Ян стивенсон двадцать случаев свидетельствующих в пользу реинкарнации
Многие годы исследованиями явления реинкарнации занимался американский врач, профессор психиатрии Университета штата Вирджиния, доктор медицины Иэн Стивенсон. Дети, которые становились его пациентами, нередко заявляли, что прежде их родителями и близкими родственниками были совсем другие люди. В ряде случаев удалось установить личности этих людей, а также подтвердить упоминавшиеся детьми подробности их собственной предыдущей жизни».
В 70-х годах XX века мир облетела такая сенсация: 12-летняя Елена Маркард из Западного Берлина, придя в себя после тяжелой травмы, вдруг заговорила на безупречном итальянском языке, которого раньше не знала. При этом девочка утверждала, что зовут ее Розетта Кастельяни, что она из Италии и родилась в 1887 году. Когда девочку отвезли по указанному ею адресу, дверь открыла дочь Розетты, умершей в 1917 году. 12-летняя (!) Елена узнала ее и воскликнула: «Вот моя дочь Франса!..»
В процессе изучения реинкарнации профессор Стивенсон не раз сталкивался с тем, что на теле новорожденных детей обнаруживались родимые пятна и даже шрамы на месте ран, полученных ими в прошлой жизни. В ряде случаев профессору удалось проследить историю последовательных воплощений одной и той же личности, или, вернее, ее души, и убедиться в закономерности появления на теле младенцев упомянутых отметин и, как следствие и вещественном подтверждении существования феномена реинкарнации.
По результатам своих многолетних исследований Стивенсон написал книгу «Where Reincarnation and Biology Intersect» («На перекрестке реинкарнации и биологии.), вышедшую в издательстве «Praeger Publishers» в 1997 году.
Вот несколько примеров, взятых из этой книги.
1
Кемаль понял, что на этот раз он попался. Со всех сторон его обложили вооруженные турецкие полицейские. Последней надеждой было слуховое окно, выходящее на крышу, но, осторожно выглянув в него, он увидел совсем рядом голенища форменных сапог. Это был конец. Тогда он медленно приставил к подбородку дуло пистолета и, прочитав последнюю в своей жизни молитву, нажал на курок… Если бы знаменитый бандит Кемаль Хайик прожил немного подольше, он смог бы принять участие в празднестве по случаю рождения сына в семье своих родственников, Фахрициев. Тем более что младенца назвали в честь него Кемалем. И не случайно: новоиспеченный отец в ночь накануне рождения ребенка увидел во сне Хайика, который пришел к ним в гости. Родители младенца сочли этот сон знамением – он, по их мнению, означал, что Хайик возродится в их первенце.
Подтверждение своего предположения родители, к своему удивлению, обнаружили сразу же после появления младенца на свет. На его тельце четко выделялись две отметины: одна – на шее под подбородком, очень похожая на шрам от входного отверстая пули, а другая – на темечке, в том самом месте, где пуля из пистолета Хайика, пробив насквозь его череп, вылетела наружу.
Но еще больше поразились родители юного Кемаля, когда он начал говорить: малыш в подробностях описывал жизнь и обстоятельства смерти Хайика. А еще он сразу невзлюбил всех «силовиков» и часто бросал камешки в сторону полицейских и солдат. Все эти странности становятся совершенно понятными, если допустить, что в тело ребенка действительно вселилась душа Хайика…
2
Рави Шанкар родился в индийском городе Кан-наудж (штат Уттар-Прадеш) в 1951 году. С раннего возраста он заявлял, что на самом деле его отец — это человек по имени Джагешвар, парикмахер, живший в соседнем квартале. А еще он утверждал, что был убит. Его настоящий отец не воспринимал всерьез этот «детский лепет», обижался, слыша такие заявления родного сына, и даже стал наказывать мальчика, чтобы отбить у него охоту к подобным фантазиям. Однако это не помогало, и по мере того как Рави рос, его уверенность в своем предыдущем воплощении возрастала. Тем более что существовали неоспоримые, как он считал, доказательства его правоты. На шее под подбородком у Рави было странное родимое пятно извилистой формы длиной около 5 сантиметров, напоминающее след от ножевой раны.
В конце концов удалось установить, что 19 июля 1951 года, за 6 месяцев до рождения Рави, юный сын Джагешвара Прасада, местного парикмахера, был убит и обезглавлен.
