Электронные учебники вред или польза

Электронные учебники вред или польза thumbnail

Российские школы официально перешли на электронные книги. В соответствии с приказом Минобрнауки в федеральный перечень учебников могут попасть только те, которые имеют цифровые копии. Однако, по мнению экспертов, речи о прогрессе пока нет. Компьютерные книги — просто оцифровка бумажной версии. Такой суррогат не может стать полноценным электронным учебником. Как ридеры влияют на здоровье детей и почему на Западе многие школы начинают отказываться от компьютеров? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответила директор института возрастной физиологии российской академии образования, доктор биологических наук, профессор, академик РАО Марьяна Безруких.

«Лента.ру»: По поводу необходимости электронных учебников на семейных интернет-форумах ведутся баталии. Но родители сходятся в одном — ридеры существенно разгрузят портфели. Это важный аргумент в их пользу?

Марьяна Безруких: Облегчение ранцев — единственное преимущество. Но так ли это важно? Мы сегодня все время сетуем на то, что ребенок много времени проводит за компьютером. Не усилит ли внедрение электронных учебников эту компьютерную зависимость? Вопрос достаточно серьезный и сложный. Электронные учебники должны бы, по идее, задавать совершенно другие виды деятельности. Иные, чем обычные книги. Необходимо интерактивное взаимодействие, другие варианты подачи информации, другие задания.

То есть компьютерные учебники не должны копировать обычные?

Да. Иначе какой в них смысл? А сейчас, к сожалению, большая часть учебников — прямой перевод бумажных книг в электронную форму. На мой взгляд это никакого положительного эффекта дать не может. Первый учебник, который я увидела в интернете, был букварь. Там загробным голосом диктор говорил: «Это пенал». Пенал светился. «Это ручка». Ручка светилась. «Это тетрадь». Светилась тетрадь. Я спросила разработчиков: вы понимаете, что уже после «тетради» ребенок не сможет ничего воспринимать? Он не в состоянии 17 раз подряд слушать одно и то же. Нет, говорят, мы этого не знали. Мы учебник копировали.

Учителя в курсе этих нюансов?

Крайне мало педагогов владеет методиками организации работы с компьютерами. Обучение учителей идет. Но еще раз повторяю, использование в школе электронных книг — задача со многими неизвестными. Нужен ведь не только учебник, но и определенные методические пособия. В том числе для учителя. Это серьезная задача. Я недавно познакомилась с совершенно уникальным образовательным комплектом, разработанным в одном из институтов Перми. Это действительно компьютерная система обучения. Она подразумевает и индивидуальную работу разного уровня сложности, и работу с другими детьми, анализ достижений учащихся. Эта система внедряется сейчас в Казахстане.

А у нас?

У нас же почему-то только в Пермском крае. Беда всех инноваций в образовании: заранее не просчитываются риски. Потом выясняется, что затея провалилась, но все ждут, пока эта инновация умрет самостоятельно. Прежде, чем массово внедрять электронные учебники, хорошо бы хотя бы в пилотном эксперименте изучить, насколько это полезно, дает ли какой-то эффект и какой эффект. К сожалению, подобного исследования не проводилось.

Могут ли электронные книги негативно влиять на здоровье ребенка?

Конечно. Ребенок устает в процессе чтения, а не будет ли он уставать еще больше, используя электронный учебник? У ридеров, например, разная разрешающая способность экрана, разный шрифт, размер поля. Все это оказывает определенное воздействие на организм. Значение имеет даже длина строки. Если она короткая, то это усиливает напряжение. Часто издатели не понимают элементарных вещей, о которых давно известно медикам. Разработчики считают, что чем больше картинок на электронной странице, тем лучше. А на самом деле это не так. Неслучайно в свое время были сформулированы очень жесткие требования к шрифту, четкости, размеру строки обычных школьных учебников.

Сторонники планшетов и прочих ридеров говорят, что в прошлом веке, когда переходили от перьевой ручки к шариковой, всех тоже пугали, что это губительно скажется на здоровье детей.

Это совершенно разные вещи. Я не говорю, что электронные книги — плохо. Я говорю о том, что хорошо бы провести исследование и понять, как использовать их эффективней. Понятно, прогресс не остановить. Для детей важна компьютерная грамотность. Вопрос в том, как именно использовать электронные книги и какими они должны быть. И ответа на него пока нет.

Но ведь года три назад Минобрнауки проводило в регионах эксперимент по использованию разных видов ридеров на уроках?

Там учитывались только учебные результаты, однако не анализировалось какой ценой они были получены, пострадало ли здоровье детей или наоборот. Есть оценка функциональной цены, которую платит организм за разные виды деятельности: напряжение, утомление. Это все можно проанализировать. Кроме того, СанПин жестко регламентирует применение компьютера в школах. Для первоклассников — не более 20 минут, для 11-х классов — максимум 35 минут. Учитывая это, необходимо понять, на каком уроке, в каком объеме, какие виды заданий наиболее эффективно выполнять на компьютерах. То есть вопросов много.

Что сейчас можно сказать о здоровье школьников?

У нас примерно 25-30 процентов детей первой группы здоровья, то есть абсолютно здоровых. У остальных те или иные отклонения. Причем показатели меняются. Раньше всегда на первом месте были лор-заболевания. Но в последние два года отмечается ухудшение зрения у школьников. И это может быть связано в том числе с компьютерами. Поэтому добавлять факторы, которые могут еще больше усугубить ситуацию, по меньшей мере нецелесообразно.

На Западе этой проблемой занимаются?

Во многих странах мира, где ридеры внедряются уже давно, постоянно отслеживается их эффективность. И никакого особенного положительного эффекта ученые не заметили. Наоборот, публикуется все больше исследований о том, что это дает достаточно высокую нагрузку для зрения, дополнительное функциональное, психологическое и эмоциональное напряжение и так далее. Уже есть школы, где отказываются от электронных книг. Например, в Кремниевой долине компьютеры из процесса обучения детей исключили. Местные преподаватели считают, что это не самый лучший вариант для того, чтобы научить ребенка думать, а не получать готовую информацию.

Читайте также:  Зеленый салат его польза и вред

Есть ли преимущество бумажных книг перед электронными?

Работа с бумажной книгой также достаточно напряженный вид деятельности. Но все зависит от задачи, которую ставит педагог. Одно дело просто читать. А другое — научить читать так, чтобы запомнить. Запомнить на короткое время или навсегда.

Говорят, что компьютеры формируют клиповый тип мышления?

Это тоже из разряда мифов. Не очень понятно, что это такое с точки зрения физиологии или психофизиологии.

Сколько времени могло бы занять исследование электронных книг?

Пару лет как минимум.

Источник

Все большую и большую популярность в последнее время завоёвывают электронные книги или ридеры (reader) — устройства, предназначенные для чтения электронных книг. Еще совсем недавно о них никто не слышал, а теперь популярность ридеров выросла до невиданных прежде масштабов.

Жизнь движется. Люди читали, читают и будут читать книги.  Книги также претерпели видоизменения: сначала они были на бересте и папирусе, потом – на коже и бумаге, а теперь мы держим в руках электронную книгу.

Что же нам принес очередной виток развития книги? Какие существуют плюсы и минусы электронных книг?

ПЛЮСЫ электронных книг:

1. Мобильность. Первый положительный момент перехода на электронную книгу очевиден: если посмотреть на школьника, то первое, что бросается в глаза, – это маленький ребёнок с огромным рюкзаком, полным книг.  Ридер  позволяет заменить практически все учебные пособия, которые в этом рюкзаке находятся, а весит всего 0,5 кг. Все учебные материалы, включая справочники и словари, теперь всегда находятся под рукой.

2. Портативность. Электронные книги не занимают места на книжной полке.  Однако заядлому читателю  потребуется приобрести дополнительную память (флешку)  для хранения  книг в памяти устройства, чтобы сохранить всю свою библиотеку.

