Эгоизм поведение целиком определяемое мыслью о собственной пользе
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 декабря 2019;
проверки требуют 4 правки.
Запрос «Эгоист» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Эгои́зм (др.-греч. Εγώ, лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое стремлением человека к собственной пользе, выгоде. В настоящее время (начало XXI века) в психологии различают две степени эгоизма. Сильной формой эгоизма считается преследование и отстаивание исключительно собственной выгоды, при этом человек может помогать другому, если это приносит пользу лично ему[1].
На преступность эгоистической любви к себе, при том, что в человеке нет ничего, чем можно было бы гордиться, указывали Кальвин и Лютер. Подобная точка зрения оказала значительное воздействие на формирование отношения в западной культуре к стремлению к собственному счастью, которое не должно быть главной целью. И. Кант считал нацеленность на собственное благополучие естественным для человеческой природы, следовательно, не имеющим, в отличие от любви к другим, «этической ценности». Тем не менее, по мысли Канта, человек не должен отказываться от личного счастья, так как его благополучие может быть полезным для исполнения общественного долга[2]. По Гоббсу эгоизм есть врождённое свойство индивидуума, которое может ограничить лишь суверен[3]. Гельвеций защищал право индивидуума на личное счастье. В его понимании, если, стремясь к личному счастью, человек причиняет другим вред, то он становится источником зла. Тот же, чьи собственные интересы увязываются с интересом общественным, творит добро. Эта согласованность личного с общественным есть «рациональный эгоизм»[4].
Впоследствии Штирнер, ещё позднее Ницше отстаивали право личности на счастье, при этом эгоизм представляли противоположностью любви к другим, альтруизму, считая последнее проявлением слабости[5]. Современными психологами такое противопоставление считается некорректным. В настоящее время допускается, что альтруистический образ действия может быть основан на эгоистических устремлениях, возможно, не осознаваемых человеком[6].
Думать о себе не есть эгоизм. Тот, кто не думает о себе, вообще не способен мыслить. Но крайне эгоистично требовать от ближнего мыслей и суждений, подобных своим. Зачем? Если тот способен мыслить, скорее всего он мыслит иначе. Если не способен, недопустимо требовать от него проблеска мысли.
Философия. Принцип эгоизма[править | править код]
А нынче все умы в тумане,
Мораль на нас наводит сон,
Порок любезен — и в романе,
И там уж торжествует он.
Британской музы небылицы
Тревожат сон отроковицы,
И стал теперь её кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный,
Иль Вечный Жид, или Корсар,
Или таинственный Сбогар.
Лорд Байрон прихотью удачной
Облек в унылый романтизм
И безнадежный эгоизм.
А. С. Пушкин. Евгений Онегин Глава 3, XII
Принцип эгоизма в качестве универсального начала человеческой активности был признан в эпоху Просвещения. Сам термин “эгоизм” появился в XVIII веке. Французские мыслители XVIII века сформулировали теорию «рационального эгоизма», полагая, что основой морали являются правильно понятые собственные интересы («разумное себялюбие», Гельвеций)[7].
Опираясь на построения Л. Фейербаха, Н. Г. Чернышевский разработал в статье «Антропологический принцип в философии» («Современник», 1860, № 4) свою версию теории разумного эгоизма. Её иллюстрацией отчасти стал роман Чернышевского «Что делать?» (1863):
— Стало быть, правду говорят холодные практические люди, что человеком управляет только расчёт выгоды?
— Они говорят правду. То, что называют возвышенными чувствами, идеальными стремлениями, — всё это в общем ходе жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того же стремления к пользе.
— Н. Г. Чернышевский. Что делать? Из рассказов о новых людях. Издание подготовили Т. И. Орнатская и С. А. Рейсер. Ленинград: Наука, 1975 (Литературные памятники), С. 68.
