Использование принципа доминанты при общении в пользу вас как собеседника

Как собеседники, люди могут делиться по нескольким типам, но есть два направления, которые наиболее обобщенно  указывают нам на тип собеседника с которым мы общаемся. Это доминантный – недоминантный собеседник, мобильный и ригидный собеседники. В этой статье мы разберем особенность доминантного собеседника, а также приемы общения с ним. Доминантные собеседники не редкость в наши дни, их сразу можно определить после первой же минуты разговора. При общении с доминантным собеседником, вы ощущаете давление с его стороны, он довольно напорист, часто жестко изъясняет свою позицию, постоянно сокращает дистанцию между вами. Психически он вас подавляет, прет на вас как танк, не обращая внимания на ваш дискомфорт, в связи с этим, не заботясь о том, поймете ли вы его или нет, интересует ли он вас вообще. Общаться он может на достаточно высоком эмоциональном тоне, перебить который практически невозможно.

Если вы начнете что-нибудь говорить, то вероятно обязательно будете неоднократно перебиты, на ваши аргументы могут последовать насмешки с его стороны, жесты характеризующие безразличие или непонимание. Все это приемы психического подавления, лишение вас уверенности в себе, дабы вы признали себя неправым и начали сомневаться в себе. На ваши вопросы он не считает нужным отвечать, демонстрируя тем самым несерьезность ваших слов и вас самих.

Доминантный собеседник может неожиданно замолкнуть, выдержать паузу, дабы вы вновь и вновь повторяли свои аргументы, демонстрируя непонимание и недоумение, и высокую степень концентрации. Вы начинаете теряться в догадках, перебирать свои доводы и аргументы, пытаетесь выяснить, понимают ли вас и вашу позицию. На самом деле доминанту на вашу позицию наплевать, его задача вдолбить в вас свою позицию, установить свои правила, навязать свою точку зрения. Если он и будет вас выслушивать, то задаст массу уточняющих вопросов, с некой степенью сомнения, что безусловно окажет на вас давление и вызовет чувство неуверенности в себе. Доминанты никогда не признают своей неправоты, и если даже вам удастся в чем-нибудь его убедить, то похвала в связи с этим будет достаточно шумной и эмоциональной с таким чувством, будто он наконец-то чего-то дельного от вас дождался. Это естественно тоже демонстрация силы, также подсознательно оказывающее давление на вашу психику. Доминантные люди имеют свои преимущества, они хорошие ораторы и лидеры, способные повести за собой. Такой человек не боится в трудный момент взять на себя ответственность за происходящее, принять решение, направить в нужном направлении действия других. Одним словом эти люди старательно пытаются выделить себя из числа остальных, стремятся взять все в свои руки, жаждут славы и признания, не признают никакой иной роли, кроме роли лидера.

Способов общения с такими людьми может быть несколько, в зависимости от того, какой собеседник вы. Если вы такой же доминантный собеседник, то не исключена ситуация конфликта, и в зависимости от цели общения и отстаивания интересов, конфликт может быть единственным решением договориться. Это действительно так, ведь только ощутив характер и силу собеседника, доминантная личность может проявить к нему уважение. Если вы не такой человек, а более сдержанный и менее агрессивный, то вам рекомендуется применить иные приемы общения с такими людьми. Доминанты обычно рассчитывают на панику своего собеседника, его реакции на провокацию, тем самым укрепляя свою позицию. Потому делать этого не следует, ведите себя так, как будто общение со столь агрессивным собеседником для вас обычное дело, и даже чувствуя дискомфорт и нервозность, ни в коем случае не демонстрируйте этого. Пусть проявляет свою динамичность и упорство, не мешайте ему, на любые провокации реагируйте свободно, соглашайтесь, признавайте правоту доминантного собеседника, признавайте его силу. А в момент когда он захочет получить от вас ответ, как результат своих усилий, сделайте паузу и спокойно, уверенно, без доли сомнения, повторите свою позицию, настаивая на своих требованиях. Это уже ошеломит его, ибо вы продемонстрируете свою решительность, смелость, покажете что не боитесь лающего пса.

