Исследовательская работа на тему о пользе грибов
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Основной общеобразовательной школы села Отрадного Вяземского муниципального района Хабаровского края
Исследовательская работа по теме:
«Грибы – польза или вред»
Выполнили: Учащиеся 3 класса
Котляров Кирилл
Жога Татьяна
Руководители:
учитель биологии
Котлярова Дарья Владимировна
село Отрадное
2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………….….….3
Основная часть
Классификация грибов …………………………………………4
Что такое плесень ……………………………..…….………….4
Практическая часть
Опыт №1……………………………………………………….12
Опыт №2……………………………………………………….13
Опыт №3……………………………………………………….14
Опыт № 4………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………….17
Литература………………………………………………………..18
Приложение…………………………………………………….19 -22
Введение
Грибы – самые многочисленные живые организмы на Земле. Они встречаются – в почве, в воде и даже в воздухе. Современным биологам известно около 100 тысяч видов .
Всходит ли тесто на дрожжах, появляется ли на хлебе пятно плесени, идем ли мы по грибы в лес, пьем ли мы прохладный квас или кефир, получаем ли укол антибиотиков – нигде не обошлось без встречи с грибами или прямыми результатами их деятельности.
Несмотря на множество научных исследований активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира, до конца не изучена и появляется каждый раз в новом качестве.
Актуальностьданного исследования определяем тем, что плесень появилась на земле 200 миллионов лет назад в числе самых первых живых организмов, но до сих пор остается «тайной» и нам бы хотелось узнать не много больше, об этом удивительном организме.
Целью нашей работы является: узнать, что такое плесень, и какое место она занимает в жизни человека.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу о строении, видах и процессами жизнедеятельности плесени.
2. Определить экспериментальным путем условия развития плесени на продуктах питания.
3. Выявить полезные и вредные свойства грибов.
4. Сделать выводы по данному исследованию.
Объект исследования: Гриб – плесень.
Предмет исследования: Плесень образующаяся на продуктах питания.
Гипотеза: мы можем предположить, что плесень может быть «вредной » и «полезной» и какие условия необходимые для ее развития.
Методы: Описательный, сравнительный, метод наблюдения, опытно-экспериментальный, анкетирование, интервьюирование, анализ.
Плесневые грибы. Дрожжи
Характерные особенности плесневых грибов – маленькие размеры, большая скорость размножения, неприхотливость к пище и среде обитания.
Внешне плесень так же может напоминать грязь или пятна, например, когда она образуется на стенах в ванной комнате между плитками кафеля или в подъездах домов. Излюбленные места обитания плесени— дома, где неправильно устроены водостоки и плохо изолированы полы. А еще плесень «любит» все деревянное, поскольку пористая древесина легко накапливает воду. Другие, потенциальные места ее обитания — бетон, штукатурка, пластик, резина, тканевая основа линолеума, ковровые покрытия, книги, цветочные горшки.
Гриб «Мукор»
Широко распространен плесневый гриб мукор, который известен как белая плесень. Часто этот гриб образует пушистые плесневые налеты белого и серого цвета на неправильно хранящихся пищевых продуктах: хлебе, варенье, плодах, овощах. Под микроскопом хорошо видна грибница мукора – бесцветные, ветвящиеся гифы без перегородок.
Гриб «Пеницилл»
Важную группу плесневых грибов составляют грибы рода пенициллиум. Пеницилл – зеленая плесень. Развивается она на пищевых продуктах, в основном на цитрусовых фруктах и картофеле. Пеницилл вырабатывает пенициллин. Это первый открытый в медицине антибиотик. Пенициллин широко применяют как противовоспалительное средство для подавления жизнедеятельности болезнетворных бактерий.
Гриб «Аспергилл»
Аспергиллы хорошо растут на различных субстратах образуя плоские пушистые колонии, вначале белого цвета, а затем в зависимости от вида, они принимают разную окраску. Виды аспергилл являются распространённым заражающим фактором крахмалистых продуктов (таких как хлеб, картофель) и растут внутри либо на поверхности многих растений и животных.
«Благородная плесень»
В Российской Федерации этот грибок называют серой гнилью, на самом деле микробиологии дали ему название Botrytis cinerea сначала сам убивает организм, а затем питается убитыми тканями. В нашей стране люди страдают от этого грибка так как очень много продуктов (ягоды, фрукты) приходят из –за него в негодность .Но ,вы можете быть удивлены, в Германии, Франции и Венгрии благодаря этому виду грибка получают самые вкусные и знаменитые виды вина. Еще широко используют в приготовлении некоторых видов сыров. (Бри, Камамбер, Голубой датский сыр, Горгонцола, рокфор, стилтон).
«Дрожжи»
Своеобразную группу представляют одноклеточные грибы – дрожжи. Они обычно поселяются на средах, богатых сахаром: на поверхности плодов, ягод, в нектаре цветков, в тесте. Дрожжи используют сахар для питания, при этом он превращается в спирт и углекислый газ. Этот процесс называется брожением. Способность дрожжей вызывать брожение используется в хлебопечении, в производстве спирта, в виноделии, в кондитерской промышленности. В настоящее время дрожжи широко используют в биотехнологии для производства кормового белка, который идет на корм скоту.
Исходя из выше изложенного, мы пришли к выводу:
1.Грибы имеют сходства и различия и с растениями, и с животными. Имеют признаки, свойственные только им самим.
2. Ученые классифицировали грибы следующим образом: шляпочные грибы, плесневые, дрожжевые, грибы-паразиты.
3. Плесневые грибы несут вред здоровью. Лишь в умелых руках она может принести пользу.
Практическая часть
Для того чтобы выявить условия развития плесневых грибов и самим вырастить эти грибы, мы провели следующие опыты:
Опыт №1 «Выращивание плесени на хлебе»
Оборудование: кусочек хлеба, полиэтиленовый пакет.
Взяли кусочек хлеба. Положили его в плотно закрытый полиэтиленовый пакет. Положили его в тёплое место на подоконник, рядом с газовой плитой, где всегда температура выше.
Результаты опыта № 1(Приложение 1)
Таблица № 1
Вывод № 1: Мы получили на куске хлеба плесень, которая называется мукор.
Опыт №2 «выращивание плесени на мандарине»
Оборудование: мандарин, полиэтиленовый пакет.
Мы взяли мандарин, создали ему условие для появления плесени – тепло, влажную камеру.
Через 2 дня мы заметили, что на пакете, с опытным образцом, который находился в тепле, выступили капли воды. Через 6 дней появилось белое пятно. Мандарин начал плесневеть. С каждым днем оно становилось все ярче. На 9-ый день пятно стало зеленеть. Оно становилось все больше и больше, а на 11-ый день плесень стала ярко зеленого цвета.
Результаты опыта № 2 (Приложение № 2)
Таблица № 2
Вывод № 2: Мы получили на мандарине плесень, которая называется пеницилл
Опыт №3 «выращивание плесени на яблоке»
Оборудование: яблоко, полиэтиленовый пакет.
Мы взяли яблоко, создали ему условие для появления плесени – тепло, влажную камеру.
Через 2 дня мы заметили, что на пакете, с опытным образцом, который находился в тепле, выступили капли воды. Через 6 дней появилось белое пятно. Яблоко начал плесневеть. С каждым днем оно становилось все ярче. На 9-ый день пятно стало зеленеть. Оно становилось все больше и больше, а на 11-ый день плесень стала ярко черного цвета.
Результаты опыта № 3 (Приложение № 3)
Таблица № 3
Вывод № 3: Мы получили на яблоке плесень, которая называется аспергилл.
Опыт №4 «Живые грибы»
Оборудование: кастрюля с крышкой, сахар, дрожжи, теплое молоко, мука, яйца.
1.В кастрюлю налили немного теплого молока. Добавили туда сахара, дрожжей и немного муки. Все перемешали, закрыли крышкой.
2.Через некоторое время увидели пузыри в получившейся смеси. Эта смесь называется опара (закваска для теста). Появился кислый запах.
3.Добавили муку, яйца. Все перемешали. Закрыли крышкой. Получилось тесто. Его нужно поставить в тёплое место- туда, где нет сквозняков.
4.Через несколько часов заглянули в кастрюлю. Тесто поднялось. Стало намного выше, чем было.
5. Можно печь вкусныебулочкми.
Результаты опыта № 1 Приложение (№ 4)
Таблица № 4
Вывод№ 3: Благодаря дрожжам произошло брожение. Тесто поднялось. Дрожжи представляют собой культуру живых грибов, которые способны выделять спирт и углекислый газ. Этим и объясняются поры в хлебе, который выпечен с дрожжами.
На основе опытов №1, №2, № 3 мы пришли к выводам:
Важным условием развития плесени является влажность, тепло и кислород.
Отсутствие влаги, низкая температура и кислород являются главным препятствием для развития плесени .
На разных пищевых продуктах развиваются разные виды плесени .
Одни продукты покрываются плесенью быстрее, чем другие.
4.Заключение
Дрожжи нашли широкое применение в пищевой промышленности. Они имеют большое значение для приготовления уксуса, вина, кумыса, кефира, йогуртов, а также хлеба.
Дрожжи способствуют быстрому заживлению ран и ожогов, в целом благотворно влияют на состояние кожи. Дрожжи улучшают секрецию желез желудка и всасывательную способность кишечника. Поэтому их назначают для лечения заболеваний ЖКТ: язвах, гастритах, колитах, энтероколитах. Кисломолочные продукты с молочными дрожжами эффективно укрепляют иммунитет и нормализуют работу кишечника. Очень полезны дрожжи и для наружного применения – из них готовят питательные маски, которые делают волосы красивыми и пышными.
Не смотря на всю пользу дрожжей, существуют и противопоказания к их применению. Нельзя принимать дрожжи при склонности к аллергии, болезнях почек и индивидуальной непереносимости продукта.
Плесень.
Отрицательное влияние плесени на организм человека:
–плесень может вызывать диатез у детей, аллергию, мигрень, насморк, бронхит и еще много разных заболеваний.
Положительное влияние плесени на организм человека:
-пенициллином лечат инфекционные заболевания,
-пеницилл рокфориум используется в технологии производства сыра рокфор,
-некоторые разновидности плесени используются для производства лимонной кислоты. Таким образом, мы делаем вывод, что влияние грибов на организм человека различно.
Список используемой литературы
1. Большая советская энциклопедия. Под ред. А.М.Прохорова. М.: Просвещение, 1975. Т.20- с.165
2. Дроняев Б.М. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. М.: АКТ, 1995. Т.3 – с.43
3. Исмаилова Р.И. Биология. Энциклопедия для детей. М.: АВАНТА + 1995- с.432
4. Козлов М.А. Живые организмы- спутники человека. М.: Просвещение, 1976.- с.51
5. Рогожкин А.К., Энциклопедический словарь юного натуралиста. М.: Детская литература, 1981- с.25
7. Чистовский О.П. Грибы-целители. М.: Юнипресс, 1997- с.15
8. Энциклопедия «Я познаю мир. Ботаника». Автор Ю.Н. Касаткина («Астрель» Москва 2006г.)
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Исследовательская работа по теме: “Грибы – польза или вред”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Основной общеобразовательной школы с. Отрадное Исследовательская работа на тему «Грибы – польза или вред ?» Выполнили ученики 3 класса Жога Татьяна Котляров Кирнилл с. Отрадное 2017 г.
2 слайд
Описание слайда:
Актуальность данного исследования определяем тем, что плесень появилась на земле 200 миллионов лет назад в числе самых первых живых организмов, но до сих пор остается «тайной» и нам бы хотелось узнать не много больше, об этом удивительном организме. Целью нашей работы является: узнать, что такое плесень, и какое место она занимает в жизни человека. Мы поставили перед собой следующие задачи: Проанализировать научную литературу о строении, видах и процессами жизнедеятельности плесени. 2. Определить экспериментальным путем условия развития плесени на продуктах питания. 3. Выявить полезные и вредные свойства грибов. 4. Сделать выводы по данному исследованию.
3 слайд
Описание слайда:
Объект исследования: Гриб – плесень. Предмет исследования: Плесень образующаяся на продуктах питания. Гипотеза: мы можем предположить, что плесень может быть «вредной » и «полезной» и какие условия необходимые для ее развития Методы: Описательный Сравнительный Метод наблюдения Опытно-экспериментальный Анкетирование Интервьюирование
4 слайд
Описание слайда:
Мы решил начать собственное исследование и найти ответы на наши вопросы.
5 слайд
Описание слайда:
Что такое плесень – это растения или животные ? Признаки растений: неподвижность, постоянный рост, питание растворенными веществами, наличие клеточных оболочек. Признаки животных: отсутствие пластид и способности к фотосинтезу, наличие хитина в клеточных оболочках. Вегетативное тело гриба представляет собой мицелий (грибницу), состоящий из нитей – гифов. Это признак, свойственный только
6 слайд
Описание слайда:
Плесень – это многоклеточный гриб, живой организм, споры которого распространены повсюду. Их можно встретить в воздухе, на поверхности стен или предметов, а также на продуктах питания. Плесень бывает: Плесень белая Плесень черная Плесень розовая Плесень голубая Плесень серая Плесень зеленая
7 слайд
Описание слайда:
В своем исследование мы рассмотрели такие виды плесени: Плесень Мукора Аспергилл Пиницилл Монилия Благородная плесень (серая гниль)
8 слайд
Описание слайда:
Широко распространен плесневый гриб мукор, который известен как белая плесень. Часто этот гриб образует пушистые плесневые налеты белого и серого цвета на неправильно хранящихся пищевых продуктах: хлебе, варенье, плодах, овощах. Под микроскопом хорошо видна грибница мукора – бесцветные, ветвящиеся гифы без перегородок. Мицелий (грибница) обычно развивается на субстрате, пронизывая его, а кверху от грифов вырастают нити, заканчивающиеся расширениями в виде округлых черных головок – точек. В этих головках образуются тысячи спор.
9 слайд
Описание слайда:
Пеницилл вырабатывает пенициллин. Это первый открытый в медицине антибиотик. Пенициллин широко применяют как противовоспалительное средство для подавления жизнедеятельности болезнетворных бактерий. Многие виды плесневых грибов наносят большой вред народному хозяйству: портят продукты питания, разрушают лесоматериалы и ткани, вызывают заболевания растений, животных и человека. Особый вред приносят плесневые грибы при хранении картофеля, овощей, зерна.
10 слайд
Описание слайда:
Аспергилл (латинское название Aspergillus) род высших аэробных плесневых грибов, включающихся в себя несколько сотен видов, распространённых по всему миру в различных климатических условиях. Аспергиллы хорошо растут на различных субстратах образуя плоские пушистые колонии, вначале белого цвета, а затем в зависимости от вида, они принимают разную окраску. Виды аспергилл являются распространённым заражающим фактором крахмалистых продуктов (таких как хлеб, картофель) и растут внутри либо на поверхности многих растений и животных.
11 слайд
Описание слайда:
Благородная плесень в Российской Федерации этот грибок называют серой гнилью, на самом деле микробиологии дали ему название Botrytis cinerea сначала сам убивает организм, а затем питается убитыми тканями. В нашей стране люди страдают от этого грибка так как очень много продуктов (ягоды, фрукты) приходят из –за него в негодность .Но ,вы можете быть удивлены, в Германии, Франции и Венгрии благодаря этому виду грибка получают самые вкусные и знаменитые виды вина. Еще широко используют в приготовлении некоторых видов сыров. (Бри, Камамбер, Голубой датский сыр, Горгонцола, рокфор, стилтон).
