Энергосберегающие лампы польза и вред исследовательская работа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДУБРОВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Выполнил:
ученик 4 класса
Дубровин Денис
Руководитель:
Юсупова М.К.
Дубровное
2
Оглавление
1.Введение__________________________________________________3-4 стр.
2. Положительные характеристики энергосберегающих ламп.______ 5-6 стр.
3. Недостатки энергосберегающих ламп.__________________________7 стр.
4. Преимущества энергосберегающих ламп._______________________8 стр.
5.Наши исследования__________________________________________9 стр.
6. Рекомендации по использованию энергосберегающих ламп._______10 стр.
7. Заключение.________________________________________________11 стр.
8. Список использованной литературы.___________________________12 стр.
3
Введение
Предмет исследования:
энергосберегающие лампы.
Объект исследования:
положительное и отрицательное влияние энергосберегающих ламп.
Актуальность исследования:
на смену старой лампе накаливания пришла новая лампа – комплексная люминесцентная лампа или энергосберегающая лампа, поэтому нам необходимо выяснить положительные характеристики и недостатки этих ламп.
Цели исследования:
-выделить плюсы и минусы энергосберегающих ламп;
– выяснить пользу и вред энергосберегающих ламп;
Задачи:
-изучить специальную литературу по теме исследования;
– сравнить положительные и отрицательные стороны энергосберегающих ламп и ламп накаливания;
-сделать вывод.
Гипотеза:
если энергосберегающая лампа имеет много положительных характеристик, то ее должно использовать большое количество людей.
4
Технический прогресс не стоит на месте. На смену старой лампе накаливания пришла новая лампа – комплексная люминесцентная или энергосберегающая лампа.
Про энергосберегающие лампы уже написано многое, есть разные мнения, как их сторонников так и их противников.
Я решил выделить плюсы и минусы этих ламп, и понять, полезны ли они или больше приносят вреда?
5
Положительные характеристики энергосберегающих ламп.
При чтении специальной литературы мы выяснили, что у энергосберегающих ламп:
Большой срок службы: 10-12 тыс. часов. Но на рынке бывают лампы различного качества. А у обычных ламп срок службы составляет максимум 1000 часов;
Низкое потребление электроэнергии. В специальных источниках пишут, что такие лампы потребляют в 5 раз меньше электричества и если вы пользуетесь лампочкой накаливания в 60 Вт, то от энергосберегающей лампы мощностью в 12 Вт вы получите такой же уровень освещения.
Заводская гарантия на люминесцентные лампы.
Для обычных ламп накаливания никакой гарантии вообще не существует;
Допускается использование энергосберегающих ламп там, где есть ограничения температуры, так как эти лампы практически не нагреваются.
Из изученной литературы мы узнали, что при использовании лампы накаливания мощностью 100 Ватт пойдёт на освещение половина электроэнергии. Вторая половина потраченной электроэнергии израсходована на нагрев данной лампочки накаливания. Из чего следует, что из той электроэнергии, потребляемой лампами накаливания, за которую мы заплатили, только половина пошла на реальное освещение квартиры или помещения.
6
В целях экономии электроэнергии энергосберегающие лампы изготавливают с различной мощностью, чтобы можно было подобрать необходимую освещенность для различных площадей. Диапазон мощностей варьируется от 3 до 90 Вт. Энергосберегающие лампы производят в двух основных формах: U-подобная и в виде спирали.
7
Недостатки энергосберегающих ламп.
Энергосберегающая лампа наполнена внутри парами ртути. Ртуть считается опасным ядом. Поэтому очень опасно разбивать такие лампы в квартире и помещении. Следует быть очень осторожными при обращении с ними. Значит, энергосберегающие лампы можно отнести к экологически вредным устройствам.
Энергосберегающие лампы требуют специальной утилизации, а выбрасывать такие лампы, запрещено. И об этом должен знать каждый!
8
Преимущества энергосберегающих ламп.
1.Экономия электроэнергии.
