Исследования о пользе детского сада

Исследования о пользе детского сада thumbnail

Разобрали аргументы противников и сторонников детских садов, узнали мнение учёных и рассмотрели другие формы воспитания малышей.

Всё больше родителей отдают предпочтение альтернативным видам дошкольного образования. Лайфхакер исследовал историю детских садов и обнаружил, что в муках выбора между формами воспитания упускается из виду не менее важная проблема.

Когда и зачем появились первые детские сады

Первый прототип такого учреждения был создан ещё в 1802 году в Шотландии. Основателем детских садов, какими мы привыкли их видеть, считается немецкий педагог Фридрих Фрёбель. Он же придумал и сам термин «детский сад» — kindergarten.

Свой первый детский сад Фрёбель открыл в 1837 году. Первое схожее по функциям заведение в России стало принимать малышей в 1859 году. А сад для детей по системе Фрёбеля в России был организован в 1862 году благодаря Софье Люгебиль, жене известного литератора Карла Люгебиля.

Дошкольные учреждения неслучайно появились в середине XIX века. Малышу они должны были обеспечить гармоничное развитие, а маме — более полное участие в жизни общества. Однако на практике частичное освобождение женщин от материнских обязанностей использовалось для эксплуатации женского труда.

Сама работа детских садов была подчинена не развитию и социализации детей, а воспитанию нужных для государства качеств. Строгая дисциплина, разделение детей по возрасту, изучение конкретных навыков, порой телесные наказания — главные принципы функционирования первых таких учреждений. В некоторых странах они не изменились до сих пор, поэтому лагерь противников этого института растёт.

Какие минусы и плюсы детских садов отмечают их противники и сторонники

Минусы детских садов

1. Приучают к режиму и дисциплине, которые детям не нужны

Дисциплина противниками детского сада понимается как принуждение соблюдать устаревшие правила, которые были полезны во времена работы детей на фабриках.

2. Не помогают в социализации и не учат работе в команде

Сторонники отказа от детских садов считают, что игра — это добровольное желание малыша. А в саду игры и занятия принудительны, к тому же часто сопряжены с драками, ссорами и конфликтами.

3. Не развивают детей

Приверженцы альтернативного воспитания считают, что в группе из 20–30 человек невозможно уделить должное внимание каждому.

4. Вызывают стресс у ребёнка

Малыш попадает в новую среду, как правило, в раннем возрасте, что плохо сказывается на его психологическом развитии.

Плюсы детских садов

1. Позволяют родителям больше заработать

Зачастую родители просто не могут себе позволить альтернативу садику по финансовой причине. Семья обеспечивает ребёнка всем необходимым, только когда работают и мама, и папа.

2. Помогают установить границы

Когда родители проводят с малышами всё время, то взросление проходит болезненно. Отложенная сепарация и чрезмерная забота о детях — следствие отсутствия границ между жизнью ребёнка и родителей.

3. Развивают самостоятельность

Федеральный институт развития образования рекомендует привлекать к самостоятельному труду детей в возрасте от трёх лет. Детский сад этому помогает.

4. Дают мамам и папам возможность самореализации

И речь здесь не только о профессии, но и о времени на досуг и отдых. Возможность провести время без малыша снижает риск родительского выгорания.

Что говорят учёные о пользе или вреде детских садов

Мнения расходятся. Результаты исследования , проведенного в 2012 году доктором психологии Элиоттом Такер-Дроб из Университета Техаса, говорят о положительном влиянии садов на умственное развитие малышей. Психолог исследовал 600 пар близнецов. Ученый тестировал детей в два года и в пять лет, изучал социально-экономический статус их семей и выяснял, как отразилось на умственном развитии малышей посещение детского сада.

Отчёт гласит, что плохая домашняя обстановка влияет на умственные способности детей, не посещавших сады, гораздо больше, чем на малышей, которые ходили в эти учреждения. Другими словами, неблагоприятная обстановка дома становится для ребёнка гораздо меньшей проблемой, если он ходит в сад. Если семья очень бедна, то даже посещение плохого садика лучше, чем постоянное пребывание дома.