12 слайд
13 слайд
Описание слайда:
Исходя из выше изложенного, мы пришли к выводу: 1.Грибы имеют сходства и различия и с растениями, и с животными. Имеют признаки, свойственные только им самим. 2. Ученые классифицировали грибы следующим образом: шляпочные грибы, плесневые, дрожжевые, грибы-паразиты. 3. Плесневые грибы несут большой вред здоровью. Лишь в умелых руках она может принести пользу.
14 слайд
Описание слайда:
Практическая часть Опыт номер № 1 выращивание плесени на хлебном субстрате Оборудование: кусочек хлеба, полиэтиленовый пакет. Мы получили на куске хлеба плесень, которая называется мукор. 1 день 2 день 3 день 4 день 9 день Хлеб – Появились капельки жидкости на пакете Влажное пятнышко с кислым запахом Небольшой пушок Зеленоватая плесень отчётливо видна
15 слайд
16 слайд
Описание слайда:
Опыт номер № 2 выращивание плесени на мандарине Оборудование: мандарин, полиэтиленовый пакет. Мы взяли мандарин, создали ему условие для появления плесени – тепло, влажную камеру. Результаты исследования Мы получили на мандарине плесень, которая называется пеницилл. 1 день 2 день 6 день 9 день 11 день мандарин – Появились капельки жидкости на пакете Появилось белое пятно Пятно зеленеет Плесень ярко зеленого цвета
17 слайд
18 слайд
Описание слайда:
Опыт номер № 3 выращивание плесени на яблоке Оборудование: яблоко, полиэтиленовый пакет. Мы взяли яблоко, создали ему условие для появления плесени – тепло, влажную камеру. Мы получили на яблоке плесень, которая называется аспиргилл 1 день 2 день 6 день 9 день 11 день Яблоко – Появились капельки жидкости на пакете Появилось белое пятно Пятно начало чернеть Плесень черного цвета
19 слайд
20 слайд
Описание слайда:
Опыт №4 «живые грибы» Оборудование: кастрюля с крышкой, сахар, дрожжи, теплое молоко, мука, яйца Результаты опыта № 4 Вывод: Благодаря дрожжам произошло брожение. Тесто поднялось. Дрожжи представляют собой культуру живых грибов, которые способны выделять спирт и углекислый газ. Этим и обьясняются поры в хлебе, который выпечен с дрожжами. 1 час 2 часа 3час 4 часа дрожжи Опара пузырится Тесто немного поднялось Тесто поднялось выше Тесто готово к выпечки
21 слайд
22 слайд
Описание слайда:
Заключение: В ходе исследовательской работы мы пришли к следующим выводам: 1.Плесень распространяется очень быстро и заражает все доступные поверхности. 2.Важным условием развития плесени является влажность, тепло и отсутствие кислорода. 3.Надо соблюдать меры правильного хранения продуктов. 4.Плесень бывает вредная и полезная. 5.Плесень начинает быстро расти, если появилась питательная среда для образования грибков. 6.Отсутствие влаги, низкая температура и кислород являются главным препятствием для развития плесени. 7.На разных пищевых продуктах развиваются разные виды плесени. 8.Одни продукты покрываются плесенью быстрее, чем другие.
23 слайд
Описание слайда:
Список используемой литературы 1. Большая советская энциклопедия. Под ред. А.М.Прохорова. М.: Просвещение, 1975. Т.20- с.165 2. Дроняев Б.М. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. М.: АКТ, 1995. Т.3 – с.43 3. Исмаилова Р.И. Биология. Энциклопедия для детей. М.: АВАНТА + 1995- с.432 4. Козлов М.А. Живые организмы- спутники человека. М.: Просвещение, 1976.- с.51 5. Рогожкин А.К., Энциклопедический словарь юного натуралиста. М.: Детская литература, 1981- с.25 7. Чистовский О.П. Грибы-целители. М.: Юнипресс, 1997- с.15 8. Энциклопедия «Я познаю мир. Ботаника». Автор Ю.Н. Касаткина («Астрель» Москва 2006г.)
24 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!!!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс профессиональной переподготовки
Библиотекарь
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-378065
Вам будут интересны эти курсы: