Избирательный закон от 3 июня 1907 г в пользу
загрузка…
По избирательному закону от 3 июня 1907 г.:
- резко возрастало количество выборщиков от земледельческой курии (помещики) — 50% всего числа выборщиков:
- городская курия была разделена на 2 разряда на основе имущественного ценза: 1-й разряд крупных налогоплательщиков имел в 1,5 раза больше выборщиков, чем 2-й разряд средних и мелких налогоплательщиков (соответственно 15% и 11% всего числа выборщиков):
- от крестьянской курии число выборщиков сокращалось в 2 раза (с 43% до 22%);
- что касается рабочей курии, то в выборах могли участвовать только самостоятельные квартиросъемщики. Самостоятельные рабочие курии с правом посылать по одному обязательному депутату в Государственную думу остались только в 6 губерниях: Петербургской, Московской, Владимирской, Костромской, Харьковской, Екатеринославской. Всего число выборщиков по рабочей курии сократилось с 268 до 113.
Таким образом, 1 выборщик приходился на 230 душ населения землевладельческой курии, на 1 тыс. — 1-й городской курии, на 15 тыс. — 2-й городской курии, на 60 тыс. — крестьянской курии, на 125 тыс. — рабочей курии. То есть один голос помещика приравнивался к четырем голосам крупной буржуазии, 68 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян, 543 — рабочих.
Было резко сокращено представительство от национальных окраин: от Польши — 12 депутатов вместо 36, от Кавказа — 10 депутатов вместо 29 и т.д. Полностью лишены были представительства Семиреченская, Закаспийская, Самаркандская, Сырдарьинская, Ферганская, Акмолинская, Семипалатинская, Уральская губернии.
Общее число депутатов Государственной думы сократилось с 524 до 442 человек.
Осенью 1907 г. прошли выборы в 111 Государственную думу и 1 ноября 1907 г. она начала свою работу.
Состав 3 Государственной думы: 125 — октябристы, 11 — правые октябристы, 90 — националисты, 51 — правые националисты, 53 — кадеты, 39 — прогрессисты и мирнообновленцы, 13 — трудовики, 19 — социал- демократы (из них 4 большевика: Н.Г. Полетаев, М.В. Захаров, С.А. Воронин, П.И.Сурков), 15 — беспартийные, 11 — польское коло, 8 — мусульманская группа, 7 — польско-белорусская группа.
Председателем избран кадет Ф.А. Головин, затем Н А. Хомяков (октябрист; 1907-1910), А.И.Гучков (октябрист; 1910-1911), М.В. Родзянко (октябрист; 1911-1912). Товарищи председателя Н.Н. Познанский (беспартийный левый), М.Е. Березин (трудовик), затем В.М. Волконский (умеренно правый; 1907-1912), А.Ф. Мейендорф (октябрист; 1907-1909), С.И. Шидлов- ский (октябрист; 1909-1910), М.Я. Капустин (октябрист; 1910-1912)).
В отличие от первых двух Дум, деятельность III Думы продолжалась полный срок — 5 лет (1-я сессия — 1.11.1907-18.6.1908; 2-я — 15.10.19082.6.1909; 3-я — 10.10.1909-17.6.1910; 4-я — 15.10.1911-13.5.1911; 5-я — 15.10.1911-9.6.1912).
Исход голосования в 3 Государственной думе зависел от октябристского «маятника», качание которого определяло черносотенное (292 голоса октябристов и черносотенцев) или либеральное (256 голосов октябристов, прогрессистов, кадетов, буржуазных националистов) большинство.
Большая часть законопроектов, выдвигавшихся кадетами и прогрессистами Думой была отвергнута (например, были отвергнуты законопроекты о введении волостного земства, о поселковом управлении, о волостном и местном суде). Социал-демократическая фракция внесла в Думу 162 законопроекта (речь идет о поправках к законопроектам по рабочему вопросу), но все они, разумеется, были отвергнуты.
На протяжении своей работы Дума рассмотрела 2432 и утвердила 2197 законопроектов. Большинство составляли текущие вопросы о сметах различных ведомств и казенных учреждений. Основные вопросы, стоявшие перед 3 Государственной думой: аграрный, рабочий, национальный.
