Исследовательская работа батарейки польза и вред
МБОУ Прогимназия №2
Школьный конкурс
исследовательских работ и творческих проектов младших
школьников «Хочу все знать»
Исследовательский проект на тему:
«Батарейка: польза или вред?»
Работу выполнил
ученик 1 класса «Д»
МБОУ Прогимназия №2
Зайцев Артём
Руководитель – учитель
начальных классов
МБОУ Прогимназия №2
Батуркина Татьяна Витальевна
Воронеж 2017 г.
Оглавление
1. Оглавление……………………………………………………………………2
2. Введение:
– Паспорт проекта……………………………………………………………..3
– Актуальность проблемы……………………………………………………..4
– Цели и задачи……………………….……………………………….……….4
3. Глава I. Что такое батарейка? ……………………………………..………….5
4. Глава II. Маленькая батарейка – большие проблемы………………………7
5. Глава III. Моё исследование – «фруктовая батарейка»…………………….9
6. Заключение……………………………………………………………..……..11
7. Библиографический список………………………………………………….12
Паспорт проекта
Название | Исследовательский проект «Батарейка: польза или вред» |
Контактная информация | МБОУ «Прогимназия №2», 1 «Д» класс |
Автор | Зайцев Артём Юрьевич |
Научный руководитель | Батуркина Татьяна Витальевна, учитель начальных классов |
Цель | Исследовать возможность получения экологически чистого источника тока на примере овощей и фруктов. |
Основные задачи | Выявить актуальность проблемы: пользу или вред приносить человеку использование обычной батарейки. |
Срок реализации | Декабрь – февраль |
Методы исследования | Поисковый Экспериментальный Наблюдательный Описательный Метод обобщения |
Интерактивные средства | Мультимедийная презентация |
Актуальность исследования. Жизнь человека постоянно находится в движении, как и научно-технический прогресс. В наши дни широкое распространение получили пальчиковые батарейки. В доме, в школе, на работе всегда есть предмет, который работает на батарейках. Однако никто не мог подумать о вреде, наносимом планете отработанными источниками питания. Долгие годы они гнили и сжигались вместе с другими бытовыми отходами на свалках по всему миру. И лишь совсем недавно экологи забили тревогу, о вреде выброшенной в мусорное ведро батарейки. И при этом, многие из нас не задумываются, что состояние окружающей среды напрямую связано с нашим поведением в быту.
Цель проекта: исследовать возможность получения экологически чистого источника тока на примере овощей и фруктов.
Задачи проекта:
– познакомится с историей создания батарейки;
– узнать принцип работы батарейки и ее виды;
– выяснить, чем опасны батарейки;
– как правильно утилизировать использованные батарейки;
– создать «фруктовую батарейку»;
– изучить возможность практического применения полученной батарейки;
– обобщить материал и сделать выводы.
Глава I. Что такое батарейка?
Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с вопросом замены батарейки. Часы, калькулятор, фотоаппарат, фонарик, радио, детские игрушки и многое другое работает от батареек, и это очень удобно. Иначе пришлось бы включать их в розетку, путаться в длинных проводах. Батарейки компактны и универсальны. Они дают игрушкам и другим полезным вещам независимость и самостоятельность, и это так приятно! Батарейка дает электрический ток: крутятся колеса у машинки, ходят часы, играет радио, светит фонарик. В наше время батарейки являются самыми распространенными источниками питания для электроники и мелкой техники. Но откуда берется в этих маленьких трубочках электрический ток?
Первую батарейку сделали в Италии в 1800 г. Ее изобретателем считается известный физик Алессандро Вольта (1745-1827). В основе первой батарейки лежит устройство: в соляной раствор, который является электролитом, поместили две пластины, сделанных из разных металлов: меди и цинка, а между ними кожаную прокладку, пропитанную лимонным соком. За счет различной природы этих материалов, при их погружении в электролит возникает напряжение, и получается электрический ток. Именем этого ученого назвали единицу измерения электрического тока – вольт.
