Интерактивная доска вред и польза

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

За последние годы в школах стали широко
использовать интерактивные доски на всех
ступенях обучения. Общепризнано, что применение
интерактивных досок в ходе педагогического
процесса значительно расширяет иллюстративный
материал, позволяет предложить учащимся более
полную и точную информацию об изучаемом предмете
или явлении. Кроме того, можно обеспечить
наиболее  комфортные условия каждому ученику,
учитывая индивидуальные особенности каждого
ребенка, Польза в преподавании предметов с
использованием интерактивных досок неоценима.
Доска на уроке очень помогает, но как это влияет
на наше здоровье – об этом нам никто не
рассказывает, а если и говорят, то ничего
страшного – не вреднее мобильного телефона.
Но, так как интерактивная доска это техническая
вещь, то должно быть и излучение.
Поэтому я решила провести исследование (измерить
радиоактивный фон в классах и состояние здоровья
школьников  при работе доски).

Цель моего исследования: выявить
влияние интерактивной доски на здоровье
школьников и оценить при каких условиях оно
минимально.

Задачи:

  • Оценить пользу применения интерактивной
    доски  на различных уроках.
  • Изучить документацию (САНПИН) о правилах
    применения интерактивной доски в школе.
  • Пронаблюдать и провести опрос о влияние
    интерактивной доски на организм школьников.
  • Произвести измерения  освещенности 
    уровня электромагнитного поля  в классе при
    использовании интерактивной доски.
  • Сделать выводы и предложить рекомендации о
    использовании интерактивной доски в школе.

Гипотеза: Интерактивная доска
оказывает влияние на здоровье школьников.

Я использовала исследовательно-познавательный
метод: изучала научную литературу, проводила
исследования; составляла графики, сравнивала
показатели приборов, полученные при измерениях,
анализировала результаты медицинских осмотров
учащихся моего класса за последние два года,
делала выводы. При проведении исследований с
дозиметром   были получены данные,
позволяющие установить зависимость между
площадью доски и количеством излучаемой ею
радиацией  возникающими при ее работе.
Сделанные мною выводы подтверждают безопасность
работы с современным школьным оборудованием.

Интерактивная доска и САНПИН

Интерактивная доска – это
проекционный экран, оснащенный
приемниками-передатчиками ультразвуковых и
инфракрасных сигналов. Сигналы эти не
представляют опасности для здоровья.

Приведем выдержку из СанПиН 2.4.2.1178-02
“Гигиенические требования к условиям обучения
в общеобразовательных учреждениях”, 
утвержденных Главным государственным
санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября
2002 года, действующих  с 1 сентября 2003 года.

КлассыДлительность просмотра (мин.)
1-27-15
3-415-20
5-720-25
8-1125-30

Влияние интерактивной доски на
продуктивность урока

В ходе нашего исследования 88,6% респондентов
указали, что использование на уроке
интерактивной доски повышает учебную мотивацию
учащихся, что может способствовать сохранению
уровня их работоспособности.

Исследования влияния интерактивной доки
на здоровье школьников

  1. Увеличение информационной нагрузки, отмеченное
    выше, увеличивает риск повышения утомительности
    и способно привести к обратному результату.
    Учащиеся постоянно жаловались на утомление по
    окончании урока с использованием новой доски.
  2. Головные боли, ощущение тяжести в голове –
    отмечают 12,2% учителей; 21,1% – указывают на
    периодический характер их возникновения. 18,3%
    учителей постоянно и 31,7% учителей «иногда»
    отмечают у своих воспитанников симптомы
    зрительного утомления.
  3. Дети в основном жалуются на боли в области глаз.
  4.  Среди факторов, связанных с использованием
    интерактивной доски и способных оказать
    негативное влияние на самочувствие и состояние
    здоровья учащихся, 58,3% респондентов называют
    яркий световой поток от видеопроектора, 14,1%
    указывают на возможное влияние электромагнитных
    излучений, а 12,3% отмечают повышение температуры
    воздуха, субъективно ощущаемое у проекционного
    экрана.
  5. Изменение психоэмоционального состояния
    (ощущение дискомфорта) после уроков с
    использованием интерактивной доски отметили 32,9%
    учителей (учитывались ответы тех, кто испытывал
    дискомфорт как «изредка», так и «постоянно»).
    Боли и ощущение мельканий перед глазами,
    нечеткое изображение при восприятии удаленных
    предметов, головные боли – явления, характерные
    для состояния сниженной работоспособности, – 15,2%
    учителей связывают с интерактивной доской.