Основные итоги работы 3 Государственной думы:
- по рабочему вопросу — 23 июня 1912 г. принят закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни, распространялся только на 15% рабочих; оплата пособий и врачебная помощь при увечье происходили за счет предпринимателей, а по болезни — за счет взносов из заработной платы рабочих и взносов предпринимателей; выдачей пособий ведали больничные кассы, которые управлялись рабочими и представителями администрации предприятия; страхование не распространялось на сельскохозяйственных рабочих, строительных рабочих, прислугу, ремесленников и др.
- по национальному вопросу — в 9 украинских и белорусских г уберниях появились земства (закон принят в мае 1910 г.); русские и финские граждане, проживавшие в Финляндии, были уравнены в правах; Финляндия была лишена права самостоятельности в вопросах о налогах, суде, охране порядка, таможне и т.д. (закон 17 июня 1910 г.); из состава Царства Польского выделены восточные части Люблинской и Седлецкой губерний, из которых образована Холмская губерния, ставшая внутренней губернией Российской империи (апрель 1912 г.).
Предложения интернет-магазинов
Избирательный закон от 3 июня 1907 года коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии. Тепрь один голос помещика приравняли к 4 голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Резко были ограничены права нерусских народов.
и) Рецидивы общинного сознания.
Третья Государственная дума, депутаты которой избирались по новому закону, собралась на своё заседание 1 ноября 1907 года. Получив удовлетворяющий его состав Думы, правительство смогло наконец представить аграрный законопроект на утверждение.
Однако крестьяне не спешили к переходу на хутора и отруба. В реальной жизни из общины выходили в основном зажиточные крестьяне, а также беднота, стремившаяся улучшить своё материальное положение за счёт продажи земли. Из 2 млн. выделившихся из общины дворов (не считая 470 тыс. дворов в беспередельных общинах, где выделение было обязательным) свои наделы продали 1,2 млн., т.е 60%. Немотря на все усилия прави-
тельства, действительно единоличные хозяйства, по типу фермерских, составляли к 1915 году всего лишь 10,3% всех крестьянских хозяйств, занимая 8,8% надельной земли.
Вместе с тем появление в деревне хуторян-фермеров вызывало зачастую ненависть к ним со стороны крестьян-общинников. Их хозяйства поджигали, травили скот, уничтожали посевы, ломали инвентарь. Только за 1909 — 1910 года полиция зарегистрировала около 11 тыс. фактов поджога хуторских хозяйств.
Часто крестьянское сопротивление реформам провоцировали сами власти. Землеустроительные комиссии предпочетали не возиться с отдельными домохозяевами, а разбивать на хутора и отруба всё селение. Чтобы добиться от крестьянского общества согласия на такую
разбивку, применялись различные методы давления, вплоть до использования военной силы.
Тем не менее за семь лет активного проведения реформы были достигнуты заметные успехи в росте сельскохозяйственного производства. За эти же годы удвоилось количество применяемых минеральных удобрений, почти в 3,5 раза возросли закупки крестьянами сельскохозяйственных машин.
Эти показатели, в свою очередь, оказывали влияние на рост промышленного производства, темпы которого в эти годы были самыми высокими в мире (8,8%).
к) Переселенченкая политика.
Одним из важнейших инструментов разрушения крестьянской общины стала политика массового переселения крестьян за Урал. Столыпин считал, что форсируя этот процесс, можно ослабить земельный голод во внутренних губерниях России, а главное — отправить миллионы безземельных и бунтующих крестьян подальше от помещичьих имений — в Сибирь, где было много пустующей земли.
Переселенцы освобождались на длительное время от налогов, получали в собственность участок земли (15 га на главу семьи и 45 га на остальных членов семьи), денежное пособие — 200 рублей на семью; мужчины освобождались от воинской повинности.
В первые годы после революции переселение развивалось быстрыми темпами. В последующий период этот процесс несколько замедлился. Всего же с 1906 по 1914 год в Сибирь переселились 3 млн. 40 тыс. человек. Однако переселенченское ведомство плохо подготовилось к перевозке и устройству на местах огромной массы людей, и хотя процент был довольно высок, часть переселенцев возвратилось обратно.
Несмотря на все недостатки, переселенченская политика имела прогрессивное значение. Увеличилось население Сибири. Новосёлы освоили более 30 млн. десятин пустующей земли, построили тысячи сёл, дав толчок развитию производительных сил Сибири. Очень важным было и то, что становление земельных отношений в переселенченских районах шло именно в том направлении, о котором говорил Столыпин, — создание крепких единоличных хозяйств.
