Иностранных языков польза и вред
Иностранные языки: польза и вред.
Любая деятельность человека наряду с пользой приносит вред, т.е. это две вещи взаимозависимые. Рассмотрим всё это более подробно.
Начнём с вреда. Чтобы изучить иностранный язык необходимо затратить достаточно много времени, а иногда и средств. Свойства нашего мозга таковы, что чем интенсивнее его деятельность в каком-то одном направлении, тем меньше надо времени на освоение этой деятельностью, т.е. на приобретение умений и навыков. Так, например, чтобы научиться плавать, достаточно несколько дней провести у воды, из них часов 8-15 в воде, чтобы научиться не только держаться на воде, но с хорошей скоростью передвигаться там. А при хорошем тренере время понадобиться ещё меньше. Тоже самое происходит и с обучением езды на велосипеде, и с изучением иностранных языков. Занимаясь по одному часу в день, вы потратите годы на изучение одного иностранного языка до хорошего уровня, чтобы относительно свободно общаться с его носителями. А если при этом ещё делать пропуски в несколько дней, то эта задача вообще не решается. Поэтому изучая их в школе и вузах на протяжении полутора десятилетий, практически никто не владеет хотя бы одним не родным языком.
Эта проблема решается относительно просто, изучая иностранные языки на ускоренных курсах, специализирующихся именно на интенсивном методе.
А если эти технологии построены на знаниях работы нервной системы, т.е. нейрофизиологии, то качество скорость впечатляют. Например, чтобы подготовиться к сдачи ЕГЭ по английскому языку в школе с нулевого уровня знаний надо всего не более 70-100 часов занятий в течение одного трех недель или одного месяца (в зависимости от интенсивности).
Да и затратите вы средств не сотни тысяч рублей, только несколько десятков, да и то с гарантией.
Теперь о пользе.
Зная иностранные языки, мы преуспеваем в карьере, мы можем уехать в другую страну и чувствовать там как рыба в воде или просто получать удовольствие от того, что нам просто нравится этот язык и культура его носителей.
Изучение языков приносит огромную пользу для психики и развития мозга. Исследователи опубликовали свои результаты по изучению мозга, в которых отмечается рост объема серого вещества у тех, кто в течение определенного времени занимался углубленным изучением языка — причем чем больше усилий прилагал конкретный участник исследования, тем более заметно было увеличение объема серого вещества1.
Знающие не один язык отличаются способностями к многозадачности. Те, кто владеет несколькими языками, способны легче переключаться между задачами и умеют параллельно решать в уме несколько разных проблем2.
Вполне ожидаемым является, что молодежь лучше решает логические задачи, чем люди 45-50 лет и старше. Однако у билингвов разница между юными, зрелыми и пожилыми оказалась не столь ярко выраженной: как выяснилось, билингвы с возрастом лучше сохраняют умение одновременно решать сложные задачи. При этом исследователи отмечают, что языки желательно учить с детства.2
Языки улучшают память. Билингвы также лучше запоминают последовательность любых предметов и событий — что позволяет им, например, гораздо увереннее ориентироваться на знакомой местности, а также крепче удерживать в голове список дел, которые нужно сделать.3
У билингвов лучше способности к концентрации. Билингвы отличаются более сильным вниманием как к основной сути какого-либо важного явления, так и к его деталям. Например, они схватывают на лету суть взаимодействия между людьми в новом коллективе, в который они только что попали.4
1.J. Mårtensson et al. «Growth of language-related brain areas after foreign language learning». NeuroImage, 2012.
2. B. Goldet al. «Lifelong Bilingualism Maintains Neural Efficiency for Cognitive Control in Aging». The Journal of Neuroscience, 2013.
3. J. Morales et al. «Working memory development in monolingual and bilingual children». Journal of Experimental Child Psychology, 2013.
4. E. Bialystok, F. Craik «Cognitive and Linguistic Processing in the Bilingual Mind». International Journal of Bilingualism December, 2014.
В шведской Академии молодых переводчиков новобранцам преподают ускоренный курс сложных языков. И дело здесь не только в военной дисциплине: врачи обнаружили, что интенсивное освоение чужих наречий стимулирует рост гиппокампа и вызывает изменения в других структурах мозга. Известна и польза изучения языков для предотвращения болезни Альцгеймера.
В шведской академии молодых переводчиков новобранцам преподают ускоренный курс сложных языков. К примеру, молодым людям предлагают за 13 месяцев изучить арабский, русский язык или дари — язык афганских таджиков. И дело здесь не только в военной дисциплине: врачи обнаружили, что интенсивное освоение чужих наречий увеличивает объем некоторых структур мозга.
Новобранцам приходилось учить язык с утра до вечера, без выходных, в весьма напряженном темпе. Их ударный труд дал неожиданно впечатляющие результаты. Причем, как показал эксперимент, значение имела не просто активная интеллектуальная деятельность, а именно изучение чужих наречий. В качестве контрольной группы ученые использовали студентов медицинского Университета Умео. Медики, как известно, тоже старательно и помногу учатся, но предмет их зубрежки к иностранным языкам отношения не имел. Обе группы прошли МРТ до начала эксперимента и через три месяца активной учебы.
Читайте также:Какой язык мира самый сложный?
Результаты оказались удивительными: структура мозга контрольной группы осталась неизменной, а вот у студентов, которые осваивали незнакомый язык, определенные части мозга увеличились в размерах! В частности, ученые обнаружили у них “прирост” гиппокампа — глубинной структуры мозга, отвечающей за освоение новых знаний, ориентировку в пространстве и консолидации кратковременной памяти в долговременную.
“Мы были удивлены, когда увидели, что разные части мозга разработаны в различной степени в зависимости от того, насколько хорошо студенты выполняли задания и сколько усилий им пришлось для этого приложить”, — рассказал Йохан Мортенссон из Университета Лунда.
У группы студентов-переводчиков также обнаружились изменения в трех участках коры головного мозга. Студенты, у которых отмечался больший рост гиппокампа и верхней височной извилины, обладали лучшими языковыми навыками по сравнению с другими. А у самых старательных учащихся рост также наблюдался и в средней лобной извилине.
Ученые давно говорят о том, что изучение языков имеет практически чудодейственное влияние на мозг. Дело в том, что изучение незнакомых нам наречий и письменности заставляет “серое вещество” работать максимально интенсивно. К примеру, в 2010 году израильские исследователи выяснили, что чтение на арабском языке задействует оба полушария мозга. (Такого эффекта не дает чтение на английском или даже иврите, хотя последний тоже принадлежит к семитским языкам).
Причем любопытно, что так активно арабский язык задействует лишь мозг учащихся: детей, которые только учатся писать, и иностранцев, изучающих арабский язык во взрослом возрасте. У взрослых носителей языка при чтении активизируется одно лишь правое полушарие.
В 2004 году нейрофизиологи из Университетского колледжа в Лондоне при помощи магнитно-резонансной томографии обследовали 105 человек, 25 из которых владели только английским языком, 25 знали не только английский, но и еще один европейский язык, 33 были билингвами — владели вторым языком с детства, а 22 происходили из других европейских стран и знали не только свой родной язык, но и английский (в качестве иностранного).
Ученые обнаружили, что у всех испытуемых, которые владели двумя языками, была повышена плотность коры головного мозга в области нижней части теменной доли. Причем наиболее интенсивно эти изменения были выражены у тех участников исследования, которые говорили на двух языках с детства.
“Полученные нами данные свидетельствуют в первую очередь о том, что изучением иностранных языков надо заниматься еще в молодости, когда головной мозг наиболее пластичен, — заявила доктор Андреа Мечелли, ведущий автор исследования. — И чем дольше человек откладывает овладение вторым языком, тем меньше его шансы на успех”.
Замечательно, если у вас была возможность изучать второй язык в детстве или юности. Но несмотря на категоричное заявление ученой, изучение иностранных языков во взрослом и даже пожилом возрасте может принести немалую пользу.
Американские исследователи утверждают, что сотрудники фирм, владеющие иностранным языком, лучше справляются с интеллектуальными задачами, чем те, кто говорит лишь на родном языке. Двуязычные люди гораздо лучше фокусируются на важной информации и игнорируют не относящиеся к делу данные, в связи с чем показывают более высокие результаты в тестах на интеллектуальные способности и лучшие успехи в работе. К примеру, те, кто знает дополнительные языки, кроме родного, эффективнее расставляют приоритеты и могут успешно работать над более чем одним проектом одновременно.
