Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий эссе

Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий эссе thumbnail

Рекомендации учителя: эссе (мини-сочинение) по обществознанию

Пройдёт совсем немного времени и наступит “горячая” пора экзаменов: ОГЭ, ЕГЭ.

Как лучше подготовиться к экзаменам? Как получить честно заработанные высокие баллы за экзамен? Простых ответов на эти вопросы нет, но можно воспользоваться рекомендациями и советами  учителей, подготовивших немалое количество успешных выпускников по своим предметам.

Данная публикация посвящена самому сложному заданию в ЕГЭ по обществознанию – написанию мини-сочинения (эссе) на одну из обществоведческих тем. Внимательно прочтите эти рекомендации и используйте их в своей учебной деятельности.            

Эссе по обществознанию

Завершает каждый вариант экзаменационной работы альтернативное задание №36, требующее написать мини-сочинение (эссе). Эссе в переводе с фр.  – опыт, набросок. Основоположником жанра эссе обычно считают фр. философа М. Монтеня.

Это самое сложное задание ЕГЭ и его рекомендуют выполнять в последнюю очередь.

Часто (но не всегда) в качестве темы эссе используются афоризмы или необычные противоречивые высказывания, требующие нестандартного подхода к раскрытию проблемы. В данном случае необходима максимальная концентрация внимания, сил выпускника и времени (примерно 45-60 мин.). Например, как понять правильно сл. высказывание Д. Фонвизина: “Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, запоры”? Смысл этого высказывания “на поверхности не лежит”.  Разве право не сопряжено с применением силы, с мерами государственного воздействия в отношении нарушителей общественного порядка? Очевидно, что русский писатель, живший в эпоху Просвещения, имел ввиду нечто иное. Для правильного подхода к раскрытию проблемы необходимо вспомнить о том, как надеялись современники эпохи Просвещения на “хорошие” законы, на повышение образованности людей, как занималась “законобесием” Екатерина Вторая и её зарубежные “коллеги” (Иосиф Второй Австрийский, Фридрих Второй Прусский), уповавшие на правовые методы решения накопившихся общественных проблем…  “Право и справедливость”,  “право и правда”, “социальная роль права”, “правонарушение и  правовая ответственность”, “право и принуждение”, “право и сила”, “право и бесправие” – вот те понятия и термины, необходимые выпускникам, выбравшим эту довольно сложную тему.

Эссе по обществознанию – это фактически ответ на вопрос: “Согласен ли я с данным высказыванием и почему?” Именно поэтому в эссе по обществознанию должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация.

Как оценивается эссе по обществознанию?

Предусмотрено три критерия для оценки данного задания: К1, К2, К3.

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания №36, критерий

К1 – Раскрытие смысла высказывания является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов. 

К2 – Характер и уровень теоретической аргументации.

Выставляются 2 балла, если тема раскрыта с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы.  Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки  по этому критерию на 1 балл  (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов) 

К3 –  Качество фактической аргументации.

Выставляются два максимальных балла, если факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются  в качестве примеров из различных источников).

Обязательно следует учесть:

1) Содержание многих высказываний, афоризмов можно трактовать широко, но отнесение высказывания к той или иной обществоведческой области задаёт определённые границы, в которых требуется выстроить логику рассуждения и оформить аргументацию с использованием соответствующей предметной терминологии. Тема должна быть раскрыта в контексте  философского или политологического, юридического или социологического, экономического или психологического знания

2) Не рекомендуется использовать повседневный бытовой опыт, малознакомый исторический и литературный материал. Но… следует знать, что любой личный пример легко превратить в пример из общественной жизни, если писать о нём от третьего лица (например: не “Мне нахамила продавщица, тем самым нарушив мои права потребителя”, а “Допустим, гражданину Х. нахамила продавщица, тем самым нарушив его права потребителя”

 3) Необходимо избегать чрезмерного увлечения фактами в процессе написания эссе, иначе оно может стать описательным и потерять характер рассуждения, размышления, т.е. свою теоретическую составляющую.

