Я принесу пользу своему отечеству
ЭССЕ:
ЧЕМ Я МОГУ БЫТЬ ПОЛЕЗЕН ОТЕЧЕСТВУ?
Автор Молгачева Альбина
Учитель Борисова Ирина Александровна
Образовательная организация МБОУ СОШ № 83
Класс 9 а
Муниципальное образование: г. Ульяновск, Заволжский район.
2015 год.
Итак, что же значит: “Чем я могу быть полезен Отечеству?” По-моему, это довольно интересная тема, и мне пришлось изрядно подумать, прежде чем приступить к написанию. Думаю, стоит начать с объяснения того, что же такое Отчество. Я понимаю это слово так: Отечество – это родина предков, которая является родным «домом». Порывшись в различных источниках, я выбрала более точное и подходящее, по моему мнению, определение: “Отечество, отчизна — родная страна. Понятие отечество обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм)”. И меня поразило это сочетание – патриотизм и польза. Я раньше думала, что патриотизм не может предлагать думать о пользе чего-либо. Но, поразмыслив, я поняла, что это именно так. Ведь любовь к Родине предполагает заботу о ней, а забота немыслима без полезных действий.
Уже в XVIII веке многие писатели размышляли о пользе, которую надо приносить Отечеству. И их труды принесли славу России. Я процитирую отрывок статьи, найденной в Интернете: «И интересно, что еще в середине XVIII века в речи при открытии Московского университета его первый профессор Н. Н. Поповский, как и книжник XVII века, как и В. Н. Татищев, подчеркивал необходимость выработки русского научного мышления и языка: «Нет такой мысли, кою бы по-российски изъяснить было невозможно». И всем этим, можно сказать, пиршеством познания и созидания, радостью творения нового правила в XVIII столетии одна только идея — принесение «пользы Отечеству». Ясно, что содержание понятия «польза Отечеству» каждый видел по-своему». В. Н. Татищев размышлял над проблемами прежде всего общественного развития, ставил ряд новых проблем исторического, политического, философского, экономического характера. М. В. Ломоносов развивал отечественное естествознание, а также и, наряду, с В. К. Тредиаковским, А. Д. Кантемиром, а затем Н. М. Карамзиным, Г. Р. Державиным и другими — отечественную словесность. Ученики и последователи Ломоносова продолжали думать и работать над самостоятельной российской наукой. Немало прошло с тех пор времени, но и сегодня мы размышляем над тем, как принести пользу Отечеству. Нет такого общественного деятеля, который не ломал голову над этим вопросом.
Но что же значит – служить Родине, Отечеству? По-моему, это абстрактное понятие, и каждый вкладывает в него своё понимание.
Я же считаю, что можно быть полезным Отечеству, просто-напросто бескорыстно помогая людям, действительно нуждающимся в чьей-то помощи, поддержке и понимании, спасая бездомных животных; работая на благо общества, страны или же просто героически служить Родине.
Вот, например, помогая старым, немощным и больным людям, мы, таким образом, оказываем поддержку Отечеству, ведь эти люди живут рядом с нами, на нашей Родине, и мы должны относиться к ним так, как относимся к своей семье. Но помогать людям можно по-разному, кому-то нужна моральная поддержка, а кто-то нуждается в материальной помощи. Так же помогая животным и проявляя к ним милосердие, мы достойно и с честью проживём свою жизнь на Родине, ведь и животные являются частью нашего Отечества и имеют полное право спокойно жить на Планете. Как я уже говорила ранее, человек может быть полезен Отечеству, работая на благо общества и страны. Например, помогая делать окружающую среду чище, люди спасают Отчизну от загрязнения, а это является отличной помощью. А если человек бескорыстно готов служить и защищать Отчество, то он всецело считается частью Родины.
Признаюсь честно, тема этого сочинения показалась мне трудной, и мне кажется, что я не до конца ее раскрыла . Но я с уверенностью могу сказать, что каждый может быть полезен Отечеству, просто-напросто делая что-то хорошее.