Читайте также:Стресс лучше всего заболтать
“Основным когнитивным преимуществом двуязычных людей является способность заниматься несколькими делами одновременно”, — объясняют исследователи. Необходимость переключаться между двумя языками позволяет двуязычным людям постоянно упражнять свой мозг таким образом, как это не доводится делать тем, кто говорит лишь на одном языке.
Что касается преимуществ освоения заморских наречий в пожилом возрасте, исследования других групп ученых показали, что оно помогает защитить мозг от старения. У пожилых людей, владеющих иностранными языками, мозг работает лучше, чем у тех, кто говорит только на своем родном языке. Вероятность появление болезни Альцгеймера и других старческих проблем с памятью существенно ниже, чем у тех сверстников, кто говорит только на родном языке. Изучение иностранных языков — это своего рода тренировка для мозга, которая помогает сохранить ясность мысли и способность к обучению в любом возрасте. При этом уровень образования человека не играет практически никакой роли.
Читайте самое интересное в рубрике “Наука и техника”
Польза от изучения иностранного языка
Изучение иностранного языка способствует росту мозга, профилактике слабоумия, развитию памяти, улучшению внимания и многому другому.
«Знать другой язык, значит обрести вторую душу» – Карл Великий.
Некоторые люди думают, что знание иностранного языка создаст путаницу в голове или ещё какие-то неприятности. Об этом и упоминать достаточно абсурдно, не то, что воспринимать всерьёз. Конечно, были проведены определённые исследования, в ходе которых учёные якобы выяснили, что у людей, знающих несколько языков, есть проблемы со словарным запасом, и они медленнее соображают.
Но эти мифы и незначительные недочёты накрывает огромной волной пользы от изучения иностранного языка с психологической стороны. И эта польза состоит не только в том, чтобы научиться спросить дорогу или заказать кофе в ресторане.
1. Развитие мозга
Языковые центры мозга действительно растут в результате успешного изучения иностранного языка. Чем лучше человек учится, тем больше эти жизненно важные отделы мозга растут.
2. Предупреждение слабоумия
Знание иностранных языков помогает предупредить или отсрочить болезнь Альцгеймера у склонных к ней людей на срок от пяти лет. Кажется невероятным, но результаты исследований продолжают подтверждать эту гипотезу. Скажем даже так: изучение иностранного языка эффективнее действует при отсрочке болезни, чем любое лекарство.
3. Человек лучше слышит язык
Из-за того, что мозгу приходится прислушиваться к звукам неизвестного ему языка, он начинает работать эффективнее и улучшает навыки аудирования.
4. Становится легче воспринимать другие языки
Дети, которые росли в билингвальных семьях могут определять языки, ни разу их не слыша. Различая в детстве, например, испанский и каталонский языки, ребёнок может легко различить английский и французский.
5. Улучшение памяти
Дети, выросшие в билингвальной среде, обладают более крепкой памятью, чем их сверстники из одноязычной среды. Это значит, что дети лучше считают в уме, читают и хорошо выполняют другие умственные операции.
6. Помогает легче переключаться между операциями
Люди легче переключаются и быстрее реагируют в непредсказуемых ситуациях.
7. Увеличивается внимание
Двуязычные люди обладают большей концентрацией внимания и меньше реагируют на помехи.
8. Новый взгляд на вещи
Изучение нового языка может буквально изменить то, как человек смотрит на мир. Например, если англичанин изучает японский, у которого есть отдельные слова для голубого и синего (в английском есть только светло- и тёмно-синий), могут изменить его восприятие цветов.
9. Совершенствуется родной язык
Так как изучение иностранного языка обращает внимание человека на абстрактные правила и структуры языка, можно легко выучить эти правила и усовершенствовать родной язык. Как казал Джеффри Вилланс: «Вы никогда не поймёте родной язык, пока, по крайней мере, не освоите ещё два».
10. Постижение других культур
Культурное обогащение играет не последнюю роль при изучении иностранного языка. Оно помогает не только постигнуть новую культуру, но и посмотреть на свою культуру под другим углом.
Суммируя всё вышесказанное, можно легко согласиться, что человек, изучая новый язык, таки приобретает своеобразную «вторую душу». А вместе с ней ещё и набор полезных навыков.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Польза иностранных языков.