Например, энергосберегающая лампочка мощностью 20 Вт создает световой поток равный световому потоку обычной лампы накаливания 100 Вт
В процессе долгой эксплуатации от обычной лампочки накаливания световой поток со временем уменьшается из-за выгорания вольфрамовой нити накаливания, и она хуже освещает комнату, а у энергосберегающих ламп такого недостатка нет.
2.Долгий срок службы. По сравнению с традиционными лампами накаливания, энергосберегающие лампы служат в несколько раз дольше.
3.Низкая теплоотдача. У энергосберегающих ламп, вся затраченная электроэнергия преобразуется в световой поток, при этом они выделяют очень мало тепла.
4.Большая светоотдача. Энергосберегающая лампа светится по всей своей площади. Благодаря чему свет от энергосберегающей лампы получается мягкий и равномерный, более приятен для глаз и лучше распространяется по помещению.
9
Нашиисследования.
В результате проведённого исследования нам удалось узнать: в наших магазинах стоимость одной энергосберегающей лампы колеблется от 50-80 рублей за экземпляры китайского и российского производства, и до 150-200 рублей за качественные импортные изделия.
Из анкет среди учащихся начальной школы выяснили, что из 70 семей энергосберегающими лампочками и лампочками накаливания пользуются 34 семьи, остальные 36 семей пользуются только лампочками накаливания. Используют энергосберегающие лампы российского и китайского производства.
Из проведённого опроса жителей села выяснили:
Не всем нравится внешний вид энергосберегающей лампочки, так как цокольная часть люминесцентной лампы слегка больше, чем у традиционной, поэтому она может не везде красиво смотреться. У нас в один светильник с плоским плафоном она даже не поместилась.
Многие говорят, что цвет от обычной лампы как бы слегка желтоватый, а эти лампы излучают практически белый свет, и не каждому глазу он покажется комфортным.
Многие считают, что российские энергосберегающие лампочки являются качественными и вполне конкурентными изделиями, к тому же с приемлемой ценой.
10
Рекомендации по использованию энергосберегающих ламп;
-использовать лампы с плавным стартом – первые 2 минуты лампа будет гореть не на полную мощность;
-не рекомендуется часто включать и выключать (выключать не менее чем после 10 минут работы);
– не использовать энергосберегающие лампы с устройствами плавного переключения или защитными блоками от скачков напряжения, которые используют с обычными лампами накаливания;
– в некоторые люстры такую лампочку из-за относительно большой длины или диаметра трудно вкрутить, поэтому предварительно убедитесь, что такая лампочка соответствует вашему плафону;
– нет необходимости сразу же менять все лампочки в квартире, лучше всего заменить лампочки там, где они используются более всего – кухня, жилые комнаты; коридоре, ванне или туалете выгода будет совсем незаметна.
11
Заключение
В результате работы мы выяснили, что энергосберегающая лампа имеет много положительных характеристик, но также нам удалось выяснить, что в нашем селе ее использует не большое количество людей. Основные преимущества энергосберегающей лампы — это повышенный срок службы и пониженное потребление электроэнергии. Так как энергосберегающие лампы потребляют меньше электроэнергии, то уменьшается и нагрузка на сеть, а это уменьшает риск перебоев, коротких замыканий, да и пробки реже вылетают.
Наша гипотеза не подтвердилась, так как проблемы утилизации и стоимость данных ламп отталкивает потребителей. Однако, преимущества энергосберегающих ламп настолько убедительны, что каждый задумается о замене ламп накаливания этими энергосберегающих ламп.
Выбор за вами. Обдумайте полученную информацию.
12
Список использованной литературы.
1. Большая детская энциклопедия. Перевод с английского В.А.Жукова, Ю. Н. Касаткиной, Д. С. Щигеля и др.- М.: АСТ: Астрель, 2008.-255,с.:ил.
2.Наш мир от А до Я. Энциклопедия для детей. Выпуск №1, 2011Россия.
Издатель ООО» Ашет Коллекция» -49,с.:ил.