Современные батарейки внешне имеют мало общего с устройством, созданным Алессандро Вольтом, но принцип работы остался тот же.
Внутри современной батарейки – два цилиндра, вставленные один в другой – положительный (анод) и отрицательный (катод). Между ними специальный раствор или паста (электролит), который хорошо проводит электрический ток. От одного цилиндра к другому и течет электрический ток. Например, от одного цилиндра по проводу ток идёт в моторчик машинки, крутит колёса, и дальше по проводу подходит к другому цилиндру.
Батарейки довольно сложно устроены. Это высокотехнологичные элементы, в которых в результате химических реакций выделяется электрическая энергия. Классификация батареек осуществляется в зависимости от материалов, из которых изготовлены их активные компоненты. Самое сложное в создании батареек – это подобрать материал для цилиндров и раствора между ними. Обычно это редкие тяжелые металлы: кадмий, свинец, литий, ртуть.
Существует пять видов современных источников питания: солевые, щелочные, ртутные, серебряные и литиевые.
Батарейки бывают разной формы и размеров: большие и маленькие, круглые и квадратные.
Различные устройства работают с различным напряжением, поэтому и у батареек оно должно быть разным. Напряжение разных типов батареек зависит от используемого электролита. Например – 1,5V,3V.
Так же существуют аккумуляторы. Они внешне очень похожи на обычные батарейки, однако аккумуляторы можно перезаряжать, а батарейку нет.
Срок работы каждой батарейки не долговечен: когда внутри нее испортятся оба цилиндра и раствор между ними, она перестанет вырабатываться электрический ток.
Глава II. Маленькая батарейка – большие проблемы.
Куда девать старые батарейки? Выброшенная в мусорное ведро батарейка попадает на свалку, где в процессе разрушения, либо в результате горения выделяет вредные вещества. В батарейках содержится множество различных металлов – ртуть, никель, кадмий, свинец, цинк. Ядовитые вещества из батареек, проникают в почву, грунтовые воды, попадают в реки и озера, водохранилища. Одна единственная батарейка способна отравить около 400 л. воды и 20 квадратных метров почвы. Далее эти вещества вместе с водой и едой попадают к нам на стол, загрязняют воздух, которым мы дышим. Ядовитые элементы имеют свойство накапливаться в организме человека, и поэтому, даже в небольших количествах, вызывать серьезные заболевания. Но страдает не только человек, но и деревья, растения. По исследованиям экологов одна батарейка загрязняет территорию, пригодную для обитания двух кротов, несколько тысяч дождевых червей и одного ежика. Заражение окружающей среды происходит в течение целого века, и остановить этот процесс невозможно.
На каждой батарейке производителями указывается специальный знак о запрете выброса батарейки в мусорное ведро. Это значит, что маркированный таким образом продукт, нельзя выбрасывать обычным способом. Вместо этого, он подлежит обязательной утилизации. Но мало, кто слышал о том, где можно утилизировать батарейки правильно.
В нашей стране каждый год на свалки поступает более 15 тысяч тонн использованных батареек. По статистике 1 семья в год использует около 20 батареек.
Проведя опрос взрослых и детей, на вопрос, можно ли выбрасывать батарейки в мусор, 68 % опрошенных ответили, что «нет», и лишь 32 % считают, что можно.
На вопрос, знают ли они, как где можно правильно утилизировать батарейки 97% опрошенных ответили “нет”, и только 3% – “да”.
В разных странах мира, утилизации батареек уделяют особое внимание. Их собирают, сортируют и перерабатывают на специализированных предприятиях (только в Европе их больше 40). Для разных типов батареек применяют разные технологии, позволяющие свести к минимуму риски загрязнения окружающей среды.
В городе Нью-Йорк существует даже закон, который запрещает выбрасывать батарейки вместе с обычным мусором. В Европе во всех супермаркетах стоят контейнеры для использованных батареек. Находясь на отдыхе вместе с родителями за границей, я даже видел контейнер для сбора батареек, установленный прямо в холле отеля.
