Интернет на уроках с пользой

Один из путей совершенствования обучения и воспитания — это применение информационных компьютерных технологий, в частности Интернета. Не секрет, что большинство детей знакомятся с Интернетом гораздо раньше своих учителей, причем знакомство это чаще всего сомнительного или бестолкового характера. И если испокон веков учитель был на передовой общества, почему бы и в этом деле не быть проводником, который выведет ученика на верную дорогу?
Интернет дает возможность быстро получить информацию (предметного, воспитательного характера), быть в курсе научных, образовательных событий, возможность удовлетворять мировым и современным стандартам обучения, получить образование, стать востребованным, найти свой круг общения. Наконец, Интернет — это быстрота, красочность, оперативность.
Какие формы использования Интернета возможны на уроках?
Интернет — не панацея от невежества, это лишь один из инструментов, который может использовать учитель. Можно уйти в навигацию по Интернету, чтобы:
• за короткое время прочитать на заранее подобранных учителем сайтах исторические, биографические сведения;
• пройти on-line тестирование;
• изучить электронные пособия;
• развлечься (обучаясь и развиваясь) на познавательно-развлекательных сайтах;
• разнообразить урок, проводя блиц-опрос в чате, на форуме;
• наглядно продемонстрировать учащимся портреты, модели, тренажеры и т. п.;
• организовать проектно-исследовательскую деятельность;
• организовать кружковую деятельность.
В чем преимущество урока с Интернетом перед традиционной формой урока?
• Высокая степень наглядности (тренажеры, модели, анимация, фотографии).
• Высокая степень интерактивности.
• Разнообразие и большой объем информации.
Я рекомендую учителям использование Интернета на некоторых уроках:
1. Где нужно получить разнообразную информацию (затем устроить обмен информацией).
2. Где нужно сформировать какое-нибудь понятие (например, понятие правильного многогранника).
3. Где нужно провести первичную проверку знаний, умений и навыков (провести тест on-line, узнать оценку, а потом всем вместе обсудить задания и решения).
4. Где нужно привить интерес к предмету (развлекательно-познавательные сайты).
5. Где нужно формировать способность к самостоятельной познавательной деятельности.
Задача учителя не только в том, чтобы передать своим ученикам знания, которыми он владеет сам. Свою деятельность учитель должен выстраивать таким образом, чтобы ученики были справедливыми, здравомыслящими, любознательными, самостоятельными, деятельными, современными. А для того чтобы был хороший результат, нужно искать новые методы и формы преподавания.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Новые Забалки
Городищенского района Пензенской области.
Доклад.
Использование Интернета
на уроках
в условиях сельской школы.
Подготовил: учитель физики
Соколов Валерий Николаевич
2011 год
До получения учителями нетбуков, ситуация в школах была примерно одинакова. Учителя за учебный год готовили 1-2 открытых урока с использованием ТСО. Причём, брали материал только учебных дисков, без обращения к Интернету. В Интернете работал, в основном, учитель информатики. В итоге ученики чаще пользовались Интернетом, чем учителя.
Почти у каждого ученика Интернет подключен в телефоне, дети в основном зависают в социальных сетях, но они легко могут найти музыку, игры и текстовую информацию. Раньше были популярны задания-доклады. Даже экзамены принимались в форме защиты рефератов. В настоящее время такая работа стала не актуальна и не продуктивна.
Многие учителя дают задание: найди доклад об Архимеде. Ученик открывает Википедию и просто копирует материал, зачастую забывая прочитать и отформатировать текст.
С учеником в Интернете должен работать учитель-предметник, а не только информатик.
После получения нетбуков ситуация улучшилась. Даже очевидный минус – отсутствие DVD-привода, превратился в плюс. Учителя перестают перебирать устаревшие диски и начинают искать новую информацию в Интернете. В сельских школах Интернет остаётся низкоскоростным, но даже его хватает для скачивания отдельных файлов. К сожалению, подключение нескольких компьютеров ведёт к снижению скорости, поэтому одновременная работа нескольких учеников или учителей затруднительна. В таких условиях для сельских учителей наиболее продуктивной стала работа с нетбуками.
