Исторический корень в слове польза

Исторический корень в слове польза thumbnail

В этой теме хочу предложить участникам вспомнить и обсудить слова, корни которых уже вышли из употребления.

В качестве примера привожу слово ПОЛЬЗА. Что за крень ЛЬЗА? Очевидна связь с НЕЛЬЗЯ. Значит, льзя-льза – это что-то полезное (это не льзя – это не полезно, не хорошо). Открываем словарь: польза – производное от ЛЬГА. Сразу вспоминается ЛЬГОТА-ЛЕГОТА (у Бажова: “…дал народу ЛЕГОТКУ…”). Получается, что “польза” и “нельзя” имеют прямое отношение к “легкий”.
А какое же значение имел этот корень изначально?

а в чешском до сих пор есть lze – можно. Семантическая связь льгота-лёгкий-льзя обнаружить можно. Льгота – то, что можно, что “льзя”; лёгкий – например, пускай будет у нас лёгкое бревно, лёгкое – значит его можно, “льзя” поднять. Ну, почему-то у меня такие ассоциации. С т.з. историко-лингвистических процессов всё вполне законно: Ь – Э – JЭ (сначала прояснение звука, потом восточнославянское ёканье); Г – З по-моему, здесь из-за того, что потом шёл суффикс с j, сдвижение артикуляции и появление свистящего, т.е. йотация

Выходит, “легкое” бревно – это “можное” бревно. Не знал. Спасибо.

Это лишь лично моя гипотеза, до этимологического словаря не добрался)))

вот что нарыл в Vasmer’s Etymological Dictionary:
– (ро)żуtеk “польза” (см. Брюкнер 669).
– укр. кори́сть “польза, выгода, прибыль”, користа́ти з чого́ “пользоваться”, др.-русск., ст.-слав. користь, греч. τὰ σκῦλα (Мейе, Ét. 286).
– укр. не́льга, нiльга́, нельзя́; не́льга.
– блр. нельга́, нiльга́ “нельзя”.
– др.-русск. нельзѣ, наряду с нельга “не дозволено”, Илья Новгор.(см. Срезн. II, 64).
– Дат. -льзѣ вытесняется формой льзя аналогично случаям: не ме́сто, не досу́г, не вре́мя. Исходное *lьga связано с лёгкий. Ср. по́льза наряду с по́льга, о котором см. Мейе, Ét. 165.

Еще варианты:
-диал. по́льга — то же, арханг. (Подв.),
– укр. пíльга “облегчение, успокоение”,
– ср. польск. ulgа — то же; др.-русск. польза (начиная с Остром.; см. Срезн. II, 1149),
– русск.-цслав. пользевати “быть полезным” и пользовати,
– ст.-слав. польѕа, польза, полаб. рü᾽ölgа “польза”. Из ро- и *lьgа; ср. лёгкий (Мейе, Ét. 165 и сл.; 254; Зубатый, Sb. filol. 1, 147; Бернекер 1, 753; Траутман, ВSW 158 и сл.)
Ввиду отвердевшего характера -з- Дурново (ZfslPh 1, 487) предполагает цслав. влияние (ср. нельзя́).

Все статьи взял отсюда:
s t a r l i n g . r i n e t .r u /cgi-bin/main.cgi?flags=wygtmnl

NOTA BENE!!!

Алена Конева

Очень интересно. Благодарю за информацию. Я пока хочу увидеть глубже разницу между выгода и польза …)

Возникает мысль – не связано ли это с именем Ольга/Олег…

Польза- значит своевременность применения

Идеально вписанное в контекст

ПОЛЬЗА.

Не каждый заметит близость этого слова с “нельзя”, со “льгота”, а между
тем все они связаны с древним “льга”, означавшим “свобода”, “воля”. В виде
полном и самостоятельном это “льга” встречается теперь лишь в народных
говорах. Видим мы его также в составе слова во-льг-отный.

Одна из добродетелей —Благотворение. Изначально эта истина звучала так: «Бологотворерение», а потом его заменили на благотворение-вложили другой смысл. “Благі в значении «плохой» — довольно поздний эвфемизм: «блаженный», «дурной», «своенравный» сначала о людях, потом вообще. В русском отрицательное значение тоже есть в производном блажь”.
Древнерусское – (bolgo болого)—польза. Не каждый заметит близость этого слова с “нельзя”, со “льгота”, а между тем все они связаны с древним “льга”, означавшим “свобода”, “воля”. В виде
полном и самостоятельном это “льга” встречается теперь лишь в народных говорах. Видим мы его также в составе слова во-льг-отный.
Творить – в этимологии принято относить это слово к тем же гипотетическим индоевропейским корням, что и твердый, творог. Ученые разных стран указывают на такие древние корни этого слова, как *teue- «расти, выращивать», *taw- «производить». Родственными ТВОРИТЬ считают готское taujan «создавать», средне-Датское touwen «прясть, вязать (из шерсти)». По-моему, это слово восходит к трем древнейшим корням: *tъ- «делить, делать», wъ- «вить, вязать», rъ- «решать, освобождать». Сочетание образов деления, свития и разрешения порождает единое представление о творчестве как о порождении новой жизни, включающем этапы духовного влияния (делания, исхождения Духа), зачатия, вынашивания плода, разрешения от бремени и повития. Повитие, то есть завершение актов деления и свития – творения, представляет собой новую тварь, отличающуюся совершенной цельностью.
Из выше всего сказанного получаем, что Благотворение – это создавать цельное по свободной воле.

Польза, нельзя, – это всё относится к действию “лыко драть”. Лыко драть по болгарски – лико сълза, lyko slza – в переводе на словацкий. Встречал переводы “к полизанью”, “да полижешь”. Когда лыко драли слизывали сладкую соковину. Польза – когда было что полизать. Нельзя – когда нечего лизать. Мать говорила ребёнку тянущему всё в рот – нельзя, то есть не лижи горькое.
По болгарски лыко сълза и слеза – сълза. Так же на итальянском слеза и лыко одно слово – lacrima.

Полизал сладкий сок – польза.

польский

драть лыко – rozerwać łyka – глотнуть

собирались лыко драть – mieli się rozerwać – они должны были повеселиться

пошли за лыком – podążaj za łykiem – сделать глоток

хорватский

лыко драть – Bast suza – Просто слеза

чешский

драть лыко – roztrhat lýko – слезинка

Источник

« Назад

ПОЛЬЗА  18.10.2018 23:07

ПОЛЬЗА – от древнего корня*legwh- «нетяжелый, имеющий малый вес», того же, что в санскритском लघुक /лагхука/ «легковесный, неважный». В русском языке однокоренными являются вольготный, льгота, (не)льзя, легкий. Созвучие слова легкий с лгать и, далее, ложь, наводит на мысль о корнесловном родстве пользы и лжи. Для пользы дела и облегчения положения люди часто лгут не только друг другу, но и самим себе. Тем не менее, ученые-этимологи не признают такого родства, относя глаголы лгать и лежать к древнему корню *legh- «класть, сваливать», отличному от *legwh-. Все же, полезные приспособления, которые изобретаются для облегчения жизни, часто поощряют физическую и душевную лень, родственную глаголам лежать и лгать. Приставочная часть этого слова по- восходит к древнему корню *(а)pо- «кладу, возвращаю обратно», тому же, что в санскритском परतस् /паратас/ «после, за», и в древнегреческом многозначном предлоге απο «от, из, обратно». По-моему, древнейший первообраз, скрытый в этом корне, представляет собой возвращение взятого: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься (ἀποστρέψαι /апострепсэ/ «пойдешь обратно») в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (ἀπελεύσῃ /апилевси/ «снова ляжешь, вернешься») (Книга Бытия, 3:19). Сочетание основного образа «легкий, невесомый» с приставочным «возвратиться» порождает единое представление о пользе как о возвращении к легкой жизни, облегчении. Стремясь к общей пользе как к облегчению жизни, мы буквально пытаемся устроить себе рай на земле. На бесполезность суетных попыток человека богатеть и наслаждаться, пользуясь плодами своих трудов, указывает еще Ветхий Завет: «Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей. И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер?» (Екклесиаст, 5:14-15). Согласно Ветхому Завету единственное делание, приносящее пользу, это благотворение, сопровождаемое добрым словом в адрес нуждающегося: «Что есть человек и что польза его? что благо его и что зло его? Число дней человека — много, если сто лет: как капля воды из моря или крупинка песка, так малы лета его в дне вечности. Посему Господь долготерпелив к людям и изливает на них милость Свою. Он видит и знает, что конец их очень бедствен, и потому умножает милости Свои. Милость человека — к ближнему его, а милость Господа — на всякую плоть. Он обличает и вразумляет, и поучает и обращает, как пастырь стадо свое. Он милует принимающих вразумление и усердно обращающихся к закону Его. Сын мой! при благотворениях не делай упреков, и при всяком даре не оскорбляй словами. Роса не охлаждает ли зноя? так слово — лучше, нежели даяние. Поэтому не выше ли доброго даяния слово? а у человека доброжелательного и то и другое» (Книга Иисуса сына Сирахова, 18:7-17). Согласно Евангелию, единственно настоящую пользу приносят действия, направленные на очищение, хранение и спасение человеческой души для вечной жизни: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (От Марка, 8:36).

Читайте также:  Салат из свежей свеклы польза или вред

См. важный, вес, льгота.

Источник

  Ãëàâà èç êíèãè “Íåèçâåñòíîå îá èçâåñòíîì”
Äëÿ ññûëîê: “Èçäàòåëüñòâî Ãîëóáåâà” 2012 ãîä
ISBN 978-5-902683-06-3         

             Íà ïóòè ê ñòàíîâëåíèþ Ðîññèè êàê âåëèêîãî ãîñóäàðñòâà íàø íàðîä ïðîøåë òðóäíûé ïóòü, ñîïðîâîæäàâøèéñÿ ïåðåñåëåíèÿìè, âîéíàìè, ýïèäåìèÿìè. Ðàñøèðåíèå ãðàíèö ãîñóäàðñòâà ïðèâåëî ê òîìó, ÷òî â ñîñòàâ ðóññêîãî íàðîäà âëèâàëèñü íå òîëüêî ìàëûå íàðîäíîñòè, íî è öåëûå ýòíîñû. Âñå ýòî, íåñîìíåííî, ïðèâíîñèëî â ÿçûê è êóëüòóðó ðóññêîãî íàðîäà ñâîè îñîáåííîñòè. Ýòíè÷åñêàÿ äîëÿ ñëàâÿí â ñîñòàâå íàøåãî íàðîäà åäâà äîòÿãèâàåò äî ïîëîâèíû, íî äîëÿ êóëüòóðíîãî íàñëåäèÿ, íåñîìíåííî, ÿâëÿåòñÿ ãëàâíîé. Ýòî æå ìîæíî ñêàçàòü è î ðóññêîì ÿçûêå.
             Èñòîðèÿ ñëàâÿíñêèõ íàðîäîâ ïðîñëåæèâàåòñÿ ñåãîäíÿ ëèøü íà 4-5 òûñÿ÷åëåòèé. Òîãäà îñíîâíûì çàíÿòèåì ó íèõ áûëè îõîòà è ñêîòîâîäñòâî. Îòòóäà è äîøëè äî íàøèõ äíåé ñëîâà, çíà÷åíèå êîòîðûõ íå âñåãäà áûëî òàêèì êàê ñåé÷àñ. Íàïðèìåð, îõîòíèêè òîãäà ïîêëîíÿëèñü òîòåìíûì æèâîòíûì, èìÿ êîòîðûõ ïðîèçíîñèòü çàïðåùàëîñü. Âîëêà, íàçûâàëè ëþòûì, ìåäâåäÿ – áåðîì, ÷òî îçíà÷àëî áóðûé. Ñàìîíàçâàíèå îäíîãî èç çàïàäíûõ ñëàâÿíñêèõ ïëåìåí – ëþòè÷è è ìåñÿö ôåâðàëü, êîãäà âîë÷üè ñòàè áûëè îñîáî çëûìè, íàçûâàëñÿ ëþòåíü. Ýòî íàçâàíèå ôåâðàëÿ îñòàëîñü è ñåãîäíÿ íà Óêðàèíå è â Áåëîðóññèè. Îò äðåâíåãî ïðîçâèùà ìåäâåäÿ îáðàçîâàëîñü ñëîâî áåðëîãà – ëîãîâî áåðà.
            ×óòü ïîçæå, ñ ðàçâèòèåì ñêîòîâîäñòâà è ïîÿâëåíèåì çåìëåäåëèÿ ñòàëè ïî÷èòàòü è äîìàøíèõ æèâîòíûõ êîðîâ è ëîøàäåé. Îñîáî ïî÷èòàëè êîíÿ – ñèëüíîãî è íàèáîëåå áûñòðîãî æèâîòíîãî, â îáëèêå êîòîðîãî ëþäè ïðåäñòàâëÿëè ñîëíöå. Ýòîò îáðàç ñîõðàíèëñÿ â íàçâàíèè ýëåìåíòà ðóññêîé èçáû, íàçâàííîãî êîíüêîì, ïîòîìó ÷òî â äðåâíîñòè êðûøó óêðàøàëè äåðåâÿííûìè êîíñêèìè ãîëîâàìè.

            Äâà òûñÿ÷åëåòèÿ íàçàä ñôîðìèðîâàëàñü íîâàÿ ðåëèãèÿ, ãäå íà ïåðâîå ìåñòî âûøëè áîãè îëèöåòâîðÿâøèå ïðèðîäíûå ñèëû. Ãëàâíûì áîãîì ó ñëàâÿí ïîíà÷àëó áûë Ìèð (àíàëîã èðàíñêîãî áîãà Ìèòðà).  Ìèð áûë âñåîáúåìëþù, ïîòîìó è ñåãîäíÿ â íàøåì ÿçûêå ýòî ñëîâî îçíà÷àåò è óñòðîéñòâî ìèðà, è  ïåðèîä áåç âîéí, è ëàä â íàðîäå è ñåìüå, äà è ñàì íàðîä – âñåì ìèðîì. Íî ïåðâûì ÷èñòî ñëàâÿíñêèì áîãîì ñòàë Ðîä – ïðàðîäèòåëü âñåõ áîãîâ è ëþäåé.  ðóññêîì ÿçûêå è ñåé÷àñ ìîæíî íàéòè ìíîæåñòâî ñëîâ, äîêàçûâàþùèõ âåëè÷èå ýòîãî áîãà. Ñëîâà ðîäèíà, ðîäèòåëè, íàðîä, ðîäíèê è äðóãèå ïðîèçîøëè îò åãî èìåíè. Ðîä áûë åùå áîãîì íåáà è ãðîçû (øàðîâóþ ìîëíèþ ðàíüøå íàçûâàëè ðîäèÿ). Ñïóòíèêàìè Ðîäà áûëè äâå Ðîæàíèöû, êîòîðûå òàêæå ÿâëÿëèñü áîãèíÿìè ïëîäîðîäèÿ, îò èõ èìåíè ñåãîäíÿ ìû èìååì ñëîâà óðîæàé è ðîæü.
            Ïðèìåðíî ñ òîãî æå âðåìåíè íà÷èíàåòñÿ ïî÷èòàíèå îäíîãî èç äðåâíåéøèõ ñëàâÿíñêèõ áîãîâ Âåëåñà (Âîëîñà), íàçâàííîãî òàê îò äðåâíåãî íàçâàíèÿ áûêà – âîë. Îí èçîáðàæàëñÿ â âèäå áîðîäàòîãî ïàñòóõà, õðàíèòåëÿ ñòàä è áûë çàùèòíèêîì âñåõ ïðèðó÷åííûõ çâåðåé – äîìàøíåãî ñêîòà. Îò åãî èìåíè ïðîèçîøëî ñëîâî âîëîñû, àññîöèèðóþùååñÿ ñ øåðñòüþ æèâîòíûõ, à òàêæå ñëîâà âåëèêèé è âåëè÷èíà. Ñî âðåìåíåì Âåëåñ ñòàë åùå è áîãîì òîðãîâëè. Ïðîèçîøëî ýòî òàê: ãëàâíûìè äîðîãàìè ó ñëàâÿí áûëè ðåêè, è ïðè ïåðåòàñêèâàíèè ëîäîê è ëîäåé ìåæäó âîäîåìàìè èìåííî âîëîâ èñïîëüçîâàëè êàê òÿãîâóþ ñèëó. Îòñþäà ïðîèçîøëè ñëîâà âîëîê è âîëî÷èòü.
            Ñ ðàçâèòèåì ìåòàëëîîáðàáîòêè ó ñëàâÿí ñôîðìèðîâàëñÿ êóëüò áîãà-êóçíåöà, áîãà-òâîðöà – Ñâàðîãà. Êàê è îáû÷íûé êóçíåö, ñïîñîáíûé èç êóñêà æåëåçà âûêîâàòü îðóäèå òðóäà èëè îðóæèå, Ñâàðîã, ïðîäîëæàë äåëî Ðîäà, ôîðìèðóÿ îêðóæàþùèé ìèð, äåëàÿ åãî áîëåå ñëîæíûì, íî è áîëåå óäîáíûì äëÿ æèçíè. Îò èìåíè ýòîãî áîãà ïðîèçîøëè ñëîâà âàð è âàðèòü, ñâÿçàííûå ñ îãíåì. Âàð â äðåâíîñòè îçíà÷àë êèïÿòîê, è ïîòîìó ñóï èëè ïîõëåáêó ðàíüøå íàçûâàëè âàðåâîì. Ìíîãèå òåõíîëîãè÷åñêèå ïðîöåññû äðåâíîñòè íàçûâàëè ñëîâîì ñâàðãàíèòü – ýòî ñëîâî è ñåé÷àñ â õîäó, íî íà áûòîâîì óðîâíå. ×àñòü èìåíè Ñâàðîãà è ñåé÷àñ ìîæíî íàéòè â íàçâàíèÿõ ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ è êóëèíàðíûõ èçäåëèé.  êà÷åñòâå ïðèìåðà ìîæíî ïðèâåñòè òâîðîã è ïèðîã, èìåþùèå ïî òåì âðåìåíàì íàèáîëåå ñëîæíóþ òåõíîëîãèþ ïðèãîòîâëåíèÿ, âêëþ÷àþùóþ òåðìè÷åñêóþ îáðàáîòêó.

Читайте также:  Свинушка гриб вред и польза и вред

            Íå áåç âëèÿíèÿ êî÷åâûõ íàðîäîâ â êîíöå I òûñÿ÷åëåòèÿ äî í. ý. ó ñëàâÿí ïîÿâëÿþòñÿ íîâûå ñîëíå÷íûå áîãè – Äàæüáîã è Õîðñ.  èõ èìåíàõ ïðîñëåæèâàþòñÿ ñêèôñêî-èðàíñêèå êîðíè. Äàæüáîã (Äàæäüáîã) – ñ÷èòàëñÿ áîãîì ñîëíå÷íîãî ñâåòà, òåïëà è ïëîäîðîäèÿ. Ó ñëàâÿí îí ê òîìó æå ñ÷èòàëñÿ î÷åíü ùåäðûì. Íàøå îáèõîäíîå âûðàæåíèå äàé Áîã ðîäèëîñü êàê ïðîèçâîäíîå îò åãî èìåíè. À åùå ñëàâÿíå-çåìëåïàøöû ÷àñòî ïðîñèëè ó Äàæüáîãà òåïëóþ íåáåñíóþ âëàãó, êîòîðóþ òàê è íàçâàëè – äîæäü.
            Ñ êóëüòîì Õîðñà ñâÿçàí ïðàçäíè÷íûé âåñåííèé òàíåö ñ äâèæåíèåì ïî êðóãó – õîðîâîä, ïåòü åìó ïåñíè – õîð, à òàêæå îáû÷àé â íà÷àëå âåñíû ïå÷ü áëèíû, ïî ôîðìå ñîîòâåòñòâóþùèå ñîëíöó. Îïðåäåëåíèå õîðîøèé â äðåâíîñòè îçíà÷àëî „óãîäíûé Õîðñó“. îñîáåííî ïî÷èòàëè åãî ïðåäêè õîðâàò.

            Ñ ñåðåäèíû I òûñÿ÷åëåòèÿ ó âîñòî÷íûõ ñëàâÿí ïîÿâëÿþòñÿ çà÷àòêè ãîñóäàðñòâåííîñòè. Îíè íà÷èíàþò ñîâåðøàòü ïåðâûå êðóïíûå âîèíñêèå ïîõîäû. Ñ ýòîãî âðåìåíè â èõ ïàíòåîíå ñòàëè ïîÿâëÿòüñÿ áîãè âîéíû. Ïîíà÷àëó â áîãà âîéíû ïðîèçâåëè ßðèëî – áîãà çåìëåïàøöåâ, âåñíû è âåñåëüÿ. Íà ýòîò âûáîð ïîâëèÿëî è ïîñòîÿííîå âîçðîæäåíèå ßðèëû, âåäü êàê áîã çåðíà îí âñåãäà óìèðàë, ÷òîáû ïîòîì âíîâü âîçðîäèòüñÿ êîëîñîì. Òî÷íî òàê æå è ïîðåäåâøàÿ â áîÿõ âîèíñêàÿ äðóæèíà âñåãäà äîëæíà áûëà ïîïîëíÿòüñÿ íîâûìè âîèíàìè. ßðèëî áûë îñíîâíûì áîãîì ñëàâÿíñêèõ âîèíîâ íåñêîëüêî âåêîâ, äî ïðèõîäà âàðÿãîâ. Åãî èìÿ òîæå îñòàâèëî çàìåòíûé ñëåä â ðóññêîì ÿçûêå. Îò íåãî, êàê áîãà çåìëåïàøöåâ ìû èìååì òåðìèí – ÿðîâûå (ïîñåâû), à êàê áîãà âîéíû çíàåì ñëîâà ÿðîñòü è ÿðîñòíûé. Åñòü è åùå îäíî î÷åíü èçâåñòíîå íà Ðóñè ñëîâî, êîòîðîå ìàëî êòî ñâÿçûâàåò ñ ýòèì äðåâíèì ÿçû÷åñêèì áîæåñòâîì.
            Â ïåðèîä VII-IX âåêîâ â êèåâñêîé äðóæèíå âîèíîâ íàçûâàëè ÿðå. Îõðàíó êíÿçÿ è ñòàðøèõ äðóæèííèêîâ, ïî ñåãîäíÿøíèì ïîíÿòèÿì ãâàðäèþ, èìåíîâàëè áîëüøèå ÿðå. Ïîñëå óäà÷íûõ ïîõîäîâ íà Âèçàíòèþ Îëåãà è Èãîðÿ îñíîâíàÿ ÷àñòü äîáû÷è äîñòàëàñü êíÿçþ è ñòàðøèì äðóæèííèêàì, êîòîðûå ñî âðåìåíåì ñòàëè áîãàòûìè è çíàòíûìè ãîðîæàíàìè è çåìëåâëàäåëüöàìè. Áîëüøèå ÿðå è ñòàëè ïåðâûìè áîÿðàìè.  ïîëüçó ýòîé âåðñèè ñâèäåòåëüñòâóåò è òî, ÷òî äî ñðåäíèõ âåêîâ èõ òàê è èìåíîâàëè – áîëÿðå.  òàêîì æå âèäå ýòî ñëîâî ìîæíî âñòðåòèòü â íàøåé ðàííåé ëèòåðàòóðå.