3. Скорость. Когда Вам нужна определенная информация, Вы можете получить её сразу, загрузив книгу.

3. Green peace. Не обязательно вырубать деревья для производства книжной бумаги.

4. Для людей с ограниченными возможностями. Шрифт книги может быть в любой момент изменен, что делает книгу более доступной и удобной  для людей с ограниченными возможностями. С дополнительным программным обеспечением некоторые книги можно слушать в аудио-формате.

5. Удобство хранения. Электронные книги занимают меньше места. Вам не требуется практически никакого пространства для их хранения. Не нужно устраивать отдельную библиотечную комнату для них.

6. С сегодняшними технологиями можно читать электронные книги везде, в автобусе, поезде, самолете, и даже стоя в очереди.

7. Доступность в любой отдаленной точке, где есть интернет. Люди, живущие в отдаленной деревне или на маленьком острове, в равной степени могут получить доступ к электронной книге. При условии, что у них есть подключение к Интернету.

Плюсов, конечно, множество. Однако не стоит забывать и про другой вопрос  – какое влияние оказывает на организм человека чтение с экрана подобных электронных устройств?

  Но прежде, чем ответить на этот вопрос, рассмотрим типы электронных книг. Их три:

1. Бюджетные читалки с цветным TFT-экраном. К преимуществам относится цена, к недостаткам – высокое энергопотребление и сомнительная безопасность для глаз.

2. Устройства для чтения на базе электронных чернил (технология E-Ink). Считаются безопасными для зрения, потребляют мало энергии в силу используемой технологии. Выполняют те же функции, что и первая категория, но имеют монохромное изображение.

Такие электронные книги читать рекомендуется только при хорошем освещении, так как неравномерность освещения (мерцающий экран и недостаточный свет в помещении) усиливает нагрузку на глаза.

3. И, наконец, третья категория — это уже скорее планшеты, с Bluetooth- или WiFi-адаптером внутри, сенсорным экраном и на базе продвинутой операционной системы с огромным количеством приложений. Эти устройства самые дорогие, однако на безопасность глаз это никак не влияет. Поэтому в дальнейшем мы будем сравнивать технологии 2х первых категорий.

У каждого свои преимущества и недостатки…

От длительного чтения с яркого TFT-экрана могут сильно уставать глаза – если периодически не делать перерывы. Все дело в мерцающей подсветке, которая является основополагающей частью технологии TFT.

Электронные книги с E-Ink-дисплеем позволяют читать столько, сколько Вам нужно, потому что подсветки в таких экранах нет и раздражение для глаз отсутствует. Отсюда можно сделать вывод, что экраны E-Ink безопаснее для глаз.

Чтобы различить изображение на экране TFT, нужно смотреть под определенным углом, который, как правило, менее 180 градусов. Это создает определенные неудобства, особенно при ярком солнечном освещении.

Угол обзора любых экранов E-Ink составляет 180 градусов, что позволяет спокойно читать текст под любым углом и даже при ярком солнце.

При всем этом я вообще не рекомендовала бы Вам покупать устройства с TFT экраном.

Однако, и у некоторых устройств с электронными чернилами есть проблемы и с обновлением изображения – особенно это заметно при длительном использовании недорогих ридеров E-Ink  с соответствующими экранами. Только что просмотренная страница может оставлять разводы, мешающие отображению новой картинки. Причина – высокая инерционность электронной бумаги. Поэтому следует обратить внимание на цену E-Ink -устройства, а также на новое поколение электронной бумаги E-Ink Pearl, которая еще лучше отображает текст и иллюстрации. Здесь текст уже выглядит напечатанным на обычной белой бумаге, а на обновление страницы требуется меньше 1 секунды.

МИНУСЫ электронных книг:

1. Множество форматов электронных книг. У многих электронных читалок существуют ограничения на формат электронной книги. Поэтому скачав однажды книгу, она может не открыться сразу на устройстве.