Убийство совершили двое родственников Прасада. Они решили завладеть его собственностью и таким способом избавились от конкурента в лице его сына.
Когда Джагешвар Прасад узнал о странных утверждениях Рави, он решил посетить семью Шанкаров, чтобы услышать обо всем от него самого. Между ними состоялся длительный разговор, в ходе которого Рави признал Джагешвара своим прежним отцом. Он также сообщил ему такие подробности «своего» убийства, которые были известны только Джагешвару и полиции.
Потрясенный Джагешвар вынужден был признать, что у него нет причин не верить рассказу Рави и что, по-видимому, в этого юношу действительно вселилась душа его покойного сына…
Случается, что человек способен предвидеть, в ком из родственников он возродится вновь после своей смерти. Это подтверждает, например, история с Уильямом Джорджем младшим, родившимся на Аляске в 1950 году. Мать рожала его под наркозом и во время родов видела сон, который исследователи реинкарнации отнесли бы к категории «вещих»: ей явился покойный тесть, Уильям Джордж-старший, недавно погибший при аварии катера. Однажды он сказал своему сыну и невестке, что если все эти рассуждения про реинкарнацию имеют под собой хоть какую-либо почву, то после смерти он обязательно возродится в каком-нибудь из своих потомков. И при этом предсказал, что имеющиеся у него две отметины: на левом плече и на руке – обязательно окажутся на тех же самых местах на теле того потомка.
3
Уильям Джордж-старший погиб спустя несколько недель после того разговора. А когда еще через 9 месяцев родился Уильям Джордж-младший, то все увидели на его теле два пятнышка. Причем, на тех же самых местах, где они были у его деда.
Иногда предыдущего обладателя души новорожденного его будущая мать видит во сне. А «опознавательным знаком», подтверждающим такую преемственность, нередко является форма и расположение родимого пятна на теле младенца.
4
Ханумант Саксена родился в индийской деревне в 1955 году. Незадолго перед его зачатием мать увидела во сне человека по имени Маха Рам, жителя той же самой деревни, которого застрелили несколько недель тому назад, Ханумант появился на свет с большим пятном на груди, в том же самом месте, где была огнестрельная рана на теле Махи Рама. Едва научившись говорить, Ханумант сообщил, что он — Маха Рам, а впоследствии удивительно точно описывал людей и места, которые были известны покойному.
5
Алан Гэмбл появился на свет в 1945 году в канадской провинции Британская Колумбия. На основе «вещего сна» матери, предшествовавшего родам, и двух родимых пятен было установлено, что в него вселилась душа Уолтера Уилсона, близкого родственника, умершего от гангрены, возникшей после огнестрельного ранения левой руки. «3наки» на теле младенца находились как раз там, где вошла и вышла пуля, прострелившая руку Уилсона.
6
Ма Хтве Вин родом из Бирмы. Она родилась в 1973 году с глубокой кольцевой бороздой на левом бедре чуть выше колена. Родители терялись в догадках относительно причины такой травмы, пока девочка не научилась бегло говорить. Тогда Ма Хтве Вин сообщила ошеломленным родителям, что помнит свою предыдущую жизнь, когда она была мужчиной по имени У Нга Тан, которого варварским способом убили трое бандитов. Стремясь скрыть преступление, они крепко связали ноги своей жертвы так, чтобы они оказались согнутыми в коленях, и в таком виде бросили труп в колодец.
Бывает, что под влиянием гипноза люди вспоминают такие свои предыдущие воплощения, которые представляются уж вовсе невероятными. О таких случаях в беседе с корреспондентом журнала «UFO Magazine» рассказала в 1998 году дипломированный врач-гипнотерапевт Элен Биллингс, которая с 1991 года практикует в американском городе Милл-Валли (штат Калифорния). «Одна из моих клиенток страдала тяжелой формой бронхиальной астмы, являющейся преимущественно аллергическим заболеванием. Мы с ней решили попробовать отыскать причину этой аллергии в ее прошлом. Дважды я погружала ее в глубокую регрессию, она „побывала” в своей юности и в детстве, вплоть до младенческих лет, но там источника аллергии не нашлось.
