вчера, так обычно и бывает. Настраивайте себя на радость.
6|| Не стесняйтесь просить помощи
Удивительно, но взрослые редко просят о помощи друг друга. Кто-то не просит из гордости, мол, не маленький, и сам справлюсь, кто-то – из-за уверенности, что ему в помощи откажут. Жаль, что мы так мало доверяем друг другу. Но скажите себе сами, неужели вы откажете в помощи подруге, которая просит присмотреть за младшим ребенком, пока она со старшим срочно вынуждена ехать в травмпункт? Неужели откажете в помощи другу, у которого жена в больнице, а на руках годовалый ребенок и нет родственников, чтобы помочь? Конечно, не откажете. И вам не откажут. Просто люди не всегда знают, что вам нужна помощь, если вы о ней не просите. Открытость людям, готовность им помочь и знать, что в трудной ситуации и вам помогут, делают нас добрее, спокойнее и счастливее.
7|| Дайте детям быть самими собой
Не возлагайте на детей ответственность реализовать все ваши мечты, которые вы не успели реализовать сами. Не ждите, что они будут выглядеть, думать и вести себя как идеальный ребенок, образ которого вы рисовали себе во время беременности. Не заставляйте ребенка играть на скрипке только потому, что сами хотели. Или заниматься программированием, потому что у всех знакомых дети занимаются программированием. Дайте детям оставаться самими собой, наслаждайтесь их уникальностью и принимайте ее.
8|| Играйте
Просто попробуйте, прежде чем сказать себе и ребенку, что вы не умеете играть. Мы все умеем играть, просто взрослые думают, что им уже не к лицу бегать в догонялки или прыгать по классикам, замирать в «морских фигурах» или озвучивать кукол и машинки. В эти моменты мы смотрим на себя глазами какого-то хмурого осуждающего соседа, а вы попробуйте смотреть на себя глазами вашего ребенка. Или себя самого – из собственного детства. Радость от вовлеченной игры с ребенком – не сравнима ни с чем!
9|| Заботьтесь о себе
Стать родителем не значит забыть о себе и положить свою жизнь, свои интересы, свои желания и мечты на алтарь жизнеобеспечения детей. Никакого удовольствия от жизни испытать не получится, если вы не будете баловать себя – любимыми конфетами, книгами, фильмами, отдыхом с подружками, походом в парикмахерскую, в спортзал, покупкой новой одежды. Главное, делать это без угрызений совести, мол, вот, от детей отрываю, могу и перебиться. Вы будете счастливым родителем, если будете, прежде всего, счастливым человеком, уважающим и ценящим себя тоже.
10|| Относитесь к жизни с чувством юмора
Умение смотреть на жизнь со здоровым чувством юмора – гарантия хорошего настроения и самочувствия. Умение посмеяться над трудностями зачастую творит чудеса: их становится легче преодолевать. Меньше трагедий, больше смеха и позитива!
А что помогает вам быть счастливыми родителями?
Рассуждала Настя Морозова.