Избирательный закон от 3 июня 1907 перераспределял число выборщиков в пользу

загрузка…

По избирательному закону от 3 июня 1907 г.:

  • резко возрастало количество выборщиков от земледельческой курии (помещики) — 50% всего числа выборщиков:
  • городская курия была разделена на 2 разряда на основе имущественного ценза: 1-й разряд крупных налогоплательщиков имел в 1,5 раза больше вы­борщиков, чем 2-й разряд средних и мелких налогоплательщиков (соответст­венно 15% и 11% всего числа выборщиков):
  • от крестьянской курии число выборщиков сокращалось в 2 раза (с 43% до 22%);
  • что касается рабочей курии, то в выборах могли участвовать только са­мостоятельные квартиросъемщики. Самостоятельные рабочие курии с пра­вом посылать по одному обязательному депутату в Государственную думу остались только в 6 губерниях: Петербургской, Московской, Владимирской, Костромской, Харьковской, Екатеринославской. Всего число выборщиков по рабочей курии сократилось с 268 до 113.

Таким образом, 1 выборщик приходился на 230 душ населения землевла­дельческой курии, на 1 тыс. — 1-й городской курии, на 15 тыс. — 2-й город­ской курии, на 60 тыс. — крестьянской курии, на 125 тыс. — рабочей курии. То есть один голос помещика приравнивался к четырем голосам крупной буржуазии, 68 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян, 543 — ра­бочих.

Было резко сокращено представительство от национальных окраин: от Польши — 12 депутатов вместо 36, от Кавказа — 10 депутатов вместо 29 и т.д. Полностью лишены были представительства Семиреченская, Закаспий­ская, Самаркандская, Сырдарьинская, Ферганская, Акмолинская, Семипала­тинская, Уральская губернии.

Общее число депутатов Государственной думы сократилось с 524 до 442 человек.

Осенью 1907 г. прошли выборы в 111 Государственную думу и 1 ноября 1907 г. она начала свою работу.

Состав 3 Государственной думы: 125 — октябристы, 11 — правые ок­тябристы, 90 — националисты, 51 — правые националисты, 53 — кадеты, 39 — прогрессисты и мирнообновленцы, 13 — трудовики, 19 — социал- демократы (из них 4 большевика: Н.Г. Полетаев, М.В. Захаров, С.А. Воронин, П.И.Сурков), 15 — беспартийные, 11 — польское коло, 8 — мусульманская группа, 7 — польско-белорусская группа.

Председателем избран кадет Ф.А. Головин, затем Н А. Хомяков (октяб­рист; 1907-1910), А.И.Гучков (октябрист; 1910-1911), М.В. Родзянко (ок­тябрист; 1911-1912). Товарищи председателя Н.Н. Познанский (беспартий­ный левый), М.Е. Березин (трудовик), затем В.М. Волконский (умеренно правый; 1907-1912), А.Ф. Мейендорф (октябрист; 1907-1909), С.И. Шидлов- ский (октябрист; 1909-1910), М.Я. Капустин (октябрист; 1910-1912)).

В отличие от первых двух Дум, деятельность III Думы продолжалась пол­ный срок — 5 лет (1-я сессия — 1.11.1907-18.6.1908; 2-я — 15.10.1908­2.6.1909; 3-я — 10.10.1909-17.6.1910; 4-я — 15.10.1911-13.5.1911; 5-я — 15.10.1911-9.6.1912).

Исход голосования в 3 Государственной думе зависел от октябристского «маятника», качание которого определяло черносотенное (292 голоса октяб­ристов и черносотенцев) или либеральное (256 голосов октябристов, про­грессистов, кадетов, буржуазных националистов) большинство.

Большая часть законопроектов, выдвигавшихся кадетами и прогрессиста­ми Думой была отвергнута (например, были отвергнуты законопроекты о введении волостного земства, о поселковом управлении, о волостном и мест­ном суде). Социал-демократическая фракция внесла в Думу 162 законопро­екта (речь идет о поправках к законопроектам по рабочему вопросу), но все они, разумеется, были отвергнуты.

На протяжении своей работы Дума рассмотрела 2432 и утвердила 2197 законопроектов. Большинство составляли текущие вопросы о сметах различ­ных ведомств и казенных учреждений. Основные вопросы, стоявшие перед 3 Государственной думой: аграрный, рабочий, национальный.

Основные итоги работы 3 Государственной думы:

  • по рабочему вопросу — 23 июня 1912 г. принят закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни, распространялся только на 15% рабочих; оплата пособий и врачебная помощь при увечье происходили за счет предпринимателей, а по болезни — за счет взносов из заработной платы рабочих и взносов предпринимателей; выдачей пособий ведали больничные кассы, которые управлялись рабочими и представителями администрации предприятия; страхование не распространялось на сельскохозяйственных ра­бочих, строительных рабочих, прислугу, ремесленников и др.
  • по национальному вопросу — в 9 украинских и белорусских г уберниях появились земства (закон принят в мае 1910 г.); русские и финские граждане, проживавшие в Финляндии, были уравнены в правах; Финляндия была ли­шена права самостоятельности в вопросах о налогах, суде, охране порядка, таможне и т.д. (закон 17 июня 1910 г.); из состава Царства Польского выде­лены восточные части Люблинской и Седлецкой губерний, из которых обра­зована Холмская губерния, ставшая внутренней губернией Российской импе­рии (апрель 1912 г.).

Предложения интернет-магазинов

Источник

  • Ответ

    Ответ дан
    fgfjfhgfghfghfgh

    3 июня 1907 г. одновременно с роспуском II
    Думы был обнародован новый избирательный закон. Он сохранил деление избирателей на 4 курии –
    землевладельцев, городских обывателей, крестьян и рабочих. Но городские курии были разделены на два
    разряда, отделявшие крупных предпринимателей и купцов от основной массы городского населения. Закон
    коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу землевладельцев. Теперь один голос
    помещика приравняли к 4 голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян
    и 543 голосам рабочих. Значительно сокращалось количество депутатов от Кавказа и Польши. Население
    десяти областей Средней Азии и Сибири было лишено представительства в Думе как не достигшее
    «достаточного развития гражданственности».
    Какие изменения внес новый закон о выборах в избирательную систему? Предположите, с какими целями правительство внесло
    эти изменения.
    III Государственная дума избиралась по новому закону. Эсеры выборы бойкотировали. Эта была первая
    дума, отработавшая все предусмотренные пять лет. Председателями III Государственной думы были
    октябристы – Н. А. Хомяков, затем
    А. И. Гучков и, наконец, М. В.
    Родзянко.
    Какие фракции были наиболее
    крупными? Имела ли большинство в Думе
    какая-либо фракция? Предположите, от
    какой фракции зависело принятие тех
    или иных законов. Достиг ли, по вашему
    мнению, своих целей новый избирательный
    закон?
    Первое заседание
    Государственной думы третьего
    созыва состоялось 1 ноября 1907 г.
    Правительство смогло наконец
    начать обсуждение в ней
    аграрного законодательства.
    14 июня 1910 г. Николай II
    утвердил принятый Думой
    законопроект, «касающийся крестьянского землевладения».
    Ужесточение национальной политики. Основной целью реформ П. А. Столыпин считал создание
    «великой России». Этот лозунг подразумевал, помимо всего прочего, целостность и единство Российской
    империи при главенстве русской нации. Правительство стремилось ликвидировать те немногие уступки,
    которые были вырваны национальными окраинами во время революции. Эта позиция находила отклик у
    части российского общества и депутатского корпуса. Осенью 1909 г. в Государственной думе была создана
    фракция «русских националистов». Ее члены ставили перед собой цель дать отпор тому, что они называли
    «инородческим засильем», и не допустить повторения революционных событий, противопоставить
    националистическое мировоззрение социалистическому. Постепенно фракция националистов превратилась в
    главную опору Столыпина в Государственной думе.
    Озабоченность правительства вызывало положение в Финляндии, власти которой, по его мнению,
    проводили курс, ведущий почти к ее полному обособлению. Весной 1910 г. в Думу был внесен
    законопроект «О порядке издания законов, касающихся Финляндии». В нем определялось, что
    общеимперские законы, затрагивающие Финляндию, должны были приниматься только Государственной
    думой и Государственным советом, мнение же финляндского сената и сейма могло не учитываться.
    Перечень вопросов, отнесенных к общеимперскому законодательству, включал основы государственного
    строя Финляндии, охрану порядка и суд, школьное дело, законодательство о партиях и печати и т. д.
    Законопроект фактически ликвидировал финляндскую автономию.
    Усилилась антипольская направленность политики правительства. Новый избирательный закон резко,
    почти в три раза, сократил польское представительство в Думе. В 1907– 1908 гг. были закрыты все
    национальные культурно-просветительские общества и учреждения. Антипольскую направленность имел и
    закон о земстве в западных губерниях. Столыпин предложил ввести земства только в тех губерниях края,
    где проживало значительное число русского (украинского) населения. Вопреки общероссийскому, закон
    разделил избирателей западных губерний по национальным куриям – польской и русской. Так было
    ограничено представительство поляков-помещиков в земском самоуправлении.
    Правительство продолжило политику притеснения еврейского населения. Были введены более жесткие
    ограничения приема евреев в учебные заведения. С августа 1908 г. число студентов-евреев в столичных
    высших учебных заведениях не должно было превышать 3 %, в других городах вне черты оседлости – 5 % и
    10 % – в черте.
    Была развернута массированная антиеврейская кампания. Поводом послужило убийство в Киеве
    русского мальчика А. Ющинского. Следствие усмотрело в преступлении следы ритуального убийства, 

    Читайте также:  Калина при панкреатите вред или польза

  • Источник

    Избирательный закон от 3 июня 1907 года коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии. Тепрь один голос помещика приравняли к 4 голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Резко были ограничены права нерусских народов.

    и) Рецидивы общинного сознания.

    Третья Государственная дума, депутаты которой избирались по новому закону, собралась на своё заседание 1 ноября 1907 года. Получив удовлетворяющий его состав Думы, правительство смогло наконец представить аграрный законопроект на утверждение.

    Однако крестьяне не спешили к переходу на хутора и отруба. В реальной жизни из общины выходили в основном зажиточные крестьяне, а также беднота, стремившаяся улучшить своё материальное положение за счёт продажи земли. Из 2 млн. выделившихся из общины дворов (не считая 470 тыс. дворов в беспередельных общинах, где выделение было обязательным) свои наделы продали 1,2 млн., т.е 60%. Немотря на все усилия прави-

    тельства, действительно единоличные хозяйства, по типу фермерских, составляли к 1915 году всего лишь 10,3% всех крестьянских хозяйств, занимая 8,8% надельной земли.

    Вместе с тем появление в деревне хуторян-фермеров вызывало зачастую ненависть к ним со стороны крестьян-общинников. Их хозяйства поджигали, травили скот, уничтожали посевы, ломали инвентарь. Только за 1909 — 1910 года полиция зарегистрировала около 11 тыс. фактов поджога хуторских хозяйств.

    Часто крестьянское сопротивление реформам провоцировали сами власти. Землеустроительные комиссии предпочетали не возиться с отдельными домохозяевами, а разбивать на хутора и отруба всё селение. Чтобы добиться от крестьянского общества согласия на такую

    разбивку, применялись различные методы давления, вплоть до использования военной силы.

    Тем не менее за семь лет активного проведения реформы были достигнуты заметные успехи в росте сельскохозяйственного производства. За эти же годы удвоилось количество применяемых минеральных удобрений, почти в 3,5 раза возросли закупки крестьянами сельскохозяйственных машин.

    Эти показатели, в свою очередь, оказывали влияние на рост промышленного производства, темпы которого в эти годы были самыми высокими в мире (8,8%).

    к) Переселенченкая политика.

    Одним из важнейших инструментов разрушения крестьянской общины стала политика массового переселения крестьян за Урал. Столыпин считал, что форсируя этот процесс, можно ослабить земельный голод во внутренних губерниях России, а главное — отправить миллионы безземельных и бунтующих крестьян подальше от помещичьих имений — в Сибирь, где было много пустующей земли.

    Переселенцы освобождались на длительное время от налогов, получали в собственность участок земли (15 га на главу семьи и 45 га на остальных членов семьи), денежное пособие — 200 рублей на семью; мужчины освобождались от воинской повинности.

    В первые годы после революции переселение развивалось быстрыми темпами. В последующий период этот процесс несколько замедлился. Всего же с 1906 по 1914 год в Сибирь переселились 3 млн. 40 тыс. человек. Однако переселенченское ведомство плохо подготовилось к перевозке и устройству на местах огромной массы людей, и хотя процент был довольно высок, часть переселенцев возвратилось обратно.

    Несмотря на все недостатки, переселенченская политика имела прогрессивное значение. Увеличилось население Сибири. Новосёлы освоили более 30 млн. десятин пустующей земли, построили тысячи сёл, дав толчок развитию производительных сил Сибири. Очень важным было и то, что становление земельных отношений в переселенченских районах шло именно в том направлении, о котором говорил Столыпин, — создание крепких единоличных хозяйств.

    Именно в этот период началось заселение Амурской области. На основе Столыпинского законодательства в период с 1906 — 1914 год из центра России в Амурскую область переселилось около 40 тыс. человек. В основном это была беднота, осевшая на юге области, и рабочие золотодобывающих приисков.

    л) Одинокий реформатор.

    Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся не скоро. В одном из интервью в 1909 году он заявил: “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России”. Однако внутренняя противоречивость целей и методов осуществления реформ привела к тому, что П. А. Столыпин стал фактически реформатором-одиночкой. Его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Более того, их действительной целью являлось формирование этой самой “группы поддержки” — класса мелких буржуазных собственников.

    Крестьяне были разочарованы в том, что власть не отдала им помещичьи земли, предлагая ехать невесть куда. В крестьянское сознание все глубже внедрялась идея “чёрного”, т.е. революционного, передела земли. Дворянство видело в Столыпине лишь разрушителя “вековых устоев” и узурпатора власти. Им нужен был Столыпин-успокоитель, в Столыпине-реформаторе они не нуждались. И без того недовольное насаждением “чумазых лендлордов” в деревне, поместное дворянство и его представители в Думе возмутились, когда Столыпин попытался расширить политические права новой сельской буржуазии — провести проект бессословного земства. Ли-

    беральная интеллигенция не могла простить премьерминистру военно-полевых судов, приверженности к самодержавным формам правления, антисемистских и прорусских настроений. Увлёкшись аграрными преобразованиями, Столыпин упустил проблему социального обеспечения рабочих, которая смогла бы смягчить негативную реакцию на жёсткость власти по отношению к ре-

    волюционерам. Недовольство проявляли и промышленные круги, видевшие в правительственной политике перекос в сторону сельского хозяйства. Ну а для революционных партий он навсегда остался “душителем революции”, “вешателем”, реакционером. Эсеры устроили за Столыпниым настоящую охоту. Единственной силой, объявившей первоначально о своей безоговорочной поддержке всех столыпинских начинаний, были октябристы и стоявшие за ними патриотически настроенная русская буржуазия и часть государственно мыслящей интеллигенции и чиновничества. Однако впоследствии он лишился и этой поддержки.

    Читайте также:  Кофе польза и вред для здоровья после 50 лет для мужчины

    Оставался единсвенный способ проведения реформ — при помощи силы государства. Однако столыпинский курс перестал поддерживать и Николай Второй. И не потому, что боялся остаться в тени на фоне яркой фигуры премьер-министра, как считали многие. Царь интуивно чувствовал, что, несмотря на искреннее убеждение Столыпина в необходимости укрепления самодержавия как главного инструмента преобразовательного процесса, в “столыпинской России” самодержавная власть станет ненужным атрибутом, потеряет не только политическое, но и духовно-психологическое обоснование. Все ждали отставки Столыпина.

    м) Трагическая кончина.

    1 сентября 1911 года в киевской опере шла “Сказка о царе Салтане” Римского-Корсакова. В ложе находился царь, Столыпин сидел в первом ряду, в восемнадцатом ряду — Богров. После второго акта был большой перерыв, царь покинул ложу. Столыпин стоял спиной к сцене, опёршись о рампу, и бесседовал с министром двора бароном В. Б. Фредериксом и военным министром В. А. Сухомлино-

    вым. Неожиданно возник Богров. Подойдя к Столыпину на расстояние двух-трёх шагов, он дважды выстрелил. Одна пуля попала в руку, другая, задев орден на груди, изменила направление и прошла через живот. Столыпин сначала растерянно вытирал кровь, затем начал оседать на пол. Богоров успел дойти до выхода в коридор, но всеобщее оцепенение прошло, его схватили и избили. Когда порядок восстановился, зрители вернулись в зал, в ложе появился царь. Хор исполнил “Боже, царя храни”. После этого раненого отправили в клинику.

    Состояние Столыпина несколько дней было неопределённым. Торжественные мероприятия продолжались. Царь однажды побывал в клинике, но к Столыпину не прошёл, а матери написал, что Ольга Борисовна его не пустила1 . 5 сентября состояние резко ухудшилось, и вечером Столыпин умер. Через четыре дня Богров предстал перед Киевским окружным военным судом. Рано утро 12 сентября его повесили2 .

    Столыпин просил, чтобы его похоронили в том городе, где он кончит свою жизнь. 9 сентября он был похоронен в Киево-Печёрской лавре.

    В последующие годы в разных городах устанавлиались памятники Столыпину, а в Государственном совете проваливались его реформы.

    3. Заключение. Ввыоды и обобщения.

    Деятельность Столыпина не была однозначной. В це-

    лом он был, несомненно, крупным государственным дея-

    телем, хотя и врядли особо выдающимся. “У П. А. Сто-

    лыпина был сильный ум, — писал Изгоев, — но это был ка-

    кой-то ум второго сорта, действительно лишённый и углубления, и идеалистического благородства, ум, сме-

    шанный с мелкой хитростью и лукавством”3 . Заслужи-

    вает внимание характеристика Витте, из всех врагов Столыпина, пожалуй, наиболее близкого ему по взглядам:

    “Столыпин был человеком с большим темпераментом, человеком храбрым, и пока ум и душа его не помутились властью, он был человеком честным”1 .

    Столыпин при всех своих отнюдь не исключительных качествах всё же видел гораздо дальше и глубже других представителей правящей элиты. Трагедия Столыпина состояла в том, что они не захотели иметь в своём кру-

    гу государственного деятеля, превосходившего их по лич-

    ным качествам.

    [1]Ñì.: Ñòîëûïèí Ä. À. Ê âîïðîñó ôèëîñîôèè ïðàâà. Ì., 1893. Ñ. 3.

    Источник

    24 декабря проходит первое заседание Госдумы пятого созыва, в которую по итогам декабрьских выборов прошли четыре партии – единороссы, эсеры, либерал-демократы и КПРФ.

    В России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано в 1906 году. Оно получило название Государственная Дума.

    Официально всесословное представительство в России было учреждено Манифестом об учреждении Государственной Думы и законом о создании Государственной Думы, изданными 6 августа 1905 года. Первоначально предполагался только законосовещательный характер нового органа. Манифест 17 октября 1905 года “Об усовершенствовании государственного порядка” существенно расширил полномочия Думы. Она стала законодательно-представительным органом, рассматривающим законопроекты, которые затем должны были обсуждаться в Государственном совете и утверждаться царем.

    Применительно к структуре парламентов европейских государств Государственная Дума являла собой нижнюю палату. В качестве верхней палаты выступал действовавший при царе с 1810 года высший законосовещательный орган – Государственный совет.

    Государственная Дума избиралась на 5 лет на основе цензового и сословного избирательного права, неравного и непрямого. Общее число избранных депутатов Думы дореволюционной России в разное время колебалось от 480 до 525 человек.

    В декабре 1905 года был издан Закон о выборах, который определял порядок выборов в первую Думу, в основе которого лежал принцип выборов по куриям, на основе цензов и учета принадлежности к сословиям. Выборы были многоступенчатыми по четырем неравноправным куриям: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Для рабочих устанавливались трехстепенные выборы, для крестьян – четырехстепенные. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. Выборы были неравные – в землевладельческой курии один выборщик приходился на две тысячи избирателей, в городской – на четыре тысячи, в крестьянской – на 30 тысяч, в рабочей – на 90 тысяч. Выборы были непрямые и не всеобщие (от выборов устранялись лица моложе 25 лет, женщины, военнослужащие, учащиеся, неоседлые народы).

    23 апреля 1906 года Николай II утвердил Свод основных государственных законов, который Дума вообще могла изменить только по инициативе самого царя. В этих законах предусматривался целый ряд ограничений деятельности будущего российского парламента. Главным из них было то, что законы подлежали утверждению царем. Вся исполнительная власть в стране также подчинялась только ему. Именно от него, а не от Думы зависело правительство.

    Первая Государственная Дума работала с 27 апреля по 8 июля 1906 года. В Думу входили представители разных политических партий: кадеты – 179 депутатов, октябристы – 16, социал-демократы – 18. От так называемых нацменьшинств было 63 представителя, беспартийных – 105, во фракцию представителей аграрной трудовой партии «трудовиков» вошли 97 депутатов. Председателем первой Думы был избран профессор Петербургского университета, кадет С.Муромцев. За время своей работы первая Дума провела одну сессию, приняла 8 законопроектов и 391 запрос о незаконных действиях правительства и была распущена царем, войдя в историю как «Дума народного гнева».

    Вторая Государственная Дума, председателем которой был земский деятель Ф.А. Головин, начала работу 20 февраля и была распущена 2 июня 1907 года. Состав второй Думы оказался более левым, чем предыдущий: более 40 % голосов в ней получили социалисты – трудовики, эсеры и социал-демократы. Она также провела только одну сессию, не приняв ни одного закона.

    Читайте также:  Какая вам польза если любите любящих вас

    3 июня 1907 года был издан царский Манифест о роспуске второй Думы и об изменении положения о выборах. Избирательный закон коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии. Один голос помещиков приравняли к четырем голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих.

    Третья Государственная Дума – единственная из всех четырех дореволюционных Дум, которая просуществовала весь положенный пятилетний срок (с 1 ноября 1907 года по 9 июня 1912 года) и провела 5 сессий. В третьей Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов – 97. Появились группы: мусульманская – 8 депутатов, литовско-белорусская – 7, польская – 11. Третья Дума вошла в историю как “столыпинская”. Председателями ее были: с 1907 года – Николай Хомяков, с 1910 года – Александр Гучков, с 1911 года – Михаил Родзянко.

    Четвертая Государственная Дума (15 ноября 1912 года – 6 (19) октября 1917 года) по составу мало отличалась от третьей, разве что в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей. Председателем четвертой Думы был крупный екатеринославский землевладелец, октябрист М.Родзянко. С началом Первой мировой войны сессии проводились нерегулярно, а после серии крупных провалов русской армии на фронте Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью. С 1915 года Николай II и царское правительство практически прекратили конструктивное взаимодействие с законодательными палатами. Работа Думы неоднократно прерывалась: 16 декабря 1916 года Дума в очередной раз была распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года в канун февральского отречения Николая II. Февраль 1917 года стал завершением краткой истории развития российских парламентских традиций в начале XX века. 25 февраля 1917 года Государственная Дума была опять распущена и больше официально не собиралась, хотя формально и фактически продолжала существовать.

    После февральской революции ни Государственная Дума, ни Государственный совет не возобновляли свою работу. Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при котором работала под видом «частных совещаний». 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. Четвертая Дума была упразднена вскоре после Октябрьской революции. 18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной Думы. Конституция РСФСР 1918 года установила, что «высшей властью» являются съезды Советов.

    Установленная Конституцией РСФСР избирательная система была многоступенчатой: депутаты всероссийских съездов избирались на губернских и городских съездах. При этом один депутат от городских съездов приходился на 25 тысяч избирателей, а от губернских – на 125 тысяч (что давало преимущество рабочим). К участию в выборах не допускались 7 категорий лиц: эксплуататоры и лица, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, служители культа, бывшие служащие полиции, члены царствовавшего дома, умалишенные и лица, осужденные в судебном порядке. Голосование было открытым (к началу 20-х гг. в стране окончательно установилась однопартийная система).

    5 декабря 1936 года VIII Всесоюзный съезд советов принял новую Конституцию СССР. Она вводила всеобщие, прямые и равные выборы при тайном голосовании. На смену съездам Советов и ЦИКу пришел Верховный Совет СССР. Он собирался на сессии два раза в год, рассматривал законопроекты и утверждал указы своего Президиума.

    21 января 1937 года была принята и новая Конституция РСФСР, заменившая съезды Советов на Верховный Совет республики, депутаты которого избирались на 4 года по норме – 1 депутат от 150 тысяч населения. Впервые за годы советской власти депутаты получили право парламентской неприкосновенности, был введен пост избираемого съездом Председателя Верховного Совета. Первым Председателем Верховного Совета РСФСР в 1938 году был избран А.Жданов.

    Некоторые демократические нововведения были применены в 1989 году в период выборов народных депутатов СССР, а также в ходе избирательной кампании по выборам народных депутатов РСФСР и местных Советов. Именно с этими выборами связано образование первых предвыборных блоков, а также заметное расширение круга субъектов, выдвигавших кандидатов в депутаты.

    Формирование избирательной системы в современной России относится к началу 1990-х годов, когда по Указу Президента РФ Б.Ельцина № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 года был распущен действующий Верховный Совет и Съезд народных депутатов и назначены выборы российского парламента – Федерального Собрания. Тем же Указом на 12 декабря 1993 года были назначены выборы в Государственную Думу – нижнюю палату Федерального Собрания, и одновременно с выборами в Государственную Думу также выборы в верхнюю палату парламента – Совет Федерации.

    В развитии представительной и законодательной власти в России наступил новый этап. В основе избирательной системы появились следующие конституционные принципы: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; свобода предвыборной агитации; равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании. В соответствии с законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в стране оставалась смешанная избирательная система: кандидаты могли идти в Думу и по одномандатным округам, и по партийным спискам. Именно по этой системе формировалась Государственная Дума РФ первого (1993), второго (1995), третьего (1999) и четвертого (2003) созывов. В Государственную Думу сроком на четыре года избирались 450 депутатов, из них 225 – по одномандатным округам (один круг – один депутат) и 225 – по федеральному избирательному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты (называемые нередко партийными списками), выдвинутые избирательными объединениями и избирательными блоками.

    Выборы в Государственную Думу пятого созыва 2 декабря 2007 года состоялись в соответствии с новым Федеральным законом “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 18 мая 2005 года. Закон предусматривает избрание всех депутатов Госдумы по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Федеральные списки кандидатов выдвигались только политическими партиями, которые в соответствии с законом “О политических партиях” имеют право участвовать в выборах. Создание избирательных блоков при проведении выборов депутатов Государственной Думы не предусматривалось. В Думу прошли те партии, которые преодолели семипроцентный барьер. Из избирательных бюллетеней исчезла графа “против всех кандидатов”, введенная Указом Президента России в 1993 году. Впервые на федеральных выборах не устанавливался минимальный порог явки.

    Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

    Источник