Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий смысл
Рекомендации учителя: эссе (мини-сочинение) по обществознанию
Пройдёт совсем немного времени и наступит «горячая» пора экзаменов: ОГЭ, ЕГЭ.
Как лучше подготовиться к экзаменам? Как получить честно заработанные высокие баллы за экзамен? Простых ответов на эти вопросы нет, но можно воспользоваться рекомендациями и советами учителей, подготовивших немалое количество успешных выпускников по своим предметам.
Данная публикация посвящена самому сложному заданию в ЕГЭ по обществознанию — написанию мини-сочинения (эссе) на одну из обществоведческих тем. Внимательно прочтите эти рекомендации и используйте их в своей учебной деятельности.
Эссе по обществознанию
Завершает каждый вариант экзаменационной работы альтернативное задание №36, требующее написать мини-сочинение (эссе). Эссе в переводе с фр. — опыт, набросок. Основоположником жанра эссе обычно считают фр. философа М. Монтеня.
Это самое сложное задание ЕГЭ и его рекомендуют выполнять в последнюю очередь.
Часто (но не всегда) в качестве темы эссе используются афоризмы или необычные противоречивые высказывания, требующие нестандартного подхода к раскрытию проблемы. В данном случае необходима максимальная концентрация внимания, сил выпускника и времени (примерно 45-60 мин.). Например, как понять правильно сл. высказывание Д. Фонвизина: «Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, запоры»? Смысл этого высказывания «на поверхности не лежит». Разве право не сопряжено с применением силы, с мерами государственного воздействия в отношении нарушителей общественного порядка? Очевидно, что русский писатель, живший в эпоху Просвещения, имел ввиду нечто иное. Для правильного подхода к раскрытию проблемы необходимо вспомнить о том, как надеялись современники эпохи Просвещения на «хорошие» законы, на повышение образованности людей, как занималась «законобесием» Екатерина Вторая и её зарубежные «коллеги» (Иосиф Второй Австрийский, Фридрих Второй Прусский), уповавшие на правовые методы решения накопившихся общественных проблем… «Право и справедливость», «право и правда», «социальная роль права», «правонарушение и правовая ответственность», «право и принуждение», «право и сила», «право и бесправие» — вот те понятия и термины, необходимые выпускникам, выбравшим эту довольно сложную тему.
Эссе по обществознанию — это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему?» Именно поэтому в эссе по обществознанию должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация.
Как оценивается эссе по обществознанию?
Предусмотрено три критерия для оценки данного задания: К1, К2, К3.
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания №36, критерий
К1 — Раскрытие смысла высказывания является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.
К2 — Характер и уровень теоретической аргументации.
Выставляются 2 балла, если тема раскрыта с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов)
К3 — Качество фактической аргументации.
Выставляются два максимальных балла, если факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников).
Обязательно следует учесть:
1) Содержание многих высказываний, афоризмов можно трактовать широко, но отнесение высказывания к той или иной обществоведческой области задаёт определённые границы, в которых требуется выстроить логику рассуждения и оформить аргументацию с использованием соответствующей предметной терминологии. Тема должна быть раскрыта в контексте философского или политологического, юридического или социологического, экономического или психологического знания
2) Не рекомендуется использовать повседневный бытовой опыт, малознакомый исторический и литературный материал. Но… следует знать, что любой личный пример легко превратить в пример из общественной жизни, если писать о нём от третьего лица (например: не «Мне нахамила продавщица, тем самым нарушив мои права потребителя», а «Допустим, гражданину Х. нахамила продавщица, тем самым нарушив его права потребителя»
3) Необходимо избегать чрезмерного увлечения фактами в процессе написания эссе, иначе оно может стать описательным и потерять характер рассуждения, размышления, т.е. свою теоретическую составляющую.
Какова структура эссе?
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями, поэтому начинать эссе целесообразно с ясного и чёткого формулирования понимания высказывания, ставшего темой эссе. Не нужно дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно так сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, определяющий её содержание и сущность. Например: в качестве темы эссе выбраны слова О. Мандельштама: «Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий» Можно передать смысл фразы сл. образом: «Автор придерживается той точки зрения, что способы и пути познания мира многообразны: не только наука, но и искусство (а также мифы, повседневный опыт, религия) обогащают наши знания о природе, обществе, человеке. Другой вопрос — всегда ли искусство подтверждает («неутомимо работает на пользу», как говорит поэт) науке?»
Основная часть эссе представляет собой развёрнутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Здесь должны быть представлены:
— суждения (аргументы), ключевые обществоведческие понятия по теме
— доказательства, т.е. факты и примеры, поддерживающие суждения или точку зрения
— рассмотрение и опровержение контраргументов (если не согласны с автором цитаты)
В конце эссе делается вывод (заключение), кратко подводящий итог рассуждениям. Заключение может содержать повторение основного суждения, мнения; краткий обзор аргументации в защиту главного вывода.
Таким образом, в самом общем виде эссе выглядит так:
В — (вступление) — Т(тезис) — А(аргумент) — Т(тезис) — А(аргумент) — … — З(заключение, вывод).