У нас в школе 10 учителей и все активно используют нетбуки. Первоначальное недоумение – зачем они нам? – ушло. Простая комбинация «нетбук плюс колонки» используется учителями музыки, литературы и физкультуры.
Все учителя школы пришли к необходимости комплектования предметной копилки с файлами компьютерной поддержки уроков (КПУ). А это означает необходимость работы учителя в Интернете. Чтобы что-то показать на уроке, материал нужно найти и скачать.
Приведу примеры файлов для копилки: рисунки, фотографии, презентации, видеоролики, мультфильмы, аудиозаписи, видеоэксперименты, видеотаблицы, видеоучебники, флеш-учебники, флеш-эксперименты, флеш-игры.
Когда учитель сформирует собственную копилку, он сможет провести любой урок с использованием файлов компьютерной поддержки уроков.
Как будет использоваться копилка на уроке, зависит от возможностей школы. Идеальный вариант: наличие в каждом кабинете компьютера и интерактивной доски или проектора. До недавнего времени мне нужно было приглашать учащихся для работы в компьютерный класс. Для исключения лишних хождений приходилось планировать использование файлов из копилки в начале или конце урока. После получения нетбуков ситуация изменилась. Я установил в своём кабинете монитор и подключил к нему нетбук. Для сельских школ с малым количеством учащихся это приемлемый вариант.
Главное, что и идеальный и приемлемый вариант позволяют использовать файлы компьютерной поддержки РЕГУЛЯРНО и СИСТЕМНО.
Думаю, что сейчас такие уроки должны стать постоянными у каждого учителя. Иногда будет достаточно показать портрет учёного или схему. В другой раз это будет презентация или интерактивный эксперимент.
Когда в предметных классах будет несколько компьютеров или у каждого ученика появится нетбук, можно будет продуктивнее использовать электронные тесты и интерактивные лабораторные работы.
Значительным шагом стало бы подключение в предметных кабинетах скоростного Интернета. К сожалению, телефонные сети в сельской местности не позволяют обеспечить даже заявленную скорость.
Для меня Интернет в кабинете физики означал бы возможность использования онлайн-тестирования, возможность работы со сложными интерактивными моделями ( https://maier-rv.glazov.net ) или реальным онлайн-телескопом НАСА ( https://solo.nascom.nasa.gov ).
Дополнительное направление – знакомство учеников с предметными сайтами. Согласитесь, ученики очень ценят свободное время, чтобы остаться посмотреть учебный сайт после уроков. В нашем селе, ученики пока редко используют подключение USB-модемов, а вот в телефонном Интернете плавают регулярно. Они прекрасно знают адреса сайтов с музыкой, играми, программами. Пришло время знакомить учеников с каталогами учебных сайтов. А для этого учитель должен сам знать адреса предметных сайтов и их содержание. Здесь мы сталкиваемся с проблемой свободного времени учителя. Обычно учитель планирует заняться подготовкой к урокам вечером. Выход только один – подключение USB-модемов к нетбукам за свой счёт.
Учителя информатики научат детей находить информацию. Во благо, но скорее во вред, информации в Интернете множество, На плечи предметников ложится обязанность научить детей обрабатывать информацию, выявлять главное.
Межпредметным сайтом по использованию ТСО и Интернета стал портал «Образовательная Галактика Intel» https://edugalaxy.intel.ru.
А его форумы и блоги стали аналогом социальной сети для учителей. Есть ветка форума о всероссийских конкурсах, о ПНПО. На сайте ежегодно проходит конкурс «Школа будущего вместе с Intel». В этом году победители получили по несколько нетбуков для учащихся. Я принимал участие в конкурсе в этом году. Мой проект стал лауреатом. Проекты участников наглядно показывают, что работа по разумному использованию Интернета ведётся, и мы должны стать её участниками.