Другие ученые заявляют о том, что уже к третьему классу школы все преимущества в академических знаниях у детей, которые ходили в детский сад, исчезают. Благоприятного социального эффекта тоже не установлено.

Среди экспертов нет единого мнения даже относительного того, сколько стоит оставаться в детском саду, если ребёнок туда уже пошёл. Одни исследования говорят , что, если малыш останется в учреждении до семи лет, это хорошо скажется на его школьной успеваемости. Другие, наоборот, ратуют за раннее окончание садика.

Какие существуют альтернативы обычному детскому саду

Система образования развивается, и сегодня набирают популярность альтернативные методы воспитания дошкольников. Вот некоторые из них.

Домашнее воспитание

Ребёнок с первых дней жизни растёт в комфортных для себя условиях, с соблюдением благоприятного режима, без стрессов и перегрузок. Поэтому многие родители не решаются менять сложившуюся систему и оставляют малышей дома вплоть до школы. Качественных исследований, которые говорили бы о пользе или вреде домашнего воспитания, пока нет.

Детские клубы

Формат воспитания, который завоевал популярность во всём мире, включая нашу страну. В таком клубе оставляют детей на несколько часов под присмотром профессиональных педагогов. Пока малыш играет и познаёт мир, родители получат долгожданную передышку. Детские клубы особенно популярны в регионах, где они стали альтернативой более дорогим услугам нянь.

Читайте также:  Яблоки их польза и вред

Семейные детские сады

Альтернатива государственным учреждениям, которая появилась в странах Скандинавии. В частности, семейный сады популярны в Финляндии. Там муниципалитеты разрешают мамам воспитывать чужих детей у себя дома, при этом их количество ограничено четырьмя. При таком варианте создаётся домашняя обстановка, ребята легче адаптируются и впоследствии называют воспитательницу своей тётей или даже второй мамой. Родители платят за посещение сада муниципалитетам, а власти закупают игрушки, оборудуют детские площадки и платят зарплату воспитателям. В России программа по созданию таких садов была запущена в 2007 году в Москве.

Бабушки и дедушки

Точной статистики, скольких детей в России и других странах воспитывают бабушки и дедушки, нет. Для кого-то такой формат воспитания абсолютно нормален и принят по умолчанию. А кто-то, наоборот, и близко не подпускает родственников к своим детям. Ученые настаивают , что бабушки и дедушки вредят здоровью подрастающего поколения: балуют сладким, разрешают бездельничать и даже увеличивают риск развития рака, когда курят при детях. Зато на самих людей преклонного возраста забота о внуках оказывает полезное влияние — продлевает жизнь в среднем на пять лет!

Как меняются детские сады

Изменения происходят и в самих детских садах. Например, в США теперь большое внимание уделяют академическому образованию, раннему знакомству детей с наукой. Есть даже общественные организации которые помогают адаптироваться в детском саду. В Финляндии на первом месте игры. Сидячих занятий там просто нет, что прописано в специальной программе дошкольного образования. Как результат — финские школьники стабильно входят в топ-10 по итогам международных образовательных тестов PISA .

А в Швеции открылись гендерно нейтральные сады, где детей не называют «он» или «она», а обращаются ко всем малышам в среднем роде. Игрушки там не поделены по цветам «для мальчиков» и «для девочек», и все занятия проходят только сообща.

В России тоже открываются инновационные детские сады: с театром, библиотекой и спелеокамерой.

Так ли важна форма воспитания

Пока родители думают, какой выбор сделать в обстановке постоянных изменений, назрела более важная проблема.

Стандарты дошкольного образования по всему миру требуют академических знаний, так как чиновники понимают, что без них у государства нет шансов на экономический успех. Поэтому бремя творческого развития, в первую очередь игр с детьми, ложится на родителей, какой бы формат воспитания они не выбрали.

Дети всё меньше играют в песочницах и всё больше работают над тестами и заданиями. Даже когда малыши играют сами, этот процесс проходит по сценариям мультфильмов и видеоигр. Наверняка вы наблюдали, как ребёнок не знал, чем ему заняться, если у него забрали все гаджеты и выключили телевизор. Специалисты говорят о настоящем кризисе игровой культуры и замедлении психического развития детей.

