Этика удовольствия или этика пользы

Этика удовольствия

Субъективно удовольствие приятно и потому желанно. Как таковое удовольствие может представлять для индивида ценность саму по себе и определяющим образом влиять на мотивы его действий. В анализе гедонического опыта следует различать психологический и нравственный аспекты, психологическую заданность и этическое содержание самореализации личности. С морально-философской точки зрения, гедонизм — это этика наслаждения. Наслаждение как принцип и ценность в ней не просто признается и принимается. Стремление к наслаждению определяет иерархию ценностей и мотивов гедоника, его образ жизни. Назвав добро наслаждением, гедоник сознательно сообразует свои цели не с добром, а с наслаждением.

Типичное выражение этой нравственной установки мы находим у Б. Спинозы: «Мы стремимся к чему-либо, — писал он, — желаем чего-нибудь, чувствуем влечение и хотим не вследствие того, что считаем это добром, а наоборот, мы потому считаем что-либо добром, что стремимся к нему, желаем, чувствуем к нему влечение и хотим его… Мы ничего не желаем потому, что оно добро, но, наоборот, называем добром то, что желаем и, следовательно, то, к чему чувствуем отвращение, называем злом»[146].

Человеку естественно присуще чувство радости от полноты жизни, игры телесных и умственных сил, ему блаженна память пусть даже нечастых мгновений полного отдохновения, веселья, захватывающего развлечения. Однако гедоник не просто ценит все это и стремится к этому. Он видит в наслаждении и личном счастье смысл жизни, свое предназначение.

Собственно говоря, для гедоника «жить — значит наслаждаться», как заметил о сладострастном повесе Дон Гуане В. Г. Белинский. Более строго, в форме, нарочито антитетичной заповеди любви, принцип личного счастья сформулировал Кант: «Люби себя больше всего, а Бога и ближнего своего — только ради себя»[147]. Гедоник не задумывается над ответом на вопрос: «Во имя чего мы выбираем: жизнь во имя наслаждения или наслаждение во имя жизни»[148]. Он уже выбрал — наслаждение. Причем наслаждение для гедоника безусловно; ведь «наслаждение является благом, даже если оно порождается безобразнейшими вещами» (Аристипп), и коль скоро высшее благо заключается в удовольствиях, то достигнут его «более всего те, кто не делает разницы между источниками наслаждений» (Гегесий)[149].

Не в связи с удовольствием, но в связи с отношением человека к удовольствию возникает нравственная проблема: если наслаждение оказывается тем, что представляет ценность саму по себе, то все остальное начинает восприниматься лишь как условие или возможное средство наслаждения. Такая логика не знает ни меры, ни предела. Наслаждение и умеренность несовместимы, ибо всякая мера, всякий масштаб, накладывая ограничение на гедоническое стремление, обусловливает его, лишает его самоценности, нарушает принцип: «Жить, чтобы наслаждаться».

В связи с этим встает этическая проблема, касающаяся оснований поступков человека: может ли наслаждение быть фундаментальным моральным принципом? В ответах на этот вопрос мы находим в истории философии три подхода. Первый — безусловно положительный; он принадлежит представителям этического гедонизма, в частности, киренаикам[150].

Другой подход — безусловно отрицательный; его разделяли не только религиозные мыслители, но философы-универсалисты. Как они (в частности, Кант и B.C. Соловьев) считали, критикуя гедонизм, разнообразие вкусов, привязанностей и пристрастий не позволяет признать за удовольствием статус фундаментального морального принципа.

Третий подход, развивавшийся эвдемонистами, в частности, Эпикуром (см. тему 9) и классическими утилитаристами, нуждается в разъяснении. Эвдемонисты отвергали безусловность чувственных наслаждений. Однако эвдемонисты принимали возвышенные наслаждения, считали их подлинными и рассматривали их в качестве универсального морального основания поступков.

Как показывает теоретический и нормативный опыт гедонистической[151] этики и полемики вокруг нее, невозможно сформулировать критерий истинных и ложных, подобающих и неподобающих наслаждений. Установление критерия удовольствия означает его ограничение, подчинение внешнему стандарту и, как следствие, отказ от его принципиальной приоритетности. Это относится и к той гуманистической точке зрения, согласно которой любое удовольствие допустимо, если из-за него индивид не нарушает своих обязанностей (в том числе содействовать благу других людей и духовно совершенствоваться) и, значит, не ущемляет прав других людей.

Читайте также:  Вред и польза внутрисуставных уколов

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Похожие главы из других книг:

Ю.Н.Давыдов
Этика убеждения и этика ответственности: Макс Вебер и Лев Толстой (*)
Этическая мысль. Вып. 7. М.: ИФ РАН. 2006.Когда заходит речь об этике Льва Толстого, у нас – в соответствии с традицией, сложившейся еще до революции 1917 года, но закрепленной и освященной

3. УДОВОЛЬСТВИЯ В БРАКЕ
Представление о браке как о единственном типе связи, допускающем aphrodisia, порождает (или должно порождать) ряд вопросов, касающихся места, роли, формы, предназначения половых актов в игре любовных или уставных отношений между мужчиной и женщиной.

84. Принцип удовольствия
Так бывает — годами вы ждете прорыва в карьере, и тут вдруг у вас появляется сразу два варианта одновременно. Пенни, наконец, предложили две посольские должности, обе в небольших государствах островов Южного моря, с похожим размером, ландшафтом и

ЧУВСТВЕННЫЕ УДОВОЛЬСТВИЯ
Дионисийские оргии часто ассоциировались не только с пьянством, но и с чувственными удовольствиями. Молодой царь Пен-фей у Еврипида рассказывает:

Да говорят, какой-то чародей
Пожаловал из Лидии к нам в Фивы…
Вся в золотистых кудрях голова
И

Б. ТИПЫ УДОВОЛЬСТВИЯ
Анализ качественного различия между теми или иными видами удовольствия, как уже отмечалось, дает ключ к проблеме связи удовольствия с этическими ценностями.[117]Первый тип удовольствия, какое Фрейд и другие ученые считали основой всякого

Принцип удовольствия и страдания
Базовое Я стремится к удовольствиям и избегает страданий. Воля к переменам вырабатывается путем:Знания тех объемов энергии, которые нам необходимы.Осознания силы естественного сопротивления Базового Я.Преодоления этого

Подсчет удовольствия
Движущая сила всякой фурьеристской конструкции (и всякой комбинации) — не справедливость, равенство, свобода и т. д., но удовольствие. Фурьеризм есть радикальный эвдемонизм. Фурьеристское удовольствие (называемое позитивным удовольствием) очень

Понятие удовольствия
Удовольствие (или наслаждение) — это чувство и переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса.С биологической точки зрения, роль удовольствий и страданий определяется тем, что они выполняют адаптивную функцию: удовольствие

б. Типы удовольствия
Анализ качественной разницы между разными типами удовольствия является, как уже говорилось, ключом к проблеме соотношения удовольствия с этическими ценностями[121].Один из типов, который Фрейд и другие считали сущностью всех удовольствий, составляет

6.2. Правила сохранения и развития удовольствия[187]

6.2.1.Осмотрительность в удовольствии
Удовольствие представляет собой момент возвышенный и прекрасный, но необходимо уметь его переживать и координировать, так как для большинства людей в нем кроется возможность

1. ЦЕННОСТЬ УДОВОЛЬСТВИЯ И СЧАСТЬЯ
Многие поступки совершаются Человеком, по–видимому, вполне бескорыстно, без всякого мотива личного интереса, личной пользы или выгоды. Во многих поступках трудно найти какое?либо эгоистическое или даже вообще эгоцентрическое

ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ
Нем.: Lustprinzip. – Франц.: principe de plaisir. – Англ.: pleasure principle. – Исп.: principio de placer. – Итал.: principle di piacere. – Португ.: principle de prazer.• Один из двух принципов, управляющих, по Фрейду, функционированием психики. Цель психической деятельности в целом – избежать

Источник

Этика
удовольствия и пользы

Введение

С незапамятных времен из множества 
факторов, определяющих нравы, царящие 
в человеческом обществе, именно стремление
к удовольствию и пользе удостоилось 
особо пристального внимания всех,
задумывавшихся об истоках, причинах или 
целях нашего поведения, либо о нормах,
которым это поведение должно
соответствовать.

Даже у некоторых диких 
племен, сохранившихся до наших дней
или исследованных в XIX-XX веках 
накануне их исчезновения, были обнаружены
слова, обозначающие эти сложные 
абстрактные понятия – «удовольствие»
и «польза». Хотя у тех же племен
не было столь же общего названия ни
для «животных», ни для «растений»:
каждый вид имел собственное название.
А ведь разные виды удовольствия или 
пользы отличаются друг от друга сильнее,
чем виды животных или растений.
Следовательно, человек еще в 
первобытные времена обнаруживает
в своей душе и выражает на словах
две мощные силы, понуждающие его 
к тем или иным действиям ради
приятных или полезных благ.

Иногда эти силы действуют 
сообща, когда удовольствие и польза
совпадают. Иногда противодействуют друг
другу, когда удовольствие оказывается 
вредным или полезное доставляет
неприятные ощущения. Но гораздо чаще
они властвуют порознь, поскольку 
сочетать приятное с полезным зачастую
не хочется или не получается.

На ранних стадиях развития
всех цивилизаций складывались мифы,
повествующие о том, как Боги (Бог)
расставляют сети соблазнов, чтобы 
погубить недостойных, или раскладывают
в нужном месте нужные удовольствия,
чтобы приманивать достойных 
к высокой, но непостижимой для смертного,
цели. Одновременно те же Боги являлись
своим избранникам растолковывать,
что полезно и что нет.

Читайте также:  Авокадо как есть и польза

Но, даже доверяя рассказам
опытных сочинителей про Божественный
промысел, дергающий в нас ниточки удовольствия
и пользы, люди продолжали действовать
согласно пословице: «На Бога надейся,
но и сам не плошай!» Поэтому всегда внимательно
изучали и пытались подчинить собственной
воле не только силы внешней природы, но
силы, управляющие человеческими поступками
изнутри самого человека, в том числе и
наши влечения к удовольствию и пользе.

Именно самостоятельным 
поискам и находкам человечества
в указанной области посвящен
данный реферат. Он содержит краткое 
изложение основных достижений философии 
вообще и этики в частности 
при изучении и укрощении двух
духовных стихий: стремления к удовольствию
и стремления к пользе – бушующих,
как в отдельном человеке, так 
и в коллективах, обществах, государствах.

Поскольку жажда удовольствий
и стремление к извлечению пользы
традиционно считаются врожденным
качеством человека, то соответствующие 
этические учения принято называть
главными течениями «этического 
натурализма».

При этом следует иметь 
в виду, что наши естественные влечения
постепенно превращаются в цивилизованные
нормы нравственности (морали), в 
твердые основания человеческой
добродетели во многом благодаря 
достижениям наук, изучающих человеческие
нравы.

В этой связи необходимо
отметить: по вопросу о значении
«удовольствия» и «пользы» в жизни 
людей ученые делятся на четыре большие группы.

Те, кто выводит нравственные
требования из наших врожденных качеств
(внутренних человеческих потребностей),
естественно, считают, что стремление
к удовольствию и пользе первично, а нормы человеческого общежития
лишь более или мене удачные попытки упорядочить
или обуздать эгоистичную человеческую
натуру. Такие воззрения принято называть
«внутренним или биоантропологическим
детерминизмом». К числу наиболее ярких
сторонников данного направления относят
Аристотеля, Спинозу, французских материалистов,
Фейербаха, Чернышевского, Дьюи, Перри,
Дюркгейма.

Ученые же, склонные отдавать
приоритет долженствованию, законам 
природы и общества, Божьей воле
или идеям, полагают, что стремление
к удовольствию и пользе лишь вторично, поскольку подобные стремления
«простого смертного» являются лишь неполноценными
(однобокими) либо извращенными отражениями
воздействия некой внешней и господствующей
над человеком силы. Такие взгляды принято
называть «внешним или объективным детерминизмом».
К числу его видных представителей относятся
Платон, Фома Аквинский, Кант, Гегель, Маркс,
Брандт, а также современные школы неоплатонизма,
неогегельянства и авторитаризма.

Разумеется, во все времена 
существовали мыслители, творчески 
соединяющие или эклектически смешивающие
оба выше перечисленных направления –
отдающие приоритет в одних случаях внутренним,
а в других случаях внешним детерминантам.
Среди них нет знаковых имен, зато подобный
подход применяется и в теории, и на практике
абсолютным большинством ученых прошлого
и современности.