            Ñ ïðèõîäîì âàðÿãîâ (âàãðîâ) – ïðåäñòàâèòåëåé çàïàäíûõ ñëàâÿíñêèõ ïëåìåí â ðóññêîì ÿçûêå ïîÿâèëèñü è íîâûå ñëîâà. Îñíîâíûì çàíÿòèåì çàïàäíûõ ñëàâÿí æèâøèõ íà òåððèòîðèè Ïîëüøè è Âîñòî÷íîé Ãåðìàíèè áûëè âîéíà è òîðãîâëÿ.  V-VIII âåêàõ ïî êîðàáëåñòðîåíèþ è ìîðåïëàâàíèþ â Ñåâåðíîì è Áàëòèéñêèõ ìîðÿõ èì íå áûëî ðàâíûõ. Çàïàäíûå ñëàâÿíå ó÷àñòâîâàëè ïî÷òè âî âñåõ òîðãîâûõ è âîåííûõ îïåðàöèÿõ òîãî âðåìåíè. Ñëîâà áðàíü â ïîíèìàíèè áèòâà è áðîíÿ – äîñïåõè, ïðèøëè íà Ðóñü èìåííî ñ âàðÿãàìè. Èçâåñòíûé ãîðîä Áðàíäåíáóðã ðàíüøå èìåíîâàëñÿ ïî èìåíè çàïàäíîñëàâÿíñêîãî êíÿçÿ Áðàíèáîðà îçíà÷àâøåãî ïîáåäèòåëü. È åùå îäíî çíà÷èìîå ñëîâî, ïîÿâèëîñü ïîñëå ïåðâîãî âîåííîãî âòîðæåíèÿ âàðÿãîâ íà Ðóñü – âðàã.
            ×àñòü èç ïðèâíåñåííûõ âàðÿãàìè ñëîâ áûëè ñâÿçàíû ñ èõ áîãàìè – Ðàäèãîñòîì, Òðÿñîì, Æèâîé, ×åðíîáîãîì, Áåëáîãîì è äð. Âåðõîâíûì æå áîæåñòâîì ó çàïàäíûõ ñëàâÿí ñ÷èòàëñÿ Ñâåòîâèò (Ñâÿòîé Ñâåò). Îò åãî èìåíè ïðîèçîøëè ñëîâà ñâåò, ñâåòëûé, à ïîçæå ñâÿòîé. Ðàäèãîñò – áûë áîãîì ãîñòåïðèèìñòâà ñâÿçàííûì ñ òîðãîâëåé è îò åãî èìåíè ïðîèçîøëè ñëîâà ðàäîñòü è ãîñòü. Îò ïîñëåäíåãî ïðîèçîøëè òàêèå ñëîâà êàê ãîñòèíöû, ãîñòèíèöà è äàæå ïîãîñò. Ïîãîñòàìè íàçûâàëè ñåëèùà ñëàâÿí, ãäå îñòàíàâëèâàëèñü äëÿ îòäûõà è îáìåííîé òîðãîâëè ãîñòè (êóïöû). Òàêèå ñåëèùà îáû÷íî íàõîäèëèñü íà ðàññòîÿíèè äíÿ âîäíîãî èëè ñàííîãî ïóòè (îêîëî 30-40 âåðñò) äðóã îò äðóãà. Ïîòîìó îíè è áûëè âûáðàíû êíÿãèíåé Îëüãîé êàê àäìèíèñòðàòèâíûå öåíòðû ïðèñîåäèíåííûõ åþ â 945 ãîäó íîâãîðîäñêèõ çåìåëü. Ýòî óæå ïîòîì, ÷åðåç ñòîëåòèå, â íèõ ïîÿâèëèñü ïðèõîäñêèå öåðêâè, ðÿäîì ñ êîòîðûìè áûëè ðàñïîëîæåíû è êëàäáèùà. Âîò ê íèì îêîí÷àòåëüíî è ïðèêðåïèëîñü  ñëîâî ïîãîñò.
 
            Ñ ðàñøèðåíèåì ãðàíèö äðåâíåé Ðóñè íà íàø ÿçûê è êóëüòóðó îêàçàëè âëèÿíèå ôèííî-óãîðñêèå è áàëòñêèå íàðîäíîñòè (âîäü, èæîðà, âåñü, ÷óäü, ãîëÿäü).  áûòó è â îäåæäå ìû ÷àñòî ìîæåì íàéòè èõ âëèÿíèå, íàïðèìíð, ñàðàôàí, êîêîøíèê, âûøèâêà. Èëüìåíñêèå ñëîâåíå ïîíà÷àëó ïî÷òè íå åëè ðûáó è âîîáùå íå äåëèëè åå ïî ïîðîäàì, è îò ðûáàêîâ ôèííî-óãðîâ â íàøåì ÿçûêå ïðèæèëèñü íàçâàíèÿ ðûá – îêóíü, ùóêà, ëîñîñü è äð. Î ñîâìåñòíîì ìèðíîì ïðîæèâàíèè ôèííî-óãðîâ è ñëîâåí ñâèäåòåëüñòâóåò èçâåñòíîå âûðàæåíèå ãîðîäà è âåñè. Ïîñåëåíèÿ ñëàâÿí íàçûâàëèñü ãîðîäàìè, à ïîñåëåíèÿ ôèííî-óãðîâ, â ÷àñòíîñòè ïëåìåíè âåñü – âåñÿìè. Ìíîãèå èç ýòèõ ïîñåëåíèé ñòàëè ãîðîäàìè – Âåñüåãîíñê, ×åðåïîâåö (ðàíüøå ïðîèçíîñèëè ×åðåïîâåñü). Îò ýòîãî ïëåìåíè ìû èìååì åùå îäíî ñëîâî – âåñíà. Òàê âåïññêèå ðûáàêè íàçûâàëè ïðîðóáü, êîòîðóþ îíè ïðîðóáàëè â âîäîåìàõ â êîíöå ôåâðàëÿ èëè íà÷àëå ìàðòà, îòêóäà ÷åðïàëè ïîëóçàäîõíóâøóþñÿ ðûáó. Çäåñü óæå ïðîñëåæèâàåòñÿ è ñëàâÿíñêîå âëèÿíèå òàê êàê ýòî ñëîâîñî÷åòàíèå âåñü – íà (áåðè)ïî ñóòè óæå íàøå.
            Áàëòñêîå ïëåìÿ ãîëÿäü, ïðîæèâàâøåå â IX-XII âåêàõ íà íûíåøíèõ òåððèòîðèÿõ Ìîñêîâñêîé, Ñìîëåíñêîé è Êàëóæñêîé îáëàñòåé äàëî íàøåìó ÿçûêó íåñêîëüêî çíà÷èìûõ ñëîâ è âûðàæåíèé. Æèëè îíè íåïðèêàÿííî, áåäíî è ãîëîäíî, ÷àñòî çàíèìàëèñü ãðàáåæàìè (îäèí èç èõ âîæäåé Ìîãóòà – ïðîòîòèï Ñîëîâüÿ-ðàçáîéíèêà). Îò íèõ ìû èìååì âûðàæåíèÿ ãîëûòüáà è ãîëü ïåðåêàòíàÿ, à òàêæå ñëîâà ãîëûé è ãîëîä.

             Ñ ïðèíÿòèåì õðèñòèàíñòâà è ïîÿâëåíèåì ïèñüìåííîñòè ñòàëè ïîÿâëÿòüñÿ ãðå÷åñêèå, ëàòèíñêèå à òàêæå ñëîâà èç þæíîñëàâÿíñêèõ ÿçûêî⠖ ñåðáñêîãî è áîëãàðñêîãî. Èíòåðåñíà ýòèìîëîãèÿ ñëîâà ãðåõ. Ïåðâûõ ñâÿùåííèêîâ íà Ðóñè íàçûâàëè ãðåêàìè è ïîòîìó, âñå ÷òî îíè çàïðåùàëè ïî êàíîíàì öåðêâè è íàçâàëè ãðåõîì – òî åñòü òî, ÷òî çàïðåùàë ãðåê.  ñðåäíèå âåêà ðóññêèé ÿçûê âïèòàë ñëîâà èç òþðêñêîãî ÿçûêà, ñàìûìè èçâåñòíûìè èç êîòîðûõ ñòàëè äåíüãè – îò òåíüãà è òàáîð – ñòàí, à åùå è èçâåñòíûé âñåì õàëàò.  ýïîõó Ïåòðà ïðèñóòñòâîâàëî çàèìñòâîâàíèÿ ñëîâ èç íåìåöêîãî è øâåäñêîãî ÿçûêîâ, à âåêîì ïîçæå – èç ôðàíöóçñêîãî.
             Íî, ñàìûìè ãëàâíûìè è âàæíûìè, è ïî ñåé äåíü ÿâëÿþòñÿ òå ñëîâà, êîòîðûå æèâóò â íàøåì ÿçûêå óæå íå îäíî òûñÿ÷åëåòèå – ñëàâÿíñêèå. Ê òîìó æå è ñàìîíàçâàíèå ñëàâÿí – ñëîâåíå, èìåëî ïîä ñîáîé çíà÷åíèå – ãîâîðÿùèé, ïîíÿòíûé, óìåþùèé ìîëâèòü ñëîâî.

Читайте также:  Мука первого сорта и высшего сорта в чем польза

Источник

Часто мы встречаем тексты, в которых доказательствами служат ссылки на происхождение слов. От этимологии (происхождения) слова и строят рассуждения. Вот пример:

ПОЛЬЗА  18.10.2018 23:07

ПОЛЬЗА – от древнего корня*legwh- «нетяжелый, имеющий малый вес», того же, что в санскритском लघुक /лагхука/ «легковесный, неважный». В русском языке однокоренными являются вольготный, льгота, (не)льзя, легкий. Созвучие слова легкий с лгать и, далее, ложь, наводит на мысль о корнесловном родстве пользы и лжи. Для пользы дела и облегчения положения люди часто лгут не только друг другу, но и самим себе. Тем не менее, ученые-этимологи не признают такого родства, относя глаголы лгать и лежать к древнему корню *legh- «класть, сваливать», отличному от *legwh-. Все же, полезные приспособления, которые изобретаются для облегчения жизни, часто поощряют физическую и душевную лень, родственную глаголам лежать и лгать. Приставочная часть этого слова по-восходит к древнему корню *(а)pо- «кладу, возвращаю обратно», тому же, что в санскритском परतस् /паратас/ «после, за», и в древнегреческом многозначном предлоге απο «от, из, обратно». По-моему, древнейший первообраз, скрытый в этом корне, представляет собой возвращение взятого: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься (ἀποστρέψαι /апострепсэ/ «пойдешь обратно») в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (ἀπελεύσῃ /апилевси/ «снова ляжешь, вернешься») (Книга Бытия, 3:19). Сочетание основного образа «легкий, невесомый» с приставочным «возвратиться» порождает единое представление о пользе как о возвращении к легкой жизни, облегчении. Стремясь к общей пользе как к облегчению жизни, мы буквально пытаемся устроить себе рай на земле. На бесполезность суетных попыток человека богатеть и наслаждаться, пользуясь плодами своих трудов, указывает еще Ветхий Завет: «Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей. И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер?» (Екклесиаст, 5:14-15). Согласно Ветхому Завету единственное делание, приносящее пользу, это благотворение, сопровождаемое добрым словом в адрес нуждающегося: «Что есть человек и что польза его? что благо его и что зло его? Число дней человека — много, если сто лет: как капля воды из моря или крупинка песка, так малы лета его в дне вечности. Посему Господь долготерпелив к людям и изливает на них милость Свою. Он видит и знает, что конец их очень бедствен, и потому умножает милости Свои. Милость человека — к ближнему его, а милость Господа — на всякую плоть. Он обличает и вразумляет, и поучает и обращает, как пастырь стадо свое. Он милует принимающих вразумление и усердно обращающихся к закону Его. Сын мой! при благотворениях не делай упреков, и при всяком даре не оскорбляй словами. Роса не охлаждает ли зноя? так слово — лучше, нежели даяние. Поэтому не выше ли доброго даяния слово? а у человека доброжелательного и то и другое» (Книга Иисуса сына Сирахова, 18:7-17). Согласно Евангелию, единственно настоящую пользу приносят действия, направленные на очищение, хранение и спасение человеческой души для вечной жизни: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (От Марка, 8:36).

См. важный, вес, льгота.

https://pervobraz.ru/slova/article_post/polza

Длинное и, кажется, научное доказательство. Тут вроде бы и спорить нечего. Да и как?

А вот как. Проверим, верна ли этимология. Открываем этимологический словарь (в Интернете или настоящую книгу) . Лучше всех – “Этимологический словарь русского языка” Макса Фасмера или “Историко-этимологический словарь современного русского языка” Павла Яковлевича Черных. Находим наше слово, в данном случае – слово ПОЛЬЗА.

Вот что выясняется:

ПОЛЬЗА – слово древнерусское (с XI в. известно из текста Остромирова Евангелия), происходит от старославянского ПОЛЬЗА, ПОЛЬЅѨ; (слова полезный, пользоваться известны с 1627 г.). Оно восходит к общеславянскому *polьga, от корня *lьg- (с ним: *lьgъkъ, *lьgota) (звездочками в тексте словарей отмечаются слова древних, уже не существующих, восстанавливаемых учеными языков)–в русском: легкий, льгота (и родственное им слово, возникшее также под влиянием церковнославянского языка: нельзя).

Общеславянская приставка ПО (PO) восходит к к общеиндоевропейской приставке *pos (откуда древнегреческое άπό, древнеиндийское Άπι и сходная приставка в других индоевропейских языках).

Общеславянский корень *lьg- возник от общеиндоевропейского *lṇgṷh- (light, lungs в современном английском, levis в латыни.; έλαχύϛ в древнегреческом и др.).

ПОЯСНЯЕМ: индоевропейский язык, или общеиндоевропейский язык-основа, или праиндоевропейский язык существовал до тех пор, пока индоевропейцы составляли единство – до 4-3 тысячелетия до н.э. Теперь он восстанавливается лингвистами, а его корни и другие части слова отмечаются в записи знаком звездочки.

Затем он делится на языковые семьи, одну из которых составила славянская (возможно, балто-славянская). Ее объединял общеславянский (праславянский) язык. Его тоже восстанавливают этимологи, специалисты по сравнительному языкознанию. И корни, приставки, суффиксы этого языка, ныне уже не существующего, тоже в записи принято в словарях и научных работах отмечать звездочками.

Итак, если корню нашего слова в этимологических словарях находят соответствия в древнегреческом, латыни, германских, романских, славянских и других индоевропейских языках – значит, он древнего индоевропейского происхождения. Как в случае со словом “польза”.

Если только в славянских (и балтийских языках) – значит, корень – древний общеславянский.

Родство слов по происхождению определяют строго по научным (академическим) этимологическим словарям. Все остальное требует или специальной научной работы и соответствующей квалификации, или является фантазиями и домыслами. Так называемая “народная этимология” – определение родственных отношений между словами, их происхождения и общности на основе сходства их звучания и написания – путь к забавным, часто милым, творческим, но совершенно безосновательным и бесполезным. Все доказательства, построенные на народной этимологии, к сожалению, вовсе не доказательства, а такие же милые фантазии.

УЧЕНЬЕ БЕЗ УМЕНЬЯ НЕ ПОЛЬЗА, А БЕДА!

Источник