Информатика в начальной школе польза
ЗАЧЕМ ИНФОРМАТИКА НУЖНА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Сенгалиева Айгуль Темирхановна
Фёдоровская ОСОШ №1
От человека в современном мире, на самых различных рабочих местах и в самых разных жизненных ролях сегодня требуется не то, что сто, пятьдесят, или даже 25 лет назад. Требуется больше инициативы, самостоятельности, общей компетентности, а не конкретных знаний. Любые конкретный знания компетентный человек должен уметь находить и использовать с помощью современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Школа не может остаться в стороне от этого процесса. Уже в начальной школе мы должны обеспечить больший приоритет умению изложить свою мысль, по сравнению с отсутствием грязи в тетради, способности понять новую задачу, по сравнению с безошибочным перемножением трехзначных чисел. Сегодня этот сдвиг приоритетов школьного образования реален и необходим, и решающую роль в нем играют информационные и коммуникационные технологии.
Роль ИКТ в начальной школе – прежде всего повысить эффективность учебной деятельности по всем предметам, увеличить мотивацию. В большинстве начальных классов основные предметы ведет один учитель, во многих школах можно гибко организовать учебное пространство в классе, расположить компьютеры, спланировать учебное время и виды деятельности, спланировать освоение нужных информационных технологий, начиная с работы с изображением и звуком и работу с клавиатурным тренажером (нагруженным и задачами грамотности).
Нынешний дошкольник достаточно наслышан о компьютерных мирах. В лексиконе малыша фигурируют файлы, диски, дискеты, и он отлично знает, что за мышь живет в компьютере. Хорошо, если взрослые в семье используют компьютер (если таковой имеется) по назначению. Иначе у ребенка складывается стереотип: компьютер – игрушки (как правило “стрелялки”). Да и живейший обмен информацией с коллегами-малолетками по детсадовской группе этому способствует!
И вот здесь моя задача со знанием психологии этого возраста приложить все усилия, для того, чтобы разрушить стереотип, если он уже сложился, и не допустить его возникновения, когда его нет. В реалиях нашего бытия воспитание нормального, правильного отношения к компьютеру оказывается важнейшим компонентом формирования личности ребенка.
Доступных программных средств для этого предостаточно. Если, к примеру, ребенок научится рисовать в графическом редакторе или создавать графические композиции в текстовом процессоре Microsoft Word, мультики – средствами Power Point, то работа за компьютером превратится для него в увлекательный творческий процесс.
Учащиеся начальной школы, как правило, уже имеют определенные представления о компьютере и компьютерных программах. Моя задача, как учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы систематизировать эти стихийно сложившиеся представления и связать их с основными понятиями информатики.
Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер – это вовсе не игровой автомат и попутчик в путешествии по виртуальным мирам, а инструмент решения задач.
Данная педагогическая система рассматривает цели, задачи, содержание и особенности преподавания информатики в начальной школе. Новизна ее в том, что значительное место в ней отводится проблеме применения ИКТ на уроках информатики.
первая особенность преподавания информатики в начальной школе – поддержка курса обучения.
Вторая особенность преподавания информатики в начальной школе – смена вида деятельности из-за неумения детей долго сосредотачиваться на одном упражнении. Эту проблему можно решать с помощью устной работы на уроке информатики. Ей отведено большое место, потому что в это время можно и нужно подготовить детей к работе на компьютере, развить их внимание, проверить знания и навыки, уделить время развитию логического и алгоритмического мышления.
Третья особенность – забота о здоровье детей (уроки информатики проходят в компьютерном классе). Уроки предполагают строго дозированную работу за компьютером. В частности в 1 классе – 10 минут, во 2 и 3 классах – 15 минут, в 4 – 20 минут (в соответствии с санитарными и гигиеническими требованиями и нормами). Кроме того, в начальной школе на каждом уроке я провожу физкультминутки, на которых контролируется состояние глаз, мышц шеи и рук, позвоночника. Эти занятия тоже проводятся в виде игры и очень нравятся детям.
Использование компьютерных заданий является одним из компонентов учебного процесса и применяю я их там, где это целесообразно. Определяю:
какие темы стоит “поддерживать” компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;
какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;
какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;
какие уроки целесообразно делать компьютерными;
как организовать компьютерные занятия.
Я выделяю следующие этапы разработки применения компьютерных заданий:
Выбор учебного предмета или конкретного его раздела.
