Информатика на тему пользе компьютера

Информатика на тему пользе компьютера thumbnail

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»

Компьютер –

вред или польза?

Автор: Мотылёва Анастасия Евгеньевна

МБОУ «СОШ № 20»,

ученица 6 «А» класса

Научный руководитель:

Донских Елена Александровна

учитель информатики и ИКТ

Ангарск, 2014 г.

Оглавление

  1. Введение

  2. Теоретическая часть

  3. Практическая часть

  4. Заключение

  5. Список используемой литературы

  6. Приложение 1

  7. Отзыв

Введение

Сегодня школьное образование невозможно представить без использования компьютеров. Необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна. В связи с этим в нашей школе информатику начинают изучать со 2 класса. Сначала это было безмашинное изучение предмета, т.е. мы знакомились с устройствами компьютера, учились создавать алгоритмы, решали различные задачи. С 5 класса мы начали осваивать работу на компьютере, знакомиться с различными программами.

Ещё в 5 классе у меня возник вопрос, а так ли хорош компьютер? Мне всегда хотелось для себя определиться, что же всё-таки несёт в себе компьютер – вред или пользу, поэтому, когда Елена Александровна предложила поработать в этом направлении я, конечно же, согласилась.

Актуальность

Ещё совсем недавно компьютеры были роскошью.… Например, когда училась во 2 классе, компьютеры были всего у нескольких человек из класса. Прошло 4 года – теперь компьютеры есть у всех.

В настоящее время трудно представить себе успешного человека без знания компьютера. Для чего нужен компьютер ученику? Длюя учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений – это плюсы компьютера. Но нельзя забывать и о минусах: компьютер влияет на физическое и психическое здоровье человека и влияние это далеко не самое лучшее.

В своей работе я попытаюсь ответить на поставленный вопрос. Ведь проблема действительно актуальна и беспокоит многих, а особенно родителей. Именно дети чаще всего страдают от «компьютеромании». По этому поводу написано и издано большое количество статей. Я постараюсь их обобщить и сделать выводы, которые может быть будут полезны.

Цель работы:ответить на вопрос: «Компьютер – вред или польза?»

Задачи:

  1. Расширить свой кругозор.

  2. Показать положительные стороны использования компьютера.

  3. Изучить литературу, выявить основные вредные факторы при работе на компьютере.

  4. Разработать рекомендации для сохранения здоровья при работе за компьютером.

  5. Провести анкетирование с целью выявления зависимости 6 класса от компьютера.

Объекты исследования:

  • различная литература по теме исследования;

  • пользователи компьютера.

Методы исследования:

  • сбор информации и её обработка;

  • обработка полученных анкетных данных.

Гипотеза:

  • предполагаю, что при правильном использовании компьютера для человека будет больше пользы, чем вреда.

Теоретическая часть

Проблема «взаимоотношений» пользователя и компьютера обсуждается ещё с тех пор, когда последние только начали появляться в домах. Мнений существует достаточно много от категорического запрета до неограниченного разрешения. Такая неоднозначность во мнениях привела к разному восприятию компьютера.

Компьютер – друг и помощник или угроза для здоровья?

Рассмотрим вначале его как друга и, конечно же, помощника

  1. Компьютер – это друг, с которым можно хорошо провести время: поиграть,

послушать музыку, посмотреть кино.

  1. Компьютер – это помощник в учёбе. С его помощью можно узнать новое, повторить то, что уже знаешь, подготовить дополнительный материал к урокам.

  2. Компьютер – это посредник в общении между пользователями.

  3. Компьютер – это экскурсовод по «виртуальным» музеям, интересным местам,

странам.

  1. Компьютер – это помощник, который поможет проверить знания в различных областях жизнедеятельности, сделать правильный выбор профессии, проверить свой IQ.

И это далеко не весь перечень того, для чего используется компьютер, а значит, можно бы было сделать однозначный вывод, что компьютер – польза.