3. Наш мир от А до Я. Энциклопедия для детей. Выпуск №2, 2011Россия.
Издатель ООО» Ашет Коллекция» -48,с.:ил.
4.Большая книга «Почему»? Вопросы и ответы, любопытная и полезная информация, викторины и занимательные опыты. ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005, 239 с.: ил.
Об авторе:
Меня зовут Денис.Учусь в 4 классе Дубровинской средней школы. Я люблю учиться. Часто хожу в сельскую библиотеку, много читаю, получил грамоту «Лучший читатель»..
Участвовал в олимпиаде по русскому языку «Русский медвежонок» и получил сертификат участника. Еще буду участвовать в олимпиаде «Эрудит» по математике.
Мне нравится заниматься в секции «Легкая атлетика», играть в подвижные игры.
Мама, папа и мой брат радуются моим успехам, помогают в учебе и во внеурочной работе.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ерцевская средняя общеобразовательная школа»
п. Ерцево Коношского района Архангельской области
Изучение информированности населения о правилах использования и утилизации энергосберегающих ламп
Автор: Ревуцкая Ирина, 4 класс
МБОУ «Ерцевская СОШ»
Руководитель: Козырева Светлана
Валентиновна
п. Ерцево
2013г.
Оглавление
1. Введение……………………………………………………………………..3
1.1. Цель и задачи работы……………………………………………………4
1.2.1. Устройство энергосберегающих ламп………………………………..4
1.2.2. Утилизация энергосберегающих ламп…………………………………5
2. Методика исследования и материал…………………………………………5
3. Результаты исследования и их обсуждение……………….………………6
4. Выводы………………………………………………………………………10
5. Заключение………………………………………………………………….10
6. Список литературы………………………………………………………….11
7. Приложение…………………………………………………………………..
1.Введение
Нашу жизнь невозможно представить без искусственного освещения. Конструкции квартир, домов, помещений и офисных зданий предполагают наличие искусственного освещения. Для жизни и работы людям просто необходимо освещение с применением ламп. Чаще всего для освещения используются лампы накаливания.
В 2010 году Правительство России заявило о постепенном запрещении использования ламп накаливания. С 2011 года запрещено производство и импорт всех стоваттных ламп. С этого года – ламп накаливания мощностью более 75 Вт, а, спустя год, всех остальных. Эти меры, как заявлено, принимаются для экономии электроэнергии и сокращения выброса углекислого газа в атмосферу. Заменять лампы накаливания предлагают энергосберегающими люминесцентными лампами (ЭСЛЛ). Наверно такая замена оправдана, т.к. люминесцентные лампы позволяют экономить электроэнергию почти в 5 раз. Но в связи с этим возникает и ряд проблем, связанных с их утилизацией. Все люминесцентные лампы содержат ртуть (в дозах от 1 до 70 мг), ядовитое вещество 1-го класса опасности («чрезвычайно опасные»). Причем соединения ртути в люминесцентных лампах значительно опасней ртути металлической. Эта доза может причинить вред здоровью, если лампа разбилась, и если подвергаться пагубному воздействию паров ртути, то они будут накапливаться в организме человека.
По истечении срока службы лампы должны быть правильно утилизированы. И заниматься этим должны специальные учреждения, которым вменены эти обязанности, например, ДЭЗ, РЭУ (ремонтно-эксплуатационные учреждения), ТСЖ (товарищества собственников жилья) и т.д. Население должно владеть информацией о правилах обращения и местах утилизации пришедших в негодность энергосберегающих ламп. Так должно быть. А как обстоит дело на самом деле? Готово ли население поселка сдавать энергосберегающие лампы в специальные пункты приема, организованы ли такие пункты?
Мы решили заняться изучением данного вопроса. Была разработана рабочая гипотеза: население поселка Ерцево Коношского района слабо информировано о правилах использования и утилизации энергосберегающих ламп.
1.1. Цели и задачи.
