Интегрированные уроки по математике польза

Слайд 1

Роль интегрированных уроков в обучении математике Выполнила Капустина Светлана Анатольевна, учитель математики МОУ СОШ № 10 г. Рыбинск

Слайд 2

Интегрированный урок- учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов. Основная цель: формирование у учащихся единой научной картины мира, целостного представления о нём, гуманистического мировоззрения и диалектического мышления. Интегрированный урок – одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и математика. Напротив, по своей сути, школьный предмет математика является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни

Слайд 3

Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Слайд 4

Интеграция

Слайд 5

Наша древняя столица. Математическая тема: действия с десятичными дробями. 1 . Кремль, построенный при Юрии Долгоруком, имел площадь 9 га, а при Иване Калите – на 10,9 га больше. Вычислите площадь Кремля, возведённого при Иване Калите. 2. Белокаменный Кремль, возведённый при Дмитрии Донском, имел стены длиной 1,979 км. Современный Кремль имеет стены на 0,256 км длиннее. Вычислите длину стен современного Кремля. 3. Спасская башня и её стрельница в плане являются квадратами со сторонами соответственно 14,2 и 13,46 м. Вычислите площадь башни и её стрельницы. Урок сопровождается иллюстрациями с достопримечате льностями Москвы.

Слайд 6

Математика + музыка. Тема: «Доли и дроби. Длительность звуков». Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Доли. Обыкновенные дроби», установление связи математики с музыкой. Оборудование: доска, проектор, синтезатор, цветные таблицы соответствия длительностей и дробей, слайды. « Музыка есть арифметические упражнения души, которые исчисляют себя, не зная об этом» Лейбниц. Учащиеся с помощью наводящих вопросов учителей музыки и математики и таблицы устанавливают связь между длительностью звучания нот и дробями. Итог урока : математическому анализу подлежат не только длительность звуков и размер, о чём мы говорили сегодня, а также тембр, лад, гармония. Английский математик Сильвестр называл музыку математикой чувств, а математику– музыкой разума.

Слайд 7

Тема: «Арифметические действия с положительными и отрицательными числами» Цель: закрепить навыки выполнения действий с положительными и отрицательными числами с использованием основных правил стихосложения. Софья Васильевна Ковалевская говорила о математике так «Нельзя быть математиком, не будучи в тоже время поэтом в душе» Класс разделён на три группы. Каждая группа получает рифмованные правила из курса математики. Противоположные числа. « Плюс пять и минус пять Всем нам нужно отличать. Они совсем не сложные , А противоположные». О чём это стихотворение? Есть ли ритм? Определите вид рифмы? ( Парная)

Слайд 8

Математика + химия, 9 класс Решение задач по теме « Смеси, растворы, сплавы» Цель урока : рассмотреть алгоритм решения задач на сплавы, смеси и растворы: познакомиться с приёмами решения задач в математике и химии, рассмотреть биологическое значение воды как универсального растворителя, изучить виды сплавов, рассмотреть их практическое значение. Сообщение « Сплавы, используемые в изготовлении монет» Задача. Определите содержание олова в сплаве, полученном при сплавлении 300г 20% сплава и 200г 40% сплава. Сообщение ученика «Растворы на кухне и в домашней аптечке». Задача. При смешивании 40% раствора соли с 10% раствором получили 800г раствора с концентрацией соли 21,25%. Сколько граммов каждого раствора было для этого взято?

Слайд 9

Тема: « Линейная функция и механическое движение»

Слайд 10

Математика + физика, 11 класс. Тема: «Применение производной к решению задач» Цель урока : сформировать представление о приложениях производной в математике и физике. Повторить : – определение сложной функции; – производной сложной функции; – понятие второй производной; — в чём состоит физический смысл первой и второй производных. Класс делится на группы, каждая из которых представляет собой сотрудников НИИ и получает конкретное задание с последующим обсуждением на заседании учёного совета. № 1 Конденсатору идеального колебательного контура с ёмкостью 2 мкФ и индуктивностью 3 мГн сообщён заряд. Через какое минимальное время после этого энергия электрического поля будет равна энергии магнитного поля?