Именно в этот период началось заселение Амурской области. На основе Столыпинского законодательства в период с 1906 — 1914 год из центра России в Амурскую область переселилось около 40 тыс. человек. В основном это была беднота, осевшая на юге области, и рабочие золотодобывающих приисков.
л) Одинокий реформатор.
Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся не скоро. В одном из интервью в 1909 году он заявил: “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России”. Однако внутренняя противоречивость целей и методов осуществления реформ привела к тому, что П. А. Столыпин стал фактически реформатором-одиночкой. Его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Более того, их действительной целью являлось формирование этой самой “группы поддержки” — класса мелких буржуазных собственников.
Крестьяне были разочарованы в том, что власть не отдала им помещичьи земли, предлагая ехать невесть куда. В крестьянское сознание все глубже внедрялась идея “чёрного”, т.е. революционного, передела земли. Дворянство видело в Столыпине лишь разрушителя “вековых устоев” и узурпатора власти. Им нужен был Столыпин-успокоитель, в Столыпине-реформаторе они не нуждались. И без того недовольное насаждением “чумазых лендлордов” в деревне, поместное дворянство и его представители в Думе возмутились, когда Столыпин попытался расширить политические права новой сельской буржуазии — провести проект бессословного земства. Ли-
беральная интеллигенция не могла простить премьерминистру военно-полевых судов, приверженности к самодержавным формам правления, антисемистских и прорусских настроений. Увлёкшись аграрными преобразованиями, Столыпин упустил проблему социального обеспечения рабочих, которая смогла бы смягчить негативную реакцию на жёсткость власти по отношению к ре-
волюционерам. Недовольство проявляли и промышленные круги, видевшие в правительственной политике перекос в сторону сельского хозяйства. Ну а для революционных партий он навсегда остался “душителем революции”, “вешателем”, реакционером. Эсеры устроили за Столыпниым настоящую охоту. Единственной силой, объявившей первоначально о своей безоговорочной поддержке всех столыпинских начинаний, были октябристы и стоявшие за ними патриотически настроенная русская буржуазия и часть государственно мыслящей интеллигенции и чиновничества. Однако впоследствии он лишился и этой поддержки.
Оставался единсвенный способ проведения реформ — при помощи силы государства. Однако столыпинский курс перестал поддерживать и Николай Второй. И не потому, что боялся остаться в тени на фоне яркой фигуры премьер-министра, как считали многие. Царь интуивно чувствовал, что, несмотря на искреннее убеждение Столыпина в необходимости укрепления самодержавия как главного инструмента преобразовательного процесса, в “столыпинской России” самодержавная власть станет ненужным атрибутом, потеряет не только политическое, но и духовно-психологическое обоснование. Все ждали отставки Столыпина.
м) Трагическая кончина.
1 сентября 1911 года в киевской опере шла “Сказка о царе Салтане” Римского-Корсакова. В ложе находился царь, Столыпин сидел в первом ряду, в восемнадцатом ряду — Богров. После второго акта был большой перерыв, царь покинул ложу. Столыпин стоял спиной к сцене, опёршись о рампу, и бесседовал с министром двора бароном В. Б. Фредериксом и военным министром В. А. Сухомлино-
вым. Неожиданно возник Богров. Подойдя к Столыпину на расстояние двух-трёх шагов, он дважды выстрелил. Одна пуля попала в руку, другая, задев орден на груди, изменила направление и прошла через живот. Столыпин сначала растерянно вытирал кровь, затем начал оседать на пол. Богоров успел дойти до выхода в коридор, но всеобщее оцепенение прошло, его схватили и избили. Когда порядок восстановился, зрители вернулись в зал, в ложе появился царь. Хор исполнил “Боже, царя храни”. После этого раненого отправили в клинику.
Состояние Столыпина несколько дней было неопределённым. Торжественные мероприятия продолжались. Царь однажды побывал в клинике, но к Столыпину не прошёл, а матери написал, что Ольга Борисовна его не пустила1 . 5 сентября состояние резко ухудшилось, и вечером Столыпин умер. Через четыре дня Богров предстал перед Киевским окружным военным судом. Рано утро 12 сентября его повесили2 .
Столыпин просил, чтобы его похоронили в том городе, где он кончит свою жизнь. 9 сентября он был похоронен в Киево-Печёрской лавре.
В последующие годы в разных городах устанавлиались памятники Столыпину, а в Государственном совете проваливались его реформы.
3. Заключение. Ввыоды и обобщения.
Деятельность Столыпина не была однозначной. В це-
лом он был, несомненно, крупным государственным дея-
телем, хотя и врядли особо выдающимся. “У П. А. Сто-
лыпина был сильный ум, — писал Изгоев, — но это был ка-
кой-то ум второго сорта, действительно лишённый и углубления, и идеалистического благородства, ум, сме-
шанный с мелкой хитростью и лукавством”3 . Заслужи-
вает внимание характеристика Витте, из всех врагов Столыпина, пожалуй, наиболее близкого ему по взглядам:
“Столыпин был человеком с большим темпераментом, человеком храбрым, и пока ум и душа его не помутились властью, он был человеком честным”1 .
Столыпин при всех своих отнюдь не исключительных качествах всё же видел гораздо дальше и глубже других представителей правящей элиты. Трагедия Столыпина состояла в том, что они не захотели иметь в своём кру-
гу государственного деятеля, превосходившего их по лич-
ным качествам.
[1]Ñì.: Ñòîëûïèí Ä. À. Ê âîïðîñó ôèëîñîôèè ïðàâà. Ì., 1893. Ñ. 3.
По новому закону усилилось неравенство избирательного права: вся власть оказывалась в руках помещиков и крупной буржуазии. Новый порядок выборов вдвое сокращал представительство от крестьян и рабочих, в несколько раз — от других национальностей.
Ставка была сделана на резкое увеличение депутатских мест для помещиков и крупной буржуазии, рассматриваемых как надежная социальная опора самодержавия. Помещики и крупная буржуазия, составлявшие в общей сложности менее 1% населения страны, отныне получали более 2/3 мест в Государственной Думе.
Состав III Думы. Характер ее деятельности.
В III Думе заседали 147 правых депутатов, 154 октябристов, 28 прогрессистов, 54 кадета, 26 представителей национальных групп, 14 трудовиков и 19 социал-демократов.
В Думе фактически оказалось два большинства. В зависимости от позиции октябристов по тому или иному вопросу могло воз никнуть правооктябристское или октябристско-кадетское большинство. Так, например, при обсуждении аграрной реформы октябристы группировались с кадетами и прогрессистами, получая нужно количество голосов, а при решении вопроса об усилении террора против оппозиции октябристы вступали в союз с монархистами.
Председателями III Государственной Думы были представитель правых Н.А. Хомяков, октябристы А.И. Гучков и М.В. Родзянко.
Эта Дума просуществовала весь отведенный ей по закону пятилетний срок. Подавляющее большинство принятых ей законов представляли собой второстепенного характера законы (тарифные сборы, сметы ведомств и пр.), которые современниками были окрещены «законодательной вермишелью». Вместе с тем III Дума занималась и рядом важных вопросов, поставленных в ходе революции 1905-1907гг.: и прежде всего аграрным.
Третьеиюньская политическая система.
В результате государственного переворота 3 июня 1907г. В России установилась так называемая «третьеиюньская»политическая система, или «третьеиюньская монархия».Ее характерной чертой был союз самодержавия с крупной монополистической буржуазией.
Третьеиюньский режим был вместе с тем и сдвигом в сторону бонапартизма, политики лавирования между дворянством и буржуазией. Свое название она получила по имени французского императора Наполеона III, впервые использовавшего такой подход.
Такая политика сделалась неизбежной для самодержавия после 1905 г., в условиях острого противоречия между растущим капитализмом и крепостническим землевладением, решительного размежевания социальных групп и роста революционной активности общества.
II. Деятельность П.А. Столыпина.
Взгляды П.А. Столыпина.
Важнейшей страницей этого времени была деятельность П.А. Столыпина, министра внутренних дел и Председателя Совета министров в 1906-1911 гг. Государственный строй России после революции 1905-1907гг. Столыпин характеризовал как парламентский, дарованный самодержавием сверху. Поэтому, доказывал он, все представительные учреждения (Государственная дума и Государственный совет), как дарованные монархом, должны быть подчинены воле монарха. Для его взглядов была характерна идея превращения России в «государство правовое», но под руководством самодержавия, которое и призвано создать такую обновленную Россию.
Столыпин считал, что сначала необходимо применяя жесткие меры навести в стране порядок, а затем можно уже проводить реформы..
2. Столыпинская аграрная реформа:
а) задачи реформы
С именем Столыпина связано проведение реформы крестьянского землевладения, получившей название «столыпинской аграрной реформы». Избранный им путь решения заключался в ликвидации сельской поземельной общины и насаждения частного крестьянского землепользования.
Тем самым решалась и чисто экономическая задача — рост сельскохозяйственного производства, обогащение крестьянства, что должно было привести к расширению потребительского рынка и тем самым стимулированию всей экономики.
Но реформа, по замыслам автора, должна была решить прежде всего социально-политическую задачу: крестьянин-собственник должен был стать надежной опорой власти. А путем предоставления земли за Уралом убрать из центральных губерний малоземельное, наиболее радикально настроенное крестьянство.
б) основные положения
Основное содержание реформы было изложено в указе от 9 ноября 1906г. 14 июня 1910 г. и 29 мая 1911г.
v Каждый крестьянин мог объявить частной собственностью надел земли, находящийся в его пользовании.
v Каждый крестьянин мог свободно выйти из общины, свободно избирать место жительства и род занятий.
v Любой крестьянин, закрепивший в частную собственность, мог потребовать соединить все его разбросанные полосы в один участок (отруб). Если на участок переносили усадьбу, то возникал хутор.
v Крестьяне, пожелавшие в связи с малоземельем переселиться за Урал, получали 15 га на главу семьи и до 45 га на всех остальных, 200 рублей и освобождение от налогов на 5 лет.
Определенного срока завершения реформы не предусматривалось, но Столыпин полагал, что для этого потребуется примерно 20 лет. За это время он намеревался провести ряд преобразований — в области местного управления, суда, народного просвещения и т.д.
в) ход реформы
Однако завершить реформу Столыпину не удалось. Если в 1908-1909гг. из общины ежегодно выходило в среднем свыше 500 тыс. домохозяев, то потом число их резко упало. Всего из общинного пользования было изъято около 22% земель.
Выходили из общины в основном «крайние» по своему имущественному положению слои крестьян — бедняки (их было большинство) и зажиточные. Если первые старались продать свои наделы и уйти в город, либо переселиться на свободные земли, то вторые выходили из нее с целью дальнейшего расширения своего надела.
г) итоги и значение
Как видим, реформы не была удачной и успешной. Переход от общины к хуторскому хозяйству означал по сути дела переход от многовековых испытанных способов жизни к формам, присущих скорее Центральной и Западной Европе. Психология крестьянской массы оставалась традиционной, уважительное отношение к частной собственности еще не сформировалось. Нередко соседи избивали крестьян, которые выходили из общины, поджигали их имущество и дома. Крестьяне, судя по всему, не спешили выходить из общины.
Даже те крестьяне, которые поддерживали ликвидацию общины и переход к частной собственности на землю и индивидуальному землепользованию, требовали предварительно дать крестьянству еще земель за счет помещиков. В это и состояло принципиальное расхождение между правительством и крестьянством.
В целом реформа способствовала ускорению развития экономики и буржуазной перестройке сельского хозяйства, дальнейшему расслоению крестьянства. Но по настоящему разрешить аграрный вопрос она сне смогла.
Сам Столыпин оказался в одиночестве: его реформу подвергли критике как либералы из кадетской партии, так и консерваторы, считавшие, что премьер покровительствует зажиточному крестьянству в ущерб дворянству. Реформа оказалась не в состоянии предупредить новый революционный взрыв, тем более в условиях мировой войны.
3. Рабочий и другие вопросы.
Помимо аграрного вопроса внимание Столыпина было приковано к решению рабочего вопроса. Были приняты законы об организации больничных касс для страхования рабочих, смешанных комиссий для решения трудовых конфликтов, о сокращении рабочего дня.
В национальном вопросе правительство Столыпина пошло по пути дальнейшего наступления на права окраин. В частности, была резко ограничена компетенция финского парламента.
Столыпиным также планировалось расширение земств на территории западных губерний, создание волостных земств, введение в России всеобщего начального образования. Однако сделать практически ничего не удалось, кроме первого, а именно: были введены земства на территории западных губерний (Западные Украина и Белоруссия, а также Литва).