Извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека

…вилизаций» в XXIв. был выдвинут…

(-)Сорокиным (-)О.Шпенглером (-)Н.Данилевский (-)С.Хантингтоном

 Техническая революция ,связанная с использованием силы пара и электричества ,называется …

(+)промышленной  (-)биотехнологической  (-)неолитической  (-)информационной

 Традиционное общество это…

(+)доиндустриальное общество (-)массовое общество (-)восточное общество (-)информационное общество

Утрата объектов или предметной системой способности к выполнению тех или иных необходимых функций называется…

(-)круговоротом (+)регрессом (-)случайностью (-)прогрессом

 Ученые, которые за основу периодизации истории не брали географическую. Среду — это

(+)Т. Мальтус (+)А. Тойнби (-)Фома Аквинский (-)Ш. Монтескье

Цивилизационный подход к истории предполагает …

(-)европоцентризм

(-)установление общих закономерностей развития общества

(+)признание множества равноценных по уровню достигнутой зрелости культур

(-)деление истории на формационные этапы

Э. Тоффлер предложил футурологическую модель…

(-)«закат Европы» (-)«массового общества» (+)«третьей волны» (-)«столкновение цивилизаций»

Эсхатология – это

(-)учение о сознании (+)христианское учение о конце истории (-)учение о познании (-)философское учение о первоначалах мира

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

В плюрально-циклических концепциях истории абсолютизируется

(-)непрерывность исторического развития (-)идея прогресса

(+)прерывность развития (-)единство мировой истории

Вторая половина 20 века-это время развертывания революции.

(-)неолитической (+)научно-технической (-)промышленной (-)биотехнологической

 Масса в постиндустриальном обществе….

(+)воспринимает окружающих через противопоставление своих и чужих

(-)формируется с помощью коммутативных технологий

(-)характеризуется личной идентификацией с позицией лидера

(-)предполагает обязательный личный контакт индивидов

Мировая история в целом есть

(-)простая последовательность событий

(-)процесс стадиального  изменения определенного числа изначально существовавших социо исторических организмов

(-)лишь теоретическая конструкция

(+)процесс возникновения, развития и гибели  множества социо исторических организмов

Одним из теоретиков  концепции постиндустриального общества является…

(-)К.Маркс (-)К.Ясперс (+)Д.Белл (-)Н.Беодяев

 Особенностью современного научно-технического прогресса является…

(-)широкое использование электрической энергии (+)создание новых технологий на базе научной теории (-)массовое машинное производство (-)автоматизация производства

 Современная футурология анализирует перспективы…

(-)развития общечеловеческих ценностей (-)сближение мировых религий

(+)технологической революции (-)введения мировой валюты

 Современный этап в развитии культуры …

(-)расцветом локальных культур

(+)созданием глобальной коммуникационной сети

(-)медленными темпами смены систем ценностей

(-)отсутствием опоры на традиции

 Современный этап развития земной цивилизации характеризует

(-)баланс интересов развитых и развивающихся стран

(-)отсутствие угрозы термоядерной войны

(+)неравномерность и нелинейность социальных изменений

(-)гармония в развитии отношений природы и общества

Спецификой глобального характера современного общества не является…

(+)постоянная смена философских концепций

(-)ускоренное развитие средств массовой коммуникации

(-)высокие темпы развития техники

(-)массовый характер современного производства

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

 В политической сфере процессы глобализации выражаются в …

(-)появлении суверенных государств

(-)росте числа национально-этнических конфликтов

(+)создании международных организаций и союзов

(-)появлении новых демократических государств

  В экономической сфере процессе глобализации выражаются в (во)

(-)формировании социально-ориентированной экономике,

 (-)Взаимовыгодном экономическом сотрудничестве между государствами,

(-) Росте экономической  самостоятельности государства,

(+)Выходе экономики за национальные рамки.

Глобализации в области культуры в наибольшей степени способствуют…

(-)гибель национальных культур

(-)культурный плюрализм

(-)распространение массовой культуры

(+)американизация

 К негативным последствиям глобализации можно отнести …

(-)исламизацию мировой культуры

(-)рост международной преступности

(-)распространение новых технологий

(+)взаимозависимость финансовых систем отдельных стран

Растущая взаимосвязь различных стран, регионов, экономическая и культурна интеграция человечества выражается в понятии…

(-)информатизация (-)технологизация (-)идеологизация (+)глобализация

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Глобальная проблема, проявившая себя в 21 в.-это…

(-)предотвращение мировой термоядерной войны (+)международный терроризм

(-)угроза пандемии СПИДа (-)освоение космоса

 Глобальные проблемы могут быть решены…

(-)выдающимися личностями (-)научными сообществами

(+)объединенными усилиями всех стран (-)политическими партиями

 Глобальные проблемы наиболее четко проявили себя в (во)…

(-)XVIIIв.  (-)начале XXв.  (-)конце XIXв.  (+)2-ой половине Xxв.

Необходимый и предварительный условием решения всех остальных глобальных проблем есть:

(-)победа над СПИДом (+)предотвращение III- й мировой войны

(-)освоение Мирового океана (-)регулирование темпов роста народонаселения

К глобальным экологическим проблемам относится…

(-)международная преступность(-)преодоление контраста в развитии разных стран

(-)угроза пандемии СПИДа (+)современный энергетический кризис

К важнейшим из глобальных проблем относится…

(-)освоения космоса  (-)освоения Мирового океана  (-)борьба с наркоманией  (+)экологическая проблема

К разряду глобальных проблем относится…

(-)вхождение России во Всемирную Торговую Организацию (-)предотвращение локальных конфликт

(-)борьба с алкоголизмом (+)исчерпание природных ресурсов

 Проблема голода и нищеты в остальных странах…..

(+)относится к группе проблем межгосударственного характера

(-)вообще не является глобальной проблемой

(-)относится к экологическим проблемам

(-)относится к проблеме международного терроризма

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ

Для того, что бы преодолеть глобальный экологический кризис, необходимо, прежде всего…

(-)Приостановить исследование космоса

(-)Снизить темпы научно – технического прогресса

(-)Унифицировать национальные культуры

(+)Изменить потребительское отношение человеческого к природе

К числу людей, предвосхитивших на рубеже 20 века общие тенденции развития природы и общества, следует отнести…

(+)Вернадского В. И. (-)Шпенглера О. (-)Бердяева Н. А. (-)Вебера М.

 Концепция «устойчивого развития» представляет собой

(+)стратегия человечества  (-)одну из разновидностей неомальтузианства

(-)дальнейший рост производства (+)поиск обеспечения и сопряженного развития человека и природы

Международная общественная организация, созданная в 1968г для анализа наиболее острых проблем современности, получила название…

(-)Гейдельбергский клуб (-)Венский клуб (+)Римский клуб (-)Парижский клуб

Принципом, лежащим в основе учения о ноосфере является

(-)господство человека над природой (-)равновесие природных системность

(+)коэволюция человека и природы (-)господство природы над человеком

Разрабатывая новые стратегии отношений человека и природы в современных условиях, философия выполняет ________________ функцию

(-)критическую (-)практическую (-)гносеологическую (+)гуманистическую

 Сфера взаимодействия природы и общества, в которой человек осмысленно и глобально контролирует ход природных процессов, есть…

(-)атмосфера (+)ноосфера (-)биосфера (-)литосфера

 Учитывая остроту глобального экологического кризиса ,человеческого способно выжить лишь в условиях освоения принципа совместного и согласованного существования общества и природы,т.е.принципа …

(+)коэволюции(-)эволюции(-)мутации

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУРЫ  И ЦИВИЛИЗАЦИИ

 В широком философском смысле результатом материального и духовного производств общества является

(-)искусства (-)экономика (-)наука (+)культура

Запад — это особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в  __________

В ХУ-ХП века

(-)Америк(-)Азии  (+)Европе  (-)России

Нормы, в которых зафиксировано формальное равенство людей, есть…..

(-)мороль (-)политика (-)религия (+)право

К характерным чертам западной культуры не относится

(-)прагматизм (+)созерцательность  (-)ориентация на науку (-)индивидуализм

Культура, предлагающая индивиду набор стереотипных моделей поведения и ценностей предпочтений, называется…

(-)элитарной (-)маргинальной (-)информационной (+)массовой

Культура становится предметом философского изучения

(-)в классической немецкой философии (+) философии Просвещения

(-)эпоху Возрождения (-) Античности

Кризис современной культуры в первую очередь связан с…

(-)угрозой мировой войны

(-)быстрым экономическим ростом

(+)изменениями в сфере коммуникации

(-)необходимостью борьбы с мировым терроризмом

 Масса в постиндустриальном обществе….