Что украсит ваше эссе?
1) Сведения об авторе высказывания, если это прямо «работает» на раскрытие темы.
2) Описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к её решению
3) ???
Основные фразы-клише, которые можно использовать при написании эссе.
Элементы эссе | Фразы-клише (стандартные, часто употребляемые) |
1. Понимание (объяснение) смысла высказывания, проблемы (темы) и их актуальность. (Обычно 2-3 предложения). | — Смысл данного высказывания состоит в том, что… — В своём высказывании автор имел ввиду то, что… — Мысль автора состоит в том, что… — Автор обращает наше внимание на то, что… — Действительно… — Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что… — Данная проблема является актуальной в условиях… -? |
2. Формулировка собственной позиции и её пояснение. (Обычно 2-3 предложения). | — Я согласен с мнением автора, поскольку… — Я абсолютно согласен с автором. Действительно… — Моё мнение совпадает с позицией автора, ведь мы знаем, что… — С автором можно согласиться лишь частично, потому как … — Можно согласиться только с первой частью высказывания, ведь… — С одной стороны мы можем согласиться с автором, так как… С другой стороны… — в данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным… — Позволю себе не согласиться с автором, так как… — Моя позиция отличается от позиции автора, так как… |
3. Многоаспектность анализа высказывания. | — Данное высказывание многоаспектно: с одной стороны… — Высказывание можно рассмотреть в двух смыслах… — Высказывание можно анализировать с разных сторон… — Рассмотрим высказывание в разных аспектах… — В высказывании можно выделить как прямой, так и образный смысл… — Данное высказывание носит неоднозначный характер. Его можно трактовать как… — Высказывание можно анализировать как в широком, так и в узком смысле… — Стоит отметить, что… |
4. Теоретический уровень аргументации (данные соответствующих наук, соответствующие понятия). | — В курсе обществознания (экономики, социологии, политологии…)… — Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории… — Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций… — Обратимся к теоретическому смыслу высказывания… |
5. Эмпирический уровень аргументации (опора на факты общественной жизни, опора на личный опыт) | — Приведём примеры из общественной жизни, подтверждающие мою мысль… — Многочисленные примеры из общественной жизни опровергают (подтверждают) мысль автора… — Обратимся к примерам из истории (литературы, географии…)… — Свою мысль я могу подтвердить примерами из собственной жизни… — Множество примеров из нашей жизни подтверждают мысль автора… |
6. Вывод, заключение (1-2 предложения) | — В заключение можно сделать вывод, что… — На основании вышеизложенного можно утверждать, что… — Таким образом… — Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что… |
Источник
Рекомендации учителя: эссе (мини-сочинение) по обществознанию
Пройдёт совсем немного времени и наступит «горячая» пора экзаменов: ОГЭ, ЕГЭ.
Как лучше подготовиться к экзаменам? Как получить честно заработанные высокие баллы за экзамен? Простых ответов на эти вопросы нет, но можно воспользоваться рекомендациями и советами учителей, подготовивших немалое количество успешных выпускников по своим предметам.
Данная публикация посвящена самому сложному заданию в ЕГЭ по обществознанию — написанию мини-сочинения (эссе) на одну из обществоведческих тем. Внимательно прочтите эти рекомендации и используйте их в своей учебной деятельности.
Эссе по обществознанию
Завершает каждый вариант экзаменационной работы альтернативное задание №36, требующее написать мини-сочинение (эссе). Эссе в переводе с фр. — опыт, набросок. Основоположником жанра эссе обычно считают фр. философа М. Монтеня.
Это самое сложное задание ЕГЭ и его рекомендуют выполнять в последнюю очередь.
Часто (но не всегда) в качестве темы эссе используются афоризмы или необычные противоречивые высказывания, требующие нестандартного подхода к раскрытию проблемы. В данном случае необходима максимальная концентрация внимания, сил выпускника и времени (примерно 45-60 мин.). Например, как понять правильно сл. высказывание Д. Фонвизина: «Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, запоры»? Смысл этого высказывания «на поверхности не лежит». Разве право не сопряжено с применением силы, с мерами государственного воздействия в отношении нарушителей общественного порядка? Очевидно, что русский писатель, живший в эпоху Просвещения, имел ввиду нечто иное. Для правильного подхода к раскрытию проблемы необходимо вспомнить о том, как надеялись современники эпохи Просвещения на «хорошие» законы, на повышение образованности людей, как занималась «законобесием» Екатерина Вторая и её зарубежные «коллеги» (Иосиф Второй Австрийский, Фридрих Второй Прусский), уповавшие на правовые методы решения накопившихся общественных проблем… «Право и справедливость», «право и правда», «социальная роль права», «правонарушение и правовая ответственность», «право и принуждение», «право и сила», «право и бесправие» — вот те понятия и термины, необходимые выпускникам, выбравшим эту довольно сложную тему.
Эссе по обществознанию — это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему?» Именно поэтому в эссе по обществознанию должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация.
Как оценивается эссе по обществознанию?
Предусмотрено три критерия для оценки данного задания: К1, К2, К3.
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания №36, критерий
К1 — Раскрытие смысла высказывания является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.