Советский генетик В. П. Эфроимсон полагал, что разумный эгоизм передаётся на генетическом уровне, так как сформирован в процессе длительной борьбы за существование и естественного отбора не одной особи, но группы людей, связанных общей целью[8]:
Естественно, что… среди очень многих человекоподобных видов, с которыми человек находился в борьбе за жизнь, выжил тот вид, в котором было сильнее развито чувство взаимной поддержки, тот, где чувство общественного самосохранения брало верх над чувством самосохранения личного, которое могло иногда влиять в ущерб роду или племени.
Эгоизм иногда отождествляют с индивидуализмом и противопоставляют его альтруизму и соборности.
Эгоизм может быть рациональным и иррациональным. В первом случае эгоист оценивает возможные последствия своих действий и действует в соответствии с целесообразностью. Во втором случае эгоист действует импульсивно и недальновидно.[источник не указан 1632 дня]
Формы[править | править код]
- Этический эгоизм — доктрина, которая утверждает, что люди должны делать то, что находится в их собственных интересах.
- Психологический эгоизм (англ.)русск. — доктрина, в которой утверждают, что люди всегда мотивированы своими интересами.
- Рациональный эгоизм — убеждение, что разумно действовать в личных интересах.
Термины «эгоизм» и «эготизм» также могут означать:
Эготизм — чрезмерное или преувеличенное чувство собственной важности.
Солипсизм (иногда называемый эгоизмом) — вера в то, что существует только собственное «я», или что только свои переживания можно проверить.
Эгоистический анархизм (англ.)русск. — форма анархизма, о которой чаще всего говорит Макс Штирнер.
Эгоцентризм — отсутствие эмоциональной потребности «войти в положение другого человека».
З. Фрейд об эгоизме[править | править код]
Зигмунд Фрейд полагал, что эгоизм заложен в человеке природой. При этом он расширял понятие эгоизма, подразумевая под ним абсолютно обыденное стремление каждого индивида удовлетворить свои естественные потребности, присущее любому животному. Психоаналитик утверждал, что наиболее эгоистичными являются маленькие дети, ибо практически вся их жизнь посвящена их собственному “Я” и удовлетворению его потребностей. Дети отчаянно желают, чтобы их интенсивные желания были непременно удовлетворены, а кроме того, по мнению Фрейда, первоначально у детей формируется привязанность к близким людям только из-за эгоистических побуждений, потому что именно они наиболее полно удовлетворяют его потребности. [9]
Философы, изучавшие устройство эгоизма[править | править код]
- Фридрих Ницше
- Айн Рэнд
- Макс Штирнер
См. также[править | править код]
Примечания[править | править код]
- ↑ Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. — СПб: Питер, 2013. — С. 150. — ISBN 978-5-496-00234-9.
- ↑ Фромм Э. Человек для себя. — С. 157—158.
- ↑ Уэст Д. Континентальная философия. Введение. — М.: Издательский дом “Дело” РАНХиГС, 2015. — С. 55.
- ↑ История философии / Под редакцией Ч. Кривеля. — Минск: Новое знание, 2001.
- ↑ Фромм Э. Человек для себя. — С. 158—159.
- ↑ Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. — СПб: Питер, 2013. — С. 135, 139—140. — ISBN 978-5-496-00234-9.
- ↑ Философский энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1983. С. 787.
- ↑ Эфроимсон, В. П. Родословная альтруизма (этика с позиций эволюционной генетики человека) : [арх. 21 декабря 2015] / Предисловие Б. Л. Астаурова // Новый мир : Журнал. — 1971. — № 10. — С. 194. — ISSN 0130-7673.
- ↑ Московский Государственный Социально-гуманитарный Институт. Проблема эгоизма в работах З. Фрейда. Е. В. Омельчанко // Практическая психология образования XXI века: развитие личности в образовании. Сборник научных статей и материалов XII – ой Всероссийской научно-практической конференции. — Коломна, 2014. — С. 91-99.
Литература[править | править код]
- Лапшин И. И.,. Эгоизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- И. А. Рудзит. Эгоизм как внутренний нравственно-этический фактор развития самосознания человека // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. № 1. — СПб., 2006, с. 56-65
Слава. · 21 декабря 2018
545
Сисадмин, немного блогер lifeservice.me
На мой взгляд эти два понятия стоят по разные стороны от “любви к себе”. Самолюбие часто характеризуется высокой оценкой самого себя и ревностным отношением к мнению окружающих, нездоровой реакцией на критику и замечания. Нельзя сказать, что самолюбие это однозначно плохо, если человек высоко ценит себя и внимателен к окружающим, стремится к личностному росту, то это даже хорошо. А вот эгоист не может воспринимать себя адекватно, у него попросту нет реалистичной оценкки самого себя. Он отождествляет свою персону со значимыми для эго мыслями, представлениями и интерпретациями действительности.
С чем легче жить: с низкой самооценкой или раздутым эго?
Арий. Путь Волхва. Соединяю Сознание и Душу.
https://vk.com/wsetroot
https://ww…
Ну по логике с раздутым эго)) Его раздувают именно из за низкой самооценки. Ну а по сути, наверное с самооценкой – зато честно. Самоцека потихоньку поднимется и она сущность наполненная. В то время как бедолага с раздутым пузырем (эго) все время натыкается на отсутствие знаний например, пузырь все время лопается и спускает. Его все время нужно надувать, так и жизнь проходит, все время на курсах по личностному росту)).
Самый прикол, в том, что они (пузыри) считают себя верхом мудрости и знаний, ежесекундно усилием воли держат “позитив” , короче все время в заботах)).
У меня развлечение, одно из любимых. Тыкать иголкой в эти пузыри (неудобными и прямыми вопросами) и смотреть как они сдуваются, пытаются надуться опбратно, выделяя из себя “газы” выражающиеся в переходе на личности, прямые оскорбления и наборы несвязных слов, на уровне статусов из контакта.
Хороший вопрос, спасибо.
Прочитать ещё 11 ответов
Самолюбие – хорошо или плохо?
Если сам себя не будешь любить,никто другой не полюбит(в исключениях нескольких случаев).Это прежде всего защита своего “я”.Но нужно знать меру,чтобы остались силы полюбить других.:)
Правда ли, что человек по своей природе эгоист, а всякие альтруистические начала так или иначе связаны с собственной выгодой?
Отвечу анегдотом (а потом объясню к чему он):
– Рэбе скажи а чёрный это цвет?
– да цвет
– Рэбе, а белый это цвет?
– да цвет
– Вот видишь Мойшэ, я продал тебе цветной телевизор.
Такие мнения “альтруизма нет — всё лишь эгоизм, просто человеку выгодно поступать альтруистически” это просто переопределение терминов, как в приведённом анегдоте, когда “помог другим, не считаясь с собственным интересом” заменяют на “он же так поступил значит это выгодно ему в каком-то смысле (и обычно не уточняют в каком именно смысле)”.
Более того, заметил что такой точки зрения в быту чаще придерживаются не очень добросовестные люди. Почему — могу лишь догадываться, вероятно такая позиция позволяет им, как минимум в собственных глазах, опустить других людей, для того, чтобы не считать себя хуже.
Прочитать ещё 6 ответов
Расскажите об эгоизме.?
](https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Egoist1914_72.jpg?uselang=ru)
Литературный журнал «Эгоист» (Лондон, 1914—1919)
Эгои́зм (др.-греч. Εγώ , лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, в том числе когда индивид ставит свои интересы выше интересов других.
Вот такое определение, если, конечно вам важны именно ОФИЦИАЛЬНЫЕ определения.? Дело в том, что “официки” они стареют, теряют конкретизацию. становятся “неопределённым личностным”. Но ведь дело в том, что узкие понятия постоянно раздвигаются, а может быть даже теряют эмоциональную окраску?. По моему мнению (а может оно совпадёт с вашим?) то, что было окрашено в чёрную краску сто лет назад, уже перестало быть чёрным? Вот посмотрите выше, и что вы видите там плохого? вы видите гада-депутата, олигарха, зарплатонеплательщика. …. А с другой стороны? Вы себя не видите? Любой человек стремится к тому, чтобы жить ХОРОШО. Вы не хотели бы жить хорошо? Давайте посмотрим философски. Хорошо – это душевный и телесный комфорт. Согласны? кажется, да. Поехали дальше. Душевный комфорт – ты находишься в окружении единомышленников, которые думают так же, как ты. Возражения? Телесный комфорт, это все знают, своя квартира. где тебе хорошо, а также не за..ср..ая лестничная клетка, такой-же двор. Что из вышеперечисленного не в вашей власти? А только то, что не входит в ваш круг “эгоистичных интересов”. Подытожу : вам хорошо, когда вам уютно, вам хорошо, когда чисто, вам хорошо, когда вы уверены в завтрашнем дне. Это какие-то извращённые требования? Да то самый чистый эгоизм! Нам хорошо, когда хорошее государство, когда хорошая экология, когда нормально работает сливной бачёк… Люди, будьте эгоистами, будем жить в раю !
Ñàìûå ÷àñòûå ñëîâà, êîòîðûå ÿ ïîâòîðÿþ âî âðåìÿ êîíñóëüòàöèé:
Ýòî íîðìàëüíî.
×àùå âñåãî îíè çâó÷àò âî âðåìÿ îáñóæäåíèÿ ÷óæèõ æåëàíèé. ß ïîâòîðÿþ èõ ïîòîìó, ÷òî áîëüøèíñòâî ëþäåé ïîñòîÿííî ñîìíåâàþòñÿ â òîì, ÷òî ïîñòóïàþò ïðàâèëüíî, ïîñòîÿííî ïåðåæèâàþò, ÷òî èç-çà èõ æåëàíèé íà íèõ ìîãóò îïîë÷èòüñÿ ðîäèòåëè, ìóæüÿ, æ¸íû èëè ïðîäàâùèöû.
Ê ñîæàëåíèþ, áîëüøèíñòâî èç íàñ ñ äåòñòâà ïðèó÷èëè ê òîìó, ÷òî ïîñòóïàòü òàê, êàê íàì ãîâîðÿò, ýòî ïðàâèëüíî, à ïîñòóïàòü òàê, êàê íàì õî÷åòñÿ, íåïðàâèëüíî èëè ýãîèñòè÷íî, è íóæíî êàê ìèíèìóì ñïðîñèòü ðàçðåøåíèÿ. Ïðîáëåìà â òîì, ÷òî âûðàñòàÿ, îñòàâàÿñü ñ òàêèìè óáåæäåíèÿìè, ìû íà÷èíàåì èñêàòü òåõ, êòî ðàçðåøèò íàì, óêàæåò ïóòü è áóäåò ãîâîðèòü, êàê ïðàâèëüíî, à êàê íåò. Òàê ìû ïîïàäàåì â çàâèñèìîñòü îò ÷óæèõ æåëàíèé è óæå ïåðåñòà¸ì ðàçáèðàòüñÿ â ñîáñòâåííûõ.
Íà êîíñóëüòàöèÿõ ÿ ÷àñòî äàþ ÷åëîâåêó çàäàíèå, ÷òîáû îí â òå÷åíèå íåäåëè ïîñòàðàëñÿ äîâîäèòü êàæäîå ñâî¸ æåëàíèå äî êîíöà. Ïðè÷¸ì âñåãäà ïðîøó íà÷àòü ñ ïðîñòîãî, íàïðèìåð, âûáîðà ïðîäóêòîâ â ìàãàçèíå. Åñëè âû ïðèøëè â ìàãàçèí, çàõîòåëè ñëàäåíüêîãî è óâèäåëè ïðÿíèêè, âîçüìèòå. Åñëè ðÿäîì áóäóò åù¸ âàôëè, ïàñòèëà è êîíôåòû, êîòîðûå çàñòàâÿò âàñ ñîìíåâàòüñÿ, äîâåäèòå ïåðâîå æåëàíèå äî êîíöà, ïðèäèòå äîìîé, ñúåøüòå ïðÿíèê è ïîéìèòå, ñòîèò ëè â ñëåäóþùèé ðàç âçÿòü ÷òî-òî äðóãîå, íî òîëüêî íå îñòàíàâëèâàéòåñü è íå ñïðàøèâàéòå ñåáÿ: «Ìîæåò, âñ¸-òàêè âàôëè?».