Слайд 11

Постановка проблемы Одной из важнейших проблем, на мой взгляд, является заметное снижение интереса учащихся к обучению, что во многом обусловлено сложностью программ. К тому же, вызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих учебников для общеобразовательных школ, в которых недостаточно рассматривается практическая направленность математики.

Слайд 12

П ринципы интегрированного обучения Синтезированность знаний. Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления. Углублённость изучения. Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.

Слайд 13

Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы. Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения. Альтернативность решения. Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления.

Слайд 14

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия : В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим. Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.

Читайте также:  Польза спортивного питания для девушки

Слайд 15

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями: предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала; логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; Большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке

Слайд 16

Преимущества интеграции на уроке 1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. 2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Слайд 17

3. – Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. – Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. – Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

Слайд 18

4 . Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Слайд 19

Результаты интегрированного обучения и его значение 1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся; 2) даёт возможность широкого применения учащимися научного метода познания; 3) формирует комплексный подход к учебным предметам; 4) повышает качество знаний учащихся; 5) повышает и развивает интерес учащихся к математике.

Слайд 20

Перспективы развития интегрированного обучения Практика работы показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению. Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый уровень ее развития.

Источник

                                                           Выступление на заседании ГМО учителей

                                  биологии и химии 07.02.12

Интегрированные уроки, их роль в образовательном процессе

              Одной из главных задач образования является подготовка ребёнка к современной жизни. И подготовка эта происходит через формирование у него необходимых компетенций. 0дним из способов их формирования является интеграция учебных дисциплин.

              Интеграция оживляет образовательный процесс, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует мышление на будущее. Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир,  пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов.

             Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения. Учителя обычно испытывают затруднение в реализации на практике принципа взаимосвязи предметов естественнонаучного и общественно-гуманитарного циклов. Основная причина – отсутствие достаточного количества методических рекомендаций в конкретных учебных темах и курсах.            

            Самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе – интегрированные уроки. Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно учителями двух или нескольких смежных предметов. Особенно важно продумывать методику проведения урока. Заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Сроки изучения различных аспектов комплексной проблемы в смежных дисциплинах должны предшествовать обобщению, тогда не будет нарушена логика изучения каждого отдельного предмета. Поэтому уроки целесообразно проводить после усвоения учащимися большого раздела курса или в конце учебного года. Доля участия каждого учителя зависит от содержания материала, но приблизительно должно быть равной, хотя один из учителей (в зависимости от предмета) выбирается ведущим.

           Часто таким урокам предшествует организация опережающих домашних заданий, которые предлагается отдельным  ученикам по одному из предметов или всему классу в целом. Домашние задания на этих уроках имеют свою особенность: они задаются сразу по двум или нескольким учебным предметам.

           Оценка деятельности специфична: если ученик дает ответ по одному предмету, ему ставится оценка по данному предмету; Если по двум дисциплинам или если он обобщал знания из смежных предметов, то оценка выставляется по этим предметам.

           Опираясь на опыт других педагогов, и используя свой собственный, в данной работе я пыталась сформулировать цели и задачи интегрированных уроков, рассмотреть их виды, остановилась на методике их проведения, а также предложила варианты  интегрированных уроков биологии и физики ” Функция глаза. Гигиена зрения”, внеклассного мероприятия «Крестики и нолики», «Внутренняя среда организма. Гомеостаз», «Световые явления в природе».

           Цели и задачи интегрированных уроков.

          Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в них. Общеобразовательный характер школьного обучения также направлен на обеспечение элементарной образованности и воспитанности у выпускников школ независимо от будущей трудовой деятельности.

Читайте также:  Красный рис польза или вред

           Интегрированным урокам присущи значительные возможности. Именно здесь учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую. Это в свою очередь стимулирует аналитическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности.

