Истина такие идеи которые приносят пользу
Юрий Тубольцев · 27 марта 2019
465
Так как успешность – это всего лишь характеристика деятельности или процесса, сопровождаемоего успехом, то позволю себе предположить что Вы хотели сравнить такие понятия, как сам “успех” и “истина”. На пути к успеху не всегда получается действовать правильно, не ущемлять чужих интересов, не “хитрить”. Поэтому успех не всегда добивается таким способом, который можно назвать истинным, которому можно и нужно подражать. К тому же, успех, как правило, приносит ощутимые результат и пользу в первую очередь его обладателю. В то время как истина должна быть результативна и полезна для всех, кто в ней нуждается. Поэтому лично я считаю, что эти понятия невзаимозаменяемы 🙂
Менеджер среднего звена, доброжелательная, позитивная.
То, что приносит результат и пользу не обязательно связано с истиной. И не обязательно то, что приносит пользу тебе самому так же полезно и для других. Например, какая-нибудь лживая газета может процветать, при этом вредя репутациям других людей.
Как сформировалось и в чём состоит ваше понимание понятия: идеальная женщина? Красота, успешность, ум, статус, материнство?
Живой, любопытствующий ум, странные заскоки, интересные мысли и творческая жилка. К сожалению, таких очень мало, поэтому с большинством девушек мне просто скучно. Понятия не имею, как сформировалось, просто общий язык нахожу наиболее успешно именно с такими.
Прочитать ещё 1 ответ
Зачем, по вашему, нужно просветление, и как его можно достичь?
художница, деятель искусства, студентка-политолог
в современном мире, доступ к получению информации есть почти у каждого. однако большинство не желает генерировать свои знания в пользу для общества и тд., большинство предпочитает потреблять контент. в следствии чего они запросто могут поверить в лженаучные учения. потому что это удобно и легко.
кто будет искать смысл в глубине? это занимает уйму времени, возникают противоречия, новые вопросы, ответы на которые нужно искать, разбирая другие области знания. среднестатистический человек предпочтёт потратить время на просмотр очередной мыльной оперы.
им правит лень и сиюминутное желание выгоды, а не перспектива развития и здравый смысл.
так зачем нести знания в массы если людям даже не хочется узнать что-либо полезное, если их и так все устраивает?
нужно учесть факт, что не все люди одинаково не желают образовываться. некоторые просто не понимают как это сделать или боятся идти против системы.
просвещение людей-необходимо.
получив знания, человек захочет изменить свою жизнь к лучшему, духовно обогатиться. его существование станет плодотворным. и оно принесёт пользу миру. можно привести банальный пример загрязнения окружающей среды: если людям грамотно разъяснить как засорение планеты повлияет на ухудшения их здоровья, а значит, и на ухудшение их жизни-они перестанут мусорить->наша планета станет чище->лучше.
подталкивая людей на размышления и наполняя их разум знаниями, можно искоренить невежество(т.е.отказ от познаний) и деградацию населения, а значит сделать мир лучше, а жизнь-ярче.
Что считается “идеальным” обществом? И есть ли вообще такое понятие?
Понятие такое конечно есть. Но что конкретно описывается под ним очень разнится и зависит от идеологии, которая описывает это “идеальное” общество. Коммунисты описывают его в своём ключе, либертарианцы в своём, националисты в своём и т.д. Обычно под “идеальным” понимается то, каким общество должно стать в итоге, то к чему надо стремиться. Грубо можно сказать, что “идеальное общество, это такое общество, где всем будет хорошо”. Только вот это “хорошо” каждый понимает по разному.
Как считаете,возможно ли поменять своё мышление или это что-то статичное или как избавиться от ощущения его статичности? Например,в финансовом плане?
Практикующий психолог.
Онлайн-консультации, коучинг, терапия:
vk.com/psyholog_…
Какая сложная формулировка вопроса… Спросили бы просто “Почему у меня нет денег?” ))
Существует некий набор принципов отношения к финансам. Они, во-первых, позволяют сравнительно комфортно жить при любом финансовом состоянии, во-вторых, психологически способствуют тому, чтобы денег стало больше.
В коучинге мы это прорабатываем подробно, а здесь могу ограничиться их простым перечислением. Отказаться от привычки измерять жизнь в деньгах. Не жить в долг и не брать кредитов. Платить окружающим так, как Вы хотите, чтобы платили Вам: быстро, много и не торгуясь. Выбирать всегда самое лучшее из доступного. Не ныть, отпугивая окружающих (ибо деньги Вы можете получить только от них). Избегать сильных эмоций при изменении финансового состояния в любую сторону. То есть одинаково спокойно относиться и к получению крупной, по Вашим меркам суммы, и к её потере…
Прочитать ещё 2 ответа
Ïîíÿòèå èñòèíû. Èñòèíà è ïðàâäà.
Ïîíÿòèå èñòèíû – ñëîæíî è ïðîòèâîðå÷èâî. Ó ðàçíûõ ôèëîñîôîâ, â ðàçíûõ ðåëèãèÿõ îíî ñâîå. Ïåðâîå îïðåäåëåíèå èñòèíû äàë Àðèñòîòåëü, è îíî ñòàëî îáùåïðèíÿòûì: èñòèíà – ýòî åäèíñòâî ìûøëåíèÿ è áûòèÿ. Ðàñøèôðóþ: åñëè òû î ÷åì-òî äóìàåøü, è òâîè ìûñëè ñîîòâåòñòâóþò äåéñòâèòåëüíîñòè, òî ýòî èñòèíà.
 ïîâñåäíåâíîé æèçíè èñòèíà – ýòî ñèíîíèì ïðàâäû. «Èñòèíà â âèíå», – ãîâîðèë Ïëèíèé Ñòàðøèé, ïîäðàçóìåâàÿ, ÷òî ïîä âëèÿíèåì îïðåäåëåííîãî êîëè÷åñòâà âèíà ÷åëîâåê íà÷èíàåò ãîâîðèòü ïðàâäó. Íà ñàìîì äåëå ýòè ïîíÿòèÿ íåñêîëüêî ðàçëè÷àþòñÿ. Èñòèíà è ïðàâäà – îáå îòðàæàþò ðåàëüíîñòü, íî èñòèíà – ýòî áîëüøå ëîãè÷åñêîå ïîíÿòèå, à ïðàâäà – ÷óâñòâåííîå. Ñåé÷àñ íàñòóïàåò ìîìåíò ãîðäîñòè çà íàø ðîäíîé ðóññêèé ÿçûê.  áîëüøèíñòâå åâðîïåéñêèõ ñòðàí ýòè äâà ïîíÿòèÿ íå ðàçëè÷àþò, ó íèõ ýòî îäíî ñëîâî («truth», «vérité», «wahrheit»). Îòêðîåì Òîëêîâûé ñëîâàðü æèâîãî âåëèêîðóññêîãî ÿçûêà Â. Äàëÿ: «Èñòèíà – … âñå, ÷òî âåðíî, ïîäëèííî, òî÷íî, ñïðàâåäëèâî, ÷òî åñòü; … ïðàâäà: ïðàâäèâîñòü, ñïðàâåäëèâîñòü, ïðàâîñóäèå, ïðàâîòà». Èòàê, ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî ïðàâäà – ýòî íðàâñòâåííî öåííàÿ èñòèíà («Ìû ïîáåäèì, ñ íàìè ïðàâäà»).
Òåîðèè èñòèíû.
Êàê óæå ãîâîðèëîñü, òåîðèé ìíîæåñòâî, â çàâèñèìîñòè îò ôèëîñîôñêèõ øêîë è ðåëèãèé. Ðàññìîòðèì îñíîâíûå òåîðèè èñòèíû:
- Ýìïèðè÷åñêàÿ: èñòèíà – ýòî âñå çíàíèå, îñíîâàííîå íà íàêîïëåííîì îïûòå ÷åëîâå÷åñòâà. Àâòîð – Ôðåíñèñ Áýêîí.
- Ñåíñóàëèñòè÷åñêàÿ (Þì): èñòèíó ìîæíî ïîçíàòü òîëüêî ñåíñèòèâíî, îùóùåíèåì, âîñïðèÿòèåì, ñîçåðöàíèåì.
- Ðàöèîíàëèñòè÷åñêàÿ (Äåêàðò): âñÿ èñòèíà óæå çàêëþ÷åíà â ðàçóìå ÷åëîâåêà, îòêóäà åå íàäî èçâëåêàòü.
- Àãíîñòè÷åñêàÿ (Êàíò): èñòèíà íåîïîçíàâàåìà ñàìà ïî ñåáå («âåùü â ñåáå»).
- Ñêåïòè÷åñêàÿ (Ìîíòåíü): íè÷òî íå èñòèííî, ÷åëîâåê íå ñïîñîáåí íà ïîëó÷åíèå ñêîëüêî-íèáóäü äîñòîâåðíûõ çíàíèé î ìèðå.
Êðèòåðèè èñòèíû.
Êðèòåðèè èñòèíû – ýòî òå ïàðàìåòðû, êîòîðûå ïîìîãàþò îòëè÷èòü èñòèíó îò ëæè èëè çàáëóæäåíèÿ.
- Ñîîòâåòñòâèå ëîãè÷åñêèì çàêîíàì.
- Ñîîòâåòñòâèå ðàíåå îòêðûòûì è äîêàçàííûì çàêîíàì è òåîðåìàì íàóê.
- Ïðîñòîòà, îáùåäîñòóïíîñòü ôîðìóëèðîâêè.
- Ñîîòâåòñòâèå ôóíäàìåíòàëüíûì çàêîíàì è àêñèîìàì.
- Ïàðàäîêñàëüíîñòü.
- Ïðàêòèêà.
 ñîâðåìåííîì ìèðå ïðàêòèêà (êàê ñîâîêóïíîñòü íàêîïëåííîãî ïîêîëåíèÿìè îïûòà, ðåçóëüòàòû ðàçëè÷íûõ ýêñïåðèìåíòîâ è ðåçóëüòàòû ìàòåðèàëüíîãî ïðîèçâîäñòâà) – ïåðâûé ïî çíà÷èìîñòè êðèòåðèé èñòèíû.
Âèäû èñòèíû.
Âèäû èñòèíû – êëàññèôèêàöèÿ, èçîáðåòåííàÿ íåêîòîðûìè àâòîðàìè øêîëüíûõ ó÷åáíèêîâ ïî ôèëîñîôèè, îñíîâàííàÿ íà èõ æåëàíèè âñå êëàññèôèöèðîâàòü, ðàçëîæèòü ïî ïîëî÷êàì è ñäåëàòü îáùåäîñòóïíûì. Ýòî ìîå ëè÷íîå, ñóáúåêòèâíîå ìíåíèå, ïîÿâèâøååñÿ ïîñëå èçó÷åíèÿ ìíîæåñòâà èñòî÷íèêîâ. Èñòèíà îäíà. Ðàçáèâàòü íà âèäû åå – ãëóïî, è ïðîòèâîðå÷èò òåîðèè ëþáîé ôèëîñîôñêîé øêîëû èëè ðåëèãèîçíîãî ó÷åíèÿ. Îäíàêî ó èñòèíû åñòü ðàçíûå àñïåêòû (òî, ÷òî íåêîòîðûå ðàññìàòðèâàþò êàê «âèäû»). Âîò èõ è ðàññìîòðèì.
Àñïåêòû èñòèíû.
Îòêðûâàåì ïðàêòè÷åñêè ëþáîé ñàéò-øïàðãàëêó, ñîçäàííûé äëÿ ïîìîùè ñäà÷è ÅÃÝ ïî ôèëîñîôèè, îáùåñòâîçíàíèþ â ðàçäåëå «Èñòèíà», è ÷òî ìû óâèäèì? Âûäåëÿòñÿ òðè îñíîâíûõ àñïåêòà èñòèíû: îáúåêòèâíàÿ (òà, ÷òî íå çàâèñèò îò ÷åëîâåêà), àáñîëþòíàÿ (äîêàçàííàÿ íàóêîé, ëèáî àêñèîìà) è îòíîñèòåëüíàÿ (èñòèíà òîëüêî ñ îäíîé êàêîé-ëèáî ñòîðîíû). Îïðåäåëåíèÿ âåðíû, íî ðàññìîòðåíèå ýòèõ àñïåêòîâ – êðàéíå ïîâåðõíîñòíîå. Åñëè íå ñêàçàòü – äèëåòàíòñêîå.
ß áû âûäåëèë (îñíîâûâàÿñü íà èäåÿõ Êàíòà è Äåêàðòà, ôèëîñîôèè è ðåëèãèè è ò.ä.) ÷åòûðå àñïåêòà. Ýòè àñïåêòû ñëåäóåò ðàçäåëèòü ïî äâóì êàòåãîðèÿì, íå ñáðàñûâàòü âñå â îäíó êó÷ó. Èòàê:
- Êðèòåðèè ñóáúåêòèâíîñòè-îáúåêòèâíîñòè.
Îáúåêòèâíàÿ èñòèíà îáúåêòèâíà ïî ñâîåé ñóòè è íå çàâèñèò îò ÷åëîâåêà: Ëóíà âðàùàåòñÿ âîêðóã Çåìëè, è íà ýòîò ôàêò ìû íå ìîæåì ïîâëèÿòü, íî ìîæåì ñäåëàòü îáúåêòîì èññëåäîâàíèÿ.
Ñóáúåêòèâíàÿ èñòèíà çàâèñèò îò ñóáúåêòà, òî åñòü ìû èññëåäóåì Ëóíó è ÿâëÿåìñÿ ñóáúåêòîì, íî åñëè áû íàñ íå áûëî, òî íå áûëî áû íè ñóáúåêòèâíîé èñòèíû, íè îáúåêòèâíîé. Ýòà èñòèíà, íàïðÿìóþ çàâèñÿùàÿ îò îáúåêòèâíîé.
Ñóáúåêò è îáúåêò èñòèíû âçàèìîñâÿçàíû. Âûõîäèò, ÷òî ñóáúåêòèâíîñòü è îáúåêòèâíîñòü – ýòî ãðàíè îäíîé è òîé æå èñòèíû.
- Êðèòåðèè àáñîëþòíîñòè-îòíîñèòåëüíîñòè.
Àáñîëþòíàÿ èñòèíà – èñòèíà, äîêàçàííàÿ íàóêîé è íåïîäëåæàùàÿ ñîìíåíèþ. Íàïðèìåð, ìîëåêóëà ñîñòîèò èç àòîìîâ.
Îòíîñèòåëüíàÿ èñòèíà – òî, ÷òî ÿâëÿåòñÿ èñòèíîé â îïðåäåëåííûé ïåðèîä èñòîðèè èëè ñ îïðåäåëåííîé òî÷êè çðåíèÿ. Äî êîíöà XIX âåêà àòîì ñ÷èòàëñÿ íàèìåíüøåé íåäåëèìîé ÷àñòüþ âåùåñòâà, è ýòî áûëî èñòèíîé, ïîêà ó÷åíûå íå îòêðûëè ïðîòîíû, íåéòðîíû è ýëåêòðîíû. È â ýòîò ìîìåíò èñòèíà èçìåíèëàñü. À ïîòîì ó÷åíûå îòêðûëè, ÷òî ïðîòîíû è íåéòðîíû ñîñòîÿò èç êâàðêîâ. Äàëåå, äóìàþ, ìîæíî íå ïðîäîëæàòü. Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî îòíîñèòåëüíàÿ èñòèíà êàêîé-òî ïåðèîä âðåìåíè áûëà àáñîëþòíîé. Êàê óáåäèëè íàñ ñîçäàòåëè «Ñåêðåòíûõ ìàòåðèàëîâ», Èñòèíà ãäå-òî ðÿäîì. È âñå æå ãäå?
Ïðèâåäó åùå îäèí ïðèìåð. Óâèäåâ ôîòîãðàôèþ ïèðàìèäû Õåîïñà ñî ñïóòíèêà ïîä îïðåäåëåííûì óãëîì, ìîæíî óòâåðæäàòü, ÷òî ýòî êâàäðàò. À ôîòî ñäåëàííîå ïîä îïðåäåëåííûì óãëîì ñ ïîâåðõíîñòè Çåìëè, óáåäèò, ÷òî ýòî òðåóãîëüíèê. Íà ñàìîì æå äåëå – ýòî ïèðàìèäà. Íî ñ òî÷êè çðåíèÿ äâóìåðíîé ãåîìåòðèè (ïëàíèìåòðèè), ïåðâûå äâà óòâåðæäåíèÿ – èñòèíà.
Òàêèì îáðàçîì, ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî àáñîëþòíàÿ è îòíîñèòåëüíàÿ èñòèíà òàê æå âçàèìîñâÿçàíû, êàê è ñóáúåêòèâíàÿ-îáúåêòèâíàÿ. Íàêîíåö-òî, ìû ìîæåì ñäåëàòü âûâîä. Ó èñòèíû íåò âèäîâ, îíà îäíà, íî ó íåå åñòü àñïåêòû, òî åñòü òî, ÷òî ÿâëÿåòñÿ èñòèíîé ïîä ðàçíûìè óãëàìè ðàññìîòðåíèÿ.
Èñòèíà – ñëîæíîå ïîíÿòèå, êîòîðîå ïðè ýòîì îñòàåòñÿ åäèíûì è íåäåëèìûì. È èçó÷åíèå, è îñìûñëåíèå ýòîãî òåðìèíà íà äàííîì ýòàïå ÷åëîâåêîì åùå íå çàâåðøåíî.
Согласно концепции когеренции (внутренней согласованности) истина представляет собой систематическое согласие выдвинутого положения с ранее принятыми утверждениями.
Такое согласие сильнее логической непротиворечивости: не всякое высказывание, не противоречащее ранее принятым высказываниям, может быть отнесено к истинным. Истинно только положение, являющееся необходимым элементом систематической, целостной концепции. Целостность обычно понимается так, что из нее нельзя удалить, без ее разрушения, ни одного элемента.
Истолкование истины как когеренции развивалось в начале XX в. П. Дюэмом, а затем У. В. О. Куайном, Т. Куном, Л. Лауданом и др.
Строго говоря, при таком понимании истины, если оно проводится последовательно, истина оказывается характеристикой прежде всего самой “целостности”, а не ее отдельных элементов. “Целостность” приобретает при этом абсолютный характер: она не оценивается с точки зрения соответствия ее чему-то иному, например, внешней реальности, но придает входящим в систему высказываниям ту или иную степень истинности. При этом степень истинности высказывания зависит только от его вклада в систематическую согласованность элементов целостности.
Теория когеренции отправляется от важной черты всякого знания, и в первую очередь научного, – его системности. В науке систематизированное знание приобретает форму научной теории. Допустимо предположить, что новое положение, позволяющее придать теории большее внутреннее единство и обеспечить более ясные и многообразные ее связи с другими, заслуживающими доверия теориями, может оказаться истинным также в классическом смысле.
Согласно прагматической концепции высказывание истинно, если оно работает, является полезным, приносит успех. Это понимание истины, предложенное Ч. Пирсом в конце XIX в., позднее разрабатывалось У. Джеймсом, Дж. Дьюи и др. “Работоспособность идеи”, или ее полезность, истолковывалась по-разному.
Прагматическое определение истины обычно подвергается критике на том основании, что человеческая практика непрерывно меняется, и то, что было, несомненно, полезным в один ее период, нередко оказывается бесполезным или даже вредным в более позднее время.
Традиционный пример с религиозными верованиями является хорошей иллюстрацией этой мысли. Начиная с истоков человеческой истории, религия являлась одним из наиболее эффективных средств социализации индивида. Религия предлагает решения таких сложных проблем человеческого существования, как смысл человеческой жизни, предназначение страданий, смерти, любви и т.д. Особая сила религии как средства социализации связана с тем, что боги (или бог в монотеистических религиях) постоянно держат человека в своем ноле зрения. Даже оставаясь один, он помнит, что есть инстанция, способная оценить его поведение и наказать его, если он отступает от системы норм и правил, поддерживаемой религией. Не только любые поступки, но даже все мысли и намерения человека, скрытые от окружающих его людей, не являются тайной для божества.
Однако в индустриальном обществе значение религии как одного из важных механизмов социализации стало заметно падать. Капитализм является светским обществом, придерживающимся принципа свободы совести. Тысячелетия гипотеза о существовании Бога действительно была полезна. Но в индустриальном, и тем более в постиндустриальном обществе в ней уже нет особой необходимости. Означает ли это, что являвшаяся ранее истинной (полезной) система религиозных верований в настоящее время утратила свою истинность? Нужно к тому же учитывать, что современный мир является очень пестрым, и к постиндустриальным относится только небольшое число стран. Подавляющее большинство людей религиозно, причем верят они в самых разных богов. Следует ли из этого заключить, что для некоторых обществ религия остается истинной, в то время как для других она уже утратила свою истинность?
Такого рода вопросы ставят под сомнение объективность истины.
Критерий – это мера для оценки чего-либо, способ, с помощью которого проверяется факт, идея, познание. Человек всегда пытался познать истину, понять, что это такое, и объяснить другим. Поиск истины беспокоил древние цивилизации, волнует человечество и сейчас.
Основные понятия
Существует несколько основных понятий, связанных с критериями истины.
Истина – это познание, являющееся информацией о реальном состоянии предмета.
Объективная истина – это познание, независимое от воли и действий человека.
Абсолютная истина – это точное, проверенное познание, изменить которое невозможно. Например: лед – это замерзшая вода.
Относительная истина – это познание, полученное от неполных исследований, которое могут быть изменено впоследствии.
Свойства истины
Истина обладает следующими свойствами:
- Процессуальность. Означает постоянный процесс познания, который приносит новые знания во всех областях человеческой деятельности. Истина движется во времени, изменяется и дополняется.
- Конкретность. Обеспечивает получение точного познания о предмете или явлении, находящемся в конкретных условиях: место, время и другие обстоятельства.
- Абстрактность. Является результатом абстрактного мышления с обобщенными итогами.
- Противоречивость. Заключается в противоречии между объективными и субъективными условиями исследования предмета или явления.
Концепции истины
- Классическая. Означает истину как равнозначность мыслей и слов.
- Когерентная (взаимосвязанная). Истина – это единство знаний.
- Прагматическая (выгодная). Считает, что истина должна приносить конкретную пользу.
- Конвенциональная (соглашательская). Полагает, что истина – это соглашение всех работающих над этой истиной.
Критерии истины
Критерии – это характеристика, состав истины. Великие философы прошлого составили примерный перечень. По их мнению, истина должна отвечать следующим критериям:
- Существовать на самом деле. Знание должно существовать, быть правдой, а не вымыслом. Возможны ошибки в получении нового знания, но умышленный обман недопустим.
- Совпадать с абсолютными познаниями. Знание не может противоречить основополагающим, фундаментальным законам: всемирному тяготению, термодинамике, сохранению энергии, материи и другим.
- Соответствовать действующим законам. Знание должно соответствовать основным действующим законам, которые открыли великие ученые (как Ньютон, Менделеев, Пастер, Эйнштейн, Кюри).
- Не противоречить логике. В знании не допускается противоречий. Фрагменты знания не должны отрицать друг друга. Знание не может противоречить само себе. Оно должно соответствовать неопровержимым, надежным познаниям. Непротиворечивость знания логике означает ясность и понятность его изложения, а также наличие убедительного доказательства.
- Получать практическое подтверждение. Чистое теоретическое знание является знанием абстрактным, отвлеченным. У него нет других доказательств, кроме теоретических рассуждений. Получить подтверждение правильности полученного знания можно только практическим путем.
- Эстетика. Некоторые философы настаивали на обязательном эстетическом критерии истины. Истина только тогда будет настоящей, когда она гармонична, привлекательна, красива.
Философские направления о критериях истины
Критерии истины рассматривали различные философские направления:
- Рационализм. Последователи этого направления полагали, самые достоверные познания можно получить только из разума.
- Идеализм. Единомышленники направления за саму истину считали мышление, которое может самостоятельно воспроизводить объект исследования. Также они придавали значение мыслительной интуиции.
- Агностицизм. Приверженцы агностицизма считали, что мир, окружающий человека, познать невозможно. Потому что мир слишком велик, а человек слишком мал, и жизнь человеческая коротка.
- Скептицизм. Скептики выражали сомнение в истине вообще, в ее достоверности. Они утверждали, что всякое знание следует подвергать сомнению, не доверять очередной истине, людям, ее получившим, а также способам ее получения.
- Сенсуализм. Представители этой философии верили в исключительность ощущений. Они доверяли только чувственному познанию мира. Только чувства и ощущения получают правдивую информацию о существовании мира и человека.
- Эмпиризм. Сторонники этого направления полагали, что познавать мир и получать истину можно только на основе собственного жизненного опыта и собственных знаний. Они отвергали научный подход к поиску истины.
- Прагматизм. Поборники направления уверены, что знание должно быть результативным, приносить ощутимую, материальную пользу. Знание должно трудиться ради благополучия и выгоды.
- Конвенционализм. По мнению участников этого направления, знание – это плод соглашения всех ученых об объекте исследования.
Практика как главный критерий истины
Практика – это человеческая деятельность, которая изменяет материальную окружающую действительность. Полученные знания должны служить человеку, облегчать его труд, изменять общество, улучшать жизнь. Только практическое применение знаний сможет показать перспективное или тупиковое направление полученных знаний.
Формы практики
Практика выражается в следующих формах:
- материальное производство (освоение территорий, строительство объектов, производство продукции);
- социальное преобразование (вооруженные конфликты, правительственные перевороты, изменение государственного строя);
- научная деятельность (проведение опытов, осуществление экспериментов, получение нового продукта).
Функции практики
Практика имеет следующие функции:
- Источник познания. Знания человечества получены в результате практических действий для решения проблем в повседневной жизни.
- Основа познания. Практика двигает познание к изменению и улучшению мира.
- Цель познания. В процессе практической деятельности открываются новые цели, которые необходимо познать и освоить.
- Критерий истины. Практика отделяет истину от заблуждения. Реализация познания в материальном виде определяет нужность и полезность познания.
- Преобразование. Практика преобразует мир и человечество.
Практика абсолютна и относительна
Практика является абсолютной и относительной одновременно:
- Абсолютная практика. Имеет возможность подтвердить либо опровергнуть абсолютную истину в теории или на практике.
- Относительная практика. Не имеет возможности постоянно доказывать истину по причине собственного несовершенства.
Этапы практики
Практика всегда реализуется в течение нескольких последовательных, взаимосвязанных этапов:
- определение цели;
- разработка проекта;
- выбор ресурсов и способов;
- выполнение идеи.
Наука вносит значительный вклад в познание, и отличается от философии или естествознания тем, что многократно проверяет познания различными способами. Большую роль в проверке теорий играет прикладная наука, которая в порядке эксперимента осуществляет практическое применение новых разработок.
Практика – это главный критерий истины. Только путем практического воплощения знаний, можно узнать истинность теоретических выводов.