Читайте также:  Молочная рыба польза и вред

2. Ненадежность Интернета. Как была, так и осталась.

3. Не каждая книга публикуется в электронном формате. Новый бестселлер, который только что вышел на книжные полки,  придется приобрести в бумажной форме.

4. Электронная книга требует подзарядки.  Бумажную книгу можно читать, не беспокоясь о том, что слова на странице вдруг исчезнут. Бумажная книга не требует неоднократного подключения “к стене” для подзарядки.  Всё это может доставить неудобства, например когда Вы находитесь на пляже.

5. Ридеры также легче повредить, чем бумажной книги. От короткого падения может треснуть экран и т.п. Бумажная книга выдерживает падение, и, менее вероятно, чтобы она стала сильно поврежденной или не читаемой из-за этого.

6 правил безопасного чтения:

Правило 1. НЕ читайте лёжа! Около 80% людей регулярно читают лёжа, и это не смотря на крики специалистов, что данная привычка значительно ухудшает зрение. Казалось бы, в чём тут такого плохого? Справедливость утверждения доказывают несколько фактов:

– Расстояние от глаз до текста должно быть примерно 30-35 см или, проще говоря, глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки. Дело в том, что при чтении лёжа невозможно сохранить оптимальное расстояние. Результат – снижение остроты зрения.

– При чтении лежа трудно обеспечить правильное и равномерное освещение, и работа глаз еще больше затрудняется.

– Зависимость деятельности мозга от правильного дыхания. В ситуации чтения лёжа грудная клетка сдавливается, дыхание сбивается, а следовательно, нарушается интеллектуальная деятельность.

– Многим любителям читать лежа известны боли в затылочной части головы. Это результат чтения лежа, при котором ухудшается поступление крови к голове, вследствие чего возникают застойные явления в коре головного мозга.

Правило 2: Читайте сидя. Читать лучше всего сидя за столом, положив книгу перед собой, но не на горизонтальную поверхность стола, а под наклоном 45 градусов к поверхности. Недаром всем школьникам настоятельно рекомендуют покупать специальные подставки (пюпитры) для учебников. Взрослея, мы перестаем обращать внимание на такие простые и очевидные вещи, тем самым, подвергая опасности свои глаза.

 Правило 3.  Вытекает из предыдущих. Не читайте перед сном. Большинство людей уверены, что чтение перед сном совершенно безвредно. Это заблуждение: давать глазам на ночь лишнее напряжение, поскольку это может привести к расстройству зрения.

 Правило 3. Вредно читать при плохой освещенности, а также, если книга с нечетким шрифтом. Это ведет к утомлению глаз, усталости мышц шеи и спины. Если Вы читаете бумажную книгу или электронная книга с E-Ink, нужно поменять окружение комнаты. Поставить торшеры у всех кресел/диванов, в которых Вы будете сидеть во время чтения. Повесить светильник для чтения у кровати. Поставить настольную лампу на любой стол, где Вы будете сидеть с ридером. Потрудитесь один раз, чтобы  потом это работало на Вас постоянно.

В случае с TFT нужно постоянно следить за яркостью экрана и яркостью/цветами в приложении-ридере. Это делать несложно, но это нужно делать постоянно, быть осознанным.

 Правило 4. Не читайте в метро, автобусе, трамвае, троллейбусе и т. п., так как освещение в городском транспорте недостаточное, а вибрация постоянно меняет расстояние от глаз до книги, чем вызывает излишнее напряжение и утомление зрения. Лучшая альтернатива здесь – аудио-книги!

 Правило 5. Обращайте внимание на расстояние между глазами и книгой. Оно должно составлять, повторюсь, 30—35 см.

Правило 6: Следите за своей позой во время чтения.  Поза “знак вопроса”, “нога на ногу” также сильно влияют как на ухудшение зрения, так и в целом на здоровье. Помните о прямой спине, ногах на полу. Кроме этого прямая связь также существует между степенью наклона головы при чтении. Тот, у кого привычка наклонять голову выражена, наиболее сильно, рискует в скором времени стать близоруким.

Чтение электронных книг ДЛЯ ДЕТЕЙ:

По мнению офтальмологов, читать электронные книги детям не стоит, так как все эти читалки вредны для зрения ребенка, который находится в периоде роста и формирования рефракции.

Вывод:

Электронные книги имеют ряд своих неоспоримых преимущество перед бумажными книгами. Однако чтение электронных книг будет безопасным в том случае, если:

1) они правильно подобраны. На мой взгляд, не стоит читать скаченные книги с экрана монитора ноутбука, смартфона, планшета или TFT-читалки. Поскольку из-за светящегося экрана и мерцания пикселей, глаза в любом случае будут уставать больше, чем от бумаги. На этот счет, если решили приобрести устройство для чтения, лучше всего выбирать специальные ридеры  с технологией E-Ink и E-Ink Pearl.

2) Соблюдены правила безопасности чтения. Данные правила ОБЩИЕ как для бумажных, так и для электронных книг (ридеров). Именно  эти принципы сохранят Ваше зрение и здоровье.

Источник

Российские школы официально перешли на электронные книги. В соответствии с приказом Минобрнауки в федеральный перечень учебников могут попасть только те, которые имеют цифровые копии. Однако, по мнению экспертов, речи о прогрессе пока нет. Компьютерные книги — просто оцифровка бумажной версии. Такой суррогат не может стать полноценным электронным учебником. Как ридеры влияют на здоровье детей и почему на Западе многие школы начинают отказываться от компьютеров? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответила директор института возрастной физиологии российской академии образования, доктор биологических наук, профессор, академик РАО Марьяна Безруких.

«Лента.ру»: По поводу необходимости электронных учебников на семейных интернет-форумах ведутся баталии. Но родители сходятся в одном — ридеры существенно разгрузят портфели. Это важный аргумент в их пользу?

Марьяна Безруких: Облегчение ранцев — единственное преимущество. Но так ли это важно? Мы сегодня все время сетуем на то, что ребенок много времени проводит за компьютером. Не усилит ли внедрение электронных учебников эту компьютерную зависимость? Вопрос достаточно серьезный и сложный. Электронные учебники должны бы, по идее, задавать совершенно другие виды деятельности. Иные, чем обычные книги. Необходимо интерактивное взаимодействие, другие варианты подачи информации, другие задания.

Читайте также:  Жидкая овсяная каша на воде польза

То есть компьютерные учебники не должны копировать обычные?

Да. Иначе какой в них смысл? А сейчас, к сожалению, большая часть учебников — прямой перевод бумажных книг в электронную форму. На мой взгляд это никакого положительного эффекта дать не может. Первый учебник, который я увидела в интернете, был букварь. Там загробным голосом диктор говорил: «Это пенал». Пенал светился. «Это ручка». Ручка светилась. «Это тетрадь». Светилась тетрадь. Я спросила разработчиков: вы понимаете, что уже после «тетради» ребенок не сможет ничего воспринимать? Он не в состоянии 17 раз подряд слушать одно и то же. Нет, говорят, мы этого не знали. Мы учебник копировали.

Учителя в курсе этих нюансов?

Крайне мало педагогов владеет методиками организации работы с компьютерами. Обучение учителей идет. Но еще раз повторяю, использование в школе электронных книг — задача со многими неизвестными. Нужен ведь не только учебник, но и определенные методические пособия. В том числе для учителя. Это серьезная задача. Я недавно познакомилась с совершенно уникальным образовательным комплектом, разработанным в одном из институтов Перми. Это действительно компьютерная система обучения. Она подразумевает и индивидуальную работу разного уровня сложности, и работу с другими детьми, анализ достижений учащихся. Эта система внедряется сейчас в Казахстане.

А у нас?