Использование интерактивной доски на
уроках

По отзывам 62,6% опрошенных учителей среднее
время использования доски составляло у них менее
15 минут от продолжительности урока; у 26,3%
учителей – от 25 до 30 минут. Использование
интерактивной доски в течение всего урока
отметили всего 11,1% респондентов.

Исследовательская часть

Исследование радиационного фона в классах:

– Географии;
– Истории;
– Русский язык.

Для  исследования радиационного фона  я
использовала дозиметр . Первым исследованием
было измерение радиоактивного фона в классах.
Суть исследования заключается в следующем: я
брала дозиметр, оставляя его на некоторое время
на определенных расстояниях, после чего могла
видеть изменения данных дозиметра.

Читайте также:  Польза от компота из клюквы
Расстояние до доски, м12345
Радиационный фон, МкР/ч0,140,130,130,140,140,13
Расстояние до доски, м12345
Радиационный фон, МкР/ч0,140,140,130,120,120,13
Расстояние до доски, м12345
Радиационный фон, МкР/ч0,150,140,140,150,140,13

Выводы

Таким образом, предварительные результаты
свидетельствуют, что использование
интерактивной доски в учебном процессе
расширяет дидактические возможности обучения
детей и сопровождается, с одной стороны,
увеличением объема учебной нагрузки, а с другой
– способствует повышению уровня учебной
мотивации со стороны учащихся. Средняя
продолжительность использования интерактивной
доски в процессе урока составляет 15 минут, а
время непосредственной работы с ней учащихся – в
пределах 10 минут. Установлено, что к концу уроков,
на которых использовалась интерактивная доска,
отмечалось появление жалоб астенического
характера, указывающее на развитие общего (треть
опрошенных) и зрительного утомления (половина
опрошенных). Появление дискомфортных состояний и
зрительного утомления после работы с новой
доской характерно не только для учащихся, но и
для педагогов.

Полученные данные по радиационному фону имеют
среднее значение, который получен при
исследовании общего радиационного фона в школе и
равен 0,14 МкР/ч. Эти показатели (полученные в
результате исследований радиационного фона в
классах) соответствуют разрешенным нормам.

Таким образом,  радиационный фон в классах,
где расположены интерактивные доски не
значителен, поэтому не может нанести вред
здоровью учащихся.

Степень тяжести нарушения зрения не
изменилась: все нарушения зрения легкой степени.
Это связанно, я думаю с тем, что доска покрыта
антибликовым составом серо-белого цвета, который
не раздражает глаза. Так же доски имеют большие
размеры, что вынуждает переводить взор в разные
части доски. Таким образом, работают разные
группы мышц глаз, и глаза не устают.

Подводя итог своей исследовательской работе, я
могу сказать о том, что интерактивные доски
прочно вошли в жизнь учащихся, помогают лучшему
усвоению знаний, на основе наблюдений за
интерактивными досками можно изучать разделы
физики. Я думаю, что интерактивные доски – это
шаг вперед. Несмотря на сложность этой техники,
она не оказывает существенного влияния на
здоровье учащихся. Я думаю, в ближайшем будущем
на смену обычным доскам придут интерактивные.

Список используемой литературы

  1. Е.М.Гершензон «Курс общей физики»
  2. С.А.Тихомирова «Физика в школе».
  3. Журнал «Директор школы» №4, 2010 год «Безопасное
    использование интерактивных досок».
  4. СанПиН 2.4.2.1178-02 “Гигиенические требования к
    условиям обучения в общеобразовательных
    учреждениях”.

Сайты в Интернете

  • www.smartboard.ru
  • www.aitek-d.ru
  • www.hitachi-interactive.ru
  • www.mon.gov.ru.

Источник

ВОПРОС:

Мой ребенок учится в 6 классе. С сентября в школе введены электронные доски. У ребенка очки -4.25, по показаниям врача сидит на первой парте. Ограничение по телевизору и электронным носителям – 1 час в день! После уроков с использованием электронных досок у ребенка болят глаза! Я боюсь, что если дальше учителя будут использовать электронные доски, дети будут оканчивать школу инвалидами по зрению – в классе уже плохое зрение у большинства. В связи с этим есть вопросы: 1. Где можно найти сертификаты на электронные доски? 2. Какие временные ограничения по использованию электронных досок на уроках? 3. На каком расстоянии должны сидеть дети от электронной доски? По сути новая электронная доска является телевизором, а безопасное для глаз расстояние до телевизора специально рассчитывается. 4. Предусмотрена ли доска для работы с детьми, имеющими проблемы со зрением? Сейчас таких школьников большинство.