Кажется, что при домашнем воспитании малыш и родители будут днями напролёт играть и развиваться вместе. Действительно, современные родители в среднем проводят с детьми вдвое больше времени, чем 50 лет назад. Но о качестве этого времени судить пока рано.

В 2010 году вышел медицинский доклад , где говорилось о росте заболеваемости рахитом, впервые за многие десятилетия. Среди причин — недостаток солнца и витамина D из-за большого количества времени в стенах дома, которое малыши проводят за электронными устройствами. В России, например, 17 процентов детей до трёх лет пользуются смартфонами, а ребята от четырёх до семи лет смотрят телевизор два часа ежедневно.

Между тем игры не в виртуальном, а в реальном мире — важнейшее условие развития малыша. Учёные создали целую теорию, в которой найдётся место и сравнению с животными (звери, которые играют, лучше приспособлены к жизни), и лечению при помощи игр (придумал Фрейд), и связи игр с уровнем IQ (об этом говорил сам создатель теста). Причём, как показывают многолетние наблюдения за детьми коренных народов в разных частях света, для успешного развития ребёнку не обязательно нужны целые шкафы игрушек.

Поэтому в ближайшее время мамам и папам предстоит решить куда более сложную задачу — как привить малышу воображение. А вести ребёнка в детский сад или нет, по-прежнему остаётся личным выбором каждого.

Источник

Интересные факты о вреде детского сада для психики ребенка. Детский сад для детей до 3-х лет – разве это полезно?

Исследования ученых: детские сады, особенно в возрасте до 3-4-х лет, вредны для психики ребенка.

По данным ученых из Сингапура, у детей, посещающих детский сад, воспитывающихся приемными родителями и нянями, проблемы с психикой возникают в два раза чаще, чем у тех, кто постоянно находится с родными родителями. Ученые обследовали более 2 000 детей в возрасте от 6 до 12 лет и обнаружили, что нехватка родительского воспитания приводит к эмоциональным и поведенческим нарушениям (депрессия, тревога, деструктивное и агрессивное поведение). В частности, дети, лишившиеся матери, а также, растущие у матерей-одиночек, разведенных женщин, вдов, страдают психическими нарушениями в три раза чаще, чем остальные дети.

Эмоциональные и поведенческие проблемы у мальчиков возникают в два раза чаще, чем у девочек. Риск психических нарушений в три раза выше у мальчиков с низкими IQ, по сравнению с мальчиками, имеющими высокие показатели умственного развития. В данном исследовании ученые не пытались выяснить причины этих закономерностей. «Возможно, детям не хватает поддержки со стороны родителей, посторонние люди хуже о них заботятся. Все это влияет на психику ребенка», – говорит автор исследования Bernardine Woo.

Читайте также:  Какая польза от имбиря с гвоздикой

Пожалуй, не существует детей, которым было бы полезно посещать детский сад до исполнения им 3-4 лет, и чем ребенок младше, тем ситуация может быть труднее. Тому есть несколько причин.

1. Ни физиологически, ни психологически ребенок в этом возрасте не готов к расставанию с матерью, с семьей. Помещение малыша в ясли – это всегда стресс для него. На этот стресс организм ребенка откликается более или менее выраженной астено-невротической реакцией.

2. Ситуация стресса всегда тормозит развитие. Это сложно заметить, так как развитие все-таки продолжается, но замедляется его темп и страдает качество.

3. Отдельно стоит сказать о развитии речи. Отдавая ребенка в детский сад в раннем возрасте, мы, безусловно, создаем ущербные условия для развития речи. Общаясь со сверстниками, ребенок развивает речь в очень ограниченном объеме слов, так как у его сверстников речь также не достаточно развита. Воспитатель, каким бы хорошим он не был, не может уделить каждому ребенку столько внимания, сколько малыш получит в общении со взрослым человеком дома.

Культура речи, словарный запас, способность выразить те или иные мысли, желания требует определенного навыка и тренировки. В отсутствие примера для подражания эти способности развиваются недостаточно качественно.

