Исследовательская работа о пользе чтения
МБОУ»СШ № 4 Дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина»
«Я – исследователь»
секция:
гуманитарная
ПОЧЕМУ НУЖНО ЛЮБИТЬ ЧТЕНИЕ?
Выполнил:
ученик з-в класса
Гришин Кирилл
Руководитель:
Кашина Т.А.
Оглавление:
Введение
Основная часть
Выявление проблемы.
Роль книги в моей семье.
Роль книги в жизни человека
Мнения известных людей о чтении.
Пословицы и поговорки о чтении.
Памятники книгам.
Книги рекордсмены.
Заключение
Литература.
Приложения.
Введение
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем.
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков,
Про тайны Земли и движенье планет –
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.
Б. Раевский
Слайд № 1.Здравствуйте, меня зовут Гришин Кирилл. Мое любимое занятие в свободное время – чтение хороших книг. Главная ценность книги – в ее содержании. Жизнь человека быстротечна, а книга – практически единственный способ передачи знаний через время и пространство.
Меня очень взволновала информация, которую я услышал в одной из телепередач. В этой передаче сообщили, что, россияне перестали быть самой читающей нацией, уступив пальму первенства не только индийцам и китайцам, но и таиландцам, филиппинцам и египтянам. По данным экспертов, больше всех сейчас читают индийцы, которые тратят на это занятие почти 11 часов в неделю.
Согласитесь, такое положение вещей не может не огорчать, не волновать, не заставлять задуматься о том:
Что же значит книга в нашей жизни?
Каков был ее путь к человеку через века?
Какое место она занимает в жизни современных людей?
Является ли чтение только школьным предметом? И где границы этого предмета?
Поэтому я решил, что моё исследование обязательно будет связано с чтением. Слайд № 2.
Итак, цель моей работы – определить место чтения в жизни моих одноклассников и их читательские интересы, привлечь внимание школьников к чтению книг.
Объект исследования: детская книга, памятники книге.
Предмет исследования: приобщение к чтению.
Гипотеза: чтение книг расширяет наш кругозор.
Для достижения данной цели я поставил перед собой следующие задачи:
пронаблюдать какую роль играют книги в жизни моих ровесников;
проанализировать роль книги для ребят нашего класса;
найти мнения известных людей о книге, о чтении;
показать одноклассникам через памятники архитектуры, что существование большого количества памятников книге говорит о её значимости.
Для решения поставленных задач я использовал такие методы как:
Изучение литературы и источников Интернета по данной теме.
Проведение анкетирования.
Анализ полученных результатов.
Формулировка выводов.
Основная часть
1.Выявление проблемы
Я часто слышу от своих одноклассников « Меня дома ругают, что я мало читаю, а все больше телевизор смотрю или за компьютером сижу», «И меня…. И меня!…» А я подумал и предложил: «Давайте проверим, действительно ли современные дети стали меньше читать, меньше любить книгу?»
Как же это сделать?
Я решили провести в нашем классе анкетирование.Слайд №3. В анкете один вопрос «Чем я люблю заниматься в свободное время?» и пять вариантов ответа:
гулять с друзьями;
читать;
смотреть телевизор;
играть в компьютер;
заниматься спортом.
Надо выбрать один вариант проведения свободного времени.
В результате при подсчете голосов оказалось, что читать в свободное время любят только 4 человека.
Второй вопрос: Любишь ли ты читать?Слайд 4. Вывод: По данным результатам можно увидеть, что у большинства детей нашего класса любят читать, не очень 3,не люблю читать-1.
Третий вопрос: Какие книги вы любите читать?
Вывод: Самые распространенные жанры:– сказки и рассказы.
Радует что есть ребята в классе , которые используют
энциклопедии -4 чел.
Четвёртый вопрос: Что бы ты выбрал для отдыха, хорошую книгу или компьютер?Слайд 5
Вывод: Радует, что большинство уч-ся всё же выбирают для отдыха хорошую книгу -11 чел, компьютор- 3 чел, телевизор – 2 чел.
Пятый вопрос: Как часто ходишь в библиотеку?
Раз в неделю -8 чел.
Раз в месяц- 4 чел.
Каждый день-3 чел
Совсем не хожу -1 чел.
Результаты меня очень расстроили. Это что же получается? Очень мало детей с удовольствием читают в свободное время, читают не по собственному желанию, а по заданию учителя и требованиям родителей! Это нужно исправить!
Столкнувшись с такой проблемой, я решил проверить ведут ли мой одноклассники «Читательские дневники». Для этого совместно с классным руководителем мы провели конкурс «Самый лучший читательский дневник класса», в ходе которого выяснилось, что читательские дневники ведут не все мои одноклассники, но и записи ведутся лишь по тем произведениям, которые нам задает учитель и только лишь 3 ученика моего класса читают еще дополнительно.