Цель работы – изучить уровень информированности населения п.Ерцево об использовании и утилизации энергосберегающих ламп.
Были поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретический материал по данному вопросу;
- Разработать анкету и провести анкетирование различных групп населения;
- Выявить уровень информированность населения об энергосберегающих лампах, правилах их утилизации;
- Выявить наличие и подготовленность пунктов к приему на утилизацию энергосберегающих ламп;
1.2.1. Вред и польза использования энергосберегающих ламп
Благодаря механизму действия энергосберегающих ламп удаётся добиться снижения потребления электроэнергии на 80% по сравнению с лампами накаливания при аналогичном световом потоке.
Помимо пониженного потребления электроэнергии энергосберегающие лампы выделяют меньше тепла, чем лампы накаливания. Незначительное тепловыделение позволяет использовать компактные люминесцентные лампы большой мощности в хрупких бра, светильниках и люстрах, в которых от ламп накаливания с высокой температурой нагрева может оплавляться пластмассовая часть патрона, либо сам провод.
Наиболее частая причина выхода из строя лампы накаливания – перегорание нити накала. Механизм работы энергосберегающей лампы позволяет избежать этой проблемы, благодаря чему они имеют более длительный срок службы. Срок службы энергосберегающей лампы колеблется от 6000 до 12000 часов (как правило, длительность срока службы указывается производителем на упаковке товара) и превышает срок использования лампы накаливания в 6 – 15 раз.
Ещё одно преимущество энергосберегающих ламп объясняется тем, что площадь поверхности люминесцентной лампы больше, чем площадь поверхности спирали накаливания. Благодаря этому свет распределяется мягче, равномернее, чем у лампы накаливания.
Последняя характеристика, выгодно отличающая энергосберегающие лампы от традиционных, заключается в том, что энергосберегающие лампы могут иметь разную цветовую температуру, которая определяет цвет лампы: мягкий белый свет, дневной свет, холодный белый свет. Таким образом, потребитель получает возможность обогатить цветовую гамму помещения.
Использование энергосберегающих ламп имеет и некоторые минусы.
Все энергосберегающие лампы содержат пары ртути и поэтому опасны в использовании. Лишь некоторые фирмы производители пытаются найти замену парам ртути в энергосберегающей лампе на менее опасные компоненты. Например, в энергосберегающих лампах фирмы Uniel, “Фотон” и ряда других производителей не применяются вредные для человека и природы пары ртути. В колбу вместо жидкой ртути вводится металлический сплав, где ртуть находится в связанном виде, поэтому при атмосферном давлении и комнатной температуре не испаряется, то есть не может попасть в воздух.
1.2.2. Утилизация энергосберегающих ламп
В России 3 сентября 2010г. подписано Постановление №681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп: сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде».
Энергосберегающие лампы относится к ртутьсодержащим приборам, на которые распространяются специальные требования по утилизации. Вышедшие из строя лампы надо сдавать в пункты утилизации на переработку.
2.Методика исследования и материал
В работе использовались следующие методы:
1. Анкетирование;
2. Анализ результатов анкетирования;
3. Беседа с главой МО «Ерцевское» и директором ЖКС.
Для изучения уровня информированности населения об использовании и утилизации энергосберегающих ламп, была разработана анкета (Приложение 1). Анкетирование проводилось анонимно среди разных групп населения. Результаты анкетирования заносились в таблицы. Всего число респондентов – 100 человек.
Беседы с администрацией учреждений проводились по заранее подготовленным вопросам (Приложение 2).
3. Результаты исследований.
3.1. Результаты анкетирования.
Как видно из данных диаграммы №1, большинство респондентов составляют взрослые люди, на которых большей частью ложится ответственность в решении бытовых проблем, связанных, в том числе с приобретением и утилизацией энергосберегающих ламп.
Как видно из данных диаграммы №2 , большинство опрошенных владеют информацией о прекращении производства ламп накаливания. Это говорит о том, что большая часть респондентов имела возможность через прессу, телевидение получить данную информацию.