Какова структура эссе?

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями, поэтому начинать эссе целесообразно с ясного и чёткого формулирования понимания высказывания, ставшего темой эссе. Не нужно дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно так сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, определяющий её содержание и сущность. Например: в качестве темы эссе выбраны слова О. Мандельштама: “Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий” Можно передать смысл фразы сл. образом: “Автор придерживается той точки зрения, что способы и пути познания мира многообразны: не только наука, но и искусство (а также мифы, повседневный опыт, религия) обогащают наши знания о природе, обществе, человеке. Другой вопрос –  всегда ли искусство подтверждает (“неутомимо работает на пользу”, как говорит поэт) науке?” 

Читайте также:  Лук репчатый польза при диабете

Основная часть эссе представляет собой развёрнутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Здесь должны быть представлены:

– суждения (аргументы), ключевые обществоведческие понятия по теме

– доказательства, т.е. факты и примеры, поддерживающие суждения или  точку зрения

– рассмотрение и опровержение контраргументов (если не согласны с автором цитаты)

В конце эссе делается вывод (заключение), кратко подводящий итог рассуждениям. Заключение может содержать повторение основного суждения, мнения; краткий обзор аргументации в защиту главного вывода.

Таким образом, в самом общем виде эссе выглядит так: 

В – (вступление) –  Т(тезис) –  А(аргумент) – Т(тезис) –  А(аргумент) – З(заключение, вывод).

Что украсит ваше эссе?

1) Сведения об авторе высказывания, если  это прямо “работает” на раскрытие темы.

2) Описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к её решению

3) ???

Основные фразы-клише, которые можно использовать при написании эссе.

Элементы эссе

Фразы-клише (стандартные, часто употребляемые)

1. Понимание (объяснение) смысла высказывания, проблемы (темы) и их актуальность.

(Обычно 2-3 предложения).

– Смысл данного высказывания состоит в том, что…

– В своём высказывании автор имел  ввиду то, что…

– Мысль автора состоит в том, что…

– Автор обращает наше внимание  на то, что…

– Действительно…

– Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что…

– Данная проблема является актуальной в условиях…

-?

2. Формулировка собственной позиции и её пояснение.

 (Обычно 2-3 предложения).

– Я согласен с мнением автора, поскольку…

– Я абсолютно согласен с автором. Действительно…

– Моё мнение совпадает с позицией автора, ведь мы знаем, что…

– С автором можно согласиться лишь частично, потому как …

– Можно согласиться только с первой частью высказывания, ведь…

– С одной стороны мы можем согласиться с автором, так как…

  С другой стороны…

– в данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что  кажется мне спорным…

– Позволю себе не согласиться с автором, так как…

– Моя позиция отличается от позиции автора, так как…

3. Многоаспектность анализа высказывания.

– Данное высказывание многоаспектно: с одной стороны…

– Высказывание можно рассмотреть в двух смыслах…

– Высказывание можно анализировать с разных сторон…

– Рассмотрим высказывание в разных аспектах…

– В высказывании можно выделить как прямой, так и образный смысл…

– Данное высказывание носит неоднозначный характер. Его можно трактовать как…

– Высказывание можно анализировать как в широком, так и в узком смысле…

– Стоит отметить, что…

4. Теоретический уровень аргументации (данные соответствующих наук, соответствующие понятия).

– В курсе обществознания (экономики, социологии, политологии…)…

– Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…

– Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций…

 – Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…

5. Эмпирический уровень аргументации (опора на факты общественной жизни, опора на личный опыт)

– Приведём примеры из общественной жизни, подтверждающие мою мысль…

– Многочисленные примеры из общественной жизни опровергают (подтверждают) мысль автора…

– Обратимся к примерам из истории (литературы, географии…)…

– Свою мысль я могу подтвердить примерами из собственной жизни…

–  Множество примеров из нашей жизни подтверждают мысль автора…

6. Вывод, заключение (1-2 предложения)