Первая в России линия переработки батареек запущена в Челябинске компанией “Мегаполисресурс”. На это предприятие будут привозить отработанные элементы питания со всей страны, где они будут сортироваться, а далее, либо перерабатываться, либо помещаться в специальные контейнеры для безопасного хранения.
В 2013 году в России экологи запустили акцию «Сдай батарейку – спаси ежика». Символом правильной утилизации выбрали обычного лесного ежика.
В нашем городе есть ближайшие к нам пункты приема батареек:
1. В любом из магазинов сети «Эльдорадо».
2. «Центр экологической политики». Адрес: Площадь Ленина, д.8, оф.417
3. Управа Коминтерновского района. Адрес: Московский проспект, 19а.
Глава III. Моё исследование – «фруктовая батарейка».
Исходя из всего вреда, который наносит человек неправильной утилизацией батареек, я решил провести исследование, можно ли получить альтернативные источники питания, чтобы не загрязнять планету, а использовать то, что есть в природе, например, из овощей и фруктов? Ведь овощи и фрукты заряжают людей энергией при их употреблении.
Ход исследования: для создания батарейки нам понадобится цинковая пластина, медная пластина, провода, овощи и фрукты, вольтметр.
Большинство фруктов и овощей содержит слабые растворы кислот. Именно поэтому их можно превратить в простейшую батарейку. Электролитом, то есть жидкостью проводящей ток, является сок овощей и фруктов. Цинковая пластина действует как отрицательный электрод, а медная проволочка, как положительный.
Мною были сделаны гальванические элементы из различных овощей и фруктов: лимон, яблоко, груша, апельсин, киви, банан, авокадо, картошка, лук, огурец, морковь, свекла. Прежде всего, я помял все фрукты и овощи: надавливал пальцами и катал их, чтобы они были мягкими и внутри появился сок. Вставил во фрукты и овощи пластины. В каждом элементе был сделан замер с помощью вольтметра (Таблица 1).
Таблица1. Результаты измерений
Название фрукта или овоща | Напряжение, V |
Лимон | 0,92 |
Апельсин | 0,88 |
Киви | 0,87 |
Банан | 0,87 |
Авокадо | 0,80 |
Яблоко | 0,96 |
Груша | 0,92 |
Морковь | 0,85 |
Огурец | 0,83 |
Лук | 0,79 |
Картофель | 0,90 |
Свекла | 0,02 |
В результате измерений оказалось, что яблоко дает самое высокое напряжение, а лук самое низкое. Такой овощ, как свекла вообще не дает напряжение. Самым же неожиданным оказалось, что обычная картошка тоже дает достаточно высокое напряжение.
После полученных результатов возникает вопрос: где в жизни можно применить это свойство овощей и фруктов?
Например, можно зажечь лампочку, для этого достаточно напряжение в 3 V, что соответствует 3 яблокам или 3 лимонам. Но проведя опыт, она не загорелась, т.к. не хватило силы тока. Заменив лампочку на светодиодную получился долгожданный результат: она загорелась. К такой батарейке можно подключить и электронные часы. Для этого достаточно 2 яблок.
Я решил продолжить эксперимент и узнать на сколько хватит такой батарейки. Эксперимент длился 1 месяц. Свечение дисплея становилось все менее ярким. Чтобы продлить жизнь такой батарейки, приходилось ее периодический мять, чтобы выделился сок. Пока овощ или фрукт не испортится, он будет давать электрический ток.
Выводы:
Моя гипотеза о замене батареек фруктовыми и овощными подтвердилась лишь частично. Я убедился, что фрукты и овощи действительно могут служить источником электрической энергии, из них возможно изготовить «природную батарейку». Однако не любой фрукт или овощ для этого подходит и полученный источник тока можно использовать только для приборов с низким потреблением энергии. А для создания более мощной батарейки нужно больше овощей и фруктов. Обыкновенные батарейки служат дольше, чем овощные и более компактны, а также не требуют дополнительных действий для дальнейшей работоспособности. Поэтому не всегда можно заменить привычную нам батарейку на фруктовую.