Как видно из данных диаграммы №3 уровень информированности по данному вопросу очень низок.
Результаты анализа анкет на предмет информированности респондентов о наличии ртути в составе энергосберегающих ламп представлены на диаграмме №4. Таким образом, уровень информированности по данному вопросу является, на наш взгляд, явно недостаточным, поскольку от того, знает ли население о наличии ртути в энергосберегающих лампах, напрямую зависит и отношение к их утилизации.
Результаты анализа анкет на предмет информированности респондентов о вреде, который могут наносить человеку и окружающей среде пары ртути, представлены на диаграмме №5
Это позволяет говорить о высоком уровне информированности респондентов. По нашему мнению, высокий уровень информированности населения по данному вопросу не результат работы рекламы в связи с началом использования энергосберегающих ламп, а скорей, знания, полученные в школе.
Как видно из данных диаграммы №6, 70 респондентов, не задумываясь, бросят вышедшие из строя энергосберегающие лампы в контейнер для мусора, где они быстрее всего разобьются. А это значит, что пары ртути, содержащиеся в лампе, попадут в окружающую среду и будут отравлять людей.
Результаты анализа анкет респондентов на предмет информированности о месте нахождения пунктов приема и утилизации энергосберегающих ламп представлены на диаграмме №7.
97 респондентов не знают, где находятся пункты приема вышедших из строя энергосберегающих ламп, так как таковых в нашем поселке нет. Лишь 3 информированы о их местонахождении в соседнем районе.
На диаграмме №8 представлены результаты анализа анкет респондентов о необходимости организации пунктов приема энергосберегающих ламп.
Заинтересованность большей части респондентов в создании таких пунктов позволяет предположить, что данная группа респондентов будет сдавать туда пришедшие в негодность лампы.
Как видно из данных диаграммы №9, 75 респондентов будут сдавать лампы в пункты приема. Настораживает тот факт, что 15 респондентов ни при каких условиях не будут сдавать лампы в такие пункты. Можно предположить, что причина этого в недостаточной информированности о вреде неправильного использования и утилизации энергосберегающих ламп, несознательности и экологической неграмотности этой группы респондентов.
3.2. Результаты бесед с администрацией учреждений МО «Ерцевское»
В результате бесед с представителями администрации ООО «Луч» и МУП «Ерцевские теплосети» выявлено отсутствие в поселке пунктов приема энергосберегающих ламп. И в ближайшем времени открытие данных пунктов не планируется, так как это требует больших финансовых затрат.
4. Выводы
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- Большая часть респондентов различных социальных групп владеют информацией о прекращении производства ламп накаливания и замене их энергосберегающими лампами;
- Отмечен низкий уровень информированности респондентов об устройстве, наличии ртути в составе энергосберегающих ламп;
- Уровень информированности респондентов о вреде паров ртути для человека и окружающей среды достаточно высок;
- В поселке нет пунктов приема вышедших из употребления энергосберегающих ламп и при их отсутствии, большая часть населения готова выбрасывать вышедшие из употребления лампы в мусорные контейнеры;
- При организации пунктов приема ламп на утилизацию, большая часть респондентов предпочтут сдавать, вышедшие из употребления энергосберегающие лампы в такие пункты.
5. Заключение
После проведенных исследований у нас невольно возник вопрос: «Куда же населению поселка нести вышедшие из употребления энергосберегающие лампы?». Закон принят, а что же дальше?
С каждым годом количество вышедших из употребления ламп будет возрастать по понятным причинам, а это значит, что если не будет правильно организована их утилизация, то это незамедлительно может сказаться на состоянии здоровья людей и состоянии окружающей среды.
6. Список литературы
- Интернет ресурс: he.ngs.ru
- Интернет ресурс: babygreen.ru
- Курс неорганической химии. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. –М., «Просвещение»,1974.
- Свободная энциклопедия интернета wikipedia.ru.
Приложение 1
Анкета
Предлагаем ответить на ряд вопросов, касающихся вашего отношения к использованию энергосберегающих ламп.