           Благодаря всему этому достигается целостное восприятие действительности, как необходимая предпосылка естественнонаучного мировоззрения.  Именно на этих уроках в большей мере происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной. Преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, интеграция дает возможность высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. Важную роль в процессе обучения и воспитания школьников играют естественнонаучные дисциплины.

              Одним из критериев выпускника школы является высокий уровень знаний, который включает в себя достаточный уровень базовых знаний для продолжения образования. Чтобы выпускник соответствовал этим требованиям, в курсе средней школы учащимся необходимо заложить основы целостного подхода к изучению процессов, происходящих в окружающем мире. Современная картина мира не носит целостного характера: отображение реальности естественных наук не сливаются в единый образ с теми, которые дают общественные науки. Кроме того, современное биологическое образование уже с шестого класса начинает рассматривать биологические проблемы, требующие знаний по физике, биология перекрывается с химией при исследовании закономерностей химического взаимодействия в живых системах и т. д. Поэтому интеграция дисциплин естественно-научного цикла способствует комплексному изучению и формированию у учащихся знаний об изучаемых биологических процессов.

              Интегрированные уроки построены таким образом, что бы обеспечить реализацию дифференцированного подхода к получению знаний учащихся. Для разных категорий учеников в зависимости от их способностей предлагаются разные методы усвоения знаний: от анализа изучаемых процессов до пересказа полученной информации. Кроме того, изучение биологических процессов носит не только описательный, но и поисковый характер. Поставленные перед учениками проблемы требуют использования знаний, полученных в курсе химии и др. наук. Следовательно, изучаемые проблемы рассматриваются с разных точек зрения.

              Таким образом, в ходе проведения интегрированных уроков решаются задачи:

  • развития умения обобщать,
  • синтезировать знания из смежных учебных предметов,
  • обеспечивается преемственность знаний их формирование на более высоком продуктивном уровне

 Интегрированный урок, как форма учебного занятия.

     Чем же отличается интегрированный урок от обычной формы урока? Сравнительный анализ показывает, что отличие, прежде всего, состоит в специфике учебного материала, на нём рассматриваемого или изучаемого. Чаще всего предметом анализа на таком уроке выступают разноплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных предметах. Традиционный путь обучения  следующий:

содержание учебного материала —> + опора на научную информацию других учебных предметов —> опора на раннее изученное —> межпредметные связи = единство материального мира.

                      Основная часть интегрированного урока наиболее вариативна, т.к. включает в себя разнообразное содержание изучаемых объектов, которые требуют разных методов обучения и организации познавательной деятельности учащихся. Интегрированным урокам присущ значительный потенциал, который реализуется при следующих дидактических условиях:

     а) правильное вычисление междисциплинарного объекта изучения, он должен быть актуальным и проблемным, содержать естественную межпредметную связь;

    б) тесное сотрудничество учителей при подготовке урока;

    в) руководство работой учащихся, готовящихся выступать на интегрированном уроке;

    г) на всех этапах урока активизация мыслительной деятельности и обязательное использование приёмов обратной связи.

    д) обеспечение преемственности между каждой частью урока на основе общего подхода.

                   Учитель должен хорошо знать психологический климат, возрастные особенности, возможности класса. Это позволит ему решить, какими приемами и методами можно осуществить межпредметные связи.

               Интеграция – это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного или для ускорения процесса обучения, или для закрепления знаний, умений и навыков.

                 Интеграция – средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Межпредметные связи можно успешно использовать для дополнения, подтверждения или восполнения знаний учащихся в родственных предметах.

                 Структура интегрированных уроков требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счет компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, а, кроме того, подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала.

Читайте также:  Польза и вред сыроедения для человека

 Вот наиболее общая классификация интегрированных уроков  по способу их организации:

 -конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;

 -конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;

 -создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.

 Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.        

Обобщая, можно выделить следующие варианты функционирования учебного процесса на интегративной основе.   Интегрированный курс формируется из содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом содержание одного предмета не превышает содержание другого; обе научные дисциплины выступают на паритетных началах. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области.

Варианты интегрированных уроков.

          Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно синтегрировать не только  два, но и три и даже несколько предметов на одном или нескольких уроках.

  • Интегрированные уроки бывают целостными и фрагментарными. Интеграцию на весь урок удаётся организовать редко. Они более интересны, т.к. не каждый день на уроке присутствуют два учителя одновременно, помогает решить большее количество задач, применить разные методы и формы обучения. Фрагментарные уроки позволяют рассмотреть небольшой круг вопросов. Интегрированные уроки можно сделать между разными  учебными дисциплинами, которые, на первый взгляд, кажутся несовместимыми. Например, биология и физика. На этих уроках формируются следующие компетенции:
  • Ценностно-смысловые (понимание цели урока, важности изучаемой темы);
  • Информационные (работа с компьютером, умение самостоятельно подбирать необходимый материал);
  • Коммуникативные (умение работать в группах, выслушивать, общаться, лояльно относиться к людям с другой точкой зрения).

    После  проведения таких уроков мы, как правило, анализируем их с учащимися, и сделали определенный вывод: ребятам такие уроки нравятся, поэтому они нужны. Эти уроки имеют свои  ценности и проблемы в организации проведения:

  формируют целостное мировоззрение;    

  дают возможность самосовершенствования;

 актуализирует имеющиеся знания;

 применение знаний в новых ситуациях.

У нас с учителем физики Кабановой Л. А давно было задумано провести интегрированный урок. Используя образовательные стандарты по биологии и физике, нам удалось спланировать обобщающий урок по теме “Движение крови по сосудам” в восьмом классе. Проведен он был как обобщающий в конце года по календарно-тематическому планированию. Детям заранее объявили тему урока, предложили сделать презентации по темам: «Строение кровеносных сосудов», «Изменение давления и скорости движения жидкости в трубах разного сечения», «Устройство шлюзов», одновременно с изучением нового программного материала, при подготовке к урокам учащимся было предложено самостоятельно рассмотреть и осветить ряд вопросов отражающих современное представление науки об изучаемых процессах.

Заключение.

Таким образом, интеграция обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

 Интеграция – средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему.

Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

 Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования.

 В планах на будущее привлечь к созданию таких уроков учителя химии, например, создать интегрированный урок на тему «Газообмен в легких и тканях. Диффузия в газах и жидкостях», «Движение крови по сосудам. Кровообращение» и т. д.

     Хочу предложить на ваше обозрение интегрированные уроки (физика и биология) в виде презентации «Внутренняя среда организма. Гомеостаз» (8 класс), «Световые явления в природе» (10 класс) которые у нас с учителем физики находится в процессе разработки. Сразу хочется отметить, что наверняка нет такого учителя, который бы не усмотрел именно в этой теме интеграцию, но я осмелюсь продемонстрировать свой подход. Интерес мой ещё и в том, что так построенный урок может быть использован на различных образовательных ступенях (как это показано на первых слайдах) с учётом перехода на концентрическое обучение.

     А так же на этом уроке соблюдаются и основные требования к современному уроку: индивидуализация (ребёнок работает в своём темпе за компьютером), дифференциация (можно простроить уровни сложности), расширение ИКТ компетенций (учащийся отрабатывает навыки работы с компьютером, тестовыми программами, учебными CD, internet-ресурсы), создание ситуации успеха на уроке у каждого учащегося.

     При этом хочется отметить и необходимость личной ИКТ компетенции учителя, т.к. для полноценного использования урока, учитель должен сам уметь использовать указанные ресурсы.

     И последнее. Этот урок может быть адаптирован к разным техническим возможностям школы, если нет свободного класса, при не значительных поправках, можно использовать проектор. При отсутствии указанных тестовых сред, можно использовать любую тестирующую программу и составить тест самому.

Источник