Исследовательский проект на тему компьютер вред или польза
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Платоновская средняя общеобразовательная школа
Исследовательский проект
на тему: «Компьютер: польза или вред?»
Автор:
ученик 1 класса МБОУ Платоновской СОШ
Давыдов Никита
руководитель:
учитель начальных классов Сухарева М.Н.
2019
Введение
Актуальность проекта.
С давних пор человек желал стать всемогущим, мечтал создавать живые существа, подобные себе. Так и появился первый процессор, который поначалу мог только складывать и вычитать числа. Прошло время, и перед нами компьютер, который может помочь человеку в учебе, работе. Сейчас очень сложно представить себе жизнь без компьютера – ведь мы практически породнились с ним. Компьютер дал нам всем большие возможности: общение через сайты, подготовка уроков, хранение информации, развлечения в виде компьютерных игр.
Но вместе с пользой компьютер внес в нашу жизнь и негативные моменты. Многие школьники стали проводить за компьютером огромное количество времени, не замечая ничего вокруг себя. Компьютер заменил им общение с друзьями, занятия в кружках по интересам, сократил время на подготовку домашних заданий. Родители часто целый день находятся на работе и не могут контролировать время, проведенное детьми за компьютером, и игры, в которые играют их дети. А придя с работы постоянно твердят: «Хватит сидеть за компьютером – это вредно». Поэтому я захотел узнать – влияет ли компьютер на здоровье, отвлекает ли от учёбы или приносит пользу. Данные исследования проводились мною при помощи руководителя проекта Сухаревой М.Н. среди учащихся 1-4 классов МБОУ Платоновской средней общеобразовательной школы.
Цель работы: выяснить, вред или пользу приносит компьютер человеку.
Задачи:
- изучить информацию о вреде и пользе компьютера;
- выяснить путём анкетирования, насколько одноклассники увлечены компьютером, много ли времени проводят за ним, испытывают ли проблемы со здоровьем;
- представить одноклассникам результаты исследования;
- разработать рекомендации для безопасной работы за компьютером.
Гипотеза: Учащийся, который проводит много времени за компьютером, слабо успевает в школе, имеет мало друзей.
Объект исследования: Учащиеся 1 – 4 классов МБОУ Платоновской средней общеобразовательной школы Рассказовского района.
Метод исследования: изучение информации о пользе и вреде компьютера; анкетирование одноклассников; наблюдение.
План работы:
- Определение темы работы.
- Изучение источников информации по проблеме.
- Проведение анкетирования на определение зависимости от компьютерных игр.
6. Распространение памятки – рекомендации родителям «Дети и компьютер».
I. Компьютер в зеркале общественного мнения.
Польза от компьютера.
Сегодня компьютер в доме – не просто дань моде, он стал для нас таким же привычным, как телевизор. В чём же польза этой чудо – техники в частности для детей?
Начну с самого простого. Сейчас многие используют компьютер дома в качестве пишущей машинки. Использование шаблонов документов позволяет не набирать многократно одни и те же тексты, а только редактировать их.
Самым большим достоинством компьютера является возможность выхода в Интернет – предоставление доступа к разнообразным информационным ресурсам. Многие люди используют Интернет с образовательными, культурными целями, для общения. С помощью компьютера мы можем посылать друг другу по электронной почте письма и на другой конец света письмо дойдет за считанные минуты.
В общем, сейчас без компьютера не обходятся нигде… Ведь именно компьютер помогает врачу ставить диагноз и назначать лечение; бухгалтер составляет отчеты при помощи компьютера; художнику компьютер помогает создавать картины и мультипликационные фильмы; инженеры с помощью компьютера ведут сложные расчёты, составляют чертежи новых машин, космических кораблей и т.д.
Таким образом, компьютер облегчает жизнь человека. В нашей школе учителя тоже используют на уроках информационно-компьютерные технологии и ученикам это нравится. Такие уроки очень интересны.
Вред от компьютера.
Все знают, что долго сидеть за компьютером вредно для здоровья, но в чем именно заключается вред, вряд ли могут объяснить. Каково же отрицательное воздействие компьютера на здоровье человека?