(+)воспринимает окружающих через противопоставление своих и чужих

(-)формируется с помощью коммутативных технологий

(-)характеризуется личной идентификацией с позицией лидера

(-)предполагает обязательный личный контакт индивидов

 Положительная значимость чего-либо для человека называется…

(+)ценностью (-)достоинством (-)ценой (-)нормой

 Противопоставление культуры и цивилизации характерно для…

(+)неклассической философии ХIX — XX вв. (-)философии эпохи Возрождения

(-)философии Античности (-)Философии Средних веков

 Понимание цивилизации как стадии общественного развития, сменившей дикость и варварство, характерно для

(-)О. Шпенглера,   (-) А. Тойнби,   (+)Ф. Энгельса,  (-)Н. Данилевского.

 Система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающая воспроизводство и изменение социальной жизни, называется…

(-)психикой (-)сознанием (-)божественными заповедями (+)культурой

 Систематическое философское исследование феномена техники началось в …

(-)античности (-)эпоху Возрождения (-)эпоху Просвещения (+)конце XIX – начала XX вв.

 Слово «культура» в переводе с_________ языка означает «возделывание»,»обработка земли».

(+)латинского (-)немецкого (-)греческого (-)английского

 Созданная людьми среда обитания- это

(+)артефакт (-)философия (-)наука (-)знание

Читайте также:  Выпечка из крахмала польза и вред

Типичным образованием глобального каммуникационного поля является…

(-)национальная культура  (+)поп-культура  (-)субкультура  (-)маргинальная культура

Проблема человека в философии

Автором книги «Происхождение человека и половой отбор» является..

(+)Ч.Дарвин  (-)Ф.Энгельс  (-)Т.Гексли  (-)Э. Мах

В индивидуальности человека выражается…

(-)его принадлежность к определенной социальной группе

(-)его принадлежность к человеческому роду

(+)неповторимое своеобразие его социальных и природных качеств

(-)его гражданский статус в единстве прав и обязанностей

Вопрос о смысле жизни в значительной мере порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек…

(-)одинок (+)смертен (-)слаб (-)бездуховен

В регулировании поведения человека мораль опирается на…

(-)государственное принуждение

(-)достижения науки и техники

(-)официально принятые письменные установления

(+)общественное мнение и устоявшиеся обычаи и традиции

Выдающаяся личность – это человек, который:

(-)оказал влияние на ход истории (-)обладает сильной волей и умом (-)широко известен (+)обладает харизмой

 Духовно – телесная целостность, характеризующая отдельного человека как субъекта деятельности, есть…

(-)особь (+)личность (-)индивид (-)герой

«Жизнь — значит наслаждаться», — считают сторонники…

(-)утилитаризма (+)гедонизма (-)прагматизма (-)аскетизма

Идеи свободы, приоритета индивидуального бытия над социальным характерны для…

(-)структурализма (-)марксизма  (-)позитивизма (+)экзистенциализма

Категория «свобода» подразумевает специфический способ бытия человека, связанный с его способностью

(-)произвольного поведения (-)иметь привычки (+)выбирать решение (+)совершать поступки в соответствии со своими целями (-)совершать поступки по приказу

К биологизаторским концепциям сущности человека относится…

(+)социал-дарвинизма  (-)марксизм  (-)экзистенциализм  (-)феноменология

К этической позиции, что «нет лучшего для человека под солнцем , как есть, пить и веселиться» склонялись сторонники…

(-)Альтруизма (-)Эвдемонизма (+)Гедонизма (-)стоицизма

 Как единичный представитель вида или социальной группы, человек есть…

(-)особь (-)личность (+)индивид (-)индивидуальность

 Концепция социализации личности …

(+)предпологает стремление индивида к коммуникации с другим индивидом

(-)предполагает трактовку личности как человеческого индивида

(-)подчеркивает субъективностьиндивидуального человека ,общественное значение его «внутренних» ресурсов

(-)предпологает объединение индивидов понятием «соборности»

 Концепция, в которой человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчиненный единым с ним законами функционирования, называется…

(+)натурализаторской (-)персоналистской (-)рационалистической (-)социологизаторской

Концепция, утверждающая, что историю творит привилегированное меньшинство называется…

(-)либерализм (+)теорией элит (-)радикализм (-)прагматизм

Личность понимается как

(-) поведенческо-генетическая характеристика человека.

(+)субъект общественных отношений

(-)неповторимое своеобразие качеств человека

(-)природная характеристика человека.

(-)продукт общественных отношений

Осознание и оценка человеком самого себя как личности – своего нравственного облика, интересов, ценностей, мотивов поведения – называется…

(-)рефлексией (-)самооценкой (+)самосознанием (-)самоидентификацией

Особое существо обладающее, с одной стороны биологическим, а с другой — духовным началом — это

(-)животное  (+) человек  (-) Бог  (-)субстанция

Понятие социальной идентичности отражает тот факт, что каждая личность…

(-)подчинена системе общественных отношений

(-)обладает неповторимыми, уникальными особенностями

(+)знает свое место в социальной реальности, соответствующее полу, возрасту, статусу, возможностям и способностям

(-)включена в общение с другими людьми

Понимание всякого действия человека как предопределенного заранее

(+)фатализм (-)прагматизм (-)волюнтаризм  (-)нигилизм

 Приоритет целей  отдельных личностей над общественным утверждает

(+)индивидуализм (-)гедонизм (-)коллективизм (-)персонализм

Процесс отчуждения человека необходимо предполагает

(-)усиление контроля за результатом его деятельности

(+)деперсонификацию человека

(+)персонификацию вещей

(-)усиление самостоятельности человека

Свободное действие человека всегда предполагает

(-)Веру в Бога

(-)соответствующий уровень образования

(+)ответственность перед обществом за свои поступки

(-)уверенность в собственных силах

Социоцентрическая установка в определении сущности человека разделялась

(+)О. Контом (-)В.С. Соловьевым (+)К. Марксом (-)З. Фрейдом (+)П. Сорокиным

Слово___________ употребляется для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода

(+) индивид  (-) гражданин  (-)личность  (-) субстрат

Смысл жизни в концепции аскетизма определяется как

(+)умерщвление плоти ради искупления грехов (-)отсутствие смысла жизни

(-)жизнь ради счастья (+)отказ от жизненных удовольствий

«Смысл жизни личности состоит не в спасении души и служении Богу, а в служении обществу»,-доказывали…

(-)Лиотар, Деррида, Рикер

(-)Тертуллиан, Августин, Аквинат

(+)Платон, Гегель, марксисты

(-)Камю, Сатрт, Ясперс

 (?)К философски-этическому пониманию свободы относится

(-)произвол (-)анархия (+)возможность выбора  (-)вседозволенность

С позиций антропоцентрической методологии

(+)человек никогда не должен рассматриваться как объект, а всегда только как субъект действия

(-)вопрос о сущности человека неправомерен

(-)сущность человека состоит в его природном естественнонаучный

(+)человек должен быть объяснен из самого себя

(-)человек может быть объяснен совокупностью общественных отношений

С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека…

(-)гедонизм  (+)утилитаризм  (-)аскетизм  (-)эвдемонизм

 Смысл жизни человека в отечественной религиозной философии трактуется как

(-)стремление к успеху и власти (+)жизнь во благо других людей, человечества

(-)душевный покой и удовлетворенность собой (-)наслаждение земными благами

 Смысл жизни человека, согласно эвдемонизму состоит в…

(-)совершении героических поступков (-)служении Богу

(+)свободе от телесных страданий и душевных тревог(-)борьбе с тиранией

 Согласно марксизму человек отличается от животного прежде всего…

(-)потребностью в пище(+)способностью к труду

(-)инстинктом самосохранения(-)заботой о потомстве

 Согласно провиденциализму…

(-)история имеет начало, но не имеет конца

(+)человек может предвидеть будущие исторические события

(-)человек может изменить ход исторического процесса

(-)историей управляет Божественный промысел

Согласно современным научным представлениям прародиной человека является…

(-)Австрия (-)Америка (-)Азия (+)Африка

Согласно _______, проявлением отчуждения является «одномерность» современного человека.

(-)Ф.Ницше (+)Г.Маркузе (-)З.Фрейду (-)Н.Бердяеву

Способность субъекта оценивать свой внутренний мир и поведение есть …

(-)воля (-)эмоции (+)самопознание (-)психика

 Сторонники аскетизма проповедуют…

(-)альтруизм во имя служения идеалов  (-)извлечение пользы из всего

(+)отречение от мирских соблазнов  (-)наслождение жизнью

Умерщвление плоти ради искупления грехов определяется как смысл жизни концепцией

(+) аскетизма (-)эвдемонизма (-)гедонизма (-) прагматизма

Учение, согласно которому сущность человека в своей действительности есть ансамбль общественных отношений, есть

 (-)неопозитивизм (-)экзистенциализм (+)марксизм (-)неокантианство

Философию «симфонической личности» развивал…

(-)К.Маркс (-)З.Фрейд (-)И.Кант (+)Л.П.Карсавин

 «Цель оправдывает средства», — считают представители…

(+)прагматизма  (-)провиденциализма  (-)гедонизма  (-)аскетизма

Человек есть существо…

(-)ноосферное (-)социальное (-)биологическое (+)биосоциальное

Человек обретает свою сущность, уже существуя, — считают представители…

(+)экзистенциализм (-)герменевтики (-)неотомизма (-)позитивизма

Человек — пластическое существо, несущее в себе следы космофизической, биогенетической и __________

эволюции

(-)промышленной  (-)политической  (+)социокультурной  (-)экономической

Источник

Смысл жизни человека – это все то, ради чего он живет на земле. Но далеко не каждый, действительно, знает, что заставляет его жить. У каждого думающего человека наступает такой момент, когда перед ним встает вопрос: какой смысл жизни человека, какие цели, мечты, желания заставляют людей жить, преодолевать все жизненные испытания, проходить школу добра и зла, учиться на ошибках, совершать новые и так далее. Разные мудрецы, выдающиеся умы разных времен и эпох пытались найти ответ на вопрос: «какой смысл жизни человека?», но к единственному определению никто, по сути, так и не пришел. Ответ индивидуален у каждого человека, то есть, то в чем видит свой смысл существования один индивид, может совершенно не интересовать другого, в силу различия индивидуально-характерологических особенностей.

Смысл жизни человека состоит в осознаваемой им ценности, которой он подчиняет свою жизнь, то ради чего он ставит жизненные цели и осуществляет их. Это такой компонент духовного смысла существования, который формируется независимо от общественных ценностей и составляет индивидуальную человеческую ценностную систему. Открытие этого смысла жизни и создание ценностной иерархии, происходит у каждого индивида в его размышлениях, основываясь на личном опыте.

Цель и смысл жизни человека обществознание видит полностью реализованными, только в случае необходимых условий общества: свободы, гуманизма, морали, экономических, культурных. Социальные условия должны быть такими, чтобы человек смог реализовать свои цели и развиваться, а не становиться преградой на его пути.

Читайте также:  Домашнее вино вред или польза

Цель и смысл жизни человека обществознание также видит неразрывным от социальных явлений, поэтому индивид может знать, в чем его цель, но общество может не разделять ее и всячески препятствовать в ее реализации. В некоторых случаях это хорошо, когда речь идет о целях, которые хочет достигнуть преступник, или социопат. Но когда частный предприниматель малого бизнеса хочет развиваться, а социально-экономические условия тормозят его, и ему не разрешается выразить свое мнение, это конечно никак не способствует развитию личности и воплощение ее планов в жизнь.

Смысл жизни человека: философия

Актуальный вопрос в философии – это смысл жизни человека и проблема бытия. Еще античные философы говорили о том, что человек может философствовать, познавая себя, вся загадка существования личности, кроется в ней самой. Человек является предметом гносеологии (познания) и вместе с тем, сам способен познавать. Когда человек постигнул свою сущность, смысл жизни, он решил уже много вопросов в своей жизни.

Смысл жизни человека философия кратко. Смысл жизни является основной идеей, которая определяет предназначение любого объекта, предмета или явления. Хотя истинного смысла можно до конца так и не постигнуть, он может лежать в таких глубинных структурах человеческой души, что человек имеет только поверхностное представление о том смысле. Он может познать его, заглянув вовнутрь себя, или по определенным знакам, символам, но полностью смысл не выходит на поверхность никогда, лишь только просветленные умы могут его постигнуть.

Чаще всего смыслом жизни человека считается значение предметов и явлений, которыми он их наделяет сам, зависимо от его индивидуального восприятия, понимания и степени важности этих предметов непосредственно для этого человека. Поэтому одни и те же предметы, могут обладать множеством значений, в зависимости от людей, с которыми они взаимодействуют. Предположим, какая-то вещь, может быть совершенно невзрачной, и одному человеку из нее нет толку совсем. Но для другого человека, эта, же самая вещь может значить очень много, она наполнена особенным смыслом. Она может ассоциироваться у него с определенными событиями, человеком, она может быть для него дорогой не в материальном плане, а в духовном. Обыкновенным примером тому есть обмен подарками. В подарок человек вкладывает свою душу, несмотря на его цену. Главное, он хочет, чтобы о нем осталась память. В таком случае самый обыкновенный предмет может приобрести небывалый смысл, он наполняется любовью, пожеланиями, заряжается энергией дарующего.

Так же, как и ценность предметов, есть и ценность действий индивида. Каждый поступок человека заряжается смыслом, когда он принимает определенное важное для него решение. Этот смысл обозначает, что определенные действия, несут в себе ценность, зависимо от принятого решения и его ценности для человека и его окружающих. Также он заключается в чувствах, состояниях, эмоциях и постижениях, которые возникают у индивидуума.

Смысл жизни человека, как философская проблема также изучается в религии.

Смысл жизни человека в религии – значит созерцание, и олицетворение божественного начала в душе, ее направленность к сверхчеловеческой святыне и присоединение к высшему благу и духовной истине. Но духовная сущность интересуется не только истиной, какая описывает предмет, является его сущим значением, но сам смысл этого предмета для человека и удовлетворение потребностей.

В таком смысле человек также надает значение и оценку фактам, случаям и эпизодам из его жизни, которые были для него значимыми и через призму этого реализует свое ценностное отношение к окружающему миру. Особенность взаимосвязи индивида с миром, происходит, благодаря ценностному отношению.

Смысл и ценность жизни человека, соотносятся так – ценность человек определяет, как все, что имеет для него значимость, несет смысл, является родным, дорогим и священным.

Смысл жизни человека — философия кратко, как проблема. В двадцатом веке философы особенно интересовались проблемами ценности человеческой жизни и выдвигали разные теории и концепции. Теории ценностей были также теориями смысла жизни. То есть смысл и ценность жизни человека, как понятия, отождествлялись, поскольку значение одного переходило в другое.

Ценность определяется практически одинаково во всех философских течениях и отсутствие ценности также объясняют тем, что человек безразличен и его не интересуют в жизни никакие различия между категориями добра и зла, истиной и ложью. Когда человек не может, определить ценность, или не знает, какими из них в собственной жизни ему руководствоваться, значит, он потерял себя, свою сущность, смысл жизни.

Самыми важными среди личностных форм психики индивида имеют ценность – воля, решительность, саморегуляция и самообладание. Важнейшими ценностными ориентирами личности есть – вера, как положительные стремления человека. Именно благодаря вере человек ощущает себя, живим, он верит в лучшее будущее, он верит, что достигнет своей жизненной цели и, что его жизнь имеет смысл, без веры, человек пустой сосуд.

Проблема смысла жизни человека стала особенно развиваться в девятнадцатом веке. Также образовалось философское направление – экзистенциализм. Экзистенциальные вопросы – проблемы человека, живучего повседневной жизнью, и переживающего депрессивные эмоции и состояния. Такой человек переживает состояние скуки, страха смерти и стремление освободиться.

Известный психолог и философ Виктор Франкл создал собственную теорию и школу, в которой учились его последователи. Объектом его учений был человек в поисках смысла жизни. Франкл говорил, что обретая свое предназначение человек душевно оздоравливается. В своей самой известной книге, которая так и называется: «Человек в поисках смысла жизни», психолог описывает три пути осмысления жизни. Первый путь предполагает совершение трудовых действий, второй – переживания и чувства, связанные с определенным человеком или объектом, третий путь описывает жизненные ситуации, которые собственно доставляют человеку все его страдания и неприятные переживания. Выходит, чтобы обрести смысл человек должен заполнить свою жизнь работой, или каким-то основным занятием, заботой о близком человеке, и научиться справляться с проблемными ситуациями, извлекая из них опыт.

Проблема смысла жизни человека, изучение его жизненного пути, испытаний, тяжести и проблем есть предметом направления в экзистенциализме – логотерапии. В центре ее стоит человек, как существо, не ведающее своего предназначения, и ищущее успокоение души. Именно то, что человек ставит перед собой вопрос о смысле жизни и бытии, определяет его сущность. В центре логотерапии – процесс поиска смысла в жизни, в течение которой, человек либо будет целеустремленно искать смысл своего бытия, раздумывать над этим вопросом и пробовать что – делать, либо, он разочаруется в поисках и перестанет дальше делать какие-нибудь шаги для определения своего существования.

Цель и смысл жизни человека

Человек должен хорошо поразмыслить, в чем заключается его предназначение, чего он хочет достигнуть в данный момент. Потому что в течение жизни, его цели могут меняться, в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних метаморфоз личности, ее желаний и намерений. Изменение жизненных целей можно проследить на простом жизненном примере. Допустим, девушка, заканчивающая школу, мечтает сдать экзамены на отлично, поступить в престижный университет, она бредит карьерой и откладывает свадьбу со своим парнем до неопределенного времени. Проходит время, она приобретает капитал для своего бизнеса, развивает его и становится успешной бизнес-леди. В итоге первоначальная цель достигнута. Теперь она готова делать свадьбу, она хочет детей и видит в них свой дальнейший смысл жизни. В данном примере были выдвинуты две очень сильные цели, и независимо от их последовательности, они обе достигнуты. Когда человек точно знает, чего он хочет, его ничто не остановит, главное, чтобы были грамотно сформулированы эти цели и алгоритм действий для их достижения.

Читайте также:  Вред или польза метод шевченко

По пути к достижению основной жизненной цели человек проходит определенные этапы, между которыми тоже есть цели так называемые промежуточные. Например, сначала человек учится, чтобы приобрести знания. Но важны не сами по себе знания, а их практическая применяемость. Потом получение диплома с отличием может поспособствовать получению престижной работы, а правильное выполнение своих обязанностей содействует повышению карьерной лестницы. Здесь чувствуется переход важных целей и внедрение промежуточных, без которых не достигается общий результат.

Цель и смысл жизни человека. Бывает, что два человека с одинаковыми ресурсами совершенно по-разному проживают свой жизненный путь. Один может добиться одной цели и смириться с тем, он не чувствует необходимости идти дальше, а другой, более целеустремленный, все время задает себе новые цели, добиваясь которых чувствует себя счастливым.

Практически всех людей объединяет одна жизненная цель – создание семьи, продолжение рода, воспитание детей. Таким образом, дети есть смыслом жизни многих людей. Потому что, с появлением на свет ребенка, все общее внимание родителей сосредотачивается на нем. Родители желают обеспечить ребенка всем необходимым и работают ради этого, стараясь, как можно лучше. Потом работают, чтобы дать образование. Но, главное, каждый родитель мечтает воспитать своего ребенка нужным образом, чтобы он вырос добрым, справедливым и разумным человеком. Потом дети, получив все необходимые ресурсы от родителей, на их старости, могут их отблагодарить и ставят своей целью заботу о них.

Смыслом существования людей есть желание сохранить по себе след на земле. Но не все ограничиваются стремлением продолжения рода, некоторые имеют запросы побольше. Они проявляют себя, пытаясь, выделится из серой массы в разнообразных сферах жизни: спорте, музыке, искусстве, науке и других областях деятельности, это зависит от талантов каждого человека. Достижение какого-то результата может быть целью человека, как планка, которую он перепрыгнул. Но, когда цель человека реализуется достижением и он понимает, что принес этим пользу людям, он чувствует намного большее удовлетворение от сделанного. Но вот на достижение и полную реализацию такой великой цели могут уйти года. Многих выдающихся людей, так и не признали за их жизни, но постигли смысл их ценности, когда тех уже не было в живых. Многие так и умирают в молодом возрасте, когда достигли определенной цели, и не видели больше смысла в жизни, закончив ее самоубийством. Среди таких людей в основном творческие личности (поэты, музыканты, актеры), и потеря смысла жизни для них является творческим кризисом.

Такая проблема порождает мысли о продлении человеческой жизни, и она может быть научной целью, но нужно ясно понимать, для чего это нужно. Если смотреть с позиции гуманизма, то жизнь имеет самую высокую ценность. Поэтому ее продление было бы прогрессивным шагом в отношении общества, и также отдельных людей конкретно. Если данную проблему рассматривать с точки зрения биологии, то можно утверждать, что некоторые успехи в этой области уже есть, например, пересадка органов, и лечение болезней, которые когда-то считались неизлечимыми. Очень много говорится об эликсире молодости, как источнику для поддержания вечно молодого тела, но это пока из уровня фантастики. Даже если отсрочить старость, придерживаясь здорового и правильного образа жизни, она неизбежно наступит, вместе со всеми своими проявлениями, психологическими и биологическими. Значит, целью медицины также должен быть некий способ, чтобы состарившееся люди не ощущали физический дискомфорт и не жаловались на рассудок, память, внимание, мышление, чтоб сохранили умственную и физическую работоспособность. Но не только наука должна заниматься продлением жизни, также само общество должно создавать необходимые условия для развития человеческих талантов, обеспечивать включённость в общественную жизнь.

Жизнь современного человека очень быстрая, и ему приходится расходовать немало энергии и сил, чтобы соответствовать нормам общества и успевать за прогрессом. Когда человек находится в таком ритме, ему не остается времени на то, чтобы остановиться, перестать делать повседневные дела и заученные, отработанные до автоматизма движения и подумать, а ради чего все это делается и насколько оно действительно дорого, глубоко осмыслить жизнь и развивать духовную сферу жизни.

Смысл жизни современного человека – это погоня за миражами, воображаемым успехом и счастьем, внедряемых шаблонов в головы, фальшивой культурой потребления современности. Жизнь такого человека не несет ценности в духовном плане, она выражается в постоянном потреблении, выжимании из себя всех соков. Результатом такого образа жизни есть нервозность, депрессия, синдром эмоционального выгорания, усталость. Люди хотят урвать себе большой кусок, занять место под солнцем, невзирая на потребности других. Если смотреть с такого ракурса, то, кажется, что жизнь катится ко дну, и скоро люди станут подобными роботам, бесчеловечные, бессердечные. К счастью, очень мала вероятность такого хода событий. Эта идея очень крайняя, и, по сути, касается только тех, кто действительно взвалил на себя бремя карьеры и все связанные с ней трудности. Но можно современного человека рассматривать и в другом контексте.

Смысл жизни современного человека – рождение и воспитание детей, которыми можно гордиться, самосовершенствование и усовершенствования мира. Каждый современный человек является творцом будущего мира, и каждая трудовая деятельность человека есть вложением в развитие общества. Осознавая свою ценность, человек понимает, что его жизнь имеет смысл, и ему хочется еще больше отдавать себя, инвестировать в будущее поколение, делать добрые поступки для блага общества. Причастность к достижениям человечества, дает людям понимание их собственной значимости, они чувствуют себя носителями прогрессивного будущего, потому что им посчастливилось жить именно в такое время.

Смысл жизни современного человека в самосовершенствовании, повышении квалификации, получению диплома, новых знаний, благодаря которым можно генерировать новые идеи, создавать новые объекты. Такой человек, естественно, ценится, как хороший специалист, особенно когда ему нравится то, что он делает и считает это своим смыслом жизни.

Когда умные родители, то и дети соответственно должны быть такими. Поэтому родители стремятся развивать, образовывать своих детей, чтобы из них вышли достойные члены общества.

Смысл жизни и предназначение человека

Чтобы дать ответ на вопрос: «какой смысл жизни человека?», нужно объяснить сначала все составляющие термины. «Жизнь» понимается, как категория нахождения человека в пространстве и времени. «Смысл» не имеет такого определенного обозначения, так как понятие встречается в научных трудах, и также в повседневном общении. Если разобрать само слово, то получается «с мыслью», то есть понимание какого-то