Еще один пример менее распространен, но иногда его можно применить. Это поведение аналогичное предыдущему, игра как бы в поддавки доминанту, а потом неожиданно, с большой мощью, вы начинаете проявлять агрессию и жесткость в общении. Доминантный собеседник вроде бы подумает, что вы поддались на провокацию, что возможно будет конфликт, что вас удалось вывести из себя. Но также как и внезапный взрыв с вашей стороны, следует спокойное и рациональное рассуждение, к которому вы возвращаетесь, после мощного нажима на собеседника. Вероятно даже доминантная личность, не особо захочет, вновь разбудить в вас зверя, и потому будет вести себя более сдержано. Ну и на конец, последний прием, наиболее распространенный в общении с доминантными людьми, с доминантным собеседником – это полное согласие с его позицией. Такое нередко применяется в дипломатии, когда вроде бы все договоренности решены, но потом оказывается, что человек все равно сделал по своему, объясняя это банальным пересмотром своей позиции, либо недопониманием собеседника. Это мягкая позиция, достаточно хитрая, как уже было сказано в основном применяемая в политике, где лишние конфликты не к чему, где главное отстоять свои интересы, пусть даже самыми подлыми и лживыми методами.

Читайте также:  Рыбьи молоки польза и вред

При таком методе, надо отвечать уклончиво, избегать конкретики, не указывать четких сроков исполнения договоренности, ссылаться на третьих лиц в принятии решения, говорить, что вам надо подумать или посоветоваться. Только уж если собеседник сильно настаивает на конкретике, можно с ним согласиться, ведь найти причину для того, чтобы поменять свое решение, вы всегда можете. Вот собственно основные способы общения с доминантными собеседниками, какой из них применять выбирайте сами, тут как уже было сказано, все зависит от вашего характера. Главное помните, что не следует бояться общения ни с какими людьми, всегда есть возможность переиграть любого собеседника, отстоять свою позицию и свои интересы, в общем, прийти к тому результату, который нужен вам. Так что не думайте о поражении никогда, каким бы, не был ваш характер и характер вашего собеседника.

Статья опубликована: 27.11.2011. Последнее обновление: 17.06.2018

Источник

метки: Работа, Вопрос, Принцип, Психофизиологический, Задание, Ответ, Список, Обучение

Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и компетенций без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.

3.1. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов в рамках дисциплины «Психофизиология» является одним из базовых компонентом обучения, приобретения общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных компетентностно-ориентированнным учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины. Данная самостоятельная работа предполагает в большей степени освоение практических навыков работы с полученным на лекции теоретическим материалом.При изучении курса используются следующие формы самостоятельной работы:

— работа с книгой;

— работа со словарями;

— аннотирование;

— рецензирование;

— решение «кейс-методов».

Оформление самостоятельной работы:

1.Титульный лист.

Образец титульного листа определяется Положением об аттестации учебной работы студентов института, и опубликован на сайте www.psysocwork.ruраздел «Учебный процесс» / «самостоятельная работа».

Устанавливаются следующие требования к оформлению самостоятельной работы:

  • параметры страницы (210х297 мм) А4;
  • интервал полуторный;
  • шрифт 12, Times New Roman;
  • поля страницы: левое – 2 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см.
  • все страницы должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами в верхнем правом углу.
  1. Задания для самостоятельной работы по каждой теме (разделу) учебно-тематического плана

Форма обучения

Объем часов на самостоятельную работу

Очная форма обучения

48,

56.

68

Очно-заочная форма обучения

Заочная форма обучения

Тема 1. Предмет и методы психофизиологии. Физиологическое и психическое в природе человека. Доминанта. Психофизиология эмоций и памяти.

(время на изучение и выполнение данной темы 16 часов)

Задания к разделу.

Необходимо привести конкретный пример, направленный на понимание «принципа доминанты», используя информацию из своего жизненного опыта, по следующей схеме:

  1. дайте определение доминанты
  2. кто является автором термина «доминанта»
  3. какие условия внешней среды, и при каком вашем внутреннем состоянии запустили поведение, которое вы взяли в качестве примера описания доминанты
  4. что в примере вашего поведения отражает принципы доминанты
  5. как взаимосвязаны доминанта и энграмма

Тема 2. Психофизиология информационных процессов в центральной нервной системе. Психофизиология функциональных состояний.

(время на изучение и выполнение данной темы 32 часа).

Задания к разделу.