Ïîñòåïåííî òàêàÿ ïðèâû÷êà ïåðåíîñèòñÿ íà áîëüøèå ðåøåíèÿ, è ýòî ïîìîãàåò íàó÷èòüñÿ äîâåðÿòü ñâîèì âíóòðåííèì æåëàíèÿì, ñðàçó ïðîâåðÿòü èõ íà ïðàêòèêå, è â èòîãå ïîíÿòü, ÷òî îíè ìîãóò áûòü íåçàâèñèìûìè îò äðóãèõ ëþäåé.
Äîâîëüíî ÷àñòî, êîãäà ÿ îáúÿñíÿþ ñóòü çàäàíèÿ, âîçíèêàåò âîïðîñ:
À âäðóã ÿ çàõî÷ó ÷åãî-òî ïëîõîãî? Ìíå âñ¸ ðàâíî ñëåäîâàòü ñâîåìó æåëàíèþ?
Èìåííî â ýòèõ ñëîâàõ ÿ ñëûøó òó ñàìóþ äåòñêóþ òðåâîãó, êîòîðóþ êîãäà-òî çàðîäèëè â ÷åëîâåêå ðîäèòåëè, ñïðàøèâàÿ åãî:
À òû òî÷íî ýòîãî õî÷åøü? Ìîæåò, åù¸ ïîäóìàåøü? Åñòü è äðóãèå âàðèàíòû.
Ñ òåõ ïîð ðåá¸íîê ïåðåñòà¸ò ïîíèìàòü, ÷åãî îí õî÷åò, íà÷èíàåò ñîìíåâàòüñÿ è èñêàòü òåõ, êòî ñêàæåò åìó, ÷òî ýòîò âûáîð ïðàâèëüíûé è íà䏿íûé. Âñ¸ ìûñëè î òîì, ÷òî ìû ìîæåì çàõîòåòü ïëîõîãî èëè ñäåëàòü íåïðàâèëüíûé âûáîð ïðèçíàê òðåâîæíîñòè.
Ìû ïûòàåìñÿ ñîçíàòåëüíî ïîíÿòü, ÷åãî õîòèì, âìåñòî òîãî, ÷òîáû ïîñëåäîâàòü æåëàíèÿì, êîòîðûå îïðåäåëÿþòñÿ ïîäñîçíàíèåì. Ñàìîå çàáàâíîå òî, ÷òî îïðàâäûâàåì ìû ýòî «ðàöèîíàëüíîñòüþ». Ìû äóìàåì, ÷òî íàøå ñîçíàíèå, êîòîðîå íå ïîìíèò, êàê ìû ïðîâåëè óòðî íåäåëþ íàçàä, ñìîæåò îòâåòèòü íà ñóäüáîíîñíûå âîïðîñû, âðîäå:
Îñòàòüñÿ èëè óõîäèòü?
Ñêàçàòü èëè ïðîìîë÷àòü?
Ïðÿíèêè èëè âàôëè?