Илья Енин · 6 октября 2019
4,4 K
Критический взгляд на любую проблему
В первую очередь, забудь про себя, здесь ты лично для себя ничего получить не можешь, да и не должен по изначальной задумке. Государство ввело обязательную службу в армии для ознакомления бойца с правилами ведения боевых действий на случай войны. Уже сам этот факт должен быть для противника беспокойством, и ограничительной мерой. Само наличие резервов армейских подразделений делает невозможным некоторые стратегии ведения войны. За время несения временной службы солдат получает базовые знания, о военных структурах, и иерархиях подчинения. Что бы на случай опять же войны боец мог встать под ружье и стрелять не в себя а в сторону врага, и подчинятся приказам, даже если они звучат абсурдно и вам не нравиться. Так же вас ознакомят с военной техникой, и инструментами для полноценной войны. Противогазы, хим защита, радиационная безопасность, и.т.д. В узко специализированных войсках вас будут использовать как средство обеспечения работоспособности, на время несения службы. Это и так лежит на поверхности и видно не вооружённым взглядом. Другие преимущества несения временной службы, вы можете выбрать армейскую профессию пройдя базовый курс. Вам не нужно будет идти в университет и учится на профессию которой возможно вы не сможете воспользоваться. Для кого то служба в армии есть попытка научится самостоятельности, оторвавшись от мамкиной титьки. Для кого то это прозябание и потеря времени, вряд ли вы к таким относитесь. Подобные люди все равно оказываются в военных структурах и работают на ВПК, гражданские специалисты как их называют. Правда такие люди более ограничены даже в передвижениях чем отслужившие и имеющие звания. Ну а если вы серьезно задаетесь этим вопросом зайдите в любой военкомат и почитайте информацию, то что я изложил скомкано, там же вы можете получить обширный ответ на свой вопрос.
Ad cogitandum et agendum homo natus est
Служба в армии нужна, чтобы молодой мужчина имел представление о дисциплине (координации движений при военных действиях) и для изучения вооружения: умение использования оружия, его обслуживание и безопасность при обращения с ним.
При всеобщей военной мобилизации мужчина должен знать каким образом и с помощью каких средств обеспечить безопасность своей семье и своей стран… Читать далее
1. РОССИЯ — МИРНОЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОЦИА-ЛИСТИЧЕСКОЕ = СОЦИАЛЬНОЕ государство. Но военные силы России готовы… Читать дальше
Девушки, как вы относитесь к парням, которые не служили в армии? Которые против службы?
Факт службы и отношение к службе не являются для меня что-либо определяющими параметрами. В системе ценностей моих родителей, к примеру, в армию идет тот лоботряс, кого выперли из вуза (у них есть какой-то там пример среди далекой родни). В системе ценностей моего экс-бойфренда в армию идет идиот, который не смог договориться в военкомате, чтобы его дело под шкаф подложили, чтоб тот не шатался.
Я лично первые несколько курсов видела ежегодную пачку развеселых передорослей с Подготовительного Отделения, которые за то, что отслужили, получали при поступлении какие-то бонусы и возможность год быть студентом подготовительного. обычно после первой сессии их просто отчисляли – с программой они не справлялись, много бухали и дрались (спасибо, девушек не трогали практически). Дебилизация армией как бы практически не вызывала сомнений.
Прочитать ещё 2 ответа
Какое отношение у Яблока к армии? Нужна ли нам в 21 веке срочная служба? Какие вы бы провели реформы в этой сфере?
председатель партии «Яблоко»
Армия это очень важный институт в любом государстве, обеспечивающий его безопасность. Вопрос в том, какой должна быть армия в современном обществе.