Но, как любое устройство, при неправильном использовании компьютер может быть опасен. И эта опасность заключается в том, что он может создать проблемы для здоровья.

Основные вредные факторы, действующие на человека при работе за компьютером:

  • Стеснённая поза, сидячее положение в течение длительного времени

(казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей – сколиоз.)

  • Воздействие электромагнитного излучения монитора

(современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но ещё не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение…)

  • Утомление глаз, нагрузка на зрение

(именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у пользователя возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения)

  • Стресс при потере информации

(если в результате действия вирусов, поломке носителей, сбоях программ теряется важная и полезная информация, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна…)

Исходя из этого, можно сделать однозначный вывод, что компьютер – это вред.

А если грамотно построить свою работу с компьютером?.. Специалисты дают различные советы, как правильно организовать работу на компьютере. Мне показались наиболее значимыми такие рекомендации:

  • необходимо правильно сидеть за компьютером (на предлагаемой схеме даются все необходимые рекомендации по правильной посадке);

hello_html_5a7b9032.jpg

  • необходимо правильно подобранная мебель (на предложенной схеме указаны оптимальные замеры по размерам и расположению мебели);

hello_html_m79634404.jpg

  • необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола, солнечный свет не должен попадать на монитор, т.к. блики на экране способствуют утомлению глаз;

  • рекомендуется после работы на компьютере лицо умывать холодной водой;

  • рекомендуется до и после протирать монитор жидкостью для очистки экрана, следить за настройками монитора (яркость, контрастность и т.д.);

  • разместить в комнате аквариум или другие ёмкости с водой. Производить влажную уборку;

  • рекомендуется чередовать различные виды работ на компьютере. Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся начальной школы – не более 15 минут, основной школы – 20 минут, старшей школы – 25-30 минут. По истечении этого времени необходимо прерывать «общение» с компьютером, делать мини-зарядку и гимнастику для глаз;

  • если пользователь носит очки, то их нужно одевать и во время работы за компьютером;

  • нельзя работать за компьютером в болезненном или ослабленном состоянии. Это ещё больше утомит организм и замедлит процесс выздоровления.

Читайте также:  Батончики фитнес нестле вред или польза

Помимо рекомендаций хочется предложить комплекс упражнений, которые можно делать прямо за компьютером (приложение 1).

Вывод: если каждый пользователь задумается о сохранении собственного здоровья и безопасном «общении» с компьютером, то на поставленный вопрос в работе можно будет однозначно ответить: «Компьютер больше приносит пользы, чем вреда».

Практическая работа

Попробую теперь с помощью анкетирования дать ответ на вопрос моей работы.

Мною было опрошено 50 человек шестиклассников.

1 анкета.

  1. Чем Вы занимаетесь в свободное время?

  1. Сколько времени Вы проводите за компьютером?

hello_html_6c4ae2ed.png

  1. При работе за компьютером Вы предпочитаете:

hello_html_m615f09ad.png

Вывод: анкета хоть и была небольшая, но в результате обработки видно:

  • многие опрошенные проводят свободное время за компьютером;

  • если учесть, что опрошенные это обучающиеся, то слишком много времени они проводят за компьютером;

  • основная масса опрошенных предпочитают компьютер использовать для игр.

Итог: многие не задумываются о том, что компьютер может им навредить, значит компьютер – польза.

2 анкета.

  1. После работы за компьютером затуманивается ли у Вас зрение (предметы кажутся

неясными, расплывчатыми)?

а) никогда – 30;

б) иногда – 19;

в) всегда – 1.

2. Появляется ли у Вас головная боль во время работы за компьютером?

а) никогда – 21;

б) иногда – 29;

в) всегда – 0.

3. Появляется ли у Вас боль и усталость плеч и спины во время работы на компьютере?

а) никогда – 22;

б) иногда – 27;

в) всегда – 1.

4. Появляется ли у Вас боль и усталость рук, кистей и пальцев во время работы на компьютере?