- Укажите ваш возраст.
- Работаете или учитесь?
- Знаете ли вы о том, что лампы накаливания мощностью 100 ватт сняты с производства?
- Знаете ли вы, как устроены энергосберегающие лампы? Какие вещества входят в состав энергосберегающих ламп?
- Знаете ли вы, что в состав энергосберегающих ламп входит ртуть?
- Какой вред приносит ртуть человеку и окружающей среде?
- Если энергосберегающая лампа выйдет из строя, что вы будете с ней делать? Если выбросите, то куда?
- Знаете ли вы, где находятся пункты по утилизации энергосберегающих ламп в нашем поселке или вообще в районе?
- Считаете ли вы нужным организовывать пункты приема энергосберегающих ламп на утилизацию?
- Будете ли вы сдавать энергосберегающие лампы на утилизацию, если такие пункты будут бесплатными и находиться в нашем поселке, например, в ЖКС?
Приложение 2
Вопросник
(для беседы с администрацией учреждений)
- Есть ли в организации пункт приема энергосберегающих ламп?
- Где он находится (в том случае, если пункт имеется)?
- Есть ли ответственный за работу этого пункта (в том случае, если пункт имеется)?
- Разработан ли график приема энергосберегающих ламп (в том случае, если пункт имеется и налажена его работа)?
- Оборудован ли кабинет, в котором идет прием энергосберегающих ламп (в том случае, если пункт имеется и налажена его работа)?
- Информируется ли население о графике работы пункта (в том случае, если пункт имеется и налажена его работа)?
- Информировалась ли население о правилах использования и утилизации энергосберегающих ламп (в том случае, если пункт имеется и налажена его работа)?
- Количество ламп, сданное населением в пункт приема за месяц (в том случае, если пункт имеется и налажена его работа).
- Если пункта приема нет, то планируется ли его открытие?
Приложение 3
Памятка для населения о правилах обращения с энергосберегающими люминесцентными лампами
Ртуть, содержащаяся в энергосберегающих компактных люминесцентных лампах, относится к первому классу опасности (чрезвычайно опасное химическое вещество). При повреждении люминесцентной лампы в воздух попадают пары ртути, которые могут вызвать тяжелое отравление, повреждение нервной системы, печени, почек, желудочно-кишечного тракта.
Правила безопасного использования ртутьсодержащих ламп
Обращайтесь с энергосберегающими лампами осторожно. Чтобы не повредить лампу удерживайте ее за основание во время установки в патрон и извлечения из него.
ЕСЛИ ЛАМПА РАЗБИЛАСЬ:
- Откройте окно и покиньте комнату на 15 минут;
- Предварительно надев резиновые перчатки, осторожно соберите осколки лампы при помощи жесткой бумаги, поместите все в пластиковый пакет;
- Для сбора мелких осколков и порошка люминофора можно использовать липкую ленту, влажную губку или тряпку. Чтобы предотвратить распространение ртути по всему помещению, уборку следует начинать с периферии загрязненного участка и проводить по направлению к центру;
- Проведите влажную уборку помещения с использование бытовых хлорсодержащих препаратов (Белизна, Доместос и т.д.). Обувь протрите влажной салфеткой.
- Все использованные в процессе устранения ртутного загрязнения материалы (губки, перчатки, тряпки, бумагу, липкую ленту и т.д.) положите в пластиковый пакет;
- Пакет с осколками ламп и материалами, использованными в процессе уборки помещения, а также одежду и предметы, на которые попали осколки лампы, сдайте в специализированное предприятие, отвечающее за утилизацию ртутьсодержащих отходов;
- После проведения демеркуризационных работ (очистка от ртути) с помощью специалистов аккредитованных лабораторий провести определение концентрации паров ртути в воздухе на соответствие ПДК.
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- Использовать в уборке пылесос, веник, щетку;
- Сбрасывать ртутьсодержащие отходы в канализацию или мусоропроводы.