Совершено очевидно, что дети маленького возраста друг с другом разговаривают не так, как разговаривают со взрослыми людьми. Отсутствие достаточного количества общения со взрослым человеком не дает возможности развиться культуре общения. Если мы будем рассматривать пример многодетных семей и апеллировать к их опыту, то существенным отличием от детского сада будет как раз разница в возрасте детей. И все-таки, даже в большой многодетной семье детей бывает 5-6, а не 10-12 и более, как в группе детского сада.

Многие родители надеются, что дети в детском саду быстрее научатся говорить. Эти надежды зачастую оправдываются. Не говорил – стал говорить. Но для чего? Для спасения себя в новой пугающей ситуации. Получается, что речь воспринимается ребенком не как средство коммуникации, а как средство, помогающее выжить в экстремальных условиях, что неверно.

4. Если ребенок раннего возраста много времени проводит в детском саду, нарушается формирование глубокого неформального контакта с семьей, что впоследствии может проявиться сложностями в общении с родителями в подростковом возрасте (11-13 лет), а может быть, и в течение всей жизни.

В 2 года дети в норме должны иметь развернутую фразовую речь, что в наше время, к сожалению, встречается достаточно редко. Возраст от 2 до 3 лет отведен ребенку и родителям на то, чтобы наладить общение друг с другом на качественно новом уровне – речевом. Ребенку нужно научиться объяснять, что он чувствует, а родителям – научиться понимать ребенка. Родителям и ребенку нужно научиться разрешать сложные, а порой конфликтные ситуации с помощью речи.

В случае, когда мы отводим ребенка в детский сад, навыки общения также развиваются, но в условиях детского сада и, соответственно, будут приспособлены к условиям детского сада. Что-то ребенок переживает, не высказывая, и это навсегда остается тайной для родителей, что-то решается с помощью воспитателя детского сада. Но в отсутствие родителей не нарабатывается способность ребенка поделиться с ними своими переживаниями. В свою очередь у родителей не развивается навык общения с ребенком в сложной для него психологической ситуации.

В случае задержки речевого развития рассказ ребенка о том, как он прожил день в детском саду, становится совершенно невозможен. Даже в случае достаточно развитой речи рассказ о своих переживаниях – все равно очень сложная задача. В лучшем случае ребенок может описать ситуацию, а не глубину своих переживаний.

5. Если говорить о том, что ребенок должен привыкать к коллективу, то привыкание к коллективу в возрасте до 3 лет должно быть очень дозировано и всегда проходить под руководством взрослого, что не всегда возможно в группе из 10-15 человек и более. Возраст детей до 4 лет ни психологически, ни физиологически не предполагает самостоятельного вхождения в одновозрастной коллектив. У ребенка нет и не может быть в этом возрасте навыков социальной адаптации в группе сверстников. Максимум, на что способны 3-4-летние дети, – это играть вдвоем. Но в детском саду часто бывает так: двое играют, а третий, который не нашел себе места, подходит и ломает домик, который они только что построили. Это совсем не учит детей уважению чужих интересов, а способствует выработке так называемых суррогатных форм общения, строящихся на темпераментных и физических особенностях ребенка – кто сильнее, тот и прав; кто громче всех читает стихи, тот и хороший. Погружение ребенка в такую среду не может не быть для него стрессовой ситуацией, но при этом она еще является и формирующей.

Читайте также:  Таблица пищевых добавок польза и вред

Многие обращали внимание на то, что дети до 3 лет предпочитают общение с детьми более старшего возраста. Своих одногодок зачастую дети этого возраста опасаются. Это совершенно адекватная реакция на сверстника, дети чувствуют опасность неконтролируемого и непредсказуемого поведения своего одногодки. Это одна из причин возрастающей тревожности детей, когда их рано отводят в детский сад. Неверным будет считать, что малышам не нужно общение со сверстниками. Другое дело – количество и качество этого общения. Если ребенок не посещает детский сад, то родители всегда могут выбрать занятия, кружок или секцию, или группу развития, которая будет соответствовать возрасту ребенка, его возможностям в общении и интересам.

6. Исключениями из правила «детский сад до 3 лет вреден» могут быть дети из асоциальных семей, дети с очень плохими коммунальными условиями, дети со специфическими заболеваниями или имеющие тяжело больных родителей.