Заключение.
Проблема загрязнения окружающей среды не решится сама собой, пока человечество не поймет, что выбрасывать в мусорное ведро батарейки нельзя. Ведь вся отрава, которую мы беспечно отправили свалку, возвращается к нам – с водой из-под крана, с дымом горящей свалки, с рыбой, выловленной в реках и озёрах. Во всём мире отработанные батарейки собирают и утилизируют отдельно от бытового мусора. Давайте и мы будем поступать так же. И тогда, при правильной утилизации любая батарейка принесёт пользу, а не вред. Собирая батарейки, мы не просто на время сделаем наш город чище, мы смотрим в будущее. И именно правильные действия сделают наше будущее светлее и чище.
Я хочу предложить провести у нас в прогимназии акцию «Сдай использованную батарейку – Спаси планету». Установить коробку с надписью «Для использованных батареек» и по мерее ее заполнения отвозить в пункты приема. Этим мы очень поможем в спасении окружающей среды, так как мне не безразлична экология нашей планеты.
Спасибо за внимание.
Библиографический список.
1. Большая книга «Почему»/ пер. с итальянского О. Живаго – М.2012
2. Моя первая энциклопедия / пер. с англ. В.А. Жукова, Ю.Н. Касаткиной, Д.С. Щигеля – М.2010
3. Перельман Я.И. Научные фокусы и загадки. Издательство АСТ Москва, 2009
4. Ленгли Э. Оксфорд. Первая энциклопедия / пер. с англ. А.В. Мясникова – Издательство ЗАО «Росмен-пресс», М.2010 г.
5. Энциклопедия «История открытий». Издательство «Росмен», М.2008 .
Оглавление. Стр.
Введение…………………………………………………………………………………….. 2-3
Глава 1. Виды и состав батареек…………………………………………………………….3-4
Как работают батарейки……….………………………………………………………..4-6
Глава 2. Большие проблемы от маленьких батареек………………………………………6-7
2.1. Наши действия………………………………………………….………………………. 7-8
Заключение………………………………………………………………………………….. 8-9
Список литературы………………………………………………………………………………10
Приложения…………………………………………………………………………………… 11-21
Давайте вместе Землю уважать,
И относиться с нежностью, как к чуду!
Е. Смирнова
Введение.
Мы часто говорим об экологии, о здоровье, о здоровом образе жизни, проводим разные экологические акции. Однако с каждым годом мы всё сильнее ощущаем экологические проблемы. Но при этом совершенно не задумываемся, что состояние окружающей среды зависит от нас, от нашего поведения в быту, в природе, от нашей культуры. На классном часе мы смотрели презентацию «Земля-наш дом» и увидели слайды загрязнений, экологических катастроф, неразумного отношения к природе (Приложение 1). В нашем классе есть Министерство «Охраны природы», и ребята предложили разные варианты защиты нашей планеты от загрязнения. Но все были едины во мнении, что мусор, отходы, попадая в природу, наносят ей вред. Но особенно нас взволновал пример с отработанными элементами питания – пальчиковыми батарейками. Ведь сегодня в нашей жизни пальчиковые батарейки окружают нас практически всюду. Они везде: в пульте телевизора, фотоаппарате, часах, игрушках, газовых колонках. Вокруг нас всегда найдётся предмет, работающий на батарейках. Но рано или поздно каждая батарейка выходит из строя, и её нужно заменить. И тогда она попадает в мусорное ведро, на свалку или просто на улицу. Но мало кто задумывается над тем, какой вред они наносят окружающей среде, здоровью человека. Вот этот вопрос заставил нас задуматься и организовать проект под названием «Вред и польза пальчиковых батареек». В этом и заключается актуальность нашего проекта. В батарейках содержится много разных металлов – ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, цинк, марганец, которые накапливаются в живых организмах и в организме человека, нанося вред. Кроме того ядовитые вещества из батареек попадают в почву, водоёмы, водохранилища, из которых мы пьём воду. Также немногие знают как утилизируют отработанные элементы питания.
Цель работы: изучить вредное влияние пальчиковой батарейки на окружающую среду и здоровье человека, показать важность и необходимость утилизации отработанных элементов питания.
Задачи исследования:
1.Изучить литературу и материалы интернета по теме исследовательской работы.
2.Изучить виды и состав батареек.
3.Изучить влияние пальчиковых батареек на окружающую среду и здоровье человека.
4.Систематизировать полученные материалы.
5.Провести опыты с батарейкой.
6.Изучить мнение детей и взрослых по вопросу утилизации батареек.
7.Выйти на главу города с целью размещения контейнеров для сбора использованных батареек.
8. Создать буклет о правильной утилизации батареек.
Методы исследования: накопление и обобщение теоретического материала из литературы, справочников, словаря, сети Интернет; анкетирование, наблюдение, эксперимент, анализ полученных результатов исследования.
Объектом исследования является пальчиковая батарейка.
Предмет исследования: процесс утилизации.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что пальчиковая батарейка-источник загрязнения окружающей среды и отрицательного влияния на здоровье человека.
Практическая значимость работы заключается в следующем: моё исследование поможет обратить внимание на проблему утилизации пальчиковых батареек и будет полезно обществу.
Новизна исследования заключается в том, что работа поможет внести каждому из нас практический вклад в решение проблемы утилизации пальчиковых батареек.
Ожидаемые результаты: работа над проектом поможет многим понять, что батарейки, выброшенные с другим мусором, наносят вред почве, воде, людям, животным, растениям; заставит нас бережнее относиться к природе.
План исследования.
1.Обсуждение проблемы с классом.
2.Сбор сведений в литературе, Интернете.
3.Анкетирование, работа с родителями по выяснению наличия батареек, их утилизация.
4.Проведение разъяснительной работы среди учащихся и учителей гимназии.
5.Проведение опыта.
6.Подготовка и выпуск агитационных плакатов и объявлений.
7.Встреча с главой г. Новоалександровска по вопросу установки экобоксов.
8.Обращение к жителям Новоалександровского района через газету «Знамя труда».
10.Организация сбора использованных батареек.
Глава 1.Виды и состав батареек.
О батарейках я нашла много различной информации в Интернете. Из толкового словаря С.И. Ожегова я узнала значение слова батарейка – 1. см. батарея, 2. маленькая аккумуляторная батарея.
Батарея – соединение нескольких однородных приборов, устройств, образующих одно целое (уменьш. батарейка).
В Википедии я прочитала, что батарейка – это обиходное название источника электрического тока, предназначенного для питания различных устройств.
Из учебника «Физика. 8 класс», автор А.В. Перышкин – такой источник тока называется гальванический элемент.
Из толкового словаря С.И. Ожегова я узнала значение слова гальванический –получение электрического тока путем химических реакций.
Батарейка – автономный источник электричества для питания устройств. Элементы питания могут быть разных размеров и типов. Они бывают одноразовыми и перезаряжаемыми. Нам известны следующие виды батареек:
солевые батарейки – имеют небольшой срок действия, т.к. они быстро разряжаются;
литиевые батарейки – имеют маленькие размеры, долго сохраняют заряд, служат намного дольше и более качественны ;
щелочные (алкалиновые) – в сравнении с солевыми служат дольше и имеют лучшее качество;
ртутные батарейки – имеют большие размеры, более длительный срок службы, но заправлены ртутью;
серебряные батарейки – для производства анода используется цинк, для катода – оксид серебра; их характеризует то, что они гораздо дольше других служат и хранятся.
Как работают батарейки.
Первую батарейку изобрёл итальянский ученый граф Алессандро Вольта в 1800 году. Он предложил назвать химический элемент, который создает электрический ток, в честь другого итальянского ученого Луиджи Гальвани–гальванический элемент (Приложение2)
А пальчиковая батарейка названа так, потому что похожа на пальчик. Внутри у неё – два цилиндрика, вставленные один в другой. Между цилиндриками – специальный раствор или паста. От одного цилиндрика к другому и течёт электрический ток. Например, от одного цилиндрика по проводу ток идёт в моторчик машинки, крутит колёса, и дальше по проводу подходит к другому цилиндрику. Электрический ток в проводах – это движение электронов, а в растворе между цилиндриками – это движение ионов. Всё самое интересное происходит на этих цилиндриках, где движение электронов превращается в движение ионов. Цилиндрики сделаны из разных веществ. Один из них сделан из металла. Например, цинка. В металле много электронов гуляет свободно. Это значит, что атомы металла превратились в ионы. Ионы в несколько тысяч раз тяжелее электронов, их трудно сдвинуть с места, и в электрическом токе в самом металле они не участвуют. Ток по металлам переносится электронами. А в батарейке этот металл одним боком мокнет в растворе. В результате часть ионов из металла попадает в раствор. И в металле остаются «лишние» свободные электроны. Общий заряд электронов становится больше, чем у
ионов. Такой беспорядок в природе долго существовать не может. Электроны отправляются на поиски положительных ионов. Но через раствор-то они пройти не могут, у них один путь – через провода, через моторчик, покрутив колёса, электроны попадают на другой цилиндрик батарейки. А второй цилиндрик батарейки сделан из другого вещества. Это такое вещество, например, соединение марганца с кислородом, которое охотно выхватывает ионы из раствора, и с помощью электронов, пришедших по проводам, образует с ними какое-то новое вещество, соединяя электроны с ионами и со своими атомами. Вот так и поддерживается электрический ток. Один цилиндрик батарейки отдаёт положительные ионы в раствор, а электроны в провода, а другой хватает ионы из раствора, а электроны из проводов и соединяет их в новое вещество. Батарейки бывают большие и маленькие, круглые и квадратные, а еще они бывают разные по мощности. Еще существуют аккумуляторы. Внешне они очень похожи на батарейку, однако аккумулятор можно заряжать, а батарейку нет. Когда вещества, находящиеся внутри батарейки истончаются, батарейка разряжается и становится непригодной, то говорят, что батарейка «села». Мы выбрасываем ее. Самое сложное в создании батареек – это подобрать материал для цилиндриков и раствора между ними. Обычно это редкие металлы. Поэтому во многих странах «севшие» батарейки не выкидывают в общий мусор, а собирают и на специальных заводах восстанавливают материалы, из которых они были сделаны, чтобы использовать их ещё раз. Батарейка – изделие, которое, несмотря на свои небольшие размеры, может быть опасным. Нельзя самостоятельно разбирать источник питания, бросать его в огонь и, конечно, пытаться перезарядить (Приложение 3).
Глава 2. Большие проблемы от маленьких батареек.
Когда мы пользуемся батарейками, они не представляют опасности ни для нас, ни для окружения. Но, как только они исчерпают свой ресурс, то попадают в окружающую среду, где становятся опасными отходами. При внимательном рассматривании батарейки можно увидеть на каждой вот такой знак.
Он означает: «Не выбрасывать, необходимо сдать в специальный пункт утилизации!» Этот знак на батарейке о многом нам говорит. Прежде всего предупреждает нас о том, что пальчиковая батарейка наносит серьёзный вред окружающей среде.
Мы узнали, что одна беспечно выброшенная пальчиковая батарейка загрязняет тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли, 400 литров воды, а в лесной зоне – это территория обитания двух деревьев, одного ёжика, тысячи дождевых червей, двух кротов!