Буду благодарна за оперативный ответ и за предоставление подробной информации об электронных досках и их сертификации относительно детей, имеющих проблемы со зрением. Давайте не будем калечить детей! Справки от врачей относительно ограничения просмотра электронных носителей имеются.

ОТВЕТ:

  1. Где можно найти сертификаты на электронные доски?

Согласно действующему законодательству РФ ЖК мониторы и панели, плазменные и ЖК телевизоры подлежат обязательной сертификации в рамках технического регламента таможенного союза ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования».

Читайте также:  Леонов фитиль о пользе коньяка

При сертификации изделия проверяют по следующим параметрам:

  • соблюдение требований к оформлению технической документации на сертифицируемые мониторы и телевизоры включая руководство по эксплуатации маркировку и паспорт изделия требованиям ТР ТС 004/2011;
  • соблюдение сертифицируемыми мониторами и телевизорами требований по защите человека при нормальной эксплуатации от поражения электрическим током;
  • Соблюдение сертифицируемыми мониторами и телевизорами требованиям по прочности изоляции и предохранительным цепям;
  • Соблюдение сертифицируемыми мониторами и телевизорами требованиям механической и коммутационной стойкости.

Методики испытания разрабатываются на сертифицируемые изделия в соответствии с приложением к ТР ТС 004/2011 утвержденным комиссией таможенного союза.

Дополнительно к требованиям ТР ТС 004/2011 мониторы и телевизоры проверяются на соответствие требованиям технического регламента таможенного союза ТР ТС 020/2011 Электромагнитная совместимость технических средств.

Документы о сертификации предоставлены государственному заказчику вместе с поставляемым товаром.

Поставляемые Департаментом информационных технологий в общеобразовательные учреждения интерактивные панели выпускаются ведущими мировыми производителями, относятся к профессиональному классу оборудования, соответствующему жестким требованиям мировых стандартов, в том числе TÜV (осуществляющему сертификацию продукции для поставок в страны Европейского Союза и США) и имеют указанную сертификацию.

  1. Какие временные ограничения по использованию электронных досок на уроках?

Согласно п. 10.18 СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях” (далее – СанПин):

  • Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроке в 1-4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах – 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроке в 1-2 классах составляет не более 25 минут, 3-4 классах и старше – не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж).
  • Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроке составляет: для учащихся 1-2-х классов – не более 20 минут, для учащихся 3-4 классов – не более 25 минут, для учащихся 5-6 классов – не более 30 минут, для учащихся 7-11 классов – 35 минут.

Стоит отметить, что приведенные в СанПиН по интерактивным доскам нормы относятся, прежде всего к проекционным технологиям, а не к поставляемым интерактивным панелям, которые по своей сути представляют собой жидкокристаллический дисплей.

Кроме того, Приказом Минобрнауки России от 30 марта 2016 г. № 336, интерактивные панели включены в перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях».

Дополнительно Департаментом информационных технологий был изучен мировой опыт и практика применения электронных досок в учебном процессе, в частности вопрос влияния просмотра телевизора на зрение школьников.

Исследования, проведенные Американской ассоциацией оптометрии (AOA) не выявили прямой связи между нарушениями зрения у детей и использованием электронных досок и компьютерного оборудования в образовательном процессе. Специалисты отмечают, что наблюдаемое за последние годы ухудшение зрения у детей в большей степени связано с длительным использованием смартфонов и других подобных устройств, имеющих достаточно маленький экран и соответственно использующих мелкие шрифты, что заставляет детей напрягать зрение при чтении.

В исследовании, проведенном в Индии с участием 1265 школьников в возрасте от 6 до 15 лет, результаты которого опубликованы в специализированном интернет издании по превентивной медицине (Effect Of Television Watching On Vision Of School Children. S. Seema, , K. Minakshi, G. Manish. The Internet Journal of Preventive Medicine. 2011 Volume 2 Number 1), авторами которого являются специалисты исследовательских институтов в области офтальмологии, показал, что оптимальными условиями для просмотра телевизора в процессе обучения являются:

  • соблюдение нормального уровня освещения (не рекомендуется затемнения помещения);
  • рекомендуется 5-10 минутный перерыв после каждых 30 минут просмотра. Критическое время непрерывного просмотра составляет 1 час (аналогичные рекомендации предоставляются и производителями оборудования).

К вредным факторам, оказывающим влияние на зрение и ограничивающим длительное использование электронных досок относятся: высокая яркость, мерцание экрана, электромагнитное и вредное коротковолновое синее и фиолетовое световое излучение. Данные факторы также учитывались при принятии решения в пользу жидкокристаллической, а не проекционной технологии.

Читайте также:  Есть ли польза от хондроитина

Если говорить о распространенной проекционной технологии: исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук (результаты опубликованы в журнале «Директор школы» №4, 2010 год. «Безопасное использование интерактивных досок») показали, что учащиеся постоянно жаловались на утомление по окончании урока с использованием доски, 31,7% учителей «иногда» отмечают у своих воспитанников симптомы зрительного утомления (боли в области глаз). Среди факторов, связанных с использованием интерактивной доски и способных оказать негативное влияние на самочувствие и состояние здоровья учащихся, 58,3% респондентов называют яркий световой поток от видеопроектора, 14,1% указывают на возможное влияние электромагнитных излучений.

Поставляемые Департаментом информационных технологий в общеобразовательные учреждения интерактивные панели используют жидкокристаллическую технологию. Для данной технологии характерны высокое разрешение, обеспечивающее высокое качество изображения, наиболее близкое к бумажному носителю, отсутствие теней и дефектов изображения (в том числе световых пятен), обусловленные самой технологией формирования изображения.

Немаловажным фактором является яркость экрана: согласно ГОСТ Р ИСО 9241-303-2012 (Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 303. Требования к электронным видеодисплеям, раздел 5.2.4, часть 3) для длительного просмотра в рабочих условиях целью является гармонизация экрана видеодисплея и окружающих его предметов быта с освещением внешней среды.

Применяемые жидкокристаллические дисплеи имеют яркость, соизмеримую с уровнем освещения в классах 300 – 500 лк. При этом, жидкокристаллические дисплеи могут быть настроены под уровень освещенности в классе и не требуют затемнения во избежание излишней нагрузки на зрение.

Для поставляемых в общеобразовательные учреждения интерактивных панелей, в отличие от проекционных технологий и бытовых телевизоров, характерно нормируемое TÜV отсутствие вышеупомянутых вредных факторов – мерцания, избыточного коротковолнового синего и фиолетового светового излучения видимого спектра высокой мощности, а также электромагнитного излучения.

В независимости от используемой технологии, с учетом требований СанПиН должна обеспечиваться оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, проводиться физкультминутки, офтальмотренаж. Аналогично, необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности – чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.

  1. На каком расстоянии должны сидеть дети от электронной доски? По сути новая электронная доска является телевизором, а безопасное для глаз расстояние до телевизора специально рассчитывается.

Согласно п. 5.6 СанПиН, при оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие расстояния в сантиметрах:

  • от первой парты до учебной доски – не менее 240;
  • наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860;
  • расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели – не менее 300.

При этом СанПиН не конкретизирует тип учебной доски для которого применимы указанные параметры.

Оптимальные для зрения условия фактически не зависят от используемой технологии электронной доски и актуальны даже для обычной меловой доски. Минимизация нагрузки на глаза достигается правильным сочетанием размера доски и использования шрифтов достаточного размера, соответствующих эргономическим правилам, обусловленным особенностями человеческого зрения.

Согласно рекомендациям производителей оборудования, а также согласно вышеупомянутым исследованиям, рекомендуемое минимальное безопасное расстояние до экрана при длительном просмотре – 150 см.

В рекомендациях сектора радиокоммуникаций международного союза электросвязи МСЭ-R (МСЭ-R BT.2022, BT.1769) параметрам поставляемых интерактивных панелей соответствуют расстояния комфортного просмотра от 1,6 высот экрана (минимум) до 5 – 6 (максимум), что соответствует 1,6 – 6 метрам.

  1. Предусмотрена ли доска для работы с детьми, имеющими проблемы со зрением?

Производителями интерактивных панелей не выпускается каких либо специализированных решений для работы с детьми, имеющими проблемы со зрением.

Приспособленность интерактивных панелей для детей, имеющих проблемы со зрением, может достигаться, в первую очередь, адаптацией образовательного контента – использованием крупных шрифтов, сочетаний цветов, контраста между текстом и фоном, что актуально и для детей, не имеющих проблем со зрением.

Согласно п. 5.5. СанПиН, детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Также, согласно п. 10.17 с целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

Источник