7 удивительных фактов
Обучение языку — это трудная работа. Неважно, какие методы вы используете, какой опыт изучения языков уже имеете, эта работа требует приверженности. Вы бы не стали этим заниматься, не имея сильной мотивации.
Конечно, мы знаем, что польза иностранных языков — умение читать книги, смотреть фильмы и общаться с носителями, но помимо этого, изучение языков открывает новые культуры, обостряет ум и вообще делает все вокруг вас потрясающим.
Вы может еще не знаете, что за последние пару десятилетий пытливые исследователи, пытаясь выяснить, какие последствия на мозг дает изучение языков, обнаружили несколько неожиданных эффектов.
Оказывается, изучение языков меняет вас так, что трудно себе представить, но вы не должны переживать — эти изменения к лучшему.
1. Двуязычные люди более стрессоустойчивы и миролюбивы.
Может вы еще не заметили, но ваша поступь стала веселее, улыбка стала более лучезарной и загадочной с тех пор, как вы начали грызть гранит науки, постигая иностранный язык. И это не просто новые туфли и зубная паста.
Оказывается, что билингвы более раскрепощены, с ними легче найти общий язык. Двуязычные дети менее озабочены, имеют более высокую самооценку, меньше страдают от одиночества и депрессии, меньше дерутся и реже злятся. Одним словом, они меньше подвержены стрессовым состояниям, чем их одноязычные товарищи.
Пока еще не ясно, почему второй язык вносит такие изменения, но ученые-исследователи полагают, что способность понимать и взаимодействовать с несколькими культурами может давать детям более широкую эмоциональную перспективу, что помогает им оставаться счастливыми и более сбалансированными. То же самое относится и к взрослым ученикам. Так что, если хотите поменьше споров с вашими детьми — запишите их в какую-нибудь лингвистическую группу.
2. Изучение языка меняет способ вашего видения других людей.
Если утка воспитывается в стае собак, будет ли она крякать или лаять?
Этот вопрос и подобные ему (например, будет ли английский ребенок, воспитываемый в испанской семье, говорить на английском или на испанском) задавались группе 5-6 летних детей в надежде понять детское представление о людской природе. Те дети, которые рассматривали природу людей как врожденное и неизменное, чаще говорили, что утка будет крякать, а те, кто полагал, что характер людей меняется в ответ на изменение окружающей среды, как правило, отвечали, что утка будет лаять.
Интересно, что именно знание второго языка определяет взгляд детей на приспособляемость людей к условиям окружающей среды. Одноязычные дети говорят, что утка будет крякать, двуязычные — лаять.
Правда, конечно, где-то посередине. Утка, конечно, никогда не будет лаять (и собаки, скорее всего, просто съедят эту утку на обед), а вот английские дети, принятые в испанскую семью, будут свободно говорить на испанском. А вот факт, что двуязычные дети могут совершенно иначе воспринимать человеческую природу, сам по себе является важным.
3. Второй язык расширяет границы вашего осознания себя
Согласно исследованиям, умение разговаривать на двух языках вызывает нечто подобное раздвоению личности, но в хорошем смысле. Оказалось, что билингвы могут быть слегка (а иногда и существенно) разными людьми, в зависимости от того, на каком языке они говорят.
Например, женщины, которые говорят на испанском и английском языках, как правило, считают себя более напористыми, экстравертами, когда они говорят на испанском, чем, когда на английском.
Одно из возможных объяснений этих личностных изменений в том, что людям приходится взаимодействовать с различными культурными ассоциациями, связанными с языками. Каждая культура имеет свой собственный набор ожиданий того, как люди будут действовать и выражать себя в разных ситуациях. Поэтому женщины, которые говорят по-испански чувствуют себя более напористыми, это является нормой в испанско-говорящей культуре.
4. Знание двух языков делает вас лучше в невербальных коммуникациях.
Умение говорить на нескольких языках позволяет общаться с большим количеством людей. Но оказывается, что обучение языкам делает вас лучшим коммуникатором в целом, в том числе в области невербального общения.
В одном исследовании была проверена способность детей общаться эффективно, принимая во внимание желания других людей, и обнаружили, что двуязычные дети, а также озноязычные дети, которые имели значительное воздействие на них других языков, были лучшими коммуникаторами и быстрее понимали намерения других людей.
Тот факт, что двуязычные дети — более эффективные коммуникаторы, согласуется с тем, что исследователи уже знают о коммуникативных навыках, а именно, что билингвы в большей степени опираются на невербальные коммуникации в их втором языке и поэтому хорошо развивают навыки невербального общения в целом. Но другое удивительное исследование выявило, что эти же закономерности играют роль в онлайн-общении билингвов.
В частности, билингвы, как правило, используют больше смайликов при общении в интернете на их втором языке, чем одноязычные, общающиеся на том же языке. Между тем, смайлики — компьютерный эквивалент невербальной коммуникации!
Скорее всего билингвы добавляют больше смайликов по той же причине, по которой они полагаются больше на невербальное общение в реальном разговоре — невербальные коммуникации помогают восполнить пробелы в языке, на котором они не так комфортно себя выражают. Как изучающие язык, мы можем найти утешение в том, что, хотя мы иногда и чувствуем, что ведем тяжелую борьбу, пытаясь выразить наши мысли на чужом языке, эта борьба в конечном счете делает нас лучше в вербальном и невербальном общении.
5. Двуязычность меняет восприятие мира
Скажите: какого цвета небо?
Если мы говорим по-английски и день солнечный, то ответ будет — небо голубое. Но все немного меняется, если мы переключаемся на другой язык.
В японском, например, светло-голубое и темно-голубое — это скорее разные цвета, чем вариации одного и того же цвета.
Японцы делают большее различие между двумя оттенками синего, чем англичане, а английско-японские билингвы находятся где-то в середине в зависимости от того, как часто они используют каждый из этих языков.
А люди из культур, в которых нет слов для синего, испытывают трудности, пытаясь увидеть разницу между синим и зеленым. С другой стороны, они могут легко различать тонкие оттенки зеленого, что для большинства англичан довольно нелегко.
Когда вы изучаете язык, вы в буквальном смысле овладеваете новым способом видения мира. Это касается не только цветовых различий, которые конкретны и относительно легко изучаются. Языки, на которых вы говорите, влияют на ваши мысли и представления во многих других отношениях. Таким образом, к списку причин учить иностранный язык можете добавить, что хотите «научиться думать и воспринимать реальность по-новому».
6. Мышление на неродном языке более рационально
Изучение языка это не круто. Знаете, что круто? Миллиард долларов.
А знаете, какой лучший способ получить миллиард долларов? Изучение языка. Как-то так.
Оказывается люди думают более рационально и делают лучшие финансовые решения, когда используют неродной язык. По сравнению с людьми, использующими родной язык, люди, работающие на втором языке, не так эмоциональны, имеют менее предвзятое мышление и способны находить лучшие долгосрочные стратегические решения.
Неизвестно почему, но использование менее комфортного языка заставляет вас думать более рационально. Возможно, что изучение языка взрослыми менее автоматично, оперирует с более рациональной частью мозга. Таким образом, эта часть мозга включается всякий раз, когда используется язык, приобретенный позднее («позднее» означает в любом возрасте после 12 лет).
Так что в свой список мотиваций для изучения языка можете добавить — стать вторым Марком Цукенбергом.
7. Изучение новых слов дает естественное удовлетворение.
Секс, наркотики, шоколад. Все эти вещи мозг очень-очень любит.
И ученые, которые знают, как получить удовольствие от всего, могут подключить вас к сканеру мозга, пока вы заняты одной из этих вещей, и увидят, что определенная часть вашего мозга, известная как центр удовольствия, светится, как ничто другое.
Есть и другие действия, которые также заставляют ваш мозг активироваться. Мозг любит азартные игры, на которые множество людей подсаживается вопреки здравому смыслу.
А для наших целей важно то, что мозг любит учить новые слова. Узнавание новых слов сравнимо с поеданием пропитанного сиропом шоколадного торта.
А поскольку изучение новых слов — это удовольствие, то в целом изучение языка можно рассматривать, будто целая шоколадная фабрика мистера Вонка в вашем распоряжении. Другими словами, может лучшей мотивацией для изучения языка будет факт, что это реально удовлетворяет.
Конечно, никто не собирается поощрять использование запрещенных веществ и азартные игры, но раз уж так устроен мозг — дайте ему удовольствие — изучайте новые языки!
source: www.fluentu.com