– В заключение можно сделать вывод, что…

– На основании вышеизложенного можно утверждать, что…

– Таким образом…

– Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…

Источник

Инфоурок

Обществознание
›Презентации›Актуальные вопросы преподавания обществознания в условиях внедрения ФГОС. Подготовка к ЕГЭ. Эссе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Описание слайда:

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

2 слайд

Что такое эссе? ЭССЕ Лат. exagium - взвешивание Фр. essai опыт, проба, попытк

Описание слайда:

Что такое эссе? ЭССЕ Лат. exagium – взвешивание Фр. essai опыт, проба, попытка, набросок, очерк Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные. (Краткая литературная энциклопедия) Жанр философской, литературно-критической, историко- биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. (Большой энциклопедический словарь)

3 слайд

Признаки эссе 1. НАЛИЧИЕ КОНКРЕТНОЙ ТЕМЫ ИЛИ ВОПРОСА 3. НЕБОЛЬШОЙ ОБЪЕМ 4. СВ

Описание слайда:

Признаки эссе 1. НАЛИЧИЕ КОНКРЕТНОЙ ТЕМЫ ИЛИ ВОПРОСА 3. НЕБОЛЬШОЙ ОБЪЕМ 4. СВОБОДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 5. НЕПРИНУЖДЕННОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ 6. ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ 8. ОТКРЫТОСТЬ 7. ВНУТРЕННЕЕ СМЫСЛОВОЕ ЕДИНСТВО 2. СУБЪЕКТИВНОСТЬ НО ЧТО ТАКОЕ ЭССЕ, НИКОГДА В ТОЧНОСТИ НЕ БЫЛО ОПРЕДЕЛЕНО

4 слайд

Критерии оценивания эссе на олимпиадах по обществознанию Самостоятельность, п

Описание слайда:

Критерии оценивания эссе на олимпиадах по обществознанию Самостоятельность, проявление индивидуальности. Дискуссионность и диалогичность. Композиционная свобода, способствующая раскрытию темы. Образность и глубина раскрытия проблемы. Внутреннее смысловое единство. Оригинальность решения проблемы.

5 слайд

Эссе по обществознанию: оцениваемые элементы (ЕГЭ)

Описание слайда:

Эссе по обществознанию: оцениваемые элементы (ЕГЭ)

6 слайд

Как выбрать тему эссе? 2. С какими основными проблемами обществознания связан

Описание слайда:

Как выбрать тему эссе? 2. С какими основными проблемами обществознания связана данная тема? 1. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел сказать автор? 3. Согласен ли я с приведенным высказыванием, как выразить свое отношение к нему? 4. Какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения? 5. Какие привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта?

Читайте также:  Круг крутить польза и вред

7 слайд

Пример Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству

Описание слайда:

Пример Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей) 1. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел сказать автор? 2. С какими основными проблемами обществознания связана данная тема? 3. Согласен ли я с приведенным высказыванием? 4. Какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения? 5. Какие привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта? 1. Автор утверждает, что потребителю необходимо научиться рационально расходовать свои доходы, прежде чем приобретать товары и услуги. 2. Речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребления. 3. Я полностью согласен с данным высказыванием. 4. Термины: доходы и расходы, ограниченные ресурсы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления… 5. Примеры: русские дворяне XVIII – начала ХХ вв., жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг.

8 слайд

Задание №1 Передайте смысл следующих высказываний: «Элементы искусства неутом

Описание слайда:

Задание №1 Передайте смысл следующих высказываний: «Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий» (О. Мандельштам) «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это» (Р. Эмерсон) «Прогресс – отец проблем» (Г. Честертон)

9 слайд

Быть в контексте задания!!! ...это значит: 1. Соответствовать базовой науке,

Описание слайда:

Быть в контексте задания!!! …это значит: 1. Соответствовать базовой науке, к которой отнесена выбранная проблема. 2. Грамотно определить круг подлежащих рассмотрению вопросов. 3. Ясно выражать и аргументировать собственное понимание проблемы и отношение к ней. 4. Использовать те термины, понятия, обобщения, факты, примеры, которые относятся к выбранной проблеме.