К2 — Характер и уровень теоретической аргументации.
Выставляются 2 балла, если тема раскрыта с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов)
К3 — Качество фактической аргументации.
Выставляются два максимальных балла, если факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников).
Обязательно следует учесть:
1) Содержание многих высказываний, афоризмов можно трактовать широко, но отнесение высказывания к той или иной обществоведческой области задаёт определённые границы, в которых требуется выстроить логику рассуждения и оформить аргументацию с использованием соответствующей предметной терминологии. Тема должна быть раскрыта в контексте философского или политологического, юридического или социологического, экономического или психологического знания
2) Не рекомендуется использовать повседневный бытовой опыт, малознакомый исторический и литературный материал. Но… следует знать, что любой личный пример легко превратить в пример из общественной жизни, если писать о нём от третьего лица (например: не «Мне нахамила продавщица, тем самым нарушив мои права потребителя», а «Допустим, гражданину Х. нахамила продавщица, тем самым нарушив его права потребителя»
3) Необходимо избегать чрезмерного увлечения фактами в процессе написания эссе, иначе оно может стать описательным и потерять характер рассуждения, размышления, т.е. свою теоретическую составляющую.
Какова структура эссе?
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями, поэтому начинать эссе целесообразно с ясного и чёткого формулирования понимания высказывания, ставшего темой эссе. Не нужно дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно так сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, определяющий её содержание и сущность. Например: в качестве темы эссе выбраны слова О. Мандельштама: «Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий» Можно передать смысл фразы сл. образом: «Автор придерживается той точки зрения, что способы и пути познания мира многообразны: не только наука, но и искусство (а также мифы, повседневный опыт, религия) обогащают наши знания о природе, обществе, человеке. Другой вопрос — всегда ли искусство подтверждает («неутомимо работает на пользу», как говорит поэт) науке?»
Основная часть эссе представляет собой развёрнутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Здесь должны быть представлены:
— суждения (аргументы), ключевые обществоведческие понятия по теме
— доказательства, т.е. факты и примеры, поддерживающие суждения или точку зрения
— рассмотрение и опровержение контраргументов (если не согласны с автором цитаты)
В конце эссе делается вывод (заключение), кратко подводящий итог рассуждениям. Заключение может содержать повторение основного суждения, мнения; краткий обзор аргументации в защиту главного вывода.
Таким образом, в самом общем виде эссе выглядит так:
В — (вступление) — Т(тезис) — А(аргумент) — Т(тезис) — А(аргумент) — … — З(заключение, вывод).
Что украсит ваше эссе?
1) Сведения об авторе высказывания, если это прямо «работает» на раскрытие темы.
2) Описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к её решению
3) ???
Основные фразы-клише, которые можно использовать при написании эссе.
Элементы эссе | Фразы-клише (стандартные, часто употребляемые) |
1. Понимание (объяснение) смысла высказывания, проблемы (темы) и их актуальность. (Обычно 2-3 предложения). | — Смысл данного высказывания состоит в том, что… — В своём высказывании автор имел ввиду то, что… — Мысль автора состоит в том, что… — Автор обращает наше внимание на то, что… — Действительно… — Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что… — Данная проблема является актуальной в условиях… -? |
2. Формулировка собственной позиции и её пояснение. (Обычно 2-3 предложения). | — Я согласен с мнением автора, поскольку… — Я абсолютно согласен с автором. Действительно… — Моё мнение совпадает с позицией автора, ведь мы знаем, что… — С автором можно согласиться лишь частично, потому как … — Можно согласиться только с первой частью высказывания, ведь… — С одной стороны мы можем согласиться с автором, так как… С другой стороны… — в данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным… — Позволю себе не согласиться с автором, так как… — Моя позиция отличается от позиции автора, так как… |
3. Многоаспектность анализа высказывания. | — Данное высказывание многоаспектно: с одной стороны… — Высказывание можно рассмотреть в двух смыслах… — Высказывание можно анализировать с разных сторон… — Рассмотрим высказывание в разных аспектах… — В высказывании можно выделить как прямой, так и образный смысл… — Данное высказывание носит неоднозначный характер. Его можно трактовать как… — Высказывание можно анализировать как в широком, так и в узком смысле… — Стоит отметить, что… |
4. Теоретический уровень аргументации (данные соответствующих наук, соответствующие понятия). | — В курсе обществознания (экономики, социологии, политологии…)… — Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории… — Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций… — Обратимся к теоретическому смыслу высказывания… |
5. Эмпирический уровень аргументации (опора на факты общественной жизни, опора на личный опыт) | — Приведём примеры из общественной жизни, подтверждающие мою мысль… — Многочисленные примеры из общественной жизни опровергают (подтверждают) мысль автора… — Обратимся к примерам из истории (литературы, географии…)… — Свою мысль я могу подтвердить примерами из собственной жизни… — Множество примеров из нашей жизни подтверждают мысль автора… |
6. Вывод, заключение (1-2 предложения) | — В заключение можно сделать вывод, что… — На основании вышеизложенного можно утверждать, что… — Таким образом… — Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что… |
Источник