Мы считаем, что она должна быть профессиональной, только тогда можно сделать современную, эффективную, боеспособную, мобильную армию. Та ситуация, которая у нас сейчас — она, конечно, очень подвижна, но где-то на данный момент соотношение 70/30 профессиональный состав и призывники, мы считаем, что такое сочетание крайне неэффективно и нужно скорейшим образом двигаться в сторону формирования армии исключительно на профессиональной основе. Сейчас ее численность составляет 1 100 000 человек, мы считаем, что при формировании ее на профессиональной основе можно ограничиться 700–800 тысяч человек, они должны быть очень хорошо обучены, иметь хорошее оснащение и именно за счет сокращения расходов на ежегодные призывы (а это требует очень больших расходов), можно увеличивать и денежное довольствие военнослужащих, и улучшать условия службы профессиональных военных
Прочитать ещё 2 ответа
Лучше контрактная армия или армия по милиционному принципу (как в Швейцарии) для России?
dreamfreedom.ru t.me/politdela
Не очень понятно значение термина “милиционный”. Насколько мне известно, у швейцарцев смешанный вариант комплектования вооружённых сил, сочетающий и контракт, и призыв.
Как бы там ни было, наиболее целесообразным представляется контрактный принцип по следущим соображениям:
- получается профессиональная армия постоянной боевой готовности, которая последовательно накапливает регулярно меняющийся практический опыт тактического искусства и применения всё время усложняющихся вооружений и техники в сержантско-офицерском звене. Отслужившие год (да хоть 2 или 3 года) призывники к новой технике и новому оружию в случае будущей войны будт малопригодны и будут заново обучаться наравне с новыми призывниками. Их год в нынешнем варианте – это впустую потраченное личное и общественное время, тем более, что по большей части они сейчас в армии занимаются мало чем другим, кроме как строевой подготовкой, т.е. учатся маршировать на парадах. И кому это надо?
Развитие вооружённых сил, военного дела, военной техники и оружия требуют специальных знаний и навыков, специальной и постоянной подготовки. Регулярные вооружённые силы эволюционируют в силы спецназа, когда важны не общая численность войск, а индивидуальные способности и боевые возможности каждого бойца. Имея высокую физическую подготовку и выносливость, обладая специальной защитой и вооружённый высокоточным оружием, каждый боец должен представлять собой сильную огневую точку с высокой поражающей способностью. В этом случае армия в 200-300 тыс. чел. будет равнозначна по своим возможностям нынешней армии в 1-1,5 миллиона. С призывниками ничего этого не получить;
даже отвлечение на год (всё лучше, чем на 2) из гражданской жизни молодого парня, у которого самое время формировать профессиональные знания и навыки для будущей работы, губительно сказывается на профессиональной подготовке такого молодого человека – многие знания забываются, к ВУЗу надо заново готовиться, на что уже нет сил, времени и желания. Военное руководство, судя по всему, до сих пор не понимает, что призывом рубит сук, на котором сидит армия. Вся эта молодёжь должна потратить год призыва на то, чтобы стать профессионалами, в т.ч. в программировании, в иностранных языках, в инженерном деле, в других науках и ремёслах. Армия испытывает растущую нехватку таких профессионалов, но сама же способствует формированию этого дефицита;
армии надо не плесневеть на призыве, а учиться конкурировать за кадры, привлекать их не только нормальной зарплатой, но и нормальными, современными условиями службы и быта. В военных условиях всегда мордой в грязь ляжешь ради того, чтобы выжить, и без душа с туалетной бумагой обойдёшься, но в невоенных условиях современный человек должен жить современно и понимать те ценности, материальные и духовные, которые он призван защищать.
Надо гнать из армии все эти тупые и пузатые рожи, которые на родном языке двух слов связать не могут, только мычат и матерятся да напиваются по любому поводу. Нужно делать ставку на образованный офицерский состав, способный действовать самостоятельно и инициативно, а также на физически развитых ребят, которым будет интересно служить, а не по подворотням ошиваться.
Прочитать ещё 3 ответа
Как функционировала армия античности и Cредневековья? Как набирали людей? Как понимали кому платить?
Пролетарий умственного труда.
Вики вам в помощь. очень всеобщемлющий вопрос, мил человек.
тут даже непонятно с чего браться.
могу сказать очень коротко – в античности практически не существовало профессиоанльной армии, как и в средневековье.
Т.е. практически отсутствовали солдаты.
не было людей, которым бы платили за то, что они именно воют и больше ничего.
Исключение бывали но это редкость. одно из самых ярких и знаменитых – это уже расцвет римской империи, где армия стала профессинальной, в солдаты шли служить а не набирались ” когда гром грянул” служили определённый срок, получали жалование, награду и так далее.