На третий раз мы договорились, что попытаемся проникнуть в ближайшую из ее прошлых жизней. И вот она увидела себя внутри межзвездного корабля, на ней надет экзотического вида космический комбинезон, У нее белокурые волосы и золотистые глаза, Я спросила ее, действительно ли мы оказались в прошлом. Она подтвердила, Я спросила, является ли она жительницей Земли. Она ответила: „Нет”. Сейчас она – врач внеземной космической экспедиции, ее муж также член экипажа корабля. Внезапно на корабле возникает авария, он начинает разрушаться. Происходит разгерметизация отсека, она задыхается… Именно здесь и крылась причина астмы. С этого момента моя клиентка с каждым днем стала чувствовать себя лучше, а вскоре ее астма почти совсем прошла» Журналиста заинтересовало в этом эпизоде прошлое воплощение в инопланетянку нынешней земной женщины, и он спросил Элен, есть ли в ее практике и другие подобные случаи.
Вот что он услышал: «Двое из моих клиентов вспомнили, что каждый из них в одной из своих прошлых жизней принадлежал к расе разумных рептилий. Сейчас оба они — милые, приятные «человеческие существа». Один из них, назовем его Эйб, будучи в состоянии глубокой гипнотической регрессии, так описал свой внешний вид: «Мои ноги покрыты чешуей, имеют серо-зеленый цвет и оканчиваются двумя большими пальцами. Все мое тело похоже на тело пресмыкающегося. Но моя физиономия не выглядит как звериная морда, она скорее напоминает плоское человеческое лицо».
В ответ на вопрос, какие внутренние ощущения он испытывает, будучи в таком обличии, Эйб отвечал, что у него прекрасное настроение и что он очень счастливое существо. Его переполняет музыка, которую он может либо слушать, либо исполнять внутри себя, выбирая мелодии на свой вкус. Музыка и другие приятные звуки являются органической частью бытия подобных ему существ, из которых состоит окружающее его общество. Цель жизни этих существ – радоваться и доставлять радость другим.
Во время следующего сеанса регрессии Эйб сообщил, что ему трудно быть человеком, что жить среди людей очень тяжело. Наверное, предположил он. это происходит из-за утраты людьми «сердечности, чувства большой и бескорыстной любви к ближнему. Живя в человеческом воплощении, Эйб постоянно ощущает себя чужим среди людей. Он говорит, что чувствует себя нездешним, попавшим на Землю из какого-то иного мира».
В заключение беседы Элен Биллингс заметила, что Эйб – вовсе не исключение, у нее есть и другие пациенты, которые в состоянии гипнотической регрессии заявляют, что уверены в своем внеземном происхождении и предназначении, и что на Земле они находятся всего лишь «проездом».
7
Случай с Бишемом Чандом. Речь там идет о двух городах Филбехт и Барейли. Расстояние между двумя городами около пятидесяти километров. Это индийские города. И в семье Чандов – достаточно бедной семье родился мальчик Бишем Чанд. С самого детства он был возмущен вообще тем местом, в котором он родился. Бедная семья. Он в полтора года стал заявлять, что в его доме так не кормят, требовал роскошной еды, снимал хлопковую одежду, требовал шелковую. Когда ему исполнилось восемь лет, стали замечать, что исчезает бренди из серванта. Все были поражены, что происходит, пока кто-то в доме не поймал малыша, пьющего бренди. Он сказал, что бренди очень плохой, в его доме такой не употребляют. Иногда он лирично предлагал отцу завести себе, кроме мамы, кого-нибудь еще. Вот. И делал прочие подобные выходки, когда увидел часы отца, он сказал, что часы очень плохие, надо обратиться к его агенту мусульманину, он купит гораздо более хорошие часы. Но хотя поведение мальчика тревожило общественность, вышло несколько статей, а серьезным расследованием случаев никто не занимался. До тех пор, пока однажды мальчик не сказал: «Я помню, что у меня была женщина, ее звали Падма и когда я увидел ее с другим молодым человеком, я взял ружье и убил этого мерзавца».Местный прокурор, его звали Сахай, в другой транскрипции Сахэй. Он тут же заинтересовывается. Он говорит: «Убийство это надо расследовать». Он тратит свое драгоценное время и путешествует из Филбехта в Барейли. И вот здесь выясняется, что весь Барейли наслышан, наслышан о распутной разгульной жизни богача, сына богача из семьи Нарайян. Ну, Нарайян – это вообще имя богини плодородия, богатства. Это титул и фамилия богатых семей Индии. И как раз одним из ярких эпизодов было то, что у него была любовница Падма, и он застрелил другого её молодого человека, и семье с огромным трудом удалось замять этот скандал, используя деньги, связи. И как только мальчика привели в тот дом, он сразу показал, где что находилось и так же продемонстрировал искусство игры на таблах. Это такие барабанчики, на которых стучат, на них все-таки надо учиться играть, а он сразу это показал.