И, наконец, сторонники интуитивизма,
иррационализма, экзистенциализма, а 
также некоторых неопозитивистских 
школ, ссылаются на неисчерпаемое 
многообразие и «спонтанность» всех
наших устремлений и отсюда выводят,
что «удовольствие» и «польза» –
пустые абстракции. Наши же подлинные
стремления, по их мнению, каждый раз уникальны,
не сводимы к каким-то обобщенным нормам
или единым на все случаи жизни определениям.

1.
Гедонизм – этика удовольствий

В истории этической мысли 
«стремление к удовольствиям» зачастую
объявлялось главным истоком 
всей морали (нравственности), причиной
ее происхождения и конечной целью 
ее развития. Такой подход принято 
называть гедонизмом (от древнегреческого
«ηδονή» — удовольствие).

1.1.
Определение понятий

Если обобщить определения 
из разнообразных словарей и энциклопедий,
то Гедонизм – это система взглядов и (или)
образ жизни, основанные на убеждении,
что стремление к наслаждению и избавление
от страданий – главная причина (движущее
начало) человеческих действий, а так же
основой путь к людскому счастью.

Прямой противоположностью
гедонизма считается аскетизм, присущий различным религиозным
и этическим доктринам, проповедующим
воздержание от удовольствий вплоть до
полного отказа от мирских благ и подавления
всех чувственных устремлений.

Обычно гедонисты сосредотачивают 
внимание на удовольствиях, но есть и 
такие, что вслед за древним философом 
Гигесием Александрийским призывают ограничиться
уклонением от страданий, ибо иные удовольствия
все равно обманчивы и сулят «тяжкое похмелье».
Отсутствие же страданий обеспечивает
подлинное и длительное удовольствие.
Такие «гедонисты-уклонисты» придумывают
и распространяют среди приверженцев
различные «методы ухода от страданий»
(«уклонения от реальности»): от возвышенных
наслаждений собственным или чужим творчеством
и погружения в нирвану до пьянства и наркотиков.

Принимая во внимание принципиальное
различие между телесными и духовными 
удовольствиями, в особое этическое 
учение выделяют «эвдемонизм» (от древнегреческого Έύδαιμονία
— счастье), где в качестве благ, к которым
нужно стремиться в погоне за счастьем,
фигурируют только возвышенные душевные
наслаждения. Естественно, такое учение
всегда предназначалось исключительно
для узкого круга избранных, так как интеллектуальные
наслаждения недоступны всем или многим.
Но даже там, где эвдемонизм не считается
одной из разновидностей гедонизма, «стремление
к счастью» в качестве духовной ценности
(душевного блаженства) продолжает противопоставляться
телесным удовольствиям.

Читайте также:  Польза от верблюда для детей

1.2.
Обыденное понимание гедонизма

Как пишет российский философ 
Апресян, детально исследовавший взгляды 
гедонистов: «Гедоническое мироощущение
органично человеческому естеству и биологически
оправданно»1.

С этим можно согласиться:
действительно, удовольствие и неудовольствие,
– очень распространенные, присущие
любому из нас ощущения (чувства). Они 
помогают рассортировать наши впечатления 
на положительные и отрицательные 
эмоции, и в последующем сориентироваться
в окружающем мире. По ним каждый индивид
определяет, что благоприятно для его
нормальной жизнедеятельности, а что нет;
что хорошо сочетается с потребностями
организма, а что наоборот губительно
или разрушительно.

Видимо, поэтому самый 
распространенный вид гедонизма 
– бытовой. Те, что придерживаются
гедонизма в быту, зачастую и не
подозревает о существовании 
правильного научного названия, заимствованного 
из древнегреческого языка. Да и вообще
«любители сладкой жизни» легко 
обходятся без слов, если не считать 
приправленного сочными междометиями
«смакования» прошлых, нынешних или 
будущих «удовольствий». Даже «Благом»
такие люди зачастую называют то, что 
им приятно и желательно, а «злом»
– нечто неприятное (противное) для 
них лично. «Парадигму морали» или 
«жизненное кредо» приверженцев такого
«гедонизма» можно выразить тремя 
словами: «Насладись по полной».

И что удивительно: даже самоотверженный 
искатель высшей мудрости Спиноза шел 
на поводу у такой гиперболизации
«личных капризов», утверждая: «Мы ничего не желаем потому,
что оно добро, но, наоборот, называем добром
то, что желаем ради собственных удовольствий
и, следовательно, то, к чему чувствуем
отвращение, называем злом”2.

Конечно, между людьми, склонными 
к удовольствиям, имеются принципиальные
различия. Кто-то предпочитает телесное,
а кто-то – духовное. Кто-то выбирает приятное
окружающим, а кто-то – весьма неприятное
и вредное для всех, кроме него самого,
наслаждающегося чужими страданиями.
И это неудивительно. Когда о четкости
(конкретности) этического принципа мало
задумываются, то этот принцип может стать
очень расплывчатым названием, объединяющим
псевдо единомышленников – людей, совершенно
непохожих друг на друга: героя и негодяя,
яркую личность и жалкую посредственность.

Удовольствие — Польза

Удовольствие,
польза – положительные ценности, отвечающие
потребностям, интересам человека в 
его эмпирическом существовании.

Удовольствие (наслаждение) – чувство, которое сопровождает удовлетворение
потребности человека. Оно ведет к угасанию
физического и психического напряжения,
с одной стороны, и стимулирует активность
человека, его стремления, жизненные функции
организма – с другой Удовольствие означает
индивидуально значимую самореализацию
(творческую и др.).

Удовольствие 
может:

*
представлять для человека ценность;

*
определять мотивы деятельности 
человека;

*
определять иерархию ценностей 
и образ жизни человека;

*
являться для человека смыслом 
жизни

Ограничение естественной установки на удовольствие
происходит в процессе социализации человека,
который вынужден:

*
подчиняться господствующим в 
обществе нормам морали;

*
ограничивать, контролировать свое 
стремление к удовольствию;

*
ориентироваться на подобные 
стремления других людей.

Принцип
ориентации на удовольствие лежит в 
основе личной независимости.
В стремлении к удовольствию человек противостоит
общественным нормам морали, проявляет
индивидуальную волю.

В
случае, если удовольствие является целью,
все остальное человек воспринимает как
средства ее достижения.

Можно
выделить три философских подхода 
к оценке категории удовольствия:

* этический гедонизм (киренаики и
пр.): наслаждение (удовольствие) может
быть универсальным моральным принципом
(человек ориентируется не на добро, а
на достижение удовольствия);

* универсалисты (Кант и др.) – религиозные
мыслители – утверждали, что наслаждение
не может быть универсальным моральным
принципом;

* эвдемонисты (Эпикур и др.) и утилитаристы отвергали
безусловное чувственных удовольствий.
Они считали, что подлинными, способными
выступить в качестве универсального
морального принципа являются только
возвышенные наслаждения.

Концепция гедонизма основана на представлении о том, что:

*
целью деятельности человека, условием 
его счастья является достижение 
удовольствия (отсутствие страданий);

*
удовольствие является естественным 
регулятором душевной деятельности 
человека;

*
установка на достижение удовольствия 
является врожденной, естественной 
для человека.

Гедонизм в крайнем проявлении выражается
в том, что человек:

*
воспринимает других людей только 
как средство достижения удовольствия;

*
может достигать счастья, удовольствия 
за счет других людей (даже 
ценой их несчастья, страданий);

*
его стремление к наслаждению 
может вылиться в жестокость,
садизм или психологическую жестокость,
подавление личности другого,

*
может рассматривать запреты 
и предписания морали как ограничение 
личной независимости и природы 
человека.

Стремление 
к наслаждению должно быть ограничено нравственностью.
Стремясь к осуществлению своих желаний,
человек должен уважать право других людей
на реализацию своих желаний.

Человек
может свободно и конструктивно 
выразить себя в творчестве которому свойственны
переживания, схожие с наслаждением.

Польза. Полезным человек считает то, что:

*
отвечает его интересам;

*
гарантирует достижение поставленной
цеди;

*
позволяет достичь результатов, 
близких к поставленной цели (успех),

*
позволяет достичь результатов 
с наименьшими затратами (эффективность).

Интересы 
человека выражаются в целях его 
деятельности. Полезно то, что способствует
достижению целей.

В
отличие от высших ценностей (добро,
справедливость и др.) польза является
относительной ценностью.

Источник