В данном задании надо выбрать только один вопрос из предложенных ниже и раскрыть его по прилагаемой схеме. Объем работы – не более 7 страниц.

ВНИМАНИЕ: в группе каждый выбирает только один вопрос, если больше 33 человек в вашей группе, два человека могут отвечать на один вопрос, но ответы должны быть индивидуальными. Список тем и фамилии студентов, выбравших темы, староста прикладывает к сдаваемым в деканат работам!!!! В случае, если на одну тему будет большее чем описано выше количество ответов, и это будет зафиксировано в общем списке старосты, работы автоматически не получают аттестацию. Работы, не зафиксированные в списке, также не рассматриваются!

  • Схема ответа на вопрос:
  1. введение, где вы даете определения основным понятиям по вашему вопросу
  2. содержание, в котором вы раскрываете ответ на полученный вопрос, используя литературные данные и свои собственные взгляды на данную тему
  3. выводы, где вы даете краткий ответ в одном-двух предложениях на выбранный вами вопрос.
  4. список используемой литературы (не менее 4 источников)
  • Список вопросов по 2 заданию для группы:

1. Использование принципа доминанты в обучении

2. Использование принципа доминанты в торговле

3. Использование принципа доминанты в воспитании

4. Использование принципа доминанты при общении в пользу вас как собеседника

5. Использование принципа доминанты при общении в пользу вашего собеседника, а не вас

6. Социальные потребности человека (по П.В.Симонову)

7. Закон заслуженного собеседника (по А.А.Ухтомскому)

8. Закон двойника (по А.А.Ухтомскому)

9. Психофизиологические особенности процесса возникновения положительных эмоций

10. Психофизиологические особенности процесса возникновения отрицательных эмоций

11. Психофизиологические особенности когнитивной и эмоциональной сферы девочек-левшей, их влияние на выбор профессиональной деятельности

12. Психофизиологические особенности когнитивной и эмоциональной сферы девочек-правшей, их влияние на выбор профессиональной деятельности

Читайте также:  Овсяный кисель из геркулеса польза вред

13. Психофизиологические особенности когнитивной и эмоциональной сферы девочек-амбидекстров, их влияние на выбор профессиональной деятельности

14. Психофизиологические особенности когнитивной и эмоциональной сферы мальчиков-левшей, их влияние на выбор профессиональной деятельности

15. Психофизиологические особенности когнитивной и эмоциональной сферы мальчиков-правшей, их влияние на выбор профессиональной деятельности

16. Психофизиологические особенности когнитивной и эмоциональной сферы мальчиков-амбидекстров, их влияние на выбор профессиональной деятельности

17. Психофизиологические особенности когнитивной и эмоциональной сферы новорожденного

18. Особенности восприятия человеком объемных (3D) картинок

19. Забывание как активный процесс

20. Основные отличия оперативной (рабочей) и кратковременной памяти

21. Принципы влияния многократного повторения одной и той же информации («зубрежки») на процессы запоминания и воспроизведения информации.

22. Особенности восприятия у водителя автотранспортного средства во время длительного пребывания «за рулем» (транс дороги)

23. Последствия усвоения навязываемого музыкального ритма мозгом человека

24. Условия для возникновения трансового состояния у человека в православном храме

25. Психофизиологические особенности восприятия человеком красного цвета, его влияние на влияние на эмоциональную и когнитивную сферу”>эмоциональную и когнитивную сферу

26. Психофизиологические особенности восприятия человеком синего цвета, его влияние на эмоциональную и когнитивную сферу

27. Психофизиологические особенности восприятия человеком зеленого цвета, его влияние на эмоциональную и когнитивную сферу

28. Психофизиологические особенности восприятия человеком желтого цвета, его влияние на эмоциональную и когнитивную сферу

29. Психофизиологические особенности восприятия человеком коричневого цвета, его влияние на эмоциональную и когнитивную сферу

30. Психофизиологические особенности восприятия человеком черного цвета, его влияние на эмоциональную и когнитивную сферу

31. Психофизиологические особенности восприятия человеком белого цвета, его влияние на эмоциональную и когнитивную сферу

32. Эгоизм и социум – плюсы и минусы

33. Альтруизм и социум – плюсы и минусы

Список предполагаемой литературы:

  1. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2007, 214 с.
  2. Психофизиология: Учебник для вузов /Под ред. Ю.И. Александрова. – 3-е изд., доп. И перераб. — СПб.: Питер, 2007, 464 с.
  3. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебник для вузов. – 3-е изд. / А.С. Батуев – СПб: Питер, 2008, 317 с.
  4. Батуев А.С. Социальное и биологическое в природе человека. – СПб: ГИПСР, 2001.
  5. Батуев А.С. Что такое психофизиология. – СПБ: ГИПСР, 2001, 32 с.
  6. Блюм Ф., Лейзерсон А.. Мозг, разум, поведение – М.: Изд-во «Мир»,1995, 230 с.
  7. Крайг Г. Психология развития. – СПБ: Изд-во: «Питер», 2000, 992 с.
  8. Марков А. Эволюция человека. Кн.2. Обезьяны, нейроны и душа / А.Марков – М.: Астрель, 2012, 512 с.
  9. Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник: Этика. Религия. Наука / А.А. Ухтомский – Рыбинск, Рыбинское подворье, 1997. 576 с.
  10. Ухтомский А.А. Доминанта души: Из гуманитарного наследия / А.А. Ухтомский – Рыбинск, Рыбинское подворье, 2000. 608 с.

Электронные ресурсы удаленного доступа

  1. https://www.sleepmed.ru/vein.htm

3.3. Критерии оценки результатов выполнения самостоятельной работы

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента является оценка сформированности компетенций.

Оценка самостоятельной работы осуществляется в соответствии с Разделом 4 об аттестации учебной работы студентов института.

Баллы БРС присваиваются следующим образом:

— 30 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки;

— 25 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки;

— 20 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки;

— 10 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей;

— 0 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны неудовлетворительной оценки.

Примерные вопросы к зачету:

  1. Биосоциальная природа человека.
  2. Психическая деятельность как синтез сознания и подсознательного.
  3. Предмет и методы психофизиологии.
  4. Принцип доминанты в психофизиологии.
  5. Принцип условного рефлекса в психофизиологии.
  6. Основные детерминанты поведения.
  7. Поведение и психика.
  8. Витальные потребности человека.
  9. Социальные потребности человека.
  10. Идеальные потребности человека.
  11. Сенситивные и критические периоды в развитии человека.
  12. Психофизиология памяти.
  13. Законы общения человека.
  14. Психофизиология движений.
  15. Психофизиология обучения.
  16. Психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности.
  17. Психофизиология принятия решения.
  18. Восприятие и переработка информации.
  19. Психофизиология речи.
  20. Природная основа мышления и интеллекта.
  21. Сон и его природа, психические процессы во сне.
  22. Сновидения и их значение.
  23. Эмоции, их природа и значение.
  24. Сознание и его психофизиологические теории.
  25. Функциональная асимметрия мозга человека.
  26. Различия в психофизиологии мужчин и женщин.
  27. Основы психотерапии и гипноза.
  28. Методы психофизиологических исследований.
  29. Системная психофизиология.
  30. Прикладная психофизиология

Раздел 5. Информационное сопровождение дисциплины

5.1. Перечень основной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

  1. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2007. — 373 с..
  2. Психофизиология: учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова. – 3-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2008. — 464 с.
  3. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с.

5.2 Перечень дополнительной учебной литературы, необходимой для основания дисциплины

  1. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебник для вузов. – 3-е изд. / А.С. Батуев. – СПб: Питер, 2010. — 317 с.
  2. Батуев А.С. Социальное и биологическое в природе человека / А.С. Батуев. – СПб: ГИПСР, 2001.
  3. Батуев А.С. Что такое психофизиология/ А.С. Батуев. – СПБ: СПбГИПСР, 2001.
  4. Блюм Ф. Мозг, разум, поведение / Ф. Блюм, А. Лейзерсон . – М.: Мир, 1995. — 230 с.
  5. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПБ: Питер, 2000. — 992 с.
  6. Марков А. Эволюция человека. Кн.2. Обезьяны, нейроны и душа / А.Марков – М.: Астрель, 2012, 512 с.
  7. Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник: Этика. Религия. Наука / А.А. Ухтомский – Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997. — 576 с.
  8. Ухтомский А.А. Доминанта души: Из гуманитарного наследия / А.А. Ухтомский – Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000. — 608 с.
  9. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. Издательство: Питер 2012. 168 с
Читайте также:  Польза и вред мужского обрезания