10 слайд

Задание №2 В контексте ли автор эссе? Экономика. «Не искусству приобретать сл

Описание слайда:

Задание №2 В контексте ли автор эссе? Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей) «Люди по своей натуре стремятся продавать и покупать. Купля- продажа свойственна не всем и не всем она легко дается. Некоторые легко покупают, но продают с трудом, а другие – наоборот. Мне кажется, что искусство расходовать во мне преобладает над искусством покупать. Нередко что-нибудь купив, я задумы- ваюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли мне дешевую подделку. И меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере, как я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становится спокойнее. Как известно, продается и покупается не все на свете. Но неко- торые люди так не думают. Такое мнение бытует среди тех, у кого много денег, и они ошибаются. В мире есть вещи, которые не продаются и не покупаются: здоровье, жизнь. Последнюю в наше время уже, наверное, можно продать».

11 слайд

И еще… Приветствуются следующие дополнительные аргументы: Краткая информация

Описание слайда:

И еще… Приветствуются следующие дополнительные аргументы: Краткая информация об авторе высказывания (например: И. Кант, родоначальник немецкой классической философии). Имена его предшественников, последователей или научных противников. Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению. Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе. Указания на альтернативные варианты решения проблемы.

12 слайд

Задание №3 Напишите эссе по одной из тем Философия. «Все то, чего коснется че

Описание слайда:

Задание №3 Напишите эссе по одной из тем Философия. «Все то, чего коснется человек, приобретает нечто человечье». (С. Маршак). Социальная психология. «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем». (Аристотель). Экономика. «Судить об эффективности той или иной хозяйственной системы следует, сопоставляя ее с альтернативными вариантами». (А. Смит). Социология. «Свобода есть право на неравенство». (Н.А. Бердяев). Политология. «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной». (Б.Н. Чичерин). Правоведение. «Для граждан право является разрешением делать все, что не запрещено». (Л.Н. Толстой).

Выберите книгу со скидкой:

Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий эссе

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий эссе

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий эссе

Курс профессиональной переподготовки

Учитель обществознания

Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий эссе

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1034031

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Описание слайда:

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

2 слайд

Что такое эссе? ЭССЕ Лат. exagium - взвешивание Фр. essai опыт, проба, попытк

Описание слайда:

Что такое эссе? ЭССЕ Лат. exagium – взвешивание Фр. essai опыт, проба, попытка, набросок, очерк Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные. (Краткая литературная энциклопедия) Жанр философской, литературно-критической, историко- биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. (Большой энциклопедический словарь)

3 слайд

Признаки эссе 1. НАЛИЧИЕ КОНКРЕТНОЙ ТЕМЫ ИЛИ ВОПРОСА 3. НЕБОЛЬШОЙ ОБЪЕМ 4. СВ

Описание слайда:

Признаки эссе 1. НАЛИЧИЕ КОНКРЕТНОЙ ТЕМЫ ИЛИ ВОПРОСА 3. НЕБОЛЬШОЙ ОБЪЕМ 4. СВОБОДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 5. НЕПРИНУЖДЕННОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ 6. ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ 8. ОТКРЫТОСТЬ 7. ВНУТРЕННЕЕ СМЫСЛОВОЕ ЕДИНСТВО 2. СУБЪЕКТИВНОСТЬ НО ЧТО ТАКОЕ ЭССЕ, НИКОГДА В ТОЧНОСТИ НЕ БЫЛО ОПРЕДЕЛЕНО

Читайте также:  Сок из винограда изабелла польза

4 слайд

Критерии оценивания эссе на олимпиадах по обществознанию Самостоятельность, п

Описание слайда:

Критерии оценивания эссе на олимпиадах по обществознанию Самостоятельность, проявление индивидуальности. Дискуссионность и диалогичность. Композиционная свобода, способствующая раскрытию темы. Образность и глубина раскрытия проблемы. Внутреннее смысловое единство. Оригинальность решения проблемы.

5 слайд

Эссе по обществознанию: оцениваемые элементы (ЕГЭ)

Описание слайда:

Эссе по обществознанию: оцениваемые элементы (ЕГЭ)

6 слайд

Как выбрать тему эссе? 2. С какими основными проблемами обществознания связан

Описание слайда:

Как выбрать тему эссе? 2. С какими основными проблемами обществознания связана данная тема? 1. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел сказать автор? 3. Согласен ли я с приведенным высказыванием, как выразить свое отношение к нему? 4. Какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения? 5. Какие привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта?

7 слайд

Пример Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству

Описание слайда:

Пример Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей) 1. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел сказать автор? 2. С какими основными проблемами обществознания связана данная тема? 3. Согласен ли я с приведенным высказыванием? 4. Какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения? 5. Какие привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта? 1. Автор утверждает, что потребителю необходимо научиться рационально расходовать свои доходы, прежде чем приобретать товары и услуги. 2. Речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребления. 3. Я полностью согласен с данным высказыванием. 4. Термины: доходы и расходы, ограниченные ресурсы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления… 5. Примеры: русские дворяне XVIII – начала ХХ вв., жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг.

8 слайд

Задание №1 Передайте смысл следующих высказываний: «Элементы искусства неутом

Описание слайда:

Задание №1 Передайте смысл следующих высказываний: «Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий» (О. Мандельштам) «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это» (Р. Эмерсон) «Прогресс – отец проблем» (Г. Честертон)

9 слайд

Быть в контексте задания!!! ...это значит: 1. Соответствовать базовой науке,

Описание слайда:

Быть в контексте задания!!! …это значит: 1. Соответствовать базовой науке, к которой отнесена выбранная проблема. 2. Грамотно определить круг подлежащих рассмотрению вопросов. 3. Ясно выражать и аргументировать собственное понимание проблемы и отношение к ней. 4. Использовать те термины, понятия, обобщения, факты, примеры, которые относятся к выбранной проблеме.

10 слайд

Задание №2 В контексте ли автор эссе? Экономика. «Не искусству приобретать сл

Описание слайда:

Задание №2 В контексте ли автор эссе? Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей) «Люди по своей натуре стремятся продавать и покупать. Купля- продажа свойственна не всем и не всем она легко дается. Некоторые легко покупают, но продают с трудом, а другие – наоборот. Мне кажется, что искусство расходовать во мне преобладает над искусством покупать. Нередко что-нибудь купив, я задумы- ваюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли мне дешевую подделку. И меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере, как я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становится спокойнее. Как известно, продается и покупается не все на свете. Но неко- торые люди так не думают. Такое мнение бытует среди тех, у кого много денег, и они ошибаются. В мире есть вещи, которые не продаются и не покупаются: здоровье, жизнь. Последнюю в наше время уже, наверное, можно продать».

11 слайд

И еще… Приветствуются следующие дополнительные аргументы: Краткая информация

Описание слайда:

И еще… Приветствуются следующие дополнительные аргументы: Краткая информация об авторе высказывания (например: И. Кант, родоначальник немецкой классической философии). Имена его предшественников, последователей или научных противников. Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению. Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе. Указания на альтернативные варианты решения проблемы.

12 слайд

Задание №3 Напишите эссе по одной из тем Философия. «Все то, чего коснется че

Описание слайда:

Задание №3 Напишите эссе по одной из тем Философия. «Все то, чего коснется человек, приобретает нечто человечье». (С. Маршак). Социальная психология. «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем». (Аристотель). Экономика. «Судить об эффективности той или иной хозяйственной системы следует, сопоставляя ее с альтернативными вариантами». (А. Смит). Социология. «Свобода есть право на неравенство». (Н.А. Бердяев). Политология. «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной». (Б.Н. Чичерин). Правоведение. «Для граждан право является разрешением делать все, что не запрещено». (Л.Н. Толстой).

Выберите книгу со скидкой:

Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий эссе

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий эссе

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий эссе

Курс профессиональной переподготовки

Учитель обществознания

Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий эссе

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-054365

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник