Исследовательская работа о пользе чтения

Исследовательская работа о пользе чтения thumbnail

МБОУ»СШ № 4 Дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина»

«Я – исследователь»

секция:

гуманитарная

ПОЧЕМУ НУЖНО ЛЮБИТЬ ЧТЕНИЕ?

hello_html_m6497e9d9.png

Выполнил:

ученик з-в класса

Гришин Кирилл

Руководитель:

Кашина Т.А.

Оглавление:

  1. Введение

  2. Основная часть

    1. Выявление проблемы.

    2. Роль книги в моей семье.

    3. Роль книги в жизни человека

    4. Мнения известных людей о чтении.

    5. Пословицы и поговорки о чтении.

    6. Памятники книгам.

    7. Книги рекордсмены.

  3. Заключение

  4. Литература.

  5. Приложения.

  1. Введение

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем

И наш разговор потихоньку ведем.


Ты мне говоришь про дела смельчаков,

Про злобных врагов и смешных чудаков,

Про тайны Земли и движенье планет –

С тобой ничего непонятного нет.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,

Без книги хорошей я жить не могу.

  Б. Раевский

Слайд № 1.Здравствуйте, меня зовут Гришин Кирилл. Мое любимое занятие в свободное время – чтение хороших книг. Главная ценность книги – в ее содержании. Жизнь человека быстротечна, а книга – практически единственный способ передачи знаний через время и пространство.

Меня очень взволновала информация, которую я услышал в одной из телепередач. В этой передаче сообщили, что, россияне перестали быть самой читающей нацией, уступив пальму первенства не только индийцам и китайцам, но и таиландцам, филиппинцам и египтянам. По данным экспертов, больше всех сейчас читают индийцы, которые тратят на это занятие почти 11 часов в неделю.

Согласитесь, такое положение вещей не может не огорчать, не волновать, не заставлять задуматься о том:

  • Что же значит книга в нашей жизни?

  • Каков был ее путь к человеку через века?

  • Какое место она занимает в жизни современных людей?

  • Является ли чтение только школьным предметом? И где границы этого предмета?

Поэтому я решил, что моё исследование обязательно будет связано с чтением. Слайд № 2.

Итак, цель моей работы – определить место чтения в жизни моих одноклассников и их читательские интересы, привлечь внимание школьников к чтению книг.

Объект исследования: детская книга, памятники книге.

Предмет исследования: приобщение к чтению.

Гипотеза: чтение книг расширяет наш кругозор.

Для достижения данной цели я поставил перед собой следующие задачи:

  • пронаблюдать какую роль играют книги в жизни моих ровесников;

  • проанализировать роль книги для ребят нашего класса;

  • найти мнения известных людей о книге, о чтении;

  • показать одноклассникам через памятники архитектуры, что существование большого количества памятников книге говорит о её значимости.

Для решения поставленных задач я использовал такие методы как:

  1. Изучение литературы и источников Интернета по данной теме.

  2. Проведение анкетирования.

  3. Анализ полученных результатов.

  4. Формулировка выводов.

    1. Основная часть

1.Выявление проблемы

Я часто слышу от своих одноклассников « Меня дома ругают, что я мало читаю, а все больше телевизор смотрю или за компьютером сижу», «И меня…. И меня!…» А я подумал и предложил: «Давайте проверим, действительно ли современные дети стали меньше читать, меньше любить книгу?»

Как же это сделать?

Я решили провести в нашем классе анкетирование.Слайд №3. В анкете один вопрос «Чем я люблю заниматься в свободное время?» и пять вариантов ответа:

  • гулять с друзьями;

  • читать;

  • смотреть телевизор;

  • играть в компьютер;

  • заниматься спортом.

Надо выбрать один вариант проведения свободного времени.

В результате при подсчете голосов оказалось, что читать в свободное время любят только 4 человека.

Второй вопрос: Любишь ли ты читать?Слайд 4. Вывод: По данным результатам можно увидеть, что у большинства детей нашего класса любят читать, не очень 3,не люблю читать-1.

Третий вопрос: Какие книги вы любите читать?

Вывод: Самые распространенные жанры:– сказки и рассказы.

Радует что есть ребята в классе , которые используют

энциклопедии -4 чел.

Четвёртый вопрос: Что бы ты выбрал для отдыха, хорошую книгу или компьютер?Слайд 5

Вывод: Радует, что большинство уч-ся всё же выбирают для отдыха хорошую книгу -11 чел, компьютор- 3 чел, телевизор – 2 чел.

Пятый вопрос: Как часто ходишь в библиотеку?

  • Раз в неделю -8 чел.

  • Раз в месяц- 4 чел.

  • Каждый день-3 чел

  • Совсем не хожу -1 чел.

Результаты меня очень расстроили. Это что же получается? Очень мало детей с удовольствием читают в свободное время, читают не по собственному желанию, а по заданию учителя и требованиям родителей! Это нужно исправить!

Столкнувшись с такой проблемой, я решил проверить ведут ли мой одноклассники «Читательские дневники». Для этого совместно с классным руководителем мы провели конкурс «Самый лучший читательский дневник класса», в ходе которого выяснилось, что читательские дневники ведут не все мои одноклассники, но и записи ведутся лишь по тем произведениям, которые нам задает учитель и только лишь 3 ученика моего класса читают еще дополнительно.

Читайте также:  Пища на пару польза или вред

2. Роль книги в моей семье.

К сожалению, в наше время не только дети, но и взрослые очень редко берут в руки книги. А между тем давно доказано, что умение мыслить развивается двумя путями: математикой и чтением классической литературы. Так что все взаимосвязано и неделимо.

Я провёл анкету среди родителей нашего класса.

Анкетирование родителей показало,что они стараются покупать книги.Но не все ребята проявляют интерес к чтению и читают редко.Не все родители знают,о чём любят читать их дети,какая у них любимая книга.

У меня есть своя небольшая домашняя библиотека. Началом создания моей домашней библиотеки можно считать день моего рождения, а было это в 2007 году. Первые мои книги мне подарили родители. В нашей библиотеке около 100 книг, из них 60 – для детей. В моей детской домашней библиотеке такие разные книги: это и сказки, и стихи, и рассказы, и сказочные повести, мифы, повести и рассказы о животных, детская фантастика. Но кроме художественных книг есть ещё и энциклопедии. В этих книгах можно найти ответы на многие вопросы, которые меня интересуют.

Моя мама Гришина Анна Николаевна с детства любила читать. Её любимыми книгами были произведения Пушкина, Толстого, Лермонтова, Дюма и др. Книги помогли ей хорошо закончить школу.

Я тоже очень рано полюбил книги. Любовь к чтению мне привили мама и бабушка.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

2015 год был обьявлен «Годом литературы» и я с своей мамой приняли участие в конкурсе «Самая читающая семья », где мы заняли 1 место. Все это подтолкнуло меня к дальнейшим исследованиям.

3. Роль книги в жизни человека.

Читающий человек знает больше, понимает больше, а, следовательно, и рассказать другим может больше, чем не читающий.

Читающие люди пишут намного грамотнее, чем люди, не бравшие книгу в руки. Они доступно передают свои мысли в разговоре. Понять их легче, говорить с ними легче, а значит, и находиться в их обществе интереснее.

Книги открывают человеку новые миры, новые горизонты, глубокие впечатления и переживания.

Для предыдущих поколений, книга была единственным источником знаний. Но времена изменились: современные технологии – от аудиоплееров до компьютеров – стремительно шагнули вперед, а дети – что удивительно! – быстро их освоили. Возникает вопрос: нужны ли ребенку книги?

«Всем хорошим я обязан книге», – так говорил Максим Горький. Я с ним полностью согласен. Я считаю, что книги играют очень важную роль в жизни человека. И сейчас я попытаюсь это доказать.

Во – первых, как вы вообще представляете жизнь без книг? Это же скучно и неинтересно! Как иногда противно смотреть на лежебок, которые целыми днями сидят за компьютерами и телевизорами. Какой от них толк? А книга – это ключ к знаниям. Читая, её ты узнаешь много нового и полезного для себя. Даже древние люди говорили: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Во – вторых, книга развивает кругозор. Ведь это так интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, походы, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов.

В – третьих, книга развивает мышление и фантазию. Как здорово иногда бывает представить себя греческим героем или ученым, который вот – вот откроет новый закон физики, фараоном или царицей Египета. В – четвёртых книги помогают нам принимать правильные решения. Иногда, смотря на героев книги, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать.

В – пятых, читая любое произведение, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. Мы пополняем свой словарный запас. Да, конечно, не стоит отказываться от всех благ цивилизации – от компьютеров, ноутбуков, мобильных телефонов и прочих новых веяний техники, но и о книгах забывать не стоит.

Научно доказан факт, что даже пятнадцать минут чтения значительно улучшают наши грамматические и стилистические навыки. А о словарном запасе и говорить не стоит!

Если сравнить чтение с другими современными развлечениями, как например, просмотр кинофильмов, увлечение музыкой, игра в компьютерные игры, то его преимущество состоит, хотя бы в неоспоримой пользе для развития мыслительных способностей.

Только читая, мы можем, не вставая с удобного дивана, побывать в самых экзотических странах, понять образ мышления их жителей, а самое главное – пропустить всю информацию через свою душу.

Читайте также:  Польза и вред морковного сока для организма человека

Читайте – и становитесь более чуткими, отзывчивыми людьми. Может, именно чтение делает из человека настоящего человека?

4.Вот мнения известных людей о чтении.

Изучив материалы интернета я выбрал высказывание известных людей о пользе чтения, тем самым я хочу привлечь ровесников к чтению, хочу показать насколько важно умение хорошо читать.

  1. Книги — это инструмент насаждения мудрости. (Коменский Я.)

  2. Нужно читать и  уважать  только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков. (Горький М.)

  3. Все, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге. (Ричард Бах)

  4. Чтение – вот лучшее умение. (ПушкинА.С.)

  5. «Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг» (М. В. Ломоносов).

5.Много пословиц и поговорок о чтении.

  1. Книга – друг человека.

  2. Книга книгой, да и своим умом двигай.

  3. Кто много читает, тот много знает.

  4. Книга мала, а ума придала.

  5. Глядит в книгу, а видит фигу.

  6. Книги читать – скуки не знать.

  7. Дом без книги – день без солнца.

6. Памятники книгам.

Если о важности чтения задумывались древние жители нашей земли, то как можем мы не понимать, насколько важен этот, невзрачный, на первый взгляд, предмет, под названием книга? Недаром существует большое количество памятников книге:

Новокузнецк Слайд 6.

hello_html_m35746d6a.pngПамятник представляет собой книгу, лежащую на пьедестале, на страницах которой размещен русский и армянский алфавит.

Санкт-Петербург Слайд 7.

Памятный знак “Послание через века” в виде раскрытой книги находится на Университетской набережной напротив здания Санкт-Петербургского государственного университета.

Остафьево Слайд 7.

hello_html_m4a4525e8.jpg

Памятник Н.М.Карамзину в виде семи томов его знаменитого труда «История Государства Российского», над которым он работал в Остафьево в течение 12 лет.

Мhello_html_m6305b400.jpgосква Слайд 9.

Памятник первому известному русскому книгопечатнику Ивану Фёдорову.

Новосибирск Слайд 10.

Вhello_html_m769a2574.jpg Новосибирске в 2008 году на стене дома по улице Горького появилась вот такая книга “Капиталъ”, приуроченная к открытию одноименного книжного магазина в этом же здании.

Химки Слайд 11.

Пhello_html_md82f857.jpgамятник – это большая книга А.С. Пушкина, которая установлена таким образом, что создается ощущение парения в воздухе. Книга раскрыта: на левой стороне профиль Пушкина, а справа – его бессмертное стихотворение о любви: «Я помню чудное мгновение…»

7. Книги рекордсмены. Слайд 12.

Двенадцать самых маленьких книг мира умещаются в одной столовой ложке.

hello_html_1f5ff058.jpg

Слайд 13.

hello_html_m75fdf83c.jpg

Самая большая книга для малышей в России. В ней всего 4 страницы и 12 стихотворений, зато она высотой 6 метров, шириной 3 метра и весом 492 килограмма. Среди авторов книги – Сергей Михалков, известные детские поэты, академики .

  1. Заключение. Слайд 14.

Завершая свой небольшой, но познавательный проект, хочу сделать следующие выводы:

Итак, нужно ли читать книги? Это один из первых вопросов, которые должен задать себе человек, решивший начать свой путь к успеху.

Я советую всем читать. Читать как можно больше. Ведь из книг человек добывает знания, которые помогают успешно справляться с заданиями на уроках и в контрольных работах, разных конкурсах и во многом другом.

Читая, мы учимся очень важному умению: слушать и слышать, воспринимать то, что сказано кем-то другим, размышлять над чужой идеей.

Книга учит мыслить, книга учит говорить, книга учит понимать людей. Книга может стать настоящим другом! Поэтому читайте книги, действуйте и улучшайте свою жизнь.

  1. Литература.

  1. Стрельцова О. Воспитание у детей интереса к чтению // Начальная школа – Первое Сентября.

  2. Бугрименко Е.А. Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. // М., 1993

  3. Чирова А. Книга в твоих руках. // М., Просвещение, 2005

  4. Кошурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга. // М., 2009

  5. Журнал «Семейное чтение» // РШБА, 2011

  6. Журнал «Читайка» // РШБА, 2011

  7. https://irinastepanova5/ucoz.ru/publ/kak_privit_ljubov_k_chteniju/1-1-0-4

  8. https://www.realfacts.ru/index.php?newsid=949

  9. https://knigabest.ru/index.php

Источник

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«ПОЧЕМУ НУЖНО ЛЮБИТЬ ЧТЕНИЕ?»

hello_html_m6497e9d9.png

Работу выполнила

обучающаяся 4 класса

МБОУ СОШ с. Старопетрово

Комиссарова Дарья Сергеевна

Научный руководитель:

Ляпустина О. В., учитель нач. классов

Оглавление:

  1. Введение

  2. Основная часть

    1. Роль книги в жизни детей

    2. Мнения известных людей о книге, о чтении

    3. Памятники книгам

  3. Заключение

  4. Литература

1.Введение

Как быстро летит время. Вот только недавно мы были первоклассниками, а сегодня носим гордое звание четвероклассники. Придя в школу не все мои одноклассники умели читать, сегодня читают, конечно, все, но не все читают с удовольствием. Я решила узнать, почему нужно любить чтение? Как заинтересовать моих одноклассников чтением? Это и стало целью моего исследования.

Читайте также:  Горчица и хрен в чем польза

Объект исследования: детские книги, библиотека.

Предмет исследования: приобщение к чтению.

Гипотеза: чтение книг расширяет наш кругозор.

Задачи:

Пронаблюдать какую роль играют книги в жизни моих ровесников.

Найти мнения известных людей о книге, о чтении.

Показать одноклассникам, что существование большого количества памятников книге говорят о её значимости.

Методы исследования:

Подбор пословиц и поговорок, иллюстрирование их.

Проведение анкетирования.

Анализ читательских формуляров.

Анализ полученных результатов.

Формулировка выводов.

  1. Основная часть

    1. Роль книги в жизни детей

О важности чтения говорят многие, однако далеко не все понимают насколько чтение обогащает духовный мир человека.

Важность книг и чтения доносят до нас старые русские пословицы, такие как: “Кто много читает, тот много знает” или, например, “Книга мала, а ума придала”, «Хлеб питает тело, а книга питает разум», «Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость», «Книга для ума – что тёплый дождь для всходов», «Ум без книги, как птица без крыльев». Вместе с одноклассниками мы проиллюстрировали пословицы, чтобы лучше понять ценность книги.

Среди учеников 3 – 4 классов МБОУ СОШ с. Старопетрово, что составило 15 человек, было проведено анкетирование, которое показало любят ли мои ровесники читать.

Отношение учеников к чтению, проявленное ими при ответе на вопрос «Чем вы любите заниматься в свободное время» представлено в диаграмме1. hello_html_9eea381.png

Как видно из диаграммы читать любят 46%, 24% любят смотреть в свободное время телевизор, 16% играют в компьютер, 12% в свободное время любят погулять, лишь 2% в свободное время занимаются спортом.

Для изучения объёма чтения, были проведены анализы читательских формуляров совместно с библиотекарем школьной библиотеки Рафилёй Рафильевной Хасановой и сельской библиотеки Нуриевой Юлией Габдрахмановной. И в школьную и в сельскую библиотеку записаны и ходят все обучающиеся 3 -4 классов (100%).

В диаграмме 2 представлено количество посещений и объём взятых книг в школьной и сельской библиотеке за три месяца.

hello_html_m3c0dbbb.png

Из данных диаграммы мы можем увидеть, что те обучающиеся которые много читают имеют более высокий уровень успеваемости.

2.2 Мнения известных людей о чтении.

Изучив материалы интернета мы выбрали только высказывание детских писателей о пользе чтения, тем самым мы хотим привлечь одноклассников к чтению, хотим показать насколько важно умение хорошо читать.

«Чтобы вы ни делали, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга» С. Я. Маршак.

«Чем больше человек прочитает хороших книг, тем разумнее, грамотнеее, образовеннее он станет» Ю. А. Гагарин.

«Я к вам обращаюсь товарищи, дети.

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь набирайтесь ума!» С. Михалков.

«Человек любящий и умеющий читать,- счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых друзей. Друзья эти – книги» К. Паустовский.

«Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг» М. В. Ломоносов.

2.3 Памятники книгам

Если о важности чтения задумывались древние жители нашей земли, то как можем мы не понимать, насколько важен этот, невзрачный, на первый взгляд, предмет, под названием книга? Недаром существует большое количество памятников книге:

Композиция “Книга-источник знаний”

Россия. Омск.

Памятный знак “Послание через века” в виде раскрытой книги находится на Университетской набережной напротив здания Санкт-Петербургского государственного университета.

hello_html_56225d9.png В Светлогорске, Россия

hello_html_m35746d6a.png

Памятник книге установлен в Новокузнецке Кемеровской области возле здания Центральной детской библиотеки.

hello_html_3494fc54.png

Памятник книге в г.Когалым, Югра, Россия

hello_html_m2d73ce43.png

Дворик филологического факультета

Санкт Петербургского гсударственного университета.

Заключение

Сегодня нам ученикам начальных классов очень интересно собирать портфолио, в котором важное место уделяется участию в различных конкурсах, олимпиадах, все это требует эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности.

Проанализировав результаты мы пришли к выводу, что ученики которые больше читают имеют хорошие результаты успеваемости в школе, то есть более широкий кругозор. Наша гипотеза подтвердилась.

Известное высказывание А. С. Пушкина «Чтение вот лучшее учение!» актуально и в наше время. Во все времена Книга считалась и считается источником знаний, главным учителем. «Кто много читает, тот много знает», – гласит народная мудрость.

Список используемой литературы:

  1. Стрельцова О. Воспитание у детей интереса к чтению // Начальная школа – Первое Сентября.

  2. Бугрименко Е.А. Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. // М., 1993

  3. Чирова А. Книга в твоих руках. // М., Просвещение, 1985

  4. Кошурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга. // М., 2006

  5. Журнал «Семейное чтение» // РШБА, 2011

  6. Журнал «Читайка» // РШБА, 2011

  7. https://irinastepanova5/ucoz.ru/publ/kak_privit_ljubov_k_chteniju/1-1-0-4

  8. https://www.realfacts.ru/index.php?newsid=949

  9. https://knigabest.ru/index.php

Источник