8
Женщина из Америки попала к нему как пациентка, он сам психиатр. И она, как пациентка проходила у него курс лечения, и он ввел её в состояние гипнотической регрессии, т.е. он ввел её в состояние гипноза, в состояние прошлого. И в этом состоянии прошлого она вдруг заговорила на каком-то таком необычном языке, который записали, потом продемонстрировали лингвистам. Выяснилось, что это какой-то шведский диалект, с которым она в этой жизни никак не была связана. Она никогда не была в Швеции, не изучала этого языка, ни каких родственников не было. Тем не менее, это был явно так сказать феномен, который как-то нужно было объяснить, и материального объяснения ему нет. Однако если мы примем такую идею, что есть живое существо душа, которая когда-то, жила, предположим, в этой Швеции знала этот язык, потом по закону реинкарнации, кармы, она получила следующее рождение в Америке. Теперь этот шведский язык ей не нужен, родители, окружающая среда, научили её новому английскому языку. Вот этот язык ушел у неё в подсознание, но при определенных обстоятельствах, она, при этой гипнотической регрессии этот вот опыт прошлого, может быть активизирован.
9
Другой пример, когда дочь одного бенгальского железнодорожника. Маленькая девочка, она играла со своей подушкой как будто это кукла и называла её Мину. Эту девочку звали Шукла, и она называла свою подушку Мину. Её спросили: «Почему ты так называешь свою подушку?», она говорит: «Так зовут мою дочь». Он говорит: «Какую дочь? Ты сама еще маленькая. Какая у тебя может быть дочь?». Она говорит: «В прошлой жизни у меня была дочь», и стала рассказывать про то, что она жила в таком городе Баам-Банпур. Стала описывать родственников, стала описывать, как звали её мужа и т.д.. Настолько всё это неясно она описывала, что решили провести проверку, так ли это. И когда съездили в этот город, выяснили что действительно, небольшой городок, и правда несколько лет назад, умерла женщина, у которой осталась, малолетняя дочка, по имени Мину. Вот и когда решили провести полный эксперимент, то эту девочку Шуклу решили привести в этот город, она там никогда не была. Она уверенно привела всех к этому дому, в котором она раньше жила, из нескольких десятков человек, такая как бы контрольная группа была. Она безошибочно узнала, своего мужа, его брата, брата своего мужа и естественно свою прошлую дочку. Теперь уже дочь была старше её самой, такая была удивительная встреча, и она даже показала, где у них в этом доме находятся фамильные драгоценности, шкатулка с фамильными драгоценностями. Т.е. этот опыт был таким совершенно ярким.
В конце 1950-х годов ХХ века психиатр Ян Стивенсон (1918-2007) из медицинского колледжа в Шарлотсвилле, Виргиния, занялся поиском ответов на вопрос о памяти прошлых существований. Он начал изучать отчеты о реинкарнации с использованием систематической научной процедуры.
Даже его критики не могли не признать тщательность, с которой контролировались им использовавшиеся методы, и сознавали, что любая критика его небесспорных открытий должна была бы следовать не менее строгому методу.
Результаты первоначальных исследований д-ра Стивенсона были опубликованы в 1960 году в Соединенных Штатах, а год спустя в Англии. Он внимательно изучил сотни случаев, где утверждалось о наличии воспоминаний о предыдущих рождениях. Протестировав эти примеры по своим научным критериям, он сократил число пригодных случаев всего до двадцати восьми.
Но у этих случаев имелся ряд общих сильных черт: все субъекты помнили, что были определенными людьми и проживали в определенных местах задолго до своего рождения. К тому же факты, которые они предъявляли, могли быть непосредственно подтверждены или опровергнуты путем независимой экспертизы.
Один из сообщаемых им случаев касался юного японского мальчика, который с очень раннего возраста настойчиво утверждал, что прежде он был мальчиком по имени Тодзо, чей отец, фермер, жил в деревушке Ходокубо.
Мальчик объяснял, что в предыдущей жизни, когда он — в качестве Тодзо — был еще маленьким, его отец умер; вскоре после этого его мать снова вышла замуж. Однако всего через год после этой свадьбы Тодзо тоже умер — от оспы. Ему было всего шесть лет.