2. Роль книги в моей семье.
К сожалению, в наше время не только дети, но и взрослые очень редко берут в руки книги. А между тем давно доказано, что умение мыслить развивается двумя путями: математикой и чтением классической литературы. Так что все взаимосвязано и неделимо.
Я провёл анкету среди родителей нашего класса.
Анкетирование родителей показало,что они стараются покупать книги.Но не все ребята проявляют интерес к чтению и читают редко.Не все родители знают,о чём любят читать их дети,какая у них любимая книга.
У меня есть своя небольшая домашняя библиотека. Началом создания моей домашней библиотеки можно считать день моего рождения, а было это в 2007 году. Первые мои книги мне подарили родители. В нашей библиотеке около 100 книг, из них 60 – для детей. В моей детской домашней библиотеке такие разные книги: это и сказки, и стихи, и рассказы, и сказочные повести, мифы, повести и рассказы о животных, детская фантастика. Но кроме художественных книг есть ещё и энциклопедии. В этих книгах можно найти ответы на многие вопросы, которые меня интересуют.
Моя мама Гришина Анна Николаевна с детства любила читать. Её любимыми книгами были произведения Пушкина, Толстого, Лермонтова, Дюма и др. Книги помогли ей хорошо закончить школу.
Я тоже очень рано полюбил книги. Любовь к чтению мне привили мама и бабушка.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
2015 год был обьявлен «Годом литературы» и я с своей мамой приняли участие в конкурсе «Самая читающая семья », где мы заняли 1 место. Все это подтолкнуло меня к дальнейшим исследованиям.
3. Роль книги в жизни человека.
Читающий человек знает больше, понимает больше, а, следовательно, и рассказать другим может больше, чем не читающий.
Читающие люди пишут намного грамотнее, чем люди, не бравшие книгу в руки. Они доступно передают свои мысли в разговоре. Понять их легче, говорить с ними легче, а значит, и находиться в их обществе интереснее.
Книги открывают человеку новые миры, новые горизонты, глубокие впечатления и переживания.
Для предыдущих поколений, книга была единственным источником знаний. Но времена изменились: современные технологии – от аудиоплееров до компьютеров – стремительно шагнули вперед, а дети – что удивительно! – быстро их освоили. Возникает вопрос: нужны ли ребенку книги?
«Всем хорошим я обязан книге», – так говорил Максим Горький. Я с ним полностью согласен. Я считаю, что книги играют очень важную роль в жизни человека. И сейчас я попытаюсь это доказать.
Во – первых, как вы вообще представляете жизнь без книг? Это же скучно и неинтересно! Как иногда противно смотреть на лежебок, которые целыми днями сидят за компьютерами и телевизорами. Какой от них толк? А книга – это ключ к знаниям. Читая, её ты узнаешь много нового и полезного для себя. Даже древние люди говорили: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Во – вторых, книга развивает кругозор. Ведь это так интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, походы, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов.
В – третьих, книга развивает мышление и фантазию. Как здорово иногда бывает представить себя греческим героем или ученым, который вот – вот откроет новый закон физики, фараоном или царицей Египета. В – четвёртых книги помогают нам принимать правильные решения. Иногда, смотря на героев книги, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать.
В – пятых, читая любое произведение, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. Мы пополняем свой словарный запас. Да, конечно, не стоит отказываться от всех благ цивилизации – от компьютеров, ноутбуков, мобильных телефонов и прочих новых веяний техники, но и о книгах забывать не стоит.
Научно доказан факт, что даже пятнадцать минут чтения значительно улучшают наши грамматические и стилистические навыки. А о словарном запасе и говорить не стоит!
Если сравнить чтение с другими современными развлечениями, как например, просмотр кинофильмов, увлечение музыкой, игра в компьютерные игры, то его преимущество состоит, хотя бы в неоспоримой пользе для развития мыслительных способностей.
Только читая, мы можем, не вставая с удобного дивана, побывать в самых экзотических странах, понять образ мышления их жителей, а самое главное – пропустить всю информацию через свою душу.
Читайте – и становитесь более чуткими, отзывчивыми людьми. Может, именно чтение делает из человека настоящего человека?
4.Вот мнения известных людей о чтении.
Изучив материалы интернета я выбрал высказывание известных людей о пользе чтения, тем самым я хочу привлечь ровесников к чтению, хочу показать насколько важно умение хорошо читать.
Книги — это инструмент насаждения мудрости. (Коменский Я.)
Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков. (Горький М.)
Все, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге. (Ричард Бах)
Чтение – вот лучшее умение. (ПушкинА.С.)
«Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг» (М. В. Ломоносов).
5.Много пословиц и поговорок о чтении.
Книга – друг человека.
Книга книгой, да и своим умом двигай.
Кто много читает, тот много знает.
Книга мала, а ума придала.
Глядит в книгу, а видит фигу.
Книги читать – скуки не знать.
Дом без книги – день без солнца.
6. Памятники книгам.
Если о важности чтения задумывались древние жители нашей земли, то как можем мы не понимать, насколько важен этот, невзрачный, на первый взгляд, предмет, под названием книга? Недаром существует большое количество памятников книге:
Новокузнецк Слайд 6.
Памятник представляет собой книгу, лежащую на пьедестале, на страницах которой размещен русский и армянский алфавит.
Санкт-Петербург Слайд 7.
Памятный знак “Послание через века” в виде раскрытой книги находится на Университетской набережной напротив здания Санкт-Петербургского государственного университета.
Остафьево Слайд 7.
Памятник Н.М.Карамзину в виде семи томов его знаменитого труда «История Государства Российского», над которым он работал в Остафьево в течение 12 лет.
Москва Слайд 9.
Памятник первому известному русскому книгопечатнику Ивану Фёдорову.
Новосибирск Слайд 10.
В Новосибирске в 2008 году на стене дома по улице Горького появилась вот такая книга “Капиталъ”, приуроченная к открытию одноименного книжного магазина в этом же здании.
Химки Слайд 11.
Памятник – это большая книга А.С. Пушкина, которая установлена таким образом, что создается ощущение парения в воздухе. Книга раскрыта: на левой стороне профиль Пушкина, а справа – его бессмертное стихотворение о любви: «Я помню чудное мгновение…»
7. Книги рекордсмены. Слайд 12.
Двенадцать самых маленьких книг мира умещаются в одной столовой ложке.
Слайд 13.
Самая большая книга для малышей в России. В ней всего 4 страницы и 12 стихотворений, зато она высотой 6 метров, шириной 3 метра и весом 492 килограмма. Среди авторов книги – Сергей Михалков, известные детские поэты, академики .
Заключение. Слайд 14.
Завершая свой небольшой, но познавательный проект, хочу сделать следующие выводы:
Итак, нужно ли читать книги? Это один из первых вопросов, которые должен задать себе человек, решивший начать свой путь к успеху.
Я советую всем читать. Читать как можно больше. Ведь из книг человек добывает знания, которые помогают успешно справляться с заданиями на уроках и в контрольных работах, разных конкурсах и во многом другом.
Читая, мы учимся очень важному умению: слушать и слышать, воспринимать то, что сказано кем-то другим, размышлять над чужой идеей.
Книга учит мыслить, книга учит говорить, книга учит понимать людей. Книга может стать настоящим другом! Поэтому читайте книги, действуйте и улучшайте свою жизнь.
Литература.
Стрельцова О. Воспитание у детей интереса к чтению // Начальная школа – Первое Сентября.
Бугрименко Е.А. Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. // М., 1993
Чирова А. Книга в твоих руках. // М., Просвещение, 2005
Кошурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга. // М., 2009
Журнал «Семейное чтение» // РШБА, 2011
Журнал «Читайка» // РШБА, 2011
https://irinastepanova5/ucoz.ru/publ/kak_privit_ljubov_k_chteniju/1-1-0-4
https://www.realfacts.ru/index.php?newsid=949
https://knigabest.ru/index.php
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«ПОЧЕМУ НУЖНО ЛЮБИТЬ ЧТЕНИЕ?»
Работу выполнила
обучающаяся 4 класса
МБОУ СОШ с. Старопетрово
Комиссарова Дарья Сергеевна
Научный руководитель:
Ляпустина О. В., учитель нач. классов
Оглавление:
Введение
Основная часть
Роль книги в жизни детей
Мнения известных людей о книге, о чтении
Памятники книгам
Заключение
Литература
1.Введение
Как быстро летит время. Вот только недавно мы были первоклассниками, а сегодня носим гордое звание четвероклассники. Придя в школу не все мои одноклассники умели читать, сегодня читают, конечно, все, но не все читают с удовольствием. Я решила узнать, почему нужно любить чтение? Как заинтересовать моих одноклассников чтением? Это и стало целью моего исследования.
Объект исследования: детские книги, библиотека.
Предмет исследования: приобщение к чтению.
Гипотеза: чтение книг расширяет наш кругозор.
Задачи:
Пронаблюдать какую роль играют книги в жизни моих ровесников.
Найти мнения известных людей о книге, о чтении.
Показать одноклассникам, что существование большого количества памятников книге говорят о её значимости.
Методы исследования:
Подбор пословиц и поговорок, иллюстрирование их.
Проведение анкетирования.
Анализ читательских формуляров.
Анализ полученных результатов.
Формулировка выводов.
Основная часть
Роль книги в жизни детей
О важности чтения говорят многие, однако далеко не все понимают насколько чтение обогащает духовный мир человека.
Важность книг и чтения доносят до нас старые русские пословицы, такие как: “Кто много читает, тот много знает” или, например, “Книга мала, а ума придала”, «Хлеб питает тело, а книга питает разум», «Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость», «Книга для ума – что тёплый дождь для всходов», «Ум без книги, как птица без крыльев». Вместе с одноклассниками мы проиллюстрировали пословицы, чтобы лучше понять ценность книги.
Среди учеников 3 – 4 классов МБОУ СОШ с. Старопетрово, что составило 15 человек, было проведено анкетирование, которое показало любят ли мои ровесники читать.
Отношение учеников к чтению, проявленное ими при ответе на вопрос «Чем вы любите заниматься в свободное время» представлено в диаграмме1.
Как видно из диаграммы читать любят 46%, 24% любят смотреть в свободное время телевизор, 16% играют в компьютер, 12% в свободное время любят погулять, лишь 2% в свободное время занимаются спортом.
Для изучения объёма чтения, были проведены анализы читательских формуляров совместно с библиотекарем школьной библиотеки Рафилёй Рафильевной Хасановой и сельской библиотеки Нуриевой Юлией Габдрахмановной. И в школьную и в сельскую библиотеку записаны и ходят все обучающиеся 3 -4 классов (100%).
В диаграмме 2 представлено количество посещений и объём взятых книг в школьной и сельской библиотеке за три месяца.
Из данных диаграммы мы можем увидеть, что те обучающиеся которые много читают имеют более высокий уровень успеваемости.
2.2 Мнения известных людей о чтении.
Изучив материалы интернета мы выбрали только высказывание детских писателей о пользе чтения, тем самым мы хотим привлечь одноклассников к чтению, хотим показать насколько важно умение хорошо читать.
«Чтобы вы ни делали, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга» С. Я. Маршак.
«Чем больше человек прочитает хороших книг, тем разумнее, грамотнеее, образовеннее он станет» Ю. А. Гагарин.
«Я к вам обращаюсь товарищи, дети.
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь набирайтесь ума!» С. Михалков.
«Человек любящий и умеющий читать,- счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых друзей. Друзья эти – книги» К. Паустовский.
«Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг» М. В. Ломоносов.
2.3 Памятники книгам
Если о важности чтения задумывались древние жители нашей земли, то как можем мы не понимать, насколько важен этот, невзрачный, на первый взгляд, предмет, под названием книга? Недаром существует большое количество памятников книге:
Композиция “Книга-источник знаний”
Россия. Омск.
Памятный знак “Послание через века” в виде раскрытой книги находится на Университетской набережной напротив здания Санкт-Петербургского государственного университета.
В Светлогорске, Россия
Памятник книге установлен в Новокузнецке Кемеровской области возле здания Центральной детской библиотеки.
Памятник книге в г.Когалым, Югра, Россия
Дворик филологического факультета
Санкт Петербургского гсударственного университета.
Заключение
Сегодня нам ученикам начальных классов очень интересно собирать портфолио, в котором важное место уделяется участию в различных конкурсах, олимпиадах, все это требует эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности.
Проанализировав результаты мы пришли к выводу, что ученики которые больше читают имеют хорошие результаты успеваемости в школе, то есть более широкий кругозор. Наша гипотеза подтвердилась.
Известное высказывание А. С. Пушкина «Чтение вот лучшее учение!» актуально и в наше время. Во все времена Книга считалась и считается источником знаний, главным учителем. «Кто много читает, тот много знает», – гласит народная мудрость.
Список используемой литературы:
Стрельцова О. Воспитание у детей интереса к чтению // Начальная школа – Первое Сентября.
Бугрименко Е.А. Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. // М., 1993
Чирова А. Книга в твоих руках. // М., Просвещение, 1985
Кошурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга. // М., 2006
Журнал «Семейное чтение» // РШБА, 2011
Журнал «Читайка» // РШБА, 2011
https://irinastepanova5/ucoz.ru/publ/kak_privit_ljubov_k_chteniju/1-1-0-4
https://www.realfacts.ru/index.php?newsid=949
https://knigabest.ru/index.php