Воздействие на зрение
Работа на компьютере требует напряжения зрения. Именно из-за нагрузки на зрение во время работы на компьютере у ребенка могут возникнуть головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то переутомление приведет к снижению остроты зрения.
Стесненная поза.
Сидя за компьютером, человек должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или других органах управления. В результате его тело принимает определенную позу, которая не меняется во время работы. Такая поза может вызывать:
заболевания кистевых суставов, искривление позвоночника, остеохондроз и многие другие заболевания.
Психическая нагрузка.
Занятия на компьютере требуют не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Игры требуют огромного напряжения. Специальное исследование показало, что дети очень устают от компьютерных «стрелялок» и «догонялок», а у некоторых особо эмоциональных пользователей во время игры даже повышается давление.
Перенапряжение шейного отдела позвоночника.
Длительное напряжение мышц шеи, особенно при неправильной позе во время работы за компьютером, приводит к ухудшению кровоснабжения. В свою очередь, это приводит к кислородному голоданию мозга. У ребенка могут развиться стойкие головные боли.
Виды компьютерных игр, их вред и польза.
Невозможно оставить без внимания компьютерные игры, ведь школьники чаще используют компьютер, чтобы поиграть.
Компьютерные игры делятся на несколько основных классов:
- спортивные игры; самые простые динамические игры;
- головоломки-игры, в которых компьютер лишь дает задания игроку, а не управляет его противниками;
- логические игры, в этих играх играющий имеет всю информацию о текущем состоянии игры;
- азартные игры абсолютно бесполезны и часто малоинтересны;
- «стрелялки»- примитивные боевые игры;
- экономические, основной целью игры является зарабатывание денег.
- тренажерные игры, где игроку дается возможность посидеть за штурвалом самолета, рулем автомобиля или пультом космического корабля;
- военные игры имеют чисто военную тематику, игрок является генералом, адмиралом и должен одержать победу в войне.
- стратегические игры немногочисленны, но практически каждая из них является шедевром. В такие игры можно играть бесконечно долго.
- обучающие (педагогические) игры создаются огромным количеством педагогов, психологов, программистов, эти игры могут в игровой форме дать знания в области истории, математики и других наук.
- приключенческие игры очень популярны, играющий в такую игру не может накопить никакого опыта, они позволяют погрузиться в фантастический мир, стать участником интересных событий, выполнить какое-нибудь важное задание; среди приключенческих игр есть и игры класса survival-horror (в переводе с английского – «выживание в ужасе») –их сюжет похож на сюжет фильма ужасов, о влиянии таких игр стоит задуматься;
- ролевые игры.
Итак, в безбрежном мире компьютерных игр можно найти что угодно, есть там и такие, без которых ребёнок смог бы прекрасно обойтись: они содержат сцены насилия, герои этих игр ругаются матом, и прочий кошмар. Конечно, такие игры просто-напросто не являются детскими. И ограждать от них детей надо так же, как от подобных фильмов и передач по ТВ. На некоторых компьютерных играх для детей есть специальный «родительский фильтр», позволяющий сократить уровень жестокости, а льющуюся кровь превратить, например, в цветы.
Пагубно действуют на психику «бродилки» и «леталки». Это преимущественно динамические игры, от них очень тяжело оторваться ввиду их безостановочного сюжета. Смысл их подавляющего большинства заключается в том, чтобы как можно быстрее и больше убить или взорвать. В этих игрушках льётся кровь, а информационной начинки практически никакой.
Самой вредной, безусловно, считается «Counter Strike». Миллионы тинэйджеров по всему миру рубятся в неё сутками, и не всегда «запросто так». Единицы на турнирах по «каунтеру» выигрывают деньги, и довольно крупные суммы, но миллионы и миллионы их же и проигрывают, не задумываясь, что проигрывают не только деньги, но и время, и свою молодость.
Меньше воздействуют на психику «гонки» и «спортивные» игры, типа футбольных «Fifa» или баскетбольных «NBA Live». Есть ещё хоккейные, бейсбольные и другие. Эти игрушки по психическому воздействию примерно нейтральны – вреда не приносят, но и пользы от них тоже никакой, только напрасная трата времени.
Приближаюсь к гордости творения «игрушечных» программеров – стратегии! Эти виды игрушек признаны большинством не только не вредными, но даже полезными! Характер их предусматривает проблему, которая должна решаться не за счёт быстрого и точного нажатия клавиш, а за счёт выбора верной стратегии и тактики ведения действий, то есть самого настоящего интеллекта, мозгов игрока. Кто не верит – попробуйте сами поиграть хотя бы в мирную «Сivilization» или «Sim sity».
Кстати, войны не всегда вымышленные. Играя, например, в «Козаки» («Cossacs»), можно неплохо пополнить свои познания в истории. Кроме того, появляется настоящий интерес изучить историю того самого периода, в котором происходит игровое действие.
А играя в «Grand tourismo» на Play Station, я стал интересоваться автомобилями.
Подводя итог, классифицирую все игрушки: вредные – «бродилки» (стрелялки), «леталки», безвредные – «спортивные» и «гонки» и полезные – «стратежки» и любые с ними «симбиаты», а также «головоломки», например, шахматы.
Приведенные ниже факты помогут сделать правильный выбор.
Польза
Компьютерные игры развивают у ребенка:
- быстроту реакции;
- мелкую моторику рук;
- визуальное восприятие объектов;
- память и внимание;
- логическое мышление;
- зрительно-моторную координацию.
Компьютерные игры учат ребенка:
- классифицировать и обобщать;
- аналитически мыслить в нестандартной ситуации;
- добиваться своей цели;
- совершенствовать интеллектуальные навыки.
Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.
Игры на компьютере – это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.
Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у ребенка восторг!
А какой же тогда вред?
Плохо то, что при несоблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.
Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. Но в семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Опрос одноклассников
После того, как я убедился, что не все компьютерные игры для детей полезны, я решил узнать, а что думают мои одноклассники о пользе и вреде компьютерных игр и в какие игры они играют. Я раздал анкеты с вопросами своим одноклассникам. Анкеты были мной обработаны и я увидел отношение моих одноклассников к компьютерным играм.
Вот результаты опроса.
1. Как часто ты играешь в компьютерные игры?
Каждый день – 6 чел.
Не каждый день – 15 чел.
Не играю – 1 чел.
2. Сколько часов непрерывно ты играешь в компьютерные игры?
Менее 1 часа – 15 чел.
1-2 часа – 4 чел.
Более 2 часов – 3 чел.
3. Как ты думаешь, полезно ли играть в компьютерные игры?
Полезно – 3 чел.
Вредно – 18 чел.
Не знаю – 1 чел.
4. Как ты думаешь, какую пользу и какой вред приносят компьютерные игры?
Вред:
- ухудшает зрение;
- получаешь облучение;
- ухудшается память;
- болит голова.
Польза:
- отдых, улучшается мышление, моторика, поднимается настроение.
5. Ты играешь в компьютерные игры с разрешения родителей?
Да – 13 чел.
Нет – 2 чел.
Не всегда – 7 чел.
6. Родители интересуются, в какие игры ты играешь?
Да – 14 чел.
Нет – 8 чел.
7. В какие игры тебе больше всего нравится играть?
Самые распространенные ответы:
- стрелялки;
- стратегии;
- симс;
- контрстайк;
- гонки.
Вывод по опросу:
- Мои одноклассники понимают, что часто нельзя играть в компьютерные игры. Большинство детей играют менее одного часа за сеанс.
- Почти все осознают, что играть в компьютерные игры долго и в агрессивные игры – это вредно.
- Видят все проблемы со здоровьем из-за долгого просиживания перед экраном компьютера.
- 60 % моих одноклассников играют с разрешения родителей в компьютерные игры.
- 64 % родителей моих одноклассников интересуются, во что играют их дети.
Вывод по работе
Компьютер таит в себе много опасностей, но и пользу его трудно переоценить. С компьютером интересно учиться, играть в игры, познавать окружающий мир, главное, чтобы он не мешал развиваться способностям и талантам. Как быть? Ведь без компьютера жизнь сегодня представить сложно, но как при этом сохранить здоровье?
После изучения литературы по данному вопросу я:
– составил памятку «Организация рабочего места при работе за компьютером»;
-подобрал комплекс упражнений при работе за компьютером, а также комплекс зрительной гимнастики и распространил всё это в виде листовок по классам нашей школы.
Уверен, что эта работа принесёт большую пользу.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования мне удалось узнать много нового о компьютере.
Итак, компьютер – современное и весьма многофункциональное устройство для получения, хранения, обработки и передачи информации. Постепенное освоение компьютерных технологий позволит облегчить жизнь, повысить производительность труда, сделать приятным и содержательным отдых.
Проанализировав все материалы на эту тему, можно сделать вывод:
интерес детей к компьютеру огромен, и нужно направить его в полезное русло. Компьютер может быть и другом, и врагом – всё зависит от того, сколько времени и с какой целью ребёнок проводит у компьютера. Компьютер должен стать для ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Он, с одной стороны, – терпеливый учитель и мудрый наставник, помощник в учёбе, а в дальнейшем и в работе, а с другой стороны – творец сказочных миров и отважных героев, друг, с которым нескучно. При разумном подходе компьютер для ребенка никакого вреда не принесет, а польза будет существенной и неоценимой. Ребенок постепенно научится быстро находить полезную информацию, устанавливать и переустанавливать программы, сможет создавать свои собственные проекты и размещать в интернете, общаться с единомышленниками.
Соблюдение несложных правил работы на компьютере сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей.
Список использованной литературы и интернет ресурсов
- Гунн Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье : Рекомендации для детей и взрослых, СПб.: Нева; М. : Олма-Пресс, 2003.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Школьник и компьютер. 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2007.
- https://www.anima-agency.ru
- https://www.mumskids.ru
- https://www.patee.ru
- https://pospelova.ucoz.ru
- https://www.allwomens.ru
- https://skillgamez.ru
- https://www.antax.ru
- https://www.morph.ru/
- https://comp-doctor.ru/
- https://forum.comp-doctor.ru/
(СЛАЙД 1 )
Представление
Здравствуйте, меня зовут Белоусова Ангелина. Я учусь в 1-В классе, школы № 8. Я представляю Вам свою исследовательскую работу на тему: «Компьютер в жизни школьника: Вред или польза»
Научный руководитель: Даштиева Таисия Мусаевна
(СЛАЙД 2)
Почему я выбрала эту тему?
Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. И я не пойму, почему некоторые взрослые так много говорят о его вреде компьютера, и никто не говорит о его пользе. Вот и от своей мамы я часто слышу: «Хватит сидеть за компьютером, иди, поиграй с братом» и ни разу не услышала: «Иди, поиграй на компьютере, хватит сидеть с братом». Кстати мой младший брат тоже очень любит компьютер и часто смотрит, как я играю, даже пытается нажать какую-нибудь кнопочку, пока я не вижу. Поэтому я решила выяснить, а действительно ли компьютер так вреден для ребенка или родители ошибаются, и в компьютере нет никакого вреда, а наоборот только польза. Попробуем в этом разобраться.
(СЛАЙД 3)
Исследование я начала с определения цели, задач и выдвижения своей гипотезы: Компьютер не может быть вредным, так как с его помощью можно многому научиться.
Самый простой пример, научиться читать, кстати, я именно с помощью компьютера и научилась читать.
Изучив теоретический материал на заданную тему, проведя «опыты» на себе и опросив учеников своего класса, я выяснила:
(СЛАЙД 4)
Цель и задачи исследования.
Цель исследования
- Выяснить «причины» негативного отношения взрослых к компьютеру.
- Определить, вреден компьютер для здоровья или нет.
Задачи исследования:
1. Изучение имеющейся литературы по заданному вопросу.
2. Проведение анкетирования школьников с целью выявления роли компьютера в их жизни.
3. Разработка рекомендаций при работе за компьютером.
4. Распространение памятки с гимнастикой для глаз.
(СЛАЙД 5)
Что такое компьютер?
Компьютер – это электронная машина, которая хранит информацию, обрабатывает ее, выдает эту информацию на монитор так, чтобы можно было прочитать ее.
Компьютер состоит из четырех основных частей:
Компьютер (англ, computer – вычислитель) представляет собой программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами.
(СЛАЙД 6)
Три мифа о влиянии компьютера на ребёнка
Хочу развеять некоторые мифы о влиянии компьютера на ребёнка, которые так прочно сидят в сознании большинства родителей.
Миф Первый
«Общение с компьютером портит детское здоровье»
Многие из вас, я уверена, мучаются угрызениями совести, глядя на увлечённо играющего на компьютере малыша, потому что все слышали о вреде компьютерных игр на здоровье детей.
Самое главное – знать, как влияет компьютер на детский организм и сколько времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья. Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение. Давайте разберём каждый из них по порядку:
Нагрузка на зрение
Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Ребёнок может проводить за компьютером не более 10-25 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках.
Ни в коем случае нельзя работать за компьютером в темноте. Дисплей должен располагаться так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Расстояние от глаз до экрана должно составлять 50-70 см.
И помните: компьютер не является основной причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор и чтение в темноте. При грамотном подходе и организации рабочего места ребёнка, его зрению ничего не угрожает.
Стеснённая поза
Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов.
Между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Нельзя перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.
Психическая нагрузка
Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр.
Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, ребёнок напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Поэтому игры нужно выбирать с хорошим изображением и нормальной скоростью.
Излучение
Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но ведь у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А ребёнка, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.
Миф Второй
«Компьютерные игры приносят только вред».
Если в семье решено применять компьютер с целью воспитания и развития ребёнка, то взрослые должны понимать, как, зачем и во что играют современные дети, быть в курсе игровых новинок и уметь совместно обсудить содержание новой игры. И поможет нам в данном вопросе знание жанровой классификации игр.
Основных жанров компьютерных игр несколько, но в каждом жанре существуют свои разновидности, так что разных видов компьютерных игр гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
Условно всё многообразие компьютерных игр можно классифицировать следующим образом:
Приключенческие (брадилки)
Визуально подобные игры оформлены как мультипликационный фильм, но с интерактивными свойствами – возможностью управления ходом событий. Для решения поставленных в них задач необходимо обладать хорошей сообразительностью и развитым логическим мышлением.
Главным подспорьем в этих играх служат находки – различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве многочисленных уровней. При выборе таких игр, необходимо знать, что немаловажное значение для занимательности имеет баланс между сложностью и простотой решения головоломок.
Если задачи окажутся, слишком сложны для ребёнка, то он быстро потеряет интерес к игре; если слишком легки – быстро пройдёт всю игру и не испытает чувства удовлетворения, свойственного человеку от преодоления сложных препятствий.
Стратегии
Основная цель стратегических игр – управление войсками, энергией, полезными ископаемыми или другими подобными ресурсами. При этом зачастую необходимо осуществлять не только долговременное планирование, но и следить за текущей ситуацией. Конечной целью игры-стратегии является завоевание вражеских поселений, заключение необходимого союза или набор фиксированного количества очков.
Эти игры достаточно сложны, но именно они развивают в ребёнке усидчивость и способность к планированию своих действий, а также тренируют многофакторное мышление.
Аркадные
Эта разновидность компьютерных игр перекочевала в наши персональные компьютеры с игровых автоматов и различных приставок. Характерной особенностью аркадных игр является поуровневое дробление игры, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии. Как правило, в конце каждой миссии игроку необходимо одержать главную победу. Также для данных игр характерна система набора очков и бонусов (дополнительных наград), предоставляемых за быстроту прохождения, победу над соперником либо нахождение секретных дверей или предметов.
Аркадные игры тренируют глазомер, внимание, скорость реакции, но для детей дошкольного возраста рекомендуются ограничения по времени игры.
Ролевые
В играх этого жанра в распоряжении игрока имеется небольшой отряд персонажей, каждый из которых выполняет свою отдельную роль или функцию. Цель героев – совместными усилиями исследовать виртуальный мир и выполнить поставленную в начале игры задачу. Задачей может быть отыскание определённого клада, сокровища или заклинания. Путь к достижению намеченной цели обычно преграждают различные препятствия и вредители разных мастей, которых необходимо одолеть силой или хитростью. Здесь и проявляется главный принцип ролевой игры – использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте.
Логические (обучающие)
Большинство детей старшего дошкольного возраста интересуются головоломками, если, конечно, они доступны для них. Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления. Чаще всего такая игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые необходимо решить. Типичными представителями этого жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка. В последнее время российские фирмы-производители выпускают много качественных разнообразных логических игр, рассчитанных на дошкольный возраст, с целью обучения детей счёту, чтению, письму и другим предметам.
Симуляторы
Игра-симулятор (иначе – имитатор) имеет в своём названии какую-нибудь приставку, например: авто-, авиа-, спортивный и др. Желание ребёнка попробовать свои силы в чём-то новом – очень сильное чувство, и компании, которые выпускают компьютерные игры для детей, об этом хорошо осведомлены. Сегодня в продаже можно найти имитаторы
практически любых технических средств – парусных кораблей, дирижаблей, самолётов и вертолётов, танков, подводных лодок, реальных и фантастических космических аппаратов. В этих играх разработчики большое значение придают реализму ответных реакций окружающей виртуальной среды, вплоть до мельчайшего соблюдения технических показателей.
Существуют и другие классификации компьютерных игр, но нельзя категорически заявлять, что одни игры плохи в плане воспитания, а другие хороши. Здесь не всё так просто, многое зависит от конкретной игры.
Самое главное – отношение к игре ребёнка, а для того, чтобы не заблудиться в безбрежном море виртуальных развлечений, необходимо иметь информационную культуру и прививать её детям.
Миф Третий
«Компьютер – только для игр и развлечений»
Это довольно распространённое заблуждение, несмотря на обилие развивающих программ для детей разного возраста на прилавках наших магазинов. Основное, в чём может помочь компьютер родителям дошколёнка – это, конечно, подготовка малыша к школе. Использование компьютера в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне.
Одним из важных моментов применения компьютера в работе со старшими дошкольниками является то, что ребёнок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Казалось бы, ничего особенного в этом нет, однако это очень важный момент, связанный с дальнейшим обучением в школе. В «докомпьютерную эпоху» ни детский сад, ни семья не отправляли в школу ребят, которые могли бы сначала думать, а потом действовать. Учительница начальных классов постоянно призывала практически каждого ученика: «Сначала подумай, а потом говори!»; «Сначала подумай, а потом пиши!»; «Сначала подумай, а потом делай!» и т.д. до бесконечности. В чём же дело? А всё дело в том, что у ребёнка нет теоретического мышления, оно ещё не сформировалось, так как ни детский сад, ни начальная школа не имели надёжного средства для его выработки. Теоретическое мышление в первую очередь связано с осознанием способа действия, необходимого для решения учебной, игровой, изобразительной или любой другой задачи. Компьютер же, благодаря своему устройству и функциям, развивает такое мышление, осуществляя интеллектуальную подготовку малыша к школе.
Другая важная роль подготовки ребёнка к школе с помощью компьютерных программ – это приобщение малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Компьютерные игры приучают к этому довольно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте непременно даст отдачу в быстром и эффективном освоении прикладных программ в школе. Часы и дни, потраченные на развивающие компьютерные игры, вполне способны сэкономить месяцы работы по освоению сложных программных систем в будущем.
А вот какие замечательные стихи можно найти на просторах Интернета:
Я знаю, в компьютере каждом живёт
Живой, настоящий компьютерный кот.
Мурлычет, фырчит и когтями скребёт,
Мы это отчётливо слышим.
Не знает покоя компьютерный кот,
Пытаясь добраться все дни напролёт
До вкусной компьютерной мыши.
(Л. Уланова)
(СЛАЙД 7)
Анкетирование
Анкетирование я проводила среди своих одноклассников, учащихся 1-Вкласса. Анкетировано 20 человек (из них мальчиков – 11, девочек – 9) Проведена обработка данных по выявлению роли компьютера в жизни школьника.
(СЛАЙД 8)
Анкета содержала следующие вопросы:
- Есть ли у тебя дома компьютер или ноутбук?
- Разрешают ли тебе родители садиться за компьютер?
- Чем ты занимаешься за компьютером?
- В какие игры ты предпочитаешь играть?
- Сколько времени ты проводишь за компьютером?