Вдобавок к этой информации мальчик дал подробное описание дома, в котором жил Тодзо, внешности его родителей и даже его похорон. Создавалось впечатление, что речь шла о подлинных воспоминаниях из прошлой жизни.
Чтобы проверить его утверждения, мальчика привезли в деревню Ходокубо. Обнаружилось, что его прежние родители и другие упомянутые люди, несомненно, жили здесь в прошлом. К тому же деревня, в которой он никогда раньше не был, ему была явно знакома.
Без какой-либо помощи он привел своих спутников в свой бывший дом. Оказавшись на месте, он обратил их внимание на магазин, которого, по его словам, не существовало в его предыдущей жизни. Подобным же образом он указал на дерево, которое было ему незнакомо и которое, очевидно, выросло с тех пор.
Проведенное расследование быстро подтвердило, что оба эти утверждения соответствовали действительности. Его свидетельства до посещения Ходокубо составили общим счетом шестнадцать четких и конкретных заявлений, которые можно было проверить. Когда их проверили, все они оказались правильными.
В своей работе д-р Стивенсон особенно подчеркивал свое высокое доверие к свидетельствам детей. Он считал, что они не только гораздо менее подвержены сознательным или неосознанным иллюзиям, но и вряд ли могли прочитать или услышать о событиях в прошлом, которые они описывают.
Стивенсон продолжил свои исследования и в 1966 году опубликовал первое издание своей авторитетной книги «Двадцать случаев, которые свидетельствуют о реинкарнации». К этому времени он лично уже изучил почти 600 случаев, которые лучше всего, казалось, объяснялись реинкарнацией.
Восемь лет спустя он выпустил второе издание этой книги; к тому времени общее число изученных случаев выросло вдвое и составило примерно 1200. Среди них он нашел такие, которые, по его мнению, «не просто внушают мысль о реинкарнации; они, похоже, дают весомые свидетельства в ее пользу».
Случай Имада Элавара
Д-р Стивенсон услышал о случае воспоминаний о прошлых жизнях у одного мальчика, Имада Элавара, проживавшего в небольшой ливанской деревушке в районе поселений друзов (религиозная секта в горных районах Ливана и Сирии).
Хотя и считается, что друзы находятся в рамках исламского влияния, они на самом деле имеют большое число очень разных верований, одним из которых является вера в реинкарнацию. Возможно, как результат этого в общине друзов отмечаются многочисленные случаи воспоминаний о прошлых существованиях.
До того как Имад достиг двухлетнего возраста, он уже начал говорить о предыдущей жизни, которую он провел в другой деревушке, под названием Хриби, также поселении друзов, где, по его утверждению, был членом семьи Бухамзи. Он часто упрашивал родителей свозить его туда. Но его отец отказывался и считал, что он фантазирует. Мальчик скоро научился избегать говорить на эту тему в присутствии отца.
Имад сделал целый ряд заявлений о своей прошлой жизни. Он упоминал красивую женщину по имени Джамиле, которую он очень любил. Говорил о своей жизни в Хриби, о том удовольствии, которое испытывал, охотясь со своей собакой, о своей двустволке и своей винтовке, которые, поскольку он не имел права их хранить, ему приходилось прятать.
Он описал, что у него была маленькая желтая машина и что он пользовался и другими машинами, которые были у семьи. Он также упомянул о том, что был очевидцем дорожного происшествия, во время которого на его двоюродного брата наехал грузовик, нанеся ему такие увечья, что тот вскоре умер.
Когда в конце концов было проведено расследование, оказалось, что все эти утверждения были достоверны.
Весной 1964 года д-р Стивенсон совершил первую из нескольких поездок в этот горный регион, чтобы поговорить с юным Имадом, которому в ту пору было пять лет.
Прежде чем посетить «родную» деревню, Имад высказал в общем итоге сорок семь четких и определенных утверждений относительно своей предыдущей жизни. Д-р Стивенсон желал самолично проверить достоверность каждого, а потому решил как можно скорее свозить Имада в селение Хриби.
Уже через несколько дней это оказалось возможно; они вместе отправились за двадцать миль в деревню по дороге, по которой редко кто ездил и которая то и дело петляла в горах. Как и на большей части территории Ливана, оба селения имели хорошее сообщение со столицей, Бейрутом, находящимся на побережье, но между самими селениями, из-за плохой дороги, проходившей по пересеченной местности, не было никакого регулярного движения транспорта.
Приехав в селение, Имад сделал еще шестнадцать заявлений на месте: он высказался неопределенно в одном, ошибся в другом, но оказался прав в остальных четырнадцати. А из этих четырнадцати заявлений двенадцать касались очень личных происшествий или комментариев по поводу его предыдущей жизни. Весьма маловероятно, чтобы эти сведения могли быть получены не от семьи, а из какого-то другого источника.
Несмотря на то что Имад так и не назвал имя, которое он носил в своей предыдущей жизни, единственной фигурой в семействе Бухамзи, которой соответствовали — и соответствовали весьма точно — эти сведения, был один из сыновей, Ибрагим, умерший от туберкулеза в сентябре 1949 года. Он был близким другом двоюродного брата, который погиб при наезде на него грузовика в 1943 году. Он также любил красивую женщину Джамиле, которая уехала из селения после его смерти.
Находясь в деревне, Имад припомнил еще некоторые подробности своей прежней жизни в качестве члена семьи Бухамзи, впечатляющие как своим характером, так и своей достоверностью. Так, он правильно указал, где он, в бытность Ибрагимом Бухамзи, держал свою собаку и как она была привязана. И то, и другое не являлось очевидным ответом.
Он также правильно идентифицировал «свою» постель и описал, как она выглядела в прошлом. Также он показал, где Ибрагим хранил свое оружие. Кроме того, он сам узнал и правильно назвал по имени сестру Ибрагима, Худу. Он также без подсказок узнал и назвал брата, когда ему была показана фотографическая карточка.
Убедителен был диалог, который произошел у него с «его» сестрой Худой. Она спросила Имада: «Ты что-то сказал, перед тем как умереть. Что это было?» Имад ответил: «Худа, позови Фуада». Это было действительно так: Фуад незадолго до этого вышел, а Ибрагим захотел снова его увидеть, но почти сразу же умер.
Если между юным Имадом и пожилой Худой Бухамзи не было тайного сговора — а это казалось почти невозможным, если учесть внимательное наблюдение со стороны д-ра Стивенсона, — то трудно представить себе какой-либо иной способ, как Имад мог узнать об этих последних словах умирающего, кроме одного: что Имад и в самом деле был реинкарнацией покойного Ибрагима Бухамзи.
В действительности этот случай даже более весом: из сорока семи утверждений, высказанных Имадом о своей прошлой жизни, только три оказались ошибочными. От такого рода свидетельств трудно отмахнуться.
Можно было бы возразить, что этот случай имел место в обществе, в котором культивируется вера в реинкарнацию, а потому, как можно было бы ожидать, поощряются фантазии незрелых умов в этом направлении.
Понимая это, д-р Стивенсон сообщает об отмеченном им любопытном моменте: реминисценции о прошлых жизнях встречаются не только в тех культурах, в которых реинкарнация признается, но и в тех, где она не признается — или, во всяком случае, не признается официально.
Он, к примеру, расследовал около тридцати пяти случаев в Соединенных Штатах; такие же случаи имеются в Канаде и Великобритании. К тому же, как он указывает, такие случаи встречаются и в Индии в среде мусульманских семей, которые никогда не признавали реинкарнацию.
Едва ли нужно подчеркивать, что это исследование имеет довольно важные последствия для научных и медицинских знаний о жизни. Тем не менее, каким бы очевидным ни казалось это утверждение, его будут категорически отрицать во многих кругах.
Реинкарнация составляет прямой вызов современным положениям о том, что являет собой человек, — положениям, исключающим все, что нельзя взвесить, измерить, разъять или выделить в чашке Петри или на предметном стекле микроскопа.
Д-р Стивенсон как-то сказал телевизионному продюсеру Джефри Иверсону:
«Науке следует уделять гораздо больше внимания имеющимся у нас данным, указывающим на жизнь после смерти. Свидетельства эти впечатляющи и происходят из разных источников, если посмотреть честно и беспристрастно.
Господствующая теория утверждает, что когда умирает ваш мозг, то погибает и ваше сознание, ваша душа. В это так свято верят, что ученые перестают видеть, что это всего лишь гипотетическое предположение и нет никакой причины, почему бы сознание не должно было пережить смерть мозга».