Уже не первый год сохраняют актуальность активные споры о том, приносит ли интернет пользу людям и наносит ли он вред здоровью человека?
В наше время интернет – это неотъемлемая часть жизни общества. Многие люди не могут обойтись без интернета ни дня, и если вдруг интернет-сигнал по каким-то причинам пропадает, они чувствуют себя абсолютно некомфортно.
Можно привести следующие статистические данные:
• 85% взрослых людей используют интернет;
• Интернет используют 95% подростков;
• Каждый 7-й человек имеет аккаунт в социальной сети facebook;
• По состоянию на 2016 год порядка 3 млрд.людей в мире используют Интернет;
• Если бы Интернет был отдельной страной, эта страна по уровню экономике находилась бы впереди Германии.
Положительные стороны использования Интернета заключаются в следующем.
Определённо, интернет – серьёзное достижение науки и техники. Всемирная сеть даёт возможность смотреть любое кино, с помощью интернета можно найти ответ на любой заинтересовавший человека вопрос, найти нужную информацию, следить за мировыми новостями, узнавать много нового. Это даёт возможность развивать свою личность и повышать эрудицию.
Интернет«стирает» территориальные и иные границы. Он позволяет заводить новые знакомства, общаться с родственниками и друзьями, живущими далеко, некоторые люди даже встречают там свою любовь и находят будущих спутников жизни.
Всемирная сеть даёт возможность улучшить своё образование – многие люди с помощью интернета изучают иностранные языки, проходят разные тренинги, курсы и т.д. Интернет позволяет даже найти высокооплачиваемую работу, являясь неплохим источником доходов. Сегодня многие профессии имеют непосредственную связь с интернетом.
Однако интернет имеет и негативные стороны для человека.
Ни для кого ни секрет, что интернет вызывает зависимость и становится для некоторых людей нужным почти как вода, еда и воздух. В ряде стран зависимость от интернета считается фактически национальным бедствием.
Следующая проблема – вред интернета для здоровья человека. Так, люди, проводящие много времени за компьютером, часто испытывают проблемы со зрением и опорно-двигательной системой.
Кроме того, на просторах интернета присутствует огромное число мошенников, ворующих частную информацию пользователей и пользующихся ей во вред людям. Впрочем, если человек использует всемирную сеть рационально, посещает только полезные интернет-ресурсы и регулирует время пребывания за компьютером, то в этом случае пользы от интернета будет больше, чем вреда.
Следует отметить, что для детей интернет куда опаснее, чем для взрослых. Хотя и есть несомненные плюсы – общение с друзьями, чтение учебной и художественной литературы, просмотр познавательных фильмов, вред всемирной сети для детей заключается в следующем.
Во-первых, многие дети используют интернет для выполнения школьных домашних заданий, находя там решение задач и ответы, не напрягая собственный интеллект. Во-вторых, что куда хуже, интернет наполнен информацией, очень вредной для детской психики – такой, как насилие, нецензурная лексика, убийство, порнография, призывы к самоубийству и т.д. Кроме того, дети часто настолько погружаются в виртуальный мир (помимо поиска информации в интернете, современные дети часто очень сильно увлекаются онлайн-играми), что реальный мир и живые люди становятся для них неинтересными.
В-третьих, интернет-зависимость формируется у детей куда быстрее, чем у взрослых. Здоровье детей также страдает – постоянное пребывание за компьютером приводит к ожирению, нарушению зрения, проблемам со сном.
В целом, решение проблем взаимодействия детей с интернетом должно лежать на плечах их родителей – они должны объяснять детям, что полезно смотреть в интернете, а что – нежелательно, и следить за тем, сколько времени их дети проводят за компьютером.
Интернет – полезная и нужная человеку вещь, главное – не забывать о возможном его вреде и пользоваться всемирной сетью с умом.