У нас же почему-то только в Пермском крае. Беда всех инноваций в образовании: заранее не просчитываются риски. Потом выясняется, что затея провалилась, но все ждут, пока эта инновация умрет самостоятельно. Прежде, чем массово внедрять электронные учебники, хорошо бы хотя бы в пилотном эксперименте изучить, насколько это полезно, дает ли какой-то эффект и какой эффект. К сожалению, подобного исследования не проводилось.

Могут ли электронные книги негативно влиять на здоровье ребенка?

Конечно. Ребенок устает в процессе чтения, а не будет ли он уставать еще больше, используя электронный учебник? У ридеров, например, разная разрешающая способность экрана, разный шрифт, размер поля. Все это оказывает определенное воздействие на организм. Значение имеет даже длина строки. Если она короткая, то это усиливает напряжение. Часто издатели не понимают элементарных вещей, о которых давно известно медикам. Разработчики считают, что чем больше картинок на электронной странице, тем лучше. А на самом деле это не так. Неслучайно в свое время были сформулированы очень жесткие требования к шрифту, четкости, размеру строки обычных школьных учебников.

Сторонники планшетов и прочих ридеров говорят, что в прошлом веке, когда переходили от перьевой ручки к шариковой, всех тоже пугали, что это губительно скажется на здоровье детей.

Это совершенно разные вещи. Я не говорю, что электронные книги — плохо. Я говорю о том, что хорошо бы провести исследование и понять, как использовать их эффективней. Понятно, прогресс не остановить. Для детей важна компьютерная грамотность. Вопрос в том, как именно использовать электронные книги и какими они должны быть. И ответа на него пока нет.

Но ведь года три назад Минобрнауки проводило в регионах эксперимент по использованию разных видов ридеров на уроках?

Там учитывались только учебные результаты, однако не анализировалось какой ценой они были получены, пострадало ли здоровье детей или наоборот. Есть оценка функциональной цены, которую платит организм за разные виды деятельности: напряжение, утомление. Это все можно проанализировать. Кроме того, СанПин жестко регламентирует применение компьютера в школах. Для первоклассников — не более 20 минут, для 11-х классов — максимум 35 минут. Учитывая это, необходимо понять, на каком уроке, в каком объеме, какие виды заданий наиболее эффективно выполнять на компьютерах. То есть вопросов много.

Что сейчас можно сказать о здоровье школьников?

У нас примерно 25-30 процентов детей первой группы здоровья, то есть абсолютно здоровых. У остальных те или иные отклонения. Причем показатели меняются. Раньше всегда на первом месте были лор-заболевания. Но в последние два года отмечается ухудшение зрения у школьников. И это может быть связано в том числе с компьютерами. Поэтому добавлять факторы, которые могут еще больше усугубить ситуацию, по меньшей мере нецелесообразно.

На Западе этой проблемой занимаются?

Во многих странах мира, где ридеры внедряются уже давно, постоянно отслеживается их эффективность. И никакого особенного положительного эффекта ученые не заметили. Наоборот, публикуется все больше исследований о том, что это дает достаточно высокую нагрузку для зрения, дополнительное функциональное, психологическое и эмоциональное напряжение и так далее. Уже есть школы, где отказываются от электронных книг. Например, в Кремниевой долине компьютеры из процесса обучения детей исключили. Местные преподаватели считают, что это не самый лучший вариант для того, чтобы научить ребенка думать, а не получать готовую информацию.

Есть ли преимущество бумажных книг перед электронными?

Работа с бумажной книгой также достаточно напряженный вид деятельности. Но все зависит от задачи, которую ставит педагог. Одно дело просто читать. А другое — научить читать так, чтобы запомнить. Запомнить на короткое время или навсегда.

Говорят, что компьютеры формируют клиповый тип мышления?
Это тоже из разряда мифов. Не очень понятно, что это такое с точки зрения физиологии или психофизиологии.

Сколько времени могло бы занять исследование электронных книг?

Пару лет как минимум.

Беседовала Наталья Гранина

https://lenta.ru/articles/2016/01/15/booke/

Источник