Истина красота добро польза справедливость свобода
Чтобы подготовиться к участию в олимпиаде по предмету обществознания, ученикам 6 класса предлагается поупражняться в решении заданий, представленных на этой странице. Мы специально отобрали примеры, наиболее приближенные к реальным заданиям олимпиады. Дав ответы на все вопросы и решив задания, ученики смогут узнать, над каким разделами им нужно поработать дополнительно для того, чтобы получить высокий результат на предстоящем испытании.
Ниже вы найдете задания олимпиады по обществознанию с ответами и примерами решений. Помните, что правильные ответы приведены для контроля и их нужно использовать только после того, как ученик попытался решить задание самостоятельно.
- Тестовые задания
- Открытые вопросы
- Ответы на тесты
- Ответы на открытие вопросы
Скачайте задания, заполнив форму!
После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной
Тестовые задания
1. Государство – это понятие:
А) политическое
Б) социальное
В) географическое
Г) экономическое
2. Патриоты – это:
А) люди, которые родились в одном месте
Б) те, кто любят свою родину
В) граждане одной страны
Г) работники промышленного предприятия
3. Молодой человек становится совершеннолетним в:
А) 15 лет
Б) 16 лет
В) 17 лет
Г) 18 лет
4. Тот, кто предлагает работу, именуется:
А) работником
Б) менеджером
В) экономистом
Г) работодателем
5. Главой государства в Российской Федерации является:
А) Председатель Правительства
Б) Председатель Совета Федерации
В) Президент РФ
Г) Председатель Государственной Думы
6. Субъект РФ, в котором ты живешь, называется:
А) Саратовская область
Б) Саратовский край
В) Саратовская губерния
Г) Земля Саратовская
7. В каком варианте ошибка? Человек отличается от животного тем, что
А) умеет изготовлять орудия труда
Б) владеет речью
В) обладает мышлением
Г) живет инстинктами
8. Согласно закону, источником власти в РФ является:
А) многонациональный народ
Б) Президент РФ
В) Федеральное Собрание
Г) Правительство РФ
9. Истина, Красота, Добро, Польза, Справедливость, Свобода. Эти понятия объединяет то, что они являются:
А) идеалом
Б) духовными ценностями
В) добром
Г) моралью
10. Большинство населения нашей страны составляют:
А) жители мегаполисов
Б) жители городов
В) дачники
Г) жители пригородных зон
Открытые вопросы
Вопрос 1
Установите верность или ложность утверждений «да» или «нет»
а) Каждый человек имеет право на выбор профессии
б) Закон допускает труд в ночное время для всех желающих
в) Конституцию называют основным законом страны
г) В российском обществе больше ценится индивидуализм, эгоизм
д) Сознание свойственно и человеку и животному
Вопрос 2
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к ценностям. Найдите и укажите «лишнее» слово, объясните его значение.
Мораль, добро, этика, благородные поступки, зло
Вопрос 3
Вставь нужные слова вместо пропусков:
1) Науки, изучающие живую и неживую природу называются ________________.
2) Науки, изучающие человека, формы совместной жизни людей называются ____________.
Вопрос 4
Из предложенного списка выберите только черты сельской жизни:
а) их жизнь не богата историческими событиями
б) здесь действуют водопровод, отопление…
в) повышенный шум, запылённость атмосферы
г) человек занят домашним хозяйством, промыслами
д) ослабленное здоровье
е) здесь признаётся «тыканье» и обращение друг к другу по имени
ж) неработающие соседи присматривают за детьми
з) большое количество дворов, шоссе, парков
Вопрос 5
Из фрагментов собери слова:
НА СТИ СТВ ИН СЛЕД ОСТЬ НКТ ЕНН
Ответы на тесты
Тестовое задание | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ | А | Б | Г | Г | В |
Тестовое задание | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
Ответ | А | Г | А | Б | Б |
Ответы на открытие вопросы
Ответ на вопрос 1:
А) да
Б) нет
В) да
Г) нет
Д) нет
Ответ на вопрос 2:Зло.
Ответ на вопрос 3:
1) Естественнонаучные
2) Гуманитарные
Ответ на вопрос 4:а, г, е, ж
Ответ на вопрос 5:инстинкт, наследственность.
Скачайте задания, заполнив форму!
После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной
Другие классы
- Олимпиада по обществознанию 11 класс
- Олимпиада по обществознанию 10 класс
- Олимпиада по обществознанию 9 класс
- Олимпиада по обществознанию 8 класс
- Олимпиада по обществознанию 7 класс
- Олимпиада по обществознанию 6 класс
- Олимпиада по обществознанию 5 класс
Обновлено: 03/04/2015 , автор: Валерия Токарева
МОКУ «Падунская школа-интернат»
ОЛИМПИАДА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
для 8,9 классов
Вопросы на 1 балл
1.Государство – это понятие:
А) политическое
Б) социальное
В) географическое
Г) экономическое
2. Патриоты – это:
А) люди, которые родились в одном месте
Б) те, кто любят свою родину
В) граждане одной страны
Г) работники промышленного предприятия
3. Молодой человек становится совершеннолетним в:
А) 15 лет
Б) 16 лет
В) 17 лет
Г) 18 лет
4. Тот, кто предлагает работу, именуется:
А) работником
Б) менеджером
В) экономистом
Г) работодателем
5. Главой государства в Российской Федерации является:
А) Председатель Правительства
Б) Председатель Совета Федерации
В) Президент РФ
Г) Председатель Государственной Думы
6. Субъект РФ, в котором ты живешь, называется:
А) Кемеровская область
Б) Кемеровский край
В) Кемеровская губерния
Г) Земля Кузнецкая
7. В каком варианте ошибка? Человек отличается от животного тем, что
А) умеет изготовлять орудия труда
Б) владеет речью
В) обладает мышлением
Г) живет инстинктами
8. Согласно закону, источником власти в РФ является:
А) многонациональный народ
Б) Президент РФ
В) Федеральное Собрание
Г) Правительство РФ
Вопросы на 2 балла
9. Истина, Красота, Добро, Польза, Справедливость, Свобода. Эти понятия объединяет то, что они являются:
А) идеалом
Б) духовными ценностями
В) добром
Г) моралью
10. Установите верность или ложность утверждений «да» или «нет»
а) Каждый человек имеет право на выбор профессии __________
б) Закон допускает труд в ночное время для всех желающих __________
в) Конституцию называют основным законом страны __________
г) В российском обществе больше ценится индивидуализм, эгоизм __________
д) Сознание свойственно и человеку и животному ___________
11. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к ценностям. Найдите и укажите «лишнее» слово.
Мораль, добро, этика, благородные поступки, зло
12.Из фрагментов собери слова:
НА СТИ СТВ ИН СЛЕД ОСТЬ НКТ ЕНН
_________________________________________________________________________________
13. Выбери из данного списка ветви государственной власти:
А) законодательная
Б) правительственная
В) исполнительная
Г) депутатская
Д) судебная
14. Объединение кровных родственников или близких людей, у которых общий дом и хозяйство, называется:
А) Группой
Б) Коллективом
В) Семьей
Г) Командой
Вопросы на 3 балла
15. Прочитайте известные высказывания. Определите, какая тема их объединяет.
Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей.
Два уха и один язык даны нам для того, чтобы больше слушать и меньше говорить.
Умение слушать теряется, едва приобретается умение говорить.
Больше всех говорит тот, кому нечего сказать.
Если не умеешь говорить, то научись слушать.
А) познание
В) общение
Б) труд
Г) игра
16.Определи, о каком понятии идет речь, запиши это понятие:
Вознаграждение за выполненную работу, за оказанную услугу — это ______________________
17.Запиши название норм, о которых идет речь в приведенных примерах:
— Поддержка друга.
— Уважительное отношение к старшим.
— Помощь родителям.
— Справедливое отношение к людям.
Эти нормы называются ______________________________________________________________
18.Сформулируй золотое правило морали.
__________________________________________________________________________________
19.Основной Закон Российской Федерации называется
_________________________________________________
Вопросы на 5 баллов
20.Вставив пропущенные слова (вместе, природа, человек, общество), вы восстановите высказывания современного бразильского писателя и русского литературного критика.
Человек тогда (а)_____________________________, когда он со всеми (б)_________________.
(Ж.Амаду)
Создаёт человека (в)___________________________, но развивает и образует его (г)____________________________________________.
(В.Г. Белинский)
21. Нормы права регулируют:
А) мысли человека
Б) совесть человека
В) действия человека
Г) все варианты верны
22. К какой из сфер общественной жизни относится семья?
А) экономической
Б) социальной
В) политико-правовой
Г) духовной
Д) ни к одной из выше перечисленных
23. В Российской Федерации государственной религией является (являются):
А) христианство
Б) православие
В) традиционные религии России — православие, христианство, ислам, буддизм, иудаизм
Г) ни один из ответов не верен
24. Право – это система обязательных правил поведения, выработанных в обществе или установленных государством, которая поддерживается:
А) авторитетом президента
Б) принуждением власти
В) совестью человека
Г) традициями общества
25. Что из перечисленного не рассматривается законодательством в качестве конституционной обязанности граждан Российской Федерации?
А) уплата налогов государству
Б) соблюдение законов
В) забота о сохранении исторического и культурного наследия
Г) участие в выборах
Ответы на вопросы: 1– А; 2 – Б; 3 – Г; 4 – Г; 5 – В; 6 – А; 7 – Г; 8 – А; 9– Б; 10 – А (да), Б (нет), В (да), Г (нет), Д (нет); 11– Зло; 12 – инстинкт, наследственность; 13 – А, В, Д; 14 – В; 15 – В; 16– Зарплата; 17 – Моральные нормы; 18 – Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе; 19 – Конституция; 20 – а (человек), б (вместе), в (природа), г (общество); 21– В; 22 – Б; 23 – Г; 24 – Б; 25 – Г.
Ирина Балманжи
Хотите лучше понять самих себя, общество и мир, в котором вы живете? Профессиональный философ Мортимер Адлер в своей новой книге «Шесть великих идей» доказывает, что философия важна для каждого из нас. Он помогает разобраться в том, что такое истина, справедливость, красота, добро и многое другое. Несколько идей из книги — прямо сейчас.
Об истине спорят
Принципы стремления к истине — общие для всех научных дисциплин и отраслей знаний — выглядят следующим образом: 1) пополнение корпуса существующих и доказанных истин новыми; 2) замена не слишком точных и исчерпывающих определений; 3) выявление ошибок и несоответствий, корректировка ошибочных утверждений; 4) отказ от опровергнутых обобщений, гипотез и теорий. Благодаря этим принципам область известных научных фактов расширяется и постепенно приближается к истинному знанию. Зерна отделяются от плевел, ошибки устраняются из научных предположений, и те становятся все более и более соответствующими истине.
Движение от спорных вопросов к решенным или от конфликтов к согласию задает направление нашему стремлению к истине. Вопросы, по которым ученые не достигли согласия, являются самыми важными на нашем пути к истине именно потому, что их можно исследовать и привести к единому приемлемому решению. Но существуют и другие вопросы, которые вызывают разногласия между людьми, — вопросы вкуса, а не истины.
Нам всем известна банальная сентенция «о вкусах не спорят». Нет смысла устраивать дискуссии по поводу того, нравится вам что-то или не нравится. Пользы от этого никакой, а различия во вкусах по какому бы то ни было вопросу преодолеть все равно не удастся. Самое мудрое решение — придерживаться собственных взглядов, а мнения и вкусы других людей воспринимать толерантно.
Что касается установления истины, то здесь мы можем использовать максиму «об истине спорят». Дискуссии об истинности того или иного суждения являются плодотворными. Если истинность наших убеждений и мнений ставится под сомнение, мы должны быть готовы к полемике с оппонентами и делать все от нас зависящее, чтобы прийти к согласию. В данном случае следует проявлять мудрость, что означает вступать в полемику, а не уклоняться от нее. Когда речь заходит об истине, нельзя допускать никаких разногласий. Некоторые вопросы настолько сложны, что по ним невозможно прийти к согласию в ближайшем будущем, используя доступные нам на данный момент ресурсы. Однако никогда нельзя отказываться от этих попыток, если дело касается не вкусовых предпочтений, а объективных истин.
В противоположность точным наукам можно привести некоторые области деятельности, в которых ставка делается исключительно на вкусы человека: кулинария, этикет, мода, танцы, семейный уклад и многое другое. В этих случаях мы не ожидаем, что два человека с разными взглядами и предпочтениями начнут думать, как бы им прийти к согласию. Более того, мы считаем, что они не обязаны поступать таким образом. В вопросах истины решающее значение приобретают факты объективной реальности. В принципе все наши решения в этой области должны базироваться исключительно на них. К объективным рассуждениям недопустимо примешивать эмоции или желания.
Альберт Эйнштейн: «Истина — это то, что выдерживает проверку опытом». Источник.
Математика и кулинария — яркие примеры двух совершенно противоположных сфер — истины и вкуса. А между этими крайними точками находятся философские воззрения и религиозные верования. Сегодня в академических кругах принято включать и философские воззрения, и религиозные верования в сферу вкуса, помещая их, таким образом, по одну сторону разделительной линии. Такого подхода человечество придерживалось не всегда, и нельзя с полной уверенностью сказать, что он является единственно правильным.
Что заставляет людей помещать философию в середину шкалы, между сферой истины, например математикой или естественными науками, и сферой вкуса, например модой или кулинарией? Ответ заключается в безусловном историческом факте: за много веков существования философии она гораздо меньше продвинулась вперед, чем математика или естественные науки. Более того — споры о фундаментальных философских вопросах продолжаются до сих пор. Философии, в отличие от математики и естественных наук, не хватает единства взглядов в отношении ключевых понятий. В вопросах религиозных верований еще сложнее разрешить разногласия и прийти к консенсусу в ходе логических обсуждений. Поэтому они в большей степени относятся к сфере вкуса, где споры бессмысленны и бесплодны, чем к области истины, в которой дискуссии не только полезны, но и обязательны.
Столкнувшись с любым суждением — основанном на здравом смысле обывателя или на знаниях ученого, — мы должны спросить себя, относится ли оно к сфере истины или вкуса. Если мы определяем его принадлежность к сфере истины, то обязаны исследовать все причины и основания, по которым такое суждение может считаться истинным или ложным.
Если наше собственное согласие или несогласие с таким суждением приводит к возникновению споров с другими людьми, у нас появляется еще одно обязательство — принять все необходимые меры для достижения консенсуса.
Глубина красоты
«Красота» часто соседствует с такими прилагательными, как «миловидный», «симпатичный», «привлекательный». Все они относятся к тому, что можно увидеть глазами. Но как быть с прекрасными сонетами или сонатами, которые доставляют нам чистое удовольствие, не имея при этом никакого отношения к визуальным объектам?
В определении Фомы Аквинского: «Pulchrum est idquod visum placet» (букв. «Красота — это то, что приятно своим видом») латинское существительное visum имеет широкий смысл и относится также к объектам, которые нельзя увидеть глазами. Например, вдохновляющие идеалы или то, что в христианской теологии называется блаженным видением — созерцание Бога, удостоившего своим посещением спасенную душу.
Чтобы укрепить наше понимание, давайте совсем забудем о глаголах «видеть» и «созерцать» и заменим их словами, не имеющими такой сильной сенсорной коннотации. Тогда мы можем перефразировать определение прекрасного одним из следующих способов. Прекрасным называется то, что:
— доставляет удовольствие после того, как это нами осмыслено;
— доставляет удовольствие, когда мы воспринимаем это умом;
— доставляет удовольствие, когда мы воспринимаем это чувствами — но отнюдь не с помощью зрения.
Мы могли бы даже сказать, что прекрасное доставляет удовольствие, когда мы созерцаем это, — единственное, о чем мы должны помнить, употребляя эту формулировку, что видеть можно не только зрением. В любом случае удовольствие должно быть, если следовать Канту, незаинтересованным, или чистым, удовольствием. Мы просто получаем его от созерцания или восприятия объекта. И не требуется ничего более добавлять к своему опыту, чтобы назвать объект красивым.
Что такое несправедливость?
В 1971 году появилось серьезное заблуждение в широко обсуждаемой и переоцененной книге A Theory of Justice («Теория справедливости»), написанной Джоном Ролзом. Он отождествил справедливость и честность в отношениях людей между собой. Однако убийство, избиение, изнасилование, похищение, клевета, нарушение обещания, порабощение, кража — эти и многие другие нарушения писаных и неписаных законов несправедливы, но не являются при этом нечестными. Это нарушения естественных или законных прав. В этом, а не в нечестности состоит несправедливость.
Убийство лишает человека его права на жизнь. Избиение, пытка, разбой неправомерно вредят здоровью человека, действительному благу, на которое он имеет естественное право. Незаконное лишение свободы, порабощение нарушают права человека на свободу. Клевета, обман, кража отбирают у человека то, что принадлежит ему: доброе имя, правду, собственность. Намеренное разорение кого-либо, оставление его без средств к существованию лишает человека экономических благ, на которые он имеет естественное право.
Во всех этих проявлениях несправедливости, которые состоят в нарушении прав, главный ущерб от несправедливого обращения заключается в помехе человеческому стремлению к счастью. Обстоятельства, в которых живут люди, и действия других по отношению к ним справедливы в том случае, когда они помогают в поиске счастья, и несправедливы, когда мешают и препятствуют этому.
Нечестность появляется в любых отношениях между людьми, когда в обмен на какие-либо ценности один получает меньше того, что заслуживает, а другой — больше. Мясник, обвешивающий покупателя, устанавливает тем самым нечестную цену на мясо. Работодатель, выплачивающий сотруднику меньше, чем положено, пользуясь тем, что он находится в состоянии крайней нужды и готов взяться за любую работу, совершает несправедливость, которая состоит в нечестности.
Нечестность проявляется не только в обмене, но и в распределении. Два солдата, совершивших героические поступки, получают Золотую медаль Конгресса; эти награды вручены честно; но когда один, совершивший столь же смелые деяния, что и другой, получает меньше почестей, распределение очевидно нечестно и несправедливо.
Честность и нечестность распределения благ среди людей всегда использует некое сравнение достоинств и недостатков рассматриваемых, которое всегда включает в себя соображения равенства и неравенства. Правомерность обмена между людьми всегда использует некое сравнение ценности обмениваемых вещей. Именно здесь лежит суть справедливости и несправедливости, отождествляемых с честностью и нечестностью.
Напротив, несправедливость, связанная с нарушением прав, не имеет никакого отношения к сравнению достоинств людей или ценности вещей. Также она никак не касается соображений равенства и неравенства. Само существование права делает нарушение прав несправедливым.
По материалам книги «Шесть великих идей».