Íàøå ïîäñîçíàíèå õðàíèò îïûò âñåé íàøåé æèçíè. Íî îíî íå ìîæåò ïðÿìî äàòü íàì ïðàâèëüíûé îòâåò, îíî ìîæåò äàòü òîëüêî ýìîöèîíàëüíûé èìïóëüñ, ñàìûé ïåðâûé èìïóëüñ, ê êîòîðîìó ÿ ïðåäëàãàþ ïðèñëóøàòüñÿ. Ïî÷åìó ìû íå ïðèñëóøèâàåìñÿ? Ïîòîìó ÷òî ñ÷èòàåì, ÷òî «ðàöèîíàëüíûå» ïðàâèëà ñèëüíåå ýìîöèé. Îïðîâåðãàÿ ýòó èäåþ, ÿ ëþáëþ ïåðåñêàçûâàòü îäèí ïðèìåð íåéðîó÷¸íîãî Ñýìà Õàððèñà.
Âîçüì¸ì ãðóïïó îáû÷íûõ, çäîðîâûõ äåòåé èç ìëàäøèõ êëàññîâ. Ïðåäñòàâèì, ÷òî âû ãîâîðèòå èì:
Âû ìîæåòå áèòü ñâîþ ó÷èòåëüíèöó ïî ëèöó.
 ýòîì ñëó÷àå äåòè òîëüêî íåäîóìåííî ïîñìîòðÿò íà âàñ, ïîòîìó ÷òî âàøå ðàçðåøåíèå íå äà¸ò èì ïðàâà íàðóøàòü ñâîè âíóòðåííèå ïðåäñòàâëåíèÿ î õîðîøåì è ïëîõîì. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, åñëè ñðåäè ýòèõ äåòåé îêàæåòñÿ õîòÿ áû îäèí ïñèõîïàò, îí ïîäîéä¸ò è óäàðèò ó÷èòåëüíèöó ïî ëèöó. Ïîòîìó ÷òî ïðè îòñóòñòâèè ýìïàòèè åãî íîðìû îïðåäåëÿþòñÿ òîëüêî ïðàâèëàìè îêðóæàþùèõ.
ß ñ÷èòàþ, ÷òî ãäå-òî âíóòðè ìû òîæå ñ÷èòàåì ñåáÿ ïñèõîïàòàìè. Ñ÷èòàåì, ÷òî, åñëè íàì íå ðàçðåøèëè ÷òî-òî äåëàòü, çíà÷èò ýòî ìîæåò êîìó-òî íàâðåäèòü. Íî ýòî íå òàê. Âû çíàåòå, ÷òî õîðîøî, à ÷òî ïëîõî, âàø ìîçã ñïðàâèòñÿ ñ ýòîé çàäà÷åé ãîðàçäî ëó÷øå ëþáûõ íîðì è ïðàâèë, êîòîðûå äëÿ âàñ óñòàíîâèëè ðîäèòåëè è ó÷èòåëÿ.
Ïîêà ìû íå íàó÷èìñÿ äîâåðÿòü ñâîèì æåëàíèÿì, ìû íå ñìîæåì æèòü ñ÷àñòëèâî, è òîëüêî òàê ìû ìîæåì ïîíÿòü, êàê ïîñòóïàòü ïðàâèëüíî è íåïðàâèëüíî. ß íå ãîâîðþ, ÷òî âñå âàøè æåëàíèÿ ïðèâåäóò ê èñõîäó, êîòîðûé âàì ïîíðàâèòñÿ. Íî äàæå åñëè îí âàì íå ïîíðàâèòñÿ, âû ñìîæåòå ñäåëàòü âûâîäû è ÷åìó-òî íàó÷èòüñÿ.
Âû íå áóäåòå æèòü ó ñåáÿ â ãîëîâå. Âû íå áóäåòå æäàòü ðàçðåøåíèÿ. Âû áóäåòå ñ÷àñòëèâû.
Èñòî÷íèê.
Или же то, что быть эгоистом всё же надо, надо любить себя, как утверждают тренеры личностного роста и им подобные?
С одной стороны, мы не любим эгоистов и в себе эгоистичные черты не замечаем и не признаём. С другой же, говорим, что каждый человек в определённой степени эгоистичен.
Мы запутались в понятиях, разбирая проблемы эгоизма. Пытаемся определить его степени. Разделить его на разумный и неразумный, подобно тому, как мы разделяем зависть на черную и белую. И, тем не менее, мы ничего не понимаем в эгоизме. Системно-векторная психология Юрия Бурлана даёт нам четкое понимание того, что есть эгоизм на самом деле, хорошо это или плохо, и надо ли —
«Быть немножечко эгоистом»
Проблемы эгоизма. Каждый человек – эгоист?
Каждый человек – эгоист! Если под эгоизмом подразумевать то, что нам говорит об этом понятии Википедия, а именно:
Эгои́зм — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде.
Да, не всегда эта мысль, вернее – желание получить собственную пользу, нами осознаётся, но именно оно движет каждым нашим поступком. Не всегда это желание и поведение, к которому оно нас толкает, противоречит интересам других людей.
Но в корне каждого нашего поступка, так или иначе, лежит желание получить что-то для себя, а именно – чувство радости и удовлетворения. Более того, природой так задумано, чтобы мы получали свою пользу только при условии, что наше поведение принесёт пользу окружающим людям. Так есть проблема эгоизма или нет?
В этой статье мы рассмотрим эгоизм, как основополагающее природное свойство, являющееся базовым, так как оно неразрывно связано с основными задачами человека – выжить, во что бы то ни стало.
Но так как каждый человек, согласно векторальному набору, наделён собственной видовой ролью, соответственно, и путь к его выживанию, сохранению целостности разный. Потому и эгоизм как системная часть этой характеристики в каждом человеке приобретает разные оттенки. И проблемы эгоизма в каждом векторе тоже различны.
Как бы мы ни рационализировали своё поведение, как бы ни убеждали себя и окружающих в том, что мы живём ради кого-то и всё, что мы ни делаем, только ради пользы других людей, в корне всегда лежит эгоистическое желание – получить чувство радости и удовлетворения.
Вот заботливая мать. Она всё делает ради своих детей. Отказывает себе в удовольствии купить новую кофточку, вместо неё приобретая сыночку красивый рюкзачок. Она отказывает себе в сне, предпочитая это время уделить пошиву новых брюк для того же самого любимого сыночка. Она отказывается от собственной личной жизни, предпочитая всю себя посвятить ему же – сыночку. Можно ли сказать, что ею руководят эгоистические побуждения? Можно! Потому что от всех этих действий она получает гораздо большее удовлетворение, чем от того, в чем она так «благородно» себе отказывала.
Она не умеет получать удовольствие от новой кофточки. Она не умеет получать его от ухода за своим телом. Она даже не умеет получать удовольствие от парных отношений столь же огромное, сколько от материнства, а потому она легко отказывается от всего этого в пользу того, от чего она умеет получать удовольствие – от заботы за своим сыном. И в этом заключается её эгоизм. И, что самое смешное, именно в таких случаях чаще всего и говорят:
«Ей надо научиться любить себя, стать немножечко эгоисткой»
А ведь каждым её поступком как раз-таки и руководит эгоистическое желание – получить радость и удовлетворение от своих действий. В этом случае проблема эгоизма в том, что реализуя себя в материнстве, она получает наивысшее из дарованных ей наслаждений. Природа создала эту сильнейшую связь между ней и ребёнком для того, чтобы обеспечить ребёнка выживанием, и в этом случае она идеально выполняет свою роль, взамен получая чувство радости.
Проблема эгоизма. Мы рождены, чтобы быть эгоистами
Такими нас создала природа, а потому эгоистическое желание – получить наслаждение от каждого своего действия – вполне естественно, но не всегда наше поведение является адекватным.
Природой задумано так, чтобы мы получали наслаждение от каждого своего поступка, но только при том условии, что им мы выполняем свою видовую роль.
Так, развитый и реализованный кожник, создавая новые технологии, которые помогают экономить ресурсы всего человечества, получает чувство радости и удовлетворения от этих действий, хоть он порой и не спит ночами, полностью погружаясь в процесс изобретательства.
А вот точно такой же кожник, но не научившийся адекватно реализовывать свои свойства. Он уже получает наслаждение не от изобретения технологий, позволяющих экономить ресурсы всего человечества, но от скупости, от экономии своих собственных пяти копеек. И здесь проблемы эгоизма, мы видим за версту, хотя по факту определяем в нём не сам эгоизм, но неадекватную реализацию желания получить радость и удовлетворение от своих действий.
В корне каждого нашего поступка лежит одно-единственное, причем эгоистическое желание – получить чувство удовлетворения!
И даже если внешне это выражается заботой об окружающих людях, причём вполне адекватной, а не той формой заботы, которая была описана выше, или же изобретением новых технологий, а то и лекарственных препаратов для лечения смертельных болезней – даже в том случае, когда эти препараты были протестированы изобретателем на самом себе, его поступками движет желание получить чувство удовлетворения.
Каждый из нас получает это чувство своим способом. Так, кожник получает это чувство, когда изобретает новые технологии, анальник – когда передаёт накопленные знания новым поколениям, уретральник – когда обеспечивает чувством защищённости всю свою «стаю», зрительник – когда создаёт эмоциональные связи и увеличивает культурный слой для всего человечества, звуковик – когда сосредотачивается на своих мыслях и, тем самым, развивает в каждом из нас способность создавать и развивать мысли. И так с каждым вектором – мы получаем свою порцию радости при выполнении той видовой роли, которой мы наделены в соответствии со своим векторальным набором. И проблемы эгоизма в этом нет.
И всё бы хорошо, если бы мы знали, как получить это чувство. Другими словами – какой видовой ролью мы наделены и как её выполнить для того, чтобы получить свою порцию радости и удовлетворения от жизни. Проблема эгоизма в том, что так оно не происходит… Наши внутренние желания скрыты от нас и нам невероятно сложно понять самих себя, узнать, что даст нам столь желанное чувство радости. А потому в поисках этого чувства мы часто идём неверными путями.
Чем более мы развиты в своих свойствах, тем легче нам найти правильный путь. Но непонимание нашими родителями и людьми, которые нас окружают, того психического, которое руководит каждым из нас, приводит в результате к тому, что нам не позволяют развить наши природные свойства. Из лучших побуждений родители препятствуют развитию свойств своих детей. Наносят обиды самым послушным детям, делая из них садистов вместо заботливых отцов. Оставляют своих кожных детей ворами и завистниками, вместо того чтобы развить их в изобретателей и рационализаторов.
Но желание получить радость от каждого своего поступка, тем не менее, остаётся, только в плохом состоянии векторов мы получаем это чувство от действий, которые противоречат интересам других людей, и в этом случае проблемы эгоизма очевидны. Фрустрированный анальник получает это чувство от реализации садистических устремлений, архетипичный кожник – от воровства, оставшийся в своей ракушке звуковик – от реализации планов по уничтожению человечества. Хотя в корне всех этих поступков, как и в случае с развитыми в своих свойствах людьми, лежит всё то же эгоистическое желание – получить чувство радости и удовлетворения.
Эгоизм… В том смысле, в котором все люди понимают это слово, он не является ни плохим, ни хорошим. Он нейтрален. Но то, как мы реализуем свои эгоистические желания, и то, будут ли они приносить пользу или вред окружающим людям, зависит от понимания нами наших же желаний и способов их реализации.
Сегодня у нас есть инструмент, который позволяет хорошо и очень четко понимать наши внутренние желания и видеть способы их адекватной реализации, устраняя тем самым проблему эгоизма. И этот инструмент – системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор: Алена Николаева
Читайте также:
Причины жадности в России: между ненавистью к скупости и обожанием халявы
Менталитет народа. Не деньги правят миром. Часть 4
Социальные связи – безвозвратные потери