5.3 Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимой для освоения дисциплины

  1. Психофизиология [Электронный ресцрс] / авт. Марютина Т.М., Кондаков И.М.. – Режим доступа:
  2. Медицина сна [Электронный ресцрс] / Сомнологический центр Минздравсоцразвития России. – Режим доступа: https://www.sleepmed.ru/vein.htm

Раздел 6. Глоссарий

  1. Бессознательное — совокупность психических процессов, действий, состояний, не представленных в данный момент в сознании
  2. Биологические потребности – потребности, возникающие под влиянием определенного отклонения констант внутренней среды организма и направленные на сохранение целостности индивида и вида
  3. Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте (предмете, образе, событии, рассуждении и т.п.)
  4. Восприятие — процесс познания явлений окружающего мира при помощи органов чувств, совокупность процессов, посредством которых формируется субъективный образ реально существующей действительности
  5. Внушение — прямое и неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу, при котором осуществляется процесс воздействия, основанный на некритическом воздействии информации
  6. Долговременная память — память, для которой характерен устойчивый след информации
  7. Доминанта — принцип ведущего действия данного момента, это действие, которое подчиняет себе деятельности всего организма
  8. Знание — совокупность чувственных и мысленных образов, представлений, понятий, которое с помощью слов, математических символов и образов художественных произведений могут быть сообщены, переданы другим людям
  9. Инстинктивное поведение – генетически закрепленный сложный комплекс двигательных актов, включающий специфическую временную последовательность нескольких компонентов
  10. Кратковременная память — память, при которой существует первоначальный неустойчивый след информации, характеризующийся ограниченным объемом и быстрым угасанием.
  11. Мотивация — состояние, направленное на удовлетворение потребности; физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов (энграмм) тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению
  12. Образ – результат восприятия окружающей действительности, выражающийся в создании субъективной картины мира и его фрагментов
  13. Обучение – процесс, в результате которого происходит приобретение организмом новых форм индивидуального поведения, усвоении знаний, умений, навыков деятельности
  14. Оперативная память — вид памяти, которая связана с хранением информации для решения конкретной задачи и которая длится в течение времени, которое требуется для ее решения.
  15. Память — механизм, позволяющий сохранять информацию в течение длительного времени
  16. Поведение — внешне наблюдаемое взаимодействие организма с окружающей средой, опосредованное как внешней двигательной активностью, так и внутренней психической деятельностью
  17. Потребность — специфическая сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития
  18. Приобретенное поведение – формирование в течение индивидуальной жизни навыков приспособительных реакций организма на воздействие внешней среды, реализуемое в рамках обучения
  19. Психика — скрытое от непосредственного наблюдения субъективное и активное отражение в мозгу образа объективного мира и самого себя в этом мире
  20. Психофизиология — наука о физиологических основах психической деятельности человека
  21. Речь – психофизиологическая функция человека, обеспечивающая возможность общения посредством звуков, знаков и символов
  22. Сознание — это высшая форма психического отражения действительности, представленная в виде знаний, то есть совокупности чувственных и мысленных образов, представлений, понятий, которые с помощью слов, математических символов и образов художественных произведений могут быть сообщены, переданы другим людям
  23. Социальные потребности – потребности, возникающие в ходе общения людей друг с другом и реализуемые через их взаимодействие
  24. Функциональная система – комплекс избирательно-вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия компонентов, направленного на получение полезного результата
  25. Чувства – эмоции, связанные с субъективным представлением человека о предмете или явлении и выражающие устойчивые эмоциональные отношения, сложившиеся у субъекта в процессе его деятельности
  26. Эмоции — это отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе генетического и индивидуально приобретенного опыта
  27. Эмоциональное состояние — субъективное переживание, отражающее отношение данного индивида к окружающему миру и к самому себе
  28. Эмоциональное выражение — изменение в соматической и висцеральной сфере, сопровождающее эмоциональное состояние
  29. Эмпатия — способность сочувствовать, то есть понимать эмоциональное состояние другого человека
  30. Энграмма – след памяти, сформированный в результате обучения и являющийся основой активности организма и реалистического прогнозирования им будущих событий

Источник