Источник: сайт для родителей “Аленка”

Источник

Данная статья будет полезна тем, кто действительно задумывается над будущим своего ребенка.

Мы все привыкли к системе дошкольных учреждений, которые появились в знакомой нам форме лишь в 20 веке. Вспомните, что раньше ни яслей ни детских садов не было. Ребенок рос в семье — будь то крестьянская или дворянская. До революции дошкольные учреждения в России были, но они были либо частными, либо благотворительными и платными, и приводили детей туда не совсем по тем причинам, по которым их приводили после свержения царской власти. После революции в документах просвещения советского государства детские сады названы первым звеном в системе образования. Основное назначение этих дошкольных учреждений заключалось в том, чтобы дать возможность женщине заниматься производственной и общественной деятельностью. То есть другими словами, родители, не спрашивая ребенка — хочет он того или нет, и даже не задумываясь о пользе или вреде этого (просто так надо), отрывают его от домашнего очага, от заботы и воспитания матери и передают его в чужие руки — и только для того, чтобы женщина могла пахать как все.

А теперь вспомните, есть ли в животном царстве такое понятие как «детский сад»? В животном царстве детеныш всегда находится под присмотром матери или всего стада. Детеныш должен находится в обществе взрослого животного не только потому, что он его защищает, но и потому, что детеныш перенимает у старшего опыт, то есть другими словами учится. Кто-то бегает рядом и смотрит как мать охотится, кто-то смотрит какие травки ему следует кушать, а какие — нет. А теперь представьте, что мы взяли и отобрали детенышей у самок и запустили в отдельный вольер на несколько лет. Чему они друг у другу научатся?.. Правильно. Ничему.

То же самое происходит с ребенком в детском саду. Большую часть времени он общается не со взрослым воспитателем, а с своими сверстниками, которые не могут научить его чему-то полезному, или, что еще хуже, могут научить его чему-нибудь дурному, а дурное — вещь заразительная и передается от одного к другому как вирус. Да и вирусы гриппа и все прочие неприятные заболевания очень легко передаются от ребенка к ребенку именно в дестком саду.

Я не призываю всех родителей игнорировать детские сады (ведь не у всех есть возможность воспитывать ребенка дома), но задумайтесь ради чего вы отдаете своего ребенка в детский сад — ради того, чтобы просто делать то, что вам заблагорассудится, сваливая не нужный груз на другого? Или вы думаете, что его там воспитают и образуют так, как кому-то там кажется правильным?

Александр Зобов.

P.S. Мы с мужем на недавнем совете решили, что Матвей в садик не пойдет. Подготовить к школе я и сама могу. Мы лучше будем водить его в кружки и секции — вот вам и общение, и развитие. Осенью Матвей пойдет в бассейн (1 р в неделю), давно просит. После 3х хотим попробовать отдать его на анг.язык (1 р в неделю), вокал+хореография+актерское мастерство (2 р в неделю) — ему это сейчас интересно, а потом посмотрим. По деньгам получается около 5тр, как садик.

Я вообще в садик не ходила) ничего со мной не случилось) со мной дома занимались.

После рождения сына мы думали, как сделать так, чтобы я как можно дольше могла находиться с ребенком. Потому что пока одной заработной платы папы не хватает. Я стала искать подработку (после 2х лет) — ведение праздников, няней (2-3 р в неделю по 2-4 ч). Сейчас я остановилась на праздниках. Поэтому комментарии типа, а что делать, мама вынуждена работать — я понимаю, вынуждена, но где и как (сколько) — всегда выбор за нами.

ВСЕМ ДОБРА, ТЕПЛА, ОБЩЕНИЯ ДРУГ С ДРУГОМ! ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ! ЦЕНИТЕ ИХ! МЕНЯЙТЕСЬ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ РАДИ СЕБЯ И СВОИХ ДЕТЕЙ! НЕ МЫСЛИТЕ «КАК ВСЕ», НЕ ОГЛЯДЫВАЙТЕСЬ НА ОПЫТ БАБУШЕК И ДЕДУШЕК, СЕЙЧАС ДРУГОЕ ВРЕМЯ!

Источник