В Ну.. пожалуй ещё можно вспомнить наёмников. они может и не имеют эээ государственности, но это всё таки солдаты.
В средневековье были распространены ( ибо держать постоянную армию было дорого) а наёмники получали определённую плату, сражались за того с кем заключали контракт и в целом, были профессионалами ( ещё бы, ведь они зарабатывали на жизнь тем, что воевали и более того, выживали в войнах).
Кто служил в 2019, 2018, 2017, что Вам дала эта армия? Стоит париться?
Стоит париться, чтобы не служить, ибо это год потраченный впустую. Ничему дельному срочника не научат, а вот, как быть стадом – научат прекрасно. Срочная служба в РФ это узаконенное рабство под предлогом надуманных высших целей по типу: “долг родине”, патриотизм”,” школа жизни” и тому подобное. В действительности же, Вы научитесь быть таким, как все, иначе коллектив Вас съест. Да, да, несмотря на то, что согласно Дисциплинарному Уставу коллективная ответственность за проступок одного из членов коллектива запрещена, это одна из самых применяемых практик воздействия на солдат срочной службы, ведь, если наказать целое отделение/взвод /роту за то, что косякнул/посмел высказать свле мнение один индивидум, то весь коллектив будет сам осаживать инакомыслящих из страха, что накажут за него всех. А командиру легче управлять таким подразделением.
Вы сможете понять понятия: парадокс, нонсенс, двойные стандарты, презумпция виновности и многие другие схожие, в полной мере и на своей шкуре. Ничем полезным, в нормальном смысле этого слова, Вы заниматься не будете. По сути, все Ваши занятия сведутся к трём вещам – наведению порядка, несению службы в составе суточного наряда и строевой подготовке, впрочем, с некоторыми отклонениями с учётом конкретного места службы.
Но это касается Вас только в том случае, если ваш интеллект и стремления в жизни на уровне никак не ниже “верхушки середняка”. В противном случае, на нормальную работу без военного билета Вам не устроиться.
П. С. если Вы не относитесь к выше написанному мной уровню, то Вам служба в армии даже рекомендована.
Любовь к отечеству может быть физическая, моральная и политическая.
Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества. В свете нет ничего милее жизни; она есть первое счастие, – а начало всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть. Так нежные любовники и друзья освящают в памяти первый день любви и дружбы своей. Лапланец, рожденный почти в гробе природы, несмотря на то, любит хладный мрак земли своей. Переселите его в счастливую Италию: он взором и сердцем будет обращаться к северу, подобно магниту; яркое сияние солнца не произведет таких сладких чувств в его душе, как день сумрачный, как свист бури, как падение снега: они напоминают ему отечество! – Самое расположение нерв, образованных в человеке по климату, привязывает нас к родине. Недаром медики советуют иногда больным лечиться ее воздухом; недаром житель Гельвеции, удаленный от снежных гор своих, сохнет и впадает в меланхолию; а возвращаясь в дикий Унтервальден, в суровый Гларис, оживает. Всякое растение имеет более силы в своем климате: закон природы и для человека не изменяется. – Не говорю, чтобы естественные красоты и выгоды отчизны не имели никакого влияния на общую любовь к ней: некоторые земли, обогащенные природою, могут быть тем милее своим жителям; говорю только, что сии красоты и выгоды не бывают главным основанием физической привязанности людей к отечеству: ибо она не была бы тогда общею.
С кем мы росли и живем, к тем привыкаем. Душа их сообразуется с нашею; делается некоторым ее зеркалом; служит предметом или средством наших нравственных удовольствий и обращается в предмет склонности для сердца. Сия любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем, есть вторая, или моральная, любовь к отечеству, столь же общая, как и первая, местная или физическая, но действующая в некоторых летах сильнее: ибо время утверждает привычку. Надобно видеть двух единоземцев, которые в чужой земле находят друг друга: о каким удовольствием они обнимаются и спешат изливать душу в искренних разговорах! Они видятся в первый раз, но уже знакомы и дружны, утверждая личную связь свою какими-нибудь общими связями отечества! Им кажется, что они, говоря даже иностранным языком, лучше разумеют друг друга, нежели прочих: ибо в характере единоземцев есть всегда некоторое сходство, и жители одного государства образуют всегда, так сказать, электрическую цепь, передающую им одно впечатление посредством самых отдаленных колец или звеньев. – На берегах прекраснейшего в мире озера, служащего зеркалом богатой натуре, случилось мне встретить голландского патриота, который, по ненависти к штатгальтеру и оранистам, выехал из отечества и поселился в Швейцарии, между Ниона и Роля, У него был прекрасный домик, физический кабинет, библиотека; сидя под окном, он видел перед собою великолепнейшую картину природы. Ходя мимо домика, я завидовал хозяину, не знав его; познакомился с ним в Женеве и сказал ему о том. Ответ голландского флегматика удивил меня своею живостию: “Никто не может быть счастлив вне своего отечества, где сердце его выучилось разуметь людей и образовало свои любимые привычки. Никаким народом нельзя заменить сограждан. Я живу не с теми, с кем жил 40 лет, я живу не так, как жил 40 лет: трудно приучать себя к новостям, и мне скучно!”
Но физическая и моральная привязанность к отечеству, действие натуры и свойств человека не составляют еще той великой добродетели, которою славились греки и римляне. Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения – и потому не все люди имеют его.
Самая лучшая философия есть та, которая основывает должности человека на его счастии. Она скажет нам, что мы должны любить пользу отечества, ибо с нею неразрывна наша собственная; что его просвещение окружает нас самих многими удовольствиями в жизни; что его тишина и добродетели служат щитом семейственных наслаждений; что слава его есть наша слава; и если оскорбительно человеку называться сыном презренного отца, то не менее оскорбительно и гражданину называться сыном презренного отечества. Таким образом, любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие – гордость народную, которая служит опорою патриотизма. Так, греки и римляне считали себя первыми народами, а всех других – варварами; так, англичане, которые в новейшие времена более других славятся патриотизмом, более других о себе мечтают.
Я не смею думать, чтобы у нас в России было но много патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, – а смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут,
Не говорю, чтобы любовь к отечеству долженствовала ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всем лучше; но русский должен по крайней мере знать цену свою. Согласимся, что некоторые народы вообще нас просвещеннее: ибо обстоятельства были для них счастливее; но почувствуем же и все благодеяния судьбы в рассуждении народа российского; станем смело наряду с другими, скажем ясно имя свое и повторим его с благородною гордостию.
Мы не имеем нужды прибегать к басням и выдумкам, подобно грекам и римлянам, чтобы возвысить наше происхождение: слава была колыбелию народа русского, а победа – вестницею бытия его. Римская империя узнала, что есть славяне, ибо они пришли и разбили ее легионы. Историки византийские говорят о наших предках как о чудесных людях, которым ничто не могло противиться и которые отличались от других северных народов не только своею храбростию, но и каким-то рыцарским добродушием. Герои наши в девятом веке играли и забавлялись ужасом тогдашней новой столицы мира: им надлежало только явиться под стенами Константинополя, чтобы взять дань с царей греческих. В первом-надесять веке русские, всегда превосходные храбростию, не уступали другим европейским народам и в просвещении, имея по религии тесную связь с Царем-градом, который делился с нами плодами учености; и во время Ярослава были переведены на славянский язык многие греческие книги. К чести твердого русского характера служит то, что Константинополь никогда не мог присвоить себе политического влияния на отечество наше. Князья любили разум и знание греков, но всегда готовы были оружием наказать их за малейшие знаки дерзости.
Разделение России на многие владения и несогласие князей приготовили торжество Чингисхановых потомков и наши долговременные бедствия. Великие люди и великие народы подвержены ударам рока, но и в самом несчастии являют свое величие. Так Россия, терзаемая лютым врагом, гибла со славою: целые города предпочитали верное истребление стыду рабства. Жители Владимира, Чернигова, Киева принесли себя в жертву народной гордости и тем спасли имя русских от поношения. Историк, утомленный сими несчастными временами, как ужасною бесплодною пустынею, отдыхает на могилах и находит отраду в том, чтобы оплакивать смерть многих достойных сынов отечества.
Но какой народ в Европе может похвалиться лучшею судьбою? Который из них не был в узах несколько раз? По крайней мере завоеватели наши устрашали восток и запад. Тамерлан, сидя на троне самаркандском, воображал себя царем мира.
И какой народ так славно разорвал свои цепи? Так славно отметил врагам свирепым? Надлежало только быть на престоле решительному, смелому государю: народная сила и храбрость, после некоторого усыпления, громом и молниею возвестили свое пробуждение.
Время самозванцев представляет опять горестную картину мятежа; но скоро любовь к отечеству воспламеняет сердца – граждане, земледельцы требуют военачальника, и Пожарский, ознаменованный славными ранами, встает с одра болезни. Добродетельный Минин служит примером; и кто не может отдать жизни отечеству, отдает ему все, что имеет… Древняя и новая история народов не представляет нам ничего трогательнее сего общего геройского патриотизма. В царствование Александра позволено желать русскому сердцу, чтобы какой-нибудь достойный монумент, сооруженный в Нижнем Новегороде (где раздался первый глас любви к отечеству), обновил в нашей памяти славную эпоху русской истории. Такие монументы возвышают дух народа. Скромный монарх не запретил бы нам сказать в надписи, что сей памятник сооружен в его счастливое время.
Петр Великий, соединив нас с Европою и показав нам выгоды просвещения, ненадолго унизил народную гордость русских. Мы взглянули, так сказать, на Европу и одним взором присвоили себе плоды долговременных трудов ее. Едва великий государь сказал нашим воинам, как надобно владеть новым оружием, они, взявшего, летели сражаться с первою европейскою армиею. Явились генералы, ныне ученики, завтра примеры для учителей. Скоро другие могли и должны были перенимать у нас; мы показали, как бьют шведов, турков – и, наконец, французов. Сии славные республиканцы, которые еще лучше говорят, нежели сражаются, и так часто твердят о своих ужасных штыках, бежали в Италии от первого взмаха штыков русских. Зная, что мы храбрее многих, не знаем еще, кто нас храбрее. Мужество есть великое свойство души; народ, им отличенный, должен гордиться собою.
В военном искусстве мы успели более, нежели в других, оттого, что им более занимались, как нужнейшим для утверждения государственного бытия нашего; однако ж не одними лаврами можем хвалиться. Наши гражданские учреждения мудростию своею равняются с учреждениями других государств, которые несколько веков просвещаются. Наша людскость, тон общества, вкус в жизни удивляют иностранцев, приезжающих в Россию с ложным понятием о народе, который в начале осьмого-надесять века считался варварским.
Завистники русских говорят, что мы имеем только в высшей степени переимчивость; но разве она не есть знак превосходного образования души? Сказывают, что учители Лейбница находили в нем также одну переимчивость.
В науках мы стоим еще позади других для того – и для того единственно, что менее других занимаемся ими и что ученое состояние не имеет у нас такой обширной сферы, как, например, в Германии, Англии и проч. Если бы наши молодые дворяне, учась, могли доучиваться и посвящать себя наукам, то мы имели бы уже своих Линнеев, Галлеров, Боннетов. Успехи литературы нашей (которая требует менее учености, но, смею сказать, еще более разума, нежели, собственно, так называемые науки) доказывают великую способность русских. Давно ли знаем, что такое слог в стихах и прозе? И можем в некоторых частях уже равняться с иностранцами. У французов еще в шестом-надесять веке философствовал и писал Монтань: чудно ли, что они вообще пишут лучше нас? Не чудно ли, напротив того, что некоторые наши произведения могут стоять наряду с их лучшими как в живописи мыслей, так и в оттенках слога? Будем только справедливы, любезные сограждане, и почувствуем цену собственного. Мы никогда не будем умны чужим умом и славны чужою славою: французские, английские авторы могут обойтись без нашей похвалы; но русским нужно по крайней мере внимание русских. Расположение души моей, слава богу! совсем противно сатирическому и бранному духу; но я осмелюсь попенять многим из наших любителей чтения, которые, зная лучше парижских жителей все произведения французской литературы, не хотят и взглянуть на русскую книгу. Того ли они желают, чтобы иностранцы уведомляли их о русских талантах? Пусть же читают французский и немецкие критические журналы, которые отдают справедливость нашим дарованиям, судя по некоторым переводам {Таким образом, самый худой французский перевод Ломоносова од и разных мест из Сумарокова заслужил внимание и похвалу иностранных журналистов.}. Кому не будет обидно походить на Даламбертову мамку, которая, живучи с ним, к изумлению своему услышала от других, что он умный человек? Некоторые извиняются худым знанием русского языка: это извинение хуже самой вины. Оставим нашим любезным светским дамам утверждать, что русский язык груб и неприятен; что charmant и seduisant, expansion и vapeurs {Прелестный, обольстительный, излияние, воспарения (франц.). – Ред.} не могут быть на нем выражены; и что, одним словом, не стоит труда знать его. Кто смеет доказывать дамам, что они ошибаются? Но мужчины не имеют такого любезного права судить ложно. Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой, живописной поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности. Он богатее гармониею, нежели французский; способнее для излияния души в тонах; представляет более аналогических слов, то есть сообразных с выражаемым действием: выгода, которую имеют одни коренные языки! Беда наша, что мы все хотим говорить по-французски и не думаем трудиться над обработыванием собственного языка: мудрено ли, что не умеем изъяснять им некоторых тонкостей в разговоре? Один иностранный министр сказал при мне, что “язык наш должен быть весьма темен, ибо русские, говоря им, по его замечанию, не разумеют друг друга и тотчас должны прибегать к французскому”. Не мы ли сами подаем повод к таким нелепым заключениям? – Язык важен для патриота; и я люблю англичан за то, что они лучше хотят свистать и шипеть по-английски с самыми нежными любовницами своими, нежели говорить чужим языком, известным почти всякому из них.
Есть всему предел и мера: как человек, так и народ начинает всегда подражанием; но должен со временем быть сам собою, чтобы сказать: “Я существую морально!” Теперь мы уже имеем столько знаний и вкуса в жизни, что могли бы жить, не спрашивая: как живут в Париже и в Лондоне? Что там носят, в чем ездят и как убирают домы? Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках, оскорбительные для народной гордости. Хорошо и должно учиться; но горе и человеку и народу, который будет всегдашним учеником!
До сего времени Россия беспрестанно возвышалась как в политическом, так и в моральном смысле. Можно сказать, что Европа год от году нас более уважает, – и мы еще в средине нашего славного течения! Наблюдатель везде видит новые отрасли и развития; видит много плодов, но еще более цвета. Символ наш есть пылкий юноша: сердце его, полное жизни, любит деятельность; девиз его есть: труды и надежда! – Победы очистили нам путь ко благоденствию; слава есть право на счастие.
Примечания
Впервые опубликовано в “Вестнике Европы”, 1802, N 4.
Стр. 283. Римская империя узнала, что есть славяне, ибо они пришли и разбили ее легионы. – Ссылаясь на летописи византийские, Карамзин в “Истории государства Российского” сообщал, что “со времен Юстиниановых, с 527 году… начинают славяне действовать против Империи… Ни сарматы, ни готфы, ни самые гуны не были для империи ужаснее славян. Иллирия, Фракия, Греция, Херсонес – все страны от залива Ионического до Константинополя были их жертвою. Ни легионы римские, почти всегда обращаемые в бегство, ни великая стена Анастасиева, сооруженная для защиты Цареграда от варваров, не могли удерживать славян, храбрых и жестоких” (т, I, стр. 20-21).
Стр. 284-285. Сии славные республиканцы… бежали в Италии от первого взмаха штыков русских. – Речь идет о разгроме французских войск в Италии в мае и июне 1799 года. Русской армией командовал Суворов.
#РОВС #историяРоссии #Карамзин #Россия #патриотизм #ПетрI