- Хочешь ли ты постоянно играть в компьютерные игры?
- Ты кушаешь, пьешь чай, делаешь уроки у компьютера?
- Придя домой, ты сразу садишься за компьютер
- Что тебе больше нравится?
- Устают ли у тебя глаза при занятиях на компьютере?
- Делаешь ли ты гимнастику для глаз?
(СЛАЙД 9)
Результаты анкетирования:
Проведя анкетирование, я получила следующие результаты:
- Большинство детей (100%) имеют дома компьютер
- Большинству детей (90%) разрешают им пользоваться
- Большинство детей (60%) играют на компьютере в игры
- Меньшинство детей (45%) предпочитают игры-стрелялки
- Меньшинство детей (40%) проводят за компьютером по 1 часу
- Меньшинство детей (40%) едят и делают уроки за компьютером
- Меньшинство детей (40 %) хотят играть на компьютере постоянно
- Меньшинство детей (10%) придя домой сразу садятся за компьютер
- Меньшинство детей (40%) предпочитают игры на компьютере, чтению книг
- Меньшинство детей (20%) ответили «да» на вопрос об усталости глаз
- Меньшинство детей (25%) делают гимнастику для глаз
Из которых видно, что большинство детей имеют дома компьютер, пользуются им и играют в игры. Но любят они также, и читать книги, и гулять на улице и т.д.
(СЛАЙД 10)
Рекомендации
- При слабом зрении садиться за компьютер только в очках.
- Соблюдать расстояние от глаз до экрана (50-70 см). Смотреть на монитор надо слегка сверху вниз.
- Делать перерывы в работе и гимнастику для глаз через каждые 15-25 минут работы перед монитором, желательно встать, размяться, давая отдых мышцам спины и шеи.
- Соблюдать правильную рабочую позу.
- Не работать на компьютере в темноте.
- Следить за содержательной стороной игр и программ.
- После занятий умыться прохладной водой.
- Выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.
- Выбирать игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.
- Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.
- Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – ребёнок должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
- Нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.
(СЛАЙД 11)
Выводы
В ходе проведения исследования выявлена причина негативного отношения взрослых к компьютеру, это недостаточность знаний о компьютере и его возможностях, а также наличие мифов о вреде здоровью.
Вред здоровью, конечно же, может быть, от неразумного и неправильного пользования компьютером, впрочем, как и телевизором и любым другим средством.
А в разумном использовании компьютер, очень даже полезен.
Проведя анкетирование, я получила следующие результаты:
- Большинство детей (100%) имеют дома компьютер
- Большинству детей (90%) разрешают им пользоваться
- Большинство детей (60%) играют на компьютере в игры
- Меньшинство детей (45%) предпочитают игры-стрелялки
- Меньшинство детей (40%) проводят за компьютером по 1 часу
- Меньшинство детей (40%) едят и делают уроки за компьютером
- Меньшинство детей (40 %) хотят играть на компьютере постоянно
- Меньшинство детей (10%) придя домой сразу садятся за компьютер
- Меньшинство детей (40%) предпочитают игры на компьютере, чтению книг
- Меньшинство детей (20%) ответили «да» на вопрос об усталости глаз
- Меньшинство детей (25%) делают гимнастику для глаз
Из этих результатов видно, что большинство детей имеют дома компьютер, пользуются им и играют в игры. Но любят они также, и читать книги, и гулять на улице и т.д.
Следовательно, роль компьютера в жизни школьника велика, но она не мешает детям заниматься и другими интересными занятиями. И если все делать в меру и при участии родителей, то никакого вреда сам компьютер нанести не может.
Итак, хочу напомнить вам, уважаемые родители, что естественная среда развития ребёнка – это игра. Ребёнка не нужно учить или заставлять играть. Он играет спонтанно, с удовольствием, не жалея времени и не преследуя определённых целей.
Поэтому имеет большое значение разнообразие детских игр, в том числе и компьютерных, в которых ребёнок мог бы выдумывать всё новые повороты сюжета и принимать на себя разные роли. Развивая воображение ребёнка, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, и чем больше в его мире разнообразия, тем больше простора для его развития.
Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть мир огромных в