а) никогда – 32;

б) иногда – 18;

в) всегда – 0.

5. Если происходит неожиданное отключение света, и Вы не сохранили необходимую информацию. У вас портится настроение?

а) никогда – 10;

б) иногда – 35;

в) всегда – 5.

6. Если у Вас при работе за компьютером устали глаза или спина вы:

а) делаете зарядку – 5;

б) прекращаете работу на компьютере – 11;

в) продолжаете работать – 34.

Вывод: в результате обработки видно, что сильных отклонений в здоровье не испытывает никто, но проблемы есть. Причём, последний вопрос показал, что подавляющее большинство не обращает внимание на возникающие проблемы.

Итог: после проведения этого опроса тяжело сделать окончательный вывод, что же всё

таки несёт в себе компьютер – вред или пользу.

Заключение

Можно очень долго рассуждать на тему пользы и вреда компьютера. Однако самое смешное кроется в том, что сам он не обладает ни признаком вредности, ни признаком полезности, точно так же, как и любой другой предмет. Ведь ножом можно резать хлеб, а можно и зарезать человека. И почему-то ещё никому не пришло в голову запретить ножи. Дело не в предметах, а в том как, кем и с какой целью они используются. Очевидно одно: всё хорошо в меру, и каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь, знать, что для него вредно и гибельно, а что идёт на пользу.

Таким образом, могу сделать вывод, что компьютер, конечно, – умная машина, без которой мы, граждане 21 века, не представляем своего существования, но всегда надо помнить о его разумном использовании.

Приложение 1. Гимнастика за компьютером

  1. Сидя на стуле, выпрямите спину, руки положите на колени. Отведите прямую правую руку в сторону, разверните корпус тела, провожая ладонь взглядом – вдох, положите руку снова на колени – выдох. Затем повторите движения левой рукой. Это упражнение активизирует ваше дыхание, и снимет напряжение с групп мышц грудного и шейного отдела.

  2. Исходное положение то же. Согните руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, носки ног при этом приподнимите над полом и потяните на себя. Опуская руки в исходное положение, приподнимите пальцы над полом, сделайте перекат с пятки на носок. Упражнение улучшает периферическое кровообращение.

  3. Сложите руки в замочек, кисти захватывают предплечья. Делайте круговые движения перед собой вправо и влево. При этом разминаются затёкшие плечи, лопатки, грудные мышцы, улучшается работа суставов.

  4. Исходное положение то же, что в первом и втором упражнениях. Согнутую в коленях ногу отставить в сторону, делая как бы шаг в сторону, вернитесь в исходное положение.

  5. Одна нога выпрямлена, стопа на пятке, другая согнута, носок под стулом. Имитируйте ходьбу, попеременно меняя ноги. Упражнение улучшает работу суставов и мышц брюшного пресса.

  6. Кисти к плечам. Поверните корпус тела, потянитесь локтем к спинке стула, это улучшит работу суставов позвоночника.

  7. Руки за голову. Сделайте поворот направо, потом – налево. Упражнение разминает мышцы шеи и улучшает работу суставов в шейном позвоночнике.

  8. Сядьте и плотно прижмитесь к спинке стула, позвоночник прямой. Плавно наклоните голову к плечу, затем сделайте несколько пружинящих поворотов головы в одну и другую стороны. Представьте, что на груди у вас лежит мячик и попробуйте столкнуть его подбородком. Глаза при этом открыты и следят за движением головы – тем самым параллельно делаете гимнастику для глаз. ВНИМАНИЕ: это упражнение нужно делать плавно и аккуратно, чтобы не заклинило шейные суставы.

Список используемой литературы

  1. Гун Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье. Рекомендации для детей и взрослых. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис», 2003 г.

  2. Компьютер для детей. Энциклопедия. – М.: Аст-Пресс, 2001 г.

  3. Журнал «Детская энциклопедия» № 10. Ломоносов и время – 2011 г.

  4. Гимнастика за компьютером – https://vi-ta.ru/forum/archive/index.php/t-2600.html

  5. Компьютер и ребёнок: все за и против – https://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4816

Читайте также:  Сыр из творога польза и вред

hello_html_m4d466bb7.png

Источник

Эпоха электричества

Технический прогресс уверенно шагает по планете. Влияние компьютера на жизнь человека сильнее с каждым годом. Только подумайте, 50 лет назад в российских деревнях ещё не в каждом доме было электричество, а теперь очень редко можно встретить школьника без мобильного телефона в кармане. В настоящее время вся жизнь прекращается, если электричество отключают вследствие погодных катаклизмов. Ведь вся бытовая техника работает от электричества либо постоянно, либо заряжается от электрической розетки для автономной работы.

Сейчас очень трудно себе представить, как это наши бабушки и дедушки могли учить уроки при свете керосиновой лампы. Электричество ведь проводили не за 1 день, поэтому от деревенских жителей можно было услышать следующие высказывания: «Зачем мне этот свет? Я себе куплю десятилинейную керосиновую лампу, и будет у меня в комнате светло!»

керосиновая лампа

Потом они перестали отказываться, когда сравнили свою жизнь при электрическом освещении и при керосиновой лампе. Сейчас мы воспринимаем электричество, как само собой разумеющееся, а ведь первая зажженная лампочка, первый день работы радио были настоящим праздником для советских людей.

Технический прогресс не стоит на месте. В этом можно убедиться, если сравнить первые телевизоры, холодильники, мобильные телефоны, компьютеры с современными. Увеличилась также доступность бытовых приборов. 30 лет назад в магазинах записывались на очередь, чтобы купить холодильник, телевизор или автомобиль, компьютеры видели только в кино, а о посудомоечной машине даже мечтать не могли.

В конце 80-х годов прошлого века, когда изучение информатики вошло в курс школьной программы, учебники были, а компьютеров не было. Сейчас в каждом городе есть несколько магазинов по продаже компьютеров и другой бытовой техники, поэтому каждый человек имеет возможность купить себе компьютер, исходя из цены, качества и необходимых функций.

Польза компьютера в жизни человека

Ведь никто не покупает себе компьютер просто так: «У соседа есть, пусть и у меня тоже будет!» Каждый хочет как-то использовать купленный компьютер. Ведь это не просто предмет современного быта. Это мощный и многофункциональный инструмент. Зачем он человеку ?

  • Поиск информации. Не выходя из дома, вы можете зайти в интернет и получить ответ на любой вопрос за несколько секунд или сделать покупку. Это очень быстро и удобно.
  • Общение. Бумажные письма уже никто не пишет. Вы можете общаться с друзьями и родственниками по Skype или в социальной сети «Одноклассники» или “Вконтакте”. При нынешнем образе жизни мобильный телефон и компьютер являются популярными средствами общения.

роль компьютера в жизни человека

  • Работа. Сейчас можно работать не выходя из дома. Вы можете для себя выбрать интернет-профессию и сотрудничать хоть со всем миром.
  • Развлечения. Компьютерные игры, просмотр фильмов, прослушивание музыки. Все это можно найти в сети интернет.
  • Обучение. Дистанционное обучение открывает перед человеком громадные возможности в получении новых знаний.

Вред компьютера в жизни человека

Рассмотрим теперь вредное воздействие компьютера на здоровье человека. Вспоминается известное выражение «Дети асфальта» – городские дети, которые мало бывают на природе». Так можно назвать всех людей, которые сидят за компьютером, как в городе, так и в деревне.

Сильное влияние компьютера на жизнь человека

Сегодня компьютер есть практически у каждого члена семьи. Большую часть свободного времени дети и взрослые проводят за компьютером и заменяют живое общение виртуальным.

Здесь возникает проблема «вредных привычек», а также градации – что вреднее. Некоторые родители даже радуются, если подростки сидят за компьютером или смотрят телевизор, а не бродят бесцельно по улицам, читают книгу на диване, а не посещают ночной клуб. Если человек болен алкоголизмом или наркоманией, родственники стучатся во все двери и пытаются вылечить больного. Но никто не жалуется окружающим на то, что сын или дочка сидят у телевизора или за компьютером больше, чем нужно.

Бесконтрольное воздействие виртуальной среды очень весомо на неокрепшую психику ребенка. Многие взрослые не в силах оторваться от компьютерных игр и соцсетей, а что уж тут говорить про детей. Жестокие игры делают ребенка агрессивным, жестоким и равнодушным по отношению к окружающим. Он погружается в свой виртуальный мир, становиться замкнутым. Отсутствие движения, длительное сидение за компьютером приводит еще и к физическим заболеваниям.

Поскольку мы не можем отказаться от современных технологических устройств: компьютеров, планшетов, смартфонов, то должны помнить простую истину: «Хорошо всё – только в меру». Современная электроника вещь полезная. Но при бездумном использовании, вред может быть ощутимее, чем польза.

Дополнительная информация:

  • Освещение рабочего места за компьютером – это важно!
  • Очки для компьютера помогают или нет – где истина?
  • Уроки интернета для пенсионеров

PS: Интересные факты влияния информационных технологий на жизнь человека

Дорогой читатель! Вы посмотрели статью до конца. Получили вы ответ на свой вопрос? Напишите в комментариях пару слов.Если ответа не нашли, укажите что искали.

Источник

При правильном подходе к занятиям

на компьютере можно извлечь максимум пользы для развития ребенка. Б. Шлимович

Компьютер – это электронная вычислительная машина. В далёком феврале 1946 года мир узнал о том, что в США запущен первый в мире электронный компьютер ENIAC, строительство которого обошлось почти в полмиллиона долларов.  Агрегат поражал воображение современников своими размерами. ENIAC  весил 28 тонн.
В наше время вес компьютеров значительно меньше, да и функций он выполняет больше. Компьютер –  очень хороший помощник для человека на работе и в быту. Он может быть полезен для человека, но и может оказывать на организм человека вредное влияние. На сегодняшний день ни одна организация не обходится без компьютера. Актуальность работы выражается в том, что без компьютера в 21 веке жить невозможно. Он является очень важным  источником информации,  способным влиять на развитие человека.

Читайте также:  Фрукты натощак польза и вред

В наше время идут большие дискуссии, споры, диспуты среди социологов, психологов, медиков о пользе и вреде компьютера на человека.

Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни.

Нет сомнения, что современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками.

Давайте проверим, как влияет компьютер на человека, чего больше он приносит человеку: пользы или вреда и как сохранить здоровье при работе на компьютере.

Работа в группах:

Положительное влияние компьютера

Отрицательное влияние компьютера

  • Развитие мелкой мускулатуры руки, моторики

  • Познавательная мотивация

  • Выработка усидчивости

  • Улучшение памяти, внимания

  • Ориентирование в современных технологиях

  • Быстрое нахождение нужной информации, следовательно увеличение свободного времени

  • Возможность общения

  • Компьютерная зависимость

  • Нервно-эмоциональное напряжение

  • Развитие остеохондроза

  • Замена общения

  • Психическая нагрузка

  • Компьютерное излучение

  • Ребёнок забывает о реальном мире

  • Большая нагрузка на глаза

  • Стеснённая поза

  • Заболевания суставов кистей рук

Слайд:

Во-первых, самостоятельная работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелких мышц руки и зрительно-моторной координации. то есть, нажимая на кнопки клавиатуры и подводя курсор мышкой к нужному месту на экране, ваш ребенок упражняет тонкую моторику, а также учится соотносить движения своей руки с теми результатами, которые он наблюдает на экране.

Во-вторых, среди современных игровых программ очень много развивающих, которые дают ребенку прогнозировать и анализировать если для выигрыша требуется привлечь свои знания по каким-то предметам.

В-третьих, даже обычное занятие на компьютере воспринимается ребенком как игра. У учеников со слабой памятью изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным. То, что выглядит ярким, динамичным, неожиданным, сразу привлекает внимание непроизвольно илегко запоминается.

В-четвертых, игры на компьютере способствуют развитию абстрактного мышления детей. Иногда в играх вещи и существа изображены совсем непохожими на оригинал, и обозначены значками. Таким образом, во время подобных игр у человека постепенно формируется способность воспринимать знаки и символы, что лежит в основе абстрактного мышления. А это совершенно необходимо для понимания схем, уравнений; написанных слов.

Но, все ли так хорошо и компьютер наш безобидный друг. Давайте рассмотрим другую сторону этой медали.

В последнее время тема агрессии и насилия на экранах телевизоров и мониторов совершенно оправданно беспокоит родителей, психологов и педагогов. Здесь нужно проявлять осторожность.

В игре, виртуальном компьютерном мире, где можно стать кем угодно, достаточно только “загрузить” игру. Для этого совсем не нужно прилагать много усилий, не надо соблюдать правила взрослых, можно не скрывать злость и агрессию.

Любая толстушка может стать топ-моделью, а щуплый паренек – супер-героем. И всего-то надо иметь компьютер и сотню рублей на новую игру. А если компьютер подключен к Интернету, то возможности становятся и вовсе безграничными.

Компьютерная зависимость – проблема, с которой пытаются бороться во всем мире. Дети и взрослые играют в компьютерные и телефонные игры. Производство игр для компьютеров и мобильных телефонов – это мощная индустрия, и, к сожалению, наши дети неизбежно попадают в ее сети.

Игромания – это психологическая зависимость человека от компьютерных игр (как, впрочем, и от других), которая влияет на его физическое и психическое здоровье.

Прежде всего, действия, разворачивающиеся на экране монитора, привлекают детей по тем же причинам, что и сказки, – это придуманный мир, более яркий, простой и выразительный, чем на самом деле. Здесь немного полутонов, не нужно разбираться в хитросплетениях человеческих душ, предугадывать последствия своего поведения. Правила ясны: убивай плохих, забирай еду и оружие, а когда всех победишь и наберешь определенное количество баллов, перейдешь на следующий уровень.

И, наконец, сам компьютер – замечательный партнер по общению: всегда понимает (если жмешь на те кнопки), не капризничает, не конфликтует, не читает нотаций. В общем, с ним легко договориться, не то что с живыми людьми. Поэтому дети, имеющие трудности в общении, так легко уходят в виртуальные миры.

Сетеголизм. Сегодня практически у каждого дома есть выход в Интернет. Какой вред может принести подростку выход во всемирную паутину.

Слайд

Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность.

Многие родители не видят ничего плохого в том, что дети проводят много времени у компьютера. Считая этот вид досуга интеллектуальным и полезным, они беспокоятся лишь о нарушении их осанки или зрения. Однако чрезмерное увлечение, например, компьютерными играми сказывается не только на физическом здоровье ребенка, но и на его психике. У ребёнка появляется компьютерная зависимость.

 Существуют  разные вредные факторы, которые плохо влияют на организм человека.

Этого можно избежать, если соблюдать определённые правила. В помощь вам предлагаются рекомендации современных психологов, занимающихся этой проблемой. (Памятка)

Слайд: Используя метод «синквейн» обобщаю

компьютер

современный, умный

помогает, учит, развивает

Он – верный друг и помощник.

учитель

компьютер

губительный, разрушительный

вредит, затягивает, калечит

Компьютер наносит вред здоровью

Разрушитель

Главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.

«Постарайтесь шагать рядом с ребёнком по дороге жизни – и ему не нужно будет удирать в виртуальный мир.»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы

Доклад

«Вред и польза компьютера на подростка»

Общешкольное родительское собрание.

Педагог дополнительного образования

Боровченко Н.Х

Май, 2013

Источник