Информатика для детей ее польза

Дети и компьютер. Вред или польза

Мы живем в эпоху информационных технологий. Сейчас компьютер есть практически в каждом доме. И уже в прошлом те времена, когда за ним можно было лишь работать и играть в незамысловатые игры. Теперь компьютер используется не только для работы и развлечений, но и для общения, учебы, знакомств. Он может так много и дает нам столько, что порой невольно возникает мысль: «А как же мы раньше без него жили?» Современные дети нередко подражают любимому  киногерою или ведущему какой-нибудь популярной телепередачи. И не вызывает уже сомнения, что они способны с завидной лёгкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными навыками.  Современные  дети учатся обращаться с  компьютерной мышью раньше, чем с ложкой или горшком.                                                         Проблема «взаимоотношений» детей и компьютеров обсуждается еще с тех пор, когда последние только начали появляться в домах. Эволюция мнений по этому вопросу прошла от категорического запрета до неограниченного разрешения. Эти две крайности – только полюса одной проблемы, решить которую нельзя ни первым, ни вторым способом.

Такая неоднозначность в мнениях специалистов  привела к разному восприятию компьютера большинством людей. Нельзя сказать, что страхи  выдуманы, равно как и утверждать, что вседозволенность  оправданна.

До недавнего времени часто раздавались категоричные утверждения, что компьютер вреден для детей.  

Времяпрепровождение за компьютером имеет свои минусы:

– длительное неподвижное положение тела,

– неправильная осанка, приводящая к сколиозу,

– застой крови в нижней части туловища,

– уменьшение объема вдыхаемого воздуха и, как следствие, недостаток кислорода в органах и тканях,

– негативное влияние на глаза,

– нагрузка на нервную систему ребенка –  погружение в виртуальный мир уводит его от реальности, компьютерные игры губят воображение, а самое главное – компьютер крадет у ребенка часы нормального человеческого общения, которое никогда не сможет заменить.

Педагоги и медики, обвиняя компьютер в негативном влиянии на ребенка, одним из последствий часто называют падение уровня текстового мышления – умения адекватно воспринимать, воспроизводить и интерпретировать тексты, а также создавать собственные. В последнее время наблюдается рост количества детей, страдающих дисграфией и дислексией – расстройствами, связанными с нарушением письменной речи (такие дети с трудом овладевают чтением и письмом).  По мнению психологов, у таких детей часто развивается агрессия, различные страхи и фобии.

Компьютеризация, постепенно приникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои корректировки в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка.

Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, не самоценен, и только во взаимодействии педагога (воспитателя), ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.

Основными позитивными моментами использования компьютера является развитие у ребенка:

– быстроты реакции;

– мелкой моторики рук;

– визуального восприятия объектов;

– память и внимание;

– логического мышления;

– зрительно-моторной координации.

Кроме того, компьютерные игры учат:

– классифицировать и обобщать;

– аналитически мыслить в нестандартной ситуации;

– добиваться своей цели;

– совершенствовать интеллектуальные навыки.

И наконец, ребенок, с детства ориентирующийся на компьютер, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий. Игры на компьютере – это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.

Подобные утверждения не голословны. Однако в свое время так же сложно приживались и телевидение, и атомная энергетика. Компьютер и Интернет – это проявления прогресса, с ними нужно считаться и учиться правильно себя вести.                                                                                                             Итак, семь основных правил при работе малыша за компьютером (которые также необходимо соблюдать и взрослым):

· При слабом зрении садиться за компьютер можно только в очках.

· Соблюдать расстояние от глаз до экрана (50-70 см).

· Делать перерывы в работе и гимнастику для глаз через каждые 15-25 минут работы перед монитором.

· Соблюдать правильную рабочую позу.

· Не работать на компьютере в темноте.

· Следить за содержательной стороной игр и программ.

· После занятий умыться прохладной водой. И обязательно проводите гимнастику для глаз в конце работы за компьютером!

Один из важных вопросов, который следует решить родителям для обеспечения здоровья ребенка при работе за компьютером, – это в каком возрасте можно приобщать дитя к последнему слову техники.

Этот вопрос также стал причиной споров врачей и ученых. Одни рекомендуют детям держаться подальше от компьютеров как минимум до семи лет. Другие считают трехлетний возраст вполне подходящим для знакомства. Однозначных рекомендаций здесь нет, все зависит от ребенка – его желания и любознательности.

В различной литературе можно найти разные требования относительно времени работы за компьютером детей определенного возраста. Точного ответа нет, это зависит от типа личности ребенка – у одного утомление после работы за компьютером наступает через полчаса, у другого – через 10 минут, а третий вообще может отказаться от него.

Читайте также:  Чеснок с майонезом польза и вред

Продумывая режим общения ребенка с компьютером, необходимо учитывать особенности его личности: медлителен он или быстр, впечатлителен или заторможен, уверен в себе или нет и т. д.

Нужно понаблюдать за ребенком, его реакциями и поведением после окончания работы и можно будет определить, сколько времени ему лучше проводить за компьютером.

Средние ограничения по времени занятий для детского возраста приблизительно таковы:

– в три–четыре года ребенок может находиться у компьютера от 15 до 25 минут;

– в пять–шесть лет – от 20 до 35 минут;

– в семь–восемь лет – от 40 до 60 минут.

Эти нормативы касаются здоровых детей.

Некоторые врачи рекомендуют детям работать за компьютером дважды в день (например, два раза по 30 минут) при условии наличия перерыва между сеансами не менее двух часов. Однако лучше, если первый раз ребенок позанимается с утра, а второй – после обеда, но ни в коем случае не перед сном.

Вечером следует вообще ограничивать работу ребенка за компьютером

Родителям также не следует забывать о других правилах, сохраняющих здоровье: занятия за компьютером нужно чередовать с подвижными играми или физическими упражнениями, а компьютерные игры, требующие быстрой мышечной и зрительной реакции, – с более спокойными  ( головоломками и логическими играми).                                                                               Одним словом, компьютер – вещь хорошая, нужная и полезная. Более того, зачастую она незаменимая и необходимая. Однако, как и во всем, здесь нужны обдуманность, последовательность, чувство меры и грамотный подход. Тогда от компьютера будет максимум пользы и минимум вреда.

Источник

Тема занятий № 3 – 4 «Дети и компьютер: вред и польза умной машины»

Цель – обобщить и систематизировать знания детей о назначении и способах использования компьютера в быту и на рабочем месте, познакомить с основными понятиями информатики.

Задачи:

1. профилактика у детей заболеваний, связанных с работой на компьютере;

2. информирование детей о вреде и пользе компьютера;

3. развитие осознанного отношения к вредным привычкам;

4. мотивирование к здоровому образу жизни;

5. отработка навыков работы на детском портале «Играемся» www.igraemsa.ru;

6. формирование и развитие произвольных психических функций (произвольное внимание, мышление, память и поведение);

7.    развитие самостоятельности и уверенности в себе.

Оборудование: Компьютеры, экран, проектор, аквариум, настольная лампа, бумагодержатель, подставка для книг, презентация «Компьютер – друг или враг?», интернет-ресурсы, игрушка – робот.

Ход занятия

  1. Введение в игровую ситуацию.

Педагог:  Да, ребята, действительно прогресс не стоит на месте. Развивается наша жизнь, наука, техника. И сегодня мы с вами будем говорить об очень интересной и полезной теме.

На экране появляется робот Леня.

Робот: Посмотрим на себя со стороны?

             На себя и на других таких же, как и мы!
            Нам компьютер друг,
            И никто не может тут,
            Без него и дня прожить и даже двух минут.

Мы с компьютером сдружились.
Многому мы научились.
Ты помощник наш на все года.
Ведь компьютер — это сила,
Ум, наука, перспектива,
Помогает думать нам всегда.

Педагог:   Здравствуйте, Леонид! Ребята, давайте поздороваемся с нашим роботом!

Дети: Здравствуй, Леня! Мы рады видеть Вас!

Робот: Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет сегодня  речь?

Дети: Сегодня речь пойдет о компьютере.

Робот:  Ну, конечно!

Педагог:  В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Мы все живем в мире, где компьютер – такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для вас, детей, – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой. Однако в последнее время встает волнующий всех вопрос о влияние компьютера на здоровье человека, а ребенка в особенности. Как вы думаете, как компьютер влияет на ваше здоровье?

Дети:   Мы точно не знаем, но думаем, что плохо.

Педагог:   А кто отвечает за ваше здоровье?

Дети:   Наши родители.

Педагог:   А вы?

Дети:   Нет, потому что мы еще маленькие!

Педагог:   Это неверно! Конечно же, в первую очередь, ваши родители отвечают за вас, но и вы тоже очень многое можете сделать для себя!

Дети:   Что именно?

Педагог:   Если вы будете меня внимательно слушать, запоминать и четко выполнять все правила техники безопасности и жизнедеятельности, научитесь  организовывать свое Рабочее место, соблюдать временной режим, а также проводить физкультминутки, гимнастику для глаз и пальчиков, то компьютер принесет вам только пользу! А в чем его польза?

Дети:   Компьютер – это умная машина, на которой можно писать, читать, считать, рисовать, работать в интернете, находить разную информацию, слушать музыку, смотреть фильмы, мультфильмы, общаться в социальных сетях, писать письма и т. п.

Читайте также:  Польза шафрана для желчного пузыря

Робот: Правильно, ребята! Компьютер дает вам много информации для составления разнообразных документов (заявлений, рефератов, докладов, письменных обращений и т.д.); помогает вам узнать о новейших технологиях в различных областях нашей жизни: науке, культуре, образовании и т.д. Занятия на компьютере развивают память, мышление. Ну, допустим, вы играете в компьютерные игры, есть ли от этого польза?

Дети:   Да.

Робот: Какая?

Дети:   В компьютерных играх необходимо запоминать уровни, имена героев, ориентироваться по карте и быстро принимать решения.

Робот:   В процессе игры развивается моторная координация ребенка и мелкая мускулатура руки: ведь в любых играх вам необходимо нажимать на клавиши клавиатуры, манипулировать с мышью. А значит, совершенствуется совместная деятельность нескольких анализаторов: я подумал – соотнес с видимым на экране – нажал на кнопку или пошевелил мышкой – получил результат, видимый на мониторе. Компьютер может стать помощником, учебным пособием для вас. Он развивает творческие способности, открывает перед вами огромный, интересный мир. В этом случае положительное влияние компьютера зависит от индивидуальных особенностей: к примеру, одни дети начинают быстрее изучать языки, а другие – замечательно рисовать. К тому же, есть хорошие развивающие компьютерные игры для детей – а это отличный способ чему-то научиться, а умение пользоваться Интернетом может стать хорошей школой общения, и кроме того вы научитесь искать и отбирать нужную вам информацию.

Педагог:   А можно ли связать в будущем свою профессию с компьютером?

Дети:   Может быть и такое, что если кто-то из нас увлечется техникой, овладеет компьютером в совершенстве, то сможет починить компьютер, если он сломается и в дальнейшем станет специалистом в ремонте компьютеров!

Робот:   А может быть, кто-то из вас так увлечётся компьютерными программами, чатами, форумами, что захочет освоить программирование и написать сам программу! И выучится! И напишет! И станет высокооплачиваемым программистом!

Педагог:   Как мы видим, ребята, компьютер – вещь очень полезная и интересная. Но это одна сторона, которую мы знаем. Но есть еще и другая. Об этом мы поговорим после физкультминутки. Леня, проведи динамическую паузу.

Под музыку робот Леня проводит динамическую паузу. Далее робот рассказывает, а педагог показывает, как правильно организовать Рабочее место.

Робот:   Чтобы компьютер приносил только пользу, необходимо правильно обустроить свое Рабочее место. Во-первых, оно должно быть хорошо освещено, но не так, чтобы на монитор попадали блики от лампы или прямой солнечный свет. Стол, за которым вы сидите, должен подходить вам по росту. Ваши ноги не должны «болтаться», лучше подставить под ноги подставку. Монитор должен располагаться на расстоянии 45 см., это расстояние вытянутой руки. Врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и проветривание, а ещё неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем кактус у монитора якобы впитывающий вредное излучение.

Педагог: А теперь предлагаю повторить все, что мы узнали сегодня, так в чем же польза и вред компьютера?

Дети: Польза компьютера состоит в том, что он нам предоставляет широчайшие возможности для развлечения, обучения, общения, развития наших талантов и творческого потенциала! А вред будет только в том случае, если мы не будем соблюдать правила поведения и техники безопасности при работе на нем!

Педагог: Молодцы! Предлагаю поиграть на нашем сайте детских развивающих игр «Играемся». Включайте компьютеры, находите значок браузера Mozilla Firefox.

      2. «Самостоятельная работа детей по применению «нового» знания».

Дети самостоятельно включают компьютеры, находят значок браузера Mozilla Firefox, двойным кликом открывают его, в «закладках»  находят сайт «Играемся».

  1. Затруднения в работе.

Педагог оказывает детям индивидуальную помощь в поиске значка браузера Mozilla Firefox, осуществлении двойного клика, нахождении в меню программы «закладок» и сайта «Играемся», решении познавательных задач, следит за правильной посадкой и выполнением детьми правил техники безопасности.

Педагог: Продолжаем! Леня – передаю тебе слово!

Робот  рассказывает, а педагог показывает, как правильно организовать Рабочее место.

Робот: Спасибо! Как и все приборы, потребляющие электроэнергию, компьютер испускает электромагнитное излучение. Компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения. Считается, что электромагнитное излучение может вызвать расстройства нервной системы, снижение иммунитета, расстройства сердечнососудистой системы. Чтобы защитить себя от электромагнитного излучения необходимо монитор поставить в угол, так, чтобы излучение поглощалось стенами. И если вы не работаете на компьютере, не оставляйте его надолго включенным.

При работе за компьютером глаза находятся в постоянном напряжении, и со временем это может привести к снижению зрения и даже вызвать некоторые заболевания. И чтобы этого не случилось, необходимо также знать некоторые правила. Как мы уже сказали, монитор должен находиться на расстоянии не менее 45 см. от глаз (расстояние вытянутой руки), его верхняя точка должна находиться не ниже прямого взгляда (смотря прямо, вы видите верхний край монитора). Рабочее место должно быть достаточно освещенным, для того чтобы хорошо видеть остальные предметы с которыми вы работаете. При работе одновременно с книгой и монитором желательно, что бы они находились на одной высоте, для этого приобретите подставку для книг. Естественно как можно чаще прерывайте работу и давайте глазам отдохнуть (желательно каждые полчаса делать 10-15 минутный перерыв), причем, если с монитора переключиться на телевизор толку будет мало. Кроме того вы можете сделать простые упражнения.

Читайте также:  Тема опавшие листья польза или вред

Педагог: Повторяйте за мной!

Проводится гимнастика для глаз.

Зажмурьте глаза на ~ 10 секунд

Быстро моргайте в течение ~5-10 сек.

Сделайте несколько круговых движений глазами.

Робот: Если вы долго находитесь за компьютером, есть возможность развития искривления позвоночника. Одной из причин развития искривления позвоночника является не соблюдение правильной осанки. Таким образом, если вы и в детском саду за партой и дома за компьютером не сидите прямо, вполне можете приобрести искривление позвоночника. Надо отметить то что, искривление позвоночника может впоследствии привести к нарушению работы внутренних органов, что впоследствии скажется на здоровье.

Профилактика заболеваний позвоночника.

Для профилактики искривлений позвоночника следует:

  • Постоянно следить за своей осанкой, оптимально организовать своё рабочее место.
  • Как можно чаще прерывать нахождение в одной позе, вставать из-за стола, двигаться.
  • По возможности заниматься спортом, делать зарядку и т.д.
  • Заболевания органов дыхания, развивающиеся из-за долговременной работы с компьютером, имеют в основном аллергический характер. Это связано с тем, что во время долгой работы компьютера корпус монитора и платы в системном блоке нагреваются и выделяют в воздух вредные вещества. Нам пора подвигаться!

Проводится физкультминутка (под музыку дети повторяют движения за педагогом)

Педагог: Чтобы предотвратить заболевания органов дыхания необходимо соблюдать ряд требований, о которых вы должны знать и проинформировать своих родителей.

Профилактика заболеваний органов дыхания.

  • Как можно чаще делайте влажную уборку помещения и проветривайте его.
  • Для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой. Например, аквариум с рыбками.
  • После покупки компьютера, желательно включить и оставить его на несколько часов в проветриваемом помещении, так как новые платы и новый пластик из которого сделан корпус монитора при нагревании выделяют очень большое количество вредных веществ.

Длительная работа за компьютером связанна с постоянным раздражением из-за разных ситуаций. Наверное, нет такого человека, у которого ни когда не зависал компьютер с потерей, не сохраненной информации, не было проблем с какими либо программами, с первого дозвона не можете войти в Интернет и т.д. Таким образом, вы получаете психическую неуравновешенность. Необходимо соблюдать ряд правил, чтобы быть здоровым.

Профилактика нервных расстройств.

  • Как можно чаще прерывайте работу с компьютером, по возможности проводите больше времени на улице. Боль в руках, особенно в кисти правой руки, вызванная долгой работой за компьютером приобрела название синдрома запястного канала. Причиной возникновения боли является защемление нерва в запястном канале. Причиной же защемления нерва является постоянная нагрузка на одни и те же мышцы.
  • Для профилактики синдрома запястного канала следует позаботиться о хорошем обустройстве своего рабочего места, как можно чаще прерывать работу и выполнять небольшой комплекс упражнений для рук.

Проводится гимнастика для рук (дети повторяют движения за педагогом)

Упражнения для рук.
Чем чаще вы будете прерываться для выполнения упражнений, тем больше они принесут пользы.

  • Встряхните руки.
  • Сжимайте пальцы в кулаки (~10 раз)
  • Вращайте кулаки вокруг своей оси.
  • Надавливая одной рукой на пальцы другой руки со стороны ладони, как бы выворачивая ладонь и запястье наружу.

Педагог: А еще вы должны знать о правильном положении рук.

  • При работе с клавиатурой, угол сгиба руки в локте должен быть прямым (90 градусов)
  • При работе с мышкой кисть должна быть прямой, и лежать на столе как можно дальше от края.
  • Стул или кресло должно быть с подлокотниками, так же желательно наличие специальной выпуклости для запястья (коврик для мыши, например)

Педагог: Итак, ребята, как мы видим, компьютер – очень полезная, интересная и умная машина. Кем будет компьютер в вашей жизни, добрым помощником или монстром, который разрушает вашу жизнь и здоровье, зависит от вас и ваших родителей.

Педагог: Предлагаю поиграть на нашем сайте детских развивающих игр «Играемся». Включайте компьютеры, находите значок браузера Mozilla Firefox.

      4. «Самостоятельная работа детей по применению «нового» знания».

Дети самостоятельно включают компьютеры, находят значок браузера Mozilla Firefox, двойным кликом открывают его, в «закладках»  находят сайт «Играемся».

5. Затруднения в работе.

Педагог оказывает детям индивидуальную помощь в поиске значка браузера Mozilla Firefox, осуществлении двойного клика, нахождении в меню программы «закладок» и сайта «Играемся», решении познавательных задач, следит за правильной посадкой и выполнением детьми правил техники безопасности.

6. Подведение итога занятий.

Педагог: Ребята, давайте подведем итоги наших занятий и узнаем, чему вы научились.

На экране открыта презентация «Компьютер – друг или враг?» с изображением двух плакатов, на одном из которых записывается польза от компьютера, на другом  – вред. Полезных характеристик должно получиться больше.

Источник