Интернет в любом его проявлении присутствует повсеместно в нашей жизни и, наверное, уже сложно представить современного человека, который не пользовался бы его услугами. Дети также, как и взрослые не отстают в этом плане и хотят успеть за новейшими технологиями и тенденциями в мире. Как не крути, но факт остается фактом, на сегодняшний день интернет имеет огромное влияние на общество в целом и на каждую личность в отдельности. Конечно, с появлением компьютера, а затем интернета многие люди не редко оказываются от живого общения и поиска информации, что не является его преимуществом. Но, как говорится это палка о двух концах и нельзя отрицать, что и у интернет ресурса есть свои плюсы, которые можно обратить в выигрышную сторону.
В данной статье мы рассмотрим ситуацию на конкретном примере, как интернет может оказать помощь в учебе для детей. Интернет это огромный ресурс, открывающий большие возможности для человека, необходимо просто отсечь все лишнее, что мешает сконцентрироваться и “выудить” оттуда только нужные пункты. Сейчас постоянно растет необходимость использования интернетом в процессе получения, как среднего, так и высшего образования. Конечно, главным плюсом виртуального источника информации является большая экономия времени. Раньше, например, чтобы написать реферат приходилось потратить полдня сидя в библиотеке в поисках нужной энциклопедии и информации. Сейчас можно написать работу, сидя дома за компьютером при минимальной затрате усилий и школьник например может потратить оставшееся свободное время на другие свои интересы. Конечно, есть соблазн взять готовую работу, коих интернет предоставляет огромное количество, но здесь уже важную роль играют родители и учителя, которые должны показать ученику, как работать самостоятельно.
Другая ситуация: школьники часто пропускают уроки, по причине болезни и потом бывает тяжело догнать своих одноклассников по заданной учебной программе. Однако сейчас эта проблема легко решается с помощью интернета. Существуют ресурсы по дистанционному обучению через сеть, которые помогают приобрести умения и знания в какой-либо области. При помощи интернета ученик может получить и выполнить задание, находясь дома, затем сразу отослать его на проверку учителю. Таким образом, и сокращается время для более плодотворной работы и налаживается прямая связь между учеником и преподавателем.
В интернете можно найти различные интересные программы для “подтягивания” того или иного предмета, с их помощью можно отказаться от дорогостоящих занятий с репетитором, также загружены видеолекции и готовые презентации по всем предметам школьной программы, которые легко и доступно объясняют пропущенный материал. Существует множество онлайн справочников формул и платформ, для подготовки к предстоящим серьезным экзаменам. На многих сайтах загружены электронные учебники и научные разработки к ним. Что хорошо, во многих присутствует наглядный материал не только в виде текста, а плюс к этому динамические модели и установки. Конечно, сложно обойтись без учителя и его подробного объяснения, но интернет тоже может оказаться помощником в образовательном процессе, направляя и подсказывая ученику способы для нахождения информации. Ребенок может как бы “подсмотреть”, а решить задачу или сделать доклад по заданной теме, он уже должен сам.
Созданная инициативными разработчиками уникальная образовательная платформа eSchool.pro также является помощником в обучении детей. Проект построен на основе интерактивного образования, где можно пройти тесты по математике и русскому языку в режиме онлайн. Интерактивное обучение включает в себя более тысячи различных тем, которые необходимо узнать в процессе получения дошкольного и школьного образования. Школьникам по душе такая занимательная подача задания и они с удовольствием и интересом решают все задания, проверяя, таким образом, свои знания. А родителям удобна такая система тем, что они сразу могут заметить, где существует пробел в знаниях и помочь решить эту проблему, чтобы успеваемость в школе была хорошая.
Подводя итог, можно заключить, что интернет является незаменимым средством, которое делает процесс получения образования проще и доступнее, а поиск информации легче и удобнее. Просто суть в том, что упрощение процесса обучения приносит пользу только тем, кто действительно хочет получить знания и стремится к ним. Здесь уже родители должны контролировать, чтобы не пострадало качество знаний ребенка и чтобы интернет был лишь активным помощником в учебной сфере, а не его заменителем. Тогда использование «всемирной паутины» будет только во благо и принесет хороший результат.