В батарейках содержится множество ядовитых веществ – солей ртути, свинца, цинка, марганца, кадмия, висмута и т.д. Батарейки разных марок различаются химическим составом, но все они, как правило, весьма ядовиты. Ядовитые вещества выносятся в грунтовые воды, впитываются растениями, поступают в организмы животных.
Вместе с учителем мы проделали опыт, доказывающий влияние воды на батарейку (Приложение 4). Мы поместили батарейку в водный раствор. И уже в течение суток наблюдали изменение цвета воды, она потемнела, стала коричневой, ржавой, на дне наблюдался осадок коричневого цвета. Так происходит образование солей тяжёлых металлов. Мы пришли к выводу, что таким же образом соли могут образовываться в природе и попасть в почву, грунтовые воды. Наш опыт прост и отражает реальность. Ведь выброшенные на свалку отработанные элементы питания подвергаются влиянию различных осадков (дождь, снег), коррозируют, попадая из грунтовых вод в водоёмы или артезианские воды, предназначенные для питья людей. Например, ртуть, попадая в организм человека с водой или с продуктами, приготовленными из заражённых растений или животных, накапливается в его организме. Моя гипотеза подтвердилась. Я использовала свои наблюдения, опыт, информацию из специальной литературы. И могу утверждать, что батарейки, которые люди выбрасывают в мусорные баки и на свалку, наносят серьёзный вред окружающей среде и своему здоровью.
Об опасности тяжёлых металлов, содержащихся в батарейках, мы с мамой прочитали в Интернете. Свинец накапливается в почках, вызывает нервные расстройства и заболевание мозга.
Ртуть влияет на нервную систему, мозг, почки, печень. Вызывает ухудшение зрения, слуха, нервные расстройства, заболевания дыхательной системы, нарушения двигательного аппарата. Ртуть – самое опасное вещество, относится к 1-му классу опасности.
Кадмий накапливается в печени, почках, щитовидной железе, костях. Вызывает дерматит, провоцирует развитие рака.
2.1.Наши действия.
Все эти моменты заставили нас серьёзно задуматься и действовать. Чтобы привлечь внимание к проблеме, мы поместили информацию на сайте нашей гимназии; провели классные часы с учащимися нашей гимназии, рассказали о том, какой вред наносит пальчиковая батарейка природе и нам, людям; показали сценки «Про батарейку Сонечку», «Музыкальный руль», «Батарейка и Мышка» (Приложение 5); поместили объявление, плакаты и пластиковый контейнер (5-ти литровые пластиковые бутылки ) для сбора отработанных элементов питания в рекреации нашей гимназии (Приложение 6). Провели своё исследование (анкетирование родителей нашего класса и педагогов – 56 человек) (Приложение 7) и выяснили, что в год в каждой семье выбрасывается 19-20 батареек, что составляет 1102 батарейки. На вопрос, знаете ли вы, что отработанные батарейки нельзя выбрасывать в мусор, 82% респондентов ответили утвердительно, а 18% считают, что можно.
На вопрос куда вы деваете использованные батарейки, 96% ответили, что выбрасывают в мусор. И только в одной семье (4%) их собирают и отвозят в г. Краснодар в пункт приёма.
На вопрос будете ли вы сдавать батарейки, если в нашем городе установят специальные контейнеры, 100% ответили, что будут сдавать. Проанализировав данные исследования, мы решили обратиться к главе администрации нашего города Картишко И.В. (Приложение 8). Игорь Владимирович серьёзно отнёсся к нашим исследованиям и включился в решение проблемы. Мы предложили обратиться к руководству сети магазинов «Магнит» участвовать в нашей акции по установке экобоксов. Между нами достигнута договорённость, что в течение месяца (до 20 февраля 2016 года) администрация города установит два контейнера для сбора отработанных элементов питания в центральной поликлинике и в магазине Магнит! И это наша реальная победа- практическое решение проблемы на уровне города! Но пока нет таких контейнеров, мы организовали сбор батареек у себя в гимназии. К нам активно подключились ученики нашей гимназии, МОУ СОШ №12, родители, их коллеги по работе, родственники, друзья (Приложение 9). Мы собрали 25 кг (2475 штук батареек), а значит мы спасли от загрязнения 49500 кв.м земли или 990000 л воды и 4950 деревьев от гибели. Собранные батарейки папа Пащенко Ксюши отвёз в г. Краснодар, где в магазине Икеа установлен экобокс (Приложение 10).
В газете Знамя труда поместили заметку «Батарейка села … а дальше?» (Приложение 11), в которой обратились к жителям нашего города и района поддержать нас, не выбрасывать в мусор отработанные элементы питания. Мы предложили всем вместе участвовать в сохранении окружающей среды. Ведь «Кто, если не мы!» должно стать девизом жизни каждого человека.
Заключение.
Вопрос утилизации отработанных элементов питания решается во многих странах мира. В супермаркетах Европы, общественных местах стоят экобоксы для использованных батареек. К сожалению, у нас в стране такая практика только начинает набирать обороты. Мы узнали, что сеть магазинов Икеа, Media Markt принимает использованные батарейки и аккумуляторы, что в 2013 году в г. Челябинске запустили первую в России линию по переработке использованных элементов питания. И мы надеемся, что все неравнодушные люди подключатся к нашей акции и сделают нашу Землю чище. Если каждый из нас будет собирать отработанные батарейки отдельно от бытового мусора, сдавать их на утилизацию, мы будем пить чистую воду, дышать чистым воздухом, наслаждаться природой.
Наша акция не заканчивается! Мы продолжаем её и приглашаем всех принимать в ней участие. Работа над проектом дала мне возможность почувствовать собственную причастность к конкретному делу, я поняла, что многое зависит от активности и гражданской позиции каждого человека, что каждый из нас может принести пользу, что мои одноклассники, гимназисты, родители поняли важность проблемы.
Берегите землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
М.Дудин
Список литературы и источников.
1. Ожегов С.И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук, 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИМИ Технология», 2003г.
2. Первая энциклопедия / Пер. с англ. А. В. Мясникова. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2010 г.
3. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013 г.
4. Разумова Е.Р. «Экология» М.:МИЭМП, 2010 г.
5. Интернет: https://ru. wikipedia. org/wiki/Батарейка
https://www. сдай батарейку. рф/
https://www. /utilizatsiya-batareek/
https://oktlife.ru/materials/ostorozhno-batareyki
Приложение 1
Свалки мусора загрязняют окружающую среду.
Приложение 2
Алессандро Вольта Луиджи Гальвано
физик, химик, физиолог и физик, анатом, физиолог.
естествоиспытатель.
Приложение 3
Приложение 4
Опыт «Влияние воды на батарейку».
Приложение 5
Сценка «Музыкальный руль»
Сценка «Про батарейку Сонечку и Мышку»
Первоклассники смотрят выступления ребят о вреде батареек.
Приложение 6
Приложение 7
Анкета «Использованная батарейка»
(Опрос педагогов, родителей – 56 чел.)
Вопрос
Да
Нет
1. Знаете ли вы, отработанные батарейки нельзя выкидывать в мусор?
46 чел.
(82 %)
10 чел.
(18 %)
2. Куда вы деваете использованные батарейки?
– выбрасываем в мусор
– сдаём в пункт приёма
Количество
55 чел. (96%)
1 чел. (4%)
3. Будете ли вы сдавать батарейки, если в школе установят специальный контейнер?
56 чел. (100%)
–
Приложение 8
Делимся своими исследованиями с главой города И. В. Картишко.
Приложение 9
Ребята 3 «А» класса Ученики 2 «Б» класса
Приложение 10
Пащенко И.А. сдаёт собранные нами
батарейки в «Икеа» г. Краснодар
Приложение 11
25