Интерактивная доска польза или вред

Интерактивная доска польза или вред thumbnail

«Вместо обычной меловой доски – многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном: это и рабочая поверхность для записей, и кинозал для показа видео и фотоматериалов, и браузер для выхода в интернет, и большой экран для демонстрации цифровых материалов урока», – рекламируется проект МЭШ на сайте правительства Москвы. С тех пор как в столице начали внедрять Московскую электронную школу, в классах обычные доски начали заменять на компьютеры. По мнению новаторов, «интерактивные панели» расширяют возможности подачи материала и делают уроки интереснее. Однако многие родители обеспокоены – дети жалуются на усталость глаз и теряют зрение. Что не так с электронными досками – разбирался «МИР 24».

«От досок болят глаза и голова»

«У меня трое детей, все были со стопроцентным зрением. Я строго ограничиваю всю электронику дома до одного часа в день. Но за прошлый год все трое начали жаловаться на резь в глазах, головную боль, головокружение. Я только и делаю, что к окулисту с ними записываюсь, – рассказывает Татьяна Трофимова. – И в нашем случае никаких нагрузок на глаза, кроме электронных досок, не добавилось – это точно. Я серьезно подумываю искать для них другую школу, без интерактивных досок. Но, во-первых, они очень любят свою школу. А во-вторых, сейчас досками в нашем районе не оснащены, похоже, только маленькие, негосударственные школы. Получается, что за отсутствие досок нужно еще и платить! В прошлом году всем классом ходили к директору, чтобы он повлиял на учителей и вынудил их соблюдать СанПиНы. По нормам дети должны работать с этими досками по 20 минут, не более. Но они вообще не выключаются. К тому же они мерцают. Я просто на родительском собрании посидела в классе, где была включена доска, и пришла домой с больной головой и раздражением глаз. Это притом, что в силу профессии  я иногда провожу перед монитором компьютера по 12 часов в день. У моих сыновей после школы все время красные глаза, хотя до появления этих досок ничего подобного не было.  Директор ничего не предпринял».

«У моего ребенка глаза и голова от них болят, – говорит Любовь Воронцова. – Я однозначно против этих досок, но их же уже поставили, и учителей заставили переучиваться. Кто же теперь позволит их снять, даже если родители все об этом попросят!»

«Кто-то проводил исследования о воздействии интерактивных досок на организм ребенка, на его психику? – задается вопросом участница интернет-сообщества «Родительский комитет России» Алеся Краснова. – А есть ли у этих досок санитарно-эпидемиологическое заключение об их безопасности? Мне не встречалось. Сама сидела на уроке у ребенка, очень устали глаза от доски. По СанПиНу на уроке в начальной школе такая доска должна использоваться не более 5 минут, а после необходимо провести гимнастику для глаз. На практике доска все время включена (попросту это не удобно – включать и выключать ее на пять минут) и никаких физкультминуток».

«У нас в школе отменные доски, все четко, мерцания не заметны невооруженным глазом. Мой ребенок носит очки и с первого класса работает с этими досками на уроках, жалоб на усталость и боль в глазах ни разу не было. Наверное, важную роль играет качество электронных досок, которые закупают для школ», – считает другой участник родительской группы Александр. «Видела электронную доску хорошего качества и так себе. Тут и понятно, где сэкономили на детях. Доски хорошего качества не мерцают, картинки ясные и яркие»,  – подтверждает Роза Танаканян. «Меня не устраивает качество изображения, оно очень бледное. Даже мне со здоровыми глазами ничего там не видно. А мой ребенок носит очки и с первой парты тоже ничего не видит», – отмечает Наталья Королева.

«Страшилка» или реальный риск? Чем опасны электронные доскиФото: Imago/TASS

Постепенное внедрение МЭШ в столице началось в 2017 году, когда во всех школах ввели единый электронный журнал и дневник. К концу 2018-го школы оборудовали «инфраструктурой проекта»: в классах появились точки Wi-Fi, обычные доски без обсуждения с учителями и родительским комитетом заменили на моноблоки («интерактивные панели»). Жалоб вроде приведенных выше можно услышать бесчисленное множество: родители пишут петиции, ходят к директорам, но редко добиваются возвращения меловой доски. Качество же поступающей в школы техники, судя по отзывам, разнится. Некоторые родители из регионов, куда тоже дошла МЭШ, утверждают, что на доски скидывались «всем классом». В розничной продаже стоимость интерактивной доски для школы начинается от 20 тысяч рублей и доходит до полумиллиона.

Мнение офтальмолога

«Все исследования, которые провели по поводу нововведений в школьном обучающем процессе, в основном ангажированы самими производителями, – говорит доктор медицинских наук, известный в медицинской среде детский офтальмолог Игорь Азнаурян. – Независимых исследований о влиянии интерактивных досок на зрение ребенка, да и даже на качество учебного процесса, не проводилось. Поэтому говорить с точки зрения доказательного исследования я не могу. Что касается моих личных мыслей на этот счет, интерактивная доска ничем не хуже меловой, даже лучше, поскольку обычные доски могут сильно бликовать, мел иногда плохо пишет и так далее».

По словам медика, главная проблема зрения современных школьников – близорукость. «Как и во всех странах мира, которые начали внедрять компьютерные технологии в обучающий процесс, у нас тоже скакнула заболеваемость по близорукости. Близорукость не такое страшное заболевание, сегодня она замечательно лечится, но можно говорить о широким распространении заболеваемости. От этого никогда не уйти, если дети постоянно имеют дело с гаджетами», – отмечает профессор.

«Нужно пересмотреть все стандарты по школе, начиная с освещаемости и заканчивая исследованиями, как должен проходить обучающий процесс с использованием тех достижений технологий, которые существуют в наше время. Пока этого не делается, родителям совет: пусть дети используют телефоны как телефоны, а не как средство остальных видов коммуникации. Второе – вместо телефонов для любых целей лучше использовать большие стационарные экраны, например, ноутбуки. Сидеть долго перед экраном нельзя – можно один час в день поиграть в игрушки, и все. Если вы воспользуетесь этими советами, я уверен, что вероятность заболевания близорукостью снизится. Особенно это касается семей, где имеется наследственная предрасположенность, где мама или папа близорукие».

На сайте мэрии в разделе о МЭШ на вопрос: «Не вредят ли гаджеты здоровью детей» – отвечают, что «техническое обеспечение школ полностью соответствует требованиям СанПиН. В интерактивных панелях используются немерцающие ЖК-дисплеи без вредных излучений. Яркие экраны позволяют проводить уроки при нормальном освещении, не требуя затемнения в классе». Помимо того, предоставляется экспертное заключение Федерального бюджетного учреждения здравоохранения Центр гигиены и эпидемиологии в Владимирской области от 20.03.2018. Документ касается двух моделей ПК (моноблоков) производства Irbis Hong Kong Limited. В заключении указывается, что по результатам экспертизы модели соответствуют «требованиям главы II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 г. №299 (раздел 7) и могут применяться в качестве компьютерной техники, в том числе в школьных учреждениях при условии выполнения требований безопасности в соответствии с технической документацией».

Читайте также:  Польза алкоголя на организм человека в малых дозах

Белый фон и минимум текста – в чем же смысл?

В 2016 году Минздрав и Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова выпустили учебно-методическое пособие «Гигиенические требования к использованию в школе интерактивных образовательных технологий». «Достаточно часто можно слышать жалобы учителей и учащихся на зрительной дискомфорт, головные боли после работы с интерактивной доской, – пишут авторы. – Как правило, это связано с плохим качеством самой доски, но чаще с неправильным размещением интерактивного оборудования, отсутствием грамотного представления о том, какие требования необходимо соблюдать при подготовке экранной информации». Далее на 22 страницах подробно описываются правила использования электронных досок, технические характеристики экранов и проекторов, требования к оформлению презентаций. Причем указывается, что при нарушении каких-либо условий, например, если в классе установлен неподходящий проектор или даже учитель использует в презентациях не те цвета, техническое новшество действительно приведет к головным болям, ухудшению зрения детей и учителей.

Так, расстояние от доски до первой парты должно быть не менее 240 сантиметров, экран должен быть матовым. «Восприятие информации со светящегося экрана всегда более утомительно, чем с меловой доски хорошего качества», – констатируется в пособии. Затем авторы рекомендуют учителям выводить на экран минимальное количество текста и поменьше анимационных эффектов: «Чем крупнее шрифт и объекты на слайде, тем лучше. Если нет необходимости, то и текста на слайдах вообще должно быть как можно меньше. Неправильно подобранные цвета текста и фона способны дать эффект, прямо противоположный ожидаемому, – ребенку будет сложно усвоить материал, разобраться в его структуре, сосредоточиться на главном. Может даже появиться физическое недомогание: устанут глаза или появится головная боль».

Самым оптимальным вариантом фона авторы называют белый цвет: «Не зря до сих пор мы читаем книги, в том числе и учебники, напечатанные на белой бумаге. Не должно быть пестроты на слайде: не более 3-4 цветов, причѐм обязательно сочетаемых друг с другом. Кроме того, стоит избегать размещения текста одновременно на двух контрастных тонах, иначе чтение текста будет затруднено. Рисунки не должны прерывать текст». 

«Страшилка» или реальный риск? Чем опасны электронные доскиФото: Шарифулин Валерий/ТАСС

По данным авторов, в России нарушения зрения у детей относятся к числу наиболее важных медикосоциальных проблем современного общества: «по данным обращаемости за медицинской помощью по РФ это 10,1-14,7 тыс. на 100 тыс. соответствующего населения, что превышает показатели среди взрослых и имеет тенденцию к росту». Исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ НЦЗД показывают, что у школьников выявлено стремительное увеличение от 1-го к 11-му классу распространенности миопии (близорукости) слабой степени. Причем темп прироста этого показателя у девочек вдвое выше, чем у мальчиков. Более чем у половины школьников с миопией ежегодно зрение ухудшается на 0,5 диоптрия и более. Причиной называется резкое увеличение объема зрительно-напряженной работы, связанной с применением электронных средств отображения, как в школе, так и дома.

Как долго может быть включена доска

Нормы, касающиеся того, сколько времени может быть включена электронная доска на уроке в школе, 15.01.2016 опубликовал Роспотребнадзор. Речь идет об изменениях в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания общеобразовательных организациях» от 24 ноября 2015 года:

«Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1-2 класса – не более 20 минут, для учащихся 3-4 класса – не более 25 минут, для учащихся 5-6 класса – не более 30 минут, для учащихся 7-11 класса – 35 минут. Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1-4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах – 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2 классах составляет не более 25 минут, 3-4 классах и старше – не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж)».

Специалисты признают, что и чтение с экрана планшета значительно сильнее напрягает глаза, чем бумажный учебник. Выходом из положения называют соблюдение гигиенических регламентов работы с инструментами МЭШ, чередование работы перед экраном с перерывами для отдыха глаз, физкультминутки.

Читайте также:  Витамины фруктах в чем польза

20 февраля 2019 года стало известно, что Минпросвещения проведет в регионах научные исследования в сфере дошкольного и школьного образования в рамках реализации четырех проектов, в том числе «Психофизиологическое и физиолого-гигиеническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития» и «Анализ и систематизация научных подходов и существующей практики дошкольного образования детей младенческого и раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет) с дальнейшим проектированием образовательных программ и психолого-педагогическими основаниями оснащения дошкольных образовательных организаций материалами и оборудованием для реализации образовательных программ дошкольного образования».

Интерактивная доска польза или вредИнтерактивная доска польза или вредИнтерактивная доска польза или вредИнтерактивная доска польза или вредИнтерактивная доска польза или вред

Источник

ВОПРОС:

Мой ребенок учится в 6 классе. С сентября в школе введены электронные доски. У ребенка очки -4.25, по показаниям врача сидит на первой парте. Ограничение по телевизору и электронным носителям – 1 час в день! После уроков с использованием электронных досок у ребенка болят глаза! Я боюсь, что если дальше учителя будут использовать электронные доски, дети будут оканчивать школу инвалидами по зрению – в классе уже плохое зрение у большинства. В связи с этим есть вопросы: 1. Где можно найти сертификаты на электронные доски? 2. Какие временные ограничения по использованию электронных досок на уроках? 3. На каком расстоянии должны сидеть дети от электронной доски? По сути новая электронная доска является телевизором, а безопасное для глаз расстояние до телевизора специально рассчитывается. 4. Предусмотрена ли доска для работы с детьми, имеющими проблемы со зрением? Сейчас таких школьников большинство.

Буду благодарна за оперативный ответ и за предоставление подробной информации об электронных досках и их сертификации относительно детей, имеющих проблемы со зрением. Давайте не будем калечить детей! Справки от врачей относительно ограничения просмотра электронных носителей имеются.

ОТВЕТ:

  1. Где можно найти сертификаты на электронные доски?

Согласно действующему законодательству РФ ЖК мониторы и панели, плазменные и ЖК телевизоры подлежат обязательной сертификации в рамках технического регламента таможенного союза ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования».

При сертификации изделия проверяют по следующим параметрам:

  • соблюдение требований к оформлению технической документации на сертифицируемые мониторы и телевизоры включая руководство по эксплуатации маркировку и паспорт изделия требованиям ТР ТС 004/2011;
  • соблюдение сертифицируемыми мониторами и телевизорами требований по защите человека при нормальной эксплуатации от поражения электрическим током;
  • Соблюдение сертифицируемыми мониторами и телевизорами требованиям по прочности изоляции и предохранительным цепям;
  • Соблюдение сертифицируемыми мониторами и телевизорами требованиям механической и коммутационной стойкости.

Методики испытания разрабатываются на сертифицируемые изделия в соответствии с приложением к ТР ТС 004/2011 утвержденным комиссией таможенного союза.

Дополнительно к требованиям ТР ТС 004/2011 мониторы и телевизоры проверяются на соответствие требованиям технического регламента таможенного союза ТР ТС 020/2011 Электромагнитная совместимость технических средств.

Документы о сертификации предоставлены государственному заказчику вместе с поставляемым товаром.

Поставляемые Департаментом информационных технологий в общеобразовательные учреждения интерактивные панели выпускаются ведущими мировыми производителями, относятся к профессиональному классу оборудования, соответствующему жестким требованиям мировых стандартов, в том числе TÜV (осуществляющему сертификацию продукции для поставок в страны Европейского Союза и США) и имеют указанную сертификацию.

  1. Какие временные ограничения по использованию электронных досок на уроках?

Согласно п. 10.18 СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях” (далее – СанПин):

  • Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроке в 1-4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах – 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроке в 1-2 классах составляет не более 25 минут, 3-4 классах и старше – не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж).
  • Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроке составляет: для учащихся 1-2-х классов – не более 20 минут, для учащихся 3-4 классов – не более 25 минут, для учащихся 5-6 классов – не более 30 минут, для учащихся 7-11 классов – 35 минут.

Стоит отметить, что приведенные в СанПиН по интерактивным доскам нормы относятся, прежде всего к проекционным технологиям, а не к поставляемым интерактивным панелям, которые по своей сути представляют собой жидкокристаллический дисплей.

Кроме того, Приказом Минобрнауки России от 30 марта 2016 г. № 336, интерактивные панели включены в перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях».

Дополнительно Департаментом информационных технологий был изучен мировой опыт и практика применения электронных досок в учебном процессе, в частности вопрос влияния просмотра телевизора на зрение школьников.

Исследования, проведенные Американской ассоциацией оптометрии (AOA) не выявили прямой связи между нарушениями зрения у детей и использованием электронных досок и компьютерного оборудования в образовательном процессе. Специалисты отмечают, что наблюдаемое за последние годы ухудшение зрения у детей в большей степени связано с длительным использованием смартфонов и других подобных устройств, имеющих достаточно маленький экран и соответственно использующих мелкие шрифты, что заставляет детей напрягать зрение при чтении.

Читайте также:  Корень имбиря какая польза от него

В исследовании, проведенном в Индии с участием 1265 школьников в возрасте от 6 до 15 лет, результаты которого опубликованы в специализированном интернет издании по превентивной медицине (Effect Of Television Watching On Vision Of School Children. S. Seema, , K. Minakshi, G. Manish. The Internet Journal of Preventive Medicine. 2011 Volume 2 Number 1), авторами которого являются специалисты исследовательских институтов в области офтальмологии, показал, что оптимальными условиями для просмотра телевизора в процессе обучения являются:

  • соблюдение нормального уровня освещения (не рекомендуется затемнения помещения);
  • рекомендуется 5-10 минутный перерыв после каждых 30 минут просмотра. Критическое время непрерывного просмотра составляет 1 час (аналогичные рекомендации предоставляются и производителями оборудования).

К вредным факторам, оказывающим влияние на зрение и ограничивающим длительное использование электронных досок относятся: высокая яркость, мерцание экрана, электромагнитное и вредное коротковолновое синее и фиолетовое световое излучение. Данные факторы также учитывались при принятии решения в пользу жидкокристаллической, а не проекционной технологии.

Если говорить о распространенной проекционной технологии: исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук (результаты опубликованы в журнале «Директор школы» №4, 2010 год. «Безопасное использование интерактивных досок») показали, что учащиеся постоянно жаловались на утомление по окончании урока с использованием доски, 31,7% учителей «иногда» отмечают у своих воспитанников симптомы зрительного утомления (боли в области глаз). Среди факторов, связанных с использованием интерактивной доски и способных оказать негативное влияние на самочувствие и состояние здоровья учащихся, 58,3% респондентов называют яркий световой поток от видеопроектора, 14,1% указывают на возможное влияние электромагнитных излучений.

Поставляемые Департаментом информационных технологий в общеобразовательные учреждения интерактивные панели используют жидкокристаллическую технологию. Для данной технологии характерны высокое разрешение, обеспечивающее высокое качество изображения, наиболее близкое к бумажному носителю, отсутствие теней и дефектов изображения (в том числе световых пятен), обусловленные самой технологией формирования изображения.

Немаловажным фактором является яркость экрана: согласно ГОСТ Р ИСО 9241-303-2012 (Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 303. Требования к электронным видеодисплеям, раздел 5.2.4, часть 3) для длительного просмотра в рабочих условиях целью является гармонизация экрана видеодисплея и окружающих его предметов быта с освещением внешней среды.

Применяемые жидкокристаллические дисплеи имеют яркость, соизмеримую с уровнем освещения в классах 300 – 500 лк. При этом, жидкокристаллические дисплеи могут быть настроены под уровень освещенности в классе и не требуют затемнения во избежание излишней нагрузки на зрение.

Для поставляемых в общеобразовательные учреждения интерактивных панелей, в отличие от проекционных технологий и бытовых телевизоров, характерно нормируемое TÜV отсутствие вышеупомянутых вредных факторов – мерцания, избыточного коротковолнового синего и фиолетового светового излучения видимого спектра высокой мощности, а также электромагнитного излучения.

В независимости от используемой технологии, с учетом требований СанПиН должна обеспечиваться оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, проводиться физкультминутки, офтальмотренаж. Аналогично, необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности – чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.

  1. На каком расстоянии должны сидеть дети от электронной доски? По сути новая электронная доска является телевизором, а безопасное для глаз расстояние до телевизора специально рассчитывается.

Согласно п. 5.6 СанПиН, при оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие расстояния в сантиметрах:

  • от первой парты до учебной доски – не менее 240;
  • наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860;
  • расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели – не менее 300.

При этом СанПиН не конкретизирует тип учебной доски для которого применимы указанные параметры.

Оптимальные для зрения условия фактически не зависят от используемой технологии электронной доски и актуальны даже для обычной меловой доски. Минимизация нагрузки на глаза достигается правильным сочетанием размера доски и использования шрифтов достаточного размера, соответствующих эргономическим правилам, обусловленным особенностями человеческого зрения.

Согласно рекомендациям производителей оборудования, а также согласно вышеупомянутым исследованиям, рекомендуемое минимальное безопасное расстояние до экрана при длительном просмотре – 150 см.

В рекомендациях сектора радиокоммуникаций международного союза электросвязи МСЭ-R (МСЭ-R BT.2022, BT.1769) параметрам поставляемых интерактивных панелей соответствуют расстояния комфортного просмотра от 1,6 высот экрана (минимум) до 5 – 6 (максимум), что соответствует 1,6 – 6 метрам.

  1. Предусмотрена ли доска для работы с детьми, имеющими проблемы со зрением?

Производителями интерактивных панелей не выпускается каких либо специализированных решений для работы с детьми, имеющими проблемы со зрением.

Приспособленность интерактивных панелей для детей, имеющих проблемы со зрением, может достигаться, в первую очередь, адаптацией образовательного контента – использованием крупных шрифтов, сочетаний цветов, контраста между текстом и фоном, что актуально и для детей, не имеющих проблем со зрением.

Согласно п. 5.5. СанПиН, детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Также, согласно п. 10.17 с целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

Источник