Анализ содержания, относящегося к выбранному фрагменту учебной деятельности, и методики его преподавания с целью обоснования необходимости проведения компьютерных уроков.
Проектирование набора заданий для компьютерных уроков.
Выбор программных средств для разработки заданий.
Разработка компьютерных заданий с использованием программных средств.
Экспертиза, апробация и редактирование разработанных компьютерных заданий.
Разработка методических рекомендаций для учителя – предметника и учащегося.
Методическое и дидактическое обеспечение учебного процесса.
Уроки с использованием компьютера провожу наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Каждый компьютерный урок является, в принципе, интегрированным – на нем помимо задач предметных решаются задачи курса информатики.
Многие годы основное назначение начальной школы состояло в том, чтобы дать детям навыки письма, чтения, счета, познания окружающего мира. Введение системы полного среднего образования по-новому поставило этот вопрос, поскольку начальная школа должна выполнять функции внутри целостной системы среднего образования.
Акцент в содержании начального образования должен сместиться с обучения собственно письму, чтению, счету на формирование учебной деятельности, воспитание и развитие ребенка.
Список использованной литературы:
Клаузен, Петер Компьютеры и роботы / Пер. с нем. С. И. Деркунской. – М.: ООО «ГТ «Издательство Мир книги», 2010.
Симонович С. В., Евсеев Г. А. Занимательный компьютер: Книга для детей, учителей и родителей. – М.: АСТ – ПРЕСС, Инфорком – Пресс, 2006.
A New Comoving Group of Young Stars in the Central Parsec of the Milky Way. 12 Apr 2005. https://xxx.itep.ru/ps/astro-ph/0504276/
РОЛЬ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бондарева Елена Николаевна, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук
«Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Цели использование ИКТ в работе с младшими школьниками.
«О целесообразности использования ИТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей её переработки…если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом её культуры».
Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:
· повысить мотивацию обучения;
· повысить эффективность процесса обучения;
·способствовать активизации познавательной сферы
обучающихся;
· совершенствовать методики проведения уроков;
· планировать и систематизировать свою работу;
· использовать, как средство самообразования;
· качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
Основные направления информатизации начального образования.
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
· использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование Интернет-ресурсов, и т. д.);
· введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
· проведение урока с использованием ИТ (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);
· осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ.
Возможности использование ИКТ в начальной школе.
Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!».
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Выделю основные возможности ИКТ, которые помогают мне как учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала:
· создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);
· создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;
· использование готовых программных продуктов;
·поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;
·создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
· создание тестовых работ;
· обобщение методического опыта в электронном виде.
В современном мире на детей обрушивается огромный поток информации, не умея быстро сконцентрировать своё внимание, отсеять второстепенное и запомнить нужное дети становятся невнимательными и более рассеянными. Как утверждают психологи: «Лучший способ стать внимательным — это никогда не позволять себе делать никакой работы невнимательно!»
Познавательная активность ребёнка организует внимание на исследуемом объекте достаточно долго, пока не иссякнет интерес. Следовательно, для развития познавательной активности ребёнка на уроке, развития произвольного внимания и успешного усвоения материала, уроки должны быть интересным и разнообразными. Добиться разнообразия на уроках мне помогает возможность использования ИКТ в учебном процессе.
Заключение
Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Всем привет!
Знаете ли вы, что в некоторых учебных заведениях нашей страны начинают изучать информатику аж со второго класса? С одной стороны, это вроде бы хорошо — повышается компьютерная грамотность детей. А с другой — зачем нужна информатика в начальной школе?
Вы же понимаете, что приобщать ребенка к компьютеру в таком раннем возрасте — значит, слышать от него каждый день «Хочу свой компьютер!» А если исполнить желание своего чада, то придется бороться с тем, что чадо забудет обо всем на свете, часами просиживая перед монитором.
Поэтому, на мой взгляд, целесообразно этот предмет включать в школьную программу только с пятого класса. Но и тут возникает немало вопросов, исходя из которых я поставлю под сомнение целесообразность изучения информатики в школе. Дальше будет интересно, поэтому никуда не уходите.
Что изучают на уроках информатики?
Когда я вспоминаю уроки информатики в своей школе (мы ее начали изучать лишь с 9 класса), мне представляются страшные на вид (но, наверное, шибко умные для той поры) компьютеры с черно-белым маленьким монитором и грязно-желтыми системными блоками с отверстием для дискет. Я не знаю, на что они были способны, но мы на них печатали текст и играли в какую-то примитивную игрушку (наподобие тетриса).
[wp_ad_camp_1]
В дальнейшем у нас появились новые компьютеры с цветными мониторами. Это был настоящий прогресс, и в то время я впервые увидел, как пользоваться мышкой…
Что же изучали мы на уроках информатики?
Язык программирования Бэйсик, навыки работы в Word, игра «Как достать соседа» — вот все, что я помню из 3-летнего курса информатики в школе. Из этого набора мне пригодилось только второе, а все остальное было забыто за ненадобностью.
Изменилась ли ситуация сейчас? Для ответа на этот вопрос нужно заглянуть в современные учебники по информатике. Для примера я возьму серию учебников для 5-9 классов (2013 год, автор Босова Л.Л.) и учебники для 10-11 классов (2013 год, автор Семакин И.Г.).
Посмотрим на оглавление.
5 класс:
- Устройство компьютера, клавиатура, мышь.
- Рабочий стол Windows, файлы и папки.
- Ввод и редактирование текста в Word.
- Работа в Paint.
- Навыки поиска информации в Интернете, электронная почта.
6 класс:
- Операционная система, ее сущность, структура и объекты.
- Табличные модели, алгоритмы, схемы, графики (набор бесполезной теории).
- Создание презентаций в Power Point.
[wp_ad_camp_5]
7 класс:
- Всемирная паутина и представление информации в Интернете.
- Двоичное кодирование (а также шестнадцатиричное).
- Устройство компьютера.
- Общие сведения о программах компьютера.
- Работа с файлами.
- Обработка графической и текстовой информации.
8 класс:
- Системы счисления.
- Алгебра логики (звучит устрашающе).
- Основы алгоритмизации.
- Основы программирования на языке Паскаль.
9 класс:
- Моделирование, СУБД (это мы в институте изучали).
- Массивы, алгоритмы, Паскаль (снова он).
- Электронные таблицы.
- Компьютерная сеть, Интернет, передача информации по сети.
- Создание сайтов с помощью HTML (абсолютно устаревший метод).
10 класс:
- Представление чисел в компьютере (зачем мне это нужно???).
- Алгоритмы, Паскаль (окончательное вдалбливание).
11 класс:
- Базы данных.
- Интернет.
- Создание сайта «Домашняя страница» (что это?).
- Моделирование (опять тупая теория).
Ну как, дорогие друзья? Скажите, что из этого 7-летнего курса реально пригодится в жизни? Самое полезное, похоже, изучают только в 5 классе, а затем идет нудный, ненужный и узконаправленный материал, который пригодится, наверное, только программистам.
А разве все в школе хотят стать программистами? Уверен,что нет. Но те, кто пишет учебники по информатике, похоже, считают иначе…
Зачем нужна информатика?
Вообще, сам предмет Информатика морально устарел. Гораздо полезнее ввести новый предмет «Компьютерная грамотность» или «Информационные технологии», который бы ориентировался не на изучение алгоритмов, двоичных кодов и бесполезных языков программирования, а на обычную пользовательскую работу с компьютером.
Вот список того, что бы я включил в данный курс:
- Базовое обучение работе с компьютером (включение/выключение, основные элементы и их функции).
- Работа с Windows (рабочий стол, папки, файлы, установка и удаление системы, освоение стандартных программ).
- Изучение необходимых программ (Total Commander, архиваторы, антивирусы и пр.).
- Изучение Microsoft Office (особенно Word, который нужен практически всем).
- Изучение Photoshop (это, пожалуй, один из самых популярных графических редакторов).
- Освоение навыков работы в Интернете (поиск информации, открытие страниц, работа в браузерах).
- Самостоятельное создание сайтов с помощью движков (например, WordPress).
Многое не преподают в школе, поэтому детям приходится самостоятельно осваивать компьютер дома. Это гораздо увлекательнее, чем строить никому не нужные цепочки алгоритмов на уроках информатики. Так почему бы не сделать обучение детей в школе более интересным? И не начать давать им, наконец, нужные знания?
Вот вы, сидя дома перед компьютером, вспомните хоть что-нибудь из школьного курса информатики? Жду ваших комментариев!
С уважением, Сергей Чесноков
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в школе – польза или вред?
На современном этапе учитель начальной школы должен обладать основами экономических знаний, умениями организационной и воспитательной работы, высокой культурой, хорошо владеть иностранным языком, быть инициативным и ответственным, иметь потребность в постоянном обогащении и обновлении знаний, быть способным к инновациям, а также владеть компьютерной техникой. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в школе приводит к положительным изменениям содержания подготовки будущего учителя. Использование новых информационных технологий можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, умение использовать компьютерные средства входит в состав профессиональных умений современного учителя начальных классов. Поэтому одним из признаков готовности к внедрению педагогических технологий и осуществление инновационной деятельности является высокий уровень владения новыми информационными технологиями. С другой стороны, использование современных ИКТ развивает гибкость мышления, готовит к постоянному получению новых знаний и умений. Осуществление этого происходит за счет разнообразия программных средств, использования справочных и информационно-поисковых систем, значительных возможностей компьютерной техники.
Педагогическое творчество – это оригинальный и высокоэффективный подход учителя к учебно-воспитательным задачам, обогащение теории и практики воспитания и обучения. Достижение творческого результата обеспечивается систематическими целенаправленными наблюдениями, применением педагогического эксперимента, критическим использованием передового педагогического опыта. Педагогическое творчество касается различных сторон деятельности учителя – проведение учебных занятий, работы над организацией коллектива учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, проектирование личности ученика, выработка стратегии и тактики педагогической деятельности с целью оптимального выполнения задач всестороннего развития личности [1].
В контексте личностно ориентированной модели применения ИКТ выступает как эффективное средство развития творческих способностей учащихся, способствует формированию мотивации к потреблению контента, циркулирующей в нем, как инструмент обработки и анализа знаний, организации самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Практическая реализация личностно ориентированного подхода с помощью ИКТ в процессе обучения требует предметно – ориентированных средств.
ИКТ – это не только и не столько объект для изучения в школе, ИКТ – это инструмент для создания учебной среды в классе. Однако ИКТ – это еще и шанс создать для школьника богатое учебную среду. [3].
Как и любое средство, использование ИКТ имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Поэтому важно такое построение учебного процесса, которое позволит максимально использовать положительные стороны, а именно:
- обеспечить высокий уровень интерактивности между всеми участниками учебного процесса (учеником, учителем) и материалом;
- постоянно совершенствовать различные учебные стили и взаимодействия;
- обеспечить системность в организации учебного процесса.
Можно привести следующие основные положительные моменты применения компьютерной техники при индивидуализированном подходе к учебному процессу:
- применения компьютеров в обучении – это постоянный и объективный контроль;
- формируются навыки практической работы с любым техническим оборудованием с помощью компьютерных тренажеров;
- углубление теоретических знаний и применение их в практической работе;
- реализация в обучении справочно-информационных, коммуникативных, конструкторских, мультимедийных функции;
- упрощение управления учебным процессом с помощью применения современных компьютерных технологий и технических средств;
- развитие личности ученика и его адаптация в мировом информационном пространстве;
- развитие критического мышления;
- индивидуализация обучения.
Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера, а так же негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье, особенно младших школьников. Происходит увеличение информационного потока и ускорение темпов учебных действий, что влечет к эмоциональным перегрузкам. Отсюда у многих школьников, особенно младших классов, наблюдаются частые эмоциональные возбуждения.
Для экономии сил учащиеся заимствуют из сети Интернет готовые проекты, сочинения, решение задач, что стало сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания. Из-за колоссального объема информации, предоставляемого некоторыми средствами информатизации возникает отвлечение внимания школьника.
Самый распространенный вариант использования ИКТ на уроках сегодня – это применение презентаций. Итак, пусть приготовлена хорошая презентация по теме урока (слайды прекрасно оформлены, записи и рисунки отлично видны, слайд не перегружен текстом, на слайде только необходимая информация, все представлено наглядно и красочно). К сожалению, проблемы возникают и при использовании таких хороших презентаций. Вот некоторые: чтобы презентация была хорошо видна, надо использовать затемнение (полное или частичное). И если на всех шести уроках используется презентация, то ученики и учитель сидят при искусственном освещении, без дневного света. Нормально ли это? Естественно, нет. Чтобы работать с информацией на слайде, приходится напрягать зрение. Если презентаций много, то и напряжений зрения много. Вряд ли это оправдано с медицинской точки зрения. Некоторые учителя объяснение нового учебного материала заменяют на переписывание учениками информации со слайда (озвучивая или нет), особенно, если есть проблемы с дисциплиной в классе.
Ученики торопятся списать все, что есть на слайде. Объяснения учителя, даже если они присутствуют, часто проходят впустую [5].
Уровень и эффективность использования новых (специфических) педагогических инструментов ИКТ:
– интерактивность (использование активно-деятельностных форм обучения);
– мультимедиа (комплексное аудиовизуальное преставление информации);
– моделинг (имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объекта);
– коммуникативность (обеспечивается телекоммуникациями);
– производительность (повышение производительности учебного труда).
Выполнение условий эффективного обучения на уроке с применением средств ИКТ:
– разнообразие форм и методов организации учебного процесса;
– управляемость учебного процесса;
– выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;
– оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
– формулирование системы понятий по теме урока;
– систематизация и интеграция знаний;
– повышение плотности урока;
– повышение привлекательности рассматриваемого материала;
– стимулирование самостоятельной работы обучающихся с учебниками, электронными справочниками;
– организация оперативной оценки работы учащихся сразу по ее завершению (тестирование).
Принцип информационного взаимодействия, диалоговый характер обучения:
– активная позиция обучающегося в учебном процессе;
– формирование мотивации и развитие способности ученика к самообразованию;
– уровень коммуникации учитель
– ученик в процессе урока;
– уровень коммуникации учеников между собой в процессе урока;
– сотрудничество между учеником и учителем.
Средства ИКТ в школе помогают учителю заинтересовать детей, а ученикам лучше усвоить материал. Но в то же время, их частое использование приводит к привыканию детей к тому, что решать те или иные задачи они могут только в подобных вариантах, и неиллюстрированный урок уже не вызывает активности. В настоящее время широко стала использоваться на уроках интерактивная доска. Она приобщает детей к зрелищности, умению мыслить, анализировать. Ведь педагог при ее помощи может знакомить детей с окружающим миром, историей. Интерактивная доска является инструментом яркого визуального представления данных по всем предметам. Но обучающихся нужно приучать и к работе с учебником, книгой, учить находить в них информацию, уметь цитировать печатные издания.
На уроках в современной школе без использования ИКТ уже не обойтись, но стоит обратить особое внимание на необходимость соблюдения санитарных правил и норм, регламентирующих возможности применения ИКТ в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся.
Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не должна превышать:
– для учащихся 1 класса – 10 минут,
– для учащихся 2-5 классов – 15 минут,
– для учащихся 6-7 классов – 20 минут,
– для учащихся 8-9 классов – 25 минут.
На рис. 1. представлены положительные и отрицательные стороны использования ИКТ на уроках.
Рис. 1. Характеристика использования ИКТ на уроках
Источник: https://www.hselyceum.perm.ru/files/teacher/Metod_sbornik_2_view.pdf
Стремительное развитие общества и научно-технического прогресса осуществляют обновление современных средств с периодом 1-3 года [2, с. 119-127]. Количество и качество компьютерной техники в школах растет, учителя широко используют электронный контент и технику для реализации образовательных, воспитательных и развивающих целей урока.
Рассмотрев особенности внедрения информационных технологий в учебный процесс и их влияние на качество знаний учащихся, мы видим, что информационно-коммуникационные технологии значительно повышают эффективность обучения. Но, учителю следует учитывать негативные нюансы и тщательно продумывать использование информационно-коммуникационных технологий на каждом этапе урока и внеурочной деятельности, чтобы не нанести вреда психике и здоровью ребенка, не вызвать привыкания, а пробудить интерес к познанию мира.
Список использованной литературы
- Перпшков В.И., Савинков В.М., Толковый словарь по информатике. – 4-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 544 с.
- Шатько В.В. Методика использования ИКТ в начальной школе: Учеб.-метод. пособие. – М .: Редакция «Компьютер», 2008. – 128 с.: Ил.
- Личностно ориентированный подход к организации деятельности по творчески одаренными детьми // Расскажите внуку-2011. – №9 – С.2- 7.
- Информатика в начальном образовании: Рекомендации ЮНЕСКО // Информатика в младших классах: Прилож. к журналу «Информатика и образование». – 2009. – №2. – 96 с.
- Семёнов Л.А., «Концепция информатики в общем образовании» [Электронный ресурс] / https://textbook.keldysh.ru/informat/part3.htm
- Удот М. С. Цифровые образовательные ресурсы как способ повышения эффективности урока // Научно-методический сборник № 2